Современные проблемы государственного управления доклад

Обновлено: 30.06.2024


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире, особенно в России, наблюдается ряд проблем в государственном и муниципальном управлении.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. 1 Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальной жизни людей.

В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею, распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества.

Поэтому перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами.

К основным организационным проблемам государственного управления в современной России можно отнести:

1. Непроработанное нормативно-правовое обеспечение гос. управления, особенно в части полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений, как между органами власти, так и взаимоотношение государственных органов с гражданами.

2. Авторитарные методы управления. Управленческий дух и атмосфера сложились в условиях командно-плановой экономики в некоторой степени методы остаются такими же и сегодня. Новые организационные формы не соответствуют старому содержанию управленческих отношений в госаппарате.

3. Недостаточно отработана вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. В большинстве таких случаев проигрывает население, общество в целом. В этой атмосфере федеральные, республиканские и областные органы получают прекрасную возможность уходить от ответственности, перекладывая друг на друга свои промахи и недоработки.

4. Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Многие из сотрудников не имеют профессионального образования по профилю работы, хотя степень важности, ответственности, уровень требований в системе государственного управления, однозначно, требуют этого. Более того, нередко, когда у государственных служащих вообще нет высшего образования.

5. Коррупция. Коррупция буквально разъедает систему государственного управления.

Коррупция (лат. corruptio) означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

Главной целью борьбы с коррупцией должны быть меры, направленные на изменение отношения общественности к коррупции путем формирования атмосферы неприятия коррупции во всех ее проявлениях и создание условий, препятствующих коррупции. В итоге антикоррупционная политика должна служить укреплению доверия населения к властным структурам государства.

6. Непрофессионализм сотрудников государственного управления, компенсируется их количеством. Становится неоправданным и очевидным. В основном это не столько физическое увеличение штата госаппарата, сколько неудачное соотношение элементов управленческой вертикали, прежде всего рост среднего звена. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, что отчасти оправдано необходимостью укрепления самостоятельности этих звеньев управления, расширением их функций; но и на уровне центральных и территориальных аппаратов федеральных органов государственной власти.

7. Неэффективная структура госорганов. На сегодняшний день нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.

8. Снижение престижа государственных органов в глазах граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата в целом по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР. Однако рейтинг доверия у президента растет, особенно на фоне последних событий на Украине.

Таким образом, при имеющихся проблемах государственного устройства, уже несущественными кажутся снижение служебной дисциплины, старение кадров, слабое информационно-техническое обеспечение деятельности государственного аппарата и т.д. Хотя эти проблемы необходимо решать.

Мы наблюдаем, что система государственного управления в России находится на перепутье и выбор путей ее развития (западный традиционный, свой собственный) по-прежнему актуален. Россия сделает этот выбор, важно лишь, чтобы он был осуществлен при достаточном системном, информационно-аналитическом, кадровом и организационно-техническом обеспечении.

Проблемы муниципального управления:

Муниципальное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу. 2

В ходе эффективного формирования системы муниципального управления необходимо решение следующих основных проблем:

- рационального разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным управлением;

- совершенствование методов и структур управления в целях повышения эффективности всей системы муниципального управления;

- создания эффективной системы подготовки кадров для работы в органах муниципального управления.

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления можно выделить основные: выявление, удовлетворение и реализация общественных интересов и потребностей местного населения. Исходя из этого, основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут хозяйствующие субъекты, тем больше будет местный бюджет, следовательно, наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация хозяйственной деятельности субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает.

В начале 21 века резко изменился взгляд на проблемы муниципального управления и качества его человеческого потенциала.

Таблица Побудительные силы

технологический вызов - отставание от передовых стран, потеря интеллектуального потенциала

повышение качества образования, развитие профессионализма, изменение модели компетенции для высших должностных лиц, разработка новых учебных планов, формирование инновационной и готовой к риску организационной культуре в муниципальной службе

демографический вызов - потеря людских ресурсов, дефицит кадров в социальной сфере и экономике

обеспечение равного доступа на муниципальную службу, разработке в каждом министерстве плана по обеспечению представительства всех социальных групп населения

-экологический вызов ухудшение здоровья нации, рост затрат на экологию

экологическое воспитание и образование, изучение и применение новых здоровье сберегающих технологий, достижение баланса между работой и личной жизнью

-информационный вызов информационное неравенство, экономическое отставание России в информационной сфере, выдвижение знания информационных технологий в качестве залога успешной карьеры и лучшего качества жизни

выдвижение новых приоритетов в информатизации управления, привлечение внимания международных и национальных научных и учебных центров, ведущих университетов к проблемам муниципального управления

-динамический вызов - отставание от мировой динамики перемен, кризис экономики, науки, образования, культуры,

развитие опережающего образования как обучения жить и действовать в изменяющемся мире, облегчение доступа на высшие посты муниципальной службы специалистов со стороны, формирования небюрократического, инновационного климата в муниципальном управлении 3

мировоззренческий вызов - нарастание кризисных явлений в развитии общества, необходимость нового научного мировоззрения

фундаментализации знания, вырабатывающего взгляд на человека как часть природы, открытость и привлечение талантливых людей, созидательное сознание, формирование у руководителей стратегического мышления для определения приоритетов и целей развития территор

-нравственный вызов - деморализация общества, утрата духовных ценностей, преступность, коррупция,

приоритет воспитания (в том числе, нравственного) перед обучением, концентрация внимания муниципальных служащих на повышение качества их работы, необходимости сделать ее более ответственной для потребителей муниципальных услуг, управление результатами труда, новая система оплаты и оценки работы муниципальных служащих. 4

Меры, которые необходимо предпринять для преодоления социально-управленческой отчужденности граждан в системе местного самоуправления:

В первую очередь, органы местного самоуправления должны переориентировать свою стратегию деятельности: от преимущественного оказания муниципальных услуг к созданию и развитию условий в муниципальных образованиях для активизации деятельности других социальных субъектов (НКО-сектор, предпринимательство и др.) с целью делегирования им части полномочий в сфере оказания муниципальных услуг. 5

В-третьих, органам муниципального управления надо развивать гражданские инициативы, используя для этого все возможные формы осуществления населением местного самоуправления.

Практический опыт регионов России за последнее десятилетие показывает, что имеется дефицит на первоначальном этапе социальных и административных преобразований, региональных лидеров, способных разработать и осуществить реформы, а также оценить все последствия государственной политики, минимизировать социальные издержки при их проведении. Учитывая возросшую опасность кризисных ситуаций, предстоит обратить особое внимание на умение муниципальных руководителей действовать в быстро изменяющейся среде и быть гибкими, не меняя своих главных принципов, добиваться поставленных целей при активном привлечении бизнеса и общественных организаций, развивая партнерские отношения.

Для лучшего результата требуется интегрировать три компонента:

а) систему управления административными реформами,

б) систему оценки эффективности муниципального управления,

в) систему профессиональной подготовки и развития муниципальных служащих.

Только при таком комплексном подходе возможен прорыв в муниципальной управлении и повышение его эффективности, качества оказываемых услуг и надежности работы муниципального аппарата в современных условия.

Список использованных источников:

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. С. 62

Атаманчук Г.И.. Критерии социальной эффективности управления ./С б. "Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России". - Ростов н/Д., 2012.

Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности / В. Г. Шипунов. – М.: Высшая школа, 2009. – 294 с

Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности / В. Г. Шипунов. – М.: Высшая школа, 2009. – 294 с

1  Атаманчук Г.В. /Теория государственного управления: курс лекций. - Ростов н/Д., 2012. С. 62

2  Атаманчук Г.И.. Критерии социальной эффективности управления ./С б. "Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России". - Ростов н/Д., 2012.

3  Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности / В. Г. Шипунов. – М.: Высшая школа, 2009. – 294 с

Гост

ГОСТ

Государственное управление – это система должностных лиц и органов публичного управления, функционирующая на законодательно установленных принципах с применением законодательно регламентированных методов и инструментов публичного управления через функционирование органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Понятие и значение государственного управления

Активно развивающаяся система общественных отношений всякой территории не может стабильно и эффективно функционировать без системы публичного управления. Современное демократическое устройство государства и общества устанавливает широкий перечень требований к организации системы государственного управления и реализации управленческого воздействия. В современной России государственный механизм учреждается и функционирует исключительно для целей обеспечения прав и свобод личности и благосостояния населения отдельных территорий и государства в целом.

Именно поэтому государственное управление должно реализовываться в строгом соответствии с конституционными демократическими принципами и требованиями закона в отношении реализации управленческого воздействия в конкретных сферах публичного управления.

Таким образом, государственное управление в России можно охарактеризовать как систему должностных лиц и органов государственной власти, функционирование которых обеспечивается законодательной регламентацией принципов и методов управленческого воздействия для реализации национальной политики в целях обеспечения благосостояния населения.

Не вызывает сомнения, что эффективное социально-экономическое развитие отдельных территорий и государства в целом напрямую зависит от эффективности публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Потому сегодня важнейшее значение приобретает организация государственного управления через ориентацию на результат, то есть на эффективность управленческого воздействия.

Характеристика современных проблем государственного управления

Готовые работы на аналогичную тему

Оценка эффективности государственного управления позволяет выделить следующие основные его проблемы:

  • неэффективность нормативно-правового регулирования. Имеющиеся недостатки правовой регламентации деятельности должностных лиц и органов государственного управления приводят к развитию бюрократизации, коррупции и иных негативных явлений. Так, в частности из-за неполного обеспечения баланса полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления возникают спорные моменты, которые не позволяют федеральным и региональным органом эффективно решать свои задачи;
  • распространение коррупционных явлений в системе государственного управления. Прежде всего, необходимо отметить, что негативные коррупционные явления сегодня присущи всякой системе государственного управления, это в полной мере касается и развитых стран, поэтому даже на уровне международного сообщества сегодня идет активная разработка инструментов противодействия коррупции. В отечественной системе государственного управления развитие коррупции приводит к негативным явлениям в системе государственной службы, как семейственность, клановость, что, в свою очередь, не позволяет эффективно решать задачи публичного управления системе государственной власти, приводит к нецелевому использованию бюджетных ресурсов и, как следствие, снижению доверия населения, сокращению его благосостояния;
  • нестабильная система государственного управления. Система государственного управления Российского государства постоянно претерпевает реформирование для целей собственного совершенствования, однако это имеет и негативные последствия, поскольку приводит к нестабильности функционирования из-за постоянной смены руководящего состава, изменения структуры ведомств;
  • отсутствие высококвалифицированных специалистов в системе государственного управления. Это приводит к неэффективному исполнению служебных обязанностей государственными служащими и, как следствие, не достижению тех социально полезных результатов, для которых организуется государственное управление. Названная проблема во многом связана с недостаточной эффективностью инструментов отбора кандидатов для замещения должностей государственной службы, отсутствием эффективных инструментов планирования карьеры и профессионального развития государственных служащих и др.

Пути решения современных проблем государственного управления

Государственное управление представляет собой процесс управленческого воздействия, который претерпевает влияние значительного числа факторов, что актуализирует его постоянную корректировку для цели повышения эффективности. Так, в частности для преодоления современных проблем государственного управления необходимо, прежде всего:

Читайте также: