Стоглав 1551 года доклад

Обновлено: 04.07.2024

Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви.

Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.

Вся работа происходила в два этапа:

  • совещание с обсуждением вопросов,
  • непосредственная обработка материала.

В соответствии со структурой Стоглава:

Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в рядах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.

Собор также был призван обсудить проблемы церковного управления, ростовщичества монастырей, избрания благочинных – поповских старост, а также достойных и грамотных служителей алтаря.

Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Решения

Итогом Стоглавого собора был сбор и систематизация норм действующего церковного права.

Порочившие церковь беспорядки были также признаны собором, и в целях их ликвидации были введены должности поповских старост, определяемых для каждого города в индивидуальном порядке. Также вводились должности помощников поповских старост – десятских, избираемых из числа священников. К их обязанностям относился контроль за ведением службы в подведомственных церквях.

Стоглавый собор осуждал пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запрещал общаться с иноземцами.

Но, конечно, большинство решений собора касались богослужений.

К примеру, двуперстное сложение при крестном знамении было узаконено именно тогда. Также важное значение имел вопрос об иконографии Святой Троицы, а именно в обсуждении традиционного православного изображения Троицы в виде трех ангелов. Тем не менее, не имеется информации об определенном ответе, и скорей всего данный вопрос так и остался неразрешенным.

Значение Стоглавого собора

Стоглавый собор был значимым событием, произведя фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Немаловажной стала разработка своеобразного кодекса взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В конце концов, русская церковь отныне обрела самостоятельность.

Земский и Стоглавый соборы стали равными.

Также было наконец законодательно разграничено церковно-монастырское землевладение, что было особо важно для Ивана Грозного, так как государство остро нуждалось в свободной земле для обеспечения поместьями расширяющегося военно-служивого сословия, а церковь твердо отстаивала свою имущественную неприкосновенность.

Стоглавый собор был не вполне успешен с точки зрения возникновения раздора между православными и старообрядцами по многим обсуждаемым вопросам. На протяжении долгого времени не утихали споры между представителями официальной церкви и раскольниками. Однако все же для своего времени проведение Стоглавого собора было весьма важным и актуальным.

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) - отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.

Место проведения и участники

иван грозный

Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 года в Москве. Все происходило в Кремле, в Успенском соборе. На нем присутствовал царь Иван Грозный, высшее духовенство, князья и представители Боярской думы. Среди присутствовавшего духовенства следует выделить:

  • митрополита Макария - председателя;
  • архиепископа Акакия из Тверской епархии;
  • архиепископа Гурия из Смоленской епархии;
  • архиепископа Касьяна из Рязанской епархии;
  • архиепископа Киприана из Пермской епархии;
  • архиепископа Никандра из Ростовской епархии;
  • архиепископа Савву из Крутицкой епархии;
  • архиепископа Трифона из Суздальской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Новгородской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Коломенской епархии.

История создания

Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.

стоглавый собор русской церкви

Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.

На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:

  1. Началось заседание собора.
  2. Составлялось Соборное уложение.

Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.

  • правила святых апостолов, отцов церкви;
  • правила, которые были установлены на соборах духовенства;
  • поучения канонизированных святых.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

Цели Стоглавого собора

Решения Стоглавого собора

Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

стоглавый собор кратко

Нравственность и контроль за жизнью

Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников - десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

Также было вынесено важное решение о "двойных" монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, "Аристотель" - сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

Богослужение

Большинство решений собора касаются богослужений.

Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.

Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.

Икона "Святая Троица"

стоглавый собор

Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.

Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись "Святая Троица" без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.

Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об "изобразимости Божества" (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.

Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.

Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить "несудимые" грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

решения стоглавого собора

Церковное землевладение

По-видимому, вопрос о землевладении поднимался на соборе, но его не включили в Соборное уложение. Но через некоторое время появилась 101-я глава - "Приговор о вотчинах". В этом документе царь и митрополит отразили свое стремление снизить рост церковных земельных владений. В последней главе были закреплены пять основных решений:

  1. Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
  2. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
  3. Вотчинники некоторых областей не имеют права продавать людям иных городов вотчины. Также запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
  4. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
  5. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Значение собора

Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:

  • они поспособствовали усилению самодержавия;
  • изменилась расстановка сил внутри класса феодалов в пользу дворянства;
  • царская личная власть была укреплена;
  • начало создаваться сословное общество. Каждый слой имел свою внутреннюю организацию и собственные органы самоуправления. С властью можно было договариваться;
  • вельможи потеряли часть своих прав и влияния. Но теперь они имели новый вес и значение, став верхушкой создававшегося дворянского сословия. Когда роль и значение дворянских объединений стала расти, знать опиралась на их поддержку. Таким образом, она занимала более самостоятельную позицию по отношению к своему монарху.

созыв стоглавого собора

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

постановления стоглавого собора

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Спустя 100 лет

Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.

Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет - в 1666-1667 годах - на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.

Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками - старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение , царское и святительское уложение (гл. 99). Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

1. История создания

В связи с полемикой о подлинности и каноническом значении Стоглава, сложностью, нечеткостью и нелогичностью его структуры и состава проблема происхождения его текста является одной из основных в исторической литературе о Стоглаве и Стоглавом Соборе.

1) преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);

2) обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);

3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Уложение Собора 1551 г. затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 г ., послания митрополитов.

3.1. Финансовые вопросы

3.2. Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян

Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших ее будущему (эти вопросы включены во 2 и 3 группы — см. выше).

В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство.

3.3. Вопросы богослужения

Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества.

Быть может, под влиянием Максима Грека Собор занялся вопросом об исправлении священных книг и постановил открыть в Москве типографию, где должны были печататься книги, исправленные по наиболее точным образцам. Но эта типография просуществовала недолго.

3.4. Церковный суд

3.5. Церковное землевладение

1. приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;

2. земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;

3. вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;

4. приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;

5. на будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

4. Значение Стоглава

Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:

· Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;

· Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).

До половины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года. Митрополит Платон (1829 г.), не сомневаясь в факте созыва Собора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Соборе. [2]

В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава, вышедшему в 1862 году[3], было указано что

эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства .

Только после ряда находок И. В. Беляева (в частности наказных списков по Стоглаву , неоспоримо подтвердивших факт принятия Стоглава на Соборе 1551 года)[4] подлинность Стоглава была окончательно признана.

В дальнейшем историками Стоглав рассматривался как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени.

К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава [5][6][7].

1. Стоглав, изд. 2-е, Казань, 1887, с. III.

2. Платон (Левшин). Краткая российская церковная история. Т. 2.М., 1829, ch. 30

3. Стоглав. — Казань: Типография Губернского Правления, 1862. — 454 с.

4. И.В. Беляев Стоглав. Казань 1862г. Наказные списки соборного уложения 1551 года. = Памятники русского церковного законодательства.. — Москва: 1863. — 27 с.

5. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права . Спб., 1909, стр. 137

6. Стоглав. — Лондон: Trubner & Co., 1860. — 239 с.

7. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). — Москва: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. — 424 с.

В 1550 году перед юным царём Иваном IV встала задача ослабить влияние и власть церкви, а также провести секуляризацию монастырских земель. С этой целью решено было провести Стоглавый собор Ивана Грозного. Помимо самого царя и представителей высшего духовенства, в соборе также участвовали члены Боярской думы, поскольку это событие затрагивало, как духовные, так и государственные вопросы. Что касается года созыва Стоглавого собора, то происходить он должен был в 1551 году.

Стоглавый собор

Стоглавый собор Ивана Грозного

По итогам этого события был составлен Стоглав, под определением которого подразумевается сборник решений, принятых на заседании Стоглавого собора. Этот документ оказал огромное влияние на всю дальнейшую российскую историю, поскольку результаты собора регулировали как вопросы, связанные с церковными землями, так и соотношение между государственным правом и религиозным. Именно Стоглав 1551 стал одним из главных источников для исследователей, занимающихся изучением истории России XVI века.

Предпосылки и причины созыва

Собор происходил во время первого этапа деятельности Ивана IV, как царя, который, как и его предшественники, считался наследником, как русских княжеств, так и Византийской империи, а потому одной из важнейших задач для него было решение церковных вопросов и проблем. Церковь должна была обладать нужным авторитетом, чтобы она была способна в должной мере поддерживать государство.

В большей степени на Соборе должны были обсуждаться вопросы церковной дисциплины, борьбы с ересями и язычеством, наказания провинившихся священников, опорочивших свой сан, а также порядка строительства церквей и монастырей. Однако главной задачей, стоявшей перед царём, было проведение секуляризации и присоединение церковных территорий к государству.

Земский собор 1649

Созыв Стоглавого собора при Иване 4

Однако Иван Грозный также желал раз и навсегда покончить с неточностями и погрешностями в богословских текстах и церковных обрядах, поскольку они порождали недопонимание среди прихожан, что приводило к возникновению сект и ересей. Чтобы решить эти проблемы, духовенство также должно было прийти к единому мнению по поводу вопросов богослужения и иконографии. Для этого на Собор были созваны представители духовенства со всей страны, поскольку решения этого собрания должны были изменить церковь раз и навсегда.

Суть всех причин и предпосылок Стоглавого собора:

  • Стремление царя восстановить порядок в церкви
  • Необходимость установить единые нормы проведения церковных обрядов
  • Борьба с сектами и ересями
  • Решение конфликтов и споров между представителями высшего духовенства
  • Установление единого церковного права
  • Намерение царя провести изъятие части церковных владений

Дата, место проведения и участники

Датой созыва Стоглавого собора стало 23 февраля, а продолжался он до 11 мая 1551 года. Местом, где он был проведен, выбрали Успенский собор в Москве. Эта стоглавая церковь являлась одним из главных символов церкви на Руси. Главным инициатором мероприятия был сам Иван 4, а инициаторами события стали митрополит Макарий и священник Сильвестр. Оба церковных деятеля являлись также членами Избранной Рады, ближайшего круга советников царя.

Земский собор Ивана Грозного

Созыв Стоглавого собора

Интересно: Впоследствии Сильвестр, как и другие члены Избранной Рады, подвергся опале и преследованиям со стороны Ивана Грозного. Единственным, кто избежал царской расправы, был митрополит Макарий, скончавшийся в 1563 году.

Сам Макарий также выступал председателем собрания. Помимо него, главными участниками Собора были архиепископы от всех епархий Русского царства, включая Трифона Суздальского, Акакия Тверского, Феодосия Новгородского и Гурия Смоленского. Это не считая других иерархов церкви со всех уголков страны. Не считая религиозных деятелей, на Соборе также присутствовали представители ведущих боярских кланов.

Стоит также отметить, что на протяжении всей продолжительности собора шла непрерывная борьба между различными православными течениями. Больше всего выделялся конфликт иосифлян, поддерживавших право церкви на владение землёй, и нестяжателей, выступавших против монастырского землевладения. Собор также должен был поставить точку в их споре, раз и навсегда определив, должна ли церковь иметь право на владение землёй или же нет.

Решения, принятые стоглавым собором

По результатам Собора был одобрен Судебник Ивана Грозного, который отныне стал основным источником закона Русского царства. Также, в ходе продолжительных дебатов, нестяжатели потерпели поражение, а потому секуляризация была отвергнута. Тем не менее, члены Собора пошли на компромисс, ограничив финансовые и земельные права священнослужителей. Так, монастыри и представители высшего духовенства уже не могли без согласия властей покупать вотчины. Был реформирован церковный суд, и отныне священники также получили возможность участвовать в светском судебном процессе через своих представителей (например, посредством старост).

На Стоглавом соборе выступал сам царь, представивший его участникам, как Судебник, принятый на первом Земском соборе, так и уставные грамоты. Иван 4 спрашивал, достойны ли эти документы для того, чтобы скрепить их печатями и пустить в ход. Кроме того, царь также настоял на том, чтобы боярские кланы помирились друг с другом и прекратили какие-либо конфликты, призывая к их религиозным чувствам. Также Собор закрепил ряд церковных обрядов, как, например, двоеперсите или двугубая аллилуйя. Позднее в 1667 г часть этих решений будет отменена или подвергнута изменениям, но до этого момента они оставались нерушимыми нормами православного богослужения.

Судебник 1550 года

Судебник Ивана Грозного

Кратко о главных решениях, принятых на Стоглавом соборе:

  • Учреждение порядка сбора церковных пошлин;
  • Создание института поповских старост, которые должны были следить за порядком проведения церковных служб;
  • Было принято решение об учреждении училищ для обучения мирян чтению и письму;
  • Подверглись осуждению неподобающее поведение священников и прихожан;
  • Принято постановление об ограничениях права монастырей на владение землёй;
  • Принятие Стоглава, где были указаны все решения собора.

Историческое значение

Стоглавый собор имел огромное значение, как для православной церкви, так и для всей истории русского государства. Почему он был так важен? Это событие положило конец множеству споров и конфликтов внутри духовенства, утвердив нормы церковного права, которые и легли в основу устройства Русской Православной Церкви. Помимо этого, собор также установил порядок взаимоотношений между государством и церковью, добившись гармоничных взаимоотношений светской и духовной власти.

Стоглавый собор

Большое влияние это событие также оказало и на развитие государства в России. Хоть Иван Грозный и не добился проведения полной секуляризации, по его инициативе было установлено ограничение на расширение земельных наделов храмов и монастырей, что послужило существенному укреплению его власти. Церковь хоть и окрепла, решив внутренние разногласия, но всё же должна была сотрудничать, как с царём, так и с его приближёнными.

Важно: Тем не менее, у Стоглавого собора были не только положительные, но и спорные последствия. Так, именно его результаты стали основой для события известного как церковный раскол, произошедшего столетие спустя. Старообрядцы во время конфликта с патриархом Никоном опирались именно на свод решений Стоглавого собора, что усилило критику той церковной реформы. И хоть впоследствии церковь изменила и запретила часть решений Стоглава, полностью предотвратить раскол, продолжавшийся до эпохи правления Петра 1, она так и не сумела.

Сам по себе Стоглав также оказал огромное влияние на развитие русской историографии, поскольку собрание решений собора стало одним из главных литературных памятников России 16 века. Благодаря этому тексту исследователи имеют представление о законах и нормах, действовавших, как в церкви, так и в государстве той эпохи, а также он позволяет в целом установить картину жизни русского общества во время правления Ивана Грозного. Сам Стоглав с трудом сохранился, и его первое издание появилось только в 1862 году. Впоследствии последовала публикация нового, дополненного выпуска Стоглава, когда была установлена подлинность текста.

Бочкарев В. А. Стоглав и история Собора 1551 года: историко-канонический очерк

Читайте также: