Специфика одаренности в детском возрасте доклад

Обновлено: 17.05.2024

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

Оценить 566 0

Доклад на тему:

Одаренность:понятия, виды,возрастные особенности проявления у дошкольников.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Щербакова И.А

Одаренность:понятия, виды,возрастные особенности проявления у дошкольников.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно.

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями

Задача воспитателя - во-первых, увидеть способности у каждого ребёнка, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у детей определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ребёнка проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Что же такое одаренность?

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Выделяют следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную (притягательный, привлекательный).

В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Для одаренных детей характерно опережающеепознавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

З. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания, и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

З. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм (ВОСПРИЯТИЕ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, КАК ЕДИНСТВЕННОЙ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ) в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Одаренность может проявляться:

2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа детей.

Одаренные дети могут различаться также по темпу развития:

-с нормальным темпом развития в детстве;

-с опережением возрастного развития, (так называемые вундеркинды),

-по личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.

Составим портрет одаренного ребенка.

Портрет одаренного ребенка

1.Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

3.Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.Склонен к рискованным действиям.

5.Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9.Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10.Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

• индивидуальный подход на непосредственно образовательной деятельности;

• дополнительные занятия с одаренными учащимися;

• участие в садовских и городских олимпиадах;

• психологические консультации, тренинги, тестирование;

• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интегративность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

ВложениеРазмер
vystuplenie_odarennost.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Выступление по теме:

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интегративность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Различия по уровню одаренности

1. Особая , исключительная одаренность — это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость.

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим — нет.

Познавательная потребность, как уже говорилось, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Как уже говорилось выше, успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

В некоторых случаях учителю бывает трудно различить интеллектуальный и академический тип одаренности — и те и другие могут блестяще учиться, у тех и других есть познавательная потребность. Разница, пожалуй, заключается в особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.

3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей,— это художественный тип . Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

К сожалению, у многих детей с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Для всех видов одаренности существуют общие признаки:

1) Высокий уровень познавательной активности (ребенку интересно буквально всё, интерес проявляется постоянно, настойчиво);
2) Ребенок не просто любит задавать вопросы, а стремится во всем добраться до сути;
3) Грамотная речь, богатый словарный запас, он четко формулирует свои мысли;

4) Ребенок интересуется занятиями, характерными для более старшего возраста;
5) У ребенка проявляются определенные способности (поет, рисует, играет в спортивные игры намного лучше сверстников);
6) Творческое мышление. Может придумать в игре или в быту что-то принципиально новое;
7) Любимое занятие ребенка - учиться и познавать новое, при этом он практически не устает.

Если из этого списка соответствуют, как минимум два пункта, можно считать ребенка одаренным.

Трудности у одаренных детей

Обьективные трудности - нет средств, программ и специалистов.

Субьективные трудности - ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей. Для него характерен высокий интеллект и креативность (творчество). Он живет неординарно.

Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску:

* трудности контактов со сверстниками . Поиск обьекта, у которого имеется новая информация, следовательно, более старшего, а не сверстника. По данным исследований, существует уровень социально оптимального интеллекта, примерно составляющий 125-155 баллов по Векслеру и обеспечивающий его обладателя хорошей способностью к пониманию людей и ситуаций. При меньшем уровне коэффициента интеллекта ребенку хуже удается понимать ситуацию и строить свое поведение наиболее адекватным образом. Но и при более высоком уровне общение может резко нарушаться.

* дисинхронизация развития . (фр. Ж.Терасье) Заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не отличается от своих ровесников или даже уступает им (нарушения мелкой моторики).

* дислексия - слабое развитие речи.

Исходя из перечисленных трудностей запускается следующий патологический механизм:

низкая успеваемость >> потеря учебной мотивации >> невостребованность способностей >>утрата интереса к школе >> уход в свои проблемы >> потеря одаренности >> уход в асоциативное поведение (не всегда).

Это целая проблема для разработки. По данному механизму образуется скрытая одаренность, которая не проявляется ни в школьной успеваемости, ни в других явных достижениях ребенка. Не является очевидной для тех, кто ребенка окружает. Более того, такие дети часто бывают неуспевающими.

Плюсы и минусы "перепрыгивания через класс"

  1. +(плюсы):
    * условия для личностного роста;
    * возможность развития на нужном ребенку интеллектуальном уровне;
    * развитие мотивации учения;
    * самореализация личностная;
    * ограждает от асоциативного поведения;
    * раскрытие новых возможностей;
    * вера в себя.
  2. - (минусы):
    * непринятие пед. составом, недоверие;
    * сложно восстановить эмоциональный контакт;
    * бытовые проблемы (устройство на работу в 14 лет. );
    * отчуждение группы сверстников;
    * несоответствие интеллектуального уровня физическому и личностному развитию.

В нашем детском саду с помощью различных методов тестирования, наблюдения, опроса совместно с воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями мы выявляем одаренных детей.

Если посмотреть на слайд, то мы видим, что из 94 наших воспитанников старших и подготовительных групп 5,3% имеют музыкальную одаренность; 6,4% - хореографическую; 9,6% - художественную; 8,5% - спортивную; 6,4% - интеллектуальную.

Итак, цель работы с одаренными детьми можно сформулировать следующим образом: формирование и развитие их способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем.


В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Ключевые слова: детская одаренность, признаки одаренности, одаренность, детский возраст, одаренный ребенок, роль семьи, психическое развитие, способности.

Одаренность — это системное качество психики человека, которое развивается на протяжении всей жизни, оно в свою очередь определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном определенном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

Б. М. Теплов определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности.

Качественно-своеобразное сочетание способностей, которые рассматриваются как свойства функциональных систем, и которые реализуют отдельные психические функции, будут считаться природной одаренностью индивида.

В свою очередь, из качественно-своеобразного сочетания способностей субъекта деятельности, будем иметь одаренность субъекта деятельности.

Из качественно-своеобразного сочетания способностей личности происходит одаренность личности.

На всех трех уровнях одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности, как системное качество. Как и способности, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности, определяемую как способностями, входящими в одаренность, так и взаимодействием способностей, их связями [4].

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями определенном виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности — это результат тесного взаимодействия наследственности, а именно природных задатков и социальной среды, который в свою очередь опосредован деятельностью человека, например игровой, учебной, трудовой. При этом особую роль играет личная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития и развития личности, которые лежат в формировании и реализации индивидуального дара.

Детский возраст — это важный период становления способностей и самой личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Объем интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса, его прогресс или регресс устанавливают динамику развития одаренности.

Одаренность ребенка обычно проявляется в его успешности в определенном виде деятельности, которая носит стихийный характер проявления. Чаще всего, одаренные дети не всегда ставят своей задачей демонстрировать свои достижения перед окружающими. Например, ребенок, который пишет собственные рассказы, стихотворения, может не раскрывать свой интерес окружающим.

Можно сделать вывод, что не стоит судить об одаренности ребенка лишь по его школьной или внешкольной деятельности.

Специфика одаренности в детском возрасте:

– детская одаренность в большинстве своем выглядит как выражение закономерных связей его возрастного развития, стоит учитывать во внимание, что каждая определенная возрастная периодизация имеет свои конкретные предпосылки для развития способностей у ребенка;

– нередко динамика формирования детской одаренности проявляется в виде неравномерного развития психики. По одним признакам ребенок может распознаваться как одаренный, но по другим — как отстающий в психическом развитии;

– ребенок может быть обученным в высокой степени (по сравнению со сверстниками, одноклассниками), благодаря более благоприятным условиям его жизни, в связи с чем может возникнуть сложность с распознаванием одаренности и различение от обученности.

Даже самые выдающиеся способности одаренного ребенка не являются прямым и достаточным показателем его высоких достижений в будущем.

Признаки одаренности, как правило, будут проявляться в текущей деятельности ребенка и могут диагностироваться на уровне наблюдения за характером, типом, принципов действий данного ребенка. Признаки явной одаренности указаны в определении одаренности и всегда связаны с высоким уровнем выполнения определенного вида деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:

– наличие нестандартных стратегий в своей деятельности, а именно: быстрый темп освоение деятельности, высокий уровень успешности выполнения деятельности, применение новых способов деятельности в условиях поиска решения задач деятельности

– существование индивидуального стиля деятельности, который выражается в стремлении все делать по-своему

– специфический принцип организации знаний, с высокой структурированностью способности видеть предмет в системе разных связях

– оригинальный тип обучаемости, который способен проявляться и в высокой скорости и легкости обучения, и в замедленном темпе обучения

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка возможно классифицировать по следующим признакам:

– высокий уровень избирательной чувствительности к конкретным сторонам предметной действительности

– особая потребность в познании

– крайне высокое увлечение определенным предметом

– острая необходимость (желание, потребность) в противоречивой, нестандартной и неопределенной информации, отрицание стандартной и типичной информации

– строгая требовательность к результатам своего труда

Говоря об одаренности ребенка, важную роль играет семья, в которой он воспитывается. Высокие познавательные интересы членов семьи способствуют развитию одаренности ребенка. Такие родители, при общении с ребенком выходят за круг обыденных (бытовых, повседневных) проблем, в их общении на ранних этапах представляется совместная познавательная деятельность, например, общие игры, совместная работа с литературой, компьютером, информационными технологиями, познавательные прогулки, обсуждение различного рода проблем и задач. Такого рода общие познавательные интересы родителей и детей объединяют их и формируют дружеские, доверительные отношения в семье, что благоприятно сказывается на внутрисемейном климате.

Отношение к школьному обучению у родителей одаренных детей не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка всегда приоритетнее, чем полученные ребенком отметки сами по себе.

В таких семьях между детьми и родителями определяется меньшая дистанция, наличие которой может носить не только позитивные, но иногда и негативные моменты.

Зачастую, в семьях одаренных детей явно наблюдается высокая ценность образования, при этом довольно часто образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная особенность семьи любого одаренного ребенка — это необычно высокое внимание к своему ребенку, часто жизнь всей семьи сосредоточена на нем.

1. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 481 с.

2. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. С.-Пб.: Питер, 2002. 272 с.

3. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, ребенок, одаренность, признак одаренности, детский возраст, вид деятельности, детская одаренность, одаренность ребенка, способность, дошкольный возраст.

Ключевые слова

детская одаренность, признаки одаренности, одаренность, детский возраст, одаренный ребенок, роль семьи, психическое развитие, способности

Похожие статьи

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте

проектная деятельность, вид деятельности, ребенок, развитие, дошкольный возраст, дошкольное

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность.

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках.

Виды одаренности вдошкольном возрасте: Музыкально одаренные дети. Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей.

Одаренные дети в детском саду | Статья в журнале.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой

Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих.

Особенности развития детской одаренности посредством.

Одаренный ребенок — личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не

Одной из актуальных проблем развития детской одаренности является в настоящее время повышение информационной.

Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие

Феномен детской одаренности изучается учеными всего мира, по причине того, что в эпоху научно — технической революции нашему обществу как никогда ранее требуются одаренные люди.

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в.

ребенок , одаренный ребенок , детская одаренность , развитие.

Каких же детей называют одаренными? Под одаренностью чаще всего имеется в виду высокий уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Одаренность не только интеллектуальная характеристика.

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством. Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Похожие статьи

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте

проектная деятельность, вид деятельности, ребенок, развитие, дошкольный возраст, дошкольное

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность.

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках.

Виды одаренности вдошкольном возрасте: Музыкально одаренные дети. Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей.

Одаренные дети в детском саду | Статья в журнале.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой

Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих.

Особенности развития детской одаренности посредством.

Одаренный ребенок — личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не

Одной из актуальных проблем развития детской одаренности является в настоящее время повышение информационной.

Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие

Феномен детской одаренности изучается учеными всего мира, по причине того, что в эпоху научно — технической революции нашему обществу как никогда ранее требуются одаренные люди.

Выявление и развитие одаренных детей | Статья в сборнике.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в.

ребенок , одаренный ребенок , детская одаренность , развитие.

Каких же детей называют одаренными? Под одаренностью чаще всего имеется в виду высокий уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Одаренность не только интеллектуальная характеристика.

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством. Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.


Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

1. Эволюция учений об одаренности

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Трактаты о гении содержат много интересных фактов, наблюдений, и выявленных на их основе закономерностей. Однако разрабатывалось все то, что автономно от образовательной деятельности. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а, следовательно, и социально-педагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей. Поэтому к изучению природы гениальности исследователи вплоть до начала XIX в. обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих проблем творчества.

Одной из первых попыток глубокого психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения - Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи - изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора.[3]

Х. Уарте ставит в своей работе четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой; какие виды дарований имеются в человеческом роде; какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности; по каким признакам можно узнать соответствующее дарование;

Анализ способностей в теории Х.Уарте сопоставлялся с темпераментом и различиях в сферах деятельности, требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект.

Х. Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых.

2. Типология одаренности

Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них. [4]

Одаренность общая и специальная

Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность – интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря,–если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но также традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической

Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.

Специализированная одаренность в природе – большая редкость.

Этот вопрос нужно рассматривать и в возрастном аспекте. Одаренность на разных возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься.

Существует деление одаренности на четыре группы:

· Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

· Дети с высоким уровнем творческих способностей;

· Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

· Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая и интеллектуальная одаренность.

Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).

Далее мы предлагаем основные сферы, в которых особенно ярко могут проявить себя одаренные дети:[5]

I . Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II . Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год — два.

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

10. Пытается выяснить причины и смысл событий.

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Изобретательность в использовании материалов и идеи.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV . Литературная сфера

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7. Любит писать рассказы или статьи.

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V . Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

V I. Музыкальная сфера.

1.Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слажено и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

V I I . Техническая сфера.

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4. может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для поделок, игрушек.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

V I II . Двигательная сфера.

1. Тонкость и точность моторики.

2.Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям(физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол ит.д.)

IX . Сфера художественных достижений.

1.Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2.Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке , сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).

X . Общение и лидерство

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

3. Высокая общительность с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом.

В результате многих исследований было установлено, что одаренность–высокий уровень развития способностей, любых – общих (умственных) и специальных; существует две точки зрения: 1) если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности; 2) сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности.

Также мы выяснили, что одаренность необходимо рассматривать в возрастных аспектах, поскольку на генетический фон с возрастом накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности.

Большинством исследователей признается активное воздействие генотипических факторов на развитие умственной одаренности в двух направлениях: во-первых, генотипом определен некий теоретически существующий предел развития способностей, а во-вторых -индивидуальный темп развития. Однако это обстоятельство не следует рассматривать в качестве признания фатальной предопределенности результатов развития, поскольку данные, получаемые в ходе различных психогенетических исследований, свидетельствуют не о наследуемости той или иной характеристики, а лишь о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий.

В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Известны гипотезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервных процессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым с типами высшей нервной деятельности.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 2005 г.

3. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: ИП РАН, 2006 г.

4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2007 г.

5. Ресурс интернета:

[2] Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: ИП РАН, 2006 г. С 113.

[3] Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике. – М.: ИП РАН, 2006 г. С. 115.

[4] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 2005 г. С. 283.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о психологических особенностях одарённых детей, признакаж и видах одарённости.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
- 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.


Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.
Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.
Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди - ученые, художники, управленцы - имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.Отмечу также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Признаки одаренности

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Одаренность может быть четырех видов:

Художественная: способности в области художественного творчества, музыки, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность: высокоразвитые способностипереработки информации позволяют преуспевать во многих областях знаний, успешность обучения учебным предметам.

Творческая: - большой круг интересов (поведенческие характеристики: большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, яркий темперамент.

Социальная одаренность: исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровнейпсихической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.). Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями).

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1.способствовать развитию каждой личности;

2.довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

3.способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.)

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).

Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. / Г.С. Абрамова. - М.: Академ. Проект, 2002. - 624с.

2. Амонашвили, Ш.Л. Школа жизни. / Ш.Л. Амоношвили М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. - 80 с.

3. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей /

4. Белова, Е.А. Одаренные дети / Е.А. Белова. // Дошкольное восп итание. 1991. -№4. - С. 69-75.

5. Богоявленская, Д.Б. Ещё раз о понятии одаренности / Д.Б. Богоявленская М.: 2005. - 56с.

6. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. — М.: Знание, 1991.-56с.

7. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. М.:1970. - 210с.

8. Истягина, А.Ю. Одаренные дети глазами педагога / А.Ю. Истягина.-М.: 2001. 45с.

9. Крюкова, Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация / Е.А. Крюкова. — Волгоград: Перемена. 1999. 196с.

10. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. М. - 1984. - 79с.

11. Лихачев, Б.Т. Детская одаренность. // Педагогика. М.:1996. -С. 74-84.

12. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. М. 1977. - 46с.

Читайте также: