Статус молодого ученого доклад

Обновлено: 02.05.2024

Специфическая социально-профессиональная группа, выделяемая внутри научного сообщества на основании ряда критериев.

А вот кандидаты на присуждение Стипендий МГУ им. М.В. Ломоносова для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности должны быть не старше 33 лет.

Участниками Конкурса Европейского Союза для молодых учёных The EU Contest for Young Scientists, проводимого под эгидой Европейской Комиссии, могут стать юные исследователи в возрасте от 14 до 20 лет.

Государственная политика

Государственная политика в области научных исследований нацелена на привлечение и развитие молодых перспективных ученых.

К слову, в российских лабораториях занято более 5 тыс. сотрудников, при этом молодые учёные и специалисты в возрасте до 35 лет составляют 58% от общего количества (студентов – более 700, аспирантов – более 800). Некоторые лаборатории и вовсе преимущественно состоят из молодых исследователей.

Одна из стратегических целей нацпроекта – вхождение России в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в определяемых приоритетами научно-технологического развития областях. Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов считает: чтобы совершить такой прорыв, для ученых, в том числе молодых, прежде всего, необходимо создать комфортные условия.
Поддержка молодым российским исследователям сегодня оказывается как со стороны государства, так и при участии частных организаций.

Молодым учёным и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, выплачиваются стипендии Президента РФ в размере 23 тыс. рублей в месяц.

Необходимую поддержку молодые ученые получают от государства и через финансирование исследований, проводимых ведущими научными школами. Число соответствующих грантов – 400 в год по 500 тыс. рублей. Сроком на 3 года и до 90 млн. рублей выделяются гранты Правительства РФ с возможным продлением научных исследований.

В 2018 году для участия в конкурсах на гранты Президента РФ от молодых ученых подано более 2 тыс. заявок. Желание получать стипендии главы государства изъявили почти 2,5 тыс. молодых ученых и аспирантов.

Становлению активных и творческих профессионалов разных возрастов содействует Благотворительный фонд Владимира Потанина. Самый крупный образовательный проект фонда, Стипендиальная программа Владимира Потанина, включает, например, конкурсы для студентов-магистрантов и преподавателей магистратуры, конкурс на поддержку социально значимых инициатив. Участникам программы предоставляются условия и ресурсы для научной и профессиональной реализации, развития творческого и лидерского потенциала. В 2017 году целевые расходы организации составили 637 млн. рублей.


Вработе раскрыты основные изменения в образе учёного в России в XVIII — XXI вв. и намечены основные направления предполагаемой эволюции в ближайшем будущем. Авторы разработали периодизацию эволюции образа учёного и выявили наиболее характерные признаки каждого периода. На основании юридических и исторических источников были определены базовые понятия, характеризующие отношение к учёным в различные эпохи. Намечены пути предполагаемой и оптимальной эволюции образа учёного в общественном сознании ближайших десятилетий. Анализ современной ситуации и прогнозы её развития выполнены на базе изучения статистических данных.

Ключевые слова: ученые, навыки, развития, исследование, основа

Существование отечественной науки, её будущее, а также судьбы молодых учёных, остаётся одной из центральных проблем для понимания вектора развития России в будущем. В современных условиях тотальной мировой конкуренции среди быстро развивающихся техногенных обществ, очевидным является необходимость создать адекватную современным потребностям и вызовам систему подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых обучаться на протяжении всей жизни и уметь определять тенденции развития технологий и социальных институтов. Это возможно обеспечить лишь на основе всестороннего системного подхода к такому социальному институту как НАУКА.

Цель исследования: проследить изменения образа учёного в России и наметить оптимальные пути его эволюции в ближайшем будущем.

А что в России? Научные учреждения в современном смысле стали появляться лишь в XVIII в., причём созданная в 1725 г. Академия наук в первый период своего существования была учебным, а не научным учреждением (причём работали и преподавали в ней долгое время почти исключительно иностранцы): она стала освобождаться от этой роли после основания в 1755 г. Московского университета. До конца века в России прибавилось ещё две академии, а новый век принёс с собой открытие ряда университетов.

В XIX в., хоть образование всё ещё остаётся немыслимым без хотя бы обучения за рубежом, а академическая наука продолжает представляться иностранной диковинкой, зачастую противопоставляемой русской национальной традиции и здравому смыслу (об этом писали славянофилы в середине века [1], а Л. Н. Толстой продолжал придерживаться такого взгляда и в начале ХХ в. [2], всё же в России выросло несколько поколений собственных специалистов по большинству отраслей знания, что и привело к всемирному признанию Российской науки в начале ХХ в.: И. М. Сеченов и И. П. Павлов получили Нобелевскую премию, Д. И. Менделеев прославился открытием Периодического закона, А. Н. Лаппо-Данилевский был приглашён возглавить всемирный конгресс историков и т. п.

2010-е годы являются переломными для нашего будущего, ибо мы находимся в точке бифуркации, и при неправильно выбранной стратегии и алгоритме действий Россия обречена на исчезновение с цивилизационной карты мира. Вторая половина XX столетия стала для Самарской области (как и для всей России), временем перерождения на новом технологическом уровне и в новой для себя роли крупного промышленного региона (космическая отрасль, авиастроение, автомобилестроение и химпром).

Не секрет, что достижения в области науки, которые были достигнуты в СССР, позволяют большей части общества жить в состоянии комфорта (в тепле, с водоснабжением, канализацией и светом). Но последние 20 лет показали, что без участия государства и общества и стратегически важных научных проектах — невозможно ожидать благополучного будущего для России. Самарская область (и её основные научные центры в Самаре и Тольятти) не стала исключением, и за последние 20 лет утратила свой основной научный потенциал. Мощные некогда научно-технические центры не имели возможности поддерживать уровень развития как при СССР. Вузы, конструкторские бюро, отделения РАН безусловно максимально стараются сохранить своё научное наследие и передавать его молодому поколению, но кадровый разрыв в 25–40 лет сказывается и на качестве, и количестве молодых учёных. Наступает время новой научно-технической революции в мире, и если мы не сможет в неё включиться, то наша страна не сможет уже претендовать даже на роль регионального научного лидера. Только понимание и активные целенаправленные действия по выстраиванию научно-промышленной инфраструктуры для развития отраслей VI технологического уклада даёт шанс сохранения русского общества как уникальной цивилизации [5].

Формирование понимания у общества того, что именно наука и образование являются самыми главными основами существования государства и жизни народа — является на наш взгляд основной задачей научного сообщества России. Активная общественная позиция именно молодых учёных является основой молодёжной политики России для формирования позитивного образа учёных в обществе

Препятствия, мешающие развитию науки и общества, включают в себя:

1) Кадрово-профессиональную (демографическую) катастрофу;

2) Разрушение научной инфраструктуры (приватизация научных фондов — как материальных в виде зданий, так и интеллектуальной собственности в виде патентов и прав на открытия);

3) Уничтожение позитивного (благородного) образа учёного и учителя в массовом сознании общества.

Проблемы молодых учёных это отдельная большая и больная тема, но необходимо выделить позитивные тенденции развития молодёжной науки в Самарском регионе.

Во-первых, необходимо отметить, что молодые учёные, несмотря на все трудности, в Самарской области есть! И проведение различных научных мероприятий тому свидетельство. Для формирования позитивного образа молодого учёного на региональном уровне активно проводиться просветительская деятельность. Повышению социального статуса способствует и активная жизненная позиция молодых учёных: некоторые являются помощниками депутатов, сотрудниками, консультантами и экспертами администраций городов, преподавателями вузов, бизнесменами — всё это создаёт образ престижности науки в области. И одним из важных элементов здесь является информационное сопровождение деятельности организации и молодых учёных в СМИ.

Образ будущего молодого учёного включает в себя такие характеристики как: успешный, материально состоятельный, авторитетный (эксперт), влиятельный, уважаемый, социально активный, проживающим в родном городе. Безусловно, само понятие молодого учёного включает в себя интеллект, знания и практический опыт. Что касается моральных характеристик, то на данном этапе они для респондентов практически не существенны. Однако, уважение и авторитет — на наш взгляд, само по себе подразумевает наличие высоких моральных норм.

За последние несколько лет происходим мощный всплеск процесса самоорганизации молодёжи и гражданского общества. Происходят бурные события, мероприятия, акции и маленькие факты истории, которые говорят о наступившей необходимости взаимодействия ради создания будущего и прозревшего понимания, что только при нашем личном и командном активном участии молодых учёных в жизни общества у России есть будущее!

Во-вторых, у Самарской области есть потенциальные ключи к развитию региона в лице свободной экономической зоны и Жигулёвской долины, которые могут стать экономико-технической инфраструктурой для будущего научного развития.

В-третьих, у России есть будущее только в том случае, если будет сформирован Образ будущего страны и общества. Без образа будущего невозможно попасть в то будущее, которое мы хотим себе и своим детям.

В-четвёртых, у регионального сообщества есть понимание того, что Самарско-тольяттинская агломерация сможет выстроить своё будущее не только на основе развития промышленности и инновационных наукоёмких технологий, но главным образом с помощью социальной инженерии и гуманитарных технологий. Для чего необходимо формирование для всех категорий граждан и в первую очередь молодёжи доступной городской среды, что включает в себя равномерное наличие различных культурно-творческих, оздоровительных, информационных с максимальным покрытием Интернета площадок в городах и сёлах. Важным является понимание того, что специалистов и молодых учёных надо формировать в регионе, необходимо предоставлять им возможность получения высокого уровня доходов и быстрого получения жилья (для чего необходимо строительство бюджетных частных домов), и двухсторонние гарантии их целенаправленной работы.

В-пятых, в Самарской области есть молодые учёные, которые признаны не только региональным, но и всероссийским научным профессиональным сообществом.

Для реализации задачи по поддержке молодых ученых и специалистов на территории Российской Федерации, а также для выработки единой политики в отношении молодых ученых, координации деятельности, решения социальных проблем и поддержки участия молодых ученых в научных мероприятиях, необходимо, прежде всего:

  1. Создать единую базу данных молодых ученых по регионам, в которую будут включены молодые люди, занимающиеся научной деятельностью в научных и образовательных учреждениях.
  2. Разрабатывать и предлагать к рассмотрению новые проекты, гранты и конкурсы, направленные на усовершенствование и поощрение работы молодых ученых на региональном уровне. В настоящее время для России принципиально важным является развитие потенциала российской научно-ориентированной молодежи — новой интеллектуальной элиты страны. Необходимым элементом в системе подготовки интеллектуальной элиты является восприятие студентов как полноправных и полноценных участников данного процесса.
  1. Лешков В. Н. Ещё о русском воззрении на науку и начале общинности в древней России // Москвитянин. 1856. Т. 1.- С.86–94.
  2. Самарин Ю. Ф. Два слова о народности в науке // Русская беседа, 1856, № 1. Отд. науки. С. 35–47
  3. Экштут С. А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи великих реформ до Серебряного века М.: Молодая гвардия, 2012.
  4. Почему Ньютон не съел яблоко // Известия. 2001. — С. 13–15.
  5. Наука в России–2001: Статистический сборник / Госкомстат РФ и ЦИСН. М., 2001. — С. 110.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Самарская область, российская наука, молодая, будущее, наука, поддержка молодых, молодежная политика, научная деятельность, отечественная наука.

Проблема ротации в научной среде – это не просто вопрос кадрового научного воспроизводства. Подготовку молодых ученых, в том числе из преподавателей вузов, сегодня целесообразно рассматривать как вопрос формирования важнейшего стратегического ресурса нашей страны. При этом в современных реалиях явно обозначилась проблема привлечения и удержания молодых ученых в научно-образовательном, научно-исследовательском секторе, и, прежде всего, в системе высшей школы. Данная статья включает в себя достаточно содержательное теоретико-методологическое обоснование системообразующих категорий темы исследования: выявляет особенности молодых ученых как социально-демографической и социально-профессиональной группы, определяет социальный статус и роли представителей данной группы, ранжирует признаки и критерии социальной дифференциации молодого научного сообщества, предлагает авторские трактовки базовых категорий. Разработка практических технологий мотивации к научной деятельности у молодых представителей научной среды требует осмысления и выявления специфики этой социально-профессиональной группы, чем и обусловлена актуальность статьи. Предлагаемая авторами прикладная компонента предполагает разработку технологий и направлений мотивации научной деятельности молодых ученых, преподавателей вузов. Детерминированная процессами, проходящими в системе высшего образования, проблематика исследования имеет как теоретическую, так и практическую значимость.


2. Большой толковый социологический словарь (Collins). – Т. 1 (А-О): пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001. – 544 с. С.147–148.

4. Воробьева И.В. Социальный статус современного российского ученого (на примере преподавателей вузов) // Социология профессий. – 2012. – № 3. – С. 262.

5. Гидденс Э. Устроения общества: Очерки теории структурации. – М.: Академический Проспект, 2005. – 528 с.

6. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Мысль, 2001. – 478 с., С. 173.

9. Кораблева Б.Г. Институциональные основы формирования профессиональных общностей. // Вестник ЮУрГУ. – 2006. – № 2(57)– С. 126.

10. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Становление социологии профессиональных групп в России: история и перспективы // Актуальные проблемы социологии: сборник научных статей. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 525 с., С. 313.

11. Попова И.П. Профессиональный статус научных работников – вариации поведения // Социс. – 2001. – № 12. – С. 64–71.

12. Российская социологическая энциклопедия / под. общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с., С. 99.

13. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992. – С. 302–373.

15. Социальная политика: уровень и качество жизни / под общ. ред. В.Н. Бобкова, А.Г. Починка. – М.: Изд. ВЦУЖ, 2001. – 288 с., C. 196.

18. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Социально-профессиональная структура населения России. Теоретические предпосылки, методы и некоторые результаты повторных опросов 1994, 2002, 2006 гг. // Мир России. – 2007. –№ 3. – С. 3–49, C.12.

19. Цвык В.А. Социально-профессиональный статус личности и престиж профессии. / Тюмень. Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 44–45.

20. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. –1990. –№ 2. – С. 3–16.

Молодежь, занятая в сфере образования и науки, является одной из специфических социально-профессиональных групп. С одной стороны, свойства и признаки этой группы отражают тенденции развития молодежи в целом, с другой – профессионального сообщества, занимающегося интеллектуальной деятельностью (научной и научно-педагогической).

Данная категория используются современными исследователями в основном в качестве категории, необходимой при диалоге с государством и обществом: для получения грантов.

Считаем целесообразным в дискурсе проводимого исследования рассматривать молодых ученых как специфичную социально-демографическую и социально-профессиональную группу.

Социальную группу и другие функционирующие в социуме общности исследовали Г. Блумер [1], Э. Гидденс [5], Т. Гоббс [6], Г. Зборовский [7], П. Сорокин [14], В. Ядов [20] и др.

В традиционной отечественной научно-теоретической трактовке социальные группы – элемент социальной структуры, типичные формы существования в обществе более или менее распространенного множества субъектов, имеющих устойчиво сходное положение [16].

Адаптируя существующие в литературе подходы, можно предположить, что молодые ученые как социально-демографическая группа – это устойчивая совокупность людей, объединенная общей ситуацией развития (условиями, образом и стилем жизни) [15].

В связи с этим следует интерпретировать рассматриваемую группу молодых ученых как социальную группу – совокупность людей, выделяемую на основе общих возрастных признаков (от 22 до 30 лет) и социального положения; характера профессиональной деятельности (научно-исследовательской или научно-педагогической); особенности социальных практик в профессиональной деятельности; специфики социальных отношений, связей и поведения, детерминированных определенным набором норм и ценностей; направленности на выполнение общественно значимых научно-образовательных функций.

По данным социологических исследований ВЦИОМ, профессионально стратификационная модель современного российского общества выглядит следующим образом:

*Элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5 %.

**Верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5 %.

***Средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20 %.

****Базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60 %.

***** нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7 %.

****** Социальное дно – 5 % [17].

Таким образом, высокая квалификация и профессионализм становятся значимыми критериями социального расслоения современного российского общества. В рамках данного подхода представляется возможным предположить, что молодые ученые-преподаватели вузов относятся к среднему слою – это профессионалы, которые по специфике научно-педагогической деятельности принадлежат к российской элите.

Под статусом мы понимаем определенный набор ресурсов, который открывает для индивида ряд возможностей в системе власти, распределения материальных благ и престижа. Подобное определение статуса соотносится с рассмотрением П. Бурдье социальной позиции индивида как производной от того типа капитала (экономического, культурного или символического), которым он обладает [3].

Профессиональный статус указывает место в социальном сплетении профессиональных отношений, с которыми связаны определенные общественные ролевые ожидания. Социально-профессиональный статус означает место определенной профессиональной группы в профессиональной структуре общества, а также определяет оценку и самооценку той роли, которую играет эта профессиональная группа в системе профессиональных отношений.

Очевидно, что профессиональный статус – это достигаемый статус, т.е. определяющийся индивидуальными способностями, умениями, квалификацией и достоинствами. Профессиональный статус не определяется социальным положением, т.е. принадлежностью к определенному социальному классу или слою, и не является социальной ролью: он не проигрывается, подобно роли, а завоевывается [21].

В основном статус профессиональных групп изучается на основе следующих составляющих:

– Властные полномочия профессиональной группы – рассматриваются как первостепенно значимые, так как они определяют способность группы формировать собственную социальную позицию в различных измерениях.

– Экономический ресурс профессиональной группы – материальный статус профессиональной группы в частном и государственном секторах.

– Культурный ресурс профессиональной группы – обладание экспертным знанием.

И.В. Воробьева рассматривает социальный статус научно-педагогических работников вуза через призму следующих показателей:

недостаточный уровень финансирования науки и образования в государстве; сокращение расходов на научно-исследовательскую работу, низкая востребованность фундаментальных научных исследований; оторванность ученых от власти, их недостаточное влияние на общественно-политические процессы в обществе; падение уровня доходов преподавателей и несоответствие доходам других социальных групп; общее снижение престижа преподавательской и научной деятельности в обществе; старение педагогических кадров, отток молодых кадров в другие сферы деятельности;

представления о несоответствии уровня дохода уровню образования и квалификации; трудности (а в ряде случаев и невозможность), связанные с самореализацией и построением карьеры; снижение уровня академической культуры; изменение мотивации к преподавательской и научной деятельности; нежелание или невозможность приспособиться к изменениям внешней среды, новым образовательным и научным требованиям значительной части ученых; низкое мотивационное стремление молодежи к научной и педагогической деятельности [4].

Снижение социального статуса российских ученых влияет и на воспроизводство данной профессиональной группы в целом.

В целом социально-профессиональную группу характеризуют следующие признаки:

– совместная профессиональная деятельность, которая предполагает объединение представителей данной профессии на основе общих задач и целей деятельности;

– разделение функций между членами данной профессиональной организации, что ведет к координации действий, установлению профессиональных коммуникаций, обмену информацией [19].

На основании этого Кораблева Б.Г. выделяет типы и уровни профессиональных групп:

1. Профессиональные круги – они лишены устойчивых отношений, отличаются ограниченностью контактов во времени и пространстве.

2. Профессиональные группы, выступающие в двух ипостасях:

а) профессиональные группы внутри организаций и учреждений, выделяемые в рамках профессиональной структуры предприятия, организации (реальные группы);

б) статистические профессиональные группы, которые регистрируют наличие и количественное соотношение представителей различных профессий в конкретном обществе.

3. Профессиональные объединения – сформированные и построенные по образцу социальной организации и имеющие четко выраженное целевое назначение (профессиональные, творческие, научные союзы).

4. Профессиональные слои (страты) – отражают процессы дифференциации между людьми по профессиональному признаку и систему социальной иерархии и статуса профессий в обществе [9].

Вышесказанное представляет возможность предложить следующий подход к определению социально-профессиональной группы молодых ученых (рисунок).

П. Сорокин и профессиональные группы рассматривал в контексте социальной стратификации. По его мнению, профессиональная стратификация имеет два проявления. Во-первых, это иерархия профессиональных групп внутри социальной структуры, при которой одни профессиональные группы относятся к верхним социальным слоям, а другие находятся у основания социального конуса. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается внутри каждой профессиональной сферы, в которой люди подразделяются на многие ранги и уровни. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в двух основных формах: межпрофессиональная стратификация и внутрипрофессиональная стратификация [13].

Можно предположить, что профессиональные признаки стали одним из ведущих критериев социальной дифференциации не только потому, что представители профессиональных групп демонстрируют сходное социальное поведение и занимают близкие, часто совпадающие социальные позиции, но и по той причине, что в современном стратификационном обществе члены профессиональной группы в существенной степени подвержены влиянию своей среды.

Члены группы регулярно взаимодействуют друг с другом. При этом группы имеют неодинаковый размер, различную общественную принадлежность и характеристики. Внешними отличительными признаками социальной группы является то, что она находится в развитии, имеет собственную ролевую структуру и определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие. Тем не менее сегодня ни одна социально-демографическая и/или социально-профессиональная группа не однородна.

Применение стратификационного подхода к такой социальной группе, как молодые ученые, позволяет подтвердить, что она представляет собой реальную часть общества и занимает определенные позиции в социальном пространстве.

В структуре исследуемой группы представляется целесообразным выделить несколько подгрупп: молодые ученые, получающие послевузовское образование (аспиранты дневного и заочного отделений, соискатели); молодые ученые с ученой степенью кандидата наук и молодые преподаватели без ученой степени.

Социально группу молодых ученых представляется возможным классифицировать также по возрасту, полу, характеру мотивации к научной деятельности, значимости и социальной направленности, характеру профессиональной деятельности (научно-исследовательская или научно-педагогическая), отношению к профессии (работе в вузе, научно-образовательной деятельности), склонности к творческой инновационной деятельности, социально-культурным предпочтениям, семейному положению (наличию семьи, детей), уровню материального благополучия, уровню образования (наличия ученой степени), должности, жилищному положению, состоянию здоровья и т.д.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Ткачева Н.А., д.с.н., доцент, профессор кафедры маркетинга и регионоведения, ТГАМЭУП, г. Тюмень.

Работа с молодыми учеными – одно из стратегических направлений в деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В рамках презентации Года науки и технологий, по данным ВЦИОМ, большинство опрошенных признали, что развитие в стране науки и технологий – принципиально важно.

Сегодня в России работает свыше 154 тысяч молодых ученых. Их исследования – основа технологического прорыва и достижения национальных целей развития Российской Федерации, связанных с сохранением населения, здоровьем и благополучием людей, с цифровой трансформацией и организацией комфортной и безопасной среды для жизни. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок также связано с развитием и поддержкой науки и молодых ученых.

Закрепление на законодательном уровне правового статуса молодых ученых позволит не только внедрить меры государственной поддержки, но и будет способствовать привлечению в сферу науки талантливой молодежи.

Каждые две недели выходит официальный дайджест Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для молодых ученых с актуальной информацией о грантах, конференциях, а также полезным и увлекательным материалом.





Финансовые меры поддержки

Гранты

Гранты Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности.

Гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук и молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук.

Гранты Президентской программы исследовательских проектов для молодых ученых.

Гранты Президентской программы исследовательских проектов для научных групп под руководством молодых ученых.

Поддержка в рамках деятельности Российского научного фонда, предоставляющего широкую линейку грантов для молодых ученых. Меры поддержки направлены в первую очередь на реализацию приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации.

Стипендии

Стипендии Президента Российской Федерации для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Стипендии Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

Стипендии Президента Российской Федерации для молодых (до 35 лет) ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.

Стипендии им. Ж.И. Алфёрова для молодых ученых в области физики и нанотехнологий.

Премии

Премия Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых.

Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых.





Социальные меры поддержки

Для молодых ученых, работающих в подведомственных организация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации предусмотрены социальные меры поддержки в области жилищной политики.

Основные программы по обеспечению жильем молодых учёных:

Минобрнауки России в рамках своих полномочий осуществляет предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений молодым ученым подведомственных научных организаций в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых в соответствии с ведомственной целевой программой по выдаче государственных жилищных сертификатов.

По вопросу разработки мер, направленных на создание условий для обеспечения жильем научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования 18 ноября 2020 года была создана специальная рабочая группа.

Читайте также: