Сплочение детского коллектива в процессе общественно полезной деятельности доклад в школе

Обновлено: 13.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог-воспитатель формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, основу тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Задача педагога – ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Во-первых, очень часто прибывают дети в разные классы;

Во-вторых, есть причины с размещением детей группы по комнатам ( то есть не всегда получается так, что ученики одного класса живут тем же составом и в группе).

Модель воспитательной системы, направленной на развитие коллектива

в коррекционной школе-интернате

Методы воспитания:

2.убеждение (разъяснение, внушение);

4.стимулирование (поощрение, порицание).

Цель: создание благоприятного эмоционального климата в коллективе.

Задачи: Формирование и развитие коллектива группы, создание ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятных условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия способностей.

Методический стиль воспитателя

демократический, направленный на результативность достижений учащихся через развитие и коррекцию интеллектуальной сферы и творческого потенциала детей и развития профессионально – творческих достижений воспитателя

Формы воспитательной работы:

На первом организационном этапе группа учащихся не представляла собой коллектив в полном смысле слова. Этот этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. На этом организационном этапе воспитатель внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования индивидуально-психологическую карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом.

Начальным этапом организации и воспитания группового коллектива в специальной коррекционной школе является индивидуальная работа с каждым ее учеником. Так, когда я стала воспитателем детей 1 класса, свою работу по созданию коллектива группы начала с изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, его опыта в жизни коллектива. Поэтому индивидуальный подход и основанная на нем индивидуальная работа сыграли исключительную роль в формировании детского коллектива нашей группы.

Укреплению и развитию коллектива на втором этапе способствуют:

вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности;

постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников;

установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми.

Важно использовать деятельность и общение детей для формирования самых разнообразных связей и отношений между ними и со взрослыми.

Учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, необходимо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений, прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д. Благодаря всей этой работе у каждого ученика формируется опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе.

Необходимо работать индивидуально: так, в нашей группе есть график дежурства в комнате, согласно этого графика дежурный по комнате выполняет элементарные действия по содержанию чистоты в группе (протереть пыль, проверить порядок в шкафах, принести воды для выполнения вечернего туалета). Дежурный по комнате вправе сделать замечание кому-то из детей, если у них нет должного порядка, например, на полочке с одеждой. Такие замечания, причем постоянно, получает одна из девочек нашей группы, она очень неопрятная, требующая постоянного контроля как со стороны взрослых, так и со стороны девочек, проживающих с ней. Совместно с девочками мы приучаем её к содержанию чистоты и порядка на полочке с личными вещами.

В неразрывной связи с индивидуальной работой находится и такой путь формирования ученического коллектива в специальной коррекционной школе, как работа с отдельными группами и со всей массой учащихся. Эта работа состоит, прежде всего, в организации коллективного образа жизни детей.

Здесь существенную роль играет создание соответствующего уклада жизни и бытовых отношений, установление определенного режима и предъявление продуманных я посильных требований этого режима и специальных правил поведения учащимся (организация дежурств и самообслуживания, пользование общими вещами и совместная деятельность, отдых, игры, прогулки и т. п.).

Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный в мастерских и на пришкольных участках, самообслуживание, а также производительный труд, общественно полезная работа учащихся, проводимая в системе различных общественных организаций. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности. Так во время генеральной уборки комнаты (каждую субботу) девочки распределяют обязанности: кто-то моет стаканы, кто-то удаляет пыль с мебели, подоконников, кто-то чистит палас, кто-то ухаживает за комнатными растениями, кто-то подметает и моет пол. Не всегда у ребят получается распределить обязанности равномерно, поэтому, если возникает необходимость, наша задача помочь им в этом. Во время генеральной уборки действия воспитателя заключаются также в трудовой деятельности, так как личный пример должен присутствовать всюду.

Весьма важную роль в создании коллектива играет внеклассная массовая и кружковая работа, организация досуга учащихся, их быта. Эти стороны жизни и деятельности учащихся тоже являются очень важными средствами формирования коллектива. Так половина девочек нашей группы активно участвуют не только в кружковой работе, но и в общешкольных мероприятиях. Личным примером участия в общешкольных мероприятиях показываю своим девочкам, как это интересно и занимательно.

Для того чтобы ребенок стремился стать активным членом коллектива, необходимо развивать его общественную активность и самостоятельность. Эта задача приобретает особое значение в связи с тем, что все указанные качества у ребят c нарушением интеллекта развиты слабо. Для ее решения существенное значение имеет использование различных игровых форм и других средств эмоционального воздействия, особенно в работе с младшим и средним возрастом.

От приучения к коллективной жизни и деятельности к упражнению в самостоятельном выполнении требований коллектива, а затем к самостоятельному по собственному почину предъявлению требований к себе и к другим — таковы основы методики воспитания активности ученика специальной коррекционной школы как члена коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи. Далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития. Учитывая психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью можно сказать, что этого уровня достигнуть невозможно, но мы в своей работе стремимся к этому.

Если каждый воспитатель, сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенная ему группа стала коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет общаться со своими одноклассниками, и, возможно, это сделает его чуточку счастливее в этом мире.

Читайте также: