Степан разин легенды и сказания 4 класс доклад

Обновлено: 08.05.2024

Всем доброго времени суток! Разин Степан Тимофеевич во время Великой Смуты был для одних героем, а для других - великим тираном и предводителем разбойнической шайки. Но так ли это? Все знают, что история переписывалась очень много раз. Во времена монархии она переписывалась в угоду царям, а во времена Советского Союза - в угоду другим людям. Именно поэтому будем читать записи иностранцев, так как на то время иностранным очевидцам не было дела до неразберихи на Руси.

Разин, хоть и не заканчивал университетов, был умным человеком. Также по свидетельству современника Кемпфера - секретаря шведского посольства в Персии, Разин владел семью языками: татарским, калмыцким, персидским, турецким, украинским, польским и литовским.

Про характер Разина можно узнать из записок иностранцев, очевидцев восстания - Фабрициуса, Стрейса, Бутлера. Они отмечают, что Разин был неуравновешенным. Вот, например, голландский парусный мастер Ян Стрейс в своих воспоминаниях пишет, что когда кто-либо не выполнял приказов Разина, то тот в падал в такую ярость, срывал шапку с головы, бросал её на пол, топтал ногами, выхватывал из-за пояса саблю, бросал ее к ногам окружающих и вопил во все горло: "Не буду вашим атаманом, ищите себе другого".

В то же время другой автор (письмо с корабля "Орел") пишет, что когда Разин пьян, в нем просыпается большой тиран, и за короткий срок в таком состоянии он лишал жизни трех или четырех человек. Но такое несчастье постигало только начальников.

Так же распространено мнение, что Разин был безбожником. Но это уже слухи самой церкви. По заказу церкви и центрального правительства многие приписывали Разину то, что он в принципе и не делал. Так, например: "В сказании о взятии разинцами Макарьева Желтоводского монастыря, возбраняше же на Дону церкви Божия ставити. и священники Божия с Дону изгна. После взятия монастыря предали смерти всех находившихся там монахов". На самом деле же, после взятия крепости никто из его защитников-монахов не пострадал. Это уже позднее подошли правительственные войска князя Щербатого и учинили кровавую расправу над всеми, не особо утруждая себя поисками виновных.

Даже некоторые иностранцы, которые не были очевидцами происходящего, писали правительственную версию. Так, Марций пишет, что Разин грабил и осквернял храмы и вообще, такой жестокости, какую проводил над монахами Разин, врагу бы не пожелал.

Также хорошо известно, что Разин дважды ходил на богомолье, пересекая всю Русь. От Азовского моря до Белого моря в Соловецкий монастырь.

В официальной версии советской историографии Крестьянская война началась в 1667 году. Сам В. И. Ленин назвал Разина одним из представителей мятежного крестьянства, сложивших голову в борьбе за свободу. Но в хронологическом указателе событий истории Н. Всеволожского, изданном в 1845 году, говорится: "В 1667 году… донской казак Стенька Разин начинает разбои по Волге, спускается в Каспийское море. Астраханский воевода князь Хилков посылает к нему стольника Сивцова объявить прощение и царскую милость, если он перестанет грабить. Разин умерщвляет Сивцова. Стенька опустошает берега Гиляни и Мизандерана. Разбивает посланные против него персидские суда и побеждает царское войско. К нему присоединяется шайка Сергея Косого. Государь посылает против Разина двух князей Прозоровских и стольника князя Львова.

1668 год. Князь Прозоровский из Астрахани отряжает Львова против Разина. Львов окружает Разина. Видя невозможность спасения, Разин заводит переговоры, обещая загладить свои преступления. Разбойников отправляют в Астрахань, а воеводу к царю для принятия решения и повелений.

1669 год. Царь соглашается простить Разина, который принимает присягу и отсылается на Дон даже со всем награбленным богатством".

Обычный разбой, нет ни намека на крестьянскую войну.

Только в мае 1670-го года начался великий поход Разина. То, что уже можно назвать крестьянской войной. Скорее всего Разин был вынужден идти вверх по Волге, а не в Персию. Главная причина была в том, что соратники и стекавшиеся со всех сторон представители всех низов требовали от Разина каких-то действий. А в верховьях Волги такого человека как раз уже ждали. Тогда и так уже назревал народный бунт, а Разин как раз таки и послужил той самой искрой.

Вот и получается, что советские историки описывают Разина как революционера, а царские называли его разбойником. В реальности он был и тем и другим, но это не его вина, в то время трудно было себя проявить по-другому.

Часто пишется, что разинцы отличались сильной жестокостью, на самом деле, в те времена это считалось обычным делом, когда на Руси за измену женщину закапывали заживо, а в Западной Европе человекоубийство считалось обычным делом.

Свидетельства очевидцев показывают, что миловал, в том числе и бояр, Разин так же часто, как и казнил. При взятии Царицына Разин пощадил захваченных в плен детей боярских и племянника воеводы. Под Черным Яром от разинцев пытались сбежать восемьдесят офицеров и дворян из отряда князя Львова. Голландский офицер Фабрициус, бывший при князе Львове пишет: "…и тут быть резне, да Стенька Разин сейчас же отдал приказ не убивать больше ни одного офицера, ибо среди них, верно, есть все же и хорошие люди, таких следует пощадить. Напротив, тот, кто плохо обращался со своими солдатами, понесет заслуженную кару по приговору атамана и созванного им круга". Решением круга князь и большинство офицеров были пощажены.

Яков Стрейс писал, что Разин в некоторых вещах придерживался строгого порядка, особенно преследовал блуд. Так же в записках Фабрициуса сказано: "Проклятия, грубые ругательства, бранные слова, а у русских есть такие неслыханные и у других неупотребимые слова, что их без ужаса и передать нельзя – все это, а также блуд и кражи Стенька старался… искоренить".

Смотря на такие Разинские "жестокости" хочется сравнить их с жестокостями царских воевод, утопивших восстание в крови. Можно прочесть записи одного из очевидцев: "Страшно было смотреть на Арзамас, его предместья казались совершенным адом, повсюду стояли виселицы… валялись разбросанные головы и дымились свежей кровью, здесь торчали колья, на которых мучились преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописуемые страдания". И таких зверств было много, но об этом история умалчивает.

Самая знаменитая легенда о Разине - про персидскую княжну. Когда была переведена книга Яна Стрейса, то он писал: "Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: «Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе". Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду. Судя по рассказам, о том, что когда Разин был пьян и убивал по малейшему поводу, эта история скорее похожа на правду. А отечественные историки почему-то об этом инциденте умалчивают.

История Стеньки Разина для детей

13.04.2018

«Будущий атаман (атаман – это главнокомандующий, старший) родился на Дону (это юг нашей страны, там, где Чёрное и Азовское море). Благодаря своей удачливости и храбрости он получил широкую известность на Дону.

Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью.

2.jpg

Как он стал разбойником? На Разина сильно повлияла казнь его старшего брата Ивана. Казнили Ивана за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков.

В 1667 году Степан Разин становится походным атаманом и совершает свой знаменитый поход по Волге в Персию.

3.jpg

Взяв крупную добычу, он обосновался в городке на Дону. В стан к нему стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России. Весной 1670 года Степан Разин возглавил новый поход на Волгу.

Выступал он за всеобщее равенство и власть казачества, о чем открыто заявлял в своих грамотах.

3.jpg

Захватив Астрахань, его семитысячный отряд двинулся вверх по Волге, занял Царицын и Саратов.

31 мая 1670 года разинцы появились под Самарой. Крепость была обнесена высоким частоколом со сторожевыми башнями. Здесь находился небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым. Под стенами разместились посадские и крестьянские дворы, торговые лавки, базар. Захватив эту слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но с ходу прорваться внутрь повстанцы не смогли и встали лагерем в трех верстах от крепости, поджидая подкрепления…

1.jpg

Заняли они крепость 6 августа 1670 года. Горожане сами распахнули ворота, встретив разинцев хлебом-солью и колокольным звоном. Воевода и преданные ему люди были утоплены. Целый год в Самаре верховодили местный посадский житель Игошка Говорухин и казачий выборный атаман Иван Константинов. Они объявили всем вольную и освободили население от податей.

Крестьянское восстание охватило почти всю страну. Но главные силы войска Разина не смогли взять Симбирск: здесь правительственные войска разбили их. Громом среди ясного неба стало это известие для самарцев. Вскоре возле крепости появилось несколько стругов с израненными разинскими казаками. В одном из них находился сам атаман. Перепуганные самарцы закрылись в городе, не впустив в него вчерашнего кумира.

Раненого атамана привезли на Дон, в Кагальницкий городок. Но и на Дону авторитет Разина упал. 16 апреля 1671 года низовые казаки захватили и сожгли городок, а захваченных в плен Разина и его младшего брата Фрола выдали московским властям. После пыток 6 июня 1671 года оба были публично казнены в Москве на Лобном месте.

Правительство жестоко расправилось и с остальными повстанцами. Около ста тысяч были казнены, причем многие посажены на кол.

3.jpg

Но слава защитника крестьян осталась в народной памяти. В Жигулевских горах есть утес, названный его именем. А вот самого атамана в городе Самара, скорее всего, никогда не было. Улица Степана Разина, названная в его честь в 1923 году (до того она именовалась Алексеевской, Симбирской, Земляной, Вознесенской), не имеет к Разину никакого отношения…

Многие соратники Степана Разина после разгрома восстания осели в Жигулях и на Самарской Луке, основав ряд населенных пунктов и передавая из уст в уста легенды о великом атамане.

Самые распространенные из них рассказывают о кладах, которые либо сам атаман, либо его казаки якобы закопали где-то в Жигулевских горах. И поныне на Самарской Луке насчитывается не менее пяти пещер, носящих имя Степана Разина: у сел Малая Рязань и Шелехметь, у подножия Молодецкого и Усинского курганов, а также на горе Печора, что стоит на берегу реки Усы. За сотни лет десятки кладоискателей пытались найти в этих местах сокровища Разина, однако по сей день удача так никому и не улыбнулась.

1.jpg

2.jpg

Здесь нужно подчеркнуть, что беглые крестьяне стали селиться в долинах Жигулевских гор еще в конце XV века, то есть почти за сто лет до основания крепости Самара. Еще тогда в этих местах появились отряды и ватаги, известные под названием жигулевской вольницы. Они грабили и проходящие по Волге купеческие суда, и заволжские ногайские улусы. Вот из этой-то вольницы впоследствии и вышли знаменитые казачьи атаманы-землепроходцы Ермак Тимофеевич и его сподвижник Иван Кольцо. Как память о тех временах на Самарской Луке по сей день стоят основанные атаманами села Ермаково и Кольцово.

Казаки свободно гуляли по Волге и грабили богатеев вплоть до екатерининских времен. Самыми известными их главарями по сей день остаются Барбоша и Вавила, а также легендарная женщина-атаман Катька Манчиха.

Согласно местным былинам, Манчиха была подругой самого Стеньки Разина. Однако это, скорее, легенда, поскольку ее ватага гуляла по Самарской Луке по крайней мере через сто лет после знаменитого восстания. На протяжении сотен лет с именами Разина и Манчихи людская молва упорно связывает предания о несметных сокровищах, будто бы запрятанных ими где-то в глубине жигулевских пещер. По некоторым сведениям, это легендарное золото в свое время пытались откопать еще потомки Григория Орлова, фаворита императрицы Екатерины II, а вслед за ними десятки безвестных кладоискателей. По сей день ни одного сундука Разина и Манчихи в Жигулях никто не нашел.

1.jpg

Гора Манчиха

Тем не менее, специалистам ныне известны вполне реальные факты, подтверждающие, что таящиеся в недрах Самарской Луки серебро и золото – далеко не вымысел.

Впрочем, этот факт специалисты комментируют весьма осторожно: возможно, где-то в глубине Жигулей подземная вода омывает естественную серебряную жилу. Подобные жилы здесь иногда встречаются геологам при бурении скважин. Но, может быть, колодезная вода все-таки протекает не через серебряное месторождение, а через сундуки с сокровищами атаманши Манчихи?

Много сказок и легенд есть о Жигулевских горах, и все они появляются благодаря таким ярким личностям как Степан Разин, Манчиха, Шелудяк. Кем бы ни называли Степана Разина – разбойником или освободителем крестьян, но он подарил нам историю, переплетенную с вымыслом и еще долгую надежду на чудо – поиск кладов Степана Разина.

В данной творческой работе описывается легенда об утёсе степана Разина, который находится на территории Красноамейского района, Саратовской области (работа представлена на региональном конкурсе детского творчества "Саратовский край-люби его и воспевай!")

ВложениеРазмер
legenda_o_razine.doc 133 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс детского творчества

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

с. Александров-Гай, Александрово-Гайского района,

Автор: Исенгалиева Альбина, 8 лет;

«Есть на Волге утес, диким мохом оброс

Он с вершины до самого края;

И стоит сотни лет, только мохом одет,

Ни нужды, ни заботы не зная…

И поныне стоит тот утес и хранит

Он заветные думы Степана;

И лишь с Волгой одной вспоминает порой

Прошло уже более 300 лет…

Но до сих пор тайна о несметных заговоренных сокровищах, зарытых на волжских берегах легендарным атаманом Степаном Разиным, остается неразгаданной.

Степан Разин был русским Робином Гудом: грабил князей и бояр, а вот простой люд в обиду не давал. И когда атаман со своим крестьянским войском стал поднимать народ к восстанию, многие города сдавались ему без боя. Так, 15 августа 1670 года он вошел в Саратов.

Город встретил Степана колокольным звоном, а жители хлебом и солью. Пробыл он здесь всего несколько дней, а потом отправился вниз по Волге.

По легенде, к месту, где зарыт клад, нужно принести голову собственноручно убитого человека. И только тогда сокровища откроются.

Но до сих пор историки спорят, где он ее утопил, то ли под Саратовом, то ли под Царицыном, то ли под Астраханью. Да и вообще, была ли княжна на самом деле, или это только народные предания.

Кстати, с утеса Степана Разина под Красноармейском хорошо видна Дурман-гора. В ней, по поверью, тоже зарыты клады. Но тем, кто пытался их отыскать или просто поднимался на нее, становилось плохо: люди теряли сознание, у них начинались головокружения и галлюцинации. В этом обвиняли Разина: мол, бунтарь-чернокнижник наложил на гору заклятье, чтобы никто не вырыл его клад.

Продолжаю свою серию публикаций под общим названием "А ЕСЛИ НА ВОЛГЕ УТЁС ?".

Сейчас мне хотелось бы рассмотреть саму личность Степана Разина и мифы и легенды связанные с этим конкретным местом.

«Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная…

Прошло уже более 350 лет… Но до сих пор тайна о несметных заговоренных сокровищах, зарытых на волжских берегах легендарным атаманом Степаном Разиным, остается неразгаданной.

Степан Разин (около 1630—1671) - казачий атаман, предводитель крестьянской войны 1670—1671 гг. Донской казак из зажиточной семьи.

Разин взял Царицын (ныне Волгоград) и разгромил спешившее к городу тысячное войско стрельцов. Атаман послал 2 тыс. бойцов на Дон, а с остальными пошёл вверх по Волге. Саратов и Самара открыли перед Разиным ворота, в Самаре сильное войско Ивана Милославского и князя Юрия Барятинского было заперто разницами в кремле. Осаждая его, Разин потерял месяц и упустил инициативу в войне.

Ранней весной 1667 года на территории между Саратовом и Царицыном появились разведчики с Дона, а в мае к Волге во главе тысячного отряда вышел Степан Разин. Он опустился вниз по реке, грабя по дороге купеческие и даже царские караваны судов, а затем напал на персидские земли, пережившие накануне землетрясение.

Царь отправил против казаков 60-тысячную армию, но каждый новый день приносил вести о взятии городов и крепостей, о страшной гибели дворян, чиновников и местной знати.

Зимой разинцы понесли ряд поражений от правительственных войск. Весной 1671 г. домовитые донские казаки, получив от царя помощь войсками, оружием и припасами, схватили Разина с братом Фролом.

Разин был четвертован на Лобном месте в Москве 16 июня 1671 г.

Говорят, где-то здесь бунтарь зарыл клад, но никто не знает, что это за богатства и в каком количестве. Поговаривают даже о барже, груженной золотом.

Кстати, с утеса Степана Разина хорошо видна Дурман-гора. В ней, по поверью, тоже зарыты клады. Но тем, кто пытался их отыскать или просто поднимался на нее, становилось плохо: люди теряли сознание, у них начинались головокружения и галлюцинации. В этом обвиняли Разина: мол, бунтарь-чернокнижник наложил на гору заклятье, чтобы никто не вырыл его клад.

В некоторых записях путешественников и купцов есть заметки, что богатые торговцы сами ходили к лихому атаману с богатыми подношениями. Приняв откуп, суда проходили мимо утёса нетронутыми. Если ж переговоров не было, то суда нещадно грабили, а уцелевших пленников бросали в овраг… Говорят, что пещеры Дурманного оврага, которые на сегодняшний день обвалились, устланы человеческими костями – останками пленников.

С утесом Степана Разина связана и страшная легенда о гробнице Марины Мнишек.

Некоторые из таких историй даже были записаны руководителями научных экспедиций, проходивших в самом начале XX века.

Дурман-гора, соседствующая с утесом Степана Разина, пользуется у местных жителей славой гиблого места, которое предпочтительнее обойти стороной. Одним там становится плохо, у других возникают видения.

Дурман-гора — место уникальное, местные жители не очень любят его, многие даже обходят стороной. Говорят, что энергетика здесь не очень: то кому-то плохо станет, то привидится что.

Лично меня, геолога и географа, проведшего здесь не один раз за прошедшие пол-века свои исследования удивляет вот этот бред, который передаётся из одних интернет-источников в другие :

"В дурное влияние горы обществу XXI века поверить трудно. А вот с наукой не поспоришь. Не так давно саратовские геологи изучили местность Дурман-горы. Ученые обнаружили, что бывшее убежище Степана Разина находится на ВУЛКАНЕ и прямо на разломе земной коры. Именно в этом месте на поверхность земли вырывается радиоактивный газ радон. И поэтому здесь такое сильное электромагнитное излучение. Есть мнение, что его воздействие на человеческий организм может привести не только к головным болям и повышению давления, но даже стать причиной кратковременного помутнения рассудка".

НИКАКОГО ВУЛКАНА С ГАЗОМ РАДОНОМ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМИ ИЗЛУЧЕНИЯМИ ТУТ НЕТ. А есть огромные оползни со стороны Волги, о которых не пишет никто, хотя даже на одной из зарисовок братьев Г. и Н. Чернецовых они явно отражены и скорее всего были и во времена Степана Разина !

Вот так заменяя одни понятия другими и приплетая совсем иное и живёт российская глубинка.

Некоторые "любители" истории и географии организуя сюда туристические маршруты приплетают в своих рассказах и Афанасия Никитина - первого русского путешественника, с его "Хождением за три моря". Он де проплывал здесь и поклонялся "Утёсу".

А то, что этот тверской купец жил и плавал здесь (15 век !) почти за два века до Степана Разина и скорее его путешествия на юг повлияли на персидские походы донского атамана - мало кого волнует !

Мол утёс то и до этого был !

Вот так и рождаются легенды в России - на примитивном незнании и невежестве тех, кто их слышит и передаёт затем другим, таким же "любителям" истории и географии.

Однако, это ещё не конец моей "серии" этого увлекательного детектива. Нам предстоит поближе познакомиться не только с героем, но и самим местом и самой территорией где он хозяйничал.

А то ведь так не интересно. Люди приезжающие сюда о герое узнали, разные легенды о нём и его деяниях услышали, а где всё это происходило и чем ещё интересно это место - не знают !

Читайте также: