Стилистика индивидуальной речи доклад

Обновлено: 17.05.2024

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

Разновидности Собственно научный Научно-учебный Научно-популярный
Цель Выявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытий Обучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниями Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат Учёный, специалист в данной области науки Учащийся, будущий специалист Любой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя.

Успех речевого высказывания в определенной сфере общения во многом зависит от того, насколько ярко проявляется индивидуальный стиль говорящего (пишущего).

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Очень часто учитель сочетает это приветствие с невербальными средствами, выражающими внимание, благожелательность, готовность к контакту. Эквивалентом приветствия здравствуйте является выражение доброе утро. Как правило, опытные учителя стараются уже в приветствии задать тон общению, заразить учеников определенным настроением, передать им свое доброжелательное отношение:

Доброе утро, ребята! Сегодня хорошая погода и настроение у вас, я вижу, тоже хорошее.

Вводное предложение я вижу понимается не буквально, а означает скорее, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у ребят.

Если приветствие здравствуйте нейтрально по стилю, то добрый день, доброе утро содержат добавочный оттенок пожелания хорошего, удачного дня.

Одна учительница так начинала свои занятия. Появившись на пороге класса, Г.С. озаряла всех присутствующих доброжелательной улыбкой во время довольно продолжительной паузы. Неторопливость, плавность ее движений подчеркивали значимость приветствия. Затем звучали слова: Доброе утро! Я рада вас видеть! Я рада встрече с вами. Г.С. убеждена (!), что без такого начала не может состояться хороший урок. Не случайно, работая со студентами-практикантами, она особо обращает внимание на то, как нужно приветствовать своих учеников.

Характер обращения – первоэлемента речевого этикета – свидетельствует о желании говорящего вступить с собеседником в речевой контакт. Так как учитель и ученики – коммуникаторы, известные друг другу, у учителя есть свобода выбора таких обращений, которые наиболее соответствуют ситуации общения, возрасту адресата и точнее выражают отношение к адресату – ученику. Обращение – та языковая единица, которая может явно выразить индивидуальный стиль учителя. Обращаясь к кому-либо, мы называем человека в зависимости либо от его социальной роли, либо от его индивидуальных особенностей, либо от своего отношения к нему. В речи учителя обращение может быть формальным, например, ребята, произнесенное с нейтральной интонацией или с интонемой побуждения. Обращение может быть и индивидуальным – личностно окрашенным, дружеским (например, в речи учителя: девчонки, солнышки, гуси-лебеди и т.п.). В педагогическом общении в роли обращения выступают две лексические группы: в основном собственные имена и слова, отражающие социальные отношения. Из богатой системы имен в русском языке чаще в речи учителя используется либо полное, либо нейтральное сокращенное имя:

Нельзя сказать, что в речи учителя отсутствуют обращения, выраженные именами собственными с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Функции таких обращений еще недостаточно изучены, но несомненно, что именно в таких обращениях ярче проявляется индивидуальный стиль педагога.

– Комиссарова Евгения, ваше сочинение лучшее из класса. Могу ли я прочитать его? – Владимир Чичивитов, вы уже выросли из того возраста, чтобы играть на уроке. Займитесь делом.

При обращении к группе учащихся как в средних, так и в старших классах используется обращение мальчики или девочки. Реже – юноши или девушки. Учитель И.А., обращаясь к группе мальчиков-одноклассников, употребляет обращение юноши:

Такое обращение отличает стиль речи И.А. от других. Хотя оно вносит в обращение некоторую чопорность, но, думается, приучает учеников к вежливой форме общения, воспитывает чувство собственного достоинства.

Многочисленные работы в области педагогической риторики, посвященные исследованию речи учителя на уроке, доказали, что она представляет собой образец устной речи научного стиля в его учебно-научной и научно-популярной разновидностях. Это значит – для нее характерны следующие особенности: логичность, аргументированность, избыточность, лаконизм, определенная доля образности, эмоциональность, конкретность. Из языковых средств отмечается нейтральная, отвлеченная, а также экспрессивная лексика, термины, элементы разговорного синтаксиса. В речи учителя часто используются приемы популяризации, наблюдается особый интонационный рисунок.

Все три учительницы подводят к новой теме, но по-разному. И.М. обращается к реальной речевой практике учащихся, использует опору на их жизненный опыт. Саму тему она сделала как бы интригующей, предлагает ученикам догадаться, в чем она состоит. Н.А. четко ставит цели урока, указывая на то, чему конкретно должны научиться школьники на уроке. Е.В. раскрывает практическую значимость нового материала, делая упор на ошибочное использование изучаемого языкового явления в речи.

Ставя цель растолковать учебный материал, заинтересовать им, добиться его усвоения, учитель использует приемы популяризации: сравнение, олицетворение, метафору, аналогию, повтор и др.

Данные приемы помогают учителю выразить свое отношение, свое видение предмета речи, свою индивидуально-творческую природу. Можно сказать, что объяснительная речь учителя – тот жанр педагогической речи, в котором проявление индивидуальности учителя можно считать жанрово-стилевой чертой.

Использование олицетворений, по нашим наблюдениям, – один из самых распространенных речевых приемов популяризации, и этому есть простое объяснение. Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Когда олицетворяются какие-то научные понятия, они становятся ближе учащимся, понятнее, усвоение идет не только логическим путем, но и эмоционально-образным. Например:

Интересны подбираемые учителями объекты для сравнений и аналогий. То, с чем пытаются сравнить или провести аналогию учителя, часто отражает их вкусы, в том числе речевые, в какой-то степени стиль мышления.

В данном примере учитель для осознания учащимися понятия слова автора использует явление авторства в мире искусства, тем самым возводя речь в ранг произведения искусства. Все это учитель делает, желая прежде всего расширить кругозор учащихся, научить их видеть знакомое в незнакомом, находить и устанавливать сходства. Это говорит и о желании приобщить детей к миру искусства. Кстати, установление межпредметных связей, выход за рамки учебного материала урока, привлечение сведений из различных областей искусства и культуры – отличительная черта современного учителя.

Таким образом, индивидуальный стиль учителя проявляется в предпочтении тех или иных речевых приемов популяризации и конкретной их реализации через языковые единицы с определенной семантикой, синтаксическим строением.

Описание индивидуального речевого стиля учителя явно будет неполным без привлечения такого важного средства воздействия на учащихся, как интонация. Ведь составляющей частью речевого поведения педагога является интонационный стиль, проявляющийся в отборе интонационных средств педагогического воздействия.

Интонация речи, пожалуй, больше других языковых средств и единиц способна передать индивидуальность говорящего, дать психологический портрет личности. Интонация – это еще и важный компонент организации устного текста как произведения определенного жанра и стиля (по интонации мы безошибочно отличаем разговорную речь от информационной, педагогическую от сценической и т.д.).

К общим интонационным характеристикам объяснительной речи педагога относятся повышенная громкость, высокий участок диапазона, замедленный темп произнесения новых терминов, использование интеллектуальных и волюнтативных интонем. Однако своеобразное сочетание интонационных элементов, предпочтение того или иного варианта интонем делает речь учителя индивидуально окрашенной и позволяет говорить об индивидуально-стилевых чертах в интонационном оформлении высказываний. Приведем пример. Индивидуальная особенность интонации учителя И.М. проявляется в том, что для выделения главного она использует изобразительные интонемы, то есть предпочитает вариант интонемы важности с заметным повышением частоты основного тона и удлинения ударного гласного:

Изобразительные интонемы присутствуют в художественном интонационном стиле языка, поэтому интонации речи И.М. напоминают сказовую. Общий спектр речи теплый, светлый.

Интонационный стиль другого учителя, Е.В., отличается плавной методикой, мягким тембром, продолжительными паузами. Интонема важности реализуется в речи Е.В. чаще путем удлинения ударных гласных при незначительном повышении тона:

Общий темп речи Е.В. замедленный. Мягкость голоса, вкрадчивый тон создают своего рода камерную обстановку общения с благоприятной атмосферой для учеников.

Индивидуально-стилевые черты в интонационном оформлении речи учителей делают их высказывания разными, непохожими друг на друга, и в этом их коммуникативная ценность.

Мы коснулись только некоторых сторон речевого поведения учителя, очевидно, что проблема требует более глубокого изучения. Отбирая конкретные речевые средства, педагог реализует себя как творческую личность, передает учащимся свое миропонимание, выражает свою профессионально-личностную позицию. Поэтому нужно очень внимательно относиться к этому аспекту профессиональной речи учителя.

Литература для учителя, интересующегося этими вопросами

1. Лингвистический энциклопедический словарь.
М.: Наука, 1990.
2. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта; Наука, 1998. 3. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля.
М.: Изд-во МГУ, 1970.
4. Кожина М.Н., Титова Л.М. К вопросу об авторской индивидуальности в научном стиле речи // Исследования по стилистике. Вып. 5. Пермь, 1976. С. 110–120.

Учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя.

Успех речевого высказывания в определенной сфере общения во многом зависит от того, насколько ярко проявляется индивидуальный стиль говорящего (пишущего).

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Очень часто учитель сочетает это приветствие с невербальными средствами, выражающими внимание, благожелательность, готовность к контакту. Эквивалентом приветствия здравствуйте является выражение доброе утро. Как правило, опытные учителя стараются уже в приветствии задать тон общению, заразить учеников определенным настроением, передать им свое доброжелательное отношение:

Доброе утро, ребята! Сегодня хорошая погода и настроение у вас, я вижу, тоже хорошее.

Вводное предложение я вижу понимается не буквально, а означает скорее, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у ребят.

Если приветствие здравствуйте нейтрально по стилю, то добрый день, доброе утро содержат добавочный оттенок пожелания хорошего, удачного дня.

Одна учительница так начинала свои занятия. Появившись на пороге класса, Г.С. озаряла всех присутствующих доброжелательной улыбкой во время довольно продолжительной паузы. Неторопливость, плавность ее движений подчеркивали значимость приветствия. Затем звучали слова: Доброе утро! Я рада вас видеть! Я рада встрече с вами. Г.С. убеждена (!), что без такого начала не может состояться хороший урок. Не случайно, работая со студентами-практикантами, она особо обращает внимание на то, как нужно приветствовать своих учеников.

Характер обращения – первоэлемента речевого этикета – свидетельствует о желании говорящего вступить с собеседником в речевой контакт. Так как учитель и ученики – коммуникаторы, известные друг другу, у учителя есть свобода выбора таких обращений, которые наиболее соответствуют ситуации общения, возрасту адресата и точнее выражают отношение к адресату – ученику. Обращение – та языковая единица, которая может явно выразить индивидуальный стиль учителя. Обращаясь к кому-либо, мы называем человека в зависимости либо от его социальной роли, либо от его индивидуальных особенностей, либо от своего отношения к нему. В речи учителя обращение может быть формальным, например, ребята, произнесенное с нейтральной интонацией или с интонемой побуждения. Обращение может быть и индивидуальным – личностно окрашенным, дружеским (например, в речи учителя: девчонки, солнышки, гуси-лебеди и т.п.). В педагогическом общении в роли обращения выступают две лексические группы: в основном собственные имена и слова, отражающие социальные отношения. Из богатой системы имен в русском языке чаще в речи учителя используется либо полное, либо нейтральное сокращенное имя:

Нельзя сказать, что в речи учителя отсутствуют обращения, выраженные именами собственными с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Функции таких обращений еще недостаточно изучены, но несомненно, что именно в таких обращениях ярче проявляется индивидуальный стиль педагога.

– Комиссарова Евгения, ваше сочинение лучшее из класса. Могу ли я прочитать его? – Владимир Чичивитов, вы уже выросли из того возраста, чтобы играть на уроке. Займитесь делом.

При обращении к группе учащихся как в средних, так и в старших классах используется обращение мальчики или девочки. Реже – юноши или девушки. Учитель И.А., обращаясь к группе мальчиков-одноклассников, употребляет обращение юноши:

Такое обращение отличает стиль речи И.А. от других. Хотя оно вносит в обращение некоторую чопорность, но, думается, приучает учеников к вежливой форме общения, воспитывает чувство собственного достоинства.

Многочисленные работы в области педагогической риторики, посвященные исследованию речи учителя на уроке, доказали, что она представляет собой образец устной речи научного стиля в его учебно-научной и научно-популярной разновидностях. Это значит – для нее характерны следующие особенности: логичность, аргументированность, избыточность, лаконизм, определенная доля образности, эмоциональность, конкретность. Из языковых средств отмечается нейтральная, отвлеченная, а также экспрессивная лексика, термины, элементы разговорного синтаксиса. В речи учителя часто используются приемы популяризации, наблюдается особый интонационный рисунок.

Все три учительницы подводят к новой теме, но по-разному. И.М. обращается к реальной речевой практике учащихся, использует опору на их жизненный опыт. Саму тему она сделала как бы интригующей, предлагает ученикам догадаться, в чем она состоит. Н.А. четко ставит цели урока, указывая на то, чему конкретно должны научиться школьники на уроке. Е.В. раскрывает практическую значимость нового материала, делая упор на ошибочное использование изучаемого языкового явления в речи.

Ставя цель растолковать учебный материал, заинтересовать им, добиться его усвоения, учитель использует приемы популяризации: сравнение, олицетворение, метафору, аналогию, повтор и др.

Данные приемы помогают учителю выразить свое отношение, свое видение предмета речи, свою индивидуально-творческую природу. Можно сказать, что объяснительная речь учителя – тот жанр педагогической речи, в котором проявление индивидуальности учителя можно считать жанрово-стилевой чертой.

Использование олицетворений, по нашим наблюдениям, – один из самых распространенных речевых приемов популяризации, и этому есть простое объяснение. Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Когда олицетворяются какие-то научные понятия, они становятся ближе учащимся, понятнее, усвоение идет не только логическим путем, но и эмоционально-образным. Например:

Интересны подбираемые учителями объекты для сравнений и аналогий. То, с чем пытаются сравнить или провести аналогию учителя, часто отражает их вкусы, в том числе речевые, в какой-то степени стиль мышления.

В данном примере учитель для осознания учащимися понятия слова автора использует явление авторства в мире искусства, тем самым возводя речь в ранг произведения искусства. Все это учитель делает, желая прежде всего расширить кругозор учащихся, научить их видеть знакомое в незнакомом, находить и устанавливать сходства. Это говорит и о желании приобщить детей к миру искусства. Кстати, установление межпредметных связей, выход за рамки учебного материала урока, привлечение сведений из различных областей искусства и культуры – отличительная черта современного учителя.

Таким образом, индивидуальный стиль учителя проявляется в предпочтении тех или иных речевых приемов популяризации и конкретной их реализации через языковые единицы с определенной семантикой, синтаксическим строением.

Описание индивидуального речевого стиля учителя явно будет неполным без привлечения такого важного средства воздействия на учащихся, как интонация. Ведь составляющей частью речевого поведения педагога является интонационный стиль, проявляющийся в отборе интонационных средств педагогического воздействия.

Интонация речи, пожалуй, больше других языковых средств и единиц способна передать индивидуальность говорящего, дать психологический портрет личности. Интонация – это еще и важный компонент организации устного текста как произведения определенного жанра и стиля (по интонации мы безошибочно отличаем разговорную речь от информационной, педагогическую от сценической и т.д.).

К общим интонационным характеристикам объяснительной речи педагога относятся повышенная громкость, высокий участок диапазона, замедленный темп произнесения новых терминов, использование интеллектуальных и волюнтативных интонем. Однако своеобразное сочетание интонационных элементов, предпочтение того или иного варианта интонем делает речь учителя индивидуально окрашенной и позволяет говорить об индивидуально-стилевых чертах в интонационном оформлении высказываний. Приведем пример. Индивидуальная особенность интонации учителя И.М. проявляется в том, что для выделения главного она использует изобразительные интонемы, то есть предпочитает вариант интонемы важности с заметным повышением частоты основного тона и удлинения ударного гласного:

Изобразительные интонемы присутствуют в художественном интонационном стиле языка, поэтому интонации речи И.М. напоминают сказовую. Общий спектр речи теплый, светлый.

Интонационный стиль другого учителя, Е.В., отличается плавной методикой, мягким тембром, продолжительными паузами. Интонема важности реализуется в речи Е.В. чаще путем удлинения ударных гласных при незначительном повышении тона:

Общий темп речи Е.В. замедленный. Мягкость голоса, вкрадчивый тон создают своего рода камерную обстановку общения с благоприятной атмосферой для учеников.

Индивидуально-стилевые черты в интонационном оформлении речи учителей делают их высказывания разными, непохожими друг на друга, и в этом их коммуникативная ценность.

Мы коснулись только некоторых сторон речевого поведения учителя, очевидно, что проблема требует более глубокого изучения. Отбирая конкретные речевые средства, педагог реализует себя как творческую личность, передает учащимся свое миропонимание, выражает свою профессионально-личностную позицию. Поэтому нужно очень внимательно относиться к этому аспекту профессиональной речи учителя.

Литература для учителя, интересующегося этими вопросами

1. Лингвистический энциклопедический словарь.
М.: Наука, 1990.
2. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта; Наука, 1998. 3. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля.
М.: Изд-во МГУ, 1970.
4. Кожина М.Н., Титова Л.М. К вопросу об авторской индивидуальности в научном стиле речи // Исследования по стилистике. Вып. 5. Пермь, 1976. С. 110–120.

В русском языке различают пять функциональных стилей речи. Особенности, черты и функции каждого из них отличаются в зависимости от области применения, связанных жанров и форм текстов. Формирование разновидностей литературного языка было обусловлено специфическими условиями общения при обсуждении разных тем и сфер жизни.

  • Определение и характеристика
  • Научный стиль
  • Разговорный, или бытовой
  • Официальный, или деловой
  • Художественный, или литературный
  • Публицистические тексты

Функциональные стили русского языка

Определение и характеристика

Стили речи — это разновидности литературного языка, выделенные в соответствии с ролью (функцией), которую они выполняют в общении. Их используют в разных сферах общественной жизни — повседневных разговорах, научных работах, художественной литературе, публицистичных обращениях и так далее.

Каждый из функциональных стилей русского языка состоит как из нейтральных, так и из специфических выразительных средств. Их особенности зависят от таких факторов:

  • сфера общения — бытовая, политическая, профессиональная, общественная и другие;
  • цель — краткое и ёмкое донесение информации, пробуждение определённых эмоций, призыв к действию и мотивация, установление контакта и так далее;
  • способ — контактный, бесконтактный, массовый, личный.

Функциональные стили речи

Различия стилей проявляются на всех уровнях — от интонаций и постановки ударений до характера грамматических и синтаксических конструкций, орфоэпии, состава лексики. На практике они нередко смешиваются и взаимодействуют, особенно в устном общении. Неверное использование стилистических особенностей может создать двусмысленность или неверное толкование речи, из-за чего важно не допускать этого. Выделяются также подстили. Их применяют в специфических сферах текстов, в основном научных.

Стили применяются в разных жанрах. Под ними подразумеваются типы текстов — от художественного романа или поэмы до научного доклада, статьи, официального приказа, интервью. Каждый из них должен соответствовать определённым требованиям к средствам выражения и способу их организации.

Научный стиль

Основная задача научного стиля — донесение информации до слушателя или читателя, сообщить систематизированные факты, практические сведенья. Он делится на пять подстилей:

Стиль литературного языка

  • академический — статьи, доклады, монографии, отличающиеся последовательностью изложения, точностью информации, подкрепление фактов убедительными аргументами;
  • информативный — рефераты, аннотации, сводки, описания с подробной научной информацией о предмете;
  • справочный — каталоги, энциклопедии с кратким, ёмким изложением фактов;
  • учебный — ориентирован на неподготовленную аудиторию, потому содержит множество иллюстраций, пояснений, понятных простому человеку примеров (включает учебники, методические пособия);
  • научно-популярный — призван заинтересовать читателя, потому преподносит факты в доступной, занимательной, интересной форме (статьи, очерки, специальная литература).

Все подстили применяются в письменной речи и одинаково широко используются в гуманитарных, естественных и точных науках. Их общие особенности и отличительные признаки:

Функциональные стили речи и их особенности

  • подчёркнутая логичность изложения;
  • однозначный смысл всех предложений — возможность двусмысленной трактовки устраняется пояснениями, уточнениями и другими средствами;
  • информационная насыщенность;
  • отсутствие образных выражений, бедный набор выразительных языковых средств;
  • аналитичность и аргументированность, убедительность;
  • нейтральность лексики, частое использование специальных терминов, профессиональной лексики;
  • широкие применение вводных и уточняющих конструкций;
  • использование абстрактных понятий, которые невозможно представить в реальном мире (материя, энергия, точка, проекция);
  • применение приставок мини-, микро-, нано-, макро- и так далее;
  • сложные предложения с пояснительными союзами (из-за этого, как следствие);
  • однородный лексический состав, отсутствие просторечных слов и выражений;
  • повествование от одного лица на протяжении всего текста;
  • преобладание безличных предложений;
  • вопросительные конструкции для привлечения внимания читателя.

На какие части делят части речи

Разговорный, или бытовой

Самый распространённый в современном обществе стиль. Применяется в бытовой, неофициально-профессиональной, бытовой и других сферах. Чаще всего употребляется в устной форме. Очень быстро развивается, наполняется новыми речевыми особенностями. Со временем отличительные черты разговорной речи перебираются в другие стили, обогащая их новыми языковыми средствами: словами, значениями, лексическими конструкциями.

Основные жанры бытового стиля: персональный дневник, неофициальная записка, личное письмо, дружеский диалог или переписка между двумя или более людьми. Его особенности:

Разговорный стиль речи

  • яркая эмоциональная окраска, экспрессивность, большое количество вопросительных и восклицательных предложений;
  • частое использование междометий, частиц, союзов, вводных конструкций и прочих слов и словосочетаний, не несущих фактического смысла;
  • допустимость повтора слов и звуков;
  • короткие, простые предложения;
  • неполные, незаконченные фразы, значение которых можно понять из контекста речевой ситуации;
  • лёгкость, простота, фамильярность изложения;
  • применение сокращённых слов-конденсатов (встречная полоса — встречка) и слов-дублетов (горожанин в значении гражданин, волчиха вместо волчица);
  • постоянное использование юмора, иронии, сарказма, пословиц, поговорок;
  • образность, включение оценочных суждений и личных мнений говорящего;
  • преобладание глаголов и местоимений в речи, относительно редкое использование существительных;
  • неподготовленность, импровизация, отсутствие строгой логики и плана изложения;
  • свободный порядок слов в предложениях;
  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Одна из главных особенностей разговорного стиля — важность не только содержания текста, но и внеречевых факторов, таких как интонация, мимика, жестикуляция, язык тела. Их правильное понимание необходимо для верного восприятия информации в бытовом разговоре. Знание речевого этикета конкретной местности или общины также бывает ключевым при восприятии послания.

Официальный, или деловой

Официальный стиль речи применяется в управленческой, административной, правовой и дипломатической сферах человеческой деятельности. Он используется в документах и договорах, законодательных постановлениях, деловых и некоторых специфических жанрах литературы, таких как автобиография. Выделяют 5 основных подстилей:

  • законодательный;
  • деловая переписка;
  • канцелярский;
  • дипломатический.

Стиль отличается от прочих тем, что его особенности и правила применения закреплены в официальных руководствах и ГОСТах с целью стандартизации и унификации. Потому он развивается медленно и мало подвержен изменениям вне зависимости от времени, местности, культурных и других особенностей населения. Отличительные черты стиля:

Стили речи в русском языке

  • стандартизация;
  • формулировки, не оставляющие места для двусмысленности и неверного толкования;
  • лаконичность;
  • сочетание нейтральной, книжной и специальной лексики, использование профессиональной терминологии;
  • применение официальных речевых штампов;
  • присутствие архаизмов (устаревших слов), отсутствие сленга и неологизмов;
  • однозначность информации, подтверждаемая ссылками на её источники (статьи в кодексах, пункты договора и так далее);
  • изобилие отглагольных существительных (применение, подтверждение), используемых для сокращения объёма;
  • прямой порядок слов;
  • предложения со сложной грамматической конструкцией, использованием причастных и деепричастных оборотов;
  • большое количество перечислений, однородных членов предложения;
  • использование пассивных конструкций (принимается плата вместо принимает плату);
  • речь без какой-либо экспрессивности, эмоциональной или образной окраски;
  • повествовательный характер изложения;
  • обилие деталей и уточнений.

В разговорной речи деловой стиль применяется редко и при специфических обстоятельствах. Его можно встретить в судах, на дипломатических переговорах, в общении между предпринимателями и партнёрами по бизнесу. Правила официальной речи в устном общении менее строги, чем в письменных документах.

Художественный, или литературный

Художественный стиль применяется в литературе. Его задача — не только донести информацию, но и создать точные визуальные и эмоциональные образы у читателя, заставить его испытывать определённые чувства. Разделяется на три подстиля:

  • поэтический — стихи, поэмы;
  • прозаический — рассказы, романы, повести, новеллы, басни;
  • драматургический — пьесы, драмы, комедии, трагедии, трагикомедии.

Художественный стиль отличается выразительностью. Считается, что именно в нём ярче всего раскрывается красота языка. Его основные черты:

Литературный стиль речи

  • экспрессивность;
  • постоянное использование художественных приёмов — метафор, сравнений, аллегорий, эпитетов, противопоставлений;
  • образные словосочетания;
  • эстетическая значимость;
  • использование индивидуального стиля автора;
  • игра с длиной и темпом предложений для создания эмоционального эффекта;
  • применение синтаксиса как средства выразительности;
  • отклонения в структуре предложения;
  • использование речевых средств из других стилей для достижения эмоционального воздействия на читателя;
  • свободность, отсутствие строгой структуры текста.

Функциональные стили речи и их особенности

Художественный стиль может применяться как в описаниях, рассуждениях и повествованиях. Он считается самым свободным, поскольку практически не ограничивает писателя. Качество донесения информации во многом зависит от его таланта, опыта, способностей и старания.

Публицистические тексты

Задача этого функционального стиля литературного языка — не только донести информацию до читателя или слушателя, но и оказать на него определённое психологическое воздействие, вызвать общественный интерес. Он делится на пять подстилей:

  • газетно-публицистичный — информационные статьи, заметки и сводки, интервью;
  • агитационный — листовки, плакаты, призывы;
  • политико-идеологический — официальный подстиль, используемый в партийных постановлениях;
  • массово-политический — используется на митингах, общественных выступлениях и прочих общественных событиях подобного характера.

В таблице классификации публицистический стиль занимает промежуточное место между официальными и художественно-бытовыми. У первых он перенял стандартизацию и строгость, у вторых — экспрессивность, эмоциональность. Другие особенности подобной стилистики:

Научный стиль речи

  • насыщенность информацией;
  • простота и доступность изложения, ориентация на широкую публику;
  • элементы призывности, декларативности;
  • сочетание образности и краткости в выражении мыслей;
  • постоянное применение эмоциональных усилителей;
  • приверженность к определённой позиции или идее, оценочные суждения;
  • мотивационные слова и фразы;
  • наличие свойственных деловому и газетному языку речевых штампов;
  • использование общественно-политической терминологии, в том числе ярлыков (псевдодемократы, фашисты);
  • изложение от первого лица;
  • обращение к читателю напрямую;
  • использование риторических вопросов и восклицательных предложений;
  • обратный порядок частей речи в предложениях;
  • минимальное использование негативно окрашенных слов;
  • попытка игры на чувствах читателя, стремление задеть его эмоции.

Публицистические тексты должны взаимодействовать с читателем, мотивировать его на действие. Потому вся выложенная информация должна быть понятна и доступна широкой аудитории.

Выбор правильного стиля речи важен для полного и точного донесения информации читателям. Применение синтаксических и морфологических конструкций, интонаций, речевых штампов, художественных средств и других языков инструментов необходимо для выполнения основной задачи текста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской обл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской обл.

Индивидуальный стиль речи учителя. Учитель открывает учащимся не только окно.

Индивидуальный стиль речи учителя. Учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя. В.А. Сухомлинский

Успех речевого высказывания в определенной сфере общения во многом зависит от.

Что такое индивидуальный речевой стиль учителя? В чем он проявляется и наскол.

Что такое индивидуальный речевой стиль учителя? В чем он проявляется и насколько это способствует эффективности педагогического общения? Как известно, общение начинается с приветствия – таков речевой этикет. Учитель опирается на общепринятые нормы речевого этикета, используя его формулы в своем общении с детьми. В то же время речевое воплощение этикетных формул в речи учителя может иметь свои особенности. Наиболее типичным выражением приветствия в русском языке являются слова – Здравствуйте, ребята! -- Садитесь, пожалуйста.

Очень часто учитель сочетает это приветствие с невербальными средствами, выра.

Если приветствие здравствуйте нейтрально по стилю, то добрый день, доброе утр.

Если приветствие здравствуйте нейтрально по стилю, то добрый день, доброе утро содержат добавочный оттенок пожелания хорошего, удачного дня. Характер обращения – первоэлемента речевого этикета – свидетельствует о желании говорящего вступить с собеседником в речевой контакт. Так как учитель и ученики – коммуникаторы, известные друг другу, у учителя есть свобода выбора таких обращений, которые наиболее соответствуют ситуации общения, возрасту адресата и точнее выражают отношение к адресату – ученику. Обращение – та языковая единица, которая может явно выразить индивидуальный стиль учителя.

Обращаясь к кому-либо, мы называем человека в зависимости либо от его социаль.

Обращаясь к кому-либо, мы называем человека в зависимости либо от его социальной роли, либо от его индивидуальных особенностей, либо от своего отношения к нему. В речи учителя обращение может быть формальным, (например, ребята, произнесенное с нейтральной интонацией) или индивидуальным – личностно окрашенным, дружеским (например, девчонки, солнышки и т.п.). В педагогическом общении в роли обращения выступают две лексические группы: в основном собственные имена и слова, отражающие социальные отношения. Из богатой системы имен в русском языке чаще в речи учителя используется либо полное, либо нейтральное сокращенное имя. Именно в таких обращениях ярче проявляется индивидуальный стиль педагога.

В школе используются обращения по имени и фамилии или только по фамилии. Обра.

Многочисленные работы в области педагогической риторики, посвященные исследов.

Многочисленные работы в области педагогической риторики, посвященные исследованию речи учителя на уроке, доказали, что она представляет собой образец устной речи научного стиля в его учебно-научной и научно-популярной разновидностях. Это значит – для нее характерны следующие особенности: логичность, аргументированность, избыточность, лаконизм, определенная доля образности, эмоциональность, конкретность. Из языковых средств отмечается нейтральная, отвлеченная, а также экспрессивная лексика, термины, элементы разговорного синтаксиса. В речи учителя часто используются приемы популяризации, наблюдается особый интонационный рисунок.

Начиная объяснять ученикам новый материал, педагог-мастер, как правило, испол.

Начиная объяснять ученикам новый материал, педагог-мастер, как правило, использует разнообразные приемы привлечения внимания к новой теме. Такие приемы привлечения внимания, как возбуждение любопытства, изложение целей и задач речи, проблемные вопросы и другие, призваны подготовить учащихся к восприятию нового материала. В объяснительной речи учителя большую роль играет зачин. Ставя цель растолковать учебный материал, заинтересовать им, добиться его усвоения, учитель использует приемы популяризации: сравнение, олицетворение, метафору, аналогию, повтор и др. Данные приемы помогают учителю выразить свое отношение, свое видение предмета речи, свою индивидуально-творческую природу.

Использование олицетворений– один из самых распространенных речевых приемов п.

Использование олицетворений– один из самых распространенных речевых приемов популяризации. Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Когда олицетворяются какие-то научные понятия, они становятся ближе учащимся, понятнее, усвоение идет не только логическим путем, но и эмоционально-образным. Интересны подбираемые учителями объекты для сравнений и аналогий. То, с чем пытаются сравнить или провести аналогию учителя, часто отражает их вкусы, в том числе речевые, в какой-то степени стиль мышления.

Установление межпредметных связей, выход за рамки учебного материала урока, п.

Установление межпредметных связей, выход за рамки учебного материала урока, привлечение сведений из различных областей искусства и культуры – отличительная черта современного учителя. Таким образом, индивидуальный стиль учителя проявляется в предпочтении тех или иных речевых приемов популяризации и конкретной их реализации через языковые единицы с определенной семантикой, синтаксическим строением. Описание индивидуального речевого стиля учителя явно будет неполным без привлечения такого важного средства воздействия на учащихся, как интонация. Ведь составляющей частью речевого поведения педагога является интонационный стиль.

Интонация речи, пожалуй, больше других языковых средств и единиц способна пер.

Интонация речи, пожалуй, больше других языковых средств и единиц способна передать индивидуальность говорящего, дать психологический портрет личности. Интонация – это еще и важный компонент организации устного текста как произведения определенного жанра и стиля (по интонации мы безошибочно отличаем разговорную речь от информационной, педагогическую от сценической и т.д.). Мы коснулись только некоторых сторон речевого поведения учителя, очевидно, что проблема требует более глубокого изучения. Отбирая конкретные речевые средства, педагог реализует себя как творческую личность, передает учащимся свое миропонимание, выражает свою профессионально-личностную позицию. Поэтому нужно очень внимательно относиться к этому аспекту профессиональной речи учителя

Речи педагога должны быть присущи:

Речи педагога должны быть присущи:

Следует разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешн.

Требование связано с действенностью, эффективностью устного слова. Имеет отн.

Требование связано с действенностью, эффективностью устного слова. Имеет отношение не только к ребенку, но и родителям детей. Эмоциональность Дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты Понятность

Усиливает эффективность выступления - яркая речь вызывает интерес у слушател.

Усиливает эффективность выступления - яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение детей. Точность Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка . Выразительность

Культура речи педагога влияет на культуру речи окружающих. Чистота речи Отсу.

Соблюдение норм, свойственных литературному языку. Регуляция темпа Ребенок н.

Соблюдение норм, свойственных литературному языку. Регуляция темпа Ребенок не способен следить за содержанием слишком быстрой речи. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь. Правильность словесных обозначений

Говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента.

Говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержание речи. Голос – главный инструмент общения педагога. Голос учителя должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Регуляция силы голоса

Советы педагогам Говорите с детьми обыкновенным, правильным языком, но языком.

Советы педагогам Говорите с детьми обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное, – говорите медленно, ясно и громко. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть и мышления. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

Советы педагогам Необходимо владеть методическим мастерством, знанием приемов.

Советы педагогам Необходимо владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми. Дети должны слышать речь правильную, ясную, логически последовательную. Предлагайте слуху детей лишь совершенные образцы речи! Педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться…

Читайте также: