Современная наука об уровнях и формах бытия доклад

Обновлено: 02.07.2024

Бытие – основа всех философских вопросов, с которыми мыслящий человек столкнулся при первых же попытках понять и рационально объяснить мир.

Бытие – фундаментальная и наиболее абстрактная категория. Она охватывает все существующее, и выражает единственное свойство быть, существовать. Это единство объективной и субъективной реальности.

Бытие объективного мира охватывает весь существующий материальный мир, то есть

- микромир – это мир элементарных частиц, атомов, молекул

- макромир – мир крупных материальных объектов: Земля, ее население и элементы культуры общества

- мегамир – охватывает объекты космоса.

Однако, независимо от нашего сознания, в объективном мире существуют и многие формы идеального.

Субъективная реальность – это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

В отличие от бесструктурного небытия, бытие имеет свою структуру. В качестве основных его форм в нем могут быть выделены:

1.Бытие природы представляет собой существование неживой и живой природы, это Вселенная, космос, среда обитания человечества.

2.Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного человека. Специфика человеческого бытия в том, что оно осуществляется не только в мире природы, но и в обществе, где человек приобретает политические, экономические, нравственные и другие качества, осуществляет общение, поведение и становится личностью.

3.Бытие общества представляет собой совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию и систему общественных отношений.

Таким образом, бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку, оно предельно широко по объему и многообразно по содержанию

Итак, небытие – едино, бесструктурно, а бытие множественно, многообразно. Поэтому бытие ,в отличие от небытия, характеризуется разнообразными свойствами.

Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует очень противоречивый, но все же целостный и гармоничный мир. Этот мир не только един, но и динамичен, постоянно незавершен в своем развитии. Таков и человек: целостен, динамичен и незавершен в своем развитии.

В своей действительности бытие – это мир, в котором существует человек.

Законы диалектики

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектики - что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Законы диалектики – основополагающие среди способов понимания диалектики развития.

Закон – это объективная, всеобщая, существенная связь, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью.

1.Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывает источник развития.

2.Закон перехода количественных изменений в качественные –раскрывает механизм развития.

3.Закон отрицания отрицания – определяет направленность развития, связь старого и нового.

Основнымипринципами диалектики являются:

- принцип всеобщей связи

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

· отождествлялось с той или иной природной стихией;

· с атомами, веществом, с комплексом их свойств;

· с объективной реальностью.

На уроках физики и химии вы наблюдали как один вид материи превращался в другой (сжигаемые дрова в газ и пепел; вода в пар). Живая (органическая) материя включает в себя неорганическую материю (кости, зубы – кальций) и т.д

Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь

Современная физика выделяет три уровня существования материи: неживая материя, живая материя, социум (общество). Неживая материя представляет собой:

7) системы галактик

В живой природе выделяют следующие уровни материи:

1) доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки); клетки;

2) многоклеточные организмы

5) человеческое общество

7) социальная жизнь: семья, классы, нации, расы, государства и т.д.

В социуме выделяют следующие уровни:

1) отдельный индивид

4) социальные группы (классы, страты)

9 человечество в целом

Пространство, время, причинность, целесообразность

Несмотря на многообразие уровней существования материи, можно выделить следующие ее свойства:

1. структурность (упорядоченность, организованность);

2. активность (движение, изменение, развитие);

3. пространственно-временная форма существования.

Объект и субъект познания.

Познание – на деле всегда субъект-объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нем двух сторон – субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит те или иные задачи и решает их. Познавательная активность субъекта направлена на объект познания (отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом; материальные или идеальные объекты).

Формы познания.

Диалектико-материалистическая философия утверждает связь познавательного процесса с практикой. Практика является основой познания. Она создает техническую базу познания. В практическом отношении человека к миру формируется отражательный аппарат человека, развивается чувственное познание, практические операции отображаются в логических закономерностях.

В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и логическое. Чувственное познание включает в себя ощущения, восприятия и представления.

Сущность чувственного познания в том, что при помощи органов чувств в мозге скапливается информация о внешних свойствах (форма, цвет, вкус, запах). В форме ощущения в мозге откладывается информация об отдельных разрозненных свойствах объекта. Ощущения переходят в более сложную форму чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта или синтез ощущений. В свою очередь восприятия создают основу для представления. Представление – это способность мозга воспринимать объект по памяти, с помощью воображения, т.е. когда мы его непосредственно не ощущаем.

Лекция

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления

Бытие – основа всех философских вопросов, с которыми мыслящий человек столкнулся при первых же попытках понять и рационально объяснить мир.

– Господи, помоги мне выиграть в лотерею. Мой знакомый недавно выиграл, машину купил!

Еще через месяц опять эта сцена в храме повторяется.

– Господи, помоги мне выиграть в лотерею.

Мой коллега недавно выиграл, дом купил!

Тут с неба голос:

– Я тебе помогу, но и ты сделай первый шаг —

купи лотерейный билет!

Теперь задумаемся над другим вопросом. Относятся ли к бытию мысли, чувства, эмоции? Вполне возможно, что кто-то во время чтения этих строчек хочет есть. Относится ли это желание к бытию? Для ответа на этот вопрос надо еще раз вспомнить главный признак бытия – существование. Следовательно, если это желание существует, то оно относится к бытию.

Мы с вами подошли выделению двух видов бытия. Первый вид бытия – бытие объективное (или материальное бытие). Сюда относится все, что есть в окружающем мире за пределами сознания человека, весь объективный мир: живая/неживая природа, звездные системы, микроорганизмы, в том числе микробы известные и неизвестные. Кстати, сюда относится и сам человек. Объективная реальность – это все, что существует вне сознания человека. В то же время есть субъективная реальность, которую создает сознание человека: знания, мысли, переживания, эмоции, мораль, эстетические идеалы, научные концепции и понятия, нормы права, фантазии. Это и есть второй вид бытия – субъективное, или идеальное, бытие. Оба вида бытия существуют в тесной взаимосвязи. Например, возьмем томик стихов Есенина. С одной стороны, это элемент объективного бытия. Книга – это реально существующая вещь, которую можно взять в руки. Она имеет размеры, вес. С другой стороны, само содержание книги – стихи – есть элемент субъективного бытия. Они созданы сознанием гениального поэта.

Мы с вами выделили виды бытия. Теперь выделим формы бытия. Выделяют четыре формы бытия:

1. Бытие природы. Под природой в философии понимается не только естественная среда, но и весь материальный мир, который окружает человека. Искусственные предметы, созданные человеком (вещи, здания, машины и др.), так же относятся к природе, как и элементы естественной среды обитания (воздух, деревья, животные).

2. Бытие человека. Человек – уникальное создание, единственное обладающее сознанием, сочетающее в себе как природные, так и социальные качества. Однако один человек существовать не может. Поэтому переходим к другой форме бытия – бытие общества.

3. Бытие общества. Общество — сложная структурированная система, в основе функционирования которой лежат многоплановые отношения людей, возникающие в процессе трудовой и духовной деятельности.

4. Бытие духовное. Под этим подразумевается вся многогранная сфера существования, создания, использования духовных ценностей. Под духовными ценностями можно понимать все прогрессивное, создаваемое человеческим сознанием (знания, искусство во всех формах его проявления, мораль, эстетические нормы, религия, атеизм, элементы гражданского сознания – патриотизм; правовая и политическая культуру).

Естественно, для каждой формы бытия существуют свои законы. Они имеют определенную отраслевую направленность. Понятно, что законы, которые нужны для познания или для объяснения бытия природы, не всегда объясняют, например, бытие духовное. В то же время очевидно, что все формы бытия существуют не изолированно. На многообразие окружающего мира влияет сочетание, взаимодействие всех четырех форм. Одно невозможно без другого. Человек не может без общества, но он не может и без природы. И в то же время природа испытывает на себе воздействие общества.

Еще одним очень важным аспектом изучения бытия, кстати, имеющим практическое значение для каждого человека, является вопрос об уровнях бытия. Выделяют два уровня бытия:

2. Потенциальное бытие. Потенциальное бытие – это бытие, которое может быть в будущем. Так, для студента потенциальное бытие – специалист с высшим образованием, работа по профилю. Если с актуальным бытием для нас все понятно, оно для нас очевидно, то с потенциальным бытием не все так просто. В будущее заглянуть невозможно. Даже самая недалекая действительность может оказаться для нас не такой, какой мы ее планировали. В мире очень много вещей неожиданных, которые могут повлиять на наше бытие. Кто-то из студентов, читающий эти строки, станет специалистом с высшим образованием, а кто-то – досрочно рядовым российской армии.

Однако значит ли это, что мы вообще никак не можем влиять на свое потенциальное бытие? Конечно же, нет! Между актуальным и потенциальным бытием есть связь!

«– Прошу и меня извинить, – ответил иностранец, – но это так. Да, мне хотелось бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?

– Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в десять часов вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.

– Нет, этого быть никак не может, – твердо возразил иностранец.

Что имел в виду Воланд? В актуальном бытии есть уже реальная вещь: Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Напомним, что Аннушка ухитрилась разбить бутыль с маслом не где-нибудь, а именно на трамвайных путях, причем именно там, где было положено пешеходам эти трамвайные пути пересекать. Соответственно, в актуальном бытии уже есть важное обстоятельство: созданы условия, которые могут привести к несчастному случаю. Соответственно, потенциальное бытие и есть этот несчастный случай, который имел место с беднягой Берлиозом. Он и в самом деле вечером не смог председательствовать на заседании МАССОЛИТа, так как лежал в морге на трех столах сразу.

Так же и в повседневной жизни каждого человека. В каком случае студент станет специалистом с высшим образованием, а в каком – досрочно рядовым российской армии? Кто получит диплом, а кто автомат Калашникова и берцы? Конечно, это зависит от того, как студент организовал свое актуальное бытие. Кого могут отчислить из вуза? Того, кто не смог сдать сессию! А кто не может сдать сессию? У кого возникают проблемы со знанием материала? У того, кто в актуальном бытии допускал такие вещи, как пропуски занятий, не готовился к семинарским занятиям, не выполнял учебных заданий. А кто получит диплом о высшем образовании? Тот, кто успешно сдавал все экзамены! У кого не возникает проблем со сдачей сессии? У того, кто посещал все занятия, регулярно занимался, готовился к семинарским занятиям, выступал на них.

Точка, когда появляется новое неожиданное состояние, называется точкой бифуркации. А процесс изменения состояния, то есть появление нового бытия, называется диссипацией. Процесс диссипации может произойти не в каждой системе. Он происходит в системе, состоящей из большого количества элементов, и система, где такой процесс может происходить, называется диссипативной (способной к такому процессу). Говоря о диссипации, часто подчеркивают, что здесь важно сочетание разных факторов. Каждый из этих факторов может и не приводить к изменению состояния системы, а их сочетание может давать неожиданный эффект. Такой процесс может происходить и в человеческом сообществе. Например, создается исследовательская группа или творческий коллектив. Это тоже диссипативный процесс. Если вместе соберутся несколько талантливых людей, можно ли это сразу назвать коллективом? Пока нет. Каждый человек является индивидуальностью, его взаимодействие с другими людьми обусловлено рядом фактором (особенностями характера, умением работать в коллективе), и вполне возможно, что из нескольких даже очень талантливых людей коллектив так и не получится.

Процесс диссипации можно проследить в истории многих стран. Сочетание разных факторов в истории государства также может предопределить новое неожиданное развитие страны. Таким примером могут служить петровские реформы в России. На развитие страны оказывало влияние большое число факторов. Страна оказалась перед историческим выбором. Он был сделан. Страна получила новое развитие.

Платон и Аристотель

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Данный материал представляет взгляды философов на окружающий нас мир, как на тот мир в котором мы живет, так и на общественные отношения и человека, как часть данного мира.

Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.


Первые представления о бытии сформировались в древ­ней философии. Так, Парменид — основоположник учения о бытии — учил, что бытие — это сущее (существующее), и кро­ме него ничего больше нет. Бытие чем-то похоже на большой неподвижный и наполненный шар с темной и светлой сто­ронами.

Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкива­ние и соединение различных атомов порождает многообра­зие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляю­щее собой пустое пространство.

Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бы­тие, бледная тень мира идей.

Русская религиозная философия при исследовании бы­тия активно использовала основные положения христиан­ства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслите­лей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не толь­ко Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира матери­ального и духовного, земного и божественного.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ


Бытие в его современном философском понимании — это все то, что реально существует. Бытие включает в себя че­тыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие обще­ства, 3) духовное бытие, 4) бытие человека.

Рассмотрим особенности бытия различных форм.

Бытие природы

Отличие бытия мира культуры от бытия природных ве­щей - это не только отличие искусственного от естественно­го. Главное отличие в том, что бытие второй природы есть социально-историческое бытие.

Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимос­вязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергети­ческий, экологический и т. д. При сравнении первой и вто­рой природы обнаруживается не только их единство, но и их различие. Первая природа в целом — безграничное, непрехо­дящее бытие, где существование отдельного человека явля­ется моментом времени. Вторая природа — бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием.

Первая природа — мир бесконечный, необозримый, неис­черпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой его части.

Вторая природа - мир, где не перестают действовать за­коны первой природы, но они связаны с человеком, прояв­ляются через социально-преобразующую деятельность лю­дей. Поэтому вторая природа не может считаться совершен­но независимой от бытия человека.

Бытие общества

Бытие общества представляет собой устойчивую систе­му социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных обще­ственных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.

Данная форма бытия проявила в последнее время сле­дующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация.

Технологизация означает, что в составе социального бы­тия все больший вес набирают технические средства адап­тации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.

Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смеща­ется активность людей. Структуру социальной реально­сти начинают определять не вещные (сырьевые, энергети­ческие и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взры­вообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру соци­ального бытия, увеличивая в нем долю и значение немате­риальных компонентов.

Духовное бытие

Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализиро­ванного духовного и бытие объективированного духовного.

Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное.

Бытие объективированного духовного — это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведе­ния, ценностей, нравов, мотивов и т. д., оторванных от ин­дивидуального бытия человека. Платон приводил такой ин­тересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготов­ления и работы) непреходяща в том смысле, что может слу­жить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изгото­вить.

А существует ли идеал красоты, справедливости, исти­ны? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщен­ные представления, критерии и нормы, регулирующие про­цессы художественного, нравственного и научного творче­ства.

Бытие человека

Первая предпосылка существования человеческого тела — удовлетворение необходимых материальных потребно­стей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жили­ще и т. д. Это право человека на жизнь в прямом смысле сло­ва. Но человек должен удовлетворять и духовные потребно­сти. У человека есть то, что материализм называет психи­кой (чувства, эмоции, настроения, переживания и т. д.), а идеализм и религия более емко — душой. Бытие отдельного человека — единство тела и души.

МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ


Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили назва­ние философский монизм (от греч. monos — один, единствен­ный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный). И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный).

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различ­ных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма рас­пространенных подхода к пониманию природы субстан­ции — материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материа­лен, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наибо­лее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Ми­летской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его после­дователей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


В истории философии понятие материи возникло в свя­зи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в антич­ности породили стремление найти устойчивую, сохраняю­щуюся при любых изменениях конечную основу многооб­разных вещей и явлений — субстанцию. Отождествляя ее с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из элементов которой образуются все вещи. Так, ионийская философия (VII — VI в до н.э.) пыталась све­сти бесконечное многообразие видимого мира к одному об­щему конкретному началу: Фалес к воде, Анаксимен — к воз­духу, Гераклит - к огню. Однако тот факт, что каждый фи­лософ признавал свое особое начало, опровергал принципи­альную установку ионийской школы. Любое из начал каза­лось одинаково правомерным и нельзя было выделить пред­почтительное. Но в то же время ни одно из них не было до­статочным для объяснения всего существующего.

Новой синтезирующей попыткой найти начало всех ве­щей, не сводя их к одному единому, явилось атомистиче­ское учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Уче­ние об атомах было одним из самых плодотворных завоева­ний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атоми­стическая идея просуществовала более 20 веков. Она по­зволяла объяснить множество природных процессов. До­статочно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, пе­риодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что ато­мистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и дру­гую идею, которая получила развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ


МАТЕРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕРИЯ


Материю следует рассматривать прежде всего как суб­станцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка оты­скать материю вообще как некое вещественное или бесте­лесное первоначало. Когда ставится цель отыскать едино­образную материю как таковую, то создается ситуация на­подобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.

Здесь материя определяется через сопоставление духов­ного и материального. Материя как таковая вечна, суще­ствует вне человеческого сознания и совершенно безразлич­на к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тожде­ственна природе. Понятие же материи — только приближен­ное отражение этой объективной реальности. То есть поня­тие материи вообще — не формальное обозначение, не услов­ный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, суще­ствующая во всем и порождающая все существующее.

Итак, материя — прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощуще­ния (разумеется, чувственное отражение может быть непо­средственным или опосредованным приборами — будь то ми­кроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определе­ние материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса фило­софии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является пер­вичной по отношению к сознанию. Она не предполагает ни­какой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъ­естественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реали­зует свою сущность через бесконечную совокупность кон­кретных существований, начиная от элементарных объек­тов неживой природы и кончая сложнейшими социальны­ми системами.

Основные свойства материи

Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать неза­висимо от сознания человека.

Кроме этого свойства, материя обладает фундаменталь­ными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отраже­ния. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкрет­ных проявлениях изучается естествознанием, которое от­крыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохране­ния массы, закон сохранения электрического заряда и т. д.

Всей материи присуще также свойство отражения. Отра­жение есть способность любой материальной системы фикси­ровать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фик­сирует следы прошедшего по нему человека, камень приобре­тает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наи­более ранней формой отражения является отражение в неор­ганической природе. Оно имеет здесь свои особенности.

Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь пере­распределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в из­бирательности, в сохраняемости и т. д.

Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплете­но в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в не­живой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме.

обрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались мно­гие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание.

СТРУКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА


При самом общем подходе в структуре материального мира выделяют следующие основные формы материи: 1) не­органическую (система неживой природы); 2) органическую (все биологические системы); 3) социально организованную (человек, различные виды общественных систем).

Система неживой природы - элементарные частицы (включая античастицы), атомные ядра, атомы, молекулы, макроскопические тела, Земля, Солнце, Галактика, Мета­галактика, граница и структура которой еще не установле­ны и т. д.

Система живой природы - молекулы ДНК и РНК как носи­тели наследственности, комплексы белковых молекул, клет­ки, ткани, организм в целом. Сюда относятся семейства орга­низмов, различные популяции животных и вся биосфера.

Социально организованная система - человек, семья, различные коллективы (производственные, научные и др.), государство, общество в целом.

Из биологических и социальных систем материи нам из­вестны только те, которые представлены на Земле. Хотя не ис­ключено, что в других планетных системах бесконечной Все­ленной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может.

Все три указанные формы материи можно классифици­ровать и по структурным признакам. Это прежде всего ве­щество — совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элемен­тарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. К невещественным формам материи относятся элек­тромагнитное поле, кванты, которые никогда не бывают в состоянии покоя. Есть много теоретических данных в поль­зу того, чтобы считать гравитационное поле особой формой материи. Невещественные формы материи не обладают ко­нечной массой покоя, они имеют лишь массу движения.

По современным представлениям, материя выступает в единстве прерывных (дискретных) и непрерывных (волно­вых) свойств. Внутренняя противоречивость лежит уже в основе материи, ибо каждая элементарная частица суще­ствует как единство корпускулярных и волновых свойств. То есть установлено, что материя может существовать в фор­ме вещества и поля. Поле стали рассматривать как физи­ческую реальность. Современной физике известны элек­тромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля пере­дают взаимодействия между частицами вещества. В изуче­нии полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты.

Было установлено, что частицы подчиняются специфи­ческим закономерностям и прежде всего соотношению не­определенностей. Невозможно измерить координату и им­пульс микрочастицы одновременно. Этот эффект объясня­ется двойственной природой микрообъектов.

Свойства поля:

Поля порождаются наличием частиц.

Нет локализации в пространстве. Нет границ, хотя действие может быть столь малым, что в практических рас­четах им можно пренебречь.

Суперпозиция. Накладывание одного поля на другое.

Поле сплошь заполняет ту область, в которой оно нахо­дится.

Поле имеет квантовую природу.

Распространение осуществляется со скоростью света в вакууме.

Поле не обладает массой покоя. Оно характеризуется динамической массой, сопоставимой с энергией.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Читайте также: