Средства информационного обеспечения водителя доклад

Обновлено: 19.05.2024

Аннотация. Статья посвящена вопросам объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения. Автор описывает технологию восприятия информации водителем-оператором в процессе управления механическим транспортным средством.

Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения

Аннотация.Статья посвящена вопросамобъективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения. Автор описывает технологию восприятия информации водителемоператором в процессе управления механическим транспортным средством.Ключевые слова:безопасность дорожного движения, информация, информационное обеспечение.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

В процессе дорожного движения основными источниками информации для водителяоператора транспортного средства, пешехода, пассажира являются дорога, придорожное пространство, технические средства и все окружающие предметы, находящиеся в движении, либо неподвижные несут в себе элемент информации о местоположении, габаритах, цветовом фоне. Информационный массив, созданный для определенных целей, реализуется по определенным законам, изменяясь в зависимости от пользователя (участника дорожного движения).

Ссылки на источники1.Дагель П.С. Неосторожность. Уголовноправовые и криминологические проблемы. –М., 1977. –144 с.2.Политехнический словарь / гл. ред. акад. А. Ю. Ишлинский. –М., 1980. –197 с.3.Там же.4.Игнатов Л. Н. Информационное обеспечение регионального управления в сфере дорожного движения // Комплексное решение территориальных проблемдорожного движения. –М., 1983.–С. 61–68.5.Совершенствование деятельности по расследованию дорожнотранспортных преступлений: материалы Всерос.науч.практ.конф.в режиме видеоконференции (г.Тюмень,6 сентября 2012 г.–Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. –116 с.6.Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог на участках дорожнотранспортных происшествия (дорожных условий), влияющих на безопасность дорожного движения: метод.пособие для экспертов, следователей и судей. –М.: ВНИИСЭ, 1990. –156 с.

Основные информационные системы автомобиля

По сбору и отражению сведений информационные системы автомобиля можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние системы контролируют объективные показатели скорости, оборотов двигателя, состояния ответственных узлов машины. Для получения таких сведений используются приборы автомобиля и бортовой компьютер.

Приборная доска

Первым прибором, который появился на приборной доске автомобиля стали часы. Следом за хронометром (с 1901 г.) на щитке приборов начали монтировать спидометр, измеряющий скорость. Кстати, одна из первых моделей прибора была изобретена и запатентована Николой Тесла (1916 г.). Особое значение комбинация хронометра и одометра приобрела с введением ограничений на скорость автомобильного движения.

первые спидометры

Одни из первых спидометров в музее Toyota

Следом за спидометром автоконструкторы оснастили приборную доску тахометром (изобретен в 1903 г., измеряет количество оборотов двигателя), приборами для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя, уровня горючего в топливном баке. Этот набор циферблатов традиционно используется и на современных приборных щитках.

Со временем на гоночных и элитных автомобилях стали устанавливать ряд дополнительных циферблатов, информирующих водителя о включении дальнего и ближнего света, расходе топлива, запасе хода. Пользоваться таким количеством циферблатов вряд ли было удобно обычному водителю.

С развитием электроники вся второстепенная информация перекочевала на дисплей бортового компьютера. Но традиционные круглые шкалы основного набора приборов привычны, удобны при быстром взгляде. Владельцы автомобилей с трудом принимают новшества в виде прямоугольных шкал и цифровых шрифтов электронных приборов.

Тем не менее, на приборном щитке прижились удобные подсвечиваемые значки разряда аккумулятора, работы указателей поворотов, включения габаритов, ближнего и дальнего света, индикация систем активной безопасности.

Функции бортового компьютера

Торговое выделение универсальных компьютеров, которые можно установить на отечественную машину, носит рекламный характер. Дополнительно установленный гаджет заведомо проигрывает стационарному борткомпьютеру по набору функций.

бортовой компьютер

Современный бортовой компьютер

  • скорости (реальной и средней);
  • времени в пути;
  • доступном расстоянии пробега при существующем запасе топлива;
  • потреблении топлива (среднем или в реальный момент времени);
  • температуре наружного воздуха.

В зависимости от количества датчиков, установленных автопроизводителем, функции сканирования борткомпьютера позволяют контролировать и архивировать коды ошибок и неисправности:

  • ЭБУ двигателя;
  • систем управления форсунками, впрыском;
  • блоков управления автоматическими трансмиссиями;
  • электронных ассистентов (ABS, ESP);
  • аккумуляторной батареи и бортового электропитания;
  • тормозной системы (через датчики износа тормозных колодок).

Мультимедийный карпьютер, связанный с интернетом, способен заменить целый ряд отдельных приборов:

  • тюнеры радио, ТВ;
  • музыкальный проигрыватель, не ограниченный форматом, накопителем дисков;
  • GPS-навигатор;
  • ноутбук или планшет с функциями приема электронной почты, поиском информации в Интернете, подключением компактных электронных носителей информации;
  • мобильный телефон;
  • радиостанцию, обеспечивающую постоянную радиосвязь с несколькими автомобильными или стационарными рациями.

компьютер автомобиля Tesla

Огромный дисплей совмещенного компьютера Tesla

На дорогие иномарки, как правило, устанавливают оба вида компьютеров (бортовой и мультимедийный). Автоконструкторы начали объединять две компьютерные системы в единое целое. Но ряд экспертов возражает против такого подхода, так как сбой одного из компонентов может полностью лишить автомобиль всех источников информации.

Стандартные источники внешней информации

Так как компьютеризация удорожает себестоимость автомобиля, бюджетные отечественные машины и недорогие иномарки используют стандартный набор мультимедиа, состоящий из автомагнитолы (с ресивером радио, проигрывателем CD или DVD – дисков) и акустической системы с несколькими динамиками.

Автомагнитолы, как многофункциональные устройства, пришли на смену автомобильным радиоприемникам, которые много лет были единственным источником внешней новостной и музыкальной информации для пассажиров машины в движении.

Расширенные функции современной автомагнитолы позволяют:

  • управлять гаджетом с помощью кнопок на руле;
  • подключать внешние накопители через порты AUX, USB;
  • использовать несколько форматов воспроизведения музыки;
  • подключать мобильный телефон или смартфон через адаптер Bluetooth;
  • выводить на дисплей показания навигации, задней видеокамеры.

стандартное мультимедиа

Стандартное мультимедиа автомобиля

Функции недорогой автомагнитолы можно расширить установкой дополнительных устройств — навигаторов, видеорегистраторов с определителем радаров, CD-чейнджеров.

Контроль за дорожной обстановкой и парковкой

Простые задние парктроники, определяющие расстояние до препятствия с помощью радара или ультразвукового сонара, в пользовании неудобны, требуют привыкания. На дисплее прибора расстояние до преграды определяется по цифровым показателям или интенсивности световых индикаторов. Невозможно определить точное расположение столба, стены, запаркованной машины.

система кругового обзора автомобиля

Система кругового обзора

Как правило, показатели всех камер выводятся на отдельный дисплей, разделенный на четыре секции. В движении видеокамеры подключаются к видеорегистратору, на стоянке систему кругового обзора можно подключить к охранной сигнализации.

Контроль водителем дорожной обстановки ухудшается ночью, при плохой видимости, ограничен конусом ближнего или дальнего света. При ночном движении водителя слепят фары попутных (через салонное зеркало) и встречных машин.

Для ликвидации этих несовершенств человеческого зрения предназначены системы ночного видения, при плохой видимости распознающие дорожные препятствия, машины с выключенным светом, пешеходов и животных, выбегающих на дорогу.

система ночного видения автомобиля

Работа системы ночного видения автомобиля

Из существующих приборов (активных и пассивных) для дальнейшей разработки более перспективны активные системы, построенные на использовании инфракрасных излучателей, вмонтированных в головное освещение.

Принимающая видеокамера с тепловизором передает серое изображение автомагистрали (с подсвеченным желтым контуром помехи) на отдельный дисплей. В других моделях систем ночного видения изображение тепловизора передается на экран навигатора или проецируется на лобовое стекло автомобиля (при появлении помехи).

В статье рассказывается:

Как происходит информирование участников дорожного движения? Существует несколько видов информационного обеспечения и средств донесения информации до водителей. Дорожные знаки, светофоры, разметка, инструктажи и даже навигационные системы.

Информация может различаться в зависимости от применяемого метода. Это могут быть сведения об интенсивности движения, правилах проезда перекрестков, приоритетах движения и т. д. Из нашего материала вы узнаете, в каких ситуациях и как применяются различные способы информирования участников дорожного движения.

Типы информационного обеспечения участников дорожного движения

Типы информационного обеспечения участников дорожного движения

Типы информационного обеспечения участников дорожного движения

Главными на дороге являются водители. Именно они управляют системой дорожного движения, постоянно определяя правильное направление и оптимальную скорость.

Когда водители своевременно и в полном объеме проинформированы об изменениях условий и режимов движения, их действия на дороге более слаженны и точны. При этом, чрезмерное информирование может ухудшить внимание участников дорожного движения.

Есть несколько классификаций в определении подхода описания информации, используемой в системе дорожного информирования. Целесообразнее выделять три группы – дорожная, внедорожная и информация на рабочем месте водителя.

Дорожная включает в себя все, что доносится не только до водителей, но и до пеших участников движения с помощью светофорных объектов, дорожных знаков, разметок, ограждений, в том числе и барьерного типа, сигнальных столбиков и других устройств. Все это технические средства организации дорожного движения (ТСОДД).

Информация на рабочем месте может быть как визуальной, так и звуковой, которая доводится до водителей разными автоматическими датчиками, помогающими контролировать режим движения. Это скорость в потоке движения, дистанция. Большой популярностью пользуются навигационные системы на основе бортовых компьютеров, данных от спутника.

Как работают умные светофоры: преимущества и недостатки технологии

С помощью бортовых навигационных систем водители легко ориентируются в том, как добраться до назначенного пункта коротким путем, или с наименьшими затратами, например, связанными с расходом топлива или движению по платным магистралям. Подсказки выводятся на дисплей устройства, и могут быть в виде изображения, или звуковыми

Бортовые навигационные системы по исполнению делятся на два типа:

  • картографические – выводят на большой дисплей карту с указанием местоположения и трассы маршрута;
  • маршрутные − показывают водителю маршрут в соответствии с тем, где находятся другие транспортные средства. Похожи на стандартные магнитолы с небольшим дисплеем.

По типу действия подразделяются на:

  • пассивные – указывают и отслеживают маршрут по данным цифровой карты, которая записана в память бортового компьютера или на лазерный диск;
  • управляемые – способны изменять маршрут при помощи информации, которая поступает от систем управления дорожным движением.

Управляемые бортовые навигационные системы более перспективные, так как предотвращают попадание водителей в пробки. Однако для их использования нужна развитая инфраструктура управления движением с телематическими системами.

Маршрутное ориентирование – это система информирования участников дорожного движения, которая позволяет водителям беспрепятственно проезжать отрезки дороги со сложными транспортными развязками, минимизировать ошибки при выборе направления следования. Кроме этого – быстро ориентироваться на перегруженных участках.

Маршрутное ориентирование в равной степени нужно как автолюбителям, так и машинам скорой помощи, пожарной охраны, аварийным службам, такси и другим, так как его наличие позволяют всем участникам дорожного движения четко и слаженно передвигаться

Если водитель, выполняя ту или иную транспортную задачу, допускает ошибку в ориентировании, он теряет не только время, но и несет финансовые потери из-за увеличения расхода топлива.

Могут возникать опасные ситуации на дороге, когда водитель вынужден внезапно останавливаться, чтобы узнать о том, как проехать к нужному объекту. Или, кода ему приходится совершать маневры с нарушением правил для быстрого выезда на нужное направление.

3 основных средства информирования участников дорожного движения

Управляя транспортным средством, водитель обращает внимание не только на других участников движения, но и на дорогу. Важными источниками информации служат дорожные знаки, светофорные объекты и разметка. Именно эти средства организации дорожного движения позволяют быстро ориентироваться, двигаться с допустимой скоростью.

1. Знаки

Знаки

Информирование участников дорожного движения происходит посредством дорожных знаков. Это самое распространённое средство организации дорожного движения. Они позволяют водителям любых транспортных средств быстро реагировать на изменения в направлении следования, предупреждают об опасных участках дороги, помогают определиться со скоростным режимом.

Дорожные знаки должны хорошо просматриваться, как днем, так и в темное время суток, поэтому располагаются так, чтобы водитель их четко видел.

Знаки регулируют скоростной режим и предписывают маршруты. По сути – это их главная задача. Чаще всего установленный знак несет неизменную информацию. Существуют так называемые многопозиционные дорожные знаки с разной информацией. Они устанавливаются там, где условия движения или поток автомобилей могут меняться. К примеру, в местах с определенным скоростным режимом в разное время суток.

2. Светофорные объекты

Светофорные объекты

С их помощью происходит информирование о том, можно ли продолжать движение, или оно запрещено, например, на перекрестках. Предупреждают о пешеходном переходе. Основные типы светофоров, используемые на дорогах – это транспортные, которые регулируют потоки пешеходов и автомобилей; пешеходные – регулируют только пешеходные потоки; для велосипедистов.

Сигналы светофорных объектов могут быть в форме круга, в виде человечка, велосипеда, стрелок, икс-образные.

Объекты с сигналами круглой формы могут иметь дополнительные элементы с изображением зеленых стрелок (стрелки), располагаемых рядом с круглым сигналом зеленого цвета.

Круглые маячки светофорных объектов обозначают следующее:

  • зеленый – разрешает движение;
  • зеленый мигающий – двигаться разрешено, однако скоро сигнал сменится на запрещающий (иногда на светофорных объектах размещаются электронные табло, с помощью которых происходит информирование участников дорожного движения о времени до смены сигнала);
  • желтый – движение запрещено, однако водителю, который не может завершить маневр без резкого торможения, разрешается проезжать на этот свет;
  • желтый мигающий – движение разрешено, сигнализирует о перекрестке или пешеходном переходе, которые не регулируются, в целом говорит о возможной опасности;
  • красный и красный мигающий – следует остановиться.

Красный с желтым вместе говорят о том, что двигаться нельзя, и что скоро загорится зеленый.

Сигналы светофорных объектов в форме стрелок указывают водителям на то, что движение допустимо только в этом направлении. Стрелка, позволяющая повернуть налево, разрешает и развернуться, если рядом нет знака, запрещающего это действие.

Информирование участников дорожного движения происходит также посредством реверсивных полос, которые используются там, где есть необходимость передвижения поп одной полосе, но в разных направлениях, например, в определенное время суток.

К примеру, до 18.00 по реверсивной полосе транспортные средства движутся по направлению к центру города, а после 18.00 – обратно. Регулирование движения по этой полосе происходит при помощи специального светофора.

Двигаясь по реверсивной полосе, водителю нужно вести автомобиль так, чтобы, когда происходит выезд с пересекающихся дорог, транспортное средство продолжило движение по крайней правой полосе. Перестроиться можно только тогда, когда водитель может быть уверен, что ехать в этом направлении можно и по другим полосам

На особо опасных участках дорог (например, перед железнодорожными переездами, разводными мостами) устанавливаются светофорные объекты с двумя маячками, размещенными горизонтально друг к другу. Они поочередно мигают красным светом, запрещая тем самым движение.

3. Дорожная разметка

Дорожная разметка

Разметка включает в себя различные предупреждающие слова и линии. Размещаются они не только на проезжей части, но и на ограждениях, и других конструкциях, расположенных на дороге. Разметкой обозначают полосы и границы проезжей части, участки, на которых разрешено останавливаться и парковаться. Ею определяются места автобусных остановок и пешеходных переходов. Кроме этого, с помощью разметки водитель понимает, в каком направлении ему двигаться по полосе. Существует горизонтальная и вертикальная разметки.

К горизонтальной относятся очерченные линии, стрелки, различные надписи, которые необходимы для соблюдения определённых режимов и правил движения транспортных средств.

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Информирование водителей об аварийной обстановке. Движение без соблюдения правил, неверные действия зачастую приводят к авариям с участием других автомобилей, ранениям, материальном ущербу и гибели людей. Чтобы водитель мог избежать неприятных ситуаций на дороге, очень важно, чтобы он использовал уже наработанный опыт. Для этого должно происходить полное информирование участников дорожного движения о следующем:

  • часто совершаемые происшествия, причины их возникновения;
  • места в регионе, где ДТП происходят чаще, опасные участки дороги, сложные условия работы на маршруте;
  • нарушения ПДД, иные действия, представляющие опасность.

Платные дороги или бесплатные: где удобнее и дешевле

Сразу после совершения того или иного происшествия, а также ежеквартально, данная информация доводится до сведения водителей на занятиях, в личных беседах. Для наглядности используются плакаты, блок-схемы, буклеты, информационные листовки.

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Оперативное информирование водителей об условия движения на маршруте перевозок происходит в виде инструктажей и содержит следующие сведения:

  • информация об условиях движения и наличия опасных участков дороги;
  • погодные условия;
  • режимы передвижения, время, отведенное на отдых и прием пищи;
  • порядок стоянки, охраны транспорта;
  • места пунктов мед и техпомощи, посты ГИБДД, диспетчерские пункты, автовокзалы и автостанции, места большого скопления людей;
  • изменения в порядке перевозки пассажиров и грузов, проезда ж/д переездов и путепроводов;
  • правила перевозки детей;
  • как обеспечить безопасность движения и использование транспортного средства при определённых погодных и дорожных условиях;
  • правила перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
  • изменения в нормативно-правовых документах, регламентирующих работу водителей на маршрутах.

Целью инструктирования является повышение уровня дорожно-транспортной дисциплины у водителей. Ответственный за информацию, содержащуюся в инструктаже – начальник службы безопасности движения организации, или другое лицо, исполняющее эти обязанности по приказу руководителя.

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Все необходимые отметки о том, что водитель прошел тот или иной инструктаж, делаются в специальном журнале или индивидуальной карте служащего, где он оставляет свою подпись.

Один из вариантов информирования водителей автобусов о порядке движения на конкретном маршруте – это обеспечение его схемой непосредственно перед началом работы, на которой отмечены опасные участки дороги и расписание движения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Шатковский Агротехнический техникум

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Составитель: Вечканов Анатолий Николаевич

В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы преподавателя по внедрению в учебный процесс ИКТ в свете требований ФГОС НПО. Представленные материалы могут быть использованы преподавателями спецдисциплин при подготовке водителей автотранспортных средств.

Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе.

Сегодня учреждения начального профессионального образования вышли на уровень, когда компьютерная грамотность обучающегося и преподавателя должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать дополнительную информацию из различных источников. Эта потребность продиктована временем.

По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий. Задача преподавателя организовать работу обучающихся так, чтобы они захотели взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть их к получению знаний. В настоящее время у большинства обучающихся не наблюдается особого интереса к чтению дополнительной литературы, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроках с использования компьютера и мультимедийного оборудования обучающиеся приобщаются к усидчивости, развиваются все виды памяти. Компьютер приучает к самообучению, повышает интерес к учебному материалу.

В процессе обучения широко используется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Восприятие предмета или действия является для человека первоначальным и наиболее простым актом познания и служит основой для создания точных представлений об изучаемых предметах и процессах. Применение наглядности в процессе преподавания специальных предметов, по сравнению с общеобразовательными, имеет определенные особенности, связанные со спецификой их содержания и методикой обучения. При изучении технических предметов на первый план выступают конкретное устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие деталей, процессы, происходящие внутри систем автомобиля.

Возможности компьютерного оборудования по многим показателям имеют значительные преимущества:

не загромождает помещение;

у преподавателя появляется возможность демонстрации материала по темам в нужной последовательности, не затрачивая много времени;

размер изображения на экране значительно больше, чем на плакате;

возможность внесения изменений в учебный материал без больших затрат;

высокое качество и наглядность изображений.

Компьютер совмещает в себе возможности разнообразных средств наглядности, средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и множество других функций.

При обучении правилам и основам безопасного движения одними из важнейших задач являются:

развитие зрительной памяти;

развитие логического мышления;

умение оперативно решать задачи в различных дорожных ситуациях.

Поэтому от того, какие знания и навыки получат кандидаты в водители на теоретических занятиях будет зависеть их дальнейшая практическая деятельность при управлении автомобилем. Достижению поставленных задач во многом способствует современное компьютерное оборудование.

Рис.7 Рис.8

В условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным. Обратная связь обучающихся с преподавателем более систематичной и продуктивной. При помощи компьютеров, которыми оборудованы рабочие места учащихся, можно оперативно определить степень усвоения любой темы или всего курса в целом. В случае необходимости учащиеся могут самостоятельно корректировать свои знания, используя режим обучения в программе компьютера. В отдельных случаях, при разборе дорожных ситуаций, используется демонстрация фрагментов через телевизор для коллективного обсуждения и анализа дорожной обстановки.

знать общее устройство и принцип работы различных систем и механизмов автомобиля, их конструктивные особенности;

грамотно и наиболее эффективно использовать технические возможности автомобиля;

проводить техническое обслуживание автомобиля, не требующего специального оборудования;

поддерживать технически исправное состояние автомобиля;

своевременно выявлять неисправности и принимать меры по их устранению.

Для осуществления этих задач кабинет оснащен необходимым оборудованием, в том числе мультимедийными средствами обучения.

Например, при изучении устройства двигателя используются принципиальные схемы, изображения, которые имеют достаточные размеры и наглядность, позволяют понять и усвоить основы теории двигателя, изучить конструкцию механизмов. (Рис.13-17)

Рис.16 Рис.17

При изучении принципа работы систем и механизмов автомобиля большое значение имеет демонстрация происходящих процессов в движении. Большая роль при этом отводится использованию видеофрагментов и видеофильмов, которые позволяют более полно и качественно усвоить материал.

Развитие технологий в современном автомобилестроении зачастую делает невозможным ремонт автомобиля в собственном гараже, поскольку требует наличия сложного и дорогого оборудования, а также высокой квалификации персонала по обслуживанию и ремонту автомобиля.

В настоящее время достаточно широко развита сеть станций и автосервисов, которые облегчают водителям проблему ремонта и обслуживания автомобиля.

Как показала практика, этот приём значительно разнообразит процесс обучения, повышает качество знаний обучающихся и их мотивацию к обучению.

Применение в учебном процессе мультимедийного оборудования и компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся и получить навыки самоконтроля. Значимую роль при этом играет развитие зрительной памяти, логического мышления, умение оперативно решать задачи, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности на дорогах, грамотной эксплуатации и обслуживанию транспортных средств.

Электронные учебные пособия делают процесс обучения более наглядным, могут успешно заменить соответствующие плакаты, стенды, макеты и тому подобное.

Не смотря на компьютеризацию учебного процесса, не следует забывать, что длительное пребывание за компьютером может негативно отразиться на здоровье ученика. Поэтому, при проведении занятий используются и элементы традиционных форм обучения (беседа, рассказ, работа с учебником и другие). Использование в комплексе различных методов и средств обучения позволяет достигать необходимого качества знаний, разностороннего развития обучающихся, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, предусмотренных стандартом по профессии.

Список использованной литературы

1.Бегенина Л.Ю. Интерактивная доска как средство организации фронтальной работы. Информатика и образование. 2009. № 7

2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М. Академия. 2007

4.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям. М. Академия. 2004

Деятельность специалистов в настоящее время ориентирована на использование развитых информационных технологий. Организация и реализация функций специалистов на предприятиях и в организациях требует радикального изменения как самой технологии, так и технических средств обработки информации. Информационные технологии все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений. В этих условиях наиболее важно ориентировать современные информационные технологии на конечного пользователя-специалиста. Разработать рациональные организационные формы использования средств вычислительной техники на рабочих местах в организациях, учреждениях и на предприятиях.

При этом любая форма организации технических и программных средств должна строиться в соответствии с принципами, представленными на рис. 4.1.

  1. Принцип системности предполагает, что организационная форма использования вычислительной техники является системой, структура которой определяется ее функциональным назначением.
  2. Принцип гибкости (открытости) означает приспосабливаемость системы к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации всех элементов.
  3. Принцип устойчивости заключается в том, что система организации вычислительной техники должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы - быстро восстанавливаема.
  4. Принцип эффективности организационной формы использования вычислительной техники на предприятиях предполагает улучшение экономических показателей управляемого объекта, которое достигается за счет повышения качества управления.

Тенденция к усилению децентрализации управления и решения функциональных задач на местах специалистов влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствования автоматизированных рабочих мест ( АРМ ) специалистов с использованием соответствующего пользовательского интерфейса. При этом кроме автоматизации конкретных функций специалиста важна и организация электронного офиса, который позволяет автоматизировать офисную деятельность и организовать информационную связь между специалистами.

4.1. Автоматизированное рабочее место

В современных информационных технологиях широко используются автоматизированные рабочие места ( АРМ ). Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значения отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения задач и функций управления. На практике для каждой группы работников управления такие функции регламентируются должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др.

Создание АРМ обеспечивает:

  • доступ к современной электронной технике небольших предприятий, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации;
  • простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;
  • компактность размещения, высокую надежность, сравнительно простое техническое обслуживание и невысокие требования к условиям эксплуатации;
  • информационно-справочное обслуживание пользователя;
  • развитый диалог с пользователем и предоставление ему сервисных услуг;
  • максимальное использование ресурсов системы;
  • возможность ведения локальных и распределенных баз данных;
  • наличие документации по эксплуатации и сопровождению;
  • совместимость с другими системами.

Автоматизированные рабочие места можно классифицировать по нескольким признакам, представленным на рис. 4.2.

По технической базе, на основе которой строится АРМ , выделяют следующие виды автоматизированных рабочих мест:

АРМ, построенные на базе больших универсальных ЭВМ. Они обеспечивают специалистам организационно-экономического управления возможность работать с большими базами данных при технической и программной поддержке, осуществляемой силами профессионалов в области вычислительной техники - работников собственного информационно-вычислительного средства.

  • необходимость иметь в организации специальное подразделение по техническому и программному обеспечению вычислительных средств;
  • недостаточная гибкость программных средств;
  • жесткие требования технических средств к операционной системе;
  • высокая стоимость машинных ресурсов;

слабая ориентация вычислительной системы на пользователя-непрограммиста и др.

АРМ, построенные на базе малых ЭВМ. Они несколько снижают стоимостные затраты на организацию и эксплуатацию АРМ, но сохраняют большинство недостатков, присущих АРМ, построенным на базе больших ЭВМ.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров. Это наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места в современных информационных технологиях. В этом случае АРМ рассматривается как система, в которой пользователь сам непосредственно выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

  • сравнительно низкая стоимость;
  • невысокая потребляемая мощность;
  • относительная простота обслуживания;
  • использование простых языков общения с ПК;
  • возможность подключения к ЛВС (локальной вычислительной сети) и к широкомасштабной вычислительной сети;
  • возможность пользования информационными ресурсами из АБД;
  • повышение оперативности и качества информации;
  • освобождение персонала от рутинных работ;
  • сокращение численности служащих и т. д.

По специализации можно выделить следующие виды автоматизированных рабочих мест:

  • АРМ руководителя предназначено для выполнения функций оперативного управления и функций принятия решений. Автоматизированное рабочее место руководителя позволяет:
    • принимать решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;
    • получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе;
    • обеспечить руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;

    обеспечить оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т. д.

    • работа с персональными базами данных и базами данных организации;
    • обеспечение коммуникационного диалога с дополнительными источниками информации;
    • моделирование анализируемых процессов с учетом накопленного опыта;

    многофункциональность и гибкость системы.

    • ввод информации;
    • ведение картотек и архивов;
    • обработка входящей и исходящей документации;
    • контроль ежедневного личного плана руководителя и т. д.

    Функционирование любого типа АРМ требует различных видов обеспечения, представленных на рис. 4.3.

    1. Техническое обеспечение АРМ - это обоснованный выбор комплекса технических средств для оснащения рабочего места специалиста.

    Основу технического обеспечения АРМ составляют персональные компьютеры различных мощностей и типов с широким набором периферийных устройств.

    Если ПК используется в качестве АРМ небольшой ЛВС , на котором централизованно хранится вся информация , необходимая для работы специалиста, объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы при этом определяется не быстродействием ПК, а скоростью диалога пользователя и компьютера. В данном случае вполне приемлемо использование ПК с относительно невысоким быстродействием и необходимым объемом оперативной памяти.

    В случае, если ПК используется для регулярной подготовки объемных документов, решения сложных функциональных задач, требующих большой информационной поддержки, необходима установка мощных ПК с высоким быстродействием и большим объемом памяти.

    2. Информационное обеспечение АРМ - это информационные базы данных , используемые на рабочем месте пользователя.

    Информационная база АРМ должна удовлетворять следующим требованиям:

    • представлять полную, достоверную и своевременную информацию для решения профессиональных задач пользователя с минимальными затратами на ее получение, накопление, поиск, обработку и передачу;
    • способствовать осуществлению диалога пользователя с ПК, предусмотрев для этого необходимые средства и методы;
    • сохранять адекватность содержания внешней (документной) и внутренней (на магнитных носителях прямого доступа) форм хранения информации в разрезе тех объектов, с которыми работает исполнитель;
    • обеспечивать простоту доступа к любой информации, защиту от несанкционированного доступа к тем или иным данным и высокую производительность в работе с данными;
    • информационная база должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

    АРМ для разных категорий работников отличаются видами предоставления данных (для руководителей, управленцев среднего звена, специалистов нижнего звена):

    Пользователи АРМ могут быть разделены на две группы в зависимости от периода получения данных:

    В связи с этим для пользователей АРМ первой группы обеспечивается интерактивный режим работы с информационными базами, для пользователей второй группы он необязателен.

    3. Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих и производственных процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. д.). Техническая документация по математическому обеспечению содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения.

    Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса программных средств, в связи с чем его качество должно быть высоким и оно непременно должно согласовываться с потенциальным пользователем АРМ .

    4. Программное обеспечение АРМ определяет его интеллектуальные возможности, профессиональную направленность, широту и полноту осуществления функций, возможности применения различных технических устройств (блоков). Программное обеспечение АРМ должно выполнять следующие функции, представленные на рис. 4.4.

    Программное обеспечение АРМ делится на два вида:

    Основные элементы общего программного обеспечения обычно поставляются вместе с персональной ЭВМ. К ним относятся:

    • операционные системы и операционные оболочки;
    • программные средства ведения баз данных;
    • программные средства организации диалога;
    • программы, расширяющие возможности операционных систем.

    Главное предназначение этой части программного обеспечения - управление работой процессора, организация интерфейса между пользователем и ПЭВМ, организация доступа к памяти, периферийным устройствам и сети, управление файлами, запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения, трансляция и выполнение программ, подготовленных на алгоритмических языках.

    Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ и определяет вид, содержание и конкретную специализацию АРМ . Специальное программное обеспечение создается на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение конкретного класса задач со схожими функционально-технологическими особенностями обработки информации. Основными приложениями пакетов прикладных программ, входящих в состав специального программного обеспечения АРМ , являются обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, машинная и деловая графика , организация человекомашинного диалога, поддержка коммуникаций и работа в сетях.

    Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например, табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.

    Классификация программного обеспечения АРМ представлена на рис. 4.5.

    5. Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ необходимы для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и аппаратной части ПК.

    Основу языков лингвистического обеспечения АРМ составляют заранее определяемые термины, а также описания способов, с помощью которых могут устанавливаться новые термины, заменяться или дополняться существующие. Возможности языка во многом определяют также списки правил, на основе которых пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие реализации информационной потребности. Например, в одних АРМ данные и конструкции представляются в виде таблиц, в других - в виде операторов специального вида.

    6. Технологическое обеспечение АРМ представляет собой некоторую четко установленную совокупность проектных решений, определяющих последовательность операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя.

    Технологическое обеспечение АРМ должно предусматривать выполнение следующих операций:

    7. Организационное обеспечение включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании ПЭВМ или терминала на их рабочем месте. При этом возникает необходимость:

    • определить функции и задачи каждого специалиста;
    • регламентировать взаимодействие работников;
    • обеспечить персонал инструктивными материалами на всех технологических операциях автоматизированной обработки информации.

    8. Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ , демонстрационные и рекламные примеры.

    9. Эргономическое обеспечение АРМ представляет собой комплекс мероприятий, выполнение которых должно создавать максимально комфортные условия для использования АРМ специалистами, быстрейшего освоения технологии и качественной работы на АРМ . Комфортные условия предполагают выбор специальной мебели для размещения технической базы АРМ , организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

    10. Правовое обеспечение АРМ включает систему нормативно-правовых документов, которые должны четко определять права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ , а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т. д.

    Читайте также: