Структура транспортного права доклад

Обновлено: 18.05.2024

Транспортный комплекс России – обширный сектор народного хозяйства, обеспечивающий потребности экономики страны и населения в перевозках, влияющих на эффективность производства и качество жизни народа. Поэтому совершенствование государственного регулирования транспортных отношений – одно из важнейших направлений правовой реформы, а знание транспортного законодательства – обязательное условие высокой квалификации каждого специалиста-транспортника.

Настоящий учебник содержит материалы правовых основ деятельности транспортного комплекса страны и включает в свой состав основы правового регулирования: морского и речного водного транспорта; воздушного транспорта; автомобильного транспорта; железнодорожного транспорта; трубопроводного транспорта и городского транспорта общего пользования.

В указанных разделах рассмотрены основы, как российского национального права, так и международного права.

В соответствии с общей теорией права верхним звеном системы права является отрасль права, представляющая собой наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы норм.

Транспортное право, как отрасль, само подвергается известной систематизации (дифференциации), причем его система одновременно входит в общую систему права.

Базу такой дифференциации составляет выделение основных, общих для всей отрасли положений — Общей части.

Общая часть транспортного права включает основные положения о понятии, возникновении, осуществлении и защите прав и ответственности, субъектах и объектах транспортного оборота, правовом регулировании транспортных пространств, а также о сроках и некоторые другие правила общего порядка, применимые ко всем транспортным правоотношениям. Она имеет важное системообразующее, теоретико-познавательное и вместе с тем практическое, правоприменительное значение, ибо составляющие ее правила так или иначе учитываются при применении всех других норм.

С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть транспортного права. Но это понятие применительно к транспортному праву обычно не используется, ибо многообразие составляющих его норм столь велико, что неизбежно требует дальнейшей развернутой дифференциации. Прежде всего, транспортное право делится на подотрасли — наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и имеющих свои общие положения.

В соответствии с классификатором правовых актов (с изменениями на 28 июня 2005 года)

- Управление в сфере транспорта

- Иные специализированные виды транспорта

- Транспортное обслуживание населения

- Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги

- Борьба с аварийностью. Безопасность движения

- Перевозка грузов. Погрузочно-разгрузочные работы

В настоящее время в юридической науке выделяют в российском транспортном праве шесть подотраслей, к ним относятся:

- морское транспортное право;

- внутреннее водное (речное) транспортное право;

- воздушное транспортное право;

- автомобильное транспортное право;

- железнодорожное транспортное право;

- право трубопроводного транспорта.

В определенной степени в стороне остается право городского транспорта общего пользования.

В свою очередь, каждая из этих подотраслей может быть разделена на две части, регулирующих как чисто национальные внутренние перевозки, так и перевозки международные.




Международная составляющая каждой подотрасли транспортного права регулирует имущественные отношения, осложненные иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота, связанного с перевозками грузов и пассажиров.

Иностранный элемент, осложняющий имущественные отношения, проявляется в следующих признаках:

1. Если одна из сторон (гражданин, юридическое лицо или государство) является иностранной. Например, когда российский перевозчик является арендатором иностранного воздушного судна.

2. Если объект, в связи с которым возникают имущественные отношения, находится за границей. Например, затонувшее имущество в территориальном море иностранного государства может служить предметом спора между сторонами, принадлежащими к одному государству. В этом случае в их отношения "вторгается" иностранное право.

3. Если юридические факты, то есть события, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, имели место за границей. Примером могут служить деликты, связанные с аварией российского самолета на территории иностранного государства.

Эти признаки могут присутствовать в иностранном элементе в любой комбинации - один, два или все три.

Международная составляющая транспортного права включает прежде всего так называемые коллизионные нормы, которые сами по себе не регулируют отношения, осложненные иностранным элементом, а лишь отсылают к нраву подлежащему применению.

Кроме того, в состав международной составляющей транспортного права входят материальные нормы, непосредственно регулирующие отношения с иностранным элементом.

Коллизионные нормы могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в международных конвенциях. Аналогично в состав транспортного права входят материальные нормы национального законодательства, регулирующие отношения с иностранным элементом, а также соответствующие нормы международных договоров.

Как коллизионные, так и материально-правовые нормы, входящие в состав действующих международных договоров, называют унифицированными нормами.

Совокупность международно-правовых норм, объединенных общим объектом правового регулирования, составляет следующий уровень правовой системы – институт.

Так, наиболее развитыми институтами подотрасли морского транспортного права являются институты морской перевозки, аварийных морских происшествий, лоцманской проводки и т.д.

Предмет и метод являются основанием для деления права на отрасли. Если предмет – это общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью, на которые воздействуют нормы конкретной отрасли права, то метод – это система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими приемами регулирования.

Таким образом, образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а в результате обособления отдельной группы общественных отношений и формирования особого регулятивного режима (метода).

В правовой науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права. К базовым относятся государственное, уголовное, административное право и др. В то же время в правовой системе имеются образования комплексного характера, такие как: банковское, таможенное, природоохранное, коммерческое право. К ним же относится и транспортное право.

Вместе с этим в качестве учебной дисциплины российское транспортное право является вполне самостоятельным предметом, содержащим большой правовой массив, который отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, которые требуют правового регулирования и поддаются такому регулированию.

Предметом транспортного права являются общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров и багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса.

Транспортный комплекс России – обширный сектор народного хозяйства, обеспечивающий потребности экономики страны и населения в перевозках, влияющих на эффективность производства и качество жизни народа. Поэтому совершенствование государственного регулирования транспортных отношений – одно из важнейших направлений правовой реформы, а знание транспортного законодательства – обязательное условие высокой квалификации каждого специалиста-транспортника.

Настоящий учебник содержит материалы правовых основ деятельности транспортного комплекса страны и включает в свой состав основы правового регулирования: морского и речного водного транспорта; воздушного транспорта; автомобильного транспорта; железнодорожного транспорта; трубопроводного транспорта и городского транспорта общего пользования.

В указанных разделах рассмотрены основы, как российского национального права, так и международного права.

В соответствии с общей теорией права верхним звеном системы права является отрасль права, представляющая собой наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы норм.

Транспортное право, как отрасль, само подвергается известной систематизации (дифференциации), причем его система одновременно входит в общую систему права.

Базу такой дифференциации составляет выделение основных, общих для всей отрасли положений — Общей части.

Общая часть транспортного права включает основные положения о понятии, возникновении, осуществлении и защите прав и ответственности, субъектах и объектах транспортного оборота, правовом регулировании транспортных пространств, а также о сроках и некоторые другие правила общего порядка, применимые ко всем транспортным правоотношениям. Она имеет важное системообразующее, теоретико-познавательное и вместе с тем практическое, правоприменительное значение, ибо составляющие ее правила так или иначе учитываются при применении всех других норм.

С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть транспортного права. Но это понятие применительно к транспортному праву обычно не используется, ибо многообразие составляющих его норм столь велико, что неизбежно требует дальнейшей развернутой дифференциации. Прежде всего, транспортное право делится на подотрасли — наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и имеющих свои общие положения.

В соответствии с классификатором правовых актов (с изменениями на 28 июня 2005 года)

- Управление в сфере транспорта

- Иные специализированные виды транспорта

- Транспортное обслуживание населения

- Тарифы, сборы и льготы на транспортные услуги

- Борьба с аварийностью. Безопасность движения

- Перевозка грузов. Погрузочно-разгрузочные работы

В настоящее время в юридической науке выделяют в российском транспортном праве шесть подотраслей, к ним относятся:

- морское транспортное право;

- внутреннее водное (речное) транспортное право;

- воздушное транспортное право;

- автомобильное транспортное право;

- железнодорожное транспортное право;

- право трубопроводного транспорта.

В определенной степени в стороне остается право городского транспорта общего пользования.

В свою очередь, каждая из этих подотраслей может быть разделена на две части, регулирующих как чисто национальные внутренние перевозки, так и перевозки международные.

Международная составляющая каждой подотрасли транспортного права регулирует имущественные отношения, осложненные иностранным элементом, возникающие в процессе международного экономического оборота, связанного с перевозками грузов и пассажиров.

Иностранный элемент, осложняющий имущественные отношения, проявляется в следующих признаках:

1. Если одна из сторон (гражданин, юридическое лицо или государство) является иностранной. Например, когда российский перевозчик является арендатором иностранного воздушного судна.

2. Если объект, в связи с которым возникают имущественные отношения, находится за границей. Например, затонувшее имущество в территориальном море иностранного государства может служить предметом спора между сторонами, принадлежащими к одному государству. В этом случае в их отношения "вторгается" иностранное право.

3. Если юридические факты, то есть события, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, имели место за границей. Примером могут служить деликты, связанные с аварией российского самолета на территории иностранного государства.

Эти признаки могут присутствовать в иностранном элементе в любой комбинации - один, два или все три.

Международная составляющая транспортного права включает прежде всего так называемые коллизионные нормы, которые сами по себе не регулируют отношения, осложненные иностранным элементом, а лишь отсылают к нраву подлежащему применению.

Кроме того, в состав международной составляющей транспортного права входят материальные нормы, непосредственно регулирующие отношения с иностранным элементом.

Коллизионные нормы могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в международных конвенциях. Аналогично в состав транспортного права входят материальные нормы национального законодательства, регулирующие отношения с иностранным элементом, а также соответствующие нормы международных договоров.

Как коллизионные, так и материально-правовые нормы, входящие в состав действующих международных договоров, называют унифицированными нормами.

Совокупность международно-правовых норм, объединенных общим объектом правового регулирования, составляет следующий уровень правовой системы – институт.

Так, наиболее развитыми институтами подотрасли морского транспортного права являются институты морской перевозки, аварийных морских происшествий, лоцманской проводки и т.д.

Предмет и метод являются основанием для деления права на отрасли. Если предмет – это общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью, на которые воздействуют нормы конкретной отрасли права, то метод – это система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими приемами регулирования.

Таким образом, образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а в результате обособления отдельной группы общественных отношений и формирования особого регулятивного режима (метода).

В правовой науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права. К базовым относятся государственное, уголовное, административное право и др. В то же время в правовой системе имеются образования комплексного характера, такие как: банковское, таможенное, природоохранное, коммерческое право. К ним же относится и транспортное право.

Вместе с этим в качестве учебной дисциплины российское транспортное право является вполне самостоятельным предметом, содержащим большой правовой массив, который отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, которые требуют правового регулирования и поддаются такому регулированию.

Предметом транспортного права являются общественные отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров и багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса.

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства в нашей стране осуществляется несколько своеобразно. Гражданский кодекс Российской Федерации в гл.40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет. Так, они нашли свое отражение в недавно принятых Воздушном кодексе Российской Федерации (1997 г.,), Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.,), Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.,), Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.,). В то же время сохраняют силу кодификационные акты транспортного законодательства, принятые в период существования СССР, например Устав автомобильного транспорта (1969 г.,). Он применяется в части, не противоречащей положениям гл.40 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующему законодательству, и будет иметь силу до принятия нового устава. Вместе с ними продолжают действовать нормативные акты, изданные в их развитие, - Правила перевозок грузов, пассажиров, инструктивные указания Государственного арбитража СССР по вопросам, имеющим отношение к транспорту.

Транспортное законодательство: его система и структура

В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом, перевозка пассажиров и т.д.).

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку - по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые. К кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.

Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.

Например, такими актами на транспорте являются Правила перевозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транспорта, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах и кодексах.

В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного). В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).

Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации, гл.40 которого посвящена перевозке грузов и пассажиров. В статьях 784-800 ГК РФ регулируются положения, являющиеся общими для всех видов транспорта: понятие договора перевозки грузов и пассажиров; вопросы ответственности за утрату, порчу, недостачу и повреждение груза или багажа; порядок предъявления претензий и исков и т.д.

Особенностью этих актов является то, что в них регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.

В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы об отдельных видах транспорта. Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и ведомствами, их компетенции, структуре. В эту систему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести все транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время на территории нашей страны. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г.; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.; Устав автомобильного транспорта 1969 г.

Каково же соотношение этих кодификационных актов с Гражданским кодексом Российской Федерации?

В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортных актов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что Гражданский кодекс - отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железнодорожного транспорта, Кодекс внутреннего водного транспорта - кодификационные акты комплексного характера, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. Гражданский кодекс приобретает, например, для Кодекса торгового мореплавания в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в ст.1 Кодекса торгового мореплавания. Хотя указание, аналогичное ст.1 Кодекса торгового мореплавания, отсутствует в других кодификационных транспортных актах, фактически они находятся в таком же положении в силу существующей логической и системной связи между ними и Гражданским кодексом.

В основе вертикальной структуры системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Во главе отдельных системных образований транспортного законодательства стоят крупные кодификационные акты. Это транспортные уставы и кодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя и принимаются и утверждаются одним и тем же органом. Особенно четко это можно проследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующих отношения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте.

Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд и другие ведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров. Именно Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров содержат конкретизирующие нормы. Правила перевозки грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре и составления актов в случае неисправной перевозки грузов.

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров состоят из пяти разделов. Они детально регулируют порядок перевозок пассажиров и багажа, ручной клади, порядок контроля при перевозках, всякого рода доплаты и т.д.

Правила перевозки и другие нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в них в установленном порядке, публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов, которые издаются транспортными ведомствами.

Конкретизация отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, осуществляется на основании Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях, которые были утверждены еще Министерством гражданской авиации СССР.

В соответствии с этим постановлением Федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральные авиационные правила утверждаются и вводятся в действие:

правительством Российской Федерации, если это определено Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;

министерством обороны РФ - в области государственной авиации; Министерством транспорта РФ - в области гражданской авиации.

Статья 136 Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 г. установила, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Воздушному кодексу 1997 г. Изданные до введении в действие Воздушного кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Статья такого же содержания (ст.428) включена в действующий с 1 мая 1999 г. Кодекс торгового мореплавания.

Таким образом, вертикальная структура системы нормативных актов на железнодорожном, морском и воздушном транспорте одинакова. Возглавляют эту систему кодексы (уставы), далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты, принятые транспортными министерствами, имеющие обязательный характер для соответствующих ведомств.

Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регулирующего отношения на речном транспорте, занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 72 были утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте.

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте, является Устав автомобильного транспорта РСФСР.

Естественно, не все вопросы, связанные с перевозками грузов и пассажиров, нашли должное отражение в Уставе автомобильного транспорта РСФСР.

Указанные постановления конкретизируют деятельность автомобильного транспорта при перевозке грузов, руководствуясь постановлениями Правительства Российской Федерации по этому вопросу. Дальнейшая конкретизация порядка перевозки грузов и пассажиров осуществляется в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации. Всего в настоящее время на территории Российской Федерации действует целый ряд законодательных актов, регулирующих наряду с Уставом перевозку грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом.

Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система транспортного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение.

Заключение

Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т.д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы. Это позволяет лучше понять и оценить действующее транспортное законодательство, сделать правильные выводы в отношении некоторых проблем, существующих в транспортных обязательствах в настоящее время, и, кроме того, выработать свою точку зрения на те или иные положения транспортного законодательства.

Список использованной литературы


Транспорт как отрасль материального производства не создает новых материальных ценностей и не увеличивает богатства общества.

Транспорт является связующим звеном экономики страны. Транспорт охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Продукцией транспорта является деятельность территориальному перемещению груза и людей.

В соответствии с общей теорией права основным элементом системы права является отрасль права , представляющая собой наиболее широкое объединение правовых норм , регулирующих определенный вид общественных отношений . Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющих существенную роль в организации общественной жизни.

Отрасли права - наиболее крупные элементы структуры права. Предмет и метод являются основаниями для деления права на отрасли. Если предмет - это общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью, на которые воздействуют нормы конкретной отрасли права, то метод - это система регулятивного воздействия, которое характеризуется специфическими приемами регулирования.

Таким образом, образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а в результате обособления отдельной обособленной группы общественных отношений в отношении (предмета) и формирования особого регулятивного режима (метода).

Другими словами, предмет и метод представляют собой необходимые условия отграничения одной отрасли права от другой.

М есто транспортного права в системе российского права

В правовой науке принято выделять базовые и комплексные отрасли права.

К базовым относятся государственная , уголовная , гражданская , административная и др. отрасли.

В то же время в правовой системе имеются образования комплексного характера , такие как: транспортное , банковское , коммерческое , таможенное , природоохранительное право .

Эти образования являются комплексными , поскольку нормы, в них входящие, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях (например: нормы транспортного права можно совершенно точно распределить по таким основным отраслям, как административное право, гражданское право, земельное право, процессуальное право).

С точки зрения принципов построения российской системы права, транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, государственное, административное, гражданское, трудовое, уголовное право и т.д.

Следовательно, транспортное право - это комплексная отрасль , содержащая нормы, которые по своей природе являются административными, трудовыми, гражданскими и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования, т.к. они почти все прописаны в основных отраслях права.

с истема транспортного права

Особенностью транспортного права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные отношения, регулируемые административным правом и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом.

Следовательно, транспортное право регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой.

Объединение норм различных отраслей в единый правовой комплекс транспортного права состоит в регулировании деятельности отдельных видов транспорта как единой транспортной системы .

Т ранспортное законодательство

Транспортное право – это совокупность норм права, а транспортное законодательство – это система (совокупность) нормативно-правовых актов регулирующих транспортные отношения.

Конституция РФ, как Основной закон государства, выступает юридической базой транспортного законодательства.

Транспортное законодательство является наиболее кодифицированным массивом нормативно-правовых актов в российском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентами.

В транспортном законодательстве отражается особенность договоров заключенных транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры (например, ограниченная ответственность перевозчика за нарушение договорных обязательств, предъявление претензий и исков к перевозчикам).

В транспортном законодательстве действует большой количество императивных норм (правила, которые не могут быть изменены по каким-либо иным условиям).

И сточники права

В юридической науке, когда говорят об источниках права , имеют в виду формы, в которых выражена та или иная правовая норма.

Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В результате правотворческой деятельности государства норма становится юридической . Следовательно, источники права это тоже результат этой правотворческой деятельности государства.

В результате правотворческой деятельности государство может либо формулировать, либо санкционировать какое-либо правило (модель поведения), т.е. норму.

П редмет транспортного права

Предметом транспортного права являются общественные отношения , связанные с транспортировкой грузов, пассажиров, багажа и возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, а также между самими перевозчиками как одного, так и разных видов транспорта при осуществлении перевозочного процесса.

В системе транспортного права различают следующие специальные части транспортного права : морское право, внутреннее водное (речное) право, железнодорожное право, автомобильное (автотранспортное) право, воздушное право, космическое право.

Следовательно, транспортное право это комплексная отрасль, содержащая нормы различных отраслей находящихся в свою очередь в различных специальных частях права.

Отсюда можно сделать вывод о том, что подход к изучению транспортного права должен быть комплексным и системным с последовательным изучением элементов транспортного права, как единой иерархической структуры. Поэтому, на начальной стадии соприкосновения с такой отраслью права как транспортное право нередко возникают вопросы, связанные с отсутствием четкой структуризации данной отрасли. Хотя при более глубоком изучении данной отрасли видно, что это иерархическая система с уровнями вложенности по горизонтали и вертикали.

Иерархическая структура внутригосударственного транспортного права приведена на рис. 1.

Гост

ГОСТ

Общая характеристика транспортного права

Жизнь современного человека немыслима без использования самых разнообразных транспортных средств. Кроме того, транспорту во всем его многообразие принадлежит важнейшая роль в развитии экономики любого государства. В частности, в юридической литературе отмечается, что проводя характеристику транспорта в настоящее время совершенного обоснованно можно говорить о выделении следующих предназначений транспорта:

  • Транспорт решает производственные задачи обеспечительного характера, причем как в локальных, так и в транснациональных масштабах;
  • Транспорт способствует обращению продукции, производимой в производственной сфере и сфере сельского хозяйства;
  • Транспорт обеспечивает нужды капитального строительства, и иных секторов экономики;
  • Транспорт способствует удовлетворению потребностей отдельных граждан и организаций в перевозках.

Таким образом, с учетом той роли и значения, которые принадлежат транспорту в жизни человека и национальной экономике, абсолютно четко прослеживается необходимость в детальном правовом регулировании и упорядочении общественных отношений в соответствующей сфере.

В этой связи, в настоящее время в юридической науке многими исследователями поддерживается идея о целесообразности выделения обособленной комплексной отрасли – транспортного права.

Понятие и предмет транспортного права

В силу того, что транспортное право является относительно новой сферой правового регулирования, в юридической науке в настоящее время отсутствует общепризнанное понимание рассматриваемой отрасли, а также четкое определение того места, которое занимает транспортное право в национальной правовой системе Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Так, некоторые исследователи уже сейчас обосновывают необходимость признания самостоятельности отрасли транспортного права, предлагая понимать под таковой:

Транспортное право, как самостоятельная отрасль российского права – это система юридических норм, содержащихся в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , Гражданском законодательстве По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Гражданское право подробнее , а также транспортных законах и уставах, регулятивное воздействие которых направлено на упорядочение транспортной деятельности, связанной с разного рода перевозками пассажиров и грузов.

Подобное понимание транспортного права, безусловно, имеет право на существование, однако не является превалирующем в отечественной юридической науке. Гораздо большее распространение получила точка зрения о том, что транспортное право в современных условиях выступает комплексной отраслью правового регулирования, в том числе в связи с обозначенными выше особенностями системы источников рассматриваемой отрасли. Те, авторы, которые поддерживают идею о комплексном характере транспортного права, предлагают понимать под ним:

Транспортное право, как комплексная отрасль права – это комплекс юридических норм, регулирующих отношения договорного, управленческого, трудового и процессуального характера в области транспортной деятельности по организации и осуществлению перевозок.

Такое понимание транспортного права представляется удачным, и позволяет сформировать общее представление о тех элементах, которые составляют предмет соответствующей отрасли:

  1. Правоотношения, связанные с организацией и непосредственным осуществлением перевозок, в основании которых лежат договорные начала;
  2. Правоотношения административно-правового характера, связанные с необходимостью строгого неукоснительного соблюдения субъектами транспортного права требований к использованию и эксплуатации транспортных средств, обеспечению их безопасности, а также регламентирующие контрольно-надзорную деятельность уполномоченных органов государственной власти в соответствующей сфере;
  3. Трудовые правоотношения, связанные с упорядочением трудовых отношений лиц, занятых на работах в сфере организации и осуществления перевозок. Так, в частности, в содержание основного источника правового регулирования трудовых правоотношения – Трудового кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Трудовой кодекс России подробнее , в настоящее время включена специальная глава, посвященная особенностям регулирования труда работников транспорта (гл. 50 ТК РФ);
  4. Процессуальные правоотношения, связанные с претензионным порядком рассмотрения споров, возникающих между сторонами транспортных правоотношений.

Кроме того, наряду с особенностями источников правового регулирования, в качестве дополнительного аргумента в пользу комплексного характера рассматриваемой отрасли выступает то, что соответствующие нормы, в отличие от самостоятельных юридических отраслей, не связаны единым методом правового регулирования.

Система транспортного права

Совокупность элементов транспортного права, собранная воедино, составляет систему транспортного права. В соответствии с подходом, выработанным в рамках общей теории права, систему транспортного права можно представить в виде общей и особенной частей, содержание каждой из которых, в свою очередь, представлено соответствующими элементами.

Так, к числу компонентом общей части транспортного права в юридической литературе предлагается относить:

  • Понятие и принципы транспортного права;
  • Источники правового регулирования транспортных правоотношений;
  • Транспортные правоотношения;
  • Управление в сфере транспорта;
  • Понятие и специфику перевозок;
  • Понятие и виды транспортных договоров;
  • Меры ответственности за нарушение обязательств в сфере транспорта.

При этом следует обратить внимание на то, что каждая из названных сфер транспортного права, обусловленных спецификой используемого вида транспорта, обладает собственными особенностями, нашедшими свое отражение, в том числе, в источниках правового регулирования транспортных отношений.

Читайте также: