Стоицизм это в философии доклад

Обновлено: 28.06.2024

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА КАТЕГОРИИ МУДРОСТИ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ СТОИЦИЗМА

Луций Анней Сенека родился в римской провинции Бетина, в Южной Испа­нии в городе Кордова в самом конце I в. до н. э. и прожил около семидесяти лет.

Отец Сенеки – также Луций Анней Сенека (старший) – принадлежал к знат­ному и богатому сословию всадников и был известным ритором – преподавате­лем риторики, красноречия. Философию же он ненавидел.

Учителями Сенеки были Сотион из Александрии, киник Деметрий, стоик Аттал, эклектик Фабиан Попирий.

очень заботится о своем здоровье? Называет изгнание пустяком, од­нако, если

только ему удастся, - состарится и умрет на родине? Но я говорю, что все

следует презирать не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не

Сенека автор многих сочинений. При этом у Сенеки та же история, что и у

Цицерона: он в основном писал, когда был не у дел, поэтому большую часть

своих сочинений он создал в последние три года своей жизни.

Несмотря на свой девиз: «Пусть наши слова приносят не удовольствие, а

и заочное, избавляет от пороков. Сенека резко противопоставляет мудрость и философию, с одной стороны, и знание с другой. Здесь он подобен своему современнику апостолу Павлу, кото­рый философии и знанию как мудрости мира сего противопоставляет мудрость мира иного. Сенека говорит о

мудрости мира сего даже, когда говорит о Боге. Для него мудрость руководство не для того, чтобы попасть в потусторонний рай, а для того чтобы уцелеть в этом.

Говоря о философии, Сенека различает в ней в качестве ее предметного

Сенека – своего рода теологический и психологический материалист. Все

В конкретном учении о природе Сенека повторяет старое учение об Элемен­тах. Это вода и огонь, воздух и земля. Все эти элементы взаимопревращаютя, а следовательно, все находится во всем и все возникает из всего.

это малодушие и трусость! Одним из оснований для самоубийства являются не только телесные недуги, особенно если они затрагивают душу, но и рабство. Проблема рабства широко обсуждается Сенекой. Нет, он вовсе не против социального рабства, того позор­ного, но неизбежного явления в

древнезападном мире. Он даже по-своему оп­равдывает рабство: ведь рабами становятся те, у кого нет мужества умереть.

Сенека расширительно понимает рабство, топя позор социального рабства в

бы­товом рабстве, которое присуще и свободным, в рабстве многих людей перед страстями пороками.

В отличие от Аристотеля, который стремился не замечать в рабах людей, Сенека прямо заявляет, что и рабы люди, требующие к себе хорошего отноше­ния. Проповедь Сенеки равенства и свободных, и рабов без требования, однако, упразднения позорного института социального рабства, растворение рабства социального в рабстве нравственном, в рабстве перед страстями, в моральной низости человека сближает Сенеку с христианством, которое в те уже времена учило о равенстве всех людей пред Богом, равенстве во грехе, без требования упразднения социального рабства.

Этика Сенеки – этика пассивного героизма. Изменить в жизни, в сущности,

ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело жизни – твердо стоять против ударов судьбы. Но ведь это означает, что судьба активна, а человек пассивен. Он занимает, лишь оборонительную позицию. Нужно гос­подствовать над своими страстями, не быть у них в рабстве.

примется за дело. Может быть в другой раз повезет. Сенека же при всем его фатализме и проповеди покорности судьбе восхваляет здравый ум, мужественный и энергичный дух, благородство, выносливость и готовность ко всякому повороту судьбы. Именно при такой го­товности только и можно достичь для себя состояния сильной и неомраченной радости, мира, гармонии, духа величия, но не гордого и наглого, а соединенного с кротостью, приветливостью и просвещенностью. Сенека говорит,

что резуль­татом такого расположения духа будет постоянное спокойствие и

свобода, ввиду устранения всяких поводов к раздражению и страху.

Этика Сенеки противоречива. Зачем нужна энергия, если все же от нас ни­чего не зависит? Если нет большой цели? Это противоречие стоики так и не смогли разрешить. Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожи­дать, перед волей Бога, как личного мирового разума, идущего непознаваемыми для человека путями несовместимы.

Такова философия Сенеки, его наука о жизни. Сенека одинок. И самое глав­ное чему может научить его философия, это не только переносить все преврат­ности жизни и удары судьбы, но и большому искусству быть другом самому себе. Дружба с самим собой по Сенеке не эгоистична! Под такой дружбой Се­нека понимает внутренний мир и гармонию внутри человека, господство в нем высшего (разума ) над низшим (страстями), а такой гармоничный и самоуспоко­енный человек действительно может быть другом и для других людей .В эпоху Возрождения Сенека пользовался любовью. Его часто восхваляют гуманисты за чистоту его нравственного учения и за его идеи человека. При этом гуманисты идеализировали Сенеку, чего он как человек не заслуживает. Ведь он и сам говорил о себе, что он видит лучшее, но следует худшему, созна­ваясь, таким образом, в своей непростительной слабости.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 135 гг. н.э.) – уникальное явление в древнезападной

Известно, что Эпиктет родился во Фригии, потом оказался в Риме. Тогда в Риме был моден стоицизм, и многие образованные жители города Рима посе­щали лекции стоика Мусония Руфа. В числе слушателей бывал и Эпафродит – хозяин Эпиктета, сопровождаемый своим рабом. Лекции вряд ли пошли на пользу хозяину раба, но для самого раба они были судьбоносными. Эпиктет стал невольником-философом, а Мусоний Руф, его невольным учителем.

Неизвестно, когда и как Эпиктет стал свободным, вольноотпущенником. Так или иначе, Эпиктет был изгнан из Рима Домицианом около 94 г., когда этот

по­дозрительный и тяжелый император изгнал всех философов и риторов из

Ита­лии. И Эпиктет оказался в сравнительно новом городе Никополисе.

В Никополисе Эпиктет открыл свою философско-воспитательную школу. У него было немало учеников и почитателей, в том числе знатных и богатых. Од­нако при этом Эпиктет вел нищенскую киническую жизнь.

Как и бедствующий, но гордый Сократ полтысячилетием до него, Эпиктет ничего не писал. Не исключено, что он был неграмотным. Но дело не в этом. Для Эпиктета – философа-моралиста - практика была важнее теории, устное слово, внушение и личный пример важнее письменного слова.

Рабство наложило тяжелую печать на робкого и хилого Эпиктета. Он не был

Спартаком. И подобно тому, как нашим главным вопросом является вопрос, как стать свободным от тоталитаризма, так и для Эпиктета главным вопросом был вопрос о том как стать внутренне свободным при внешнем рабстве, против ко­торого Эпиктет ничего нигде никогда не говорит. Как и Сенека, Эпиктет подме­няет социальное рабство нравственным. Только Сенека это делал с позиций ра­бовладельца, а Эпиктет – с позиций раба.

Иначе говоря, логика должна служить физике и этике. Логика состоит в

обосновании и исследовании доказательств. Она позволяет понять, что такое

доказательство, какое из рассуждений доказательно, а какое нет, что такое

ло­гическое следствие. Она помогает избежать нам противоречий и других

логиче­ских ошибок. Помогает нам отличить истину от заблуждения. Но логика не мо­жет отличить правду от лжи, а это означает, что без нравственного воспитания логика бесполезна для общества. Поэтому нужнее логики этика. Этика учит, что лгать не следует, она внушает мысль о бесполезности и даже, по большому счету, опасности для лжеца его лжи.

Эпиктет рационалист. Истинная сущность человека – в его разуме, который

является частицей мирового космического разума. Отнять у человека разум, – значит, убить его. Человек далее не только разумное существо, но и существо обладающее свободой мысли и свободой воли. Эти достояния человека также неотчуждаемы. Эпиктет говорит, что никто не может отнять то и другое у чело­века, даже если отнять у него имущество, честь, семью и само тело. Такова свобода в понимании Эпиктета. Все же это свобода смиренного и гордящегося своим смирением обездоленного человека. Смирение и покор­ность, подмена изменения порядка вещей, объективной действительности, об­щественного строя изменением своего сознания и своего отношения ко всему этому. Это импонировало христианству. И не случайно, что ранние христиан­ские теологи сочувственно относились к пассивному мировоззрению Эпиктета. Эпиктет внушал своим ученикам обращаясь к каждому из них: «Все дела твои и предприятия начинай следующею молитвою: управляй мною Зевс, и ты, необходимая судьба. Куда и чему вы меня определили, я вам следовать буду усердно нелепостно.

происходит в нашей жизни само по себе, независимо от нашей воли, от наших желаний и планов. И не является ли мировоззрение Эпиктета тем самым миро­воззрением героического пессимизма столь характерного для римских стоиков.

Марк Аврелий

Третьим выдающимся стоиком во времена Ранней Римской Империи был император Марк Аврелий (160-180 гг. правления).

не­обходимости быть деятельным, энергичным и справедливым государственным деятелем. Пожалуй, ни у кого не проявилось с такой силой противоречие между философской надвременностью и практическим погружением в эту самую вре­менность, как (в силу его общественного положения) это произошло у Марка

И в этом всепожирающем беспредельном потоке жизни нет и не будет ничего

нового: «.наши потомки не увидят ничего нового, ведь, человек, достигший

сорока лет, если он обладает хоть каким-нибудь разумом, в силу общего

И в самом деле, позади настоящего для Марка Аврелия лежала большая и довольно однообразная история. Император не находил в ней качественных перемен. Все одно и то же.

Эти примеры личного и исторического пессимизма императора Марка Аврелия можно умножить. Они составляют наиболее яркие живые строки в его записках,обращенных к самому себе. Разочарованность, усталость императора – это разочарованность и усталость самой Римской Империи, будущее которой было действительно неведомо. Марк Аврелий не знал, что его неудачного сына – императора после него – убьют, что с его смертью прекратится династия Антониев, что Римское государство вступает в смутные времена, когда в середине III в. н. э. оно фактически распадется. Смутное время породило Плотина. Диоклетиан собрал империю. Но это была совсем другая империя. Принципат сменился доминатом. Это откровенный, а не эпизодический, как во времена Ранней Римской империи, восточный деспотизм. Вскоре после своего возрождения Римская империя примет христианство. И начнется новая эпоха – эпоха окончательного заката античной культуры и эпоха расцвета христианской культуры.

Но вместе с тем император не призывает к активной борьбе со злом.

Все-таки надо принимать и жизни и смерть так, как они происходят. Жить надо так, как если бы каждый день был последним и каждое дело, которое ты делаешь, - последнее в твоей жизни дело. Таков правильный путь по которому должен идти человек. Но как на него выйти? В этом нам может помочь только философия.

(Марк Аврелий. Размышления.)

1. Античная философия. Сборник статей. М.: Высшая школа, 1995

2. Великие мыслители Запада. М.,1999.

3. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

4. Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996.

5. Губин В.Д. Основы философии. М, 1999г.

6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994

7. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья). М., 1996.

8. Крапивский С.Э. Общий курс философии – Волгоград, 1998г.

9. Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993.

10. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995

11. Мир философии. ч. 1. – М., 1991

12. Марзаев А.Н. Мировоззрение древнегреческих философов и его влияние на развитие греческой философии//Вопросы философии.-1990.-№5.-С.41-56.

Философия - что изучает эта наука

Стоицизм – это древнее философское течение, являющееся своеобразной данью добродетели, учащей всех и каждого ответственности, порядку и нравственности. Эти догмы возникли во времена позднего эллинизма и просуществовали несколько столетий. Свою суть, основы и название стоицизм получил в Греции, однако довольно быстро стал популярным в Риме. Невозможно кратко рассказать, что такое стоицизм. Поэтому более широко рассмотрим данное понятие, опираясь на учения и труды древних мудрецов.

Стоицизм: Описание и зарождение

Приблизительной датой основания стоицизма считают IV век до н. э. Именно в то время в Портике Стоа Пойкиле произошло первое выступление Зенона Китийского, исполнявшего роль учителя, который рассказывал всем желающим о своих размышлениях и открытиях в сфере философии. Таким образом, он стал основателем нового течения, которое со временем быстро обросло другими стереотипами и догмами.

Стоицизм как направление в философии

Если рассматривать в целом, то в философии стоицизм – это непоколебимость, мужественность, стойкость и твердость ко всем испытаниям в жизни. Можно уверенно говорить, что образ настоящего стоика, каким он должен был выглядеть в представлении античных философов, плотно укоренился в подсознании европейского общества. Этот термин всегда определяет человека несентиментального, выносливого, тех людей, которые испытывают чувство долга перед окружающими и самим собой. Также необходимо заметить, что стоицизм – это отвержение каких-либо эмоций, поскольку именно эмоции мешают человеку принимать правильные решения и здраво мыслить.

Периоды стоицизма

В данном вопросе научные мнения расходятся. Некоторые ученные в истории развития стоицизма выделяют нулевой период. Существует мнение, что мудрецы в Стоа Пойкиле, имевшие на жизнь именно стоические взгляды, собирались еще за несколько веков до рождения основателя данной школы, но, увы, их имена были утеряны.

  1. Первый период – Древняя Стоя. Продолжался с IV по II век до н. э. Его основным действующим лицом, естественно, был основатель стоик философ – Зенон Китийский. Вместе с ним выступали Хрисипп и Клеанф из Сол. Данный этап стоицизма считается исключительно греческим, поскольку за пределы этого государства учения пока никуда не выходили. После смерти основателей его делом начали заниматься ученики, среди которых можно отметить Антипатра, Кратета Малльского, Диогена Вавилонского и т. д.
  2. Стоический Платонизм или Средняя Стоя. Просуществовал со II по I век до н. э. Основными действующими лицами этого времени являлись Панетий Родосский и Посидоний. Именно они начали перевозить в Рим свои учения и знания. Развивать течение продолжали их ученики – Афинодор, Диодот, Дардан и т. д.
  3. Поздняя Стоя. Продолжалась с I по II век н. э. Данное время также называют Римский стоицизм, поскольку именно в этой стране уже продолжалось развитие этой школы. Основными представителями третьего периода являются Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

На чем основана философия стоицизма?

Именно такая периодичность.

Логика

У стоиков логика заключалась в сугубо теоретических предположениях, каждое из них должно было быть верным. Причем нужно сразу отметить, что их было невозможно сопоставить, поскольку каждое последующее предположение противоречит правильности предыдущего.

Пройти данный этап учения нужно по причине того, что, как говорил Хрисипп, это изменяет материальное состояние души. Итак, рассмотрим кратко несколько логических выводов стоицизма:

  • Если есть А, то есть и В. А существует, соответственно, существует и В.
  • Вместе А и В не существуют. А, соответственно, мы имеем, что В не может существовать.
  • Есть или А, или В. Причем В отсутствует. Соответственно, существует А.

Физика

Этика

Стоики в аспекте этики сравнимы с космополитами. Стоики считали, что любой человек – это гражданин вселенной, и любой человек равен перед Богом. То есть женщины и мужчины, греки и варвары, рабы и хозяева находятся на одной планке. Стоицизм в античной философии учит всех людей быть добрыми, заставляет совершенствоваться и саморазвиваться, направляет на путь истинный. Причем какие-либо отступления от правил, совершение грехов или предание страстям являются низшим поступком. Если говорить вкратце, то смысл этики стоицизма состоит в том, что любой человек является одним из многих элементов общего замысла. И тех людей, которые с этим согласны, судьба за собой ведет, а те, кто свое назначение опровергает, судьба тащит.

Обобщим информацию

Эпикурейцы - кто это такие

Теперь, когда мы разобрали все части, из которых состоит стоицизм, вкратце его охарактеризуем. Жить надо не причиняя вреда самому себе и окружающим, в согласии с природой. Необходимо плыть по течению, подчиняться своему року, поскольку на все существует своя причина. Причем нужно оставаться мужественным, сильным и беспристрастным. Человек обязан быть постоянно готов победить любое препятствие, чтобы быть лучшим и полезным для вселенной и для Господа.

Также характеристика стоицизма заключается в его аффектах, которых насчитывается четыре:

  • Удовольствие.
  • Отвращение.
  • Вожделение.
  • Страх.

Развитие Древнего стоицизма

Средний этап стоицизма

Зенон Китийский - портрет мыслителя

На пороге смены эпох, когда Греция была колонией властного и могучего Рима, учения стоицизма стали достоянием этого государства. В свою очередь, римляне предпочитали дело слову, поэтому это течение в философии перестала носить сугубо теоретический характер.

Со временем все знания, которые приобрели греки, начали использоваться на практике. Именно фразами греческих философов мотивировали практически всех воинов армии Рима.

Их цитаты являлись поддержкой и опорой для людей, потерявшихся в жизни. Помимо этого, спустя годы стоицизм так сильно прижился в обществе, что со временем начали стираться грани (но не полностью) между полами, а также между хозяевами и рабами. То есть, общество в Риме стало более образованным, рассудительным и гуманным.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения. Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти. То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Соединение с христианством

В чем заключается суть стоицизма

На начальных этапах существования христианство находило своих приверженцев совершенно не в каждом уголке нашей планеты. Продолжительное время люди не могли отказаться от традиций своих предков, от древних верований. Нередко они объединялись с христианством (дуализм), эта же тенденция была и в Риме. С самого первого столетия нашей эры в стране в больших масштабах распространяется стоицизм. На единстве с природой и апатии жители Рама были просто помешаны, но довольно быстро их взгляды начинают изменяться под воздействием новой религии. Продолжительное время римляне не признавали христианства. Шло время, и основы данных теологических учений начали друг друга дополнять.

Нужно отметить, что христианство в то время являлось самой молодой религией, которой был необходим некоторый базис, и это обеспечил стоицизм. Сегодня можно четко проследить данную взаимосвязь. Так как в обоих учениях нам говорится о том, что нельзя предаваться страху, злу, порокам, нельзя быть пристрастным. И стоицизм, и христианство – это учения о силе, о знаниях, о доброте, а также о том, что неисповедимы пути Господни, и любой из нас обязан быть покорным Высшему Создателю.

Стоицизм сегодня

В современном мире встретить типичного стоика почти невозможно. Античные догмы учения изучают или ученные, вплотную этим занимающиеся, или теологи, причем в основном приверженцы восточных религий (у них больше общего с учениями стоицизма). Любой из нас в определенной мере сможет почерпнуть некоторые знания из Библии. Ради справедливости нужно заметить, что основное количество заповедей основаны на римской теологии.

Но в некоторых случаях современных людей все же называют стоиками. Это случается в случае, когда человек становится фаталистом, полностью сдается, утрачивает всякую веру в свои возможности и самого себя. Эти люди – типичные апаты, как должное принимающие всякий жизненный поворот, любую находку или потерю. Если случается что-то ужасное, то они толком не огорчаются и не радуются жизни.

Заключение

В философии стоицизм – это огромная наука, существующая множество столетий и давшая начало множествам учениям и знаниям, которые появились в Средние века. Стоики были убеждены, что Вселенная материальна, и любая ее частичка, любой элемент имеет свое предназначение и судьбу. Поэтому ни в коем разе нельзя противиться происходящим событиям. Все, что происходит, имеет свои причины, и люди, которые живут в гармонии с природой, будут достойной частью Вселенной. Те же, кто всему этому противится, будут несчастны. Так как судьба их, так или иначе, предначертана, и от нее никуда не деться.

Стоицизм как философское учение, задачи стоической философии. Представители Средней Стои. Место и роль наук в учении стоиков. Теория страстей как отличительная особенность этики стоиков. Основные добродетели, виды страстей и аффектов в стоицизме.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.03.2016
Размер файла 26,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

  • Введение
  • Философия стоиков
  • Этика стоиков
  • Заключение
  • Cписок использованной литературы

Введение

Эллино-римский период античной философии (по-другому называется поздняя античность) длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III-V столетиях н.э.).

Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире с все более новыми изменениями.

В эллино-римский период входят такие учения как:

Все эти учения реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

Эпоха эллинизма - эпоха крушения полисной социальности. Социальная структура - полис, город-государство был ограничен, замкнут. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить политическую самостоятельность этой замкнутости. Главная задача полиса - воспитание лучших граждан для государства, обеспечение духовных запросов личности. Путь духовной жизни - это путь поиска, отрицания традиций, путь обновления.

С начала 3 столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во 2 в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия.

Приблизительно с середины 2 в. до н. э. в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции, - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Философия стоиков

Учение Стои - стоицизм - охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части:

1. Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. - середина II в. до н.э.)

2. Среднюю (II вв. до н.э.)

3. Новую (I в. до н.э. - III в. н.э.)

Попав в Афины, Зенон в течение двадцати лет знакомился с разными школами и философскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал свою школу.

Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 - 207 гг. до н.э.).

Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний).

Благодаря Панетию (ок. 185 - ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим.

Луций Анней Сенека Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника.

Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 - 138 гг. н.э.) - сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 - 180 гг. н.э.) - римский император.

Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика - это ограда, физика - плодоносная почва, этика - ее плоды.

Главная задача философии - в этике; знание - лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.

Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе. Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.

Стоики признают четыре основных добродетели:

Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.

В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это - лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.

Человек - часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.

Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом - значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

Основными задачами стоической философии были:

· Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.

· Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.

· Пробуждение в человеке голоса Совести.

· Воспитание веротерпимости и любви к людям.

· Воспитание чувства юмора.

· Умение применять все это на практике.

Этика стоиков

стоицизм философия этика аффект

Названный принцип имеет много значений:

3. согласно добродетели и т.д.

Условие разумной жизни - подавление страстей, всякого рода треволнений.

Отличительной особенностью этики стоиков является их теория страстей. Стоики делили их на четыре вида:

Все они иррациональны и противны природе, и потому вопрос стоит не в том, чтобы научиться ослаблять или управлять ими, а в том, чтобы избавиться от них и достичь состояния апатии (бесстрастия).

Надо избавляться от страстей, по крайней мере тогда, когда они уже превратились в привычку. Поэтому этика стоиков на практике представляла собой главным образом борьбу со страстями в попытке обрести моральную свободу и стать хозяином своей жизни. (Впрочем, некоторые стоики отходили от этой крайней позиции, допуская, что мудрый человек может испытывать определенные дополнительные рациональные чувства - например, удовольствие.)

Известный вывод фаталистов. Единственное, что может человек, - это выработать надлежащее (спокойное) отношение к неизбежным событиям, так как все равно ничего не изменить, но важно сохранить бесстрастное состояние духа, не мучиться от переживаний. Этим мы должны руководствоваться, например, в нашем отношении к смерти.

Дальнейшие шаги к разумной жизни и добродетели следующие:

1. отказ от того, что стоики считали противоположным добру, злом и пороком. Это - неразумие, необузданность, несправедливость, трусость, скорбь.

2. пренебрежение всем тем, что обычно вызывает у людей немалые эмоции, как положительные, так и отрицательные. Это жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье и т.д.

Отношение со стороны стоиков к обычным житейским радостям и горестям как к безразличному означало:

1. отрицание; чувственных благ, т.е. гедонистической этики;

2. призыв к аскетическому образу жизни(есть известия, что Клеант писал книги против роскоши);

3. допущение добровольного ухода из жизни, самоубийства как средства решения жизненных трудностей; как бегства от зла

4. противопоставление мудреца большинству людей, неспособных стать выше радостей и печалей и, следовательно, быть нравственными. Стоики выражали; это весьма резко: только мудрый является свободным, богатым, красивым, оратором, пророком, правителем. Он автаркичен (греч. -самоудовлетворенный).

Уже к древности подобные высказывания стоиков называли парадоксами. И это вполне понятно, так как их мнение непросто совместить с реальностью. Этический ригоризм стоиков приходил в противоречие с жизнью. Цицерон рассказывает о гераклийце Дионисии, который учился у Зенона быть мужественным, пренебрегать болью. Но когда у него началась боль в почках, он с воплем кричал, что ложно то, что прежде он думал о боли, и объяснял свое поведение так: занятия философией в продолжение многих лет так и не дали ему сил перенести боль, следовательно, боль есть зло.

· составляют благоразумие, умеренность, справедливость (исполнение долга) и мужество.

· общественна, потому что мудрец необходимо живёт в обществе и должен учитывать общее благо и закон.

· требует от человека знания, силы воли и упражнения.

Основной инстинкт, которым природа наделила животных, - это инстинкт самосохранения. Для стоиков следование этому инстинкту означало то, что мы назвали бы самосовершенствованием или саморазвитием.

Заключение

В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди - граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.

Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо.

Все грехи и безнравственные поступки - это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела - гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики - телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий.

Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением .Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие .

Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

Cписок использованной литературы

1. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

3. Антология мировой философии. М.,1969, т.1,ч.1соч.

Подобные документы

Философия стоиков, история и основные этапы формирования их взглядов, значение в мировой науке и выдающиеся представители, их деятельность. Представления стоиков об идеальном человеке: Зенон и Клеанф, Панэций и Посидоний, Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

реферат [43,1 K], добавлен 04.04.2015

Этические концепции - органическая часть историко-культурного процесса. Возникновение стоической философской школы. Сходство и отличие черт философского учения поздних стоиков от предшествующих философских школ. Этические идеалы Сенеки и Марка Аврелия.

контрольная работа [45,0 K], добавлен 14.12.2011

Периодизация античной философии. Достижение философии Демокрита. Антисфен как основатель школы циников. Школа стоиков как самая популярная в Древней Греции. Типы мировоззрения: мифологическое; религиозное; философское. Атеизм, скептицизм, пантеизм.

контрольная работа [40,7 K], добавлен 22.11.2010

Стоицизм – философская школа, возникшая в период раннего эллинизма. Идеи стоиков о свободе, всеобщем благе и о ценности человеческой личности. Рассмотрение значения терминов "лектон" и "пролепсис". Идея логоса как связывающего звена между Богом и миром.

презентация [2,1 M], добавлен 22.04.2015

Характерные черты этики стоиков и этики эпикурейцев, у которых в качестве философской основы выступает атомистическое строение мира. Метод познания в философии Нового времени, обоснованный Френсисом Бэконом. Понятие и формы достижения бессмертия человека.

Философская школа стоиков во многом отвечала идеям киников. Стоя была распространена в Греции под видом наиболее крупного античного учения, которое было основано за 300 лет до нашей эры. Основателем школы стоиков был Зенон Китайский. Первоначально он собирал своих подданных в одном из портиков Афин, то есть изначально стоя — это наименование портика.

Какой философ был идеалом

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

Стоики философия кратко

  1. Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
  2. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
  3. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
  4. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
  5. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
  6. Применение логического подхода к жизни.
  7. Следование голосу совести и разума.
  8. Воспитание терпимости и любви к окружающим.
  9. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
  10. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Диалектика и риторика объединялись в логику, которая выступала за существенные доказательства, опиралась на теорию и идеи познания, различные постулаты. Материя была выделена, как часть стоической науки, могла быть представлена не только предметами окружающего мира, но и душой человека.

Школа стоиков

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Основатель школы стоиков

  1. Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э. Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
  2. Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв. до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
  3. Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Сенека Луций Анней

Ведя разговор о такой философии, как стоицизм, нельзя не затронуть жизнь и вклад в учение Сенеки — одного из главнейших основателей и просветителей учения. Помимо философской деятельности, этот человек был знаменитым драматургом, писателем и сенатором.

Его философские взгляды во многом не нравились правителям, а именно Калигуле, а затем и Клавдию. Сенека считал необходимым донести до народа сквозь свои произведения мысли по поводу устройства мира, в том числе и неразумности властей. По этой причине он дважды испытал предвкушение смертной казни, но в итоге оказался лишь сосланным на остров Корсика.

Философская школа стоиков

Сенека счел необходимым рассматривать вопросы о жизни с точки зрения естественно-научного подхода. Он считал, что если человек будет знаком с законами природы, общего устройства мира, он сможет выработать иммунитет против сил, с которыми он сам бы не выстоял. Это давало возможность побеждать болезни, предугадывать природные катаклизмы. Хотя Сенека и был в какой-то мере новатором, он все же придерживался традиционной линии вероучения и придавал большое значение этике.

Его высказывание, помогающее понять принцип стоицизма: Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам.

Антонин Марк Аврелий

Был рожден и воспитан в богатой и именитой римской семье. Уже с детских лет находился при дворе императора, входил в состав жрецов. В подростковом возрасте устраивал праздники для увеселения людей всего Рима. Был духовным приемником самого императора. Принес много пользы государству: участвовал в войнах, помогал больным, занимался созданием кафедр для обучения философии молодых поколений. Был гуманным и образованным человеком, ни на шаг не отступающим от своих стоических взглядов.

Школа стоиков философия

Философ Эпиктет

Так как Эпиктет много времени провел в рабстве, он придавал огромное значение учению о свободе. Она для него — одна из высших ценностей человеческого общества. Своих учеников он учил при любых обстоятельствах сохранять свою внутреннюю свободу. То есть, если человек свободен внутренне, он не может быть порабощен внешне.

Основатель учения стоиков

В качестве упражнения Эпиктет предлагал чаще отказываться от своих желаний, — это укрепляет дух и делает личность неуязвимой. Также он говорил, что счастье находится внутри человека, и если он задумает стать действительно счастливым, ему достаточно будет прислушаться к себе.

Цитаты:

Понятия, близкие стоическому вероучению

Атомизм — это физическая программа, большей частью основанная на натурфилософской теории, основой которой являются неделимые частицы — атомы. Ничто не возникает из ничего и ничто не пропадает в безвестность. Основоположником теории принято считать Демокрита.

Фатализм — вера в существование высшей силы, судьбы, способной оказывать влияние на жизнь человека. Понятно, что при этом человек не может противостоять воле рока, а должен принять его. Эта теория наиболее близка христианской вере, куда она пришла после распространения по всему миру.

Что такое стоицизм

Стоицизм – это направление в философии. Это философия жизни. Стоицизм был основан в начале 3-го века до н.э., но широкую известность получил благодаря Сенеке, Марку Аврелию, Эпиктету.

Для стоицизма важно жить здесь и сейчас, жить в реальном мире. Это мысли о своих эмоциях, о причинах их возникновения, умении управлять ими. Это состояние души. Это мудрость, смелость, умеренность, справедливость, жить в гармонии с природой.

Стоицизм учит работать над собой, жить осознанно, контролировать себя, свои поступки и полагаться только на них. Стоицизм помогает преодолевать разрушительные эмоции и действовать в соответствии с тем, что можно сделать. Он для конкретных действий.

Человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество — чтобы изменить возможное, и мудрость — всегда отличать одно от другого. Фридрих Кристоф Этингер.

Большинство людей переживают, беспокоятся за те вещи, которые они не могут изменить, не могут их контролировать. Это не в их силах, это вне их контроля. Они могут сделать все возможное там, где они могут это сделать, где могут что –то изменить. Стоицизм учит принять себя, принять то, что мы не можем изменить. Внешние факторы мы не можем изменить, заменить. Мы можем только контролировать себя, свои эмоции и свои действия. А беспокойство забирает много энергии, истощает организм.

Стоицизм учит и направляет:

  • Заниматься саморазвитием, совершенствоваться, читать, изучать, узнавать все новое.
  • Управлять в проблемной ситуации не эмоциями, а рационально.
  • Жить сейчас, в реальном мире, а не в будущем, направив свое внимание на свои цели, а не на чужие мысли. Радоваться тому, что имеешь.
  • Выходить из зоны комфорта и расширять ее
  • Занимайся тем, что тебе нравится, что тебе приносит удовольствие, что ты любишь, а не тем, чем занимаются другие, что это престижно, модно. Слушать свое сердце.
  • Не общайся, не живи с токсичными людьми, с теми. кто тебя не ценит, обижает. Не жалуйся на них, просто уйди.
  • Живи там, где ты счастлив, где ты хочешь. Сконцентрируй свое внимание на том, чтобы иметь ресурсы на все это. Развивай свой внутренний ресурс, чтобы обеспечить свое процветание
  • Помогай другим, делай добро и жизнь тебя отблагодарит.
  • Будь благодарным за то, что у тебя есть.

Стоицизм - это не философия счастья. Но она может привести к более интересной, гармоничной жизни. Может уменьшить негативные эмоции и увеличить положительные.

Стоицизм важен и в настоящее время. Многие в политике приходят к этому. Всегда во все времена ценилась личность человека, его индивидуальность. Когда человек не предает свои ценности, свои цели ради каких- либо благ для себя, а следует им, за таким лидером всегда будут идти люди. Это всегда так было и будет.

Читайте также: