Строение вещества 5 класс естествознание доклад

Обновлено: 02.05.2024

ВложениеРазмер
issledovatelskiy_proekt_stroenie_veshchestva_kirichenko_dashi.doc 371.5 КБ
pasport_proekta.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная учебно-исследовательская конференция школьников

Творческая исследовательская работа

Автор – Кириченко Дарья ,

учащаяся 6 Г класса,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Михайлова Татьяна Ильинична ,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Деркач Людмила Григорьевна ,

муниципального бюджетного образовательного учреждения

Автор: Кириченко Дарья

Ленинградская область, Выборгский район,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Научный руководитель: Михайлова Татьяна Ильинична,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Целью проекта является развитие у учащихся интереса к физике, а также умений и качеств, необходимых человеку 21 века, а именно: умения ставить и решать проблемы, умения работать самостоятельно с большим объемом информации и мультимедиасредствами, умения проводить опыты по исследованию строения вещества, а также умения проводить защиту проекта. Для этого предполагается решение ряда задач: изучить научно-популярную литературу по теме проекта, провести исследовательскую работу по изучению строения вещества, представить работу перед одноклассниками.

При индивидуальной работе проект выполняется в течение 2-3 месяцев. Денежные затраты на выполнение проекта минимальны.

Методы и приёмы:

  • исследовательский
  • информационно-познавательный
  • метод сравнения
  1. Молекула - это мельчайшая частица данного вещества …………..…………. 5
  2. Молекулы находятся в непрерывном движении, причем скорость

движения молекул зависит от температуры ………………………….…………… 6

  1. Между молекулами существуют промежутки …………………………………. 7
  2. Молекулы взаимодействуют друг с другом ……………………………………. 8

Цель проекта: исследовать строение вещества

  • опытным путем доказать делимость вещества на мельчайшие частицы – молекулы;
  • доказать, что молекулы находятся в непрерывном движении, причем скорость молекул зависит от температуры вещества;
  • доказать, что между молекулами существуют промежутки;
  • доказать, что молекулы взаимодействуют друг с другом.

Проблема: Как опытным путем доказать, что все тела состоят из молекул, каковы размеры молекул и какими свойствами они обладают?

Актуальность: Работа над проектом поможет расширить знания о строении вещества и приобрести первые навыки исследовательской деятельности и защиты проекта.

Гипотеза: Все тела состоят из мельчайших частиц – молекул.

Основополагающий вопрос: Каково строение вещества?

Вопросы, направляющие проект (проблемные вопросы):

  • Из каких частиц состоит вещество?
  • Почему сахар и соль быстрее растворяются в горячей воде, чем в холодной?
  • Как распространяются запахи?
  • Что такое диффузия?
  • Почему воду в кастрюлю во время готовки нельзя наливать до краев?
  • Все ли тела расширяются при нагревании?
  • Почему тела не распадаются на отдельные частицы?

Краткий обзор литературы: Познакомиться с материалом по теме исследовательской работы по учебнику физики 7 класса, найти материал с помощью Интернета.

Еще в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые ученые высказывали предположение о строении вещества. Греческий ученый Демокрит (460-370 до н. э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек.

  1. Молекула - это мельчайшая частица данного вещества

Многие опыты подтверждают представления о строении вещества. Все тела состоят из мельчайших частиц. Тогда возникает вопрос: почему они кажутся нам сплошными (например, железо, вода, стекло, дерево)?

Современная наука доказала, что частицы вещества так малы, что мы их не видим.

Для того чтобы убедиться в том, что частицы вещества малы, проделаем опыты.

Опыт 1. В стакане с водой растворим маленькую крупинку синей гуаши. Перемешаем стеклянной палочкой, вода в нем станет синей. Отольем немного окрашенной воды в другой стакан с чистой водой и перемешаем. Раствор во втором стакане будет окрашен слабее, чем в первом. Потом из второго стакана снова отольем раствор уже в третий стакан с чистой водой и снова перемешаем. В этом стакане вода будет окрашена еще слабее, чем во втором.

Поскольку в воде растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть ее попала в третий стакан, то можно предположить, что крупинка состояла из большого числа мельчайших частиц.

Вывод: вещества состоят из очень маленьких частиц.

Опыт 2. Проведём пальцем по кусочку мела. На пальце остался белый след, то есть очень маленькие крупинки мела. Теперь проведём пальцем по поверхности классной доски. На доске осталась белая полоса, значит часть мельчайших частиц, которые находились на пальце, осталась на поверхности доски. При этом палец остался белым.

Вывод: твердый кусочек мела состоит из огромного числа мельчайших частиц.

Попытаемся представить себе, каковы размеры молекул.

Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40 м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головою в Луну!

Если из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет!

Из-за очень малых размеров молекулы невидимы невооруженным глазом или в обычные микроскопы. Но при помощи специального прибора - электронного микроскопа – удалось сфотографировать наиболее крупные из них.

  1. Молекулы находятся в непрерывном движении, причем скорость движения молекул зависит от температуры

Всем хорошо известно, что если в комнату внести какое-либо пахучее вещество, например духи, то запах вскоре будет чувствоваться во всей комнате. Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы духов движутся.

Возникает вопрос, почему же запах в комнате распространяется не мгновенно, а спустя некоторое время.

Дело в том, что движению молекул пахучего вещества в определенном направлении мешает движение молекул воздуха. Молекулы духов на своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Они постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате.

Если в стакан с чаем бросить кусочки сахара, то через некоторое время чай станет сладким, даже если мы не будем его размешивать. Это происходит потому, что молекулы находятся в непрерывном движении, и молекулы сахара перемешиваются с молекулами воды. При перемешивании чая с сахаром ложечкой мы просто ускоряем этот процесс.

Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.

Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.

Опыт 3. Возьмем два стакана. В один нальем холодной воды, а в другой – горячей. В оба стакана опустим по пакетику с чаем. В стакане с горячей водой окрашивание будет происходить быстрее, чем в стакане с холодной водой.

Вывод: при повышении температуры скорость молекул увеличивается, и диффузия происходит быстрее.

Явление диффузии играет большую роль в природе. Так, например, благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли.

Диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений через корневую систему. Благодаря диффузии сквозь поверхность листьев растений происходит дыхание и питание при внекорневой подкормке.

На диффузии основана засолка овощей, грибов, рыбы и других продуктов.

Когда я помогаю маме готовить, она меня предупреждает, чтобы я не наливала очень много воды в кастрюлю, чтобы при закипании вода не залила газ. При нагревании объем воды увеличивается.

Почему происходит изменение объема тела? По-видимому, все вещества состоят из отдельных частичек, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объем тела увеличивается. И наоборот, когда частицы сближаются, объем тела уменьшается. Проделаем опыты.

Опыт 4. Возьмем металлический шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет. Через некоторое время шарик, остыв, уменьшится в объеме, а кольцо, нагревшись от шарика, расширится, и шарик вновь пройдет сквозь кольцо.

Вывод: тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

Опыт 5. С помощью опыта определим, как меняется объем жидкости при нагревании. Для этого возьмем плоскодонную колбу с узким длинным горлом наполним подкрашенной водой так, чтобы вода занимала часть горла. Отметим уровень жидкости в горле колбы резиночкой и поставим ее на плитку. Нагревая колбу, мы заметим, что через некоторое время уровень воды в трубке поднимется.

Вывод: при нагревании объем тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается.

Опыт 6. Наливаем воду в воздушный шарик на столько, что бы шарик не смог проникнуть в горлышко трехлитровой банки. Наливаем горячую воду в трехлитровую банку. После того, как стенки банки прогрелись выливаем воду из банки. Помещаем шарик с водой на горлышко банки. Наблюдаем, как шарик сам проникнет в банку.

Вывод: при охлаждении воздуха, находящегося в банке, объем его уменьшается, поэтому шарик с водой затягивается в банку.

Если все тела состоят из мельчайших частиц (молекул или атомов), почему же твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы или атомы? Что заставляет их держаться вместе, ведь молекулы разделены между собой промежутками и находятся в непрерывном беспорядочном движении?

Дело в том, что между молекулами существует взаимное притяжение. Каждая молекула притягивает к себе все соседние молекулы и сама притягивается ими.

Когда мы разрываем нить, ломаем палку или отрываем кусочек бумаги, то преодолеваем силы притяжения между молекулами.

Однако осколки стекла нельзя срастить, даже плотно прижимая их. Из-за неровностей не удается их сблизить на то расстояние, на котором частицы могут притянуться друг к другу. Но если размягчить стекло путем нагрева, то различные части можно сблизить и стекло в этом случае спаивается.

Следовательно, между молекулами существует взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул.

Попытаемся выяснить, почему между молекулами имеются промежутки. Если молекулы притягиваются друг к другу, то они должны как бы слипнуться. Этого не происходит, потому что между молекулами в то же время существует отталкивание.

На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении - отталкивание.

Многие наблюдаемые явления подтверждают существование отталкивания между молекулами.

Так, например, сжатое тело распрямляется. Это происходит из-за того, что при сжатии молекулы оказываются на таком расстоянии друг от друга, когда начинает проявляться отталкивание.

Опыт 7. Возьмем картофелину и разрежем ее пополам. Соединив половинки вместе, мы увидим, что они слиплись. Молекулы картофельного сока соединенных половинок притянулись друг к другу и выдерживают тяжесть нижней половинки.

Вывод: между молекулами существует притяжение.

Опыт 8. Надуем шарик и попробуем его растянуть или сжать. Шарик снова возвращается в свою форму.

Вывод: при растяжении преобладают силы притяжения, а при сжатии – силы отталкивания.

В результате выполнения исследовательской работы я познакомилась с материалом о строении вещества и проделала опыты, доказывающие основные положения молекулярно-кинетической теории.

  1. Все тела, окружающие нас, состоят из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Молекулы очень малы.
  2. Молекулы находятся в непрерывном движении. Чем выше температура тела, тем больше скорость движения молекул. Скорость движения частиц в газах больше, чем в жидкостях.
  3. Между молекулами существуют промежутки, поэтому при нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются.
  4. Молекулы взаимодействуют друг с другом: на расстояниях соизмеримых с размерами молекул они притягиваются, а при уменьшении расстояний – отталкиваются.

Моя работа мне очень понравилась. В дальнейшем я хочу продолжить исследование по этой теме и познакомиться с явлением диффузии.

1. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин. – 11-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2007. – 192 с.: ил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:




Для чего нужно знать строение вещества? Для объяснения свойств веществ; Для о.

Для чего нужно знать строение вещества? Для объяснения свойств веществ; Для объяснения физических явлений; Для управления явлениями; Для создания новых веществ с заданными свойствами (пластмасса, капрон, лавсан и т. д.).

Вещество состоит из частиц

Вещество состоит из частиц

 Между частицами есть промежутки

Между частицами есть промежутки

 Частицы движутся и взаимодействуют: притягиваются, отталкиваются

Частицы движутся и взаимодействуют: притягиваются, отталкиваются

 Частицы очень малы

Частицы очень малы

 МОЛЕКУЛА – мельчайшая частица вещества

МОЛЕКУЛА – мельчайшая частица вещества

 МОЛЕКУЛА moles + cula малая масса

МОЛЕКУЛА moles + cula малая масса

 Молекулы разных веществ различны, а одного вещества – одинаковы

Молекулы разных веществ различны, а одного вещества – одинаковы



 Молекулы состоят из атомов

Молекулы состоят из атомов

 Демокрит Атом (атомос) – неделимый

Демокрит Атом (атомос) – неделимый




Атомы углерода

Атомы никеля

Атомы платины





 Михаил Васильевич Ломоносов вещества простые сложные

Михаил Васильевич Ломоносов вещества простые сложные






1 вариант 2 вариант - - - + - - + - - +

1 вариант2 вариант - - -+ -- +- -+




  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 550 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.01.2017 2485
  • PPTX 2.5 мбайт
  • 116 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Петренко Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2 Строение и свойства веществ Систематизация знаний- 5 класс Электронное сопровождение урока Автор: Проскурина С.А. МОУ СОШ 3 г. Советская Гавань

4 В природе различают Естественные Искусственные Естественные искусственные Могут находиться в различных состояниях: твердом, жидком, газообразном тела Вещества

5 Тела и вещества: укажи тело и вещество

6 Свойства твердых тел, жидкостей и газов Закончи предложения: Твердые тела Жидкости способны Газы не сохраняют

7 Свойства твердых тел, жидкостей и газов Закончи предложения: Твердые тела способны сохранять неизменными форму и объем Жидкости способны сохранять объем но не способны сохранять форму Газы не сохраняют формы и занимают весь объем

8 Свойства тел Какие признаки Василия Прекрасного можно назвать свойствами его как физического тела? Кот Василий был упитанным, если сидел, напоминал бочонок для меда. Серо- полосатая спинка плавно переходила в белый живот.Он был ласковый мурлыка, однажды поймал мышь. Но когда его вес перевалил за 7 кг, полюбил спать на коленях хозяина. Температура тела – до 39 градусов, поэтому от него шло тепло и покой.

9 Свойства тел Кот Василий был упитанным, если сидел, напоминал бочонок для меда. Серо- полосатая спинка плавно переходила в белый живот. Он был ласковый мурлыка, однажды поймал мышь. Но когда его вес перевалил за 7 кг, полюбил спать на коленях хозяина. Температура тела – до 39 градусов, поэтому от него шло тепло и покой.

10 Вещества и смеси Медная монета, золотое кольцо, сосулька состоят из Молоко, мороженое, карандаш состоят из

11 Вещества и смеси Медная монета, золотое кольцо, сосулька состоят из одного вещества Молоко, мороженое, карандаш состоят из нескольких веществ

12 Почини цепочку молекулатело

13 Почини цепочку веществомолекула атом тело

16 Атомы, молекулы. Что означают эти картинки?

17 Атомы, молекулы. Какую информацию несет эта запись? H 2 O

18 Атомы, молекулы. Верно ли утверждение: Молекулы простых веществ состоят из атомов одного вида.

20 Движение и взаимодействие частиц Проникновение одних молекул между другими называется Скорость движения молекул зависит от

21 Движение и взаимодействие частиц Проникновение одних молекул между другими называется диффузией Скорость движения молекул зависит от температуры

24 Какое свойство воды?

25 Движение и взаимодействие частиц Сила притяжения

26 Движение и взаимодействие частиц Сила притяжения- удерживает частицы, зависит от расстояния между молекулами Докажите!

27 Движение и взаимодействие частиц Сила отталкивания

28 Движение и взаимодействие частиц Сила отталкивания не дает частицам полностью сближаться Докажите!

29 Сравните расположение молекул Молекулы газаМолекулы жидкостиМолекулы твердого тела П окажем ?

30 Вещества Простые: Простые: Сложные: Неорганические: Органические:

31 Вещества Простые: из атомов одного элемента Простые: из атомов одного элемента Сложные :из атомов разных элементов Неорганические :в состав тел неживой природы, могут быть простыми и сложными Органические: в состав тел живой природы, могут быть простыми и сложными

32 Явления природы Если при этом изменяются размеры и форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, явление называют …

33 Явления природы Если при этом изменяются размеры и форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, явление называют физическими.

34 Явления природы Верно ли утверждение? При физических и химических явлениях происходит превращение веществ.

36 Физические явления механические тепловые электрические световые

37 Физические явления механические – если меняется положение тела по отношению к другому Тепловые – если меняется агрегатное состояние тела Электрические – если тела наэлектризованы Световые- если явление связано со светом

38 Физические явления К каким явлениям можно отнести:

39 Химические явления Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие, называются …

40 Химические явления Явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие, называются химическими.

41 Химические явления Докажите, что ржавление гвоздя- химический процесс.

42 Химические явления Для горения необходим

43 Химические явления Для горения необходим кислород

44 Химические явления Можно ли водой потушить горящий бензин?

46 Химические явления Для чего человек использует эту реакцию? Как она называется?

47 Химические явления Какую реакцию и для чего использует сварщик?

48 Химические явления В организмах происходит медленное …… питательных веществ с образованием тепла и энергии. Этот процесс называется ……

49 Химические явления В организмах происходит медленное окисление питательных веществ с образованием тепла и энергии. Этот процесс называется дыханием.

50 Разгадайте загадки Отец горяч и красен, бывает он опасен, а сын взовьется птицей и в небо устремится! ( Ее рассыпать- к ссоре, найдете ее в море, хоть и в воде родится, воды она боится! ( )

51 Отец горяч и красен, бывает он опасен, а сын взовьется птицей и в небо устремится! (огонь и дым) Ее рассыпать- к ссоре, найдете ее в море, хоть и в воде родится, воды она боится! (соль)

52 Разгадай загадки Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю и бегу, и стеклянной быть могу! Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, мы пошли искать их днем, ищем, ищем- не найдем! ( )

53 Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, мы пошли искать их днем, ищем, ищем- не найдем! ( роса)

54 Орешек знанья тверд, но все же мы не привыкли отступать, Нам расколоть его помогут- три слова: ХОТИМ ЗНАТЬ! ВСЕ

55 1.Тела- это все то, что нас окружает 2.Карандаш, книга, стол- это искусственные тела 3.Молекулы- это мельчайшие частицы, из которых состоит вещество 4.Кислород, вода, водород- это сложные вещества 5.Молекулы сложных веществ могут состоять из атомов одного или нескольких видов 6.Углекислый газ и вода- сложные вещества, а кислород относится к простым веществам 7.Одно и то же вещество не может находиться в трех состояниях 8.В твердом веществе молекулы расположены в определенном порядке, они малоподвижны 9.В жидкостях и газах молекулы свободно передвигаются на большие расстояния 10.Повышение и понижение температуры влияет на скорость движения молекул 11.Смеси всегда состоят из трех веществ 12.При физических и химических явлениях происходит превращение веществ 13.Изменение окраски, появление осадка- это признаки, по которым можно определить, что произошла химическая реакция 14.Живые организмы образуют органические и неорганические вещества


Урок рассказывает о том, что, такое вещества, что они могут быть простыми и сложными, представленными в твёрдом, жидом или газообразном состояниях. Могут быть чистыми или в виде смесей. Знакомит с многообразием физических и химических явлений природы


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вещества и явления в окружающем мире"

Мир, который окружает человека, очень разнообразен. Он состоит из тел живой и неживой природы. Изучая строение Земли, вы тоже знакомились с телами ― это куски горных пород и минералов. Растения, животные, человек ― тоже тела.

А изделия состоят из веществ. Железо, стекло, соль, вода, полиэтилен ― это вещества. В настоящее время известно более 7 млн разных веществ, и каждый год люди синтезируют новые, ранее неизвестные.

В природе вещества находятся в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Например, вода может находиться в твёрдом, в жидком и газообразном состояниях.

В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Большинство окружающих нас тел состоят из твёрдых веществ. Это дома, машины, инструменты и другие.

Форму твёрдого тела можно изменить, но для этого необходимо приложить усилие. Например, чтобы согнуть гвоздь, нужно приложить довольно большое усилие. Твёрдые тела имеют собственную форму и объём.

В отличие от твёрдых тел жидкости легко меняют свою форму. Например, они принимают форму сосуда, в котором находятся.

Молоко, наполняющее бутылку, имеет форму бутылки. Налитое же в стакан, оно принимает форму стакана. Но, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объём.

В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму — форму шара. Это, например, капли дождя или капли, на которые разбивается струя жидкости.

Воздух, которым мы дышим, является газообразным веществом, или газом. Поскольку большинство газов бесцветны и прозрачны, то они невидны.

Присутствие воздуха можно почувствовать, например, стоя у движущегося поезда, открытого окна. Его наличие в окружающем пространстве можно ощутить, если в комнате сквозняк, а также доказать с помощью простых опытов.

Например, если стакан перевернуть вверх дном и попытаться опустить его в воду, то вода в стакан не войдёт, поскольку он заполнен воздухом.

Эти и многие другие примеры и опыты подтверждают, что в окружающем пространстве имеется воздух.

Газы легко изменяют свой объём. Например, когда мы сжимаем мячик, то тем самым меняем объём воздуха, наполняющего мяч.

Газ, помещённый в закрытый сосуд, занимает весь его целиком. Нельзя газом заполнить половину бутылки так, как это можно сделать жидкостью. Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объём.

Все вещества разделяют на простые и сложные. Для того чтобы ответить на вопрос, чем они отличаются, нужно знать особенности строения вещества.

В настоящее время известно, что все вещества состоят из мельчайших частиц: молекул и атомов. Они так малы, что увидеть их невооружённым глазом невозможно. Молекулы ― это частицы, состоящие из атомов.


Атомы одного вида называют элементами. В одной молекуле может быть два, три и даже сотни и тысячи атомов.

Изучая строение атомов, учёные установили, что они отличаются друг от друга, то есть в природе существуют разные виды атомов: один вид ― атомы кислорода, другой ― атомы углерода и так далее. Современной науке известно 111 видов атомов (элементов). Соединяясь между собой в различных комбинациях, они образуют то многообразие веществ, которое существует в природе.

Таким образом, если в состав веществ входят атомы одного вида, то такие вещества называют простыми. Это хорошо известные вам металлы (например, железо, медь, золото, серебро) и неметаллы (например, сера, фосфор, кремний, мышьяк и многие другие).

Все вещества являются либо чистыми, либо смесями. Чистые вещества состоят из частиц одного вида, а смеси — из частиц разного вида.

Медь состоит только из атомов меди, а цинк состоит только из атомов цинка. Значит, медь и цинк — это чистые вещества. Следует иметь в виду, что идеально чистых веществ не существует, поскольку ни одно из веществ невозможно полностью очистить от содержащихся в нём примесей.

Например, вода считается практически чистой, если образец жидкости не имеет цвета, вкуса и запаха, замерзает при температуре 0 °С, кипит при температуре +100 °С, имеет плотность 1000 кг/м³ при температуре +4 °С и практически не проводит электрический ток.

В большинстве случаев вещества встречаются в виде смесей. Иногда это хорошо заметно даже невооружённым глазом. Например, глядя на кусочек гранита, можно увидеть, что он состоит из смеси веществ: кварца, слюды и полевого шпата, а вот в однородном на вид молоке только под микроскопом можно различить капельки жира и белки, плавающие в жидкости (воде).

В смеси каждое вещество сохраняет свои свойства. Зная эти свойства, смеси можно разделять на составные части.

Многообразие явлений природы.

Окружающий нас мир постоянно изменяется в результате различных явлений. Например, с повышением температуры происходит испарение воды. Испарение — это явление. Благодаря наличию кислорода в воздухе происходит горение. Горение ― тоже явление.

Гремит гром, сверкает молния. Гром — это звуковое явление в атмосфере, которое сопровождается разрядами молний.

Интересно, что можно определить расстояние, на котором находится гроза от нас. Для этого необходимо взять скорость звука и умножить её на время, которое происходит между ударом грома и вспышкой молнии (как правило, речь идёт о нескольких секундах, например, 5 секунд). В результате мы получим определённую цифру, которая и будет означать удалённость (в метрах). Конечно же, цифра эта будет примерной, поскольку скорость звука может сильно изменяться, например, при повышении или понижении температуры. Кстати, в большинстве случаев человек может слышать гром на расстоянии до 20 км.

Что общего между всеми явлениями и чем они отличаются? Проведём небольшое исследование.

Вы видите, что при нагревании форма тела (кусочка льда) изменилась, однако состав вещества (воды) остался прежним.

При прокаливании медной пластинки образовалось новое вещество ― оксид меди. Проведённые опыты показывают, что в одних случаях происходит образование новых веществ, в других ― нет.

На основании этого признака различают физические и химические явления.

К физическим явлениям относятся распространение запаха в воздухе, свечение раскалённых металлов, прохождение электрического тока по металлической проволоке, растворение сахара в воде, выделение соли из раствора при выпаривании. В этих процессах вещества не изменяют состав и строение.

Физические явления бывают: тепловыми, механическими, световыми, звуковыми, оптическими, электрическими и другими.

Тепловые явления связаны с изменением температуры тел и возникающими вследствие этого изменениями их физического состояния. Так, тела способны нагреваться и охлаждаться.

Некоторые при этом плавятся (как воск свечи при её горении), другие испаряются (вода при нагревании), третьи переходят из жидкого в твёрдое состояние (например, вода превращается в лёд).

При нагревании длина и объём тел увеличиваются, а при охлаждении ― уменьшаются. Это явление необходимо учитывать в строительстве и промышленном производстве.

Например, при прокладке железнодорожных путей на стыках рельсов оставляют небольшие промежутки, поэтому при нагревании и удлинении рельса путь не разрушается.

К механическим физическим явлениям относятся различные движения и взаимодействия тел, например: автомобили могут набирать скорость (ускоряться), человек может идти, мяч ― сталкиваться с поверхностью Земли и отскакивать, планеты двигаться по орбитам вокруг звёзд.

Световые явления связаны с особенностями светового луча.

Например, прямолинейность его распространения объясняет образование теней.

Способность света отражаться от тел, на которые он падает, даёт нам возможность видеть их.

К звуковым относят явления, связанные с распространением звука в различных средах, поведением звуковых волн при столкновении с препятствиями, и другие явления, связанные со звуком.

Что такое эхо? Звуковое эхо — это отражённый звук. Эхо обусловлено тем, что звуковые волны могут отражаться твёрдыми поверхностями.

Животные используют эхолокацию для ориентации в пространстве и для определения местоположения объектов вокруг, в основном при помощи высокочастотных звуковых сигналов.

Теперь рассмотрим химические явления.

К химическим явлениям относится, например, образование в зелёных листьях растений крахмала и кислорода из углекислого газа и воды.


По-другому такие явления называют химическими превращениями или химическими реакциями. В результате таких реакций образуются новые вещества, которые отличаются от исходных по ряду признаков.

Некоторые химические реакции протекают очень медленно, и мы их не замечаем, они длятся миллиарды лет. Например, твёрдый камень горных пород ― известняк ― под действием воды и углекислого газа разрушается и превращается в другие вещества. Вода вымывает их ― так в горах образуются пустоты, пещеры.

Другие реакции происходят очень быстро (например, горение). Так, сгорает топливо в газовой горелке. При горении выделяется много тепла и света.

При гниении тоже выделяется тепло, но оно рассеивается в окружающем пространстве. Это тепло мы обычно не замечаем, но учитывать его должны.

Например, неправильно сложенный стог сена, нарушенные условия хранения соломы приводят к развитию процесса гниения. Это может вызвать даже самовозгорание материала.

Итак, сегодня на уроке вы узнали, что такое вещества. Узнали о том, что они могут быть простыми и сложными, представлены в твёрдом, жидом или газообразном состояниях. Могут быть чистыми или в виде смесей.

Также сегодня на уроке вы познакомились с многообразием физических и химических явлений природы.

Читайте также: