Средневековая москва легенды и факты доклад

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность исследования. Сейчас средневековая Москва представляется как место пребывания патриархов и царей, бояр и князей, умелых мастеров и торговых купцов, подвижников и святых. В Средние века Москва была мозаичной, очень разнообразной и пестрой. Порой она распадалась на множество частей, однако при всем при том оставалась неповторимой и единой.

Первое упоминание о Москве, которое мы находим в Ипатьевской летописи, относится к 1147 году. Именно этот год принято считать датой основания Москвы, однако археологами было доказано, что на месте исторического центра города задолго до 1147 года существовало укрепленное поселение славян.

Цель исследования – изучить быт и нравы Средневековой Москвы.

  1. Дать краткую характеристику эпохи.
  2. Изучить особенности московской торговли и ремесел.
  3. Рассмотреть быт и традиции Москвы.
  4. Изучить особенности просвещения средневековой Москвы.

Исследованию была и нравов города в разное время было посвящено множество книг. Среди них можно назвать работу кандидата исторических наук Шокарева С. Ю. Повседневная жизнь средневековой Москвы. Из его книги можно узнать, как выглядели Красная площадь, Покровка, Ильинка, Никольская, Варварка, как работали, жили далекие предки. В энциклопедии

Аверьянова К.А. История московских районов читатель сможет найти интересующие его подробности по истории каждого административного округа, каждого района столицы, наглядно представить себе древнюю географию современной Москвы. Книга Бочарова Г.Н. Царское место Ивана Грозного в Московском Успенском соборе посвящена памятникам русской архитектуры и монументального искусства в частности московским. На эти и другие исследования мы опиралисьв нашей работе.

Глава 1. Краткая характеристика эпохи

Для XVI века в целом был характерен демографический и хозяйственный подъем, который был выражен в увеличении на денежном рынке общей массы драгоценных металлов, приросте населения, увеличении продуктивности сельского хозяйства, расширении объемов внешней торговли, росте промышленности. Следствием этого было улучшение условий жизни населения. [1]

В истории России эта эпоха также стала значимым переломным моментом. В это время завершается процесс становления единого государства, перешагнувшего рамки Великого княжества Московского. Территория страны увеличилась в шесть раз, с 2-3 млн. человек до 7 млн. возросло общее количество народонаселения. [2]

В XVI веке и первой половине XVII века основным занятием трудового населения России являлось сельское хозяйство. Существенная роль при этом была отведена скотоводству. В числе промыслов, имеющих тесную связь с крестьянским хозяйством, большую роль играли рыболовство, бортничество и охота. Солеваренная промышленность являлась отдельным промыслом, требовавшим довольно высокого уровня развития техники.

В России в XVI веке и первой половине XVII века шло развитие многих ремесел: цветная и черная металлургия, деревообработка, производство механизмов, машин, средств передвижения, кожевенное, текстильное, стекольное и гончарное производства, художественные и химические промыслы, строительство, обработка кости, ювелирное дело. Во второй половине XVI века стали делать первые шаги в освоении производства бумаги, начали печатать первые книги. [3]

За свою богатую событиями историю Москва обросла неисчерпаемым количеством мифов и легенд. Многие связаны со зданиями, имеющими историческое значение или местами, прославившимися в народе своей таинственностью.

1. Кремль

Легенда гласит, что библиотека из 800 книг, принадлежавшая Ивану Грозному, таинственно исчезла.

В неё входили уникальные произведения литераторов Древней Греции и Древнего Рима. Они представляли большую ценность.

Существует предположение, что они хранятся в засекреченных тайных помещениях Кремля.

2. МГУ

Много загадок таит в себе Московский государственный университет. Один из мифов утверждает, что почва на Воробьёвых горах неустойчивая, что вызвало во время строительства здания необходимость укрепить фундамент с помощью жидкого азота, установив холодильники глубоко под сооружением.

Если верить легенде, сооружение держится за счёт этих установок, без них МГУ просто рухнет или погрузится в реку.Есть предположение, что по проекту на главном корпусе здания МГУ должна была возвышаться статуя Сталина, вылитая из золота. Её уже изготовили и положили на хранение в подвальное помещение. Из-за смерти вождя статую не успели установить, поэтому сейчас она спрятана в секретной подземной комнате.Есть ещё миф, что под наземной частью здания находятся ещё 34 этажа.

Легенда об учёном-конструкторе повествует, что якобы он, работая на строительстве здания МГУ, создал летательный аппарат, чтобы совершить побег. Это ему удалось, но впоследствии его поймали. Он был возвращён и приговорён к расстрелу.

3. Большой театр

После смерти, как гласит легенда, призрак Василия видят там, где возникает пожар. Он помогает людям, попавшим в беду.

4. Тверская улица

5. Российская государственная библиотека

Если верить обывателям, дух Николая Рубакина обитает в залах Российской государственной библиотеки. По его завещанию, коллекцию книг после его кончины передали в фонд библиотеки.

Теперь он покровительствует посетителям, приходит на помощь тем, кто не может сориентироваться в массе изданий, облегчает поиск.

6. Дом Игумнова

В доме русского промышленника Николая Игумнова на Большой Якиманке происходили таинственные события. В последствии возникла легенда о возлюбленной хозяина дома, которую он убил за измену. Жильцы особняка утверждали, что в доме живёт призрак женщины в белом одеянии.

Другая легенда связана с золотыми монетами. Якобы Игумнов монетами с изображением царя покрыл пол в помещении, куда приходили посетители и поневоле топтались по царскому профилю. Этот поступок осудили придворные, и вынудили Игумнова выехать из города.

7. Президиум РАН

Судя по поверью, Российская академия наук построена на месте могильника для скота.

Некоторые утверждают, что здание, на которое наложено проклятие, постепенно погружается в Москва-реку.

8. Церковь Всех Святых на Кулишках

Такое обозначение связывают с церковью Всех Святых, располагающейся на территории Славянской площади. До того как на этой территории построили храм, здесь был луг, простирающийся между берегами рек Яузы и Москва-реки.

Такие пространства у берегов рек в древности называли кулигами. На этой территории якобы обитал чёрт, звали его Игнашкой.

Он препятствовал службе в церкви, прихожане замечали во время молитвы странные явления, то иконы выпадали, то возникали необъяснимые свечения, раздавались громкие стуки. Связывали это с проделками чёрта.

9. Крымский мост

Подвесной мост Москва-реки всегда притягивал внимание своей историей. Веря мифам, можно утверждать, что при его возведении в заклёпку вставили золото.

Этот мост по каким-то таинственным причинам облюбовали самоубийцы. Сюда не один раз приезжали спасатели, чтобы снять с опор отчаявшихся.

10. Напрудная башн

Легенда о башне связана с историческим прошлым XVII века. Трон занял Пётр I, отвоевавший его у Софьи Алексеевны.

Он поместил сестру в Новодевичий монастырь, где она вынуждена была находиться до конца жизни. Но по народной легенде, Софья была влюблена и умерла, покончив собой от безответной любви. Она спрыгнула с высоты Напрудной башни.

С той поры её считают святой. Считается, что желания, написанные на башне, обязательно сбудутся. А влюблённые, обратившиеся за её благословением, будут вместе.

11. Дом на набережной

Так этот дом стал называться после публикации повести Юрия Трифонова под одноимённым названием.

Он был построен на рубеже двадцатых и тридцатых годов прошлого столетия. Здание предназначалось для государственных служащих и партийных работников высшего эшелона власти.

Легенда гласит, что в тяжёлые времена репрессий в помещениях нежилого подъезда были установлены прослушивающие устройства. Бывшие обитатели дома — жертвы репрессий — и сейчас бродят по комнатам и этажам в поисках истины.

Говорят, на территории Останкино в давние времена находились древние капища язычников, потом располагалось немецкое кладбище. Это место считалось опасным.

Во времена владения местом помещика Сатина (XVI век) появилась горбатая старуха, предрекавшая несчастья. Сатина, решившего заняться благоустройством территории, предупредила о трагических последствиях его действий. Она попросила не нарушать покой останков.

Помещик пренебрёг её просьбой, за что поплатился жизнью.Она предсказала смерть Павла I, точно указав время. Не ошиблась горбунья в причине смерти Александра II. До штурма телецентра в 1993 году она, внезапно появившись, сообщила, что чувствует запах крови, позже предупредила о пожаре в телевизионной башне, происшедшем в 2000 году. Она заставила поверить сотрудников телецентра в своё существование. Сейчас ей ставят угощение, чтобы она была доброжелательна.

13. Ховринская больница

Заброшенное многоэтажное здание в Ховрино славится многими мрачными домыслами.

В скопище зла и несчастья часто происходят трагические события. Здесь собираются самоубийцы и преступники.

14. Улица Кузнецкий мост

Расположенные в прежние времена на Кузнецком мосту финансовые учреждения и игровые клубы способствовали разгулу преступности.

С ним связывают много слухов и поверий. Если им доверять, извозчик экипажа, услугами которого воспользовался посетитель клуба, совершил ограбление и убил своего клиента. Теперь призрак экипажа периодически появляется на месте преступления.

По рассказам других, возлюбленная известного в России Саввы Мамонтова погибла под колёсами экипажа, услышав о кончине любимого от разносчиков газет. Теперь призрак Жозефины расправляется с уличными продавцами, предлагающими прохожим периодические издания. У дома №4, где произошла трагедия, она душит их чулком.

15. Мясницкая улица

Менявшая много раз своё название Мясницкая улица называлась так по Мясницкой слободе, известной мясными лавками.

Здесь жили муж и жена Кусовниковы, отличавшиеся большой скупостью. Накопив крупную сумму денег, и опасаясь, что их могут ограбить, положили её в печку. Но дворник, не зная о хитрости хозяев, разжёг огонь.

Денежные знаки превратились в прах. Спустя время, когда хозяин ушёл в мир иной, появился призрак. Считают, что это Кусовников бродит а поисках своего добра, и предупреждает о грядущих денежных утратах.

16. Малая Никитская улица

Прославившийся жестокостью Лаврентий Берия, проживал на улице Никитской, 28/1. В настоящее время там размещается тунисское посольство. Много существует историй, связанных с неоднозначной личностью. По рассказам, он был неравнодушен к молоденьким блондинкам, имел много любовниц.

Когда рядом со зданием готовили место для новой постройки, нашли человеческие кости, решили, что это убитые Берией любовницы, хотя рядом находится кладбище, это могли быть останки, захороненных на нём.

Свидетели говорят, что приведение легендарного деятеля наркома появляется по ночам. Слышно его дыхание, кашель.

Замечено исчезновение или порча документов. Жители окрестностей утверждают, что у Патриарших прудов слышно, как работает двигатель его автомобиля, открываются и закрываются двери машины, но самого автомобиля не видно. Люди верят в миф, что шум машины и шаги в темноте принадлежат Лаврентию Берии.

17. Большая Сухаревская площадь

Название площадь получила по одноимённой башне. Её построили на месте, где в XVII веке стояли Сретенские ворота. После её сноса в тридцатых годах прошлого столетия появилась легенда, по версии которой в башне работал Яков Брюс. Здесь находилась его лаборатория.

Его деятельность держалась в тайне при поддержке Пётра I. По легенде, это был чародей.

Он работал над созданием живой и мёртвой воды. После его смерти появился призрак, похожий на колдуна. Привидение с бородой бродит на месте башни, ищет свою Чёрную книгу.

18. Голосов овраг

Конь-камень — это помощник для мужчин, сюда обращаются представители сильного пола, чтобы решить свои проблемы. Девий приходит на помощь женщинам, к нему стекаются посетительницы, чтобы бросить монетку и загадать желание.

Понравился пост? Подписывайтесь на канал TravelHacker и первым получайте актуальную информацию в персональной ленте!

История появления Москвы: о чем говорят археологические находки, летописи и городские легенды

С годом основания столицы историки после долгих споров определились — 1147-й. А вот день и месяц её образования до сих пор под вопросом. По некоторым данным, этот день как раз сегодня, 5 апреля. Откуда взялась официальная дата? И настолько ли она однозначна, как уверяют учебники истории?

Память московских земель

Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы [1].

Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством [1].

Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи [1].

Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля [1]. Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца [2].

Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.


Летописи: факты и вопросы

6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.

Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский [1].


Городские легенды

Строительство деревянных стен Кремля. XII век. А. Васнецов. 1903 год

Спорная дата

Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно [5].

Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным [9, 10].

Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых [10].

Общепризнанная дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москве.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Основание Москвы.doc

Легенды и факты.

Общепризнанная дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москове.

Но уже из того, что в 1147 г. два князя избрали этот город местом своей встречи, следует, что основан он был значительно раньше.

Весною этого года Суздальский князь Юрий Владимирович, как передает летописное сказание, пошел на Новгород, бывший на стороне Изяслава Мстиславича, взял Торжок и землю на Мсте, а Святослав Северский, его союзник, по Юрьеву приказу, пошел на землю Смоленскую, тоже стоявшую на стороне Киевского князя, и взял там живших на Протве литовцев-голядей и обогатил дружину свою полоном. После этого, Святослав, к которому Юрий еще раньше посылал на помощь сыновей своих и богатые дары для него и его княгини ( ткани и меха), получил от Суздальского князя зов приехать к нему в Москву (в "Москов"), которая по этому именно поводу впервые упомянута в летописи.

Святослав отправился к нему в новый городок с сыном Олегом, князем Владимиром Рязанским и дружиной. Олег поехал в Москву вперед и подарил Юрию барса. Дружески поздоровался основатель Москвы с прибывшими князьями, и здесь началось пированье. На другой день Юрий сделал большой, или, по старинному выражению, "сильный" обед для гостей, богато одарил Святослава, сына его Олега, Владимира Рязанского и всю их дружину. Вести о свидании князей-союзников в Москве, перед началом громадного междоусобия, разнеслись по Руси и сделали известным этот новый и маленький городок. Вот подлинная запись летописи.

"И прислав, говорит летопись, Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса.) И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию и сынови его Олегови и Владимиру Святославичу (Рязанскому), и муж Святославл учреди и тако отпусти."

По современным археологическим данным, Москва возникла, вероятнее всего, около 1000 лет назад. Однако точных данных о времени и, тем более, обстоятельствах ее основания нет. Отсутствие этих данных с успехом компенсируется множеством легенд, популярных и непопулярных, более или менее правдоподобных, самого различного содержания. Наиболее известные из них я хотел бы рассмотреть.

Князь, боярин, чудесное видение и кровная месть

Кремль в конце XV века.

Можно выделить восемь легенд об основании Москвы. Вначале следует остановиться на четырех из них, имеющих общие черты.

Самая подробная и известная из них — легенда о князе Юрии Долгоруком и боярине Степане Кучке. Она была записана в XVII в. по поручению царя Алексея Михайловича.

В то время поисками преданий о столице растущего Российского государства занимались независимо друг от друга четыре разных человека. Каждый из них слышал устные рассказы, которые, видимо, существенно разнились. В результате получилось четыре повести.

Рассказ о Степане Кучке — самый правдоподобный из них1.

Сначала он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, которые якобы были недавно частично разобраны и теперь строились заново, а затем и вовсе отказался подчиняться князю, говоря, что все беглые из владимиро-суздальских вотчин сбегаются к нему, и он скоро станет вровень с Юрием.

Город Москва стал частью владений великого князя.

К детям Кучки, попавшим в плен, Долгорукий отнесся милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Дочь боярина Улита была выдана замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского; сыновья Яким и Петр стали его слугами.

Долгое время они жили в мире и согласии, но однажды, уже после смерти Юрия Долгорукого, Улита неожиданно встретила в лесу воеводу Букала, уже глубокого старца, и узнала от него историю гибели своего отца. Рассказ Букала Улита пересказала братьям. Охваченные жаждой мести, они решили убить князя Андрея.

Кучковичи напали на князя во время охоты, но Андрею удалось ускакать от них. Загнав коня, князь отправился дальше пешком и вышел на берег реки. Там он увидел перевозчика и попросил перевезти его на другой берег, но тот, выманив у князя плату вперед, уплыл прочь. Андрей, оставшись один и опасаясь погони, спрятался на ночь в сруб-могилу.

Кучковичи же, боясь его мести, на следующий день отправились на поиски, взяв с собой по совету Улиты любимого княжеского пса-выжлеца. Пес привел их к срубу-могиле, где спрятался князь, всунул голову в сруб и, радуясь хозяину, замахал хвостом. Увидев это, Кучковичи, раскрыв крышу на срубе, набросились на князя и убили его.

Но вскоре слуга Андрея, Давыд, ночью убежал к брату князя — Даниилу Юрьевичу Киевскому (вымышленный персонаж) — и рассказал ему, что Андрей убит. После этого Даниил пришел с войском под Москву, и москвичи выдали ему Кучковичей. Улита с братьями были казнены, а тела их положены в берестяные короба и пущены в озеро.

Из всех легенд об основании Москвы эта является, пожалуй, самой правдоподобной, так как она единственная, которая соотносится с известными фактами.

Во-первых, среди убийц Андрея Боголюбского летопись действительно упоминает неких Якима и Петра Кучковичей.

Во-вторых, во Владимирской области до наших дней сохранилось предание, что в Плавучем озере под Владимиром плавают в дубовых коробах братья Кучковичи, убитые за вероломство великим князем Всеволодом Большое Гнездо6.

Что же касается слабых мест легенды, то одно из них видно сразу же: князь Юрий Долгорукий умер в 1157 г., за год до времени ее действия. Кроме того, согласно той же летописи, в которой упоминаются братья Кучковичи, причиной убийства ими Андрея Боголюбского была не месть за смерть Степана Кучки, а решение Андрея казнить за какой-то проступок брата своего слуги Якима Кучкова — Петра. В ответ Яким и организовал упомянутый в легенде заговор.

Я думаю, реальными событиями могли быть война между Долгоруким и Кучкой, победа Юрия и, возможно, убийство Кучковичами князя Андрея. Остальное же является литературным вымыслом.

Одновременно с легендой о Юрии Долгоруком была записана и другая, согласно которой Москву основал сын Александра Невского Даниил, который отнял земли у уже упомянутого боярина Кучки и был убит за это сыновьями последнего. Эта версия почти полностью копирует предыдущую; возможно, она возникла в результате ее пересказа.

Чудесное видение упоминается еще в одной легенде, записанной тогда же. В ней также говорится о Данииле, только уже не об Александровиче, а об Ивановиче, который, в отличие от Александровича, является, скорее всего, вымышленным персонажем. Он, повинуясь видению, основал на указанном в нем месте город, получивший название Москва.

Мосох и другие персонажи

У стен деревянного города.

Есть и еще одна интересная легенда о начале Москвы, также записанная в XVII в. — одновременно с рассказами о боярине Кучке.

Согласно этой легенде, город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. Легенда гласит, что когда-то, в незапамятные времена, он поселился на реке, которая носит сейчас название Москва, и основал там город. Названия реки и города, по мнению автора, происходит от имени Мосоха и его жены Квы. У Мосоха и Квы был сын Я и дочь Вуза, от чьих имен происходит название реки Яузы9.

Такой набор имен сразу наталкивает на мысль, что не названия рек происходят от имен Мосоха и членов его семьи, а, наоборот, имена Ква, Я и Вуза происходят от названий соответствующих рек. Тем не менее легенда эта весьма популярна.

Ссылка на церковь мученика Никиты сделана, очевидно, для того, чтобы придать рассказу максимальную достоверность. Асов указывает также, что легенда о Мосохе может быть подтверждена географическими данными: на Кавказе есть река Моква и племя месхов11.

Многие церковные деятели называют эту версию правильной и по сей день. Очень популярной была она и в XVII в.

Олег, Букал и другие

Бытовала также легенда об отшельнике Вукале или Букале (тезке воеводы Степана Кучки), жившем где-то рядом с Москвой и предсказавшем городу его судьбу13.

Наконец — единственная, пожалуй, легенда, неверность которой доказана, — легенда о Саре и Подоне. Интересна она своим происхождением.

Дело в том, что в 1261 г. в городе Сарай-Бату, в столице Золотой орды, было учреждено православное Сарское епископство. Вскоре по аналогии было создано Подонское епископство. Сарский епископ поддерживал тесную связь с Москвой и другими русскими городами. В Крутицах, что на Рязанской дороге, было устроено подворье для сарских епископов или их представителей, приезжавших в Москву или проезжавших в северные княжества. В конце XIII или в начале XIV в. оно превратилось в Крутицкий монастырь.

Около возвышенности, на которой стоял этот монастырь, протекали две речки, одна с севера, другая с юга. Чуть позже эти речки получили названия в честь Сарского и Подонского епископств: северная стала называться Сарой, южная — Подоном.

Читайте также: