Статус главы муниципального образования доклад

Обновлено: 05.05.2024

Целью данной работы является комплексное исследование правового статуса главы муниципального образования в современном России.

Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи, составляющие ее содержание:

- анализ теоретических подходов к исследованию проблемы местного самоуправления;

- изучение основ правового регулирования статуса главы муниципального образования;

- определение порядка занятия должности главы муниципального образования;

Содержание

Глава 1. Глава муниципального образования: правовое регулирование

должности и порядок выборов_____________________________________ 7

1.1. Понятие и основы правового регулирования статуса главы

1.2. Порядок занятия должности главы муниципального образования____14

Глава 2 Правовой статус главы муниципального образования___________22

2.1. Полномочия главы муниципального образования__________________22

2.2. Проблемные аспекты досрочного прекращения полномочий

главы муниципального образования_____________________________29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Муниципальное.doc

Введение______________________ ______________________________ ___ 3

Глава 1. Глава муниципального образования: правовое регулирование

должности и порядок выборов_______________________ ______________ 7

1.1. Понятие и основы правового регулирования статуса главы

муниципального образования___________________ ________________7

1.2. Порядок занятия должности главы муниципального образования____14

Глава 2 Правовой статус главы муниципального образования___________22

2.1. Полномочия главы муниципального образования__________________ 22

2.2. Проблемные аспекты досрочного прекращения полномочий

главы муниципального образования___________________ __________29

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Появление и развитие в современной России института местного самоуправления, а вместе с ней и фигуры главы муниципального образования, стало одним из знаковых явлений в общем процессе ее демократических преобразований. Характерная для советского государства централизованная вертикаль власти, будучи несовместимой с новым общественным устройством, требовала замены, которой и явилась организация местной власти, не связанной с непосредственным руководством государственного аппарата. Организованная и действующая в интересах местного населения муниципальная власть призвана самостоятельно, но под контролем и по правилам, установленным государством, решать все вопросы, которые связаны с жизнеобеспечением граждан в пределах городов, сел, поселков и на других населенных территориях. Но такая власть не может появиться внезапно, одновременно с ее декларированием в конституционных нормах. Процесс становления местного самоуправления в России имеет множество противоречий, обусловленных не только естественными для всякого развития трудностями роста, но и обстоятельствами, связанными с консервацией и даже реанимацией некоторых фрагментов прежней авторитарной системы управления. И происходит это не оттого, что изменяется соответствующим образом политическая воля государственного руководства, а в силу наличия пробелов в этой области знаний, которые немедленно заполняются представлениями о прежней системе организации и функционирования местной власти.

Становление и развитие российского муниципального права в его современной интерпретации неразрывно связано с местным самоуправлением. Именно возрождение в нашей стране в начале 90-х гг. прошлого столетия различных форм и институтов самоуправления потребовало соответствующего изменения законодательства о местных органах власти, а затем обусловило необходимость принятия специальных законов об основах местного самоуправления, о правовом положении главы муниципального образования.

Специфика наших демократических реформ и условий их проведения предопределяет необходимость изучения различных аспектов в области правового регулирования местного самоуправления.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения с участием главы муниципального образования.

Предмет работы – правовые нормы, регулирующие деятельность главы муниципального образования, его полномочия и ответственность.

Целью данной работы является комплексное исследование правового статуса главы муниципального образования в современном России.

Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи, составляющие ее содержание:

- анализ теоретических подходов к исследованию проблемы местного самоуправления;

- изучение основ правового регулирования статуса главы муниципального образования;

- определение порядка занятия должности главы муниципального образования;

- анализ полномочий главы муниципального образования;

- рассмотрение проблемных аспектов досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования;

- изучение особенностей правового положения главы муниципального образования г. Рязани и определение его роли в развитии местного самоуправления в муниципальном образовании г. Рязани.

Информационной основой работы послужили нормы действующего законодательства, а также труды ученых в рассматриваемой области, в частности, работы Л.В. Андриченко, Н.Н. Егоровой, В.А. Козбаненко, А.В.Колесникова, А.О. Макарова, И.Н. Осиповой, С.Е. Чанова и др. По мнению Н.Е. Егоровой в переходный период муниципальной реформы местная власть, в лице глав муниципальных образований, муниципальных служащих, оказывается недостаточно подготовленной для осуществления своих функций. Среди причин такого состояния муниципальной власти немаловажное значение имеет и проблема недостаточного количества квалифицированных кадров. В то же время, по мнению Н.Е. Егоровой, нельзя забывать о концептуальных составляющих института местного самоуправления в Российской Федерации, где одним из основных принципов является принцип самостоятельности местного самоуправления, который включает в себя, в том числе, и самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением1. Отметим также, что вопросы формирования структуры органов местного самоуправления являются, по утверждению Л.В. Андриченко, частью проблемы, связанной с определением баланса между существующими процессами централизации и децентрализации в сфере функционирования местного самоуправления. А.В. Колесникова, А.О. Макаров обращаются особое внимание на взаимосвязь реформы местного самоуправления с изменением законодательства, регулирующего деятельность глав муниципальных образований2.

квалификации муниципальных служащих.

Несмотря на широкий спектр работ в сфере исследования статуса главы муниципального образования, детальные и комплексные исследования его роли в реализации реформы местного самоуправления в муниципальных образованиях субъектов РФ носят единичный и фрагментарный характер, что еще раз подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Методологическую основу работы составили такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также частно-научные методы познания: сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический и другие.

Структурно дипломная работа состоит из введения трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

1.1. Понятие и основы правового регулирования статуса главы

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Для характеристики деятельности главы муниципального образования значимо то, что она реализуется в границах муниципального образования. Данный признак указывает на предметный территориальный характер муниципальной деятельности. При этом в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ к муниципальным образованиям отнесены городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Вне границ муниципальных образований местное самоуправление существовать не может, так как теряет свою предметную направленность на решение вопросов местного (именно для соответствующего муниципального образования) значения.

Видовое разнообразие муниципальных образований, представленное в российском законодательстве, диктует необходимость дифференциации относящихся к их ведению вопросов местного значения3. Несмотря на то, что все эти вопросы связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения, они группируются и распределяются между муниципальными районами, городскими округами и поселениями (городскими и сельскими) таким образом, чтобы это в максимальной степени учитывало особенности их территориального статуса, а также роль в расселении населения и в размещении объектов производственной, жилищно-коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры.

Для организации местного самоуправления немаловажно и то, что оно осуществляется населением под свою ответственность. Ответственный характер муниципальной деятельности предполагает, что все бремя последствий за принимаемые органами и должностными лицами самоуправляющихся территорий решения и совершаемые действия в полной мере ложится непосредственно на институт местного самоуправления. При этом ответственность местного самоуправления, его органов и должностных лиц в зависимости от конкретных обстоятельств могут нести перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем сводить режим ответственного осуществления местного самоуправления только к негативным последствиям (санкциям), которые могут быть применены к органам и должностным лицам муниципалитета в случае нарушения ими закона, неоправданно4. В неменьшей степени ответственность в системе местного самоуправления может быть истолкована в позитивном ключе как осознанное, инициативное и заинтересованное участие граждан в решении вопросов местного значения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий их жизнедеятельности на соответствующей территории.

Важной чертой местного самоуправления является его реализация исключительно в рамках закона. Это означает, что вне правовой формы местное самоуправление, особенно в деятельности органов и должностных лиц муниципальной власти, существовать не может. Именно поэтому в Европейской хартии местного самоуправления провозглашается, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве и, по возможности, в Конституции государства (ст. 2). Регулирование местного самоуправления только при помощи законодательных актов исключает не основанное на законе административное вмешательство государственных исполнительных органов в осуществление муниципальной власти и полностью соответствует положению ст. 55 Конституции РФ о том, что права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Однако такой характер местного самоуправления нельзя увязывать исключительно с его муниципальной природой. Скорее, юридическая оформленность и признание местного самоуправления в качестве подзаконного и функционирующего только в пределах и на основании законов института производны от публично-правовой сущности местного самоуправления. Подзаконность в равной мере распространяет свое влияние и на муниципальные, и на государственные проявления публичной власти, что в полной мере отвечает конституционной характеристике Российской Федерации как демократического правового государства. Это, в свою очередь, предполагает безусловную связанность всей системы публичной (государственной и муниципальной) власти требованиями закона, подзаконный характер деятельности всех входящих в ее состав органов и должностных лиц. Как справедливо отмечается в литературе, хотя местное самоуправление и не является видом государственной власти, тем не менее, оно отражает все признаки, характерные для публичной власти и, соответственно, должно в своем функционировании базироваться на принципах, установленных законом5.

Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, которая достигается с помощью муниципальных норм (см. приложение №1). Нормы муниципального права упорядочивают и закрепляют наиболее важные общественные отношения в сфере местного самоуправления, охраняют их и способствуют развитию новых общественных отношений.

Деятельность главы муниципального образования регулируется комплексом нормативно-правовых актов, регулирующих всю сферу местного самоуправления6.

Конституция РФ, устанавливая основные (конституционные) принципы местного самоуправления, провозглашает его в качестве одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, которые, в свою очередь, определяют главные черты системы власти, формы правления, государственно- территориального устройства, политического режима7.

Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются следующие важнейшие вопросы местного самоуправления:

- организация и деятельность его органов;

- управление муниципальной собственностью;

- формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов;

- установление местных налогов и сборов;

- осуществление охраны общественного порядка10.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического материала выделить основные проблемы и недостатки правового статуса главы муниципального образования, чтобы предложить оптимальные пути совершенствования соответствующих норм муниципального права.
С учетом этой цели сформулированы следующие задачи, решение, которых составляет содержание данной работы:
1.изучить понятие главы муниципального образования;
2.проанализировать правовой статус главы муниципального образования;

Файлы: 1 файл

курсовая глава муниципального обр-я.doc

Итак, местное самоуправление является:

а) основой конституционного строя страны;

б) правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формой народовластия.

Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований. ФЗ РФ от 28.08.1995г. предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Рассматривая правовой статус главы муниципального образования, следует отметить, что, формируя правовые основы системы местного самоуправления, законодатель определил главу муниципального образования как выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

В практике муниципального строительства в отношении самостоятельности главы муниципального образования возникает много вопросов. Это вызвано тем, что в настоящее время вместо единой советской государственной системы в России создано два уровня управления обществом - государственная власть и местное самоуправление. Именно, поэтому представляется актуальным рассмотрение данной темы курсовой работы в силу малоизученности.

Проблема правового статуса главы муниципального образования пользуется особым вниманием со стороны ученых и практиков. В частности, ей посвятили свои научные исследования: В.В Пылин, А.А Сергеев, М.А. Кулушева, В.И. Васильев.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического материала выделить основные проблемы и недостатки правового статуса главы муниципального образования, чтобы предложить оптимальные пути совершенствования соответствующих норм муниципального права.

С учетом этой цели сформулированы следующие задачи, решение, которых составляет содержание данной работы:

1.изучить понятие главы муниципального образования;

2.проанализировать правовой статус главы муниципального образования;

3.сделать правовой анализ ответственности главы муниципального образования;

4.выделить правила досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере реализации своих полномочий главой муниципального образования. Предметом исследования являются нормативно-правовые нормы, регулирующие деятельность главы муниципального образования.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: сравнение, анализ, индукция, а также специально-юридические методы: формально-юридический метод, историко-юридический, сравнительно-правовой. Выбор именно этих методов обусловлен необходимостью подробнейшего изучения проблем связанных обеспечением и реализацией правового статуса главы муниципального образования.

Работа состоит из: введения, двух глав, четырех параграфов и заключения. Содержание моей курсовой раскрывает название, а именно в первом параграфе раскрываются основы правового статуса главы муниципального образования, во втором параграфе проблемы касающиеся его статуса, затем в третьем параграфе раскрывается ответственность главы, а в четвертом параграфе раскрываются моменты, связанные с досрочным прекращением полномочий.

ГЛАВА 1. Правовой статус главы муниципального образования

1.1.Статус главы муниципального образования

Глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению на его территории функций местного самоуправления, избираемое гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном ФЗ и законами субъекта РФ.

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Законодателем фигура главы муниципального образования выведена из категории муниципальных служащих. Это может вызвать непонимание, однако, нужно учитывать, что в Российском законодательстве традиционно под служащим понимается лицо, имеющее следующий правовой статус:

1)оно должно быть принято на службу (государственную или муниципальную) в результате назначения или путем заключения трудового договора;

2) на него должен распространяться особый порядок продвижения по службе, порядок наложения взысканий и поощрений;

3)оно должно иметь специфические права и обязанности;

4)на него должны распространяться специфические ограничения;

5)указанное лицо может быть лишено своей должности в результате законодательно определенных причин, включая увольнение.

Проанализировав статус главы муниципального образования с этих позиций, становится, очевидно, что глава муниципального образования не может являться муниципальным служащим, так как:

1)он получает свою должность в результате выборов, являющихся формой занятия должностей, принципиально отличной от формы назначения служащих;

2)он имеет специфические права и обязанности;

3) наложение взысканий на главу города также имеет свою специфику;

4) он не может быть уволен со своей должности, а имеет только ему присущий порядок отстранения от должности. 2

Также вызывает споры в науке муниципального права вопрос о том, как соотносятся между собой правовые статусы главы местной администрации, главы муниципального образования и главы местного самоуправления.

Высказываются различные мнения, от такого, что указанные понятия являются тождественными, так как на определенной стадии развития муниципального права они использовались в законодательстве, до такого, что отмеченные понятия имеют различное содержание.
Применительно к данной проблеме, нужно начать с того, что возможны различные модели организации аппарата местной власти.
1. Сильный представительный орган – слабый глава муниципального образования.
2. Сильный глава муниципального образования – слабый представительный орган. Указанная модель может быть подразделена на следующие виды:

1) Представительный орган – глава муниципального образования, который одновременно является непосредственным руководителем местной администрации и руководителем представительного органа.

2) Представительный орган – глава муниципального образования, который является непосредственным руководителем представительного органа, но непосредственно не руководит местной администрацией, а исполнительские функции реализует назначаемый им управляющий.

3) Представительный орган – глава муниципального образования, который является непосредственным руководителем местной администрации, но не является руководителем представительного органа.

4) Представительный орган - глава муниципального образования, который не является непосредственным руководителем ни местной администрации, ни руководителем представительного органа.
3. Представительный орган – управляющий, который назначается на должность решением представительного органа.
4. Комиссионная форма.

А) Местную администрацию и всю совокупность подчиненных исполнительных структур

Б) Местную Думу и всю совокупность подчиненных ей структур

Рассматривая указанную проблему необходимо исходить из того, что именно глава муниципального образования персонально избирается местным населением, принимает от своего имени нормы муниципального права, содержащиеся в Постановлениях главы муниципального образования, персонально отвечает перед местным населением за результаты своей деятельности и результаты деятельности подчиненных ему муниципально – властных структур, единолично формирует структуру подчиненного ему рабочего аппарата, назначает подчиненных ему муниципальных должностных лиц и принимает на работу в структурах, образующих его рабочий аппарат специалистов и обслуживающий персонал. То есть, Глава муниципального образования является субъектом, обладающим непроизводными муниципально–властными полномочиями и делегирующим эти полномочия функционально – подчиненным ему муниципальным служащим, которые в совокупности образуют его подчиненный аппарат.

Рассмотрев стандартную структуру местной администрации, в которой традиционно выделяются:

1) руководящие должностные лица, которые назначаются главой муниципального образования и ответственны перед ним;

2) аппарат главы муниципального образования, основное значение которого состоит в обеспечении работы главы муниципального образования и его заместителей.

Можно прийти к выводу о том, что все указанные подразделения, в своей совокупности образующие местную администрацию, обслуживают в пределах своей компетенции деятельность главы муниципального образования по решению вопросов местного значения и полностью производны от муниципально – правового статуса главы муниципального образования. Поэтому очевидно, что достаточно спорны утверждения некоторых ученых о том, что местная администрация является муниципальным органом и обладает самостоятельной компетенцией.

В связи с этим, вероятно, правильнее будет остановиться на том, что главу муниципального образования следует рассматривать только как высшее выборное муниципальное должностное лицо.

1.2. Проблемы правового статуса главы муниципального образования

Не вызывает сомнения, что статус главы муниципального образования в значительной степени определяется принятой в муниципальном образовании и зафиксированной в его уставе структурой органов местного самоуправления. Не останавливаясь отдельно на каждой возможной в условиях Федерального закона модели организации органов местного самоуправления, из-за практической заинтересованности, ограничимся рассмотрением статуса главы муниципального образования в условиях, если: а) в поселении глава избирается представительным органом из своего состава; б) представительный орган муниципального района состоит из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений, избранных в соответствии с равной нормой представительства; в) председатель представительного органа муниципального района избирается представительным органом района из своего состава. Первого условия достаточно для того, чтобы статус главы поселения приобрел комплексный характер: глава является депутатом представительного органа и высшим должностным лицом городского или сельского поселения. Если выполняются одновременно два первых условия, то статус главы муниципального образования усложняется: он приобретает также полномочия депутата представительного органа муниципального района.

Целью данной работы является комплексное исследование правового статуса главы муниципального образования в современном России.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи, составляющие ее содержание:
- анализ теоретических подходов к исследованию проблемы местного самоуправления;
- изучение основ правового регулирования статуса главы муниципального образования;
- определение порядка занятия должности главы муниципального образования;
- анализ полномочий главы муниципального образования;
- рассмотрение проблемных аспектов досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования;
- изучение особенностей правового положения главы муниципального образования г. Рязани и определение его роли в развитии местного самоуправления в муниципальном образовании г. Рязани.

Содержание работы

Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Глава муниципального образования: правовое регулирование
должности и порядок выборов_____________________________________ 7
1.1. Понятие и основы правового регулирования статуса главы
муниципального образования___________________________________7
1.2. Порядок занятия должности главы муниципального образования____14
Глава 2 Правовой статус главы муниципального образования___________22
2.1. Полномочия главы муниципального образования__________________22
2.2. Проблемные аспекты досрочного прекращения полномочий
главы муниципального образования_____________________________29
Глава 3. Особенности правового положения главы муниципального
образования г. Рязани_____________________________________________38
Заключение_____________________________________________________ 51
Список использованных источников и литературы____________________ 55
Приложения_____________________________________________________59

Содержимое работы - 1 файл

Глава муниц.образ. Диплом.doc

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Введение______________________ ______________________________ ___ 3

Глава 1. Глава муниципального образования: правовое регулирование

должности и порядок выборов_____________ ________________________ 7

1.1. Понятие и основы правового регулирования статуса главы

муниципального образования____ ______________________________ _7

1.2. Порядок занятия должности главы муниципального образования____14

Глава 2 Правовой статус главы муниципального образования___________22

2.1. Полномочия главы муниципального образования__________________ 22

2.2. Проблемные аспекты досрочного прекращения полномочий

главы муниципального образования___________________ __________29

Глава 3. Особенности правового положения главы муниципального

образования г. Рязани________________________ _____________________38

Заключение____________________ ______________________________ ___ 51

Список использованных источников и литературы____________________ 55

Приложения____________________ ______________________________ ___59

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Появление и развитие в современной России института местного самоуправления, а вместе с ней и фигуры главы муниципального образования, стало одним из знаковых явлений в общем процессе ее демократических преобразований. Характерная для советского государства централизованная вертикаль власти, будучи несовместимой с новым общественным устройством, требовала замены, которой и явилась организация местной власти, не связанной с непосредственным руководством государственного аппарата. Организованная и действующая в интересах местного населения муниципальная власть призвана самостоятельно, но под контролем и по правилам, установленным государством, решать все вопросы, которые связаны с жизнеобеспечением граждан в пределах городов, сел, поселков и на других населенных территориях. Но такая власть не может появиться внезапно, одновременно с ее декларированием в конституционных нормах. Процесс становления местного самоуправления в России имеет множество противоречий, обусловленных не только естественными для всякого развития трудностями роста, но и обстоятельствами, связанными с консервацией и даже реанимацией некоторых фрагментов прежней авторитарной системы управления. И происходит это не оттого, что изменяется соответствующим образом политическая воля государственного руководства, а в силу наличия пробелов в этой области знаний, которые немедленно заполняются представлениями о прежней системе организации и функционирования местной власти.

Становление и развитие российского муниципального права в его современной интерпретации неразрывно связано с местным самоуправлением. Именно возрождение в нашей стране в начале 90-х гг. прошлого столетия различных форм и институтов самоуправления потребовало соответствующего изменения законодательства о местных органах власти, а затем обусловило необходимость принятия специальных законов об основах местного самоуправления, о правовом положении главы муниципального образования.

Специфика наших демократических реформ и условий их проведения предопределяет необходимость изучения различных аспектов в области правового регулирования местного самоуправления.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения с участием главы муниципального образования.

Предмет работы – правовые нормы, регулирующие деятельность главы муниципального образования, его полномочия и ответственность.

Целью данной работы является комплексное исследование правового статуса главы муниципального образования в современном России.

Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи, составляющие ее содержание:

- анализ теоретических подходов к исследованию проблемы местного самоуправления;

- изучение основ правового регулирования статуса главы муниципального образования;

- определение порядка занятия должности главы муниципального образования;

- анализ полномочий главы муниципального образования;

- рассмотрение проблемных аспектов досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования;

- изучение особенностей правового положения главы муниципального образования г. Рязани и определение его роли в развитии местного самоуправления в муниципальном образовании г. Рязани.

Информационной основой работы послужили нормы действующего законодательства, а также труды ученых в рассматриваемой области, в частности, работы Л.В. Андриченко, Н.Н. Егоровой, В.А. Козбаненко, А.В.Колесникова, А.О. Макарова, И.Н. Осиповой, С.Е. Чанова и др. По мнению Н.Е. Егоровой в переходный период муниципальной реформы местная власть, в лице глав муниципальных образований, муниципальных служащих, оказывается недостаточно подготовленной для осуществления своих функций. Среди причин такого состояния муниципальной власти немаловажное значение имеет и проблема недостаточного количества квалифицированных кадров. В то же время, по мнению Н.Е. Егоровой, нельзя забывать о концептуальных составляющих института местного самоуправления в Российской Федерации, где одним из основных принципов является принцип самостоятельности местного самоуправления, который включает в себя, в том числе, и самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением 1 . Отметим также, что вопросы формирования структуры органов местного самоуправления являются, по утверждению Л.В. Андриченко, частью проблемы, связанной с определением баланса между существующими процессами централизации и децентрализации в сфере функционирования местного самоуправления. А.В. Колесникова, А.О. Макаров обращаются особое внимание на взаимосвязь реформы местного самоуправления с изменением законодательства, регулирующего деятельность глав муниципальных образований 2 .

квалификации муниципальных служащих.

Несмотря на широкий спектр работ в сфере исследования статуса главы муниципального образования, детальные и комплексные исследования его роли в реализации реформы местного самоуправления в муниципальных образованиях субъектов РФ носят единичный и фрагментарный характер, что еще раз подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Методологическую основу работы составили такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также частно-научные методы познания: сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический и другие.

Структурно дипломная работа состоит из введения трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

1.1. Понятие и основы правового регулирования статуса главы

муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения .

Для характеристики деятельности главы муниципального образования значимо то, что она реализуется в границах муниципального образования. Данный признак указывает на предметный территориальный характер муниципальной деятельности. При этом в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ к муниципальным образованиям отнесены городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Вне границ муниципальных образований местное самоуправление существовать не может, так как теряет свою предметную направленность на решение вопросов местного (именно для соответствующего муниципального образования) значения.

Видовое разнообразие муниципальных образований, представленное в российском законодательстве, диктует необходимость дифференциации относящихся к их ведению вопросов местного значения 3 . Несмотря на то, что все эти вопросы связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения, они группируются и распределяются между муниципальными районами, городскими округами и поселениями (городскими и сельскими) таким образом, чтобы это в максимальной степени учитывало особенности их территориального статуса, а также роль в расселении населения и в размещении объектов производственной, жилищно-коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры.

Для организации местного самоуправления немаловажно и то, что оно осуществляется населением под свою ответственность. Ответственный характер муниципальной деятельности предполагает, что все бремя последствий за принимаемые органами и должностными лицами самоуправляющихся территорий решения и совершаемые действия в полной мере ложится непосредственно на институт местного самоуправления. При этом ответственность местного самоуправления, его органов и должностных лиц в зависимости от конкретных обстоятельств могут нести перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Вместе с тем сводить режим ответственного осуществления местного самоуправления только к негативным последствиям (санкциям), которые могут быть применены к органам и должностным лицам муниципалитета в случае нарушения ими закона, неоправданно 4 . В неменьшей степени ответственность в системе местного самоуправления может быть истолкована в позитивном ключе как осознанное, инициативное и заинтересованное участие граждан в решении вопросов местного значения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий их жизнедеятельности на соответствующей территории.

Важной чертой местного самоуправления является его реализация исключительно в рамках закона. Это означает, что вне правовой формы местное самоуправление, особенно в деятельности органов и должностных лиц муниципальной власти, существовать не может. Именно поэтому в Европейской хартии местного самоуправления провозглашается, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве и, по возможности, в Конституции государства (ст. 2). Регулирование местного самоуправления только при помощи законодательных актов исключает не основанное на законе административное вмешательство государственных исполнительных органов в осуществление муниципальной власти и полностью соответствует положению ст. 55 Конституции РФ о том, что права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Однако такой характер местного самоуправления нельзя увязывать исключительно с его муниципальной природой. Скорее, юридическая оформленность и признание местного самоуправления в качестве подзаконного и функционирующего только в пределах и на основании законов института производны от публично-правовой сущности местного самоуправления. Подзаконность в равной мере распространяет свое влияние и на муниципальные, и на государственные проявления публичной власти, что в полной мере отвечает конституционной характеристике Российской Федерации как демократического правового государства. Это, в свою очередь, предполагает безусловную связанность всей системы публичной (государственной и муниципальной) власти требованиями закона, подзаконный характер деятельности всех входящих в ее состав органов и должностных лиц. Как справедливо отмечается в литературе, хотя местное самоуправление и не является видом государственной власти, тем не менее, оно отражает все признаки, характерные для публичной власти и, соответственно, должно в своем функционировании базироваться на принципах, установленных законом 5 .

Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, которая достигается с помощью муниципальных норм (см. приложение №1). Нормы муниципального права упорядочивают и закрепляют наиболее важные общественные отношения в сфере местного самоуправления, охраняют их и способствуют развитию новых общественных отношений.

Деятельность главы муниципального образования регулируется комплексом нормативно-правовых актов, регулирующих всю сферу местного самоуправления 6 .

Конституция РФ, устанавливая основные (конституционные) принципы местного самоуправления, провозглашает его в качестве одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, которые, в свою очередь, определяют главные черты системы власти, формы правления, государственно- территориального устройства, политического режима 7 .

Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются следующие важнейшие вопросы местного самоуправления:

- организация и деятельность его органов;

- управление муниципальной собственностью;

- формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов;

- установление местных налогов и сборов;

- осуществление охраны общественного порядка 10 .

Гост

ГОСТ

Правовой статус главы муниципального образования – это нормативно определенное положение высшего должностного лица муниципальной территории, представляющее собой комплекс правомочий, обязанностей, запретов и ограничений, обеспечивающих законное, эффективное и добросовестное осуществление функций публичного управления этим должностным лицом.

Правовая регламентация статуса главы муниципального образования

Глава местного сообщества является высшим должностным лицом муниципалитета, которое наделено уставом муниципалитета в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства полномочиями по решению вопросов, имеющих значение для местного сообщества. Таким образом, специфика правовой регламентации статуса главы муниципального образования определяется тем обстоятельством, что такая правовая регламентация осуществляется:

  • на уровне федерального законодательства;
  • на уровне регионального законодательства;
  • на уровне актов местного нормотворчества, которые полно и конкретно определяют полномочия главы муниципалитета исходя из рамок, установленных федеральным и региональным законодательством.

Порядок наделения главы муниципального образования полномочиями и основания их прекращения

В соответствии с положениями федерального законодательства, устанавливающего основы организации местного самоуправления в стране, избрание главы муниципалитета осуществляется в соответствии с требованиями регионального законодательства и устава муниципалитета.

При этом федеральным законодательством предусматриваются варианты избрания главы муниципалитета на должность:

  • избрание главы муниципалитета на соответствующих выборах;
  • избрание главы муниципалитета представительным органом муниципалитета из числа членов представительного органа;
  • избрание главы муниципального образования представительным органом муниципалитета из числа кандидатов, которые отобраны конкурсной комиссией в соответствии с условиями конкурса;
  • избрание главы муниципалитета на сходе граждан в муниципальных образованиях, где представительный орган не образуется, а его полномочия реализует сход граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из предложенных вариантов избрания глава муниципалитета, соответственно, либо входит в состав представительного органа или является его членом и становится его председателем, либо возглавляет местную администрацию. В случае, когда его избирают на сходе граждан, он становится главой администрации.

При этом законом прямо предусмотрена невозможность совмещения одним лицом должностей главы муниципалитета и председателя представительного органа муниципалитета.

Федеральным законодательством предусмотрены основания прекращения полномочий главы муниципалитета, к числу которых относятся:

  • отставка по собственной инициативе;
  • удаление в отставку;
  • отрешение от должности;
  • ограничение дееспособности, признание недееспособным, безвестно отсутствующим, объявление умершим решением суда;
  • смерть;
  • признание виновным в совершении преступления;
  • выезд за пределы страны на постоянное место жительства;
  • прекращение российского или иностранного гражданства, которое в соответствии с международными договорами позволяло занимать указанную должность;
  • отзыв избравшим его населением;
  • неспособность из-за состояния здоровья реализовывать возложенные полномочия, что установлено судебным решением и др.

Характеристика полномочий главы муниципального образования

Федеральным законодательством о местном самоуправлении определяется роль главы муниципалитета в системе муниципального управления - он либо возглавляет представительный орган в качестве председателя, либо возглавляет местную администрацию.

Кроме того, в федеральном законодательстве имеются указания на следующие полномочия высшего должностного лица муниципалитета:

  • глава представляет местное сообщество в отношениях с органами муниципального управления иных муниципалитетов, в отношениях с органами публичного управления федерального и регионального уровней, а также с гражданами, организациями;
  • акты местного представительного органа подписываются и обнародуются главой муниципалитета;
  • глава издает акты нормотворчества в рамках возложенных на него полномочий;
  • глава имеет право требовать созыва внеочередного заседания местного представительного органа;
  • глава обеспечивает реализацию органами муниципального управления полномочий по решению местных вопросов и реализации отдельных государственных полномочий, которые переданы муниципалитету на основании федерального или регионального закона.

Дальнейшую конкретизацию названные полномочия получают в региональном законодательстве и уставе муниципального образования.

Так, например, к числу традиционных полномочий главы муниципалитета, возглавляющего местную администрацию, относятся:

  • обеспечение соблюдения требований устава и прав личности;
  • приобретение и осуществление от имени муниципалитета имущественных прав и обязанностей, в том числе судебная защита таких прав;
  • заключение договоров с органами публичного управления иных муниципальных образований, с гражданами и организациями;
  • направление предложений в органы государственного управления по региональному бюджету;
  • осуществление личного приема населения;
  • инициирование разработки и принятия нормативных актов представительного органа муниципального образования;
  • определение основных направлений функционирования местной администрации и др.

Ограничения и запреты в отношении главы муниципального образования

Как и всякое должностное лицо в системе публичного управления, глава муниципалитета для предотвращения злоупотреблений собственными полномочиями, гарантирования эффективного добросовестного выполнения возложенных на него полномочий обязан соблюдать запреты и ограничения, которые предусмотрены федеральным законодательством о противодействии коррупции, о контроле над расходами государственных и муниципальных должностных лиц, служащих и пр.

Читайте также: