Строение клетки крови 5 класс биология доклад

Обновлено: 02.07.2024

Решение

Состав и функции крови
Кровь представляет собой жидкую и подвижную соединительную ткань внутренней среды живых организмов, которая на 60 % состоит из плазмы. Плазма – это жидкость желтовато−белого цвета, которая состоит в большей степени из воды, а также различных солей, белков, витаминов и микроэлементов. Примерно 40 % крови составляют клетки, которые называются кровяными тельцами. В целом в составе крови выделяют несколько видов клеток, которые отличаются и по цвету, и по своим функциям: тромбоциты (кровяные пластинки), эритроциты (красные кровяные тельца) и лейкоциты (белые кровяные тельца).
Больше всего в крови содержится эритроцитов, которые составляют около 99 % от общего объёма всех клеток крови. Одной из их важных функций является перенос кислорода по кровеносным сосудам к органам и тканям тела. Выполняют эритроциты эту задачу при помощи красного пигмента крови – гемоглобина.
Белые кровяные тельца в норме составляют вместе с тромбоцитами всего лишь 1 % от общего числа клеток крови. Они отвечают за иммунную защиту организма. При попадании в организм бактерий, грибков или вирусов, они активируются и обезвреживают их. Если в организме распространяется инфекция, то количество лейкоцитов за короткий период времени вырастает в разы. Благодаря такому увеличению и обеспечивается эффективная борьба лейкоцитов с возбудителями болезни.
Тромбоциты отвечают в основном за остановку кровотечений в организме. Если случается повреждение стенки кровеносного сосуда, то они моментально закупоривают поврежденное место.
В живом организме кровь благодаря своему составу выполняет сразу несколько жизненноважных функций:
1 . Механическая – поддерживает тургорное давление в органах за счет постоянного прилива крови к ним;
2 . Защитная – обеспечивает клеточную и гуморальную защиту от чужеродных и вредоносных агентов;
3 . Гомеостатическая – поддерживает гомеостаз (водно−электролитный баланс, кислотно−основное равновесие и прочее);
4 . Транспортная – объединяет несколько подфункций: регуляторную (перенос гормонов от одних органов к другим), дыхательную (снабжение кислородом тканей и поставка углекислого газа от тканей к легким), питательную (снабжение питательными веществами клеток крови), терморегулирующую (контроль за температурой тела), выделительную (выведение продуктов обмена к почкам и легким).

1 Клетки крови Работу выполнил ученик 5-б класса Бугаенко Максим Кровь человека – это жидкость, которая создана, чтобы дарить нашим телам жизнь.

2 В составе крови различают три основных видов клеток: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

3 Эритроцит – красные кровяные тельца крови Эритроцит – это клетка, имеющая особую форму – вогнутого диска. В клетке нет ядра, а большую часть цитоплазмы эритроцита занимает специальный белок – гемоглобин. Именно гемоглобин и является переносчиком кислорода. Основная функция эритроцита – перенос кислорода из легких к тканям.

4 Какой формы бывают эритроциты? В норме 70-80% эритроцитов имеют сферическую двояко – вогнутую форму, а остальные 20-30% могут быть различной формы. Например, простая сферическая, овальная, надкусанная, чашеобразная и т.д.

5 Откуда же появляется эритроцит в крови? Эритроцит развивается из особой клетки – предшественницы. Данная клетка - располагается в костном мозгу и называется эритробласт. Эритробласт в костном мозгу проходит несколько стадий развития. Из одного эритробласта получается эритроцита.

6 Лейкоциты – белые кровяные клетки Лейкоциты – большой класс клеток крови, который включает в себя несколько разновидностей.

7 Разновидности лейкоцитов Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты Базофилы Эозинофилы

8 Эти клетки образуются в костном мозгу из клеток – предшественниц Нейтрофил -живет только 14 суток. Эозинофил - живет 8 – 15 суток. Базофилы - живут не более двух суток. Далее эти клетки покидают кровяное русло, уходят в ткани организма, однако что происходит с ними там – на сегодняшний день неизвестно. Моноциты - живут от 2 – 4 суток. Лимфоциты - Живут в среднем 90 дней.

9 За что отвечают лейкоциты? Важный вклад в изучение защитных свойств лейкоцитов внес Илья Мечников. Клетки обеспечивают иммунитет. Реагируют на аллергические реакции. Могут способствовать как развитию воспаления, так и, наоборот, тормозить воспалительную реакцию. Подавляют размножение вирусов. Вырабатывают особенные антитела, способные уничтожать виды бактерий.

10 Тромбоцит Тромбоциты – маленькие клетки круглой или овальной формы, не имеющие ядра.

12 Интересные факты Костный мозг взрослого человека за 70 лет жизни отдает тонну лейкоцитов. Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет. В одном кубическом миллиметре крови в среднем содержится 4,5 миллионов эритроцитов. Если все тромбоциты расположить в цепочку, то получится расстояние в 6000 км (от Москвы до Читы).

13 Клетки крови являются важнейшими элементами в обеспечении основных функций человеческого организма. Тем не менее, некоторые их функции по сей день остаются неизученными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен в ноябре на уроке биологии для 5 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить со строением клетки

Задачи: – показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.

– учить анализу, созданию образов и понятий. Воспитывать умение работать в группах, внимание, память, мышление, воображение.

Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: Строение клетки

Цель – Познакомить со строением клетки

Задачи: – показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.

– учить анализу, созданию образов и понятий. Воспитывать умение работать в группах, внимание, память, мышление, воображение.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Каких химических элементов больше всего в клетке?

2. Какую роль в клетке играет вода?

3. Какую роль в клетке играют минеральные соли?

4. Какие вещества относят к органическим?

5. Каково значение органических веществ в клетке?

6. Что указывает на общность живой и неживой природы?

Рассматриваем невооруженным глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Определяем, что характерно для их строения?

Невооруженным глазом мы можем определить, что структура мякоти плодов томата, арбуза и яблока рыхлая, с мелкими вкраплениями – частичками, которые являются клетками. Также можно увидеть и отличия в строении мякоти разных плодов. Например, мякоть томата отличается зернистым строением, имеет прожилки. Мякоть яблока более плотная, рыхлая, сочная. Клетки в ее строении мелкие, расположены очень близко друг к другу. У арбуза мякоть состоит из большого количества разных по размеру и располагающихся на разном расстоянии друг от друга клеток, наполненных соком.

Рассматриваем кусочки мякоти плодов под лупой. Сравниваем увиденное с рисунком 11, зарисовываем в тетрадь, рисунки подписываем. Определяем, какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Под лупой мы можем видеть более детальное строение мякоти плодов томата, яблока и арбуза. Она состоит из клеточек, которые похожи на круглые зернышки, наполненные цитоплазмой. Эти клеточки мягкие, каждая из них окружена клеточной стенкой, но легко разрушаются при прикосновении препаровальной иглой.

№ 1. Что такое химический элемент?

Химический элемент – это совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра и состоят из нейтронов (число может быть разным) и протонов (число равно атомному номеру элемента).

№ 2. Какие химические вещества вам известны?

Я знаю о таких химических веществах, как: водород и углерод, хлор и фосфор, кислород и азот, кальций и калий, барий и бром, а также многие другие.

№ 1. Каких химических элементов больше всего в клетке?

По содержанию в клетке выделяют три группы элементов. В первую группу, которая составляет почти 98% от общего строения клетки, входят такие химические элементы, как: кислород, водород, углерод и азот.

№ 2. Какую роль в клетке играет вода?

За счет того, что в жидком состоянии вода практически не сжимается, а потому служит своеобразным гидростатическим скелетом для клетки, то есть, определяет ее форму и придает ей упругость. Также вода принимает участие во многих химических реакциях (фотосинтез, гидролиз), в обмене веществ и терморегуляции клетки.

№ 3. Какую роль в клетке играют минеральные соли?

Минеральные соли в клетке представлены в виде катионов и анионов, соотношение которых определяет кислотность среды, необходимой для ее жизнедеятельности, и занимают около 1 – 1,5 % от ее общей массы. Это соли калия, кальция, фосфора и прочие.

В сочетании с растворимыми органическими соединениями неорганические ионы (катионы и анионы минеральных солей) обеспечивают стабильные показатели осмотического давления. Ионы участвуют в поддержании рН на постоянном уровне, несмотря на то, что в процессах обмена веществ постоянно образуются щелочные и кислые продукты.

Не менее важная роль и у ионов кальция, которые участвуют в регуляции мышечного сокращения. Фосфор обеспечивает нормальный рост зубной и костной тканей.

В некоторых случаях минеральные соли служат катализаторами различных реакций, регулируют количество воды внутри клетки либо в какой-то из ее органелл.

Таким образом, минеральные соли необходимы для гомеостаза в клетке, а именно для поддержания водно-солевого и кислотно-щелочного баланса, нормальной работы органелл и т.д. Недостаток минеральных солей приводит к нарушению процессов обмена веществ в клетке и негативно сказывается на ее жизнедеятельности.

№ 4. Какие вещества относят к органическим?

Органические вещества – это вещества, которые относятся к углеводородам или их производным (класс соединений, в состав которых входит углерод). Они присутствуют в составе каждой клетки в виде:

Жиров, которые накапливают углероды и энергию;

Гормонов, которые участвуют в регулировании всех процессов, протекающих в организме;

Ферментов, отвечающих за работу химических реакций.

№ 5. Каково значение органических веществ в клетке?

Органические вещества - это совокупность всех углеродосодержащих соединений, которых в природе существует больше всего. Они стали самыми распространенными на нашей планете благодаря их способности к созданию стабильных и устойчивых цепочек, а также возможности вступать в одинарные и кратные связи с другими веществами.

Углеводы, как важнейшая группа органических веществ, в процессе расщепления обогащают клетку энергией, которая необходима для ее жизнедеятельности. Также они обеспечивают прочность стенок клетки, тем самым защищая ее от повреждений извне.

Белки, входящие в состав различных клеточных структур, не только запасаются в клетках, но и регулируют процессы их жизнедеятельности. Жиры имеют свойство накапливаться в клетках. Когда они расщепляются, происходит высвобождение энергии, которая необходима живым организмам для жизни. Нуклеиновые кислоты, также являясь органическими веществами, участвуют в сохранении наследственной информации и дальнейшей ее передачи дочерним организмам.

№ 6. Что указывает на общность живой и неживой природы?

На сегодняшний день известно более 100 химических элементов, из атомов которых состоят вещества, встречающиеся на нашей планете. И более 80 из них входят в состав клеток живых организмов. При этом только четыре элемента – азот, углерод, кислород и водород составляют около 98% от общей массы любого живого организма. Все остальные элементы также содержатся в них, но в малом количестве.

Эти же элементы входят в состав и объектов неживой природы – вода, воздух, почва и т.д. Именно это и указывает на то, что между объектами живой и неживой природы есть много общего.

Стр. 29. Подумайте

Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?

Клетки являются мельчайшими структурными единицами целого организма. Каждая такая клетка имеет свое строение, выполняет свои функции. В ней происходят различные химические реакции, например, синтез или изменения химических соединений. Именно поэтому клетку называют миниатюрной природной лабораторией.

III. Изучение нового материала

Лабораторная работа 1

Чтобы обнаружить воду и минеральные вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

1. Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

2. Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Лабораторная работа 2

Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

1. Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.

2. Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.

3. Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в неё 2—3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет.

4. Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2—3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.

5. Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал (рис. 13).

Крахмальные зёна в клетках клу6ня картофеля

6. Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.

7. Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие значительного количества жира в семенах подсолнечника.

8. Сделайте общий вывод о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.

Выполните задания

Состав семян пшеницы и подсолнечника

1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы? 2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 14).

Животная и растительная клетки

Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка пропицаема для воды, солей и многих органических веществ.

Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.

Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерпое вещество расположено непосредственно в цитоплазме.

Особенности строения клеток

Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но, несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.

Новые понятия

Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли

Ответьте на вопросы

1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?

3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?

4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?

О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

IV. Закрепление

Чтобы обнаружить воду и минеральные вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

1. Кладем в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагреваем их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

На стенках пробирок в результате нагревания на слабом огне появились капельки воды. Это позволяет еще раз убедиться, что в тканях растения (стебель, корень, листья, семена) содержится небольшое количество воды.

2. Нагреваем кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Это позволяет сделать вывод, что в состав кусочков растений входят и минеральные (неорганические вещества), что еще раз доказывает единство объектов живой и неживой природы.

Стр. 30. Моя лаборатория

Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.

1. Берем зерна пшеницы, растираем их в ступке в муку, добавляем несколько капель воды и готовим кусочек теста.

2. Заворачиваем тесто в марлю, опускаем мешочек в стакан с водой и промываем его. Образуется мутная взвесь.

Крахмал из теста перешел в воду, вода при этом помутнела.

3. Переливаем часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капаем в нее 2 – 3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.

Это происходит реакция крахмала с йодом.

4. Берем на кончике пинцета крахмал и размешиваем в пробирке с водой. Капаем в эту пробирку 2 – 3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.

При этом крахмал не растворяется в воде, а со временем оседает на дно, образуя взвесь.

5. Капаем каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Убедимся, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.

Место, куда попала капля йода, изменило свой цвет, стало сине-фиолетовым. Это значит, что в картофеле содержится большое количество крахмала, который и вступил в реакцию с йодом.

6. Рассматриваем остаток теста на марле. Мы видим клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.

По составу эта клейкая масса схожа по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Это позволяет сделать вывод, что важнейшим компонентом семян растений, в нашем случае пшеницы, является белок.

7. Берем несколько семян подсолнечника, снимаем с них кожуру и раздавливаем на листе бумаги. Мы видим жирные пятна. Это подтверждает, что в семенах подсолнечника содержится значительное количество жиров.

8. Вывод

В результате проведенных опытов мы можем сделать вывод, что в состав растений входят как органические, так и неорганические вещества. Из органических веществ это белки, углеводы, жиры и т.д. Из неорганических – вода и минеральные вещества.

Клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни. Клетки могут существовать и как самостоятельные одноклеточные организмы (бактерии, простейшие), и как строительный материал тканей многоклеточных организмов.

Новые клетки образуются путем деления клеток, существовавших ранее. Представление о клетке появилось в XVII в., а затем была сформулирована клеточная теория. Ученые выяснили, что клетки всех организмов сходны по химическому составу и состоят из сходных структур.

Разнообразие клеток

Клетки очень разнообразны по форме: они бывают шаровые, звездчатые, прямоугольные, веретенообразные. Отдельной клеткой является и мельчайшая бактерия, и яйцо страуса, достигающее 15 см в диаметре. Нервные клетки имеют отростки длиной до 1 м, а клетки, образующие сосуды растений, могут достигать длины в несколько метров.

Прокариотная клетка

Различна и продолжительность жизни клеток: одни живут лишь несколько суток, а другие столько же, сколько существует составляемый ими организм. По наиболее важным особенностям строения клетки все существующие на Земле организмы делятся на 2 группы: эукариоты и прокариоты. В клетках эукариот есть ядро, а в клетках прокариот (к ним относятся бактерии) обособленного ядра нет. Считается, что прокариоты первыми появились на Земле, а от них произошли эукариоты.

Строение клетки

Растительная клетка

Строение клетки растистельной (сверху) и животной (снизу): 1 — цитоплазматическая мембрана; 2 — центриоли; 3 — микротрубочки; 4 — белковые волокна (микрофиламенты); 5 — митохондрии; 6 — аппарат Гольджи; 7 — эндоплазматическая сеть гладкая; 8 — эндоплазматическая сеть шероховатая; 9 — ядро; 10 — хлоропласты; 11 — вакуоли; 12 — клеточная стенка; 13 — ресничка; 14 — лизосомы

Животная клетка

Внутреннее строение и набор химических компонентов в клетках весьма разнообразны и зависят от принадлежности к той или иной группе организмов, условий существования, специализации. Но можно выделить и сходные элементы этих сложных систем.

Снаружи клетка покрыта полупроницаемой оболочкой (мембраной), которая регулирует поступление в клетку одних веществ и выход из нее других. Клетки растений имеют еще и целлюлозную клеточную стенку. Внутри оболочки содержится цитоплазма, представляющая собой сложный раствор белков и клеточные структуры — органеллы.

Митохондрии

Внутри клетки находится система мембран — цитоплазматическая сеть, особенно развитая в клетках, синтезирующих большое количество белков (например, в различных железах).

Лизосомы — это органеллы, содержащие ферменты, расщепляющие белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты.

Вакуоли — полости в цитоплазме, окруженные мембраной и заполненные жидкостью. Особенно велики вакуоли в клетках растений, там они могут занимать большую часть объема клетки.

Центриоли — органеллы, участвующие в процессе деления клетки. Две центриоли, расположенные под прямым углом друг к другу, образуют клеточный центр. При делении две пары центриолей расходятся к разным полюсам клетки.

Пластиды — органеллы растительных клеток. Хромопласты содержат пигменты, придающие окраску цветкам, плодам и другим частям растений. Хлоропласты содержат зеленый пигмент — хлорофилл, осуществляющий процесс фотосинтеза.

Функции клетки

В многоклеточном организме клетки приобретают различия, специализируясь на выполнении какой-либо определенной функции. Например, организм позвоночных животных состоит из клеток примерно 200 различных специализаций. Существуют нервные клетки, клетки крови, мышечные и другие клетки, различные по форме и свойствам.

Иногда в функции клетки входит ее гибель, как происходит с клетками эпидермиса (кожи). Некоторые животные имеют специализированные стрекательные клетки, внутри которых есть скрученная полая нить с острыми зубчиками. Распрямляясь, нить вонзается в тело врага или жертвы, впрыскивая в него яд.


Клетки нашего организма разнообразны по строению и функциям. Клетки крови, костной, нервной, мышечной и других тканей внешне и внутренне сильно различаются. Вместе с тем практически все они имеют общие черты, характерные для животных клеток.


Мембранная организация клетки

В основе строения клетки человека лежит мембрана. Она, подобно конструктору, образует мембранные органоиды клетки и ядерную оболочку, а также ограничивает собой весь объём клетки.

Мембрана построена из двойного слоя липидов. С внешней стороны клетки на липидах мозаично размещаются белковые молекулы.

Избирательная проницаемость – основное свойство мембраны. Оно означает, что одни вещества мембраной пропускаются, а другие нет.

Схема строения цитоплазматической мембраны

Рис. 1. Схема строения цитоплазматической мембраны.

Функции цитоплазматической мембраны:

  • защитная;
  • регуляция обмена веществ между клеткой и внешней средой;
  • поддержание формы клеток.

Цитоплазма

Цитоплазма – это жидкая среда клетки. В цитоплазме располагаются органоиды и включения.

которые читают вместе с этой





Органоиды

Система каналов, пронизывающих цитоплазму. Участвует в обмене белков и липидов.

Расположен вокруг ядра, имеет вид плоских цистерн. Функция: передача, сортировка и накопление белков, липидов и полисахаридов, а также образование лизосом.

Имеют вид пузырьков. Содержат пищеварительные ферменты и осуществляют защитные и пищеварительные функции.

Синтезируют АТФ, вещество, являющееся источником энергии.

Осуществляют синтез белка.

  • ядерная мембрана;
  • ядрышко;
  • кариоплазма;
  • хромосомы.

Ядерная мембрана отделяет ядро от цитоплазмы. Ядерный сок (кариоплазма) – жидкая внутренняя среда ядра.

Хромосомы содержат ДНК, являющуюся носителем наследственной информации. Число хромосом постоянно для каждого вида.

Число хромосом никак не указывает на уровень организации вида. Так, у человека 46 хромосом, у шимпанзе 48, у собаки 78, у индюка 82, у кролика 44, у кошки 38.

  • сохранение наследственной информации о клетке;
  • передача наследственной информации дочерним клеткам при делении;
  • реализация наследственной информации через синтез белков, характерных для этой клетки.

Органоиды специального назначения

Это органоиды, характерные не для всех клеток человека, а для клеток отдельных тканей или групп клеток. Например:

  • жгутики мужских половых клеток, обеспечивающие их движение;
  • миофибриллы мышечных клеток, обеспечивающие их сокращение;
  • нейрофибриллы нервных клеток – нити, обеспечивающие передачу нервного импульса;
  • фоторецепторыглаза и др.

Включения

Включения – это различные вещества, временно или постоянно находящиеся в клетке. Это:

  • пигментные включения, придающие окраску, (например, меланин – коричневый пигмент, защищающий от ультрафиолетовых лучей);
  • трофические включения, являющиеся запасом энергии;
  • секреторные включения, расположенные в клетках желёз;
  • экскреторные включения, например, капли пота в клетках потовых желёз.

Клетки человеческого тела размножаются путём деления.

Что мы узнали?

Строение и функции клетки человека аналогичны таковым клеткам животных. Они построены по общему принципу и содержат одинаковые компоненты. Строение клеток разных тканей весьма своеобразно. Некоторые из них имеют специальные органоиды.

Читайте также: