Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество доклад

Обновлено: 28.06.2024

2.1. Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Роль государства во внешнеэкономической деятельности .

В отличие от недавнего прошлого государство понимается сейчас не как единый субъект гражданско-правовых отношений. Например, Российская Федерация и ее субъекты самостоятельно выступают в гражданском обороте, в том числе во внешнеэкономических отношениях.

Нужно отметить, что государство - единственный субъект внешнеэкономической деятельности, который имеет право устанавливать обязательные для других и для себя "правила игры" в той или иной сфере. Таким образом, получается, что в одном лице объединена и политическая организация, наделенная властными полномочиями и субъект хозяйственной деятельности. Вступая в гражданские правоотношения, государство, должно действовать как равноправный их участник наряду с другими субъектами гражданского оборота как во внутренней, так и во внешней сфере. Примером этого может служить п. 1, 2 ст. 1, 124 ГК РФ: " Российская Федерация, субъекты РФ . выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами", таким образом, выражается принцип равенства участников внешнеторговой деятельности, их недискриминации.

Государство выступает в сфере внешнеэкономической деятельности в двух ипостасях:

Во-первых, государство, как носитель государственной власти в нормативном порядке регулирует имущественные и другие отношения, устанавливают содержание и пределы правосубъективности физических и юридических лиц, а также самого государственного образования, принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа граждан на рынки других государств. Государство лицензирует определенные виды деятельности, осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках своей компетенции.

Во-вторых, государство на равных с другими участниками имущественного оборота вступают в гражданско-правовые отношения.

Иногда бывает довольно сложно отделить друг от друга две ипостаси, в которые вступает государство - равноправный партнер и государство - носитель власти. Например, невозможно автоматически привлечь государство, выступающее партнером во внешнеэкономической сделке, к имущественной ответственности иностранным судом, так как этим нарушился бы суверенитет государства. Поэтому возникает понятие судебного иммунитета, то есть невозможности привлечения его к суду в качестве ответчика без его согласия.

Взгляд на доктрину иммунитета неоднозначен. Так, Европейская конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972 года, не признает иммунитет государств, когда они выступают в качестве частного лица. Но до принятия универсальной международной конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств значительную роль играет судебная практика каждого государства по данному вопросу.

Государство, применяя свои властные полномочия, может заключать международные договоры, участвовать в создании международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических условий для доступа граждан данного государства на рынки других государств.

Таким образом, выступая как носитель публичной власти, государство обеспечивает создание благоприятных условий для деятельности всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

Роль государства в политической области деятельности.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество (ЕС) имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

Возникшее в 1991 году Содружество Независимых государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних органически неразрывных экономических взаимосвязей. Переход к более организованному государственному сотрудничеству между ними в области политической, социальной, культурной и других - дело времени, разумного использования опыта мировой цивилизации.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является Организация Объединенных Наций (ООН). Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и другие. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

Культурное и научно-техническое сотрудничество.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным советом научных союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Международная охрана окружающей среды.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.

Однако вернемся на несколько десятилетий назад.

Завершение холодной войны совпало с распадом СССР. Хотя некоторые американские политмыслители предсказывали в своих научно-футуристических трудах исчезновение Советского Союза с геополитической арены, такое развитие событий все же больше напоминало плод необузданных фантазий, а не реальную перспективу. И поэтому в военно-политических верхах США в подобный сюжет объективно мало кто верил.

В результате же затрещала по швам система стратегической стабильности, существовавшая на протяжении нескольких десятилетий и обеспечивавшая возможность более или менее безопасного существования всего человечества, а не только США и России (как правопреемника СССР). Иными словами, мир вступил в состояние балансирования на лезвии ножа, которое, естественно, не может долго продолжаться, если не будут найдены новые факторы и средства обеспечения стратегической стабильности, значение которой в изменившихся условиях не только не уменьшается, а, наоборот, приобретает дополнительную судьбоносность.

Далее полагаем целесообразным привести некоторые выкладки и суждения, в том числе теоретические, касающиеся стратегической стабильности, которые будут полезны для более глубокого понимания этой темы.

Однако сегодня стратегическая стабильность уже не привязана и не сводится исключительно к концепциям ядерного противостояния. Ее понимание не ограничивается отсутствием стимулов к нанесению первого удара в ситуации сохраняющегося ядерного противостояния, пусть и с учетом новых стратегических факторов, появления новых ядерных держав и угрозы нового распространения ОМУ (таково ее понимание в узком смысле). Современное понимание многополярного мира существенно более комплексно: как избежать разноплановых угроз и вызовов национальной безопасности государства и его союзников, как купировать уязвимость страны к попыткам ущемить ее жизненные интересы, как, наконец, приводить всю систему международных отношений в состояние некоего динамического равновесия, нейтрализуя при этом разбалансирующие последствия кризисов и конфликтов.

Сегодня поддержание стратегической стабильности - это, скорее, выстраивание такой системы миропорядка, которая способна уберечь отдельные регионы (в нашем варианте - Россию и Евразию), а также мир в целом от крупных вооруженных конфликтов и стратегических вызовов, угрожающих интересам всех стран в случае возникновения политического кризиса. Для России, таким образом, стратегическая стабильность означает некое желаемое и прогнозируемое состояние в международной системе и во взаимоотношениях основных участников международных отношений в любых крупных международных конфликтах, которое не позволяло бы этим конфликтам выходить за пределы фазы отсутствия крупного военного противостояния.

Соответственно, стратегическая стабильность должна охватывать не только спектр ядерных вооружений, но и сферу новых стратегических инструментов силы - космических и высокоточных обычных вооружений, потенциалы всех крупных держав, ресурсы информационного и кибероружия.

Признано, что для США и НАТО киберпространство - важнейшая стратегическая сфера, и задача борьбы с этой самой новой из современных угроз становится все более актуальной. Россия, США и крупнейшие страны Европы уже несколько лет занимают первые места по количеству кибератак на их территории. Хорошо известны и обвинения США и стран НАТО во враждебном (но не боевом!) использовании киберпространства.

В мире, к сожалению, усиливаются негативные тенденции хаотизации, подрывающие стратегическую стабильность, а значит, и перспективы ядерного разоружения.

Сохранение и дальнейшее развитие системы договоров в сфере контроля над вооружениями и разоружения является непреложным условием и гарантией обеспечения стратегической стабильности. Еще недавно казалось, что эта формула не подлежит сомнению и разделяется основными участниками мирового военно-политического пула, в том числе Россией и США. На деле оказалось, что это не так. Сейчас налицо прямо противоположный процесс - осознанное разрушение этой системы, чем усердно занимаются США.

Экономическая война против России в виде абсолютно нелегитимных с международно-правовой точки зрения санкций США и Евросоюза идет уже практически пять лет. Было бы неплохо подсчитать размер ущерба, который эта война уже нанесла России и ее гражданам, а также жителям западных государств, правители которых ее развязали. Сумма такого ущерба, вероятно, будет астрономической.

Россия прилагала и продолжает прилагать значительные усилия в целях обеспечения международной информационной безопасности, борьбы с киберпреступностью. В декабре 2018 года Генеральная Ассамблея ООН по российской инициативе одобрила две соответствующие резолюции.

Многие на Западе прекрасно понимают, что период конфронтации с Россией чрезмерно затянулся, приобрел угрожающие масштабы и пришло время переходить к позитивным шагам навстречу друг другу. Об этом нашими западными партнерами чаще говорится в кулуарах, шепотом, на ушко. Реже - прямо и открыто. Пока это не модно, не в тренде и даже опасно.

Наличие доброй воли и реального желания конструктивно решать самые сложные вопросы всегда помогало брать непреодолимые на первый взгляд преграды. Человечество переживает сегодня один из критических моментов своей истории. Без сохранения и укрепления стратегической стабильности, которая представляет собой совокупность военно-политических факторов безопасности и норм ответственного, цивилизованного поведения ведущих государств мира (великих держав), немыслимо поступательное развитие нашей цивилизации.

1 Бжезинский Збигнев. Выбор. Стратегический взгляд. М.: АСТ, 2018. С. 32.

5Киссинджер Генри. Мировой порядок. М.: АСТ, 2015. С. 433.

6Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М.: Автор, 1997. С. 143.

8 Бжезинский Збигнев. Указ. соч. С. 24.

От сбережения народа до искусственного интеллекта : о нововведениях в Стратегии

Таблица 1. Национальные интересы России (согласно редакциям Стратегии национальной безопасности РФ 2021 г. и 2015 г.)

2021 г. 2015 г.
1 сбережение народа России , развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации
2 защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации , укрепление обороны страны укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества
3 поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны
4 развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей
5 устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе повышение конкурентоспособности национальной экономики
6 охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира
7 укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России
8 поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений

Таблица 2. Стратегические национальные приоритеты России (согласно редакциям Стратегии национальной безопасности РФ 2021 г. и 2015 г.)

2021 г. 2015 г.
1 сбережение народа России и развитие человеческого потенциала оборона страны
2 оборона страны государственная и общественная безопасность
3 государственная и общественная безопасность повышение качества жизни российских граждан
4 информационная безопасность экономический рост
5 экономическая безопасность наука, технологии и образование;
6 научно-технологическое развитие здравоохранение
7 экологическая безопасность и рациональное природопользование культура
8 защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти экология живых систем и рациональное природопользование
9 стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

Важным моментом в Стратегии является закрепление в качестве национального приоритета информационной безопасности, что уже давно назрело. Предполагается, что для достижения данной приоритетной цели потребуется обеспечить бесперебойное функционирование критически важной информационной инфраструктуры, оградить российское общество от деструктивного информационного воздействия со стороны террористических и экстремистских организаций, спецслужб и пропагандистских структур иностранных государств и перейти к использованию российских информационных технологий и оборудования.

Если говорить о других нововведениях, то можно отметить, что в Стратегии появились упоминания ранее табуированных или не рассмотренных сюжетов, таких как переход России к использованию искусственного интеллекта и развитию национальной экономической системы на основе низкоуглеродных технологий. Все это должно, по замыслу составителей документа, привести к качественному сдвигу в российской экономике. Кроме того, в развитие положений Концепции внешней политики РФ добавлена задача по обеспечению интеграции экономических систем в рамках Большого Евразийского партнерства. При этом из Стратегии исчезли пункты, касающиеся укрепления сотрудничества с ЕС и выстраивания партнерства с США , что свидетельствует о системном кризисе в отношениях России с Западом. Большее внимание по сравнению с предыдущей версией документа уделено защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, что полностью соответствует проводившейся в последние годы руководством страны политике, включая внесение тематических поправок в Конституцию РФ. Конечно, отдельно стоит отметить, что Россия теперь готова применять симметричные и асимметричные меры в ответ на недружественные действия иностранных государств.

Реакция в России и за рубежом

Естественно, что наряду со столь взвешенным и критичным анализом существуют также публикации, авторы которых полностью одобряют все положения нового документа, считая, что он может стать программой ускоренного развития страны. В целом же российские эксперты рассматривают Стратегию с разных сторон, уделяя одинаковое внимание как анализу внутренних, так и внешних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности России .

Обращает на себя внимание тот факт, что за рубежом появление нового стратегического документа в РФ пока не вызвало большого интереса ни у СМИ, ни у экспертного сообщества. Однозначно объяснить это сложно, возможно, некоторые структуры и эксперты банально ждут перевода данного документа, но представляется, что большинство аналитиков и журналистов просто не придает серьезного значения изменению отдельных акцентов в обновленной редакции Стратегии, полагая, что внешнеполитические ориентиры и логика действий Кремля в области обеспечения национальной безопасности РФ остается неизменной. В связи с этим они предпочитают комментировать конкретные шаги российского руководства в области внешней и внутренней политики. Тем не менее некоторые интересные публикации как представителей экспертного сообщества, так и СМИ по поводу новой российской Стратегии уже появились.

Журналисты японской телерадиокомпании NHK, отметившие зафиксированное в новом российском стратегическом документе желание Москвы выстраивать особые отношения с Нью-Дели и Пекином , считают, что Россия будет стремится к усилению своих позиций в АТР . Подобный взгляд на российские стратегические приоритеты выражен и в публикации индийского новостного агентства ANI. В ней, в частности, говорится о том, что Россия сталкивается с возрастающим давлением НАТО , поэтому она склоняется к тому, чтобы наладить сотрудничество в сфере безопасности с Китаем и Индией . Самьяк Пандей, журналист индийского издания ThePrint, полагает, что такое желание Москвы сблизиться с Нью-Дели и Пекином вызвано попыткой осуществить дедолларизацию экономики на фоне возрастающего санкционного давления со стороны Запада. При этом, по его мнению, Россия будет выступать за сохранение стабильности в АТР и потому может стать посредником между ядерными державами, конкурирующими в этом регионе, прежде всего между Индией и Китаем . Подробно новую российскую Стратегию разбирает младший научный сотрудник программы стратегических исследований фонда Observer Research Foundation ( Индия ) Ниведита Капур , которая отмечает желание Кремля сотрудничать с широким кругом партнеров на пространстве СНГ , в формате ШОС , БРИКС и в рамках Большого Евразийского партнерства. Она констатирует, что документ закрепляет оформившийся в последние годы магистральный внешнеполитический курс России , ориентированный на противодействие деструктивным шагам Запада, но при этом в нем также делается акцент на необходимости решения внутриполитических вопросов и на создании условий для приспособления государства к меняющемуся мировому порядку.

Очевидно, что западные аналитики и журналисты при анализе новой редакции российской Стратегии национальной безопасности делают упор на рассмотрение отношений России с Западом. Для них интересны те положения документа, которые касаются оценки взаимодействия РФ и НАТО , а также возможных ответных мер Москвы на недружественные шаги западных государств. В то же время представители азиатского экспертного сообщества и СМИ сосредотачивают свое внимание на анализе российского подхода к АТР . В целом же зарубежные комментаторы вне зависимости от своей национальной принадлежности и профессионального статуса достаточно высоко оценивают новую Стратегию национальной безопасности РФ , признавая, что она является документом по-настоящему суверенного государства, которое реалистично смотрит на существующие вызовы и угрозы и стремится занять достойное место на мировой арене.

Время действовать: от Стратегии к реальной политике

Стоит понимать, что отгораживание от Запада не будет вечным. Как показывает история, отношения России с западными государствами всегда восстанавливались даже после самых серьезных потрясений. Можно ли считать, что сегодня обида РФ и Запада друг на друга сильнее, чем после Крымской войны, Первой Мировой войны и, что мы понимаем друг друга хуже, чем в годы холодной войны? Представляется, что ответ на каждый из этих вопросов должен быть все же отрицательным. Конечно же, сближение рано или поздно произойдет. Оно будет обусловлено и политическими, и экономическими, и гуманитарными причинами. Поэтому главное сейчас не дойти до состояния вооруженного конфликта, что могло бы обернуться катастрофой для всех и существенно замедлить восстановление полноценного сотрудничества на основе взаимного уважения.

С учетом всего вышесказанного, очевидно, что принципиальным вопросом является то, как будет реализовываться Стратегия. К сожалению, в отечественной истории неоднократно бывали ситуации, когда руководство страны принимало важные документы, содержащие справедливые оценки положения дел в государстве и в мире, верно формулировало цели развития и приоритеты государственной политики, но все это оставалось на бумаге. Следовательно, перед Россией стоит задача в ближайшие годы превратить грамотную по своей сути военно-политическую стратегию в успешную политику на стратегических направлениях.

Читайте также: