Стадии управленческого цикла доклад

Обновлено: 02.07.2024

Управленческий цикл — это завершенная последовательность повторяющихся действий, направленных на достижение поставленных целей. Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется. Частота его повторения определяется конкретным типом и природой управляемой системы. В социальных системах этот цикл повторяется непрерывно. Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления.

В характеристиках управленческого процесса используются также более узкие понятия: период, имеющий хронологическое значение; действия и операции — целостные и четко обособленные части процесса; процедура — определенная регламентированная последовательность осуществления процесса.

Основные этапы управленческого цикла:

1. Сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки — диагноз.

2. Научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития объекта управления на период упреждения на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между его прошлым, настоящим и будущим — прогноз.

3. Выработка и принятие управленческого решения.

4. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели — планирование.

5. Своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения — организация.

6. Активация деятельности исполнителей — мотивация и стимулирование.

7. Получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того, насколько организация дела и результаты исполнения соответствуют принятым решениям, — учет и контроль.

8. Обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями — регулирование.

Функции управления – это определенные виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда. Функции управления носят объективный характер, поэтому их применение должно быть основано на познании принципов управления и учете конкретной обстановки. Они универсальны, т.к. характеризуют любой процесс управления.

Функции управления делятся на 2 группы: - общие (основные); - специальные.

Общие функции управления осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

1. Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Цель планирования - это определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления. Планирование устанавливает связи между существующим положением дел на предприятии и тем, которое должно быть достигнуто в будущем, что даст возможность реализовать представившиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.

Результатом выполнения функции планирования является план.

2. Функция организации – представляет собой управленческую деятельность, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей. Функция организации, по сути, состоит в формировании управляющей и управляемой подсистем субъекта хозяйствования, а также в налаживании связей между этими подсистемами. Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.

3. Мотивация процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности. Цель мотивации – побудить сотрудников к достижению целей организации, путем обеспечения их заинтересованности в результатах собственного и совместного труда.




Функция мотивации оказывает влияние на коллектив предприятия или его подразделения в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер и т.д. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством. Основные понятия теории мотивации – это потребности, мотивы, стимулы и вознаграждение. В настоящее время разработано большое количество различных теорий мотивации. Все теории мотивации делятся на две группы: - содержательные теории мотивации; - процессуальные теории мотивации. Эти теории расходятся по ряду вопросов, однако они не являются взаимоисключающими.

4. Контроль как функция управления призван обеспечить достижение целей организации путем систематического представления информации о действительном состоянии дела по выполнению плановых заданий, решений, нормативно установленных задач и предписаний, путем анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок.

Цель контроля заключается в том, чтобы предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль включает учет, анализ и регулирование. По итогам учета менеджер должен получить объективную информацию о реальном состоянии объекта управления.

Таким образом, функции управления представляют собой взаимообусловленные и взаимосвязанные составные части процесса управления, отличающиеся по своему содержанию и целям. Функции выражают рациональную форму разделения процесса управления по характеру и содержанию связанного с ними труда. Каждой функции присущ замкнутый цикл работ, объединяемых общностью их значения и выполняющих определенную роль в управлении производством. Иными словами, функции управления можно охарактеризовать как комплекс взаимосвязанных организационных воздействий субъекта управления, которые направлены на конкретный участок деятельности объекта управления и в совокупности обеспечивают достижение цели, стоящей перед системой управления.

Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия. Общие и специальные функции взаимосвязаны и образуют единую систему. Выполнение каждой специальной функции предполагает исполнение всех общих функций управления.

К специальным функциям управления предприятием относятся:

- маркетинг, данное управление призвано посредством маркетинговой дея­тельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей кли­ентов, организации и достижение целей организации;

- управление основным производством предполагает, что соответствующие служ­бы менеджмента, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрика­тов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который органи­зация предлагает внешней среде;

- управление вспомогательным производством;

- управление инновационной деятельностью;

- управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами;

- управление подготовкой производства;

- управление бухгалтерской деятельностью;

- управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации;

- управление трудом и заработной платой;

- управление качеством продукции;

- управление капитальным строительством и др.

Управленческий цикл — это завершенная последовательность повторяющихся действий, направленных на достижение поставленных целей. Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется. Частота его повторения определяется конкретным типом и природой управляемой системы. В социальных системах этот цикл повторяется непрерывно. Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления.

В характеристиках управленческого процесса используются также более узкие понятия: период, имеющий хронологическое значение; действия и операции — целостные и четко обособленные части процесса; процедура — определенная регламентированная последовательность осуществления процесса.

Основные этапы управленческого цикла:

1. Сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки — диагноз.

2. Научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития объекта управления на период упреждения на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между его прошлым, настоящим и будущим — прогноз.

3. Выработка и принятие управленческого решения.

4. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели — планирование.

5. Своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения — организация.

6. Активация деятельности исполнителей — мотивация и стимулирование.

7. Получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того, насколько организация дела и результаты исполнения соответствуют принятым решениям, — учет и контроль.

8. Обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями — регулирование.

Функции управления – это определенные виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда. Функции управления носят объективный характер, поэтому их применение должно быть основано на познании принципов управления и учете конкретной обстановки. Они универсальны, т.к. характеризуют любой процесс управления.

Функции управления делятся на 2 группы: - общие (основные); - специальные.

Общие функции управления осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

1. Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Цель планирования - это определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления. Планирование устанавливает связи между существующим положением дел на предприятии и тем, которое должно быть достигнуто в будущем, что даст возможность реализовать представившиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.

Результатом выполнения функции планирования является план.

2. Функция организации – представляет собой управленческую деятельность, которая заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей. Функция организации, по сути, состоит в формировании управляющей и управляемой подсистем субъекта хозяйствования, а также в налаживании связей между этими подсистемами. Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.

3. Мотивация процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности. Цель мотивации – побудить сотрудников к достижению целей организации, путем обеспечения их заинтересованности в результатах собственного и совместного труда.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив предприятия или его подразделения в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер и т.д. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством. Основные понятия теории мотивации – это потребности, мотивы, стимулы и вознаграждение. В настоящее время разработано большое количество различных теорий мотивации. Все теории мотивации делятся на две группы: - содержательные теории мотивации; - процессуальные теории мотивации. Эти теории расходятся по ряду вопросов, однако они не являются взаимоисключающими.

4. Контроль как функция управления призван обеспечить достижение целей организации путем систематического представления информации о действительном состоянии дела по выполнению плановых заданий, решений, нормативно установленных задач и предписаний, путем анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок.

Цель контроля заключается в том, чтобы предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль включает учет, анализ и регулирование. По итогам учета менеджер должен получить объективную информацию о реальном состоянии объекта управления.

Таким образом, функции управления представляют собой взаимообусловленные и взаимосвязанные составные части процесса управления, отличающиеся по своему содержанию и целям. Функции выражают рациональную форму разделения процесса управления по характеру и содержанию связанного с ними труда. Каждой функции присущ замкнутый цикл работ, объединяемых общностью их значения и выполняющих определенную роль в управлении производством. Иными словами, функции управления можно охарактеризовать как комплекс взаимосвязанных организационных воздействий субъекта управления, которые направлены на конкретный участок деятельности объекта управления и в совокупности обеспечивают достижение цели, стоящей перед системой управления.

Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия. Общие и специальные функции взаимосвязаны и образуют единую систему. Выполнение каждой специальной функции предполагает исполнение всех общих функций управления.

К специальным функциям управления предприятием относятся:

- маркетинг, данное управление призвано посредством маркетинговой дея­тельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей кли­ентов, организации и достижение целей организации;

- управление основным производством предполагает, что соответствующие служ­бы менеджмента, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрика­тов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который органи­зация предлагает внешней среде;

- управление вспомогательным производством;

- управление инновационной деятельностью;

- управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами;

- управление подготовкой производства;

- управление бухгалтерской деятельностью;

- управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации;

Гост

ГОСТ

Сущность управленческого цикла

Управленческий цикл представляет собой завершенную последовательность повторяющихся действий, которые направлены на достижение определенных целей.

Вся деятельность в сфере управления состоит из циклов, для которых характерны соответствующие стадии. Управленческий цикл - повторяющаяся совокупность последовательно производимых управленческих этапов, по мере и в процессе осуществления которых субъект управления может достичь желаемых результатов.

Каждая стадия характеризуется конкретными формами и методами решения в сфере задач управления. На начало каждого цикла управленческой деятельности происходит постановка определенных задач, определение целей и в завершение происходит решение данных задач и достижение целей.

Далее на основании анализа и критических оценок достигнутого результата необходимо поставить новые задачи и цели, таким образом, начинается следующий управленческий цикл.

На практике осуществления управленческой деятельности все стадии управленческого цикла находятся в неразрывной связи, одна перетекает в другую, определяя при этом ее содержание. Помимо этого, происходит решение различных задач, а значит, реализация нескольких циклов. По этой причине разделение управленческой деятельности на циклы и стадии условно, благодаря ему обеспечивается более глубокое и четкое представление о самой управленческой деятельности.

Начало управленческого цикла связано с постановки задач или проблем, а окончание должно быть связано с достижением определенного результата. После этого цикл управления может повториться, а частота этого повторения может быть определена конкретным типом и природой управляемой системы. В некоторых социальных системах этот цикл может повторяться непрерывно.

Циклическая реализация процесса управления дает возможность установки т фиксации характерных черт, общих зависимостей, единых закономерностей процессов и обеспечить при этом их рациональное использование и планирование.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные этапы управленческого цикла

При осуществлении этапов управленческого цикла осуществляются следующие действия:

  • Постановка диагноза путем сбора и обработки информации, анализа, уяснения и оценки обстановки,
  • Прогноз в процессе научно-обоснованного предсказания самого вероятного состояния, тенденции и особенности развития объекта управления на время упреждения на основании выявления и точной оценки устойчивой связи и зависимости в прошлом, настоящем и будущем,
  • Выработка и принятие самого управленческого решения.
  • Планирование в процессе разработки системы мероприятий, которые будут направлены на достижение соответствующих целей,
  • Организация, путем своевременного доведения до исполнителей поставленных задач, подбор и расстановка сил, мобилизация участников,
  • Мотивация и стимулирование, как активация деятельности исполнителей управленческого решения,
  • Учет и контроль, путем получения, обработки, анализа и систематизации сведений о процессе реализации заданий, проверка правильности и достигнутых результатов,
  • Регулирование, то есть обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всех систем управления посредством установки текущих оптимальных связей отдельных исполнителей.

С помощью строго последовательного расположения стадий можно увидеть зависимость качества системы управления от каждого конкретного звена и реализуемых им функций. Если начинается очередной этап цикла управления, то это не значит, что предыдущий закончился.

Работа с информацией происходит в течение всего управленческого цикла, корректировка плана осуществляется в процессе его выполнения и др.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 15 05 2017

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Управленческий процесс – это организация всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Исходя их этого определения, управление не может быть отделено от его объекта, а характер функций управленческого цикла зависит от специфики производственного или торгового процесса.

основные управленческие циклы

Общие и специальные функции управления

В процессе организации хозяйственной деятельности компании реализуется два вида функций: относящиеся к общим (которые могут касаться всех систем) или характерные только для данной системы.

Общие функции касаются тех сфер, которые на разных предприятиях организованы сходным образом, например, контроль доставки почты, уборки офисных помещений, ремонта офисной техники. Специфические функции присущи управленческому процессу на конкретном предприятии (поиск специалистов для программирования роботов-упаковщиков или ремонта конвейерной ленты).

Управленческий цикл организации

В целом управление компанией предусматривает осуществление таких задач:

  • Разработка перспективных и текущих планов.
  • Организация и регулирование производственной (торговой, консалтинговой или другой) деятельности.
  • Мотивирование и координация персонала.
  • Контролирование и учет результатов производственного процесса.

Эти группы функций составляют этапы управленческого цикла, который выражается в планировании, организации, мотивации и контроле.

цикл управленческих решений

Циклом менеджмента его называют потому, что эта последовательность управленческих действий характеризуется непрерывностью. Она имеет начало, затем должна повторяться в течение определенного периода времени (неделя, декада, месяц, квартал, год).

Значение планирования в разрезе деятельности предприятия

Эту функцию по праву называют наиболее важной во всем процессе управления. Ее выполнение обеспечивает пропорциональные объемы производства, бесперебойную работу различных подразделений, а также рациональное использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Актуальное и грамотное планирование необходимо для организации правильного хода производства, то есть для динамического равновесия внутреннепроизводственных процессов.

управление управленческий цикл

Фактически, планированием можно назвать постановку целей и определение путей для их достижения.

Виды планирования: стратегическое

Разработка планов, как первая из стадий управленческого цикла, предшествует всем остальным. Для каждого уровня организации характерен конкретный вид планирования.

На высшем уровне разрабатывают стратегические планы. В сфере производства стратегией называют оптимальную совокупность правил и приемов, способствующих реализации миссии, а также достижению общих и частных целей компании. Главной задачей стратегического планирования становится определение основного курса, то есть стиля поведения компании в занятой рыночной нише.

Определение путей для обхода кризисных ситуаций или для занятия новых позиций на рынке также включает в себя такое управление. Управленческий цикл, этапом которого выступает стратегическое планирование, как правило, довольно продолжителен. Обычно разработка глобальных планов происходит раз в один, три или пять лет.

Что такое тактическое и оперативное планирование

На среднем и низшем уровнях управления разрабатывают соответственно тактические и оперативные планы.

Тактическим планированием называют определение промежуточных целей, призванных обеспечить осуществление стратегических задач. Этот тип деятельности входит в управленческий цикл менеджеров среднего звена.

Результат оперативного планирования – это те цели, которые разрабатывают управленцы непосредственно на местах выполнения. В их обязанности входит постановка ежедневных задач (краткосрочная тактика).

управленческий цикл

Описанные типы планирования представляют собой общую систему - генеральный или общий план (бизнес-план работы предприятия). Планирование – единственный способ снизить уровень рыночных рисков и неопределенности.

Принципы планирования

Исходя из того, что весь управленческий цикл зиждется на планировании, оно должно осуществляться с позиций:

  • Комплексности. Это значит, что в процессе должны быть учтены все значимые события и ситуации.
  • Точности. Построение актуальных и реальных планов становится возможным при использовании всех доступных средств, тактик, процедур и методов прогнозирования, которые предоставляет современная техника.
  • Непрерывности (взаимосвязь перспективного и текущего планирования).
  • Гибкости (иногда для достижения приоритетных целей необходимо отказаться от балласта).
  • Экономичности. Соблюдение пропорциональности расходов на планирование с получаемым в результате выигрышем позволяет избежать неоправданно высоких издержек.

 управленческий цикл организации

Принцип целостности, объединяющий процесс разработки перспективных и текущих планов, считается главным условием, необходимым для непрерывности производственного процесса, бесперебойной работы предприятия и стабильности его хозяйственных контактов.

Стадия организации

Осуществление этой функции становится возможным благодаря формированию организационной структуры на предприятии. Для успешного воплощения запланированных мероприятий менеджеры определяют ответственных лиц и назначают исполнителей на конкретные задания. Кроме того, в их обязанности входит забота о том, чтобы на протяжении всего технологического процесса не было недостатка в ресурсах (обеспечение оборудованием, финансами, рабочей силой).

Несколько слов о мотивации

Неотъемлемым компонентом каждого успешного предприятия становится заинтересованность персонала в выполнении своих трудовых функций. Побуждение сотрудников к активной деятельности, их вовлечение в совместное достижение корпоративных целей, а также поиск путей для качественного повышения их работоспособности называется мотивацией.

стадий управленческого цикла

К средствам материальных поощрений относятся премии, бонусы и льготы, дополнительные выплаты и подарки.

Поощрения морального характера – это похвала, публичное выражение благодарности, размещение фотографии на доске почета и другие.

Контроль – завершающая стадия управленческого цикла

После того как были предприняты действия по достижению целей, их результат должен быть измерен, оценен и сопоставлен с плановыми показателями.

этапы управленческого цикла

Суть контроля, которым заканчивается управленческий цикл, в том, чтобы проанализировать данные и откорректировать дальнейшие указания.

В практике менеджмента различают контроль трех видов:

  • Предварительный.
  • Текущий.
  • Заключительный.

Изменение принятых ранее решений и внесение корректировок в алгоритмы, инструкции и правила становятся началом нового управленческого цикла. Ведь необходимо заново спланировать деятельность с учетом новых параметров, распределить задания и проследить за их выполнением. Результат нового цикла также в обязательном порядке подвергается изучению и анализу.

Длительность цикла менеджмента

Основные управленческие циклы характеризуются протеканием в пространстве и времени. Длительность их может составлять от нескольких минут до месяцев, местом применения становятся группы, бригады исполнителей и сама компания.

Поэтому можно говорить о двух видах измерения цикла управления:

Хороший менеджер заинтересован в том, чтобы максимально сократить время, затраченное на каждый цикл. При детальном рассмотрении можно увидеть, что на длительность управленческого процесса оказывает влияние скорость выполнения основных действий: сбор, передача и обработка информационных данных, цикл управленческих решений (выработка и принятие), а также организация исполнения.

Экономия временных ресурсов возможна при упрощении организационных и документальных процедур, использовании технических средств в процессе выполнения ряда процедур, а также при сокращении времени, предназначенного для отдельных операций.

Читайте также: