Структура информации 10 класс информатика доклад

Обновлено: 02.07.2024

Формы представления информации в информатике. Функции концептуально связанные между собой данных. Компьютерная система исчисления информации. Структура иерархического и фасетного распределения данных по классам в соответствии с их общими признаками.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.09.2014
Размер файла 17,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по дисциплине: Информатика

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИЯ

Шмидт Юлия Владимировна

Кемерово, 2014 год

Понятие информация произошло от латинского informatio (разъяснение, изложение). С середины 20 века оно стало использоваться в науке, что подразумевало под собой обмен сведениями между людьми, людьми и машинами, машинами и машинами, передачу различных признаков между клетками растений, животных и людей.

Однако информация - это настолько глубокое понятие, что нельзя его объяснить в нескольких словах. В него вкладывается различный смысл в науке, технике, житейских ситуациях и т. д.

В обычном смысле под информацией понимают различные данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Информация в практической деятельности человека подразумевает под собой сведения о явлениях и объектах окружающей среды, об их свойствах, состоянии и параметрах. Например, запах, цвет, звук и т. д.

В природе информация - это биологический код, заложенный в каждом живом организме. На основе выделенных выше основных понятий слова информация можно сделать вывод, что объединить их в одно целое практически невозможно. Но можно выделить основные аспекты того, что понимается под информацией:

- Во-вторых, это сведения о чем-либо, снимающие неопределенность в результате их получения;

В широком смысле информацию можно определить как отражение реального мира, а в узком смысле - как любые сведения, которые можно хранить, передавать и обрабатывать.

Довольно распространенным является и взгляд на информацию как на ресурс, подобный материальным. С этой точки зрения информация - это сведения, позволяющие людям улучшить процессы, связанные с преобразованием веществ и самой информации. Она отличается от других материальных ресурсов тем, что чем больше ее используешь, тем большее ее становится. Можно выделить три основные формы представления информации:

- Документированная - представленная в виде знаков на каком-то физическом носителе (книги, бумаги, рисунки и т. д.);

- Ассимилированная - представление информации в сознании человека;

- Передаваемая - сведения, которые рассматриваются в момент передачи информации от носителя получателю.

Также информацию можно разделить на два вида: социальную и биологическую.

Биологическая обеспечивает жизнедеятельность конкретного живого организма. К ней, например, можно отнести генетическую информацию.

Социальная информация - это информация, которая неразрывно связана с практической деятельностью человека, поэтому можно выделить столько видов социальной информации, сколько существует видов деятельности человека.

В результате анализа разнообразных информационных материалов можно выделить следующие ее функции:

- Учебно-познавательная - дает возможность использовать накопленную информацию в учебном процессе. Эта информация обычно воплощена в различных учебниках, журналах, газетах и в других формах;

- Отражательная функция - информация содержит сведения, которые характеризуют различные свойства предмета;

- Гносеологическая - с помощью информации осуществляется процесс познания в науке;

- Эвристическая - информация позволяет нам расширять наши знания и делать новые открытия;

- Организационная - информация направляет действия человека в нужном направлении.

С точки зрения информатики информация - это концептуально связанные между собой данные, сведения, понятия, которые изменяют наше представление о явлениях и предметах окружающего нас мира. В информатике наряду с информацией еще употребляют понятие данных.

Данные могут храниться транспортироваться и на носителях разного вида. Самым распространенным из них является бумага.

На бумаге информация отображается путем изменения оптических характеристик ее поверхности. Изменение оптических свойств предмета также используется в устройствах, которые используют лазерный луч для записи на пластмассовой поверхности (CD-ROM).

Понятия данные и информация тесно связаны между собой и с методом обработки. Данные несут в себе информацию о событиях. Но эти два понятия не тождественны между собой. Информация - продукт взаимодействия разных данных и соответствующих им методов.

Если рассматривать информацию с точки зрения информатики, то наиболее важными являются следующие ее свойства: объективность и субъективность. Понятие объективности является относительным, потому что методы обычно носят субъективный характер. Более субъективной является та информация, методы которой являются менее субъективными. Например, при наблюдении снимка какого-нибудь предмета или явления мы можем получить более объективную информацию, чем при наблюдении за рисунком предмета или явления, сделанного человеком от руки.

Адекватность информации - это наиболее важная ее характеристика для потребителя, определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Но в реальной жизни кажется невозможным рассчитать полную адекватность информации, ведь всегда существует какая-либо неопределенность.

Адекватность информации может выражаться в трех различных формах: семантической, синтаксической, прагматической. Синтаксическая отображает формально-структурные характеристики информации, но не затрагивает ее смысла. На этом уровне рассматривается тип носителя данной информации, способ ее представления, ее размеры и т. д.

Семантическая отображает соответствие между образом этого предмета и самим предметом. Здесь учитывается смысловое содержание. Эта форма непосредственно связана с практическим применением информации.

В мире существует пока что 2 вида информации аналоговая и цифровая. Аналоговая - это та информация которую воспринимаем мы посредством наших сенсоров (видим, нюхаем, трогаем, пробуем на вкус, слышим), цифровая - это информация отраженная в зашифрованном виде. Компьютер работает с цифровой информацией. То есть для того чтобы передать нам рисунок он должен сначала его закодировать в набор чисел, а потом уже раскодировать обратно чтобы вывести на экран монитора. Возьмем к примеру обычные символы. Например когда мы набираем какой-нибудь текст то каждый символ (буква, цифра, знак) имеет свой код. Ведь не надо придумывать несколько сотен тысяч символов для каждого символа каждого языка отдельно. Язык цифр может упростить все.

Даже у каждого цвета есть своя цифра, а человеческий глаз может отличит около 16 миллионов цветов. Так что вот почему компьютеры пользуются цифровой информацией. Теперь подробнее о способах измерения информации. Длину мерят метрами и километрами, вес граммами, килограммами и тоннами, надо же информацию чем то мерить вот и придумали специальные единицы измерения биты, байты, килобайты и т. д.

Бит (от английского binary digit - двойной разряд, соответственно 0 и 1) означает самую маленькую единицу измерения:

1 КБ (Килобайт) - 1024 Байт;

1 МБ (Мегабайт) - 1024 КБ;

1 ГБ (Гигабайт) - 1024 МБ;

1 ТБ (Терабайт) - 1024 ГБ.

Информация единицы измерения количества информации служат для измерения объёма информации - величины, исчисляемой логарифмически. Чаще всего информация единицы измерения количества информации касается объёма компьютерной памяти и объёма данных, передаваемых по цифровым каналам связи. Единица - бит - является основой исчисления информации в цифровой технике. Особое название имеет 4 бита - ниббл (полубайт, тетрада, четыре двоичных разряда), которые вмещают в себя количество информации, содержащейся в одной шестнадцатеричной цифре. Итак, информация о единицах измерения количества информации будет выглядеть следующим образом: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Понятия информация и единицы измерения количества информации и качество информации тесно связаны между собой. Вопрос выбора информации, единицы измерения количества информации фактически равнозначен выбору основания для логарифма количества состояний.

Следует также заметить, что информация, единицы измерения количества информации случайной величины точно равна логарифму количества состояний лишь при равномерном распределении. Во всех прочих случаях количество информации будет меньше.

И конечно система счисления - это способ записи (изображения) чисел. Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы:

Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления - системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число.

Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от ее места в записи числа, называются непозиционными.

Позиционные системы счисления - результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.

Важным понятием при работе с информацией является классификация объектов. Классификация - система распределения объектов по классам в соответствии с некоторыми общими их признаками. Под объектом понимается предмет или явление материального и нематериального мира.

Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами. Например, всю информацию о человеке можно классифицировать по многочисленным информационным объектам, которые характеризуются общими свойствами: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, возраст и т. д.

Классификатор - это систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок. При классификации широко используется классификационный признак и его значение, они позволяют установить сходства и различия между объектами.

Иерархическая система классификации.

Иерархическая система классификации информации строится следующим образом:

- Исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень;

- Каждый класс первого уровня в соответствии со своим классификационным признаком делится на подклассы, образующие 2-й уровень;

- Каждый класс 2-го уровня образует соответствующие уровни 3-го класса и т. д.

В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака.

Для последующей группировки в каждом классе нужно задать свои классификационные признаки и значения.

Количество уровней классификации, которое соответствует числу признаков будет характеризует глубину классификации.

К достоинствам иерархической системы классификации относятся: простота построения и использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической системы. Недостатки: жесткая система, приводящая к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки, а также невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков.

- 1-й уровень: выбирается признак - название факультета;

- 2-й уровень: выбирается признак - возраст, имеющий три градации: до 20 лет, от 20 до 30 лет, от 30 лет;

- 3-й уровень: выбирается признак - пол;

- 4-й уровень: выбирается признак - наличие детей у женщин т. д.

Фасетная система классификации.

Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами. Каждый фасет (Фi) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение.

Список использованных источников

информатика компьютерный исчисление

1. Информатика: учебное пособие / А.П. Курносов и др., под ред. А.П. Курносова. - М.: Колос, 2005. - 272 с.

2. Информатика: практикум по технологии работы на компьютере / под. Ред. Н.В. Макаровой - 3-е перераб. Изд. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 256 с.

3. Информатика: учебник. - 3-е перераб. изд. / под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 768 с.

Подобные документы

Системы автоматизированной обработки информации. Хранение большого объема информации. Понятие базы данных (БД). Обеспечение секретности данных. Уровни представления данных в БД. Логическая структура данных. Ограничения, накладываемые на данные.

реферат [65,2 K], добавлен 26.11.2011

Информация как неотъемлемая составляющая самоуправляемых систем, источники и потребители информации, символьная, текстовая и графическая формы ее представления. Информатика как наука, изучающая все аспекты получения, хранения и использования информации.

контрольная работа [21,7 K], добавлен 07.02.2011

Проблемы, связанные с продуктивным распределением и систематизированием больших потоков информации. Основные виды распределенных баз данных, анализ процессов их функционирования. Стратегии распределения данных. Распределение сетевого справочника данных.

курсовая работа [397,5 K], добавлен 09.08.2015

Сущность и характеристика цифровой и аналоговой информации. Бит как основа исчисления информации в цифровой технике. Компьютерная система счисления как способ записи (изображения) чисел. Сущность и понятие позиционных и непозиционных систем исчисления.

доклад [15,7 K], добавлен 04.06.2010

Формы представления моделей: модели материальные и модели информационные. Формализация текстовой информации, представление данных в табличной форме. Граф как совокупность точек, соединённых между собой линиями. Упорядочение информации в форме графа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование

Профили Начальное образование и Русский язык

Реферат

Тема: Структура информатики

По дисциплине Основы математической

Студентки __­_ курса ___________ группы

Преподаватель

­­­­­ _______________________

_______________________

Содержание

Введение

Глава 1. Основные разделы информатики

1.1 Теоретическая информатика

1.2 Искусственный интеллект

1.3 Программирование

1.4 Прикладная информатика

Глава 2. Кибернетика и вычислительная техника

2.1 Вычислительная техника

2.2 Кибернетика

Заключение

Список литературы

Введение

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации. Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей.

Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства. В настоящее время около 50% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки информации.

Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. В Европе можно выделить следующие основные научные направления в области информатики: разработка сетевой структуры, компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинская информатика, информатика социального страхования и окружающей среды, профессиональные информационные системы.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

· изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

· созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

· разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Задачи информатики состоят в следующем:

· исследование информационных процессов любой природы;

· разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

· решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях. Комплекс индустрии информатики станет ведущим в информационном обществе. Тенденция к большей информированности в обществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства.

Глава 1. Основные разделы информатики

1.1 Теоретическая информатика

Теоретический раздел любой науки базируется на математических методах исследования. Это относится и к информатике. Она использует методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, создаёт тот теоретический фундамент, на котором строится всё здание информатики.

По своей природе информация дискретна и представляется обычно в символьно-цифровом виде в текстах и точечном виде на рисунках. С учётом этого в информатике широко используется математическая логика как раздел дискретной математики. Следующее направление теоретической информатики - вычислительная математика, которая разрабатывает методы решения задач на компьютерах с использованием алгоритмов и программ.

Подраздел теория информации (а также теория кодирования и передачи информации) изучает информацию в виде абстрактного объекта, лишённого конкретного содержания. Здесь исследуются общие свойства информации и законы, управляющие её рождением, развитием и уничтожением. Здесь же изучаются те формы, в которые может отобразиться содержание любой конкретной элементарной единицы информации.

Системный анализ - еще одно направление теоретической информатики. В нём изучается структура реальных объектов, явлений, процессов и определяются способы их формализованного описания через информационные модели. Имитационное моделирование - один из важнейших методов компьютерного моделирования, в котором воспроизводятся процессы и явления, протекающие в реальных объектах.

Наконец, теория принятия решений изучает общие схемы выбора нужного решения из множества альтернативных возможностей. Такой выбор часто происходит в условиях конфликта или противоборства. Модели такого типа изучаются в теории игр. Error: Reference source not found

1.2 Искусственный интеллект

Это направление информатики - самое молодое, возникшее в середине 70-х годов. Однако именно искусственный интеллект определяет стратегические направления развития информатики. Искусственный интеллект тесно связан с теоретической информатикой, откуда он заимствовал многие модели и методы, например, использование логических средств для преобразования знаний. Столь же прочны связи этого направления с кибернетикой. Математическая и прикладная лингвистика, нейрокибернетика и гомеостатика теснейшим образом связаны с развитием искусственного интеллекта. И конечно, работы в этой области немыслимы без развития систем программирования (рис. 1).

Структура информатики

Рис. 1 - Структура информатики

Основная цель работ в области искусственного интеллекта - стремление проникнуть в тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению знаниями, навыками и умениями. Для этого необходимо раскрыть те глубинные механизмы, с помощью которых человек способен научиться практически любому виду деятельности. И если суть этих механизмов будет разгадана, то есть надежда реализовать их подобие в искусственных системах, т.е. сделать их по-настоящему интеллектуальными. Такая цель исследований в области искусственного интеллекта тесно связывает их с достижениями психологии - науки, одной из задач которой является изучение интеллекта человека. В психологии сейчас активно развивается особое направление -когнитивная психология, исследования в котором направлены на раскрытие закономерностей и механизмов, связанных с процессами познавательной деятельности человека и которые интересуют специалистов в области искусственного интеллекта.

Другое направление психологии - психолингвистика также интересует специалистов в области искусственного интеллекта. Её результаты касаются моделирования общения не только с помощью естественного языка, но и с использованием иных средств: жестов, мимики, интонации и т.п.

Кроме теоретических исследований активно развиваются и прикладные аспекты искусственного интеллекта. Например, робототехника занимается созданием технических систем, которые способны действовать в реальной среде и частично или полностью заменить человека в некоторых сферах его интеллектуальной и производственной деятельности. Такие системы получили название роботов.

Экспертная система - еще одно прикладное направление искусственного интеллекта. В отличие от других интеллектуальных систем, экспертная система имеет три главные особенности: 1 - она адаптирована для любого пользователя, 2 - она позволяет получать не только новые знания, но и профессиональные умения и навыки, связанные с данными знаниями, т.е. не только даёт знать что. но и знать как. 3 - она передаёт не только знания, но и пояснения и разъяснения, т.е. обладает обучающей функцией.

1.3 Программирование

Программирование как научное направление возникло с появлением вычислительных машин и только программное обеспечение определяет эффективность использования ЭВМ. В настоящее время это достаточно продвинутое направление информатики. В этой области работает значительный отряд специалистов, которые подразделяются на системных и прикладных программистов.

Системные программисты являются, как правило, специалистами очень высокого уровня и разрабатывают системное программное обеспечение, которое включает в себя операционные системы, языки программирования и трансляторы. Операционные системы обеспечивают функционирование вычислительной техники и предоставляют пользователю комфортные условия взаимодействия с компьютером.

Языки программирования создаются для разработки прикладного программного обеспечения. Эти языки относятся к языкам высокого уровня, мнемоника и семантика которых близка к естественному языку общения людей.

Есть ещё машинные языки, которые используются непосредственно в ЭВМ и которые состоят из последовательности машинных команд, закодированных в микропроцессорах. Для преобразования программ, написанных на языке высокого уровня в программы на машинном языке используются специальные программы -трансляторы, которые также создаются системными программистами.

Прикладное или проблемно-ориентированное программирование ориентировано на разработку пользовательских программ для решения тех или иных задач в различных областях науки, техники, производства. Например, в образовании используются пакеты педагогических программных средств (ППС), в которые включаются обучающие и контролирующие программные средства в определённой предметной области.

1.4 Прикладная информатика

Достижения современной информатики широко используются в различных областях человеческой деятельности: в научных исследованиях (АСНИ - автоматизированные системы для научных исследований), в разработке новых изделий (САПР - системы автоматизированного проектирования), в информационных системах (АИС - автоматизированные информационные системы), в управлении (АСУ - автоматические системы управления), в обучении (АОС - автоматизированные обучающие системы) и др.

Глава 2. Кибернетика и вычислительная техника

2.1 Вычислительная техника

Раздел информатики, посвящённый вычислительной технике. Вычислительная техника – раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и электронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципиальных решениях на уровне, так называемой, архитектуры вычислительных (компьютерных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классическими решений в этой области – неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.

Программирование – деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирования: создание системного программного обеспечения и создание прикладного программного обеспечения. Среди системного – разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка интерфейсных систем (пример – общеизвестная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные – система обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.

Информационные системы – раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне – справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09'.

2.2 Кибернетика

Термин "кибернетика" (от греческого слова κυβερνητης, т.е. "кормчий") появился летом 1947 г. как результат обсуждения новой терминологии группой ученых во главе с Норбертом Винером, в течение ряда лет проводивших исследования в различных областях научных знаний (математической статистики, электросвязи, нейрофизиологии и др.), связанных с вопросами управления с помощью различного рода информационных сигналов. В следующем году Н. Винер публикует монографию под названием "КИБЕРНЕТИКА или управление и связь в животном и машине". Идея "общей теории управления" получила подкрепление с появлением компьютеров, способных единообразно решать самые разные задачи. В 40-е годы наряду с идеей об универсальности схем управления в кибернетике развиваются и другие идеи: идея универсальной символики, идея логического исчисления. идея измерения информации через понятия вероятностной и статистической (термодинамической) теорий. Все эти и ряд других идей и направлений исследования так называемой "ничейной территории" между различными сложившимися науками впоследствии станут основой кибернетики, которую в свою очередь вберёт в себя информатика после создания и развития компьютерной техники.

Наиболее активно развивается техническая кибернетика. В её состав входит теория автоматического управления, которая стала теоретическим фундаментом автоматики. Трудно переоценить важность исследований в этой области. Без них невозможны были бы достижения в области приборостроения, станкостроения, атомной энергетики и других систем управления промышленными процессами и научными исследованиями.

Ведущее место в кибернетике занимает распознавание образов. Основная задача этой дисциплины - поиск решающих правил, с помощью которых можно было бы классифицировать многочисленные явления реальности соотносить их с некоторыми эталонными классами. Распознавание образов - это пограничная область между кибернетикой и искусственным интеллектом, ибо поиск решающих правил чаще всего осуществляется путём обучения, а обучение, конечно, интеллектуальная процедура.

Ещё одно научное направление связывает кибернетику с биологией. Аналогии между живыми и неживыми системами многие столетия волнуют учёных. Насколько принципы работы живых систем могут быть использованы в искусственных объектах? Ответ на этот вопрос ищет бионика - пограничная наука между кибернетикой и биологией. В свою очередь, нейрокибернетика пытается применить кибернетические модели в изучении структуры и действия нервных тканей.

Недавно возникло и ещё находится в стадии оформления научное направление кибернетики - гомеостатика, изучающая равновесные (устойчивые) состояния сложных взаимодействующих систем различного типа. Это могут быть биологические системы, социальные системы, автоматические системы и др.

Наконец, математическая лингвистика занимается исследованием особенностей естественных языков, а также моделей (формальных грамматик), позволяющих формализовать синтаксис и семантику таких языков. Это направление весьма актуально в связи с развитием систем машинного перевода текстов с одних языков на другие.

Презентация на тему: " К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013 § 4. Структура информацииСтруктура информации Информация и информационные процессы." — Транскрипт:

1 К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, § 4. Структура информации Структура информации Информация и информационные процессы

2 К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, § 4. Структура информации Информация и информационные процессы

4 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Примеры 4 Вариант 3 Вариант 4 Откуда КудаТранспорт Москва Ивановсксамолет Ивановск Ореховскэлектричка Ореховскпос. Ольховкапаром (р. Слоновая) пос. Ольховкас. Васинопопутная машина Москва ИвановскОреховск ОльховкаВасино самолёт электричка паром р. Слоновая попутная машина Какой вариант лучше? Почему? ?

6 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Множество 6 перечисление элементов –Вася, Петя, Коля –1, 17, 22, 55 по характерному признаку –множество натуральных чисел –множество драконов с тремя хвостами Порядок перечисления не важен! ! процессор память устройства ввода устройства вывода маркированный список

7 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Линейный список 7 Москва ИвановскОреховск ОльховкаВасино Порядок следования элементов важен! ! 1)надеть носки 2)надеть ботинки 3)выйти из дома нумерованный список

8 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Таблица 8 Фамилия ИмяРост, см Вес, кг Год рождения Иванов Иван Петров Петр Сидоров Сидор Марка Лада Приора Лада КалинаВАЗ 2110ВАЗ Мощность двигателя, л.с Максимальная скорость, км/ч Время разгона до 100 км/ч, с 11,512,51415 объект свойства

9 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Иерархия (дерево) 9 директор главный инженер главный бухгалтер Петров Иванов Фомин Алексеева Сидорова Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 корень лист узел дуга

11 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Деревья – классификации 11 Псовые Енотовые Медвежьи Кошачьи Гиеновые Мангустовые Псообразные Кошкообразные Хищные Глава 1. Псообразные 1.1. Псовые 1.2. Енотовые 1.3. Медвежьи … Глава 2. Кошкоообразные 2.1. Кошачьи 2.2. Гиеновые 2.3. Мангустовые … многоуровневый список

12 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Иерархия – файловая система 12 Документы Фотографии Доходы.doc Расходы.odt Отдых.txt Папа.jpg Мама.jpg Тексты Документы Тексты Фотографии Доходы.doc Расходы.odt Отдых.txt Папа.jpg Мама.jpg Документы Доходы.doc Расходы.odt Отдых.txt Тексты Фотографии Папа.jpg Мама.jpg

13 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Деревья и арифметические выражения 13 a a * * b b * * (a+3)*5-2*b (-(*(+(a,3),5),*(2,b))) (корень(левое,правое)) - * + a 3 5 * 2 b Префиксная форма – операция перед данными.

14 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Префиксная форма – вычисление с конца 14 - * + a 3 5 * 2 b - * + a 3 5 (2*b) - * (a+3) 5 (2*b) - (a+3)*5 (2*b) (a+3)*5 – (2*b) Скобки не нужны, вычисляется однозначно! ! Идём с конца, встретили знак операции – выполнили её.

15 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Постфиксная форма (левое-правое-корень) 15 a a * * b b * * (a+3)*5-2*b a * 2 b * - Вычисляется с начала! ! (a+3) 5 * 2 b * - (a+3)*5 2 b * - (a+3)*5 (2*b) - (a+3)*5 - (2*b)

17 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Задачи 17 Запишите выражения в префиксной и постфиксной формах. (a+b)*(c+2*d) (2*a-3*d)*c+2*b (a+b+2*c)*d 3*a-(2*b+c)*d а) б) в) г)

18 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Задачи 18 Вычислите выражения, записанные в постфиксной форме * – * 7 – 2 * а) б) в) г)

20 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Графы 20 Васюки Солнцево Грибное Ягодное A A B B C C D D Граф – это набор вершин и связей между ними (рёбер). !

21 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Матрица и список смежности 21 A A B B C C D D ABCD A0110 B1011 C1111 D0110 петля Матрица смежности Список смежности ( A(B, C), B(A, C, D), C(A, B, С, D), D(B, C) )

22 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Постройте матрицу смежности 22 ABCD A B C D ABCD A B C D C C B B A A D D D D A A C C B B

23 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Постройте матрицу смежности 23 ABCD A B C D ABCD A B C D C C A A B B D D A A B B C C D D

24 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте граф 24 ABCD A 011 B 010 C 110 D 100 ABCD A 101 B 110 C 011 D 101

25 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте граф 25 ABCDE A 0110 B 0101 C 1101 D 1000 E 0110 ABCDE A 0111 B 0100 C 1101 D 1000 E 1010

26 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте граф 26 ABCDE A 0111 B 0101 C 1101 D 1000 E 1110 ABCDE A 0010 B 0101 C 0111 D 1010 E 0110

27 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Связность графа 27 A A B B C C D D Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь. Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь. ! Васюки Солнцево Грибное Ягодное A A B B C C D D компоненты связности

28 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Дерево – это граф? 28 Дерево – это связный граф без циклов (замкнутых путей). ! A A B B C C D D H H J J A A D D B B E E F F G G C C дерево ABCABDC BCDCCC…

29 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Взвешенные графы 29 Васюки Солнцево Грибное Ягодное A A B B C C D D ABCD A 8 B 56 C8524 D64 Весовая матрица: вес ребра

30 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Постройте весовую матрицу 30 ABCD A B C D ABCD A B C D C C B B A A D D D D A A C C B B

31 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Постройте весовую матрицу 31 ABCD A B C D ABCD A B C D C C A A B B D D A A B B C C D D

32 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте граф 32 ABCD A 43 B 42 C 36 D 26 ABCD A 23 B 4 C 25 D 345

33 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте граф 33 ABCDE A 437 B 42 C 36 D 261 E 71 ABCDE A 256 B 23 C 5 D 31 E 61

34 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте граф 34 ABCDE A 226 B 2 C 22 D 222 E 6 ABCDE A 526 B 55 C 22 D 523 E 63

35 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Кратчайший путь (перебор) 35 ABCDE A 246 B 21 C 4151 D 53 E 613 A A B B С С E E С С D D С С D D E E D D дерево возможных путей Определите кратчайший путь между пунктами A и D.

36 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Кратчайший путь 36 ABCDE A 24 B 217 C D 33 E 75 3 Определите кратчайший путь между пунктами A и E.

37 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Кратчайший путь 37 ABCDE A 31 B 42 C 342 D 1 E 22 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

38 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Кратчайший путь 38 ABCDE A 311 B 4 C 342 D 1 E 12 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

39 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Кратчайший путь 39 ABCDE A 314 B 42 C 342 D 1 E 422 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

40 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Кратчайший путь 40 ABCDE A 1 B 41 C 442 D 14 E 12 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

41 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Ориентированные графы (орграфы) 41 Рёбра имеют направление (начало и конец), рёбра называю дугами. Васюки Солнцево Грибное Ягодное A A B B C C D D ABCD A 8 B 56 C4 D4 Весовая матрица может быть несимметрична! !

42 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте орграф 42 ABCDE A 31 B 242 C 3 D 1 E 2 ABCDE A 51 B 64 C 343 D 2 E 3

43 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Нарисуйте орграф 43 ABCDE A 314 B 42 C 42 D E 42 ABCDE A 1 B 41 C 3442 D 124 E 112

44 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Количество путей из А в Ж 44 Ж А Б В Г Д Е = =7 N Ж = N Д + N Б + N Г + N В + N Е !

45 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Количество путей из А в К 45 А Б B Г Д Е Ж З И К

46 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Количество путей из А в К 46 А Б B Г Д Е Ж З И К

47 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Количество путей из А в К 47 А Б B Е И К Г Д Ж З

48 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Количество путей из А в К 48 А Б B Е И К Г Д Ж З

49 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Конец фильма 49 ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич д.т.н., учитель информатики ГБОУ СОШ 163, г. Санкт-Петербург ЕРЕМИН Евгений Александрович к.ф.-м.н., доцент кафедры мультимедийной дидактики и ИТО ПГГПУ, г. Пермь

50 Информация и информационные процессы, 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, Источники иллюстраций авторские материалы

Примеры 3 Вариант 3 Вариант 4 Откуда Куда Транспорт Москва Ивановск самолет Ивановск Ореховск электричка Ореховск пос. Ольховка паром (р. Слоновая) пос. Ольховка с. Васино попутная машина Москва Ивановск Ореховск Ольховка Васино самолёт электричка паром р. Слоновая попутная машина Какой вариант лучше? Почему? ?

Множество 5 перечисление элементов Вася, Петя, Коля 1, 17, 22, 55 по характерному признаку множество натуральных чисел множество драконов с тремя хвостами Порядок перечисления не важен! ! процессор память устройства ввода устройства вывода маркированный список

Линейный список 6 Москва Ивановск Ореховск Ольховка Васино Порядок следования элементов важен! ! надеть носки надеть ботинки выйти из дома нумерованный список

Таблица 7 Фамилия Имя Рост, см Вес, кг Год рождения Иванов Иван 175 67 1996 Петров Петр 164 70 1998 Сидоров Сидор 168 63 2000 Марка Лада Приора Лада Калина ВАЗ 2110 ВАЗ 21099 Мощность двигателя, л.с. 98 89 79 70 Максимальная скорость, км/ч 183 165 165 156 Время разгона до 100 км/ч, с 1 1,5 12,5 14 15 объект объект свойства свойства

Иерархия (дерево) 8 директор главный инженер главный бухгалтер Петр ов Иванов Фомин Алексеева Сидорова Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 корень лист лист лист лист лист узел дуга

Деревья – классификации 10 Псовые Енотовые Медвежьи Кошачьи Гиеновые Мангустовые Псообразные Кошкообразные Хищные Глава 1. Псообразные 1.1. Псовые 1.2. Енотовые 1.3. Медвежьи … Глава 2. Кошкоообразные 2.1 . Кошачьи 2.2 . Гиеновые 2.3. Мангустовые … многоуровневый список

Иерархия – файловая система 11 Документы Фотографии Доходы .doc Расходы . odt Отдых.txt Папа.jpg Мама.jpg Тексты Документы Тексты Фотографии Доходы.doc Расходы.odt Отдых.txt Папа. jpg Мама. gif Документы Доходы.doc Расходы.odt Отдых.txt Тексты Фотографии Папа. jpg Мама. gif

Деревья и арифметические выражения 12 a 3 - + * 5 2 b * (a+3)*5-2*b (-(*(+(a,3),5) ,*(2,b) )) ( корень ( левое , правое )) - * + a 3 5 * 2 b Префиксная форма – операция перед данными.

Префиксная форма – вычисление с конца 13 - * + a 3 5 * 2 b - * + a 3 5 ( 2 * b ) - * ( a+3) 5 ( 2 * b ) - ( a+3)*5 ( 2 * b ) ( a+3)*5 – (2 * b ) Скобки не нужны, вычисляется однозначно! ! Идём с конца, встретили знак операции – выполнили её.

Постфиксная форма (левое-правое-корень) 14 a 3 - + * 5 2 b * (a+3)*5-2*b a 3 + 5 * 2 b * - Вычисляется с начала! ! (a+3) 5 * 2 b * - (a+3)*5 2 b * - (a+3)*5 ( 2 * b ) - (a+3)*5 - ( 2 * b )

Задачи 16 Запишите выражения в префиксной и постфиксной формах . (a+b)*(c+ 2* d) (2*a-3*d)*c+2*b (a+b+2*c)*d 3*a-(2*b+c)*d а) б) в) г)

Задачи 17 Вычислите выражения, записанные в постфиксной форме. 12 6 + 7 3 - 1 - * 12 + 12 10 – 5 7 + * 7 – 2 * 5 6 7 8 9 + - + - 5 4 3 2 1 - - - - а) б) в) г)

Графы 19 Васюки Солнцево Грибное Ягодное A B C D Граф – это набор вершин и связей между ними (рёбер). !

Матрица и список смежности 20 A B C D A B C D A 0 1 1 0 B 1 0 1 1 C 1 1 1 1 D 0 1 1 0 петля Матрица смежности Список смежности ( A (B, C), B (A, C, D), C (A, B, С , D), D (B, C) )

Постройте матрицу смежности 21 A B C D A B C D A B C D A B C D C B A D D A C B

Постройте матрицу смежности 22 A B C D A B C D A B C D A B C D C A B D A B C D

Нарисуйте граф 23 A B C D A 0 1 1 B 0 1 0 C 1 1 0 D 1 0 0 A B C D A 1 0 1 B 1 1 0 C 0 1 1 D 1 0 1

Нарисуйте граф 24 A B C D E A 0 1 1 0 B 0 1 0 1 C 1 1 0 1 D 1 0 0 0 E 0 1 1 0 A B C D E A 0 1 1 1 B 0 1 0 0 C 1 1 0 1 D 1 0 0 0 E 1 0 1 0

Нарисуйте граф 25 A B C D E A 0 1 1 1 B 0 1 0 1 C 1 1 0 1 D 1 0 0 0 E 1 1 1 0 A B C D E A 0 0 1 0 B 0 1 0 1 C 0 1 1 1 D 1 0 1 0 E 0 1 1 0

Связность графа 26 A B C D Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь. ! Васюки Солнцево Грибное Ягодное A B C D компоненты связности

Дерево – это граф? 27 Дерево – это связный граф без циклов (замкнутых путей). ! A B C D H J A D B E F G C дерево ABC ABDC BCD CCC…

Взвешенные графы 28 Васюки Солнцево Грибное Ягодное 12 8 2 5 4 6 A B C D 12 8 2 5 4 6 A B C D A 12 8 B 12 5 6 C 8 5 2 4 D 6 4 Весовая матрица: вес ребра

Постройте весовую матрицу 29 A B C D A B C D A B C D A B C D 3 4 1 1 2 C B A D 2 1 4 3 D A C B

Постройте весовую матрицу 30 A B C D A B C D A B C D A B C D 2 1 4 1 C A B D 2 4 1 3 1 A B C D

Нарисуйте граф 31 A B C D A 4 3 B 4 2 C 3 6 D 2 6 A B C D A 2 3 B 4 C 2 5 D 3 4 5

Нарисуйте граф 32 A B C D E A 4 3 7 B 4 2 C 3 6 D 2 6 1 E 7 1 A B C D E A 2 5 6 B 2 3 C 5 D 3 1 E 6 1

Нарисуйте граф 33 A B C D E A 2 2 6 B 2 C 2 2 D 2 2 2 E 6 A B C D E A 5 2 6 B 5 5 C 2 2 D 5 2 3 E 6 3

Кратчайший путь (перебор) 34 A B C D E A 2 4 6 B 2 1 C 4 1 5 1 D 5 3 E 6 1 3 A B С E С D С D E D 2 4 6 2 4 6 1 3 1 3 9 7 5 8 4 1 3 7 дерево возможных путей Определите кратчайший путь между пунктами A и D .

Кратчайший путь 35 A B C D E A 2 4 B 2 1 7 C 4 1 3 5 D 3 3 E 7 5 3 Определите кратчайший путь между пунктами A и E.

Кратчайший путь 36 A B C D E A 3 1 B 4 2 C 3 4 2 D 1 E 2 2 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

Кратчайший путь 37 A B C D E A 3 1 1 B 4 C 3 4 2 D 1 E 1 2 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

Кратчайший путь 38 A B C D E A 3 1 4 B 4 2 C 3 4 2 D 1 E 4 2 2 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

Кратчайший путь 39 A B C D E A 1 B 4 1 C 4 4 2 D 1 4 E 1 2 Определите кратчайший путь между пунктами A и B.

Ориентированные графы (орграфы) 40 Рёбра имеют направление (начало и конец), рёбра называю дугами . Васюки Солнцево Грибное Ягодное A B C D 12 8 5 4 6 12 8 5 4 6 A B C D A 12 8 B 12 5 6 C 4 D 4 Весовая матрица может быть несимметрична! !

Нарисуйте орграф 41 A B C D E A 3 1 B 2 4 2 C 3 D 1 E 2 A B C D E A 5 1 B 6 4 C 3 4 3 D 2 E 3

Нарисуйте орграф 42 A B C D E A 3 1 4 B 4 2 C 4 2 D E 4 2 A B C D E A 1 B 4 1 C 3 4 4 2 D 1 2 4 E 1 1 2

Количество путей из А в Ж 43 Ж А Б В Г Д Е 1 1 1 1 +1+1=3 1 1 +1+1+1+3=7 N Ж = N Д + N Б + N Г + N В + N Е ! 1

Количество путей из А в К 44 А Б B Г Д Е Ж З И К

Количество путей из А в К 45 А Б B Г Д Е Ж З И К

Количество путей из А в К 46 А Б B Е И К Г Д Ж З

Количество путей из А в К 47 А Б B Е И К Г Д Ж З

Количество путей из А в Л не через В 48 А Б В Г Д Е Ж И К Л Сколько существует различных путей из города А в город Л, не проходящих через B ?

Количество путей из А в Л через Д 49 А Б В Г Д Е Ж И К Л Сколько существует различных путей из города А в город Л, проходящих через Д?

Количество путей из А в Л через Д 50 Сколько существует различных путей из города А в город Л, проходящих через Д? А Б В Г Д Е Ж И К Л

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Изметение информации " Содержательный подход

В данной разработке содержится презентация + конспект урока.

Презентация на тему:"Ввод информации в память", 5 класс

Данная презентация будет интересна учителям информатики.


Презентация на тему: "Передача информации"

В данной презентации показана история развития передачи информации.


Презентация на тему: "Передача информации"

В данной презентации показана история развития передачи информации.


Презентация на тему: "Передача информации"

В данной презентации показана история развития передачи информации.

Презентация по теме "Передача информации" 5 класс

Презентация по теме "Передача информации" 5 класс.


презентация по теме "Кодирование информации с помощью знаковых систем"

Содержание презентации соответствует материалу учебника Угринович Н. Д. "Информатика и ИКТ 8 класс".

Читайте также: