Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра доклад

Обновлено: 02.07.2024

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Cтрунно-смычковые инструменты

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Деревянные духовые инструменты

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Медные духовые инструменты

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
    • флейта, гобой и их разновидности

    Оркестр белорусских народных инструментов

    • Струнные инструменты:
      • гусли, скрипка, басетля
      • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
      • бубны и цимбалы

      Духовой оркестр

      Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
      По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
      Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
      С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

      Эстрадный оркестр

      В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

      Джазовый оркестр (джаз-бенд)

      В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

      Партитура

      В работе были использованы материалы:

      1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
      2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
      3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
      4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

      hello_html_m15be381.jpg

      Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века , связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов . В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня , мандолины . Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра . Это — духовые парного состава , литавры и струнный квинтет .

      В начале XIX в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных , расширен качественный состав духовых и ударных , во многих случаях вводилась арфа , реже фортепиано и орган . Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.

      До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например , на скрипке . Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения .

      Смычковые струнные инструменты.

      Все смычковые струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонирующий деревянный корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра, сгруппированное в огромную секцию с музыкантами, исполняющими одинаковую линию музыки.

      Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.

      Альт - по внешнему виду копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде. Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист. P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.

      Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.

      Контрабас - самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.

      Деревянные духовые инструменты.

      Большая семья различных инструментов, не обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов .

      Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов.

      Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

      Гобой -мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.

      Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость), а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
      Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

      Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.

      Медные духовые инструменты.

      Самая громкая группа инструментов симфонического оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.

      Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка, валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.

      Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.

      Тромбон - исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

      Ударные музыкальные инструменты.

      Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

      Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

      Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

      Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество — владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

      Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

      Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

      Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

      Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

      Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

      Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей.

      Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

      ВложениеРазмер
      tekst_raboty_derevyannye_duhovye_instrumenty.doc 69 КБ

      Предварительный просмотр:

      XIX ОКРУЖНАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

      Савина Светлана Константиновна

      учитель 1 категории

      1. История возникновения и виды деревянных духовых инструментов_____________________________________________________5

      2. Влияние музыки, звука и вибрации деревянных духовых инструментов на физическое и психическое состояние человека ________________________8

      Музыкальные инструменты — это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

      На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка – это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим.

      Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.

      Я узнала, что раньше всех в мире появились ударные инструменты – конечно, самые простые из них. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом свирели из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты.

      Затем появились струнные щипковые инструменты, а позже всего – смычковые.

      Цель: изучение влияния звучания различных видов деревянных духовых инструментов на физическое и эмоциональное состояние человека.

      * проанализировать научную информацию по теме;

      * изучить историю возникновения и основные виды деревянных духовых инструментов;

      * установить влияние звучания деревянных духовых инструментов на физическое и психическое здоровье человека;

      * с помощью тестирования выявить, как музыка, исполненная различными видами деревянных духовых инструментов и в разной манере, влияет на эмоциональное состояние учащихся.

      Объект исследования – деревянные духовые инструменты.

      Предмет исследования – влияние звучания деревянных духовых инструментов на физическое и эмоциональное состояние человека.

      Гипотеза исследования : прослушивание музыки, сыгранной на деревянных духовых инструментах, изменяет самочувствие и настроение человека.

      Методы исследования : сбор материала по теме, изучение, обработка и анализ научных источников, литературы по проблеме исследования (теоретические); наблюдение, сравнение, тестирование, эксперимент (эмпирические).

      1. История возникновения и виды деревянных духовых инструментов

      К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха.

      Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

      Предками некоторых из деревянных духовых инструментов были пастушьи свирели, сделанные из тростника.

      Первые деревянные духовые инструменты изготавливали из дерева, поэтому современные металлические инструменты, по традиции, называют деревянными.

      Общим для этих инструментов является способ извлечения звука – вдувание воздуха в основную трубку, который колеблется внутри ее. Высота звука изменяется при помощи нажатия клапана, закрывая и открывая отверстия в трубке.

      Флейта – самый древний инструмент деревянной духовой группы, его предками были пастушьи инструменты из тростника. В Древней Греции была распространена флейта, которая представляла собой множество трубочек, скрепленных вместе. Ее называют – Флейта Пана.

      Существует легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся "сирингой" или "флейтой Пана".

      Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в те времена на продольной флейте, которую держали , как дудочку, - вертикально.

      Позже появилась поперечная флейта, которая вошла в состав симфонического оркестра. Эту флейту во время игры держат горизонтально.

      Гобой и английский рожок.

      Гобой ведет свое происхождение от древней пастушьей свирели.

      Кларнет – один из самых певучих и виртуозных инструментов.

      Саксофон (Sax — фамилия изобретателя, phone — звук) – духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовлялся из дерева.

      Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

      Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

      У каждого народа существуют свои варианты духовых инструментов. Некоторые из них выглядят весьма причудливо – например, австралийский диджериду , при игре на котором используется техника непрерывного дыхания.

      2. Влияние музыки, звука и вибрации деревянных духовых инструментов на физическое и психическое состояние человека

      С древности считалось, что внутри здорового организма звучат здоровые ритмы и вибрации, а внутри больного - больные. Для того чтобы нормализовать свое состояние, вернуть гармонию "звучания" всех систем и органов, нам нужна музыка.

      Воздействие музыки на нашу психику гораздо мощнее воздействия слов. Она возвращает нам желание жить, восстанавливает жизненные силы, энергию. Она упорядочивает вибрации и ритмы нашего тела таким образом, чтобы они были здоровыми и правильными. Неречевой слух у человека появился с самых древних времен. Звуки природы - шум моря, ветра, шорохи трав и деревьев, голоса зверей наши далекие предки слушали гораздо раньше, чем они научились разговаривать. Слова, которые нам говорят, обращены к нашему разуму, к логике, а музыка воздействует на человека невербально.

      Лечить с помощью звуков при появлении первых симптомов самых различных недугов и подавленном состоянии духа вожди древних племен и первые лекари начали, когда только появлялись зачатки народной медицины.

      На древнеегипетских пирамидах встречаются изображения жрецов и лекарей с музыкальными инструментами, напоминающими дудки и виолончели. Считалось, что звуками музыки или пения нужно в первую очередь успокаивать.

      О том, что музыка влияет на организм человека, уже научно доказано. Если говорить о духовых инструментах, то звуки, образованные с их помощью не являются исключением.

      Деревянные инструменты (гобой, флейта, фагот, кларнет) оказывают благоприятное воздействие на конечности, нос и глаза. Чтобы улучшить эффект, рекомендуется постоянное прослушивание записей духовых оркестров, однако полезно и соло на некоторых инструментах.

      Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека. Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства. Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.

      Флейта также обладает релаксирующим эффектом, а гобой и кларнет в разное время суток и при разной манере игры, способны оказывать как активизирующее, так и подавляющее воздействие на организм.

      Воздействие на эмоциональное состояние человека различной музыки, сыгранной на указанных инструментах, а именно: флейты, гобоя и кларнета, я и исследовала в практической части своей работы.

      Ученикам было предложено оценить своё настроение до прослушивания музыки, а затем поочередно зафиксировать изменения в настроении после релаксирующей мелодии флейты, быстрой, бодрящей пьесы, исполненной на гобое и задумчивой, немного печальной пьесы французского композитора Камиля Сен-Санса, сочиненной для кларнета.

      Результаты опроса выявили достаточно сильные изменения эмоционального состояния моих одноклассников.

      Первой мелодией была композиция с ведущей расслабляющей партией флейты. Теперь ни у кого не осталось пресыщенности, число испытывавших дремотное настроение сократилось до двух учеников. Спокойное настроение было у пяти моих одноклассников. Заметно увеличилось число тех, у кого настроение стало светлым приятным – их стало 12 человек, т.е. половина класса. Радостное настроение испытывали трое, а один ученик даже был в восторженном состоянии.

      После флейты пришла очередь гобоя, на котором исполнялась довольно живая, бодрящая пьеса. Картина настроения в классе выглядела уже следующим образом. Скучал только один человек. А в целом класс разделился на почти равные три части. Семь человек испытывали светлое приятное, восемь – радостное, а девять учеников были в восторге, то есть настроение заметно улучшилось у всего класса.

      И завершала мой музыкальный эксперимент нежная, но печальная композиция в исполнении кларнета. После прослушивания этой пьесы настроение в классе стало таким. Дремотное настроение снова появилось у шестерых, заскучали двое, у одного было безразличное настроение. Спокойными были 11 человек, светлое приятное и радостное настроение испытывали по двое и восторженное настроение сохранилось у одного ученика.

      Можно увидеть, что в целом в классе произошёл своеобразный круговорот настроения. Пройдя этапы приподнятого состояния, настроение у большинства снова стало спокойным.

      В результате исследования можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза о том, что прослушивание музыки, сыгранной на деревянных духовых инструментах, изменяет самочувствие и настроение человека, полностью подтверждается.

      С помощью различных мелодий, используя уникальное звучание флейты, гобоя, кларнета, фагота и других деревянных духовых инструментов, можно регулировать и восстанавливать как психическое, так и физическое состояние человека.

      Инструменты симфонического оркестра


      Симфонический оркестр. Когда слышишь это красивое сочетание слов сразу представляешь большой зал и сцену, на которой разместилось много исполнителей с разными музыкальными инструментами. Затем к оркестру выходит дирижёр – взмах его руки и словно по волшебству начинает звучать чарующая музыка. Симфонический оркестр называют настоящим чудом и величайшим достижением человеческой культуры. Своим звучанием он может не только живописно рисовать природные пейзажи, но и красноречиво передавать все оттенки человеческих чувств. А секрет такой искусности кроется в многообразии входящих в состав оркестра музыкальных инструментов, каждый из которых обладает своим неповторимым тембром.

      Инструменты симфонического оркестра

      Весь инструментарий симфонического оркестра подразделяется на четыре группы. Первая – струнно – смычковые инструменты, вторая – деревянные духовые, третья – медные духовые, четвертая – ударные. Помимо вышеуказанных инструментов в симфоническом оркестре дополнительно применяются арфа, фортепиано, орган, клавесин, челеста, которые ни в одну из перечисленных групп не входят.

      Поскольку королевой симфонической музыки величают скрипку, поэтому наше знакомство с оркестром мы начнём с группы, в которую входит эта главная героиня.

      Группа струнно-смычковых инструментов

      Данную группу составляют скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

      Скрипка

      Скрипка считается примадонной симфонического оркестра. Сочный, изящный проникновенный и напористый звук этого инструмента является основой каждого произведения, исполняемого оркестром. Голоса скрипок в симфонических произведениях делятся на первые партии и вторые. В большом оркестре в первых скрипках задействовано, как правило, не менее четырнадцати исполнителей, а партию вторых скрипок играют десять музыкантов. Конструкция инструмента включает в себя резонаторный корпус, состоящих из двух дек и узкой рамки между ними, а также грифа, завершающегося головкой с четырьмя колками для натяжения струн. На скрипке играют смычком, представляющим собой деревянную трость с туго натянутым на ней конским волосом. Подробнее об инструменте читайте здесь .

      Скрипка

      Альт

      Альт внешне очень похож на скрипку и его конструкция включает те же детали. Единственной разницей между этими инструментами является размер: альт немного больше, чем скрипка. Возможно, из-за этого его голос не такой выразительный, но более благородный, чувствительный и красноречивый. Звучание альта ниже, чем у скрипки, а потому для удобства ноты для этого инструмента записываются в специальном альтовом ключе. В большом симфоническом оркестре на альтах играют не менее десяти исполнителей. Подробнее об инструменте читайте здесь .

      Виолончель

      По внешнему виду на скрипку похожа и виолончель, но только она очень большого размера. Её конструкция также включает корпус и гриф с головкой, на которой находятся колки. На виолончели тоже играют смычком. Густой и насыщенный звук инструмента укладывается в довольно большой диапазон, который охватывает почти четыре октавы. В большом симфоническом оркестре на виолончелях играют не менее десяти исполнителей. Подробнее об инструменте читайте здесь .

      Виолончель

      Контрабас

      Внешнее очертание контрабаса напоминает форму своих скрипичных собратьев, только величина его очень большая: в длину он достигает почти два метра. Инструмент обладает небольшой силой звука, но его бархатный, мягкий и неповторимый тембр очень красив. Контрабас является транспонирующим инструментом. Он звучит на октаву ниже тех нот, которыми в басовом ключе записывается его партия. В состав современного симфонического оркестра входят до восьми контрабасов. Подробнее об инструменте читайте здесь .

      Группа деревянных духовых инструментов

      В данную группу входят флейты, гобои, кларнеты и фаготы.

      Флейта

      Как правило, в симфоническом оркестре применяют две флейты и одну флейту-пикколо, партия которой открывает партитуру произведения.

      Гениальное флейтовое соло звучит в финале 10-ой симфонии Густава Малера.


      Флейта-пикколо

      Гобой

      В симфоническом оркестре группу обычно представляют два гобоя и один их сородич, именуемый английским рожком.

      Красивое соло гобоя можно услышать в Первой симфонии П.И. Чайковского .


      Английский рожок

      Кларнет

      В симфоническом оркестре обычно используют два кларнета-сопрано, малый кларнет и бас-кларнет.


      Малый кларнет

      Басовый кларнет

      Соло бас-кларнета ярко звучит в Симфонии № 8 Д.Д. Шостаковича.

      Фагот

      В симфоническом оркестре обычно используют два фагота и контрфагот.


      Контрфагот

      Группа медных духовых инструментов

      Группу медных духовых инструментов составляют валторны, трубы, тромбоны и туба.

      Валторна

      В симфоническом оркестре, как правило играют четыре валторны, но иногда в зависимости от фантазии композитора бывает и больше.

      Валторна – это транспонирующий инструмент, ноты для неё пишутся в скрипичном и басовом ключе. Подробнее об инструменте читайте здесь .

      Самых известным считается соло валторны из второй части симфонии № 5 П.И. Чайковского.


      Труба

      В симфонических произведения обычно задействованы две или три трубы.


      Тромбон

      В современных симфонических оркестрах обычно используют два теноровых и один басовый тромбон.


      Бас тромбон

      Конструкция басового тромбона мало отличается от тенорового тромбона. Он только гораздо больше по размеру и снабжён двумя квартвентилями, которые помогают понижать звучание инструмента, отличающееся неимоверной мощью.

      Туба

      В симфоническом оркестре применяется одна и очень редко две тубы.


      Группа ударных инструментов

      В данную группу входят литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, ксилофон, колокольчики, колокола, кастаньеты.

      Литавры

      Литавры – это один из важнейших ударных инструментов симфонического оркестра. Он характеризуется определённой высотой звучания и довольно хитрой конструкцией. Большая металлическая чаша, похожая на котёл сверху затягивается кожей или пластиком, а внизу имеет резонаторное отверстие. Играют на литаврах большими палочками с различными наконечниками, например, из войлока, дерева или кожи. На литаврах можно изобразить и грозный рокот, и мягкий шёпот.

      В симфоническом оркестре в зависимости от потребности применяют от двух до семи литавровых котлов.


      Треугольник

      Треугольник – это ударный инструмент с неопределённой высотой звучания. Конструкция его довольно проста: металлический прут, выгнутый в виде треугольника. По инструменту, подвешенному на шнурке, ударяют металлической палочкой, в результате получается яркий звук.

      Бубен

      Конструкция бубна довольно проста: металлический или деревянный обруч обтягивается мембранной кожей, которая является основным источником звука. Помимо этого, в ободе – обечайке делаются прорези, в которые вставляются маленькие металлические пластинки, и это тоже звенящие элементы. Бубен – это инструмент с неопределённой высотой звучания, но с задорным тембральным окрасом. Подробнее об инструменте читайте здесь.

      Малый барабан

      Малый барабан – это цилиндр, изготовленный из различных материалов: металла, пластика, дерева и с двух сторон обтянутый кожей или мембраной из полимерных материалов. На данном инструменте, не имеющем определённую звуковысотность, играют двумя деревянными палочками.

      Малый барабан

      Тарелки

      Ударный инструмент тарелки, применяемые в симфоническом оркестре – это два больших металлических диска с отверстием в центре для ремня, фиксирующего инструмент. Изначально вылитые, а затем доведённые до нужной формы при помощи ковки, они издают пронизывающе громкий и насыщенный звук.

      Большой барабан

      Этот, не имеющий определённой высоты звучания, мембранофонный инструмент входит в число основных ударных инструментов симфонического оркестра. Он представляет собой цилиндр большого диаметра, сделанный из дерева или металла и с обеих сторон обтянутый кожей. Для извлечения звука применяется большая колотушка, головка которой обёрнута толстым материалом.

      Ксилофон

      Конструкция этого ударного инструмента весьма проста, так как представляет собой раму, с уложенными на ней деревянными брусочками, каждый из которых имеет определённую высоту звука. Суховатый и пощёлкивающий звук ксилофона извлекается тонкими деревянными палочками, похожими на маленькие ложечки. Подробнее об инструменте читайте здесь.



      Колокольчики

      Данный звуковысотный музыкальный ударный инструмент с ярким и блестящим тембром состоит из трапицевидной деревянной рамы, на которую в два ряда, по хроматизму, уложены, настроенные на определённый звук, металлические пластинки.

      Колокола

      Колокола симфонического оркестра – это рама - стойка, с подвешенными на ней цилиндрическими трубками, каждая из которых издаёт звук определённой высоты. По ним бьют специальным молоточком, головка которого обтянута кожей.

      Кастаньеты

      Сухой и щёлкающий звук этого инструмента создают две деревянные, в форме ракушек, округлые половинки. Они имеют специальные ушки с дырочками, в которые вставляется шнурок, позволяющий прикреплять инструмент к пальцам исполнителя. В оркестровой практике кастаньеты фиксируются на специальной ручке. Подробнее об инструменте читайте здесь.


      Прочие инструменты

      Также в симфоническом оркестре применяются инструменты, которые не принадлежат ни к одной из вышеперечисленных групп. Это арфа, фортепиано и челеста.

      Арфа

      Конструкция этого изысканного инструмента с завораживающим звучанием особой сложностью не отличается. В треугольной раме с элегантными изгибами натянуто более сорока струн. У арфы есть педальный механизм, который служит для изменения высоты её звуков. Подробнее об инструменте читайте здесь.

      Фортепиано

      Для воплощения творческих замыслов композиторов в симфоническом оркестре частенько применяют фортепиано. Это клавишно - струнный музыкальный инструмент с хроматическим строем, который имеет весьма сложную конструкцию, включающую в себя почти 10000 самых разных деталей.

      Челеста.

      Челеста относится к звуковысотным ударным инструментам. По внешнему виду она напоминает пианино, разница в том, что клавишные молоточки бьют не по струнам, а по металлическим пластинкам. Звук челесты можно охарактеризовать как звучание сказочных колокольчиков.

      Практический каждый из инструментов современного симфонического оркестра имеет свою интересную и многовековую историю. Изначально у каждого из них было своё определённое назначение, однако впоследствии для воплощения оригинальных идей композиторов их стали объединять в музыкальные ансамбли, со временем разросшихся так, что они перевоплотились в обладающий широкими творческими возможностями большой коллектив, который сегодня именуют симфоническим оркестром.

      Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

      Инструменты симфонического оркестра

      Читайте также: