Струнные щипковые инструменты доклад

Обновлено: 07.07.2024

Струнными называются музыкальные инструменты, источником звука в которых является вибрация струн. В международной классификации они именуются как хордофоны. Наиболее известными и популярными инструментами этого класса считаются: гитара, скрипка, альт, арфа, домбра, балалайка, кобыз, гусли, виолончель и многие другие.

Классификация струнных инструментов

Музыка образуется посредством колебания одной или нескольких сильно натянутых нитей, представляющих собой своеобразную тетиву. Называется это приспособление струной. Она натягивается между перемычками на корпусе инструмента. Различаются такие нити по материалу, из которых их изготавливают. Это может быть и медь, и серебро, и нейлон.

Сегодня выделяют следующие типы струнных инструментов:

1. Щипковые. Примерами являются гитары, гусли, балалайки, арфы, домбры, ситары, уды, укулеле и прочее. Здесь главным способом получения звучания является щипок. Это действие осуществляется либо пальцем, либо специальным плектром. Стоит отметить, что к данной классификации иногда относят и некоторые клавишные инструменты. Ярким примером является клавесин, где по струне вибрирует пластиковый язычок.

2. Смычковые. Самыми известными представителями этой группы являются такие струнные музыкальные инструменты, как скрипка, кобыз, контрабас, альт и виолончель. Для получения звука используется специальный смычок из дерева и натянутых волосков по концам конструкции. Ведение такого приспособления по струнам вызывает краткосрочную мелодичную вибрацию.

струнные музыкальные инструменты

3. Ударные. Эти струнные музыкальные инструменты требуют дополнительных аксессуаров для игры. Таковым является маленький молоточек. Ударным струнным инструментом в редких случаях считают фортепиано. Однако самым известным примером будут цимбалы. Примечательно, что все действия молоточком производятся самим играющим.

4. Остальные. Все прочие струнные музыкальные инструменты, которые не попали в общепринятую классификацию, принадлежат неопределенному виду. Например, эоловая арфа. Для звукоизвлечения потребуется колебание тетивы, вызванное потоком воздуха.

Разновидности струнных щипковых инструментов

Арфа – музыкальный инструмент, который известен миру по средневековым поэмам и легендам. Это один из самых популярных и красивых представителей группы струнных щипковых. В настоящее время существует множество разновидностей арф, отличающихся по форме, количеству струн и звучанию. Наибольшее распространение инструмент получил в Великобритании. Представляет собой каркас изогнутой формы с множеством параллельно натянутых струн. Поражает мелодичностью и мягким переливом тонов.

арфа музыкальный инструмент

Еще одним интересным щипковым инструментом является домбра, или дамбур. Считается национальным достоянием Казахстана. Представляет собой своеобразную гитару с двумя сильно натянутыми нейлоновыми струнами. Настраивается либо в квинту, либо в кварту. Лады должны быть жильными. Располагаются в самом верху грифа.

Самым популярным западным струнным инструментом считается мандолина. Звучание достигается щипковыми действиями по четырем двойным струнам. Отличаются такие инструменты по форме: удлиненные, лютневидные, плоскодонные. Необычным представителем является флорентийская мандолина, так как у нее пять струн.

Особенности гитары

Это самый распространенный инструмент в мире. Применяется как для сольного выступления, так и для аккомпанемента. Подходит для абсолютно любого направления и стиля музыки, от блюза до рока. К примеру, испанская гитара – струнный инструмент, который совместил в себе национальное звучание западноевропейских и арабских народов. Он состоит всего из пяти струн. Широкое распространение получил с XV века.

Также не лишним будет вспомнить о национальной русской гитаре. Ее принципиальным отличием является количество струн – семь. Появилась она только в начале XIX века. В то время по популярности этому инструменту не было равных. На нем играли такие виртуозы своего дела, как Михаил Высоцкий, Семен Аксенов, Андрей Сихра и многие другие великие музыканты.

гитара классическая

Тем не менее на сегодняшний день самой распространенной считается гитара классическая. Она бывает разных размеров, может отличаться креплениями грифа, однако одно остается неизменным – число струн. Их в классической гитаре должно быть шесть. Кроме того, она имеет конструкцию колкового механизма. Гитара классическая бывает акустической и электронной.

Уникальность балалаек

Это музыкальные русские народные инструменты (струнные по категории, щипковые по типологии). Балалайка имеет треугольный корпус и три струны. Для звукоизвлечения необходимо ударять пальцем по натянутым нитям одновременно. Такое действие в древности называлось бряцанием.

Балалайка – музыкальный инструмент, который является символом русской культуры наряду с гармонью. Корпус может быть от 60 до 170 см. По форме инструменты бывают слегка изогнутыми или овальными. Корпус состоит из шести отдельных сегментов. Верхушка грифа немного отогнута назад. Ладов может быть от 16 до 31. Струны на современных балалайках карбоновые. Благодаря этому достигается столь звонкое звучание.

Конструкция бандуры

Данный струнный щипковый инструмент считается в Украине народным. Корпус всегда овальный, имеется короткая шейка. Бандура – музыкальный инструмент с огромным количеством струн. В современных моделях их может быть до 64, в старинных вариациях – от 12 до 25. Тетива натягивается от края шейки до деки. Чем выше будет щипок по грифу, тем ниже будет звучание.

бандура музыкальный инструмент

Кроме того, бандура – музыкальный инструмент, который имеет отличительный тембр. Достигается он смешанным строем по регистрам. Для игры на бандуре следует защипывать струны. На пальцах должны быть надеты специальные наперстки.

Одни историки считают предком инструмента русские гусли, другие – кобзу. В некоторых летописях XIV века сохранились упоминания и рисунки, характеризующие некий музыкальный предмет, крайне распространенный в Киевской губернии.

Разновидности группы смычковых

Это преимущественно старинные народные струнные музыкальные инструменты. Названия самых распространенных из них: скрипка, альт, контрабас и виолончель. Все эти инструменты сегодня являются фундаментом любого симфонического оркестра. Еще одной разновидностью группы считается октобас. В партиях он фигурирует достаточно редко из-за низкого звучания. Для звукоизвлечения необходимо провести смычком по одной или нескольким струнам. Диапазон таких инструментов охватывает порядка семи октав.

типы струнных инструментов

Популярность к смычковым пришла в XVII веке. Уже тогда уличные музыканты научились совмещать разнотембровые инструменты в однородное звучание. Чаще всего такие импровизированные оркестры состояли из скрипачей и виолончелистов. Интересно, что для извлечения звука из контрабаса можно пользоваться и смычком, и пальцем.

Особенности группы ударных

Получение мелодии при игре на таких инструментах достигается легким ударом специального молоточка по струнам. Цимбалы являются самым ярким примером группы. Кроме того, иногда в качестве ударного инструмента используют фортепиано, где для этого есть специальный автономный механизм.

Другим небезызвестным представителем группы является клавикорд. Принцип игры на нем сводится к надавливанию на струны медными тангенотами. В результате получается специфическое звучание. От силы и частоты удара зависит тональность. Аналогичную процедуру можно проделать с гитарой или скрипкой. Иногда для усиления органичности звучания музыканты слегка ударяют пальцем или смычком по струнам.

Отдельным подвидом группы считаются гортанно-резонирующие инструменты. Примерами могут служить диджириду и варган.

Эоловая арфа не входит ни в одну из вышеописанных групп, так как главным приемом ее звукоизвлечения является колебание струны, вызванное движением воздуха. Благодаря этому достигается максимально душевная и тонкая мелодия. В древности такую арфу считали предметом богов.

струнные музыкальные инструменты названия


Есть отдельный вид струнных инструментов, к которым приделаны клавиши. В таком случае музыкант взаимодействует не напрямую с конструкцией звучания. Примером инструмента является клавесин. В нем струны цепляются маленькими язычками.

Некоторые инструменты представляют собой комбинированный тип. В средневековье их почитали бродячие музыканты. Они могли одновременно играть на щипковом струнном инструменте смычком в виде колесика.

Извлечение звуков

Для этой процедуры струна должна быть натянута до определенного предела. Любое касание к ней производит звук. Струны настраиваются так, чтобы в итоге музыкант мог взять желаемые ноты. Воздействовать на тетиву можно посредством щипка, удара, смычка, потока воздуха.

Чем сильнее будет натяжение струны и меньше ее толщина, тем тоньше получится звук. На тональность также влияет длина тетивы, количество ладов, размер корпуса и барабана, длина грифа. Мелодичность зависит от материала изготовления струны. Медные звучат звонче, серебряные – тоньше, нейлоновые – глухо и грубо и т. д.

На извлечение нот также влияет зажимание пальцами или предметом определенных ладов. При игре на гитаре это действие называется аккордом.

Воздействие на струны

Самая тяжелая и кропотливая процедура звукоизвлечения считается у скрипки. Для игры на этом инструменте смычок должен двигаться по струнам по центру между нижним порогом и накладкой грифа. Положение – перпендикулярное грани скрипки. Для изменения тембра следует сдвинуть смычок ближе к нижнему порогу корпуса.

Игра на щипковых инструментах требует знания определенной последовательности нот. Касание с тетивой происходит в середине барабана. И не имеет разницы, гитара это или русские струнные музыкальные инструменты, такие как балалайка или гусли.

русские струнные музыкальные инструменты

Для игры на клавишных первоначально следует выбрать предмет манипуляции: язычок, молоток или тангеноту. Прямого воздействия музыканта на струны нет.

Акустические инструменты

Струна во время вибрации будет всегда издавать тихий звук. Поэтому для усиления тональности были придуманы специальные конструкции. У щипковых инструментов они называются барабанами. Во время колебания звук попадает в замкнутое пространство, создавая эхо, и выходит из него усиленным в несколько раз. Чем больше барабан, тем выше громкость мелодии.

Акустические струнные музыкальные инструменты всегда делаются только из качественной древесины: ели или клена. Эти материалы отличаются прочностью, гибкостью и легкостью. Некоторые инструменты могут быть произведены на основе углеродных волокон (виолончель).

Электронное звучание

Для увеличения громкости в начале XX столетия в скрипках использовались так называемые диафрагменные резонаторы или раструбы. Подобные конструкции ранее применялись в механических граммофонах.

К 1920 году резонаторы постепенно начали исчезать, так как на их место пришли электронные звукоусилители. Их принцип действия основывался на магнитном звукоснимателе, который принимал колебания, преобразовывал их в мощный сигнал и выдавал ноты через динамики.

Со временем появились цельнокорпусные инструменты, в которых устранялись лишние шумы, скрипы и эхо. Современное усилительное музыкальное оборудование позволяет не только увеличивать громкость звучания, но и придавать ему дополнительные эффекты.

Доклад о происхождении и видах струнных инструментов. Используется на классном часе, уроках изо, музыки. Историческая справка и фотографии дают более полное представление о музыкальных инструментах.

Оценить 7826 0

ГБОУ СОШ № 601 Приморского района

Санкт-Петербурга

О дна из древнейших среди струнных инструментов - арфа.
Арфы можно увидеть на картинах о древнем Египте и они были очень большие около 2 метров в высоту.

Самая ранняя арфа, из еще сохранившихся - это инструмент от Шумерской цивилизации, приблизительно 3000 лет до н.э.

Современная арфа, используется солистами и в оркестрах

Арфа произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы,

которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы.

Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых любимых инструментов.

Арфа - струнный щипковый инструмент. Считается, одним из самых красивых музыкальных инструментов. Ее форма скрывает форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают до сих пор. Одни считают, что смычок появился в Индии, а потом уже перешел в Европу. Прабабушкой скрипки можно считать арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, которые появились в 13-15 веках. Немного раньше появилась виола, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.

В 16 веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Позже, там же в Италии, над звучанием скрипки работали всемирно известные мастера Антонио Страдивари , Никколо Амати и Джузеппе Гварнери .

Гитара, самый популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в разных музыкальных направлениях и стилях, таких как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие.

Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. А человек, который изготавливает и ремонтирует гитары называется лютье или гитарный мастер.

Считают, что гитара произошла от киннора,найденного при археологических раскопках;

музыкальные инструменты в древней Индии назывались– ситар и вина;

в древнем Египте – цитра, пабла и нефер;

в древнем Риме и Греции – кифара.

Раньше эти инструменты делали из куска дерева, панциря черепахи, или из высушенной тыквы.

У инструментов юэцинь и жуань, появившихся в Китае в 3 – 4 веках н. э., корпус был деревянный и собирался из нижней и верхней деки и обечайки, которая соединяла всю эту конструкцию вместе.

Около 6 века в Европе появились мавританские и латинские гитары, а довольно интересный инструмент виуэла появился позже в 15 – 16 веках, который был очень похож на современную гитару.

Позже появились: Акустическая гитара, Электрогитара, Бас-гитара

Самые первые изображения арфы, дошедшие до нас, относится к третьему тысячелетию до нашей эры! В своем первобытном, простейшем виде, арфа встречается у всех народов мира. Из самых ранних, дошедших до нас, исторических сведений, арфа присутствует у египтян, финикийцев, греков, тюрков, римлян. И это естественно, потому что натянутая тетива лука, подталкивает человека зацепить за тетиву, появляется желание извлечь звук, а это уже первый музыкальный инструмент! Первые арфы и лиры имели несколько струн – от трех до одиннадцати. Лира, следующей ступенью развития которой, стала кифара, использовалась только в античные времена, позднее лира не встречается. С X по XIX век широко используется колесная лира, или органиструм, смычковая лира и далее гитара – лира. Древние наделяли арфу и лиру, магическими свойствами, семиструнная лира в древнегреческой мифологии олицетворяет собой семисложные структуры физического мира, а звуки, издаваемые лирой – высвобождение энергии материей, способ искупить грехи человека. Те же аналогии просматриваются и в других древних культурах и религиях. Фундаментальная мысль, общая для всех древних культур – на высшем своем уровне, искусство есть дифференциация первичной энергии – устроение вселенной.

Арфа. Современная академическая арфа изобретена в 1810 году во Франции С. Эраром. Это деревянная рама, треугольной формы, верхняя часть изогнута в виде волны, внутри натянуты струны разной длины и настройки. На арфе имеется педальный механизм с семью педалями, и каждая из педалей, перемещается в трех позициях. Этот механизм позволяет повышать строй арфы на пол тона или тон, тем самым перестраивать инструмент во все тональности мажора – минора. Струн обычно 44, иногда добавляют от 1 до 4 струны. Строй у арфы – диатонический, диапазон от ДО первой октавы, до СОЛЬ четвертой октавы. Тембр нежный, мягкий, серебристый. Техника игры разнообразна – арпеджио, аккорды, флажолеты, глиссандо, используется в основном как аккомпанирующий инструмент, но есть и виртуозы сольной игры на арфе.

Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент, произошел от уда, но имеет свои отличия. Форма – овальная, корпус склеенный из деревянный тонких брусочков, широкая короткая шейка с отогнутой назад головкой, верхняя дека плоская, с большим резонаторным отверстием в центре. Количество струн вначале было 6-11, первая одинарная, а со временем увеличилось до 24 (парных). Более всего были распространены лютни с 6-8 струнами, настройки кварто – терцовыми. До XVI века лютня не имела ладов, но в последствии, мастера стали добавлять лады, вначале до 4, а потом довели до 11. Звук извлекали щипком, иногда плектром, по тембру звучания лютня похожа на гитару. Широко стала известной в эпоху Возрождения, на ней играли как профессионалы, так и любители. На ней аккомпанировали пению, играли соло, вводили в различные по составу ансамбли. Пик популярности лютни относится к XVI-XVII векам, количество различных художественных полотен, гравюр, рисунков, с изображением играющих на лютне музыкантов, свидетельствует большом распространении этого инструмента в странах Европы. Так продолжалось до середины XVIII века, пока лютню окончательно не вытеснила гитара, и другие клавишные инструменты – клависин и клавикорд. В XIX веке интерес к лютне и музыке, написанной для лютни, возникает вновь. Но конструктивно, лютня XIX века практически не отличается от гитары, за исключением формы корпуса. Обширная музыкальная литература, созданная для лютни, записывалась при помощи табулатуры, так, как записывается современная гитара.

Для гитары написано множество произведений. В первой половине XIX века гитарное искусство переживает небывалый подъем, для нее пишут Вебер, Паганини, Берлиоз, выдающиеся гитаристы – виртуозы Джулиани, Сор, Агудо. В России – для семиструнной гитары – Сихра, Аксенов, Морков.

Новый расцвет гитарного искусства начинается в начале XX века, когда испанский гитарист Таррега утвердил значение гитары, как сольного инструмента. Из его школы выходят мастера – виртуозы – Пухоль, Льобет, Анидо. Произведения для крупнейшего гитариста современности Сеговии пишут композиторы Западной Европы – Родриго, Тансман, Торроба, Фалья, Южной Америки – Вила – Лобос, Понсе.

В наше время, наряду с огромным множеством гитарных фирм, мастера ищут альтернативные формы инструмента, экспериментируют с конструкциями, материалом, тембром звука. Это свидетельство того, что гитара живет и развивается, и найдется умелец, который шагнет дальше – родится новый инструмент…

Балалайка – народный струнный щипковый инструмент. Первые упоминания относятся к началу XVII века. Корпус склеенный из деревянных пластин, треугольной формы, гриф длинный, слегка отогнутой назад, с лопатообразной головкой. Дека плоская с одним большим или несколькими маленькими резонаторными отверстиями. Вначале у балалайки было навязано 5 ладов, дающих диатонический строй. Струн – три. Звук извлекается бряцанием указательного пальца правой руки сверху вниз и обратно по всем струнам. Звучала балалайка звонко и весело. Широко использовалась в народе для сольной игры, в ансамблях, для аккомпанемента пению. В 1880 году, по распоряжению В. Андреева, мастера Ф. Пасербский и С. Налимов усовершенствовали конструкцию балалайки. Усовершенствованный инструмент получил лучшие резонансные свойства, более короткий гриф, на котором лады врезались, располагаясь по ступеням хроматической гаммы. Было создано семейство новой конструкции балалаечных – дискант, пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас и контрабас. Однако, кроме дисканта и тенора, эти инструменты не получили дальнейшего распространения. В 1896 году на всех балалайках был установлен квартовый строй. В современное время, балалайка – дискант и тенор используется в оркестрах народных инструментов.

Мандолина – струнный щипковый инструмент лютневого семейства. Возникла в Италии, где она является народным инструментом. Существует множество разновидностей мандолины, различающихся по форме корпуса, строю, количеству струн - флорентийская, генуэзская, падуанская, неаполитанская. Наибольшее распространение получила неаполитанская мандолина. Ее корпус овальный, клееный из деревянных брусков, гриф с врезными ладами, головка плоская с механическими колками. Строй как у скрипки квинтовый, парные струны, звук звонкий, чистый, яркий извлекается плектром – медиатором. Ансамбли в сочетании с гитарами называют неаполитанскими. Существуют также оркестровые разновидности мандолин – мандолина – альт, мандолина – -виолончель, мандолина – бас. Для мандолины писали Л. Бетховен, А. Вивальди.

Домбра (думбыра, думбрак)– народный струнный щипковый инструмент,домбра восточного казахстана распространенный у народов Средней Азии. Существует две основных разновидностей домбры – западного Казахстана – грушевидной формы клееного или долбленного деревянного корпуса, длинным грифом, навязанными ладами, другой – восточного Казахстана лопатообразной или треугольной формы. Имеет две струны, одна из которых, мелодическая. Исполнение на домбре богато штриховой техникой правой руки, на западно – казахской домбре возможно исполнение виртуозных пьес. Эта домбра была реконструирована, усовершенствованы резонаторные свойства корпуса, появились врезные металлические лады, появилась механическая колковая система. В оркестрах казахских народных инструментов, домбре отводится солирующая роль.

Домра – древнерусский народный щипковый инструмент, первые упоминания относятся к XVII веку. Изображений и описаний инструмента не сохранилось, и в 1896 – 1900 годах, Андреев совместно с мастером С. Налимовым, реконструировал древнерусскую трехструнную домру квартового строя и создал семейство инструментов – пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. В 1908 – 1917 годах, мастерами Г. Любимовым и С. Буровым, была сконструировано семейство четырехструнных домр от пикколо до контрабаса квинтового строя, положивших начало домровому оркестру. Форма корпуса округлая, склеенная из деревянных сегментов, гриф небольшой с врезными ладами, с чуть отогнутой головкой. Дека плоская, с большим резонаторным отверстием посредине. Звук звонкий, теплый, извлекается при помощи плектра – медиатора. Благодаря квинтовому строю, техническим возможностям инструмента, домристам подходит скрипичный репертуар. Четырехструнная домра больше распространена на Украине, а в народных оркестрах группа домр аналогична скрипкам в симфоническом оркестре.

Банджо – струнный щипковый инструмент. В XVII веке из Западной Африки, вместе с рабами, был завезен в США, где получил распространение. Первые банджо имели корпус в виде плоского барабана, с кожаной мембраной, длинную шейку без ладов, на головку навязывались 4-9 струны, вначале жильных, первая была мелодической, остальные служили сопровождением. В 30-х годах XIX века банджо был реконструирован. В шейку врезали лады, увеличили количество струн 5. Современные модели изготавливаются с применением металлической или деревянной обечайки, натягивается пластиковая мембрана на открытый снизу или сверху деревянный обод металлическими болтами, на плоской головке механические колки. С возникновением джаза, банджо входило в ритм-группу. С начала 40-х годов, в ритм-группе банджо вытесняет гитара, и появляются различные комбинации банджо. Банджо-мандолина – оснащена 4 парными струнами, банджо-тенор – 4 струнами и имеет строй смычкового альта, банджо-гитара - 6 струн, строй гитары, банджо-укулеле – применяется редко. Звук у банджо резкий, острый, быстро затухающий. Играют на инструменте специальными плектрами, которые надевают на пальцы или медиатором. В данное время используется в стилях – кантри, диксиленд, традиционный джаз.

Бандура – народный украинский струнный щипковый инструмент. По конструкции и звукоизвлечению бандура родственна русским гуслям. Произошла от кобзы, первые упоминания относятся к XV веку, изображения – к XVII веку. Первые бандуры изготавливались из цельного куска дерева, корпус имеет грушевидную или овальную форму, дека плоская с звездообразными резонаторными отверстиями. Короткая шейка без ладов заканчивается небольшой головкой. В истории развития инструмента, количество струн менялось – от 7-9 до 20-33 струн. Строй у современных бандур – хроматический, звучит мягко, приглушенно, используется для сопровождения пению.

К группе щипковых относится довольно большое количество музыкальных инструментов. Это арфа, гитара, балалайка, лютня, мандолина, домбра и многие другие. Как появились самые знаменитые из них, дошедшие до наших дней? История многих из этих музыкальных инструментов насыщена интересными фактами.

щипковый музыкальный инструмент

Откуда появилась арфа?

Игра на арфе в Ирландии

Когда-то очень почитаемы были ирландские арфисты. В далекие времена они стояли на следующем уровне иерархии после вождей. Часто арфисты были слепыми – под их игру читали стихи ирландские барды. Музыканты исполняли древние саги, используя маленькую переносную арфу. Этот щипковый музыкальный инструмент звучит очень мелодично. Его очень часто используют композиторы, когда нужно создать таинственную обстановку или представить слушателю загадочный природный образ.

струнный щипковый музыкальный инструмент

Откуда берет начало современная гитара?

Исследователи истории музыки до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос о появлении гитары. Инструменты, которые являются ее прообразами, датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Есть мнение, что происхождение гитары также связано с использованием охотничьего лука. Прародители современной гитары найдены геологами в раскопках поселений древних египтян. Здесь этот щипковый музыкальный инструмент появился около 4 тысяч лет назад. Предположительно, именно из Египта он был распространен по всему побережью Средиземного моря.

Кифара – прародительница испанской гитары

какой щипковый музыкальный инструмент

История балалайки на Руси

Всем известен струнный щипковый музыкальный инструмент, который стал одним из национальных символов Руси, – это балалайка. Когда она появилась в России, никто однозначно сказать не может. Есть предположение, что балалайка ведет свое происхождение от домбры, на которой играли киргиз-кайсаки. Самые ранние упоминания о балалайке в истории датируются 1688 годом.

Однако достоверно одно – сам этот щипковый музыкальный инструмент был изобретен простым народом. Крепостные крестьяне, чтобы хоть ненадолго забыть о своей тяжелой доле, любили повеселиться и поиграть на балалайке. Использовали ее и скоморохи, разъезжавшие по ярмаркам с представлениями.

Печальная история связана с запретом на использование балалайки царем Алексеем Михайловичем. Разгневанный правитель в свое время приказал уничтожить весь щипковый музыкальный инструмент, имевшийся у населения. Если же кто посмеет ослушаться царя, будет подвергнуть жестокой порке и отправлен в ссылку. Однако после смерти самодержца запрет был отменен, и балалайка снова зазвучала в русских избах.

Национальный музыкальный инструмент Грузии

 грузинский щипковый музыкальный инструмент

Как появилось банджо

Этот музыкальный инструмент всегда ассоциируется с американским стилем кантри. Однако банджо может гордиться намного более древней историей. Ведь оно имеет африканские корни. Считается, что впервые на банджо стали играть чернокожие невольники, которые были привезены на американские земли. Сам же музыкальный инструмент родом из Африки. Изначально для создания банджо африканцами использовалось даже не дерево, а тыква. На нее натягивали струны из конских волос или конопли.

Читайте также: