Становление и развитие профессионального образования в советский период доклад

Обновлено: 05.07.2024

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта [7, с.126].

Изучение истории развития образования в России началось еще в XIX в.

Задачу, связанную с пониманием сущности профессионального образования, особенностей его становления и развития, можно решить, рассмотрев деятельность его субъектов в конкретной исторической ситуации. Совокупность данных подходов создает предпосылки для выявления тенденций, закономерностей, условий, направлений для изучения становления и развития профессионального образования не только по хронологическому принципу, но и по этапам этого генезиса [1, С.100].

Это позволяет выделить пять периодов становления и развития профессионального образования: первый — 1600 г. —1917 г., второй — 1917 г. —1940 г.,третий — 1941 г. — 1945 г., четвертый — 1945 г. —1970 г., пятый — 1970 г. — 1990 г.

Первый период становления и развития профессионального образования в России: 1600 г. —1917 г. Профессиональное образование зарождается, когда заметно в целом оживляется сфера умственной деятельности в России, расширяется круг хорошо образованных людей.

Профессиональное образование в XVII в. носило черты прагматичности, ориентируясь на обслуживание практических нужд русского общества и государства.

При Петре I, в начале XVIII в. в России сложилась следующая система профессионального образования: среднее образование — навигационная, инженерная и уже названные школы; высшее образование — Славяно-греко-латинская академия, Морская академия, Академический университет. Но полностью система профессионального образования еще не сложилась: не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.

Особым типом средних учебных заведений были техникумы.

Анализ видов и содержания профессионального образования России в период с XVII в. до 1917 г. дает нам основание считать, что:

- в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена в этот период создавались предпосылки для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения;

- количество профессиональных учебных заведений отставало от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства;

- нормативная документация об открытии и функционировании каждого вида учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования отсутствовала;

- продолжалось дальнейшее совершенствование организационных, методических, содержательных и других аспектов всех типов учебных заведений, а также их системы в целом;

- развивающаяся экономика России требовала дальнейшего совершенствования профессионального образования и увеличения количества выпускаемых специалистов.

Все это обусловливало крайне медленный рост профессионального образования, оказывало негативное влияние на направленность содержания, формы и методы обучения и воспитания будущих специалистов.

Второй период становления и развития профессионального образования в России: 1917 — 1940 гг. Несмотря на большое разнообразие учебных заведений профессионального образования в первые годы после революции, можно установить следующие наиболее распространенные и важные их типы: техникумы, профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества.

Анализ особенностей становления и развития профессионального образования в этот период позволяет сделать следующие выводы:

- специалисты-педагоги понимали, что образование, в том числе и профессиональное, должно быть непрерывным, однако четкой концепции системы такого образования тогда еще не было;

- при благоприятных социально-экономических условиях функционировали основные компоненты непрерывного образования, в результате общество получило значительное количество подготовленных специалистов, и каждый член общества имел определенные возможности для своего развития, как культурного, так и профессионального, но такие периоды были кратковременными.

Третий период становления и развития профессионального образования в России: 1941 —1945 гг. Военная пора породила новые, дополнительные формы учебной работы, которые были направлены на максимальную помощь студентам в освоении учебного материала. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др. В 1943 —1944 гг. в освобожденных районах страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944/45 учебному году — около 300. С 1944 г. стал возрастать выпуск специалистов вузами СССР.

Четвертый период становления и развития профессионального образования в России: 50 —70-е гг. XX в. В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений. Развитие системы школ и училищ трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны проходило под знаком борьбы за улучшение постановки учебно-воспитательной работы, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих.

Анализ становления и развития профессионального образования в рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:

- восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, крупномасштабное освоение целинных земель, новая аграрная политика — все эти события не могли не оказать существенное влияние на структуру профессионального образования и режим его функционирования;

- кадры нужны были срочно и в большом количестве, поэтому сроки обучения сокращались, больше внимания уделялось профессиональной подготовке в ущерб общеобразовательной, о преемственности (названного образования) по вертикали сознательно забывали;

- разнообразие учебных заведений системы профтехобразования сократилось;

- в целом сложились неблагоприятные условия для функционирования системы непрерывного профессионального образования; система профессионального образования была неустойчивой, часто изменялась; велись поиски оптимальных форм ее организации;

- промышленность, сельское хозяйство поднимались на более высокую ступень технического и технологического развития; старую систему подготовки кадров, уже не отвечавшую новым требованиям экономики, требовалось вновь срочно совершенствовать.

Пятый период становления и развития профессионального образования в России: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в. В этот период ставилась государственная задача — повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. Поэтому одной из ключевых проблем подготовки квалифицированных специалистов являлось прогнозирование, которое позволило бы устранять возникавшие трудности, оперативно отражать быстро изменяющиеся требования производства к личностным и профессиональным качествам специалистов.

Таким образом, содержание образования, его целевые установки на каждом этапе общественного развития отражают ведущие тенденции социально-экономического прогресса.

Профессиональное образование - ведущая опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны [8, C. 22-23].

Основные тенденции развития системы профессионального образования в РФ:

- Создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций.

- Формирование законодательной базы для организации системного партнерства, государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, решении его проблем. В том числе: мониторинг потребностей в кадровом ресурсе рынка труда, формирование соответствующего заказа учреждениям профобразования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профобразования и др.

- Разработка новой номенклатуры профессий и специальностей, а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

- Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, разработка новой типологии этих учреждений. Устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на реальном рынке труда, а также диспропорцией и дублирования в подготовке кадров. Развитие целевой контрактной подготовки в учреждениях профессионального образования.

- Переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ.

- Разработка и введение нормативного финансирования профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней.

- Стимулирование с учетом мирового опыта со учредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств. Создание условий для ресурс привлекательности системы профессионального образования.

- Обновление материально-технической базы и инфраструктуры профессионального образования, более интенсивная его информатизация.

- Разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем профессионального образования на уровне законодательных актов субъектов федерации.

- Обеспечение инновационного характера профессионального образования, в первую очередь за счет: а) интеграции сферы образования, науки и производства; б) разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; в) создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе, с их государственной поддержкой.

- Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающей все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского - и обеспечивающей решение трех основных задач: 1) преемственность всех видов и уровней этого образования, которая позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося; 2) отсутствие в профобразовании тупиковых ветвей, закрывающих пути к дальнейшему продолжению обучения; 3) возможность как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров на каждом из его уровней. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая в него и не образовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение [10, С.36].


Обстановка в социальных и политических сферах России конца ХХ века представлена острыми военными и революционными катаклизмами, которые повлекли за собой значительные изменения в системе Российского образования, в том числе и профессионального.

События Октябрьской революции положили начало новому этапу развития отечественной педагогики, теперь уже в корне отличающейся от прежних воспитательных и образовательных методик.

Многие известные ученые в 20-е годы оставили науку, однако выработка современных теоретических положений, выдвижение свежих концепций и идейный поиск оригинального содержания усиленно продолжался.

Важными фигурами в становлении нового педагогического подхода стали В.И. Ленин и А.В. Луначарский, утвердившие основополагающие принципы образовательной системы советского времени и заложившие фундамент в новое понятие воспитания:

Об этапах развития образовательной системы – низшее и среднее профессиональное образование в советский период

В 1920-е гг. прошлого столетия началось массовое создание учебных заведений с профессиональной подготовкой рабочих. Теперь не только крупнейшие промышленные и культурные центры региона, но и села, деревни, а также национальные районы могли гордиться новыми типами учебных заведений, подготавливающих представителей рабочего класса:

• ФЗУ – фабрично-заводские ученичества.

Задача школ ФЗУ состояла в 3-4 летнем обучении специальностям на заводских предприятиях всех работников подросткового возраста (от 14 до 18 лет), 2-3-летней выучке работающих по профессиям массового характера и 7-летнем образовании учеников по общим направлениям.

Такие меры по урезанию длительности обучения требовали организации для ученичеств базы общеобразовательного характера, которым и стали семилетки на фабрично-заводском производстве.

Теоретическое образование, получение в ФЗУ, позволяло каждому выпускнику приступать к работе с квалифицированным уровнем подготовки в должности подмастерья или мастера, а также развиваться в профессиональной деятельности в дальнейшем, поступив в техникум или высшее учебное заведение.

• Школы профессионально-технической подготовки.

Профессиональная подготовка кадров, трудящихся на мелкую промышленность, проходила в специализированных технических школах в течение 2-4 лет. В 20-е годы в подобных учреждениях обучали мастеров для ремонта и обслуживания сельскохозяйственного оборудования и техники на текстильных заводских предприятиях.

В начале 30-х гг. многие школы профессионально-технической подготовки были упразднены, а оставшиеся учебные заведения перепрофилированы в ФЗУ или средние технические и специальные учреждения.

• Мастерские с учебно-производственной специализацией.

Сельскохозяйственные рабочие – трактористы, комбайнеры, специалисты, обслуживающие техническое оборудование, могли приобрести квалифицированный уровень подготовки в профессиональных мастерских, которые позже были преобразованы в школы ФЗУ (совхозные ученичества и учебные заведения механизации, где срок обучения составлял от полугода до восьми месяцев).

• Учреждения нестационарного типа – профессиональные подготовительные курсы.

Специальные курсы профессиональной подготовки механизаторов к работе на машинных и тракторных участках проводились при самих станциях, в совхозах и школах колхоза для молодого поколения работников.

Система образования в предвоенные годы

Советская система образования предвоенных лет претерпевала изменения в сфере профессионального обучения в связи с подготовкой к военным действиям, потому политика государства проявляла крайнюю заинтересованность в увеличении числа представителей высококвалифицированной рабочей силы.

Так, были созданы 3 вида специализированных образовательных учреждений для выучки работников начальным профессиональным навыкам:

1. РУ – ремесленное училище, где срок обучения составлял 2 года.

2. ЖУ – железнодорожное училище, со сроком обучения также в 2 года.

3. ФЗО — фабрично-заводские школы обучения, для выпуска квалифицированных работников, обучающихся массовым профессиям в течение 6 месяцев.

Возросшая в значительной степени необходимость в качественно обученной рабочей силе в военные годы повлекла за собой увеличение числа образовательных учреждений, выпускающих кадров именно из трудового резерва.

Новая единая система образования 50-80-х гг.

Конец 50-х гг. ХХ века – это период активного развития отечественной образовательной системы в сфере начального профессионального обучения, главная задача которой заключалась в повышении общего уровня образования россиян. К 1959 году государственные трудовые резервы были преобразованы в единый образовательный профессионально-технический строй, а также учреждены 2 вида учебных заведений профессионально-технической направленности:

1. ГПТУ – городские училища, где сроки обучения составляли от 1 до 3 лет.

2. СПТУ – сельские училища со сроками обучения от 1 до 2 лет.

Профессионально-техническое образование было систематизировано и переведено на единый общеобразовательный срок выучки в 8 лет.
До 1980-х гг. все больше продолжала возрастать степень значимости учебных подготовительных заведений, выпускающих высококвалифицированных работников со уровнем образования средней школы. Из-за дефицита грамотных специалистов, требующихся для развивающихся промышленных отраслей, открывались новые техникумы.

Так, например, всего за 3 года появилось 5 техникумов при ГЭС в Новосибирске, Ангарске, Красноярске, Братске и Иркутске.

Советский Союз прочно задался целью предоставить всему населению страны доступное образование, потому для всеохватывающего повышения образовательного уровня впервые в истории было организовано заочное образование. Среди всех специальностей инженерно-технического направления именно советский образовательный строй занимал лидирующие позиции по миру.

Дошкольное

В системе дошкольного образования Советского Союза частных детских садов не существовало. Все учреждения были муниципальными (государственными) или ведомственными - принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

  • из яслей - в них воспитывались самые маленькие - от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов - они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков - комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Школьное

Ученики советской начальной школы

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй - четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки - рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным - с 1 по 4 класс;
  • неполным средним - с 5-го по 7-й;
  • средним - 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Студенты советского вуза на лекции

Вершина системы образования в Советском Союзе - комплекс высших учебных заведений, которые выпускали высококлассных и всесторонне развитых специалистов для каждой сферы народного хозяйства. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.


Содержание образования и его целевые установки на каждом этапе общественного развития отражают ведущие тенденции социально-экономического прогресса.

Зарождение профессионального образования произошло еще во времена Киевской Руси вместе с появлением такой формы профессионального обучения, как ремесленное ученичество, предполагавшее передачу профессиональных знаний в определенном виде ремесла от мастера к ученику, а позже — группе учеников. Обучение ремеслу не имеет четкой структуры профессионального учебного заведения и направлено на получение практических знаний в определенном виде ремесла.

Однако по мере развития экономики росла потребность в обучении все больших масс населения, что потребовало создания определенной методики и структуры обучения. Так появились монастырские школы, а чуть позже, в 1687 году, первое в России всесословное высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, находившаяся на совместном государственном и церковном управлении. Целью ее создания была подготовка образованных людей для нужд России, а ее выпускники годились на воинскую, медицинскую, церковную и гражданскую службы.

Однако становление профессионального образования пришлось на времена Петра I, при котором в России появились светские профессиональные учебные заведения, готовившие обучающихся к военной и гражданской службе, такие как, например, Школа математических и навигационных наук, открытая в 1701 году и выпускавшая моряков, артиллеристов, инженеров, геодезистов, учителей, архитекторов, чиновников и мастеровых, или Академия морской гвардии (1715 год), готовившая специалистов в области навигации, артиллерии, фортификации, устройства корабля, геодезистов, топографов и картографов. Появились первые медицинские — Московская госпитальная школа, открытая при военном госпитале в 1707 году, — и горнозаводские учебные заведения, которые открывались при Олонецких и Уральских заводах в период с 1716 по 1721 гг.

Кроме того, при Петре I образование стало приобретать некую системность и упорядоченность, а также появились основы для зарождения системы непрерывного профессионального образования, например, выпускники Морской академии получали воинское звание гардемарина — переходное от ученика Морской академии к унтер-офицерскому чину мичмана, — и продолжали практическое обучение на флоте. При Петре I также появилась в 1724 году первая в России высшая научная организация — Академия наук, а при ней первое в России высшее светское учебное заведение — Академический университет. Однако, в основном, профессиональное образование при Петре I было направлено на освоение какой-либо военной, технической или инженерной специальности.

Эту же линию продолжили и преемники Петра I, при которых были открыты первый сухопутный (1731 год) и морской (1752 год) кадетские корпуса, а также, в 1759 году, пажеский корпус. Однако при них началось развитие и художественных специальностей. Так, при императрице Анне Иоанновне в 1738 году была открыта первая в России танцевальная школа, обучение в которой было бесплатным и всесословным, а также духовная семинария в том же году, а при дочери Петра, Елизавете, была учреждена в 1757 году Академия художеств, которая, правда, входила в состав Императорского Московского университета, открытого при Елизавете Петровне в 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова. Это первый классический российский университет, который был основан в составе трех факультетов — философского, юридического, медицинского, — и десяти кафедр.

На времена правления Екатерины II пришелся расцвет эпохи Просвещения в России, поэтому, несмотря на то, что она частично продолжила политику в отношении профессионального образования, начатую еще Петром I, например, открывая горнозаводские училища, а также учредив в 1772 году первое в России коммерческое училище для купеческих детей, в профессиональном образовании в этот период произошли значительные перемены, поскольку впервые образование оказывалось направлено на всестороннее развитие личности. Академия художеств в 1763 году стала самостоятельным учреждением, а также появилась первая в России театральная школа (1779 год), которая дала толчок развитию российских театров.

Кроме того, при Екатерине II в 1764 году появилось первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране, — Смольный институт благородных девиц. Он обучал девушек только дворянского происхождения, для воспитанниц остальных сословий, кроме крепостных, при институте было открыто Мещанское училище (1765). Это говорит о том, что во времена правления Екатерины II профессиональное образование приобрело четкое сословное разделение, появились специальные учебные заведения для мещанского сословия, призванные отделить его от дворян.

Большой вклад в профессиональное образование внесла императрица Мария Федоровна, жена Павла I, создав Ведомство учреждений императрицы Марии, в которое еще долгое время будут входить не только благотворительные организации, но и учебные заведения, такие как Повивальный институт (1797 год), медико-хирургические академии в Москве и в Санкт-Петербурге, Воспитательные дома, положившие начало созданию педагогических учебных заведений, Санкт-Петербургское училище глухонемых, открытое в 1806 году, — не только первое в России специализированное учебное заведение для глухонемых детей, но и научно-педагогический центр по развитию коррекционной педагогики и дефектологии. Кроме того, при ней продолжает активно развиваться женское образование — в 1797–1798 гг. открываются различные институты благородных девиц в Москве и Санкт-Петербурге, которые также входят в Ведомство.

Также во времена правления Павла I предпринимаются попытки сделать образование всесословным, в связи с чем открываются учебные заведения, в которые в качестве слушателей принимают крепостных крестьян, например, Школа практического земледелия, открытая в 1797 году и являющаяся одним из первых в России сельскохозяйственных учебных заведений, и Рисовальное училище (1798 год).

Во времена правления Александра I продолжается курс, взятый его предшественниками. Кроме этого, появляется первое в России учебное заведение, открытое на частные средства, — Демидовское училище высших наук в 1803 году, первое высшее духовное образовательное учреждение — Московская Духовная Академия (1814 год), а также принимается первый в России Университетский устав (1804 год), регламентирующий создание всесословных учебных заведений. При Александре I открываются привилегированные высшие учебные заведения для детей дворянского сословия, такие как, например, Царскосельский лицей, открытый в 1811 году и ориентированный на подготовку государственных просвещенных чиновников высших рангов.

В советскую эпоху профессиональное образование становится всеобщим и доступным, начинает активно развиваться профессиональное техническое образование, призванное готовить квалифицированных рабочих и специалистов. Повсеместно появляются фабрично-заводские школы, профессионально-технические училища, техникумы, а также вузы нового образца, в которых приоритет в обучении отдается детям из рабоче-крестьянских слоев населения.

Создается единая система профессиональной подготовки рабочих и специалистов, которая включает в себя начальные, средние и высшие профессиональные образовательные учреждения, а также различные курсы профессиональной подготовки. Благодаря научно-техническому прогрессу в стране активно развивается наука и техника, открываются различные научно-исследовательские центры, в том числе и профессионально-педагогические, в вузах появляются научно-педагогические кадры.

Кроме того, разрабатываются содержание, методы и технологии профессионального образования, исходя из чего, происходит группировка профессий. Поскольку многие учебные заведения прикреплены к определенным заводам и производствам, где обучающиеся проходят производственную практику, можно говорить о зарождении таких тенденций профессионального образования, как связь теории с практикой и с производительным трудом.

Профессиональное образование в советскую эпоху характеризуется такими принципами, как общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания образования и организации обучения будущих рабочих и специалистов, планомерная массовая подготовка специалистов и научных работников всех отраслей народного хозяйства, единство научно-технического и социально-экономического прогресса, непрерывное расширение и совершенствование высшего образования, а также устремленность в будущее. Целью профессионального образования в этот период являлось обеспечение максимального роста творческих способностей человека, а также развитие способностей, необходимых для успешной трудовой деятельности в различных областях народного хозяйства.

В современном мире скорость обновления техники и технологии значительно превышает скорость смены поколений вследствие произошедшей научно-технической революции, из-за чего изменяются цели и тенденции всей системы образования. Если раньше приобретенные во время обучения знания и умения не устаревали на протяжении всей профессиональной деятельности человека, то на данном этапе общественного развития подвижность и изменчивость характера профессиональной деятельности требует от специалиста профессиональной мобильности, готовности его к смене трудовой деятельности, к постоянному повышению уровня общей и профессиональной культуры.

  1. Балязин В. Н. Неофициальная история России. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018.
  2. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, задачи. — М., 2014.
  3. Блинов В. И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Вып. 1./ В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков.— М.: ФИРО, 2018.
  4. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 2018.
  5. Забродин Д. М. История отечественного образования. — М.: 2015.
  6. Пальчук М. И. Основные этапы развития профессионального образования и направления использования исторического опыта в современных условиях. — М.: 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, профессиональное образование, время правления, заведение, первое, женское образование, Морская академия, народное хозяйство, общественное развитие, советская эпоха.

Читайте также: