Способы передачи власти в республике доклад

Обновлено: 16.05.2024

Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.

В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.

В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).

При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).

↑ Монархия как форма правления

Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально или фактически принадлежит одному лицу, которое получает эту власть в порядке престолонаследия.

↑ Признаки монархии

Можно выделить следующие признаки монархии:

  • Бессрочность и несменяемость
  • Наследуемость
  • Отсутствие юридической ответственности

↑ Виды монархии

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется

монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)

Конституционная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

Разновидности конституционной монархии:

Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.

Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).

↑ Республика как форма правления

Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.

↑ Признаки республики

  • Выборность, сменяемость органов власти: население выбирает высшие органы государственной власти на определенный срок;
  • Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти выполняет различные функции по управлению государством;
  • Глава государства несет юридическую ответственность в случаях, предусмотренных конституцией.

↑ Виды республики

Парламентская республика - это форма правления, при которой единственный демократический законный институт — парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия; выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно; глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска; правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях — право вето на законопроекты; президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).

Президентская республика - это форма правления, при которой президент — глава исполнительной власти, наделен значительными конституционными полномочиями, президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, поэтому они взаимонезависимы; жесткое конституционно закрепленное разделение властей; президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом; парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия; президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов; парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента (дело Клинтона).

Смешанная республика - это форма правления, при которой правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом; глава государства — президент, но он не является главой правительства; президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией; партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать; у президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий (Франция). Считается, что в смешанной республике президентская власть более сильная, чем в президентской республике. Современная Россия представляет собой тип смешанной республики.

В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.

Признаки республикВиды республик
ПрезидентскаяСмешаннаяПарламентская
Глава государстваПрезидентПрезидентПрезидент
Глава правительстваПрезидентПремьер-министрПремьер-министр
Глава государства избираетсяНаселениемНаселениемПарламентским способом
Правительство формируетсяпрезидентомпрезидентомпарламентом
Правительство отвечает передпрезидентомпрезидентом и парламентомпарламентом
Право вето у президентаестьестькак правило, нет
Право роспуска парламента (одной из палат) у президентанетестьесть

↑ Теократическое государство

К самостоятельной форме правления можно отнести теократическое государство.
Теократия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
В настоящее время имеется два вида теократических государств: теократическая монархия — Ватикан, Саудовская Аравия (отдельные черты теократического государства присущи также султанату Бруней) и теократическая республика — например, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан.

↑ Выборная монархия

Есть и такие формы правления, которые сочетают в себе черты монархии и республики. Глава государства избирается, но из числа лиц, наследующих властные полномочия. Например, Объединенные Арабские Эмираты — федерация, состоящая из эмиратов. Эмиры получают власть в порядке престолонаследия. Каждые пять лет эмиры избирают из своего круга главу государства — президента страны. Аналогичная форма существует в Малайзии. Есть примеры республик, где власть фактически перешла к сыновьям умерших лидеров (КНДР, Сирия, Азербайджан), хотя выборы здесь и имели место, но значительную роль сыграла ментальность населения, видевшего правителя в представителе данного клана (семьи).

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – согласно которому под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего, так же включают политическую среду. В итоге, в юридической науке под формой правления понимается нечто среднее.

Форма правления представляет собой внешне выраженную институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.

1. Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

3. Ответственность государственно власти;

4. Порядок образования и смены;

5. Степень участия населения в формировании.

В юриспруденции принято рассматривать две формы государственного правления - монархия и республика.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единодержавного носителя верховной государственной власти;

2. Способ передачи власти - наследственный;

3. Пожизненная принадлежность власти монарху;

В начале XXI века на земном шаре насчитывается около 30 государств с монархический формой правления, большинство из которых - конституционные. В тоже время наблюдается общемировая тенденция сокращения монархий, при этом в государствах которые сохранили такое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные - восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

Также различают монархии по принципам наследования власти:

Династическая монархия в такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату. Изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо.

Родовая монархия гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т.е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Выборная монархия представляет собой самый древний принцип приобретения монаршей власти - его прообразом являются избираемые военные вожди или верховные жрецы. Византия, к примеру, являлась монархией выборной, равно как и Священная Римская Империя. Необходимо помнить, что народ выбирал не столько царя, сколько царский род и эти события происходили исключительно потому, что предыдущая династия была прервана.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии: неограниченные и ограниченные. При этом, традиционно, к неограниченным относят абсолютные. На наш взгляд, отождествление неограниченной и абсолютной монархий является ошибочным. Во-первых, как форма правления абсолютные монархии возникают как следствие усилившихся в результате кризиса феодальных отношений тенденций к централизованной, единой системе государственной власти. Значит, как юридический феномен абсолютизм возник относительно недавно, в XVI–XVII вв. (а ведь монархии существуют с гораздо более ранних времен). Во-вторых, абсолютные монархии (как например, существовавший в XVII в. В России абсолютизм) символизировали прежде всего не “всевластие” государя (подобное как раз более характерно для ранних, примитивных форм монархической государственности – восточных деспотий), а скорее единство и силу государства. Кстати, полномочия самого монарха в условиях абсолютной монархии (особенно в экономической сфере) зачастую были в достаточной степени серьезно ограничены. Представляется, что неограниченными могут считаться монархии, в которых источниками высшей государственной власти являются индивидуально-определенные физические лица. При подобном подходе к неограниченным могут быть отнесены уже упоминаемые древние монархии (восточные деспотии), для которых была характерна социальная структура, возглавляемая монархом (фараоном) и включавшая в качестве объектов управления рабов. При этом место раба в социальной иерархии и сама его жизнь всецело зависели от воли фараона. Кроме того, к неограниченным монархиям могут быть отнесены различные виды теократий, в которых монарх совмещает полномочия главы светской и духовной власти. Как форма неограниченной монархии теократии сохранились вплоть до настоящего времени в ряде аравийских государств (Бахрейн, Оман).

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными) и дуалистическими.

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

1. Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2. Лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

4. Правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

В качестве одного из признаков парламентарной монархии можно назвать принятие законодательных актов парламентом и подписание их монархом. Однако, на наш взгляд, данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов. В связи с этим уместнее отнести к числу признаков данной формы правления наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ, уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности.

Также вполне обоснованным, на наш взгляд, является выделение дуалистической монархии как первоначальной формы ограниченной (конституционной) монархии. Эта форма правления характеризуется следующими признаками:

1. Наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);

2. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;

3. Монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.

Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871 по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале.

Монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой госу­дарственного правления, с вековой историей и традициями, несомненно имеющей ряд как отрицательных, так и позитивных качеств, не утративших значения для современности. Монархические настрое­ния не чужды и современной России. На ее территории существуют различные общественные организации, позиционирующие себя как монархические и призывающие к ее восстановлению в пределах всего государства.

Для республики характерны следующие признаки:

1. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиаль­ный (коллективный) характер;

2. Наличие выборного главы государства;

3. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

5. Юридическая ответственность главы государства за принимаемые решения;

6. Возможность досрочного прекращения властных полномочий.

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.

Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.

Признаки президентской республики:

– президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом, является независимым от парламента;

– президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

– правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

– президент обладает единоличным правом отставки правительства;

– отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.

Парламентские республики (Италия, Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.

Признаки парламентской республики:

– президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией, как например в Германии;

– правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

– правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

– в случае объявления “недоверия правительству” со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;

– действия и решения президента должны согласовываться с правительством.

В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.

В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

История становления республиканской формы государственного правле­ния знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Вене­ция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

Гост

ГОСТ

Республика представляет собой форму государственного управления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Граждане в республике обладают личными и политическими правами.

В качестве важнейшего признака республики также называют выборность и сменяемость главы государства, но в некоторых случаях возможны наследственный или невыборный способ передачи власти.

В настоящее время слово республика означает, прежде всего, систему управления, в ходе которой лидер получает свою власть от народа, а не на какой-либо другой основе. Например, престолонаследие или божественное право не образуют республику. В большинстве политических и юридических трудов это понятие остается основным определением республики.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Республика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Признаки республики

Все современные республики характеризуется следующими признаками:

  • Существование единоличного главы государства. Как правило, это президент, парламент, кабинет министров. Основная задача данного единоличного органа – управление определенной сферы. Так, парламент представляет законодательную власть, президент чаще всего реализует исполнительную власть, однако это характерно далеко не для всех типов республик. Например, в России президент занимает нейтральную роль.
  • Выборность на определенный срок. Глава государства, парламент, ряд других государственных и муниципальных органов выбираются своим населением на определенный срок, предусмотрена сменяемость власти.
  • Глава государства несет юридическую ответственность за свои действия. Например, Конституция РФ предусматривает для парламента право отрешение от должности президента за совершение тяжких преступлений против государства.
  • Конституция предусматривает в случае, когда интерес со стороны представляет президент, например, в ходе ведения международных переговоров.
  • Высшая государственная власть основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Необходимо четкое разграничение полномочий между данными ветвями власти в республике, однако такая ситуация характерна не для всех республик.
  • Принцип ответственности. Все органы государственной власти несут ответственность друг перед другом и перед населением, интересы которого не представляет. В некоторых случаях предусмотрена юридическая ответственность главы государства.
  • Необходима защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Выделяют следующие виды республик:

  • Президентская. Правительство формируется всенародно избранным президентом и несет ответственность перед ним.
  • Парламентская. Правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним.
  • Смешанная. Правительство избирается как парламентом, так и президентом, законодательная и исполнительная власть разделены между данными органами.

Система управления в республике

Система управления в современных республиках определяется современными конституционными нормами. Так, Конституции определяют не только объем власти президента, но и парламента, правительства, иных органов государственной власти, функции органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что отсутствует принципиальное различие в компетенции монарха и президента. Нельзя сказать, что власть президента шире или уже власти монарха. Единственное существенное различие между данными субъектами заключается в том, что президент избирается в той или иной форме, а также сменяем, если республика не является имитацией. Монарх же получает свой титул по наследству, а если избирается, то пожизненно. Кроме того, президент республики за совершенное преступление несет ответственность, в том числе уголовную, а монарх чаще всего неподсуден.

Многие республики носят конституционный характер, так как основы государственного устройства регламентируются нормами конституции. Республика также характеризуется наличием демократизма, гуманизма, правового государства. Во многих современных демократических государствах полномочия президента ограничены, как и срок их полномочий. Право голоса в республиках имеют все граждане страны. Однако в некоторых республиках выборы не являются всеобщими.

В республиках также отменен институт дворянства. Все граждане страны имеют абсолютно равные права. В некоторых странах имеются пожизненные сенаторы, например, в Италии и Франции, однако их места не передаются по наследству. Республика предусматривает принцип разделения властей. Так, законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из одной либо двух палат. Как правило, нижняя палата избирается всеобщей подачей голосов, а верхняя – каким-нибудь особенным способом, однако тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Самый важный вопрос в государстве разрешается путем проведения референдума. Исполнительная власть реализуется правительством государства и соответствующими органами. Судебная власть, которая представлена судами, отделена от исполнительной и законодательной с целью обеспечения ее полной независимости.

Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Определение понятия республиканская форма правления

Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

Признаки республиканской формы правления

  • выборность власти,
  • ограниченность срока действия властных полномочий,
  • зависимость от избирателей.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды республиканской формы правления

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

  • президентская республика,
  • парламентская республика,
  • смешанная (полупрезидентская) республика.

Президентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

  • президент является главой государства;
  • президент избирается путем всенародного голосования;
  • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
  • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
  • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
  • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Парламентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

  • верховенство парламента;
  • глава государства выполняет представительскую роль;
  • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
  • ответственность правительства перед парламентом;
  • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
  • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

  • президент избирается путем народного голосования;
  • президент не является главой исполнительной власти;
  • правительство возглавляет исполнительную власть;
  • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
  • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
  • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
  • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.

Нетрадиционные виды республик

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

Феодальная иерархия являлась основной структуры общества в средние века. При этом во главе государства стоял монарх. В некоторых странах он назывался императором, в других королем. Его полномочий было достаточно для раздачи земель феодалам. Также им осуществлялась внешняя политика страны.

Способы передачи власти

В средние века императорская власть была пожизненной. Однако вопрос ее передачи стоял очень остро, и в основе лежала наследственная монархия. Основные способы передачи правления представлены в таблице.

Кто стоял во главе государства

Способы передачи власти

Лествичный или синьоратный

Власть принимал старший по возрасту в роду

Исключительные права получал старший сын

Сначала власть передавалась старшему сыну, а затем следующему по старшинству в линии

Практиковалась в редких случаях. Заключалась в передаче власти монархом любому члену семьи царского рода

Лествичный вариант

Лествичный принцип применялся на Руси и пошел от слова лестница. Суть его заключалась в следующем:

  1. Первоначально власть передавалась старшему сыну, а затем остальным всем его братья по порядку.
  2. Следом подходила очередь детей старшего сына.
  3. Потом правили дети остальных братьев.
  4. В такой же последовательности ожидали очереди внуки и правнуки.

Характерной особенностью Руси была ее раздробленность, поэтому такая система хорошо работала. Глава рода правил в основном городе, а остальные рангом поменьше. В случае смерти одного из членов рода на его место приезжал другой правитель, который до этого жил в менее значимом месте.

Такая система имела свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам относилось:

  • четкий порядок передачи власти;
  • соблюдение правил преемственности;
  • властвующий род обеспечивал себе гарантию правления;
  • отсутствовала возможность узурпации власти.

Среди недостатков:

  • не всегда все члены рода успевали прийти к власти;
  • некоторые считали себя ущемленными;
  • наличие междоусобиц;
  • переезды в разные города.

Часто народ бывал недоволен действующей властью и устраивал бунты, если считал что правление его предшественника было лучше

Следует принять во внимание, что система была довольно запутана. Например, обычно женщины не получали власть, но они же были членами рода. Поэтому в некоторых случаях допускались до правления.

Майоратный способ передачи власти

Если майорат проходил на высшем уровне, то старший наследник получал всю полную полноту власти и все недвижимое имущество. Что касается людей рангом поменьше, то на них закон распространялся в той же мере. Старший сын получал власть и недвижимость, а младшие дети деньги.

Это в полной мере отвечало требованиям монархии, которая не хотела раздела своей империи и уменьшения влияния из-за раздробленности.

В разных местах майорат имел свои отличительные черты, описание которых представлено в таблице.

В некоторых странах Европы

Здесь наследование передавалось исключительно старшему сыну. Дочери не имели на него права. Даже когда рассматривались наследники не прямой линии, женщины в расчет не брались

Майорат отличался особой жесткостью, и исполнение его было обязательно. За старшим наследникам закреплялась власть и недвижимое имущество. Младшим членам семьи доставались деньги и право проживать на территории старшего брата. Одновременно владелец собственности осуществлял все необходимые платежи.

Примогенитурный способ

Суть этого способа передачи власти заключалась в принципе первородности. Первоочередное право получал старший сын, а затем его дети. Если на этом наследники заканчивались, то наступала очередь следующего брата наследника и все в точности повторялось.

В таблице представлена разновидность примогенитурных способов разных стран в зависимости от узаконенных прав женщин.

Название примогенитурного способа

Пруссия, Италия, Дания, Бельгия, Франция

Женщины не принимают участие в наследовании

Греция, Бавария, Россия Австрия

Женщины наследовали права только в случае полного отсутствия мужской линии

Испания, Португалия, Великобритания

Женщины не имели права наследования в пределах одной родовой линии. Однако наследница по закону не допускала к наследованию своего родного дядю, если ее линия была правящей

Швеция, Норвегия, Люксембург, Нидерланды

Наследником являлся старший наследник не зависимо от пола

Индивидуальный выбор

В средние века каждое государство отдавало предпочтение определенному способу передачи власти. Зависело это от сложившихся исторических устоев развития страны. Задача любого государственного образования заключается в сохранении своей целостности. Смена центральной власти является опасным периодом. Не всегда новый руководитель обладает достаточным опытом и в это время страна может попасть в сложные условия. С целью устранения такого риска все государства вынашивают оптимальный для себя вариант передачи правления. С течением времени жизнь вносит свои коррективы и форма меняется, однако цель остается прежней – сохранение целостности своих границ.

Читайте также: