Способы преодоления коммуникативных барьеров доклад

Обновлено: 02.07.2024

Анциферова Е. А., Германчук А. Н.

Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров

Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.

При обмене информацией могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её.

Основными барьерами являются:

1. Межличностные барьеры: барьеры восприятия, семантические барьеры, невербальные преграды, плохая обратная связь, неумение слушать;

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления коммуникативных барьеров.

Привлечение внимания. Внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние - это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние - это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

Поддерживание внимания. Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним по отношению к данному взаимодействию стимулом - громким стуком в дверь, собственными размышлениями не по теме и т.д

Управление вниманием в общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего.

Использование феномена авторитета. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть - тогда коммуникация будет эффективной.

Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и т.д. Также для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.

Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. Преодоление этого барьера возможно при более полном представлении о статусе партнера. В сущности, в этом нет ничего невозможного - мы постоянно учитываем статус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности словарного запаса различных людей.

Преодоление стилистического барьера. Для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться. Преодоление логического барьера. Логика, как известно, бывает разная, значит, при построении воздействия важно учесть и любимую логику партнера.

Преодоление логического барьера связано со знанием эффективности разных аргументов и способов аргументации. Для того, чтобы быть понятым собеседником, надо по возможности учитывать логику партнера.

Таким образом, барьеры в коммуникациях неизбежно ведут к неэффективному управлению организацией и мешают работе менеджера, если вовремя не принимаются меры по их устранению.

2. Зверинцев А.Б.Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR- CПб.: Союз,1997.-267 с.

Гост

ГОСТ

Барьер общения – это психологический феномен, представляющий собой трудности, которые проявляются в процессе общения коммуникатора и реципиента. Зачастую они могут стать поводом для конфликта или препятствием для взаимопонимания и взаимодействия.

Причины возникновения барьеров в общении

Одна из причин неэффективности делового общения представляет собой существование барьеров в коммуникации. Причины их возникновения включают:

  • Психологические особенности партнеров (например, разница в интеллектуальном уровне, темпераменте, мышлении и др.);
  • Социальные, политические, религиозные, национальные различия, разный уровень образования;
  • Различия в словарном запасе и лексиконе;
  • Различное знание предмета обсуждения.

С проблемами в общении сталкивался почти каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это предполагает то, что причины барьеров разные и могут присутствовать в жизни каждого. Они могут осознаваться или не осознаваться людьми, вступающими в общение. От этого в большей степени зависит то, насколько быстро человек способен заметить, что у него проблема и то, как он сможет их решить. Коммуникативные барьеры могут быть также надуманными одним или несколькими собеседниками.

Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления

Барьеры общения представляют собой препятствия в ходе коммуникации, которые имеют отношение к обмену информацией между собеседниками. Среди самых распространенных барьеров можно выделить:

  • семантический,
  • фонетический,
  • логический.

Семантический барьер возникает, когда 2 человека под одинаковыми понятиями подразумевают абсолютно разные вещи. Он возникает почти всегда и везде, так как люди очень по-разному понимают многие вещи. По этой причине, разговаривая на одну и ту же тему, мы можем говорить о разном, сталкиваясь с непониманием друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Для разрушения этого барьера нужно хорошо понимать партнера и его картину мира, которая представлена смыслами, вкладываемыми в разные категории. Если возникают возможные неточности, нужно подробно объяснить, что вы имеете в виду. Также в беседе важно стараться использовать понятные для собеседника слова и их сочетания.

Фонетический барьер заключается в плохой технике речи. В этом случае не понятно, что говорит собеседник. Это мешает воспринимать сообщаемые им сведения. Если интерес в общении с таким человеком присутствует, то необходимо приспособиться к его манере говорить. Можно изредка переспрашивать в непонятных местах.

Если происходит неформальное или дружеское общение, то можно в мягкой форме донести до собеседника, что понять его сложно из-за некоторых особенностей речи. Здесь по возможности он может подстроиться и скорректировать данные недостатки.

Логический барьер представляет собой неумение индивида выражать собственные мысли. В речи таких людей путаются причинно-следственные связи, некоторые понятия подмениваются.

Если пришлось общаться с таким собеседником, то необходимо набраться терпения: слушать его очень внимательно и задавать вопросы, что поможет получить необходимые сведения. Любой человек, обнаруживший у себя подобную особенность, должен постараться от нее избавиться. Существует несколько советов для таких людей:

  • послушать, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели,
  • прочитать литературу по логике,
  • записаться на курсы ораторского мастерства,
  • попросить друзей дать обратную связь с рекомендациями и др.

Другие барьеры общения и пути их устранения

У каждого человека есть характер, при этом некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Личностный барьер заключается в том, что у кого-то эти черты настолько заострены, что даже сам характер может представлять собой барьер.

Особенности данного барьера могут быть связаны с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Так, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость способна в определенных ситуациях раздражать партнеров по общению.

Барьеры взаимодействия связаны с взаимодействием с человеком в процессе общения. Они возникают из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в точках зрения собеседников присутствуют существенные различия.

Мотивационный барьер проявляется при наличии разных мотивов вступления в контакт у партнеров по общению. Например, человек хочет получить поддержку от подруги, а она желает, чтобы вы обсудили ее новую прическу. Здесь человек может столкнуться с непониманием, а партнеры часто по этой причине ссорятся. Для исключения подобный ситуаций важно сразу прояснить друг другу, что вы хотите получить в ходе общения.

Барьер некомпетентности можно часто встретить в совместной работе. Человека может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные глупости для вас. Все это вызывает злость, досаду и чувство, что вы потеряли время. Существует 2 варианта решения – либо постепенное подталкивание человека к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчивое объяснение), либо сворачивание общения. Выбор будет зависеть в основном от целей.

Этический барьер находит проявление при несовместимости нравственных позиций партнеров. Здесь важно не пытаться заниматься перевоспитанием или высмеиванием собеседника. Гораздо более эффективно свернуть общение или попытаться найти взаимовыгодный компромисс, особенно если у вас предусмотрена какая-то важная общая цель.

Причина проявления барьера стилей общения состоит в том, что у каждого человека своя уникальная манера, которая зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и прочих факторов. Как правило, ее формирование — это достаточно длительный процесс, а впоследствии ее становится сложно менять.

Стиль общения состоит из основного мотива (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка), отношения к другим людям (доброта, терпимость, жестокость), отношения к себе и характера воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры). Часто стиль общения другого человека приходится просто принимать, так как поменять его сложно, а общаться необходимо.

Анализируя процесс общения мы на каждом шагу убеждаемся, что общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, т.к. мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы.

Содержание

Введение 3
Коммуникативные барьеры. Виды барьеров, пути их преодоления. 4
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Коммуникативные барьеры (реферат).doc

Коммуникативные барьеры. Виды барьеров, пути их преодоления.

Введение

Анализируя процесс общения мы на каждом шагу убеждаемся, что общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, т.к. мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы. На самом деле не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эта вторая сторона общения имеет свои особенности, а именно:

1) Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трехлетних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;

2) Эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;

3) Коммуникация в общении всегда значима для его участников;

4) Коммуникация в общении - это, прежде всего влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлении о мире того, кому она адресована.

Формы межличностного общения разнообразны. Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает пути речи, информации многочисленные барьеры.

Коммуникативные барьеры. Виды барьеров, пути их преодоления.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?

К преградам,возникающим в организационных коммуникациях, относятся:

1) недостаточное внимание важности коммуникации;

3) информационные перегрузки;

4) неудовлетворительная структура организации.

Недостаточное внимание важности коммуникации.

Преграды в обмене информацией могут быть следствием перегрузки каналов коммуникации.

Человек, поглощенный переработкой поступающей информации, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему более важной. Здесь также происходит потеря информации.

Неудовлетворительная структура организации.

В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различные модификации:

Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит.

Отношения человека к авторитетным зависят от следующих факторов:

1) Социального положения (статус);

2) Привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, застегнуты ли все пуговицы и др.);

3) Доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.)

5) Искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладней, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

Как же преодолеть этот барьер?

Установлено, что чаще всего барьер обусловленной той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией можно преодолеть этот барьер.

Главное при этом разрешить две взаимосвязные проблемы:

1. Привлечь внимание;

2. Удержать внимание.

На наше внимание больше всего влияют следующие факторы:

1) Актуальность информации;

2) Важность информации;

3) Новизна информации;

4) Нестандартность подачи информации;

5) Неожиданность информации;

6) Интенсивность подачи информации;

7) Звучность голоса и его модуляция.

Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся:

Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?

Обычно выделяют четыре барьера непонимания:

1) Фонетический (фонема - звук);

2) Семантический (семантика - смысловое значение слов);

3) Стилистический (стилистика - стиль изложения, соответствие формы и содержания);

Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:

1) Когда говорят на иностранных языках;

2) Используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;

3) Когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:

1) Внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;

2) Наличие обратной связи с собеседником.

Это возможно по следующим причинам:

1) Любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;

Для преодоления семантического барьера необходимо:

1) Говорить максимально просто;

2) Заранее договориться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.

Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понимать и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать.

Главное при преодолении стилистического барьера правильно структурировать передаваемую информацию.

Существуют два основных правила структурирования информации в общении (правило рамки и правило цепи).

Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти. Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он не состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно в начале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей.

Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседы как то, что они закончились.

Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна правильная, т.е. наша. Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Преодоление логического барьера возможны при соблюдении следующих условий:


Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без комму­никаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким об­разом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

Актуальность темы обусловлена тем, что коммуникация предоставляет сред­ства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. По­этому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы при­менения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.

Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысли­вать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на про­цесс управления.

Каждый руководитель организации может иметь дружный и работоспособный кол­лектив, способный вместе с ним достичь поставленных целей. Работа по созданию и совер­шенствованию такого коллектива не менее важна, чем производственная деятельность. Среди этих условий важнейшее - организация внутренних и внешних связей (коммуника­ций).

Совершенствование коммуникаций в организации.

1) Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях организа­ции должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, кол­лег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количест­венную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей ин­формации в организации. Информационные потребности в значительной мере зависят от це­лей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.

2) Управленческие действия. Руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приори­тетов, распределения работы и т.п. Руководитель может также по своему усмотрению пред­почесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов.

3) Системы обратной связи. В той же мере, в какой обратная связь может способство­вать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и сис­темы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одной части организации в другую с це­лью обсуждения определенных вопросов.

4) Системы сбора предложений. Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возмож­ность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности ор­ганизации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнори­рования идей на пути снизу вверх.

Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда ра­ботники фирмы могут анонимно подавать свои предложения. К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо часто отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу. Систему сбора предложений можно создать и по-иному. Организация может развер­нуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности.

Одной из причин неэффективности делового общения является наличие коммуника­тивных барьеров. Они возникают из-за:

- Психологических особенностей партнеров (различий в интеллекте, темпераменте, мышлении и т.п.).

- Социальных, политических, религиозных, национальных, образовательных разли­чий.

- Различий в словарном запасе и лексиконе.

- Различного знания предмета обсуждения.

Можно выделить следующие коммуникативные барьеры:

Понятийный барьер возникает, прежде всего, из-за того, что люди в одно и то же слово, термин могут вкладывать различный смысл, в результате каждый говорит о своем, что затрудняет взаимопонимание.

Барьер восприятия. Каждый из нас имеет свою картину мира, личный и социальный опыт, свои ценности, через призму которых воспринимает окружающий мир.

Фонетический барьер создается из-за особенностей речи говорящего. Учет этого барьера имеет большое значение для эффективного общения.

Коммуникативные барьеры можно преодолеть, если обучиться приемам активного слушания.

Основные приемы активного слушания:

Дополнительные приемы активного слушания:

- Кивание (но не в режиме китайского болванчика).

- Поза внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).

Помимо умения эффективно слушать, существует еще ряд способов, которые можно использовать для повышения отдачи межличностных коммуникаций.

Проясняйте свои идеи перед началом их передачи. Прояснение собственных идей пе­ред их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи. Для любой передачи в адрес вышестоящего руководителя, подчиненного или коллеги вам в принципе нужна определенная тема как объект передачи.

Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам.

Следите за языком собственных поз, жестов и интонациями.

Добивайтесь установления обратной связи. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы.

Другой способ задавать вопросы - заставить человека пересказать ваши мысли.

Еще один способ создания обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание.

Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеревались сообщить. Это пример выполнения контрольной функции, о чем речь пойдет дальше.

Очевидно, что все эти рекомендации требует от вас концентрации и ориентирования энергии на конкретные цели в процессе обмена информацией.

Следует быть снисходительными к проявлениям не­коммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо сле­дующее:

1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.

2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

3. Иметь чувство собственного достоинства.

4. Уметь контролировать себя в общении.

5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Подумайте, какие ошибки характерны именно для вас?

Поняв важность умения слушать и зная, какие проблемы могут возникнуть при его отсутствии, можно выделить шесть основных правил, соблюдение которых обеспечит пло­дотворное собеседование.

Умение слушать - это:

умение дать собеседнику возможность высказаться;

умение реагировать на слова собеседника терпеливо и сочувственно;

умение не заострять внимание на разговорных особенностях собеседника;

умение учитывать культурные различия;

умение следить за главной мыслью собеседника и понимать главный смысл его слов;

умение избегать поспешных выводов, не реагировать на эмоциональные проявле­ния собеседника.

Любая встреча начинается с создания благоприятного для общения психологического климата. Эту составляющую ни в коем случае нельзя недооценивать, так как именно она за­поминается на эмоциональном уровне как впечатление от встречи, от умения собеседника вести разговор и логически доказывать свою точку зрения, при этом не останавливая парт­нера оскорбительными выпадами.

Пути совершенствования коммуникационного процесса:

1. Регулирование информационных потоков. Оптимальным считается такой информа­ционный обмен, при котором передают только ту информацию и в таком объеме, который необходим для обеспечения процесса управления.

2. Взаимодействие руководителя и подчиненных: короткие встречи с одним или не­сколькими подчиненными для обсуждения проблем, сокращение сроков проведения совеща­ний, поощрять инициативу работников, стремящихся к контакту с руководителем.

3. Организация эффективной системы обратной связи: направление руководящих ра­ботников в структурные подразделения для обсуждения различных вопросов, анкетирование и опросы работников.

4. Система сбора предложений.

5. Создание и распространение информационных бюллетеней о работе предприятия, финансовых показателях.

6. Компьютеризация информационного процесса.

Таким образом, коммуникации, как составной элемент технологии менеджмента, должны быть эффективными. Для этого необходимо не только правильно выбирать методы коммуникаций, но и минимизировать влияние коммуникативных барьеров.

Список литературы

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. - М.: Академия, 2003. - 224 с.

3. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / под ред. М.А. Василика. - М.: Гарда­рики, 2007. – 616 с.

Читайте также: