Современная семья и ее роль в воспитании и социализации подростка доклад

Обновлено: 17.05.2024

В первую очередь, каждый педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания. Насколько активны родители, настолько и востребованы в будущем станут их дети. Родители - это образец для детей. С целью успешной социализации учащихся в своей работе я опираюсь на на всестороннюю поддержку родителей, так как их роль действительно очень велика. Трудно найти такой контакт, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Основной принцип совместной деятельности: помнить о каждом ребенке, приобщить его к деятельности, открыть путь к самораскрытию, к самовоспитанию и к самореализации с целью последующего выбора будущей профессии.

Содержимое публикации

«Роль семьи в формировании социально

Современная жизнь требует от нас уделять большое внимание вопросу успешной социализации личности учащихся. Многим аспектам жизни ребенок учится именно в школе. Важнейшей воспитательной задачей учителей является формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире, как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков. Формирование четкой жизненной позиции, формирование социального интеллекта, способность уживаться с другими людьми, умение общаться со сверстниками, знание о людях, способность правильно и критически оценивать ситуацию и мотивацию поступков других людей. Эти навыки и знания действаительно необходимы школьникам для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Однако все мы понимаем, что с формировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект учащегося силами одной школы невозможно. Необходимо учитывать влияние на воспитание детей различных социальных институтов. Одним из таких институтов выступает семья - э то персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров . Главным из которых является т радиционный семейный уклад жизни :

- обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

- традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно значимого содержания культуры, жизни семьи),

- отношения (сердечные чувствования и настроения),

- правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

- распорядок (установленный порядок в течение дел)

В первую очередь, каждый п едагог опирается на положительный опыт семейного воспитания . Насколько активны родители, настолько и востребованы в будущем станут их дети. Родители - это образец для детей.

С целью успешной социализации учащихся в своей работе я опираюсь на на всестороннюю поддержку родителей, так как их роль действительно очень велика. Трудно найти такой контакт , чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Основной принцип совместной деятельности: помнить о каждом ребенке, приобщить его к деятельности, открыть путь к самораскрытию, к самовоспитанию и к самореализации с целью последующего выбора будущей профессии.

Модель взаимодействия с родителями выстроена мной на основе интегративного и системного подходов с целью создания единого педагогического процесса и сохранения обратной связи. (схема)

Учитывая разный социальный уровень семей, особое внимание обращаю

на два основных направления: педагогическое просвещение родителей и совместную деятельность , т.е. привлечение родителей к мероприятиям социальной значимости.

Использую следующие формы педагогического просвещения родителей:

- Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

- Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе социальной адаптации детей . На р одительски х конференци ях мы обсужда ем насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей, и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье .

Родительские конференции готовлю очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога . В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

- Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

- Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями.

Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

- Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Примернаятематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

- Заседание семейн ого клуб а (форма анализа, осмысления).

Заседани е семейн ого клуб а – провожу пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества с родителями , рассмотрение актуальных педагогических проблем.

- Родительские чтения– очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Н а первом собрании в начале учебного года родители определяют значимые вопросы, которые их наиболее волнуют. Я собираю информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираю книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения.

- Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Второе направление по формировани ю социально значимой личности подростка - совместн ая досуговая работа родителей и учащихся . Д ля успешной социализации учащихся д осуговая деятельность имеет ряд преимуществ: она предполагает смену ролевого статуса; это свободная деятельность по интересам; формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включенности механизмов самоуправления; является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности ребенка и управлять им.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны , так как и родители и школа заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.

Многообразие существующих форм совместной деятельности позволяет создать сильнейшее поле эмоционального заряда, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний, концентрирует внимание детей на социальном значении конкретного дела , формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности . И все это происходит при участии и поддержке родителей. Как говорят сами ребята: “Мои родители участвуют, значит это мероприятие очень важное”. Результатом подобных дел является участие в очных коллективных конкурсах.

Вот, к примеру, несколько значимых конкурсов, в которых мы заняли 1 место:

Совместно с родителями мы разработали памятку “П равила воспитания ребёнка в семье ”

• Уважайте личность ребёнка. Не допус­кайте произвола в своих действиях.

• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой — не признаёт авторитетов, не считается с мнением других.

• Приобщайте ребёнка к реальным де­лам семьи. Требуйте выполнения посиль­ных для него домашних обязанностей, по­ручений.

• Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

• Учите ребёнка планировать, состав­лять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных дейст­вий.

• Научите его общаться с другими деть­ми, людьми. Демонстрируйте оптималь­ную модель родительского поведения.

• Формируйте у ребёнка нравственные ка­чества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь и ответственность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью исследовательской работы "Влияние семьи на социализацию подростка" является выявление главного фактора социализации подростка в современном обществе.

Влияние семьи на социализацию подростка в современном обществе

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г.Выксы Нижегородской области

Влияние семьи на социализацию подростка в современном обществе

Работу выполнила:

ученица 9 класса

Новикова Дарья Дмитриевна

Научньй руководитель:

учитель МОУ СОШ №4

Баикина Елена Александровна

Аннотация_______________________________________________ 3 стр.

Введение_________________________________________________________ 4 стр.

Глава 1. Обзор литературы____________________________________________ 5 стр.

Глава 2. Особенности социализации

2.1. Из истории возникновения социализации личности_________7 стр.

2.2. Гражданское образование ____________________________________9 стр.

Глава 3. Агенты социализации.

3.1. Семья _______________________________________________10 стр.

3.2. Школа______________________________________________ 13 стр.

3.3. Группы сверстников__________________________________ 16 стр.

3.4. Средства массовой информации_________________________18 стр.

Глава 4. Результаты исследования____________________________________20 стр.

В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Социализация — это усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Период детства и юности в данном процессе играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

В данной работе, мне предстоит рассмотреть социализацию подростка в современном обществе, выделить агенты социализации и определить главный фактор, который влияет на становление личности в подростковом возрасте.

Моей целью является: выявление главного фактора социализации подростка в современном обществе.

Перед тем как приступить к этой работе мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить источники информации по предмету исследования.

2. Выявить особенности современной социализации.

3. Проанализировать особенности социализации современного подростка.

Методы моего исследования:

- метод анализа и сравнения;

- социологический опрос учащихся 5-9 классов;

- анализ справочной и научной литературы;

- работа с Интернет – ресурсами.

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия.

С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С распадом старой политической, духовной, экономической системы и противоречивыми преобразованиями, происходящими в России сегодня, проблема социализации подростков актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.

Целью исследования является рассмотрение социализации современных подростков как процесса формирования социально компетентной личности, выявление проблем и противоречий.

Задачи исследования - выявить и описать агенты социализации подростков в современном обществе, проследить эволюцию, рассмотреть социально-компетентную личность как итог социализации.

Методологической основой для написания работы послужили теории личности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З.Фрейду, Ж.Пиаже, Д.Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс социализации и его результаты.

Обзор литературы

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных областях общественного знания. По данным вопросам написано большое количество книг и статей.

Глава 2. Особенности социализации

2.1. Из истории возникновения социализации личности

Глубокие изменения в духовной и материальной сферах развития общества обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы социализации подрастающего поколения. Экономические и социальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, актуализировали задачу изучения механизма социализации детей на разных возрастных этапах и анализа влияния меняющихся социальных условий на социализацию личности.

В осмыслении и дальнейшей разработке вопроса социализации детей важную роль играет изучение и критический анализ состояния данной проблемы в прошлом, что позволит выявить ее продуктивность в исторической ретроспективе, обосновать применимость определенных концепций для анализа специфики социализации на разных возрастных этапах.

Анализ психологических и социологических источников конца XIX - начала XX веков показал, что в центре внимания исследователей находилось изучение и описание процесса взаимодействия личности и социальной среды в категории “социализация личности”, содержанием которой является процесс освоения индивидом социального опыта, системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей и функций [12, с.22].

Решая проблему развития личности, французский философ О. Конт отдавал приоритет обществу и ставил задачу подчинения индивидуального общественному. Ведущую роль в процессе социализации он отводил семье, которая выполняет функцию культурного наследия, согласования устремлений различных поколений. Свои социальные качества, по утверждению О. Конта, индивид приобретает прежде всего в семье.

Заслуживает внимания концепция социальных институтов Г. Спенсера. Он считал, что человек в естественном состоянии в значительной мере антисоциален, и что он становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, обрядовых, политических, церковных.

Общепризнанно огромное значение теории социализации К. Маркса и Ф. Энгельса. Они утверждали, что социализация не тождественна пассивному приспособлению людей к социальной среде, а охватывает и их собственную практическую деятельность, в которой вместе с воздействием на окружающую среду человек активно изменяет и свою собственную природу.

Истоки современной теории социализации сосредоточены работах Г. Тарда, У. Джемса. Они обосновали новые идеи в познании общества и человека, в понимании процесса социализации на индивидуальном уровне.

Огромное значение для исследования психологических механизмов проблемы социализации имели работы З. Фрейда, заложившего основы традиций подхода к социализации как насильственному влечению человека в социальное взаимодействие и подчинение его социальным законам.

В истории советской психологии усвоение ребенком социального опыта, механизм его вхождения в цивилизацию изучался Л. С. Выготским, А Л. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. В их работах четко прослеживается анализ соотношения биологического и социального в человеке. Иными словами, социализация - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества.

Данная тенденция в развитии науки нашла свое отражение в исследованиях отечественных психологов 60 - 90 гг. XX века: И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, А. В. Мудрика. В то же время проблема механизмов социализации ребенка и тех изменений, которые происходят в структуре его личности, в этом процессе еще недостаточно изучены, особенно в отечественной психологии.

2.2. Гражданское образование

Перестройка общественной жизни является одной из основ перехода к новому состоянию общества. Принятие нового законодательства Российской Федерации создает необходимые условия для развития личности и общества. В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания молодежи, их переориентация на социализацию личности.

Государственный заказ на воспитание, формирование ее гражданственности и социализации определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации.

3. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации.

В России за последнее десятилетие принят целый ряд документов, регулирующих гражданское образование в стране, которые в первую очередь направлены на успешную социализацию подростков в обществе.

Глава 3. Агенты социализации

Семья – важнейший социальный институт общества. Именно в семье начинается первичная социализация и формирование личности ребенка, закладываются основы его физического, духовного, нравственного и гражданского развития.

На современном этапе общественного развития институт семьи претерпевает существенные изменения: усиливается расслоение по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания детей.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.

Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий это смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, которые происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены так же семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда – эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи – проблема развода. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тысяч детей остается без одного родителя, 500 тысяч рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях – сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава – женщина, 80% детей, содержащихся в детских домах, - это сироты при живых родителях. Все это отрицательно сказывается на социализации подростков.

В тоже время общество будет неспособно к жизнедеятельности и самовоспроизводству, если в нем исчезнет социализация, и особенно если семья утратит эту функцию.

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

Сущность структура и функции семьи. В современной социологии семья понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой социальной группы является отдельной темой для исследования.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения происходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

Другим основным фактором социализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации не сводится только к передаче знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность, авторитарный стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу.

Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития. Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении молодежи.

Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого человека в получении образования и профессии в соответствии с его интересами и способностями.

Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы (одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся от тех, что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения, но и по состоянию системы образования.

В середине 60-х страна продвигалась к всеобщему среднему образованию. Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата молодежи разными видами среднего образования достичь не удалось, к середине 80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи.

До сих пор образование в России имеет государственно-общественный характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.

Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в России, параллельно государственной, создается негосударственная система образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей,

лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с

пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус.

Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет среди факторов [14, с.14], вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся, выделяются:

- отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей,

- отсутствие необходимой материальной базы, современного

- организация учебного процесса,

- негативный характер отношений с преподавателями.

Незначительная часть учащихся отмечает, что в учебном заведении сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество учащихся и педагогов. Но многие обучающиеся считают, что взаимопонимания недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и грубость со стороны учащихся.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений в мегаполисе на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре мегаполиса. (Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А.[3]).

Мегаполис - крупнейшая форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним - двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.

Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется. (Сидоренков А.В.[41]).

Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами, прежде всего можно предположить позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные рекомендации.

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми (традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская).

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д. (Абрамов Г.С.[1]).

Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества - родительства - родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существование членов семьи.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности большинство семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Важно подчеркнуть, что это - функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнение институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и д.р. - все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

К началу XX в. социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). (Ярцев Д.В.[44]).

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Известный русский педагог П. Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. (Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А.[3]).

Список используемой литературы

1.Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с.

2.Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 379 с.

4.Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер.2007. 271 с.

6.Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 88с.

8.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 2000. - 360 с.

10.Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - 160с.

11.Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 2004.

12.Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2004. - 245с.

Похожие документы:

Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием (1)

. педагогике Роль семьи в воспитании . семье Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации . подростка" - С. - Петербург, 1999. Здравомыслова О., Арутюнян М. Российская семья .

Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием (2)

. в многодетной семье Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей .

Методические рекомендации по организации воспитательной работы и социализации несовершеннолетних и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации Санкт-Петербург

. и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить одновременно регулируемый . является организация воспитательного процесса с учетом роли микрофакторов в социализации этих подростков, таких как группы .

Публичный доклад о результатах деятельности Управления образования Тайшетского района в 2012-2013 учебном году

Кафедра общей психологии и истории психологии

. школьного возраста. Проблемы профориентации подростков. Связь алекситимических особенностей индивидуальности . СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ 2-3 КУРСА 1. Роль национальных традиций в семейных отношениях. 2. Роль семьи в процессе социализации .

Гост

ГОСТ

Семья как микросоциум

На процесс социализации личности огромное влияние оказывает семья. Ее определяющая роль обусловлена глубоким воздействием на все физические и психические качества личности. Семья – это основной институт воспитания, в ней закладываются будущие качества личности.

Семья – это группа людей, объединенная родственными узами, социально-педагогическими характеристиками и предназначенная для удовлетворения человека в потребностях продолжения рода и самоутверждении.

Семья играет основную роль в формировании жизненных принципов и нравственных начал ребенка. При формировании личности здоровая, оптимально функционирующая семья оказывает следующее воздействие:

Структура личности ребенка формируется с первых дней жизни под влиянием и в процессе взаимоотношений с родителями, братьями и сестрами, другими близкими родственниками.

Влияние разных типов семей на процессы социализации

Успешная социализация ребенка, его воспитание зависят от структуры семьи:

  • полная семья – семья, в которой есть оба родителя, или один из родителей замещен мачехой или отчимом;
  • неполная семья – семья одинокой матери или отца с детьми; семья, где воспитанием детей занимаются бабашка и/или дедушка, тети, дяди и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль семьи в социализации личности

Семья – основной и первый социальный институт, оказывающий активное влияние на процессы социализации, формирования личности ребенка.

Первичную социализацию, особенности психического развития на раннем этапе развития ребенка определяют естественно-биологические и социальные связи между родителями и детьми.

Семья играет значительную роль в введении ребенка в систему общественных отношений.

Прямая обязанность родителей в отношении ребенка:

  • обучить накопленному человечеством социальному опыту;
  • привить нравственные нормы, традиции и культуру родной страны.

На процессы социализации в семье влияют:

  • природное здоровье и наследственность;
  • материальное благосостояние;
  • экономическая составляющая;
  • уклад жизни;
  • социальное положение;
  • место проживания;
  • количество членов семьи;
  • отношение к ребенку.

Родители – первые воспитатели ребенка. Воспитание в семье –это сложный социально-педагогический процесс. На процесс социализации огромное влияние оказывают:

  • характер взаимоотношений между родителями;
  • психологический климат в семье;
  • степень взаимного внимания, согласия, уважения и чуткости;
  • характер и тон разговоров;
  • способы решения проблем.

В процессе социализации семья должна решить следующие задачи:

  • создать необходимые условия для роста и развития ребенка;
  • обучить необходимым умениям и навыкам;
  • передать опыт создания семьи, ее сохранения; отношения к старшим; обучения и воспитания в ней детей;
  • воспитать ценностное отношение к себе и другим людям;
  • обеспечить психологическую, социально-экономическую защиту ребенку.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 08 2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: