Средневековая живопись 6 класс доклад

Обновлено: 13.05.2024

Презентация на тему: " Живопись Средних веков. Что такое живопись? Живопись один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены." — Транскрипт:

1 Живопись Средних веков

2 Что такое живопись? Живопись один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Как и другие виды искусства, живопись форма отражения реального мира, средство познания жизни и общественного воспитания.

3 Средневековье часто называют темным и мрачным. Этому способствовали религиозные войны, деяния инквизиции, неразвитая медицина. Однако Средние века оставили немало памятников культуры, достойных восхищения потомков. С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Основное выражение он получил в архитектуре.

4 Средневековые храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более разнообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей фресок. Фреска (от итал. fresco, буквально свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.

5 На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Но с приходом XIII столетия началось стремительное развитие европейской цивилизации, открывшее перед художниками новые перспективы. Дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками, имевшими собственные мастерские.

7 Массивные стены из камня и громадные оконные проемы, сквозь декоративные стекла которых пробивался солнечный свет, оживляя изображения ликов святых и библейские сюжеты. Восхищая внешней красотой, витражи способны создавать яркое эмоциональное настроение, вызывая немой восторг, почтение и трепет. Установленные в католических соборах, витражные окна усиливали религиозный настрой молящихся. Готический стиль ВИТРАЖИ – картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами.

8 Живопись Средневековья Европы медленно приобретала глубину. Немалую роль в этом процессе сыграло желание передать реальность в картине со всеми ее объемами. Потихоньку, годами оттачивая свое мастерство, художники обучались изображать перспективу, придавать телам и предметам сходство с оригиналом. В XV века, живопись обогатилась новым стилем, оказавшим впоследствии огромное влияние на все изобразительное искусство. Во Фландрии были изобретены масляные краски. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими.

10 В Европе первые шпалеры появились в XIIXIII вв. в Германии. Они не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков. В ранних шпалерах фон был гладким, изображение простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. В XIV веке возникают шпалеры на исторические сюжеты.

12 В Средние века не существовало живописи как таковой, она была неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства. Долгое время художник воспринимался как ремесленник, такая профессия не уважалась. Но эти обстоятельства не мешали развитию живописи, мастерство живописцев росло. Живопись Средних веков позволила развиваться многим видам искусств более позднего времени, которые продолжали веяния и основывались на достижениях средневековья. Заключение

Искусство средневековья, особенно в странах Западной Европы (впрочем, как и всей Европы в целом) характеризуется своей тесной связью с религией, аскетизмом, а также близостью к народному творчеству. Следует также сказать, что язычество все же наложило свой отпечаток на устои того времени – по сравнению с искусством Древнего Мира, средневековое является более разносторонним и многогранным.

Большинство творцов того времени по большей части были ориентированы на изображение идеального устройства мира, и не стремились освещать в своих работах какие – либо реалии того времени, мировоззрение было теологическим. Следовательно, основной упор делался на приобщение неграмотных к церкви, а плоды искусства в той или иной степени пропагандировали набожный взгляд на мир.

К слову, монументальность архитектуры тех времен просматривается как в истории европейских стран, так и во всех остальных, даже мусульманских – разница религий никак не влияет на общие культурные тенденции. Также в творчестве того времени преобладает поэтичность и всеобъемлющее видение мира, активно развивается живопись: пейзаж, портрет, натюрморт и тому подобные жанры.

Что касаемо музыки, она также развивалась довольно быстрыми темпами. Церковные песнопения положили начало тем канонам, которые впоследствии использовались в классической музыке, а, следовательно, их отголоски бывают слышны и сейчас – поскольку современники так или иначе зависимы от классиков, точнее идут проложенной ими тропой.

Огромного внимания заслуживает поистине красивое восхваление имени Господа в псалмах, хоралах, в частности особо славится григорианское пение.

В целом, средневековье во многом дало толчок для последующего развития культур разных стран, хоть взгляд на мир и был несколько однобоким. Так, что мы обязаны этому времени не только за рыцарский романтизм, но и за возникновение многих течений, что нашли отражение и в современном искусстве.

Доклад №2

Искусство во все времена в развитии не останавливалось ни на миг. Даже в Средние века, несмотря на постоянные войны, творцы того времени создавали, изучали и исследовали духовный мир. Средневековое искусство – это эра, продолжительностью приблизительно в X столетий. Началом развития принято считать 476 год, кода пала Римская империя. Феодализм в средние века прошел три этапа: возникновение, укрепление и спада. Дух той эпохи это перемещение населения, появление новых государств, укрепление связей с Европой, в особенности культурных и торговых, развитие наук, различные изобретения. Образование парламента, конституции. Ученые ищут ответ на вопрос человек – это царь природы или слуга Господа. Развитие искусства в средние века можно изучать с нескольких ракурсов.

Музыкальные произведения.

Музыка играла на пирах и свадебных торжествах, карнавалах, народных гуляниях. Из обыкновенных бубнов, флейт, рожков , менестрели того времени виртуозно извлекали чудесные звуки. Музыкальные произведения так же предназначались той или иной категории граждан. Гистрионы – странствующие музыканты. В тавернах они исполняли для простого люда, в замках и дворцах, если им позволяли, воспевали славные походы рыцарей и правителей. Инструменты были самые разнообразные. Это арфа, скрипка, ребек (тоже разновидность скрипки), гусли, виола, шарманка. Духовые инструменты: труба, дудка, волынка. Ударные – барабан, бубен, тарелка. Флейта выглядела довольно оригинально. Она состояла из нескольких трубочек, связанных вместе, трубочки были сделаны из разного материала: одна из камыша, другая из тростника, трубочки были разной длины, поэтому издавали разное звучание.

Литература.

Книги в средневековье переписывали и украшали иллюстрациями монахи. Из телячьей кожи, либо из кожи ягненка делали пергамент и писали на нем, так как бумага была большой редкостью. Ученые, поэты, которые странствовали по миру, вносили значительный вклад в литературу того времени, обогащая знаниями письма. Книги в средние века считались настоящим богатством. Их можно было оставить в залог и получить немалые деньги.

Живопись.

Художников среднего века можно отнести к ремесленникам, таким как каменщик или плотник. На каждую фреску, картину был свой заказчик. В основном расписывали церковные алтари, молельни. При создании скульптурных композиций мастера во много раз увеличивали размеры человека для придания наглядности и значимости композиции. Витражное искусство применялось при создании библейских сюжетов. Портреты не писали совсем, так как считали , что человек недостоин того, чтобы быть изображенным.

Зодчество запада основывалось на том, чтобы четкие силуэты и постройки по форме своей сливались с уже существующим ландшафтом. Основным стройматериалом был камень. Материал природный – отлично сочетался с деревьями, кустарниками, землей. Основной частью была башня.

Архитектура

В Х-Х|| века появился Романский стиль. Главными сооружениями того времени были замок для феодала, либо храм. Для защиты от набегов замки больше напоминали крепость. Возводились всегда на возвышенности, непременными атрибутами были тяжелые массивные ворота, ров окружал замок.

Готический стиль по своему величию не уступал Романскому. Возник он во Франции и был на пике популярности с X|| по XV| века. Собор в готическом стиле – это арки, заостренные кверху. А витражные окна практически вытесняют стены.

Культура средневековья была фундаментом для развития современной культуры. На основе открытий тех времен и сейчас базируются многие понятия в строительстве, живописи, архитектуре.

6 класс по истории

Средневековое искусство

Средневековое искусство

Город Орск был построен как крепость для защиты земель казахов, присоединившихся к Российской империи, боясь набегов на них кочевников. Со временем город становился всё более популярным,

Широколиственные леса получили такое название из-за крупных листьев. Они простираются в умеренной климатической зоне Земли. Такие леса произрастают в большинстве стран Западной и Восточной Европы, в Северной Америке,

Пасха - это самый яркий и очень интересный праздник не только для детей, но и для взрослых. Многие люди знают, что именно в этот день воскрес Иисус Христос. Многие традиции и само празднование этого дня утратило свое действие в современном мире.

Средневековое искусство охватывает период приблизительно с 1180 по 1420 годы.


Средневековые художники постепенно стали отходить от жестких правил и каноничности романской живописи в сторону реалистичного представления мира, желания создавать эффект объема в картинах.


Господствующим стилем этого времени была готика. Это был переходный период для изобразительного искусства и скульптуры, в течение которого произошли изменения в идеологии и культуре. Готический стиль был главным образом проиллюстрирован архитектурой и скульптурой, а также широко распространенным созданием рукописей с иллюстрациями.


Большая реалистичность скульптурным изображениям придавалась благодаря использованию сложной драпировки в композиционных решениях.


Фигуры людей в готической скульптуре больше не были похожи на кукол, а их позы стали более естественными.


Элегантная и утонченная манера живописи развивалась, в основном, благодаря достижениям итальянских мастеров. Их техника характеризовалась использованием плавных линий, сложных контуров тела, мягкого выражения лиц изображаемых людей. Это стремление, в конечном итоге, привело к возникновению искусства эпохи Возрождения.


Искусство этого периода, хотя и было разнообразно по стилю, характеризуется несколькими общими тенденциями. В это время большинство художественных работ имело религиозное назначение, поэтому христианское искусство было доминирующим направлением. Многие картины, диптихи, триптихи и скульптуры средневековья разрабатывались для церковных алтарей и с учетом конкретных особенностей храмовых интерьеров.


Важным элементом создания религиозных образов была дополнительная декорация произведений искусства. Элементы полотен могли быть созданы из золота или других драгоценных материалов.


Художественные изменения во время Средневековья были вызваны быстро меняющимися социальными условиями. Развитие торговля привело к тому, что богатые горожане и торговцы могли приобретать себе произведения искусства. К началу XV века многие бюргеры имели коллекции картин.


Городские власти поддерживали изобразительное искусство, поручая известным мастерам создание запрестольных образов для алтарей и церквей.В отличие от художников более позднего времени, мастера Средневековья принадлежали к цеху ремесленников, что определяло анонимность созданных ими произведений искусства. Поэтому история искусства Средневековья сохранила немного имен живописцев, скульпторов и архитекторов эпохи.


Романские художники
Средневековое искусство возникло как часть масштабной программы строительства, организованной властями христианской церкви. Таким образом, большинство романских художников были скульпторами и другими мастерами, занятыми в строительстве ранних европейских соборов.


Готические и до ренессансные художники
Как и в раннюю романскую эпоху, большая часть готического искусства была связана со строительством соборов. Таким образом, большинство готических художников были скульпторами, художниками по витражам, мозаиками и другими мастерами, занятыми в строительстве. Только в Италии художники фресок и панно смогли продемонстрировать свои истинные способности.


1.Никола Пизано (c.1206-1278) — рассматривается как ключевой основатель итальянской скульптуры.
2.Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (1240-1302) — писал знаменитый фресковый цикл в церкви Святого Франческо в Ассизи.
3.Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310) -известный готической скульптурой гробниц.
4.Джованни Пизано (ок. 1250-1314) — итальянский скульптор и архитектор; создал мраморный алтарь в Ареццо.
5.Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319) — ведущий художник из Сиены; написал алтарь маэсты для сиенского собора.



Джотто ди Бондоне (1267-1337) — считается величайшим художником фресок до эпохи Возрождения.
Симоне Мартини (1285-1344) — итальянский готический художник из Сиенской школы.
Жан Пьюсель (c.1290-1334) — французский книжный художник и миниатюрист, известный часами Жанны д’Эврё.
Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290–1339) — скульптурная святыня святого мученика в Милане.
Андреа Пизано (1295-1348) — изготовил первый комплект бронзовых дверей для флорентийского баптистерия.
Филиппо Календио (до 1315-1355) — скульптор и художник, ответственный за дворец Дожей 14 века в Венеции.
Амброджо Лоренцетти (активный в 1319-48) — итальянский готический художник, член Сиенской школы.



Пьетро Лоренцетти (работал в 1320-45) — итальянский художник Сиенской школы под влиянием Джотто.
Андре Бонево (c.1335-1400) — официальный скульптор короля Франции Карла V и герцога Жана де Берри.
Клаус Слютер (c.1340-1406) — фламандский скульптор, руководитель дижонской школы.
Мельхиор Брёдерлам (c.1350-1411) — фламандский художник, работающий на Филиппа Смелого, известен Алтарем Дижона.
Лоренцо Монако (1370-1425) — живописец и монах, работающий во Флоренции; интернациональный готический стиль.
Мазолино (1383-1440) — ювелир и художник, сотрудничавший с Масаччо на фресках часовни Бранкаччи.
Братья Лимбург (1390-1416) — фламандские книжные художники, рукописные иллюминации, см. Великолепный часослов герцога Беррийского.

Пизанелло (Антонио Пизано) (c.1394-1455) — художник из Вероны, медалист, портретист, работал в готическом стиле.
Сассетта (Стефано ди Джованни) (c.1395-1450) — международный готический художник, Сиенская школа, известен алтарем Святого Франциска.
Жан Фуке (1420-81) — ведущий французский художник 15 века; придворный художник Карла VII и Людовика XI.


Русские средневековые иконописцы
Восточно-православное христианское искусство сильно зависело от византийских форм, таких как религиозные иконы, обычно выполненные темперой на деревянных панелях. Также использовались фрески и мозаика.

Феофан Грек (ок. 1340-1410) — византийский художник, основатель новгородской и московской школ иконописи.



Андрей Рублев (c.1360-1430) — самый известный русский иконописец, особенно прославившийся иконой Святой Троицы.



Дионисий (Дионисий Мудрый) (ок. 1440-1502) — иконописец, известный своими иконами для Иосифо-Волоколамского монастыря.

Искусство Средневековья: особенности и тенденции

Средневековье представляет собой период с пятого по семнадцатый век . Сам термин возник в Италии; считалось, что время это являлось культурным упадком, Средние века постоянно сравнивали с Античностью – и сравнение было не в пользу первых.

художники средневековья

Особенностей искусства Средневековья несколько, и все они тесно связаны с господствовавшими в то время в обществе устоями и традициями. Так, сильны были церковь и религиозные догмы – именно поэтому религия стала чем-то обыденным для тогдашней культуры. Помимо этого, характерными чертами ее являлись аскетизм, отказ от античных традиций и при этом приверженность к старине, внимание к внутреннему миру человека и его духовности.

Развитое Средневековье, напротив, концентрировалось на прикладном искусстве – в моде были ковры, литье, книжные миниатюры.

В эпоху п озднего Средневековья стали господствовать романский и готический стили, в частности, преобладали они в архитектуре, которая и являлась основным видом искусства в данный период.

Вообще же, общепринятой считается следующая периодизация искусства Средневековья: кельтское, раннехристианское, искусство периода переселения народов, византийское, дороманское , романское искусство и готическое. Далее более подробно остановимся на жанрах, стилях, приемах и сюжетах средневековой живописи. Вспомним и знаменитых мастеров.

Живопись эпохи Средневековья

В разные периоды Средневековья на первый план выступали разные виды искусства – то скульптура, то архитектура. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. С течением времени и под влиянием изменений в обществе менялась и она, вследствие чего картины становились более реалистичными, а у художников появлялись новые приемы , темы и перспективы для творчества. Так, например , несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья . На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.

живопись средневековья

Иконопись

Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье . Эти картины, вернее, иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Характерной особенностью иконописи стала деформация туловища – это делалось для того, чтобы оказать большее эмоциональное впечатление на зрителей.

Византийское искусство

Говоря о культуре Средневековья, нельзя не сказать хотя бы пары слов о живописи в Византии в Средние века. Это было единственное место, где оставались верны старым добрым традициям эллинистического искусства. Византийская культура ухитрялась гармонично соединять зрелищность и спиритуализм ( " дух превыше тела " ), который пришел к ней с Востока. Под влиянием Византии впоследствии формировались и культуры многих других стран – в частности, России.

Зато византийцы очень трепетно следовали одному из правил средневековой живописи – все фигуры, которые присутствовали на их полотнах , для большей наглядности изображены отнюдь не в реальных размерах и с нарушением пропорций: то с очень крупной головой и огромными глазами, то с удлиненной шеей и вытянутым туловищем, то с отсутствием конечностей и так далее . Характерно, что с натуры художники не писали. Среди преобладающих сюжетов в византийской живописи можно выделить распятую на кресте фигуру – символ страданий, фигуру женщины с раскинутыми руками – символ матери, фигуру с нимбом – символ святости, фигуру ангела с крыльями – символ чистоты и непорочности.

Стили

средневековая живопись

Очень популярным в то время было создание миниатюр, которое берет начало во Франции. Оно отличается появлением новых реалистичных деталей – например, различных животных, насекомых или птиц. Плавные легкие линии, мягкость в изображении черт лица – все это характерно для искусства того периода.

Приемы

живопись в византии в средние века

Роль фресковой живописи и иконописи в Средневековье, как уже говорилось, была достаточно велика. И еще в период процветания романского стиля у мастеров появился новый прием – они попробовали накладывать краски поверх не высохшей еще штукатурки. Требовалось работать очень быстро, однако фрески и иконы, написанные таким образом, долгое время оставались неповрежденными и выглядели очень ярко.

Чуть позже стали разрабатывать и перспективу – под влиянием возникшей необходимости реальной передачи вещей и объемов . В течение долгих лет мастера обучались этой технике, которая более-менее сложилась к эпохе господства готического стиля.

Сюжеты

Как уже не раз упоминалось, основной тематикой живописи Средневековья была религия. Часто изображались Рождество Христово, Мадонна с младенцем Христом, распятие Христа. Помимо этого, пользовались популярностью мрачные сюжеты о грядущей каре человечества, наступающем Апокалипсисе, фантастические мотивы.

Итальянцы

Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Она была простой, тяжелой и очень прочной. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Она сильно отличалась от византийской – во многом благодаря стараниям известного мастера Джотто ди Бондоне . Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив абсолютно новый способ изображения пространства. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Люди, изображенные Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми – до него такого никому не удавалось.

искусство средневековья

После пятнадцатого века итальянская живопись Средневековья переживает настоящий расцвет. Появились такие знаменитые мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти и многие другие.

Фресковая живопись

Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы.

Фламандцы

Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием , оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Речь идет об изобретении масляных красок. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой живописцы пользовались до этого. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах – цвета играли совершенно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, абсолютно затмевали все прежние достижения.

Доподлинно неизвестно, кто именно является изобретателем масляных красок. Зачастую их возникновение приписывают, пожалуй, самому знаменитому мастеру фламандской школы – Яну ван Эйку. Хотя еще до него достаточной популярностью пользовался Робер Кампен , который, собственно, и считается основоположником фламандской живописи. Тем не менее именно благодаря ван Эйку масляные краски получили столь глобальное распространение по всей Европе.

Выдающиеся художники

Живопись Средневековья подарила миру множество замечательных имен . Уже упомянут выше Ян ван Эйк - прекрасный портретист, чьи работы отличаются от прочих интересной игрой света и тени. Характерной особенностью его полотен являются тщательно прописанные самые мелкие детали. Еще один фламандец, Рогир ван дер Вейден , не был так внимателен к мелочам, однако он выписывал очень четкие контуры и акцентировал внимание на красочных, ярких оттенках.

роль фресковой живописи и иконописи в средневековье

Среди итальянских мастеров, помимо указанных выше, стоит отметить Дуччо и Чимабуэ , основоположников реализма, и Джованни Беллини. Также большой след в искусстве оставили испанец Эль Греко , нидерландец Иероним Босх , немец Альбрехт Дюрер и другие.

Интересные факты

живопись средневековья картины

Живопись Средневековья, как и вся культура этого периода, представляет собой уникальный пласт, который можно исследовать веками. Кроме того, это поистине шедевральное наследие, сберечь которое для потомков – наша прямая обязанность.

Читайте также: