Структура генпрокуратуры в рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

«1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

«1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

1. Главное организационно-инспекторское управление

o Организационное управление

o Отдел статистики

o Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации

o Инспекторское управление

o Информационно-аналитическое управление

2. Управление кадров

3. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства

o Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики

o Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан

o Управление по надзору за исполнением законов на транспорте, в таможенной и экологической сферах

o Организационно-методический отдел

4. Главное управление по надзору за следствием

o Управление по надзору за следствием органов прокуратуры

o Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России

o Организационно-методический отдел

o Отдел документационного обеспечения

o Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью

o Управление по надзору за расследованием уголовных дел в центральных аппаратах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Следственного комитета при МВД России, ФСКН России, ФССП России и ФТС России

5. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму

6. Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

7. Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами

o Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда Российской Федерации

o Управление по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства

- Отдел по поддержанию государственного обвинения

- Отдел документационного обеспечения

8. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

9. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний

10. Управление правового обеспечения

11. Главное управление международно-правового сотрудничества

o Управление экстрадиции

o Управление правовой помощи

o Управление международного права

12. Управление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью

13. Первый отдел (на правах управления)

14. Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе

o Управление по надзору за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью

15. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе

16. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

17. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

18. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе

19. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

20. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

21. Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры

o Управление делами

o Управление документационного и методического обеспечения

o Управление по рассмотрению обращений и приему граждан

- Отдел по приему граждан

- Отдел по рассмотрению обращений

o Отдел административно-хозяйственной и договорной работы

o Отдел контрольно-ревизионной работы (на правах управления)

В данной работе нами был рассмотрен важный вопрос системы правоохранительных органов РФ, а именно - структура важнейшей части главного надзорного органа Российской Федерации Генеральной прокуратуры.

Изучение данного вопроса позволяет в целом охватить действие системы прокуратуры РФ на территории страны и понять важность и необходимость данного государственного органа для обеспечения безопасности и правопорядка.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

3. Правоохранительные органы. Учебное пособие. Под ред. В.И.Качалова. 3-е изд., М.: Омега-Л, 2007.

6. Конституционное право России. Корнеева Н.В. – СПб.: Питер, 2007

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 16249
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Структурное разделение прокуратуры РФ

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

Функции прокуратуры РФ

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

  • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
  • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
  • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:

– главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

– следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

– следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы на правах управлений: Главная военная прокуратура, Главное следственное управление; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел, за расследованием особо важных преступлений; управление криминалистического обеспечения. Существуют также управления по организации работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе, по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе, по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел, по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а также другие управления и отделы.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генеральный прокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

1) координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

2) надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

4) надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;

5) расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

При выполнении своих функций управления Генеральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

Территориальные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ соответствующие прокуроры. Руководители прокуратур субъектов РФ имеют первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.

В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ сформированы управления и отделы. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей и следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Специализированные прокуратуры. Систему органов военной прокуратурысоставляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Природоохранные прокуратурысозданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную природоохранительную прокуратуру возложены следующие полномочия:

– надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;

– уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.

Транспортные прокуратурыдействуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характерадействуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Определение понятия “прокуратура”

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Признаки прокуратуры

В мировой практике прокурорский орган имеет ряд общих признаков:

  • легитимность, т.е. устройство прокуратуры, ее организация и компетенция определяются в соответствии с конституцией и действующим законодательством;
  • наличие государственно-властной компетенции, которая закреплена федеральным законодательством и реализуется посредством системы полномочий ее должностных лиц;
  • территориальный масштаб деятельности. Иными словами, деятельность прокуратуры распространена на всей территории страны независимо от конституционно-правовых особенностей статуса субъектов Федерации;
  • централизованная система органов, которая включает в себя Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные органы, также научные, научно-исследовательские, консультативные, образовательные, издательские и иные учреждения;
  • строгая определенность видов и форм деятельности прокуратуры действующим законодательством;
  • институциональная и функциональная независимость, обеспеченная отдельным предметом ведения, особым порядком назначения на должность и освобождения от должности прокурорских работников, принудительным порядком реализации прокурорских полномочий.

Наряду с вышеобозначенными признаками отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, а именно:

  • надзорный орган. Статья 1 “Закона о прокуратуре” называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории России законов;
  • правоохранительный орган. Прокуратура является одним из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами;
  • орган надзора центральной власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти.

Основное значение прокуратуры в Российской Федерации состоит в обеспечении единого законодательного пространства федеративного государства путем использования надзорных и правоохранительных методов, а также возможности участия в качестве представителя государства в возникающих правовых спорах.

Структура прокуратуры РФ

Система прокуратуры РФ представлена тремя звеньями.

Высшее звено прокуратуры представлено Генеральной прокуратурой, которую возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов Федерации составляют среднее звено российской прокуратуры. Их возглавляют прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором с согласия государственной власти субъектов РФ.

Третье звено включает прокуратуры районов, городов и приравненных к ним иных территориальных прокуратур. Прокуроры данного звена назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники – прокурорами субъектов РФ.

Функции прокуратуры

К основным функциям прокуратуры относятся следующие.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Федерации. В рамках данной функции выделяют ряд направлений:

  • уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами;
  • опротестование прокурорами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постановлений судов;
  • участие прокуроров в правотворческой деятельности;
  • международное сотрудничество Генеральных прокуратуры и нижестоящих прокуратур в соответствующими органами иностранных государств и международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях законодательных и исполнительных органов государственной власти государства и его субъектов, органов местного самоуправления;
  • рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры жалоб, заявлений и иных обращений;
  • проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Конституционный суд по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и делам иной направленности;
  • разработка Генеральной прокуратурой РФ систем и методик учета статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре.

Прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных объектов.

Вывод

Прокуратура — это единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения Прокуратуры, как одного из основных правоохранительных органов Российской Федерации. Изучение данного аспекта также позволяет ознакомиться с функциями Прокуратуры РФ (расследование преступлений, прокурорский надзор) для достижения которых она создана.
Объектом исследования данной работы является - Прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Прокуратура Российской Федерации, понятие, принципы ее деятельности 5
2. Система прокуратуры Российской Федерации ……………………………..7
3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………………………. 11 3.1.Прокурорский надзор ……………………………………………………….11
3.2. Иные функции прокуратуры……………………………………………. .16
Заключение ………………………………………………………………………17
Библиографический список …………………………………………………….18

Содержимое работы - 1 файл

Оглавление.docx

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

По дисциплине “Прокурорский надзор”

На тему : “Структура Генеральной прокуратуры РФ”

Выполнила студентка: 4 курса, гр. 12.04

Проверил: к.ю.н., доцент Белов С.Д.

1.Прокуратура Российской Федерации, понятие, принципы ее деятельности 5

2. Система прокуратуры Российской Федерации ……………………………..7

3. Функции Прокуратуры РФ…………………… ……………………………. 11 3.1.Прокурорский надзор ……………………………………………………….11

3.2. Иные функции прокуратуры……………… ……………………………. .16

Библиографический список …………………………………………………….18

Для сохранения правопорядка в обществе государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Правоохранительный орган должен обладать следующими признаками:

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения Прокуратуры, как одного из основных правоохранительных органов Российской Федерации. Изучение данного аспекта также позволяет ознакомиться с функциями Прокуратуры РФ (расследование преступлений, прокурорский надзор) для достижения которых она создана.

Объектом исследования данной работы является - Прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.

Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели - рассмотреть Прокуратуру Российской Федерации, ее систему, а также изучить основную функцию Прокуратуры РФ - прокурорский надзор и его виды, дать им характеристику.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

- дать характеристику Прокуратуре РФ (понятие о ее деятельности);

- выяснить принципы организации ее деятельности;

- рассмотреть функцию Прокуратуры РФ - прокурорский надзор;

- изучить виды прокурорского надзора и охарактеризовать их;

- обобщить материал и сделать выводы.

Такие авторы как Беляев В.П., Бобров В.К., Божьев В.П., Галузо В.Н., Галустьян О.А., Рохлин В.И, и др. рассматривают Прокуратуру Российской Федерации и ее функции с разных позиций. В данной работе будет осуществлен комплексный подход к рассмотрению данного вопроса, дана объективная оценка Прокуратуре РФ и ее деятельности.

Структура представленной работы следующая. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

1. Прокуратура Российской Федерации, понятие, принципы ее деятельности

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне

2. Система прокуратуры Российской Федерации

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные органы прокуратуры, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также научные и образовательные учреждения

Система органов прокуратуры РФ

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно- территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся: - прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; - прокуратуры городов, районов.

К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Надзор за исполнением экологических законов осуществляет природоохранная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Эти прокуратуры имеют низовые звенья, действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации

Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального прокурора.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная военная прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Генерального прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры; отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.)

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов помощниками Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно- консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров.

Читайте также: