Современная музыка китая доклад

Обновлено: 05.07.2024

Китайское музыкальное искусство формировалось на протяжении многих тысячелетий под воздействием различных направлений музыки как исконно китайской, так и соседних с Китаем регионов: Центральной Азии, Индии, Монголии. Кроме того в Китае проживают различные нации и народности, которые также внесли вклад в развитие традиционного китайского музыкального искусства.

Как и все в Китае, музыка неразрывно связана с китайской философией. Многие направления были сформированы буддийскими и даосскими монахами и развивались как часть религиозной доктрины. Например, последователи Конфуция считали, что музыка играла огромную роль в политической жизни страны, она способствовала объединению нации, ее духовному обогащению. В даосизме музыка способствовала слиянию человека и природы, а буддисты с помощью музыки постигали суть мироздания. Таким образом, на протяжении нескольких тысяч лет музыка было неотъемлемой частью жизни китайского народа.

По своему характеру китайская музыка отличается нежными звуками, напоминающими журчанье ручья или пение птиц. Многие средневековые китайские музыканты специально имитировали звуки природы, тем самым создавая гармонию музыки и природы. В отличие от той же европейской музыки, китайские мелодии – это мелодии одного звука и его вариаций. Музыканты могут в течение нескольких часов проигрывать один и тот же звук в различных тональностях и на различных инструментах, при этом вам будет казаться, что вы слышите полноценную мелодию из нескольких разных звуков.

Что касается музыкальных инструментов, то это целая отдельная субкультура. Первые музыкальные инструменты: гуцинь и бамбуковая флейта появились в Китае в III тысячелетии до н.э. Эти музыкальные инструменты считаются древнейшими в мире.

Одним из самых удивительных видов китайской музыки является игра на барабанах. В древности барабанным боем сопровождались военные парады и походы. Очень часто определенный ритм барабанов использовали для устрашения врагов. Сегодня звучание барабанов можно услышать во время традиционных китайских праздников, когда шествие барабанщиков превращается в настоящее театральное представление.

Китай – самобытная страна, и это проявляется во всех ее составляющих, в том числе и в музыкальной культуре. Туристов, которые знают толк в музыке и хотят новых ощущений на этом фронте, туры в Китай приятно удивят.

Традиционная китайская музыка очень не похожа на все, что привыкли слышать уши представителей западной цивилизации. В ней играют национальные музыкальные инструменты, и прослеживается особая постановка выступлений.


Зарождение и развитие китайской народной музыки

Правление династии Хань и Чжоу было благоприятной эпохой для развития музыкального института в Китае. Специально назначенные чиновники занимались сбором фольклора. Серьезное воздействие не музыку в это время оказывало конфуцианство, часто в произведениях этого времени можно услышать церемониальные и религиозные нотки.


Губной орган (шэн)

В эпоху династии Тан и Сун музыкальная наука продолжала развиваться. Композиторы писали гимны, произведения для широкой и узкой публики, лирику, воспевал китайский народ, красоту природы.

VII-XI века примечательны появлением в Китае музыкального театра и традиционной китайской оперы. Спектакли представляли собой комплексные выступления, включавшими танцы, музыку, костюмы, диалоги и актеров.

Вплоть до XVII века музыка Китая развивалась в замкнутой среде. Зародившиеся тысячелетия назад традиции трансформировались в скудные жанры, мало отличавшиеся друг от друга, и только к началу XVIII столетия начались подвижки в формировании новых направлений музыки.

К XX веку Китай стал активно заимствовать западные веяния в музыке, сохраняя при этом исключительную аутентичность. Вплоть до начала нового тысячелетия в Поднебесной появилось несколько сотен музыкальных жанров, так или иначе, имеющих основу в традиционной народной культуре.


Китайские народные инструменты

Дицзы

Дицзы, или просто Ди – это деревянная поперечная флейта, активно используемая практически во всех направлениях китайской музыки. По легенде, инструмент был создан специально для Жёлтого императора Хуанди. Существует несколько вариантов флейты Ди – их изготавливают из дерева, кости и даже нефрита.

Китайский губной орган, или шэн, является одним из символов традиционной музыки Поднебесной. Классический орган шэн имел 12 октав звучания, благодаря трубочкам, изготавливаемым из бамбука. Современные инструменты выполнены из металла, их делят на три типа по высоте звука – верх, альт и бас.

Пожалуй, самый известный из китайских народных инструментов, первые столетия своего существования использовался лишь для церемоний и ритуалов. Сейчас гонг имеет более 30-ти разновидностей, каждая из которых является атрибутом своего музыкального жанра – от классики до экспериментального рока.


Китайская скрипка (эрху)

Пайсяо

Китайский вариант панфлейты – пайсяо – был изобретён ещё во II тысячелетии до н.э. До наших дней инструмент дошёл практически в неизменном виде – 12 бамбуковых трубочек образуют единую флейту с мягким, но глубоким звучанием.

Гуань

Ближайший китайский родственник гобоя. Гуань – это язычковая флейта, изготавливаемая из бамбука или других пород дерева. Классический инструмент имеет ряд из 9-ти отверстий, хотя в последнее время стали популярны и укороченные варианты гуаня.

Традиционная китайская скрипка с двумя струнами. Звучание максимально близко типичным смычковым инструментам с высоким строем. В настоящее время один из самых востребованных инструментов на всей территории восточноазиатского региона. Нередко эрху можно услышать и в музыке западных фолк-групп.


Цисяньцинь


Китайская лютня (пипа)

Современные жанры китайской музыки

Джунго Фэн

Современный жанр китайской музыки – Джунго Фэн – появился в самом начале XXI века. По сути – это смесь всех популярных жанров Запада с уникальным азиатским колоритом. Строгих рамок стиль не имеет и сильно зависит от сиюминутных модных течений.

Менгу Минге

Монгольский стиль – Менгу Минге – несмотря на близость культур двух народов и целый регион Внутренней Монголии для большинства китайцев – экзотика. Для Поднебесной этот жанр часто встаёт на одну ступень с европейским фолком, хотя по своему звучанию и сценическому антуражу это, безусловно, азиатская эстетика.

Сиань Минге

Традиционные напевы Тибета к концу XX века превратились в один из жанров китайской поп-музыки. Сиань Минге теперь – один из самых востребованных стилей эстрады от регионального уровня – до государственных концертов. Певучие мелодии Тибета нередко используются в различных китайских школах вокала.

Дайцу Минге

Традиционный жанр провинции Юньнань – Дайцу Минге – это мажорные песни и инструментальные композиции для быстрых танцев. Частый элемент исполнения – смешанный хор из мужских и женских голосов. Фирменным инструментом жанра является флейта хулуси.

Лао Шанхай

Гантай Гекю

Термин Гантай Гекю – фактический синоним китайской эстрады, исполняемой на кантонском или мандаринском наречии. Долгое время два варианта текстов были непримиримыми конкурентами, сейчас же наблюдается ослабление противоречий и некий симбиоз диалектов. На официальных концертах Пекина преобладают песни, написанные на мандаринском диалекте, кантонское же наречие ближе Гонконгу или Шанхаю.

Сяонань Миняо

Китайская студенческая песня – Сяонань Миняо – это уникальное явление в национальной музыке, сравнимое лишь с культурой советских бардов. По сути – это один из аналогов авторской песни, исполняемой под аккомпанемент акустической гитары с минимальным привлечением других инструментов. Тексты песен различны – от романтики до протеста.

Сибэй Фэн

Основанный на северо-западной музыке Китая жанр Сибэй Фэн впитал в себя традиции региональной оперы и заимствований из европейской культуры. Отличительная черта – насыщенная ритм-секция и яркие тексты на остросоциальные темы. Жанр часто называют китайским вариантом американского поп-рока.

Яогун

Китайским словом яогун принято называть рок-музыку во всей её проявлениях – от классического рок-н-ролла до тяжёлого металла. Появился этот жанр в Китае относительно поздно – лишь в конце 1980-х, но с развитием культуры мгновенно стал популярным. Сейчас в жанре яогун работает несколько тысяч групп и сольных артистов по всей стране. В Пекине и других городах основаны целые школы, готовящие музыкантов этого жанра.

Сяо Циньсинь

Появившийся в середине 2000-х жанр Сяо Циньсинь стал своеобразным ответом китайской молодёжи на появление культуры хипстеров. В основе музыки Циньсинь – минималистические аранжировки и сентиментальные тексты о любви и современном мире. Из западных жанров максимально близкий – инди-поп.

Музыкальная культура Китая начала зарождаться около 4 тысяч лет назад. Истоками её считаются племенные пляски, песни, а также различные ритуальные формы в обрядах.

Особенности и стилистика китайской музыки

Европейские народы издавна удивлялись культуре Востока, находя её дикой и непонятной. Такому мнению есть объяснение, ведь китайская традиционная музыка имеет яркие отличительные черты, среди которых:

Героические настроения, четкий ритм, простота музыкального языка, характерны для северной традиционной музыки Китая. Южные же песни радикально отличались – произведения наполнялись лирикой, утонченностью исполнения, в них использовался пентатонический звукоряд.

великая китайская стена

В основе китайской философии лежит гилозоизм – учение, подразумевающее всеобщую одушевлённость материи. Это отражается и в музыке Китая, главная тема которой – единство человека и природы. Так, согласно представлениям конфуцианства, музыка являлась важным фактором воспитания людей и средством достижения общественной гармонии. Даосизм отводил искусству роль фактора, способствующего слиянию человека и природы, а буддизм выделял мистическое начало, помогающее духовно совершенствоваться личности и постигнуть сущность бытия.

Разновидности музыки Китая

За несколько тысячелетий развития восточного искусства сформировались следующие виды традиционной музыки Китая:

  • песни;
  • танцы;
  • китайская опера;
  • инструментальная произведения.

Стиль, манера и красота исполнения никогда не являлись главными аспектами китайских народных песен. Творчество отражало особенности регионов страны, образа жизни народа, а также удовлетворяло пропагандистские нужды правительства.

Танцы стали отдельным видом китайской культуры лишь в VII-XI веках, когда развитие получили театр и традиционная опера. Исполнялись они как ритуалы или спектакли, зачастую при императорском дворе.

Китайская традиционная скрипка эрху и фортепиано

Жанры китайских песен

Позже песен стало больше с точки зрения тематики. Они подразделялись на:

  • трудовые песни (сопровождавшие полевые работы, рыбацкую деятельность, ходьбу носильщиков);
  • протестные (разоблачающие взяточничество, жестокость помещиков);
  • любовные и семейные (об отношениях мужчин и женщин, их жизни; в новых песнях отражено изменение семейного уклада после революции);
  • игровые, шуточные (описываются забавные ситуации, радостные моменты);
  • лирические (описывает конкретное событие, делая его понятным всем слушателям; в лирических китайских песнях у героев отсутствуют имена).

Жанры китайских танцев

Классифицировать данный вид искусства сложнее всего, поскольку в Китае проживает порядка 60 этнических групп, каждая из которых имеет уникальные народные танцы.

китайский танец тайзицюань

Современные китайские народные танцы дракона исполняются десятками мужчин, что держат на палках облегченную конструкцию дракона. В Китае существует более 700 видов этого действа.

К интересным китайским танцевальным жанрам можно отнести ритуальные разновидности. Они делятся на три группы:

  1. танец йи, являвшийся частью конфуцианской церемонии;
  2. танец нуо, при помощи которого изгоняются злые духи;
  3. цам – танец из Тибета.

Интересно, что традиционный китайский танец используется в оздоровительных целях. Нередко он включает элементы восточных боевых искусств. Классическим примером является тайцзицюань, которым занимаются тысячи жителей Китая по утрам в парках.

Народные музыкальные инструменты

Музыка Древнего Китая насчитывала примерно тысячу различных инструментов, большая часть которых, увы, канула в лету. Классифицируются китайские музыкальные инструменты по виду звукоизвлечения:

  • струнные щипковые инструменты: саньсянь, гучжэн, кунхоу, люцинь, пипа с разным количеством струн;
  • струнные молоточковые инструменты: чжу – наподобие цимбал;
  • струнные инструменты со смычком: эрху, даху, лэйцинь, чжунху;
  • деревянные духовые инструменты: гуань (род гобоя), дицзы (бамбуковая флейта), шэн (губной орган, проще – своеобразная губная гармошка);
  • ударные инструменты: гонг (металлический диск), пайгу (барабан типа литавр).

национальные инструменты китая - скрипка эрху и флейта дицзы

Место народных музыкантов в культуре Китая

Исполнители, новившие в своем творчестве традиции народа, играли при дворе существенную роль. В летописях о Китае времен V-III веков до нашей эры музыканты изображались как носители личных добродетелей и политически грамотные мыслители.

В эпоху династии Хань до периода Южного и Северных царств культура пережила общий подъем, а музыка конфуцианских церемоний и светских увеселительных мероприятий стала ключевым видом придворного искусства. Учрежденная при дворе специальная палата Юэфу вела сбор народных песен.

китайские инструменты: лютня пипа и губной орган шэн

С V века нашей эры развивалось оркестровое исполнение китайской традиционной музыки. Коллективы насчитывали от 300 до 700 исполнителей. Оркестровое творчество повлияло на дальнейшую эволюцию народных песен.

Начало правления династии Цинь (XVI век) сопровождалось общей демократизацией традиций. Внедрялась музыкальная драма. Позже в связи с осложнением внутренней политической обстановки наступил период упадка, придворные оркестры были распущены. Тем не менее, культурные традиции продолжают жить в трудах сотен выдающихся исполнителей народных песен.

Это течение китайского рока получило поэтическое название "Северно-западный ветер". С тех пор, как считают музыкальные критики, рок материкового Китая пережил рассвет, упадок и возрождение. Мы не будем исследовать всю его извилистую траекторию, просто послушаем китайский рок в его относительно современном состоянии на примере группы Тункуде синьян (Страдающая вера):

В 2001 году была собрана группа 12 Girls, продвигающая жанр синь миньюэ (буквально - "новая народная музыка"). Красивые девушки-виртуозы играют китайскую традиционную музыку в современной обработке:

Можно выделить на китайском музыкальном рынке сегмент интернет-музыки: исполнители записывают и выкладывают в интернет свои песни или каверы и становятся чрезвычайно популярными, продолжая карьеру уже как настоящие звёзды шоу-бизнеса. Один из них - певец под псевдонимом Дао Лан, занимавшийся музыкой без особого успеха и внезапно ставший известным благодаря интернету и песне "Первый снег 2002-го":

Ещё одно заметное явление это индустрия так называемых поп-идолов, полностью скопированная с корейского кей-попа (K-pop) и японского джей-попа (J-pop). Этих ребят ни с кем не перепутаешь, у них специфическая внешность и хореография. Ещё одна характерная черта этого конвейера звёзд - существование особой фанатской субкультуру. Обычно поп-идолы выступают в составе бой- и гёл-бэндов. Одна из таких групп SNH48 - масштабный проект, через который прошло столько участниц, что какая-нибудь ВИА ГРА на её фоне это песчинка на берегу Ганга:

Бойбэнд EXO - это корейско-китайский проект, тоже весьма многочисленный. Его подразделение EXO-M поёт на китайском. Если вы не девочка младше 14, следующее видео вам смотреть не стоит:

Гонконгский Cantopop, такой же разнообразный и, возможно, более вестернизированный, в нашей подборке представляет певица с загадочным сценическим именем G.E.M.

Тайваньская популярная музыка на тайваньском диалекте называется Hokkien pop. Тайваньская певица Дженни Се популярна и на Тайване и на материке:

Один из самых популярный певцов последних лет в Китае Сюэ Чжицянь, он же Jocker Xue, является вдобавок преуспевающим продюсером и автором песен. Китайцам нравятся его сентиментальные баллады, а я, честно говоря, засыпаю с первых аккордов.

В заключение посмотрим видео перспективной представительницы молодого поколения си-попа Чжао Фанцзин:

Если вам понравилась публикация, нажмите, пожалуйста, кнопку "нравится":)

Жанры китайской музыки никогда не основывались исключительно на стиле и манере исполнения. Как правило, они отражали географические различия, особенности образа жизни и уровень развития технологий в обществе, а также удовлетворяли пропагандистские нужды правительства.

Можно по-разному относиться к этому высказыванию, но факт остается фактом: музыка в Китае является частью образа жизни, а не движущей социальной силой.

В данной статье описаны музыкальные жанры, характерные для Китая и особо популярные в Пекине.

Каждому описанию соответствуют примеры композиций – музыкальные клипы – однако, чтобы не перегружать страницу, мы разместили их на отдельных страницах. Кликая по ссылкам, вы можете самостоятельно оценить то, о чём говорится в статье. Если какое-то видео вдруг не работает, напишите нам об этом в комментариях – обязательно исправим.

Zhongguo Feng (китайский wave, китайская волна) 中国风

Menggu Minge (монгольская народная песня) 蒙古民歌

Существуют группы, такие как Хангай (Hanggai) и Ацзиньай (Ajinai), играющие западную экспериментальную рок-музыку с монгольским колоритом, например, они используют моринхуру (скрипка с головой коня на грифе) и горловое монгольское пение под рок-аккомпанемент.

Xizang Minge (тибетская народная песня) 西藏民歌

Са Диндин, на самом деле истинная дочь народа хань (основная национальность Китая), является обладателем премии BBC Radio 3 за 2008 год в области мировой музыки и претендует на звание восходящей звезды тибетской народной песни. Тексты ее песен содержат и тибетский, и санскрит, и, в добавок, язык собственного сочинения, а выступления заимствуют элементы поклонов тибетских паломников, включающие ползание на четвереньках.

Daizu Minge (песни народа Дай) 傣族民歌

Проживающая, в основном, в провинции Юньнань, граничащей с Бирмой и Лаосом, этническая общность Дай славится своим собственным стилем музыки, представляющем из себя веселые мелодии, мягкие хоровые напевы и звуки хулуси (тыквенной флейты) — этот инструмент настолько хорошо закрепился в образе провинции, что его можно услышать практически в каждом юньнаньском ресторане Пекина.

Er ren zhuan (северо-восточный дуэт) 二人转

Песни с вкраплениями вульгарного юмора так же звучали с пекинской рок-сцены, например, в исполнении альт-рок группы Second Hand Rose ( 二手玫瑰 ).

Lao Shanghai (музыка старого Шанхая) 老上海

Gangtai Gequ (КантонПоп и МандаринПоп) 港台歌曲

Хотя кантонская и мандаринская (путунхуа) популярная музыка — это по сути два отдельных жанра, оба они берут истоки в старой шанхайской музыке. Многие из первого поколения певцов и композиторов эмигрировали в Гонконг или Тайвань после образования КНР в 1949 году, но сохранили шанхайское наследие. Хотя материковый Китай в настоящее время практически весь говорит на путунхуа, Тайвань по-прежнему является родиной множества МандаринПоп звезд. Несмотря на то, что звезды из Гонконга имеют немало почитателей в кантоно-говорящих регионах, таких как провинции Гуандун и Гуанси, КантонПоп постепенно теряет популярность в остальной части страны.

Xiaoyuan Minyao (народная студенческая песня) 校园民谣

Народная студенческая песня возникла в университетских городках Тайваня в 1970 году — в те времена местные народные музыканты были вдохновлены американскими протестными исполнителями, такими как Боб Дилан и Джоан Баэз. Жанр перешагнул через пролив в начале 90-х, когда пекинцы Гао Сяосун ( 高晓松 ) и Лао Ланг ( 老狼 ) объединились, чтобы создать несколько классических композиций. Студенческие песни в Китае в основном о невинной любви и студенческой жизни, исполняются они обычно под аккомпанемент акустической гитары.

Junlǚ Gequ (военные песни) 军旅歌曲

Большинство китайских военных песен, как правило, патриотические и поются хором бравых мужчин, хотя самые популярные из них часто довольно мягкие благодаря любви населения к самой идее отказа от семейной жизни ради службы в армии. Такая жертва также прославляется государственными СМИ.

Hong Ge (революционные песни) 红歌

Как следует из названия, эта классификация больше о содержании, чем о музыкальном стиле. Большинство революционных песен было написано в пропагандистских целях во времена Второй мировой войны и культурной революции (1966-1976), они регулярно транслируются государственными СМИ с 1949 года.

Xibei Feng (северо-западный wave) 西北风

Северо-западный Китай бесконечно страдает от засухи, но между тем его пустынные плато являются богатым источником музыкальных стилей: от традиционной Цин Цян (древняя опера с кричащим вокалом и тяжелыми ударными, удивительно похожая на рок-музыку) до урезанных любовных баллад.

Jingyun Dagu (пекинская повествовательная опера) 京韵大鼓

Цзинюнь Дагу — это форма искусства, в котором исполнитель поет, или, скорее, рассказывает истории на пекинском диалекте под бой ручного барабана и протяжные звуки трехструнного инструмента саньсянь ( 三弦儿 sānxiánr ).

Yaogun (рок-н-ролл) 摇滚

Xiao Qingxin (бохо-шик, немного свежести) 小清新

Читайте также: