Современный шоу бизнес и белорусская культура доклад

Обновлено: 08.07.2024

6 сентября, Щучин /Татьяна Вишневская - БЕЛТА/. Современная белорусская культура рождается на наших глазах усилиями сегодняшних писателей, поэтов, журналистов, издателей. Такую мысль подчеркнул, выступая на открытии ХХII Дня белорусской письменности, губернатор Гродненской области Владимир Кравцов, передает корреспондент БЕЛТА.

"Сегодня на наших глазах создается современная белорусская культура. Именно усилиями тех, кто трудится на ниве поэтического и писательского творчества, в газетах, журналах, издательствах, и создается культура сегодняшней Беларуси", - сказал он.

Губернатор отметил, что для области особая честь принимать День белорусской письменности. "Гродненщина по праву это заслуживает. Это край мощных культурных традиций. Исторические эпохи оставили гродненцам богатое духовное наследие, в том числе в деле книгопечатания. Рукописные книги - Лавришевское и Жуховицкое евангелия - были созданы на этой земле еще в XIV столетии. С Гродненщиной тесно связано имя канцлера Льва Сапеги, с легкой руки которого белорусский язык стал государственным на всей территории ВКЛ. На Гродненщине расцвел талант Адама Мицкевича, Максима Богдановича, Лейбы Найдуса и многих других писателей, которые на разных языках создавали летопись этой земли", - сказал он. Здесь звучал голос Франтишка Богушевича, который призывал "не цурацца роднай мовы", любить и беречь ее. Именно на щучинской земле зажгла "лучынку" белорусскости Элоиза Пашкевич. Много полезного сделал для народного просвещения гродненский корифей белорусоведения академик Евхим Карский. Богата гродненская земля талантами и сегодня. Типографии области в год издают сотни художественных и научных книг, здесь выходит в свет более 50 газет и журналов, плодотворно работают писательские союзы, университетские издательства.

Владимир Кравцов подчеркнул значимость праздника для сохранения исторической памяти и духовного развития страны. "День белорусской письменности является символом нерушимого единства белорусского печатного слова с историей народа, его тесной связи со славянскими истоками. Празднуя его, мы с гордостью вспоминаем наше прошлое. Уверен, что и дальше печатное слово будет служить укреплению белорусской национальной идеи, вести белорусов к добру и справедливости, нести свет культуры в каждый дом", - подчеркнул он и пожелал, чтобы "роднае слова" было желанным в каждой белорусской семье.

В свою очередь епископ Гродненский и Волковысский Артемий, выступая на открытии, подчеркнул: "Культура - это знания, апробированные святостью, духовностью. И сегодня мы живем в уникальное время, когда в нашей стране возрождается духовность, самостоятельность и независимость. Это очень значимый период нашей истории", - сказал он.

В эти минуты на сцене проходит художественно-театрализованная постановка "Квітней, Беларусь наша родная". На сцене звучат белорусские песни, стихи, актеры разыгрывают тематические сцены, зрители видят национальные танцы в исполнении лучших танцевальных коллективов страны, хора имени Цитовича, молодых исполнителей.-0-

Все это действительно мило, и вполне себе имеет право на жизнь, как хуторской андеграунд для избранных. Но не более того, так как эта повестка дня закрывает для нормального обывателя лес за деревьями.

Следовательно, если в Беларуси появляется незаурядного таланта творческий человек, тогда для того, чтобы раскрыть весь свой потенциал ему нужно уехать из Беларуси в Россию!

Вот подборка свежих и относительно свежих примеров, когда молодые белорусские музыканты и актеры обрели бешенную популярность только благодаря общему информационному пространству и своему переезду в Россию. Уверен, для многих белорусские корни большинства из них станут сюрпризом.

Группа БИ-2. (Бобруйск)

Рок группа является одной из наиболее успешных в России, активно гастролирует по миру. В июле 2018 года собрали на собственном фестивале в Бобруйске 120 тысяч человек! Некоторые пластинки коллектива имеют золотой статус.

Группа была основанная в 1988 году Александром Уманом и Егором Бортником в Бобруйске. Позже музыканты переехали в Минск, затем в Израиль, чуть позже рванули в Москву, где и обрели настоящую популярность.

Ляпис Трубецкой, он же Brutto-Михалок. (Минск)

За годы своей белорусской опалы Михалок крепко увяз в политике, взял за привычку проклинать Россию, избивать фанатов и вести себя очень brutto (некрасиво). Однако все это не мешало ему по-прежнему гастролировать по России и хорошо на этом зарабатывать.

Макс Корж (г. Лунинец, Бресткая область)

Диана Арбенина (Воложин, Минская область)

Однако именитая певица помнит о малой родине, и всегда говорит о ней с теплотой. Диана Арбенина призналась, что каждое выступление в Минске для нее как отчетный концерт.

Говоря о белорусско-российских звездах также сложно не упомянуть Сашу Бортич , которая играет сейчас чуть ли не в каждом российском сериале. Александра родом из Светлогорска (Гомельская область). Девушка окончила среднюю школу и музыкальную школу (по классу саксофона) уже в Москве. В 9—10 классах занималась в театральной студии. После окончания школы поступала в театральный институт, но не прошла по конкурсу; работала официанткой, однако своим упорством все-таки пробилась на экран в городе больших возможностей.

Разумеется, это далеко не полный список примеров. Причем секрет успеха у всех очень схож:

— Уехать, чтобы заявить о себе на куда более масштабном российском рынке, и возвращаться сюда с концертами уже в качестве знаменитости не местного пошиба.

Замкнись они в себе, и останься они в Беларуси – Александр Солодуха остался бы без работы.

Из этого следует – в современном мире нет и не может быть никакой отдельной белорусской эстрады. Поскольку белорусы – действительная неотъемлемая часть Русского мира. А потому их культурный и технический вклад в общий котел русской культуры сложно, да и незачем пытаться как-то искусственно вычленять.

В конце 80-90-х годов начинается новый этап в развитии белорусской культуры. В 1990 г. был принят Закон "О языках в Белорусской ССР", который предусматривал поступательное расширение сферы использования белорусского языка. В наибольшей степени он касался системы образования и науки, которые должны были в разные сроки перейти на единый государственный язык - белорусский.

Однако со временем выявились трудности и противоречия, сопровождавшие новый процесс белоруссизации. Референдум 1995 г. внес поправки в практику реализации Закона о языках, На этом референдуме народ Беларуси высказался за равное использование в белорусском государстве двух языков - белорусского и русского.

Так сложилась история Беларуси, что её культура на протяжении столетий существовала и развивалась в многоязыковой среде. Не всегда это было равноправное существование различных языков. Начиная с конца 30-х и до середины 80-х годов русский язык занимал более основательные позиции, особенно в официальном употреблении. Такое положение естественным образом отразилось в первую очередь в языковом оформлении белорусской культуры. Тем не менее от этого культура не исчезла, она искала и находила способы выражения белорусского национального содержания в различных языковых формах.

Думается, что известная белорусская рассудительность и толерантность в полной мере смогли отразиться в разных языковых контекстах. Белорусская наука, как особая часть культуры, достаточно успешно развивалась, используя один из международных языков -русский, и, таким образом, научные достижения входили в общечеловеческую сокровищницу знаний. Работы белорусских математиков (П.Платонов и его школа), физиков (М.Ельятевич, А.Борисевич, А.Савченко и др.), машиностроителей (М.Мацепура и др.), философов (В.Степанов, В.Степин и др.), представителей других отраслей науки занимают достойное место среди ученых, работающих в иных странах мира.

Белорусская художественная культура, которая в отличие от научных разработок, находилась ближе к народной белорусской культуре, более тесно связана с белорусским языком. Именно в художественной культуре белорусский язык нашел поддержку, стимулы для своего развития. В 90-е годы началось освоение новых тем в художественной культуре, таких, как: чернобыльская катастрофа, возрождение истории и культуры народа Беларуси, изучение и возвращение культурного достояния, созданного белорусской эмиграцией.

Значительную роль в сохранении национальных культурных святынь, в развитии международных культурных связей сыграла белорусская диаспора. И сейчас продолжают действовать созданные в конце 40-х - начале 50-х годов объединения белорусов в Великобритании, США, Канаде. Австралии, Франции, Бельгии. Появились новые научно-культурные центры (институты, библиотеки, музеи, издательства), расширились белорусские зарубежные периодические издания. Белорусская эмиграция дала миру известных ученых: Б.Кит - специалист в области ракетной техники, академик Международной академии астронавтики; И.Пригожин - президент Бельгийской королевской Академии наук, литературы и искусства, директор Международного института физики и химии в Сольве, лауреат Нобелевской премии 1977 г. в области химии; литераторов (КАрсеньева, Л.Гениюш, М.Седнёв, В.Клишевич); художников (В.Жовнерович, З.Чайковский, П.Миронович); композиторов и исполнителей (Н.Забейда-Сумицкий, М.Равен-ский, Д.Верасов, Б-Андрусишин -Данчик,); Алия Клеч (Пашкевич) -ведущий художник "Диснейленда", Уейн Грецки - звезда североамериканского хоккея.

Существенные изменения в отношении к белорусской диаспоре произошли на государственном уровне в связи с провозглашением суверенитета Беларуси. Произошел переход от конфронтации к сотрудничеству, началось возвращение на Родину культурного достояния, сохранившегося за рубежом. Расширился круг общественных организаций, установивших связи с зарубежными национальными объединениями. В 1990 г. в Минске было создано Объединение белорусов мира "Бацькаушчына". Поддержку правительства получили его инициативы общенационального масштаба - Первый съезд белорусов ближнего зарубежья (1992 г,) и Первый съезд елорусов мира (1993 г.).

На современном этапе Республика Беларусь стремится "открыть своё окно в мир", для того чтобы познакомить зарубежье с культурой белорусского народа, а также получить информацию о других народах. Успешное решение этих задач можно осуществить с помощью современных информационных технологий. Интернет-культура вовлекает в свой круг все большее и большее число ученых, предпринимателей, студентов. Она связана с качественно новыми способами освоения культурных ценностей и их трансляции.

Передовые страны уже давно пользуются современными информационными технологиями. Особо быстрое развитие получил не только доступ к банку данных, но еще в большей степени - возможность размещения в сети собственной информации.

Начало развитию современных компьютерных технологий в Беларуси было положено в связи с принятием ''Программы информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 гг. и на период до 2000 г.". Одним из первых шагов по реализации этой программы стало создание в 1993 г. базового узла университетской связи ЮНИБЕЛ Министерства образования Республики Беларусь, а в 3994 г., благодаря установлению прямой связи между ЮНИБЕЛ и Варшавским узлом сети NASK, Беларуси стали доступны все услуги Интернета.

На протяжении 1994-1998 гг. в нашей республике была проведена значительная работа по информатизации, в том числе в сфере культуры и искусства. В частности, в 1994 г. началась разработка концепции создания научно-исследовательской сети РБ (НИКС РБ), целью которой являлось формирование единого информационного пространства в сфере науки, образования и культуры. В 1997 г. началась подготовка проекта "Государственная национальная программа "Культура". Один из разделов программы был посвящен внедрению в сферу культуры современных информационных технологий. Сегодня можно подводить уже некоторые итоги по реализации этих программ. И хотя трудности социально-экономического характера не позволяют реализовать их в полном объеме - можно с уверенностью говорить о том, что Беларусь вошла в мировое информационное пространство. Круг пользователей Интернета расширяется, в том числе - за счет учебных заведений и учреждений культуры. Интересная работа проводится Белорусским институтом проблем культуры. Его коллектив разрабатывает электронную энциклопедию "Культура Беларуси", в которой представлены такие разделы, как: "Иконопись Беларуси", "Народный белорусский костюм", "Исторические памятники архитектуры" и др.

Таким образом, в культурной жизни современной Беларуси можно наблюдать процессы, направленные на создание современного социокультурного пространства, воссоединяющего национальные традиции и современные формы межкультурного диалога. Особое место в этом пространстве занимает белорусская национальная культура, выросшая в условиях полиэтничности, так как на исконных белорусских землях всегда мирно жили (и живут по сей день) представители разных этносов и наций. В этом плане белорусская национальная культура, развитие которой в наши дни получает серьёзную государственную поддержку, может служить примером межкультурного диалога.

Очевидно, что большинство существующих ныне государств не являются моноэтническими. История свидетельствует, что в момент своего формирования национальные государства объединяли в своих границах различные этносы, жившие длительное время рядом, но сохранившие особенности своей культуры. Вместе они вошли в единое государственное образование и на этой базе создали новое особое культурное пространство. Пример Беларуси свидетельствует о том, что оно может существовать и развиваться на принципах толерантности и взаимного уважения в отношении всех народов, живущих в едином государстве и имеющих культурные особенности. Такая позиция в сфере межкультурных связей внутри государства может быть вынесена и за его границы и организовать плодотворное сотрудничество в области культуры с другими народами, и тем самым обогатить свою культуру общечеловеческими ценностями, укоренить достижения мировой культуры на родной земле и на равных войти в единое человеческое сообщество, связанное узами мировой культуры.

Таким образом, находясь в центре магистралей, ведущих с севера на юг и с запада на восток, а следовательно, испытывая на себе с самых древних времен влияние культур не только родственных славянских и близживущих соседних народов, но и народов, территории проживания которых находятся на значительном удалении, народ Беларуси в течение своей многовековой истории создал самобытную культуру, которая вошла в славянскую и общечеловеческую культуру.

Формированию как самой белорусской нации, так и её культуры предшествовал длительный период времени со всеми характерными для него противоречиями и сложностями, которые в конечном итоге отразились и в содержании, и в формах культуры. Во все времена существования Беларуси в её духовной жизни, кроме собственно своего, местного, очень отчетливо проявлялись приметы и черты общей для всех восточнославянских племен культуры. И это не удивительно, потому что за долгое время их совместной жизни в составе Киевской Руси успела сформироваться достаточно близкая для всего её населения материальная и духовная культура.

Не менее значимым аспектом развития культуры Беларуси являются её контакты с передовыми странами Западной и Центральной Европы, в результате чего осуществлялся процесс взаимовлияния культур и их обогащение. Беларусь не существовала изолированно, передовые представители белорусского народа стремились поддерживать культурные связи как с восточными, так и с западноевропейскими странами. И благодаря тому, что белорусская культура формировалась на границе восточного и западного миров, она оказалась способной к диалогу с другими культурами.

С течением времени формировалась и основная идея белорусской культуры - духовно-культурное развитие народа. Его национальное самоопределение должно осуществляться на путях обновления и развития современного белорусского государства, одним из предназначений которого является сохранение и развитие самобытной культуры своего народа, интегрированной в систему современной общеевропейской и мировой цивилизации.

В значительной степени эти процессы связаны с исторической памятью народа, умеющего отсеивать недоброе и сохранять лучшее в целях общего процветания. Важной частью нашей истории является память об известных деятелях науки и культуры, которых дала миру белорусская земля. Это такие ученые, как Казимир Семенович - изобретатель многоступенчатой ракеты (ХУЛ в.); Якуб Наркевич (Едка) -первооткрыватель электрографии; Игнат Дамейко - народный герой Чили, исследователь её природных богатств, основатель университета в Сантьяго; Герман Малиновский - известный немецкий математик и физик; Александр Чижевский - основатель гелиобиологии; Лев Арци-мович - известный ученый в области термоядерного синтеза; Софья Ковалевская (Карвин-Крюковская) - известный математик; Анна Ту-маркина - первая в Европе и Беларуси профессор философии, получившая свой титул и работавшая в Берне.

Из древних белорусских родов вышли и такие известные во всем мире люди, как исследователь-путешественник Николай Пржевальский и авиаконструктор Павел Сухой. В области искусства и литературы - это поэт Гийом Апполинер (Костровицкий), композитор Дмитрий Шостакович, Оскар Милош - французский и литовский писатель, Марк Шагал - художник с мировым именем.

Каждое поколение вносит свой вклад в историю своего народа. Хочется верить, что нынешние поколения, живущие на белорусской земле, сохранят и приумножат лучшее, что сделали их предшественники для белорусского народа и всего мира в целом.

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

Рассмотрим наиболее известных исполнителей, приехавших в Россию из Синеокой. Возможно, некоторые имена вас удивят.

Между белорусским и русским народами нет никакой разницы, поэтому приезжие из соседней республики исполнители сразу растворяются в общерусском культурном пространстве. Их часто принимают за местных артистов. И если к украинским звездам на российском небосклоне уже привыкли, то белорусы всегда оставались на втором плане. Тем не менее, данная подборка продемонстрирует, что это было во многом незаслуженно.

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

А родилась и провела первую часть детства Диана Арбенина в небольших провинциальных городах Минской области — Воложине и Борисове. Когда она ходила в школу, родители переехали на Крайний Север. Позже, уже став звездой сцены, она с теплотой высказывалась о своей Родине и даже заявила, что мечтает дать концерт в родном Воложине.

Этот исполнитель уже не из области классики, а из тех, кто уже достаточно долгое время остается в молодежном тренде на всем постсоветском пространстве. Тексты песен этого известного рэпера не о тачках, понтах и перестрелках, как у его западных коллег по жанру, а в основном о любви, мотивации, о трудностях жизни простого провинциального парня.

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

Почти сразу после этого его забрали в армию. Когда артист вернулся, он уже был популярен на всем русскоязычном пространстве, и вопрос, чем заниматься дальше, отпал сам собой.

Наталья Подольская

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

Сама Наталья родом из белорусского Могилева. Она родилась в многодетной семье юриста и музейного работника. С детства проявляла артистические способности, участвовала в различных конкурсах в Белоруссии.

IOWA

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

Главное действующее лицо коллектива — Екатерина Иванчикова — родилась и выросла в небольшом белорусском городке Чаусы, что в Могилевской области. В 2009 году вместе с Леонидом Терещенко и Василием Булановым она и основала в Могилёве группу IOWA. Всего спустя год команда перебралась в Санкт-Петербург, где её участники живут и творят по сей день.

Бьянка

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

Однако начинала свою карьеру артистка не в России, а в своем родном Минске. Там она родилась, окончила школу и сделала первые творческие шаги. Липницкая пела в хоре, танцевала народные танцы, работала в государственном оркестре симфонической и эстрадной музыки Белоруссии.

Тима Белорусских

Звезды российского шоу-бизнеса, которые родом из Белоруссии

Артист родился и вырос в Минске. Там он учился в музыкальной школе по классу виолончели. После получения аттестата зрелости он немного поучился в музыкальном и лингвистическом колледжах, но не окончил их. Причем всё это время занимался рэп-музыкой.

Судьбоносный успех парню принесла заинтересованность в его творчестве со стороны руководителя белорусского лейбла Kaufman, после чего и началось его восхождение на хип-хоп-олимп.

Читайте также: