Кодекс управленческой этики в правоохранительных органах доклад

Обновлено: 13.06.2024

Деятельность в системе правоохранительных органов многогранна, многоаспектна, что находит свое отражение в профессиональной этике, которая по своему характеру носит собирательный характер. В ней обобщаются особенности поведения и нравственной культуры сотрудников различных служб и подразделений (криминальная полиция, полиция общественной безопасности (муниципальная полиция, ГИБДД, пенитенциарная служба и т.д.).

Этический характер деятельности криминальной полиции определяется соответствующими задачами, стоящими перед сотрудниками данной службы, среди которых основными являются следующие:

• предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

• организация и осуществление розыска лиц, скрывающих от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Во – вторых, проблема моральной целесообразности самым тесным образом связана с процессами трансформации общественной морали применительно к сфере использования оперативными службами конфиденциального содействия граждан.Последнее не представляет собой систему нравственных компромиссов, решение проблемы моральной целесообразности во многом определяется степенью разработки моральной крайней необходимости.

В – третьих, специфика оперативно–розыскной деятельности накладывает нравственный отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой. Здесь следует соблюдать определенные правила (обычаи), которые применительно к деятельности других служб могут вызывать недоумение и даже конфликты.

Не следует проявлять интерес к действиям коллег, документам, фактам, а также к лицам, с которыми они контактируют; без необходимости не стоит делиться с коллегами своими соображениями относительно места, времени, целей проведения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителей и т.п.; каждый сотрудник, привлекаемый к проведению оперативно–розыскных мероприятий, осведомлен об объектах, целях, участниках, месте, времени и т.п. только в той части, которая требуется для успешного выполнения своих функций (действий).

В – четвертых, следственная работа относится к тем видам деятельности, где успех и даже достижения связаны в первую очередь с общим высоким развитием личности, чем со специальными знаниями, способностями. Морально–этические принципы, которыми руководствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей, но и на поведение в быту. Как говорил А.Ф, Кони, с нравственными началами необходимо войти в жизнь как с верным компасом.Это связано с тем, что этика имеет непосредственное отношение к деятельности следственных подразделений (этическими нормами и предписаниями на треть расписаны все уголовное и уголовно–процессуальное законодательство; как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально–этическими нормами.

В этом смысле особенность процессуальной деятельности следователя–законодательная регламентация методов и способов работы.

Соответствие деятельности следователя требованиям закона однозначно соответствует нормам морали. Когда закон сужает право выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбирать более нравственный вариант поведения.

В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное место в этом процессе занимает система категорий этики. Во–первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Их роль особенно важна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов (честь, совесть, долг, свобода, смысл жизни, справедливость, красота, истина, и др.).

Во–вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть, и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами эталонами поведения человека в обществе, и в конечном счете через них устанавливается взаимодействие морали и права.

В–третьих, они ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага.

Наконец, в–четвертых, важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности. Нравственный долг следователя, как и любого другого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности, - уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку.

Таким образом, закон, регулирует всю правоохранительную деятельность, связывает допустимые границы его проведения с такими категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан. Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа закону, служат народу. Непременным условием законности деятельности является четкое усвоение требований нравственности при решении вопроса о применении тех или иных действий.

Кодекс управленческой этики в правоохранительных органах - это совокупность нравственных (внутренних, духовных) правил, которым должны следовать руководители в общении с исполнителями в интересах эффективности управления.

Совокупность таких правил обычно формируется на основе обобщения накопленного практического опыта (некоторые из них уже раскрывались в той или иной мере ранее, в том числе при описании функций управления и технологии в правоохранительных органах).

Ниже рассматриваются основные из нравственных правил руководителей (при этом будут описываться только общие правила, которым должны следовать все руководители в различных правоохранительных органах независимо от национального состава исполнителей). Основой подлинного авторитета руководителей являются их знания и умения, принципиальность и человечность.

Руководители должны упорядочивать (планировать) свои отношения с исполнителями, что позволяет им выделять достаточное служебное время для обдумывания перспективных проблем и повышения своей квалификации.

Руководители, которые слабо разбираются в специальных проблемах, подобны слепому, взявшемуся быть проводником.

Руководителям следует быть смелыми и решительными. Ничто так не компрометирует их, как безынициативность и трусость, боязнь взять на себя ответственность, постоянное ожидание указаний свыше о том, что и как делать.

Руководителям не следует торопиться вносить изменения в уже принятые решения до тех пор, пока они четко не уяснят, что именно необходимо скорректировать. Торопливые, а значит, и недостаточно продуманные действия обычно не приводят к успехам.

Руководителям не нужно спешить с заключениями по проблемам, в отношении которых они обязаны высказать свои соображения. Прежде всего, необходимо изучить всю имеющуюся информацию, посоветоваться с опытными специалистами и внимательно выслушать любые их мнения.

Руководители должны загружать исполнителей делом так, чтобы они научились ценить служебное время, хуже всего - вынужденное безделье.

Руководители, не способные предугадать те или иные обстоятельства, почувствовать их приближение и подготовиться к ним, как правило, сталкиваются с ними неожиданно.

Руководители должны распределять задания (поручения) соответственно опыту и способностям каждого исполнителя. Нельзя давать задания, явно превышающие возможности исполнителей. Задания должны быть в достаточной мере трудными, но выполнимыми. Давая задания, нужно объяснять их цели и смысл, чтобы исполнители могли действовать сознательно и проявлять инициативу. Нельзя одновременно поручать исполнителям несколько важных и срочных заданий: это распыляет их внимание. Рекомендуется определять приоритетность заданий и выделять из них самые важные и срочные.

Руководителям неразумно рассчитывать только на свои силы, считая себя все знающими и все умеющими.

Руководители обязаны контролировать выполнение каждого задания: отсутствие контроля может навести исполнителей на мысль о ненужности выполняемых действий. В то же время следует избегать мелочной опеки.

Руководителям нужно сделать все необходимое, чтобы заставить заниматься делом даже единственного бездельника в их организационных звеньях, иначе он может подорвать дисциплину во всем коллективе.

Руководители должны предоставлять максимум свободы действий, если предлагаемые исполнителями решения не противоречат в принципе их мнению: не следует вести дискуссии по мелочам и мешать проявлению инициативы.

Каждое достижение исполнителей и инициативу с их стороны нужно непременно отмечать. Нельзя забывать благодарить исполнителей за хорошие дела, желательно в присутствии их коллег. Исполнителей ободряют хорошие оценки их действий; они огорчаются, если не замечаются их успехи.

Руководителям не следует бояться, что исполнители окажутся более осведомленными в каких-либо проблемах. Хорошая репутация исполнителей - это заслуга руководителей.

Руководители не должны давать обещаний, если отсутствует уверенность, что они обязательно будут выполнены.

Руководители должны создавать и постоянно поддерживать материальную и духовную заинтересованность исполнителей в результатах их действий. Им лучше не увлекаться наказаниями. Если они полностью не уверены в виновности исполнителей, то предпочтительнее от наказаний воздержаться.

Руководителям желательно шутить самим и позволять шутить исполнителям. Добрые шутки создают обстановку доверия, делают службу более привлекательной и результативной.

Руководителям нужно уметь держать себя с исполнителями ровно, не терять самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще.

Руководители не должны говорить в спорах что-то резкое и тем более оскорбительное. Нужно помнить, что у каждого исполнителя имеется чувство собственного достоинства. Чтобы разобраться в точке зрения оппонентов, следует попытаться поставить себя на их место.

Руководителям нельзя прикрывать грубость ссылками на необходимость усиления требовательности - это далеко не одно и то же.

Руководителям никогда не следует использовать власть до тех пор, пока они не придут к выводу, что все остальные средства уже исчерпаны. Необходимо убеждать исполнителей, находить индивидуальный подход к каждому из них, стремиться максимально, учитывать особенности их характеров, знаний, опыта и отношения к делу.

Руководителям нельзя злоупотреблять терпением исполнителей. Нужно быть краткими в общении с ними без ущерба для дела.

Руководители должны всегда предварительно выяснять, насколько уместными в каждом конкретном случае могут оказаться их критические замечания в адрес исполнителей, имея в виду, что ошибки могут быть вызваны уважительными причинами.

Руководители не должны без особой надобности делать исполнителям замечания в присутствии третьих лиц.

Руководителям при оценке действий исполнителей не нужно придавать слишком большое значение случайным и второстепенным деталям.

Руководителям желательно уметь трезво оценивать результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения.

Руководителям следует внимательно и благожелательно выслушивать любую критику и любое предложение исполнителей.

Руководители, пренебрегающие справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляют себя коллективам и, в конечном счете, теряют возможность эффективно управлять ими.

Руководители в своей манере говорить должны проявлять профессиональную грамотность, общую культуру и нравственный облик. Желательно, чтобы в действиях руководителей не было никакого формализма.

Вообще лучше стараться давать указания в стиле доверительного общения. Если руководители пользуются авторитетом, каждый исполнитель поймет обращенную к нему просьбу как указание, обязательное для выполнения.

Руководителям при назначении исполнителей на новые должности необходимо согласовывать этот вопрос с теми руководителями, в подчинении которых они будут находиться.

Руководители должны быть оптимистами и в сложных ситуациях не терять бодрости духа: это вселяет в исполнителей уверенность в успехах дел.

Руководителям нужно уметь хорошо разбираться в людях, в первую очередь, в своем непосредственном окружении. Подхалимство и неумеренные восхваления, мешают им правильно оценивать обстановку и результаты своей деятельности.

Руководители должны быть принципиальными не только с исполнителями, но и со своими начальниками, правильно информировать их о положении дел и отстаивать интересы дел. В процессах общения с исполнителями того или иного национального состава руководители не должны забывать об особенностях их менталитета.

И, наконец, уместно напомнить руководителям о том, что в 1979 году 34-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 169 "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" и Приложение к нему. В законах о правоохранительных органах и их деятельности зафиксированы принципы гуманизма, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Сознание - высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудников органов внутренних дел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Профессиональная этика…………………………………………. 4
Профессиональные честь и достоинство……………………….…6
Моральные качества…………………………………………….…..8
Эстетика служебной деятельности…………………………….….10
Служебный коллектив………………………………………….….13
Внешняя культура сотрудника………………………………….…14
Общение с населением………………………………………………17
Заключение………………………………………………………….….20
Список использованных источников…………………………….…21

Вложенные файлы: 1 файл

Этика сотрудников правоохранительных органов.doc

ГОСУДАРСТВННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Дисциплина: Профессиональная этика

капитан внутренней службы

    1. Профессиональная этика…………………………………………. 4
    1. Профессиональные честь и достоинство……………………….…6
    1. Моральные качества…………………………………………….…..8
    1. Эстетика служебной деятельности…………………… ……….….10
    1. Служебный коллектив………………………………………….….13
    2. Внешняя культура сотрудника………………………………….…14
    3. Общение с населением………………………………………………17

Список использованных источников…………………………….…21

Сознание - высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудников органов внутренних дел.

Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента, профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).

Анализируя элементы структуры профессионального сознания, необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности.

Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.

В системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями — это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами ее порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно при определенных условиях привести к моральной деформации, а с другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осужденного. К тому же, как показывает практика и исследования, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан. Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности о деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали их сотрудников заметно возрастает.

Вместе с тем сотрудник не может позволить себе совершить поступки, которые противоречат его пониманию профессионального долга, достоинства, чести.

Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специалисту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуального отношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает с объективным положением в обществе людей данной профессии. Исследования показывают, что по истечению трех лет работы в уголовном розыске только 40% сотрудников считали свою работу достойной, а от 37 до 50% (в зависимости от служб, где работают) опрошенных заявили, что их прежние представления о работе в милиции не совпадают с действительностью. К сожалению, далеко не всегда эти расхождения в пользу милицейской службы.

Вот почему помимо улучшения условий труда и быта сотрудников органов внутренних дел, подъема их авторитета столь важно формирование и укрепление профессионального достоинства каждого сотрудника, воспитание если не любви, то должного уважения к избранной профессии.

Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутренних дел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутренних дел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка. Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь — не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Как показывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувство личного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональной честью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокой нравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральными качествами.

Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов внутренних дел они являются профессионально необходимыми. Благодушие воспитателя детского сада или школьного учителя — скорее добродетель, чем порок, но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, беспринципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зейналян Армине Сейрановна

Предупреждение конфликтов в правоохранительной деятельности государства: требования профессиональной этики

6. Виноградова В.С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. 201 с.

7. Густова Л.В. Организационные и правовые основы функционирования полиции России, Великобритании и США: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2016. 23 с.

8. Репьев А.Г. Правовые преимущества как необходимый элемент укрепления правового статуса сотрудника органов внутренних дел (на примере участковых уполномоченных полиции) // Юристъ - Правоведъ, 2017. № 4 (83). С. 194-200.

9. Сальников А.А. Правовой статус сотрудника полиции во второй половине XIX -начале XX века: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2010. 29 с.

10. Сон М.М. Правовой статус российского полицейского в современных условиях // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: сборник материалов научных исследований молодых ученых в рамках Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой, 2017. С. 173-180.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Зейналян А.С.

Зейналян Армине Сейрановна - студент магистратуры, кафедра уголовного процесса, юридический факультет, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Ключевые слова: профессиональная этика, содержание профессиональной этики, роль профессиональной этики в правоохранительной деятельности.

Исходя из вопроса, что же такое профессиональная этика, ее роль в деятельности как правоохранительных так и иных государственных органов власти, в первую очередь нужно разобраться в дефинитивной составляющей данного словосочетания.

Профессиональная этика - раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональная этика - это термин, который используется для обозначения:

2) направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна являться неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики состоит из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

1) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

2) особое понимание долга и чести;

3) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества [4, с. 28].

Исходя из всех вышеперечисленных аспектов, раскрывающих сущность толкования профессиональной этики, можно сделать вывод - этикет сотрудника правоохранительных органов имеет нормативный, императивный характер и является важным условием функционирования правоохранительных органов.

Особым значением является то, что профессиональна этика в сфере правоохранительных органов власти носит нормативно-правовой характер.

Именно выполнение этой обязанности и осуществляется в первую очередь правоохранительными органами, что и определяется директивными государственными и ведомственными документами.

Так же 17 декабря 1979 года резолюцией 34/169 на 106 пленарном заседании Генеральной Ассамблей ООН был принят кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (англ. Code of Conduct for Law Enforcement Officials) — нормативно-правовой акт международного уровня [1].

Итак, служебный этикет сотрудника правоохранительных органов необходим для обеспечения надлежащего государственного режима как способа осуществления государственной власти, сотрудник правоохранительных органов юрист как работник государственной службы является связующим звеном между государственными органами и гражданами. Его профессиональные действия, взвешенные решения побуждают членов общества придерживаться установленного правопорядка [6].

Высокий уровень служебного этикета сотрудника правоохранительных органов способствует успешному решению общих задач, которые стоят перед юридическими службами. Нормы этикета обязывают эффективно выполнять обязанности, добросовестно относиться к государственной службе, работать творчески и вдохновенно.

Служебный этикет совершенствуется благодаря усвоению сотрудниками правоохранительных органов общечеловеческих ценностей, культуры и национального духа права, преодолению бюрократизма в юридических структурах, который остался в наследство от тоталитарного режима [2].

2. Международные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999. С. 21.

4. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Программа курса. М., 2001.

5. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие. СПб.: Алетейя, 2003.

6. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

РЕЧЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СУДОГОВОРЕНИИ Плаксий А.В.

Плаксий Артём Валерьевич - студент магистратуры, кафедра уголовного процесса, юридический факультет, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: для наиболее высокого качества правосудия следует избегать речевых конфликтов в судоговорении. В работе исследуется речевой конфликт в судебной речи, дано понятие речевого конфликта и судоговорения, приведены примеры речевых конфликтов в судебной речи.

Ключевые слова: конфликт, речевой конфликт, судоговорение, судебная речь, речевые маркеры.

Довольно часто речевые конфликты возникают в судоговорении или по другому в судебной речи. Их характер наиболее принципиален, так как в отдельно взятых


Формирование профессионально-служебного этикета у сотрудников территориальных органов МВД России является одной из специальных задач воспитательной работы с ними, значимость которой возрастает в условиях отсутствия на сегодняшний день Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел, закрепляющего этические правила и нормы служебного поведения и определяющего тактику действий субъектов воспитательной работы.

Ключевые слова: профессиональная этика, сотрудник органов внутренних дел, кодекс.

Любая социально ориентированная профессиональная деятельность, в том числе деятельность сотрудников органов внутренних дел, неразрывно связана с реализацией определенных культурных ценностей и этических норм. Важнейшими условиями эффективности труда в социальной сфере является соблюдение субъектами профессиональной деятельности сформировавшихся в данной сфере морально-ценностных установок и традиций, проявление ими профессионально-этической культуры.

Однако, формировать профессионально-служебный этикет как поведение, отвечающее единым правилам, у сотрудников территориальных органов МВД России достаточно сложно, поскольку огромное влияние на результат воспитательной работы оказывают их индивидуально-личностные особенности. В связи с этим целесообразно использовать такой инструмент, как закрепление всех служебных правил поведения в соответствующих нормативных документах — в кодексах этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Такие правовые акты должны учитывать изменения представлений общества о необходимом поведении сотрудников органов внутренних дел.

Если кратко определить цель этических кодексов сотрудников органов внутренних дел, то она имеет три основных аспекта, а именно [2]:

− описание нравственного климата, который царит на государственной службе;

− фиксация стандартов этического поведения, ожидаемого от сотрудников органов внутренних дел;

В процессе формирования профессионального этикета сотрудников территориальных органов МВД, а также закрепления их нормативно, должны быть представлены такие психолого-педагогические составляющие:

− государственно-управленческие ценности. Специальными ценностями сотрудников территориальных органов МВД являются: политическая нейтральность, честность, неподкупность, владение управленческим и экономическим мышлением, соблюдение законности, своевременность и оперативность выполнения задания;

− коммуникации (культура общения), то есть этические составляющие культуры общения;

− соответствие этическим требованиям профессии;

− социальная (гражданская) культура, наличие общечеловеческих нравственных ценностей;

− морально-этические регуляторы (саморегуляторы);

− культура трудовых отношений;

− профессиональное поведение (ответственность за дело, честность, порядочность, внимательное отношение к коллегам, уважение к закону, справедливость, объективность, готовность оказать помощь).

  1. Индивидуальное вознаграждение в удовлетворении работой в коллективе.
  2. Вознаграждение организации заключается в росте ее эффективности и авторитета в обществе благодаря реальным результатам его труда на благо гражданина, общества.
  3. Общество, в свою очередь, получает вознаграждение в форме качественных услуг, удовлетворяющих потребности граждан, утверждающих атмосферу доверия, сотрудничества и прогресса.

Принципиально важным является вовлечение максимально возможного числа сотрудников территориальных органов МВД в обсуждение составляющих служебного этикета. Одобрение составляющих служебного этикета на общем собрании и оформление решения протоколом позволяет существенно повысить приверженность служебному этикету сотрудников МВД, ощущающих свою значимость и сопричастность к решению приоритетных задач, стоящих перед правоохранительными органами.

Фундаментальной основой для формирования служебного этикета выступают положения Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации (далее — гражданин) — обязанность государства. Данная обязанность согласно статье 18 Конституции Российской Федерации определяет смысл, содержание и применение положений законодательства

Российской Федерации, деятельность законодательной, исполнительной власти и обеспечивается правосудием.

Обозначенные нормы Конституции Российской Федерации должны быть положены в основу всех правовых (инструктивных) документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность сотрудников МВД.

Сотрудник МВД, обеспечивая исполнение полномочий правоохранительных органов, должен всегда помнить, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, гражданина его основополагающая конституционная обязанность, в своем поведении и принимаемых решениях подтверждать приверженность высшей ценности.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, воспитательная работа, дело, территориальный орган МВД, профессиональный этикет, служебный этикет, высшая ценность, государственная служба, профессионально-служебный этикет, территориальный орган МВД России.

Читайте также: