Отношение родителей к неудачам ребенка доклад

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. В рамках теоретического педагогического исследования анализируются социально – психологические особенности взаимоотношений родителей и детей дошкольного возраста. Проведен исторический обзор научных представлений зарубежных и отечественных ученых по данному вопросу. Сделан вывод, что в большинстве семей преобладает благоприятный и выражающий одобрение характер поведения с ребенком.

Ключевые слова: педагогика, личность, гуманное воспитание, дошкольный возраст.

В последнее время значительно возросло внимание к такому сложному вопросу, требующему определенных теоретических и практических решений, как детско-родительские отношения. Вынужденная потребность родителей в добывании материальных средств и как следствие их чрезмерная занятость и загруженность на работе, уменьшение времени, располагающего досугом, становятся причиной ухудшения физического и психического состояния родителей, их чувства острого недовольства, досады и гнева по отношению к своим детям. Родители, выражающие чувство усталости и чрезмерного напряжения, обнаруживают крайне суровые и резкие дисгармоничные детско-родительские отношения, наносящие вред физическому и психологическому здоровью ребенка, его спокойной, довольной и обеспеченной жизни. Большинство родителей понимают несовершенство своего воспитания и его недочеты. Но нередко они просто не владеют начальными, простейшими знаниями по педагогике, психологии, медицине для того чтобы решить возникающие проблемы.

Большинство западных авторов отмечают следующие величины, характеризующие основные свойства взаимной связи родителя с ребенком:

-право ребенка самостоятельно решать – наблюдение родителя с целью проверки (Е. Е. Маккоби, В. Шутц);

-нежелание родителей принимать своего ребенка, сближаться с ним – проявление доброжелательного отношения к ребенку (А. И Захаров, Д. Н. Исаев, А. Я. Варга);

-суровые, настойчивые и властные родители, обладающие большими запросами в отношении ребенка (Е. Е. Маккоби, Р. Коннер);

-чувство близости, преданности (Д. Боулби, Г. Т. Хоментаускас);

-непоследовательность – последовательность (Д. Боулби, А. И. Захаров).

Е. Е. Маккоби проанализировала способы родительского контроля и подчеркнула, что благодаря непрерывному и последовательному проверочному наблюдению родителей у детей проявляются следующие психические качества:

а) умение контролировать свои враждебные, агрессивные внутренние побуждения;

6) высокая самооценка в возрасте 10-11 лет;

в) энергичная деятельность, активность, проявляющаяся в способности ребенка заниматься уже начатыми и новыми делами с инициативой и настойчивостью, сохраняя общее хорошее настроение [3].

Э. Фромм указывал, что любовь матери к своему ребенку по сущности – это, несомненно, прирожденное и безоговорочное свойство, составляющее ее внутреннюю сущность и хранимое в глубине души. Отцовская же любовь, по его мнению, причинна, вызывается и ограничивается определенными условиями. Таким образом, согласно его мнению, мать выполняет функции природы, а отец - государства. С точки зрения Э. Фромма, отец любит своего ребенка за то, что ребенок удовлетворяет его отцовским ожиданиям, потому что подобающим образом выполняет возложенные на него дела и поручения, и по причине сходства ребенка с ним [5].

Отечественный психолог B.В. Столин рассматривал любовь как определенное свойство, сочетающее в себе симпатию, близость и уважение. Однако следует понимать, что само принятие не всегда непременно повлечет за собой любовь, и совсем не каждая любовь свидетельствует о проявлении положительного и дружелюбного отношения к другому человеку [1].

По результатам теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, можно судить о родительском отношении как о системе отличающихся по определенным признакам чувств, характера поведения и общения с ребенком, поведенческих стереотипов, используемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Данные по этим шкалам показывают, что родитель не проявляет высокой требовательности во взаимодействии с ребенком, не требует от него высокого уровня ответственности. Матери не применяют суровых, строгих мер, к ребенку, не устанавливают жестких правил во взаимоотношениях, не принуждают детей к чему-либо. Ребенок автономен, ему многое позволяется.

Таким образом, в большинстве семей преобладает благоприятное отношение к ребенку, выражающее согласие с ним и одобрение его действий, поступков и интересов. Родитель уважает и признает индивидуальность ребенка, его достоинства, положительные качества и ценность, принимает его таким, какой он есть, проявляет внимание к детским желаниям и стремлениям, одобрением побуждает ребенка к развитию самостоятельности, предприимчивости и способности рассуждать и действовать независимо.

1. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб. : Речь, 2006.

2. Варга А. Я., Введение в системную семейную психотерапию. – М. : Когито-Центр, 2011.

3. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями /авт. -сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014.

4. Смирнова Е. О. Детская психология : Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб. : Питер, 2009.

5. Фромм Э. Искусство любить. – М. : АСТ, Neoclassic, 2015.

6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка– Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима - удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

7 проблем детско-родительских отношений и способы их решения

Есть ли у вас проблемы в отношениях с ребенком? Наверняка, хоть одна — да наберется. И я скажу вам, что вы не одиноки! Проблемы детско-родительских отношений в семье — распространенный запрос, с которым современные мамы и папы приходят к психологу. Давайте разберем, почему они возникают, и как их решать?

Почему проблемы детей в современном обществе стали такими острыми?

01.jpg

Спросите у своих родителей про проблемы отношений в их семье — и с огромной долей вероятности вы услышите, что у них ничего такого не было. А правда ли это? Конечно, нет. Наши мамы и папы зачастую закрывали глаза на мелкие обиды, не придавали значения разногласиям друг с другом. Психологические проблемы детей, ребенка — если таковые обнаруживались — замалчивались, о них не было принято говорить в обществе. А психологи еще 20-30 лет назад воспринимались как какие-нибудь шарлатаны.

Только в последние годы о проблемах детско-родительских отношений в современной семье заговорили во всеуслышание. Причиной стало то, что новое поколение родителей научилось анализировать свои поступки и поведение детей. Тогда-то и оказалось, что сложности существуют, да еще и в немалом количестве! Как психолог, я назову те проблемы с ребенком, которые чаще всего встречаются лично в моей практике.

Самые распространенные проблемы современных детей и их родителей

От чрезмерного давления со стороны матери или отца страдает огромное количество детей. Нам кажется, что ограничивая свободу детей, направляя их по жизни, мы помогаем своим сыновьям и дочерям не допустить тех ошибок, которые допустили сами.

О том, что их ребенок — непослушный или абсолютно неуправляемый говорит едва не каждая семейная пара. Сначала не слушается маленький ребенок, затем — подросток. Родителей это выводит из себя, так как рушится привычный уклад их жизни.

Это наиболее серьезная проблема межличностных отношений в семье. Если один из родителей склонен к вспышкам гнева, применяет широкий спектр наказаний, то ребенок вырастает подавленным и запуганным.

  • Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

Родители предъявляют к ребенку завышенные требования , не соответствующие его текущему возрасту.

  • Проблемы семейных отношений в неполной отцовской семье

Как следует из названия, встречаются в семьях, где отец с матерью находятся в разводе, либо родители расстались еще до рождения наследника. Ребенок может винить в этом расставании себя, а в более сознательном возрасте взять на себя роль отсутствующего родителя.


Как решить проблемы с детьми?

Обозначив проблему, подумайте, что можно сделать, чтобы наиболее эффективно ее решить. Например, ваш ребенок не слушается — что с этим делать? Прежде всего, напомните себе, что дети — особенно в младшем возрасте — никогда не будут злить родителей специально. Может быть, сын или дочь хотят привлечь ваше внимание своими шалостями? Или прощупывают границы — что можно делать, а что уже под запретом? Мой совет, как психолога — не ругайте ребенка, который не слушается. Сначала поразмыслите над причинами поведения малыша, а затем объясните ему, что такое поведение вас расстраивает.

А вот другая сложность: уже подросшее чадо заявляет, что вы ему — не указ. Как себя вести если ребенок-подросток вас не слушается? Не ставить же его в угол! Дорогие девушки, прежде чем заявлять, что на вашей стороне огромный жизненный опыт, подумайте: ребенок имеет право допускать собственные ошибки. Я советую относиться к сыну или дочери как к личности и предоставлять им возможность проживать свою жизнь. Возможно, ваши опасения сбудутся — тогда в следующий раз чадо будет считаться с вашим мнением. А если ничего страшного не случится, и ребенок поступит по-своему, то будет благодарен за такую возможность, предоставленную вами.

Таким способом можно решить любые проблемы отношений в семье — гендерные, воспитательные и т. д.

рекомендуем
рекомендуем

А какие проблемы современного ребенка и способы их решения знаете вы? С чем сталкивалась ваша семья?

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Кононок Валерия Александровна, педагог-психолог городского центра психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Актуальность работы. В настоящее время наша страна столкнулась с множеством сложных социальных проблем. Это и детская преступность, и находящиеся в тяжелейшем состоянии системы образования и здравоохранения, и национальные проблемы. Но, пожалуй, важнейшая проблема, которая грозит качественно изменить всю нацию в целом, касается семьи.

Семья, как известно – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Семья как микросоциум - это единственно возможная и целесообразная среда психического, душевного выживания человека, способная обеспечить экологию рода человеческого.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Особенно важным это является в подростковом и юношеском возрасте. В этой связи оказание психокоррекционной и консультативной помощи подросткам и их родителям является важным фактором в налаживании детско-родительских отношений.

Таким образом, изучение отношений родителей и подростков является актуальной темой.

Объектом исследования являются подростки.

Предмет исследования – изучение отношения подростков к родителям из неблагополучных семей.

Цель исследования - отношение подростков к родителям.

  1. изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений;
  2. на основе анализа выявить особенности взаимоотношений подростков к родителям из неблагополучных семей.

Гипотеза исследования основана на том, что отношения подростков к родителям из неблагополучных семей имеет свои особенности и специфику.

Методологическая основа исследования. В основу работы были положены следующие авторы Абрамова Г.С., Беличева С.А., Выгодский Л.С., Горянина В.А., Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Куликова С. Н., Лисина М.И., Мардахаев Л.В., Мухина В.С., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л., Столяренко Л.Д., Урунтаева Г.А.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов и рекомендаций по теме, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте

1.1.Сущность отношений и специфика детско-родительских отношений

Учитывая большую и определяющую роль персонального опыта в развитии деятельности и отношений человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека определены общественно-историческим опытом, который появляется базой богатого внутреннего мира человека. Этот опыт, выступая системой временных связей человека, устанавливает и определенный характер его реакций на влияния окружающего мира и его как бы активное и независимое поведение.

Важность отношений между родителями и детьми притягивала к этой действительности интерес многих психологов самых различных школ и направлений.

Детско-родительское отношение - один из видов человеческих отношений. Это организация разнообразных эмоций родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, специфики их восприятия, постижения и оценок друг друга, а также база поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).

К.А. Абульханова-Славская определяет, базируясь на идеях С.Л. Рубинштейна [1, стр. 52], два типа отношений: функциональные отношения и отношения, основанные на утверждении ценности другого человека. В первом случае, другой человек играет как средство удовлетворения личных нужд, а отношения проходят лишь на поведенческом уровне, где в расчет берутся лишь действия партнера, а не его отношения. Чаще такое отношение именуют манипулятивным или игрой (по Л.И. Рюмшиной, Т.П. Скрипкиной), рыночным (по Е.Т. Соколовой, так как этот процесс взаимный). Во втором случае, один партнер к другому относится как к личности, то есть за ним признается вся общность человеческих прав и качеств, в том числе и право быть не похожим на меня, действовать в соответствии со своими пристрастиями, право на собственный жизненный путь [26, стр. 63].

У ребенка до 7 лет меняется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельности на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают: время возникновения данной формы общения; место, которое оно занимает в жизни ребенка; главное содержание потребности, которая удовлетворяется в ходе общения; ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослым; основные средства общения, с помощью которых осуществляются коммуникации с другими людьми [9, стр. 169].

Таким образом, главным фактором, воздействующим на становление активности, развитие самопознания и уверенности в себе, в подростковом возрасте выступает общение со взрослым. Именно взрослый инициирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

  • Выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;
  • Организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности. Ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;
  • Представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;
  • Организует совместную со сверстниками деятельности, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность.

Недооцениваение взрослым занятия ребенка повергает к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализовать его проекты. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживанием вырабатывание такого важного личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При ошибочном воздействии взрослых у детей 1 – 3 лет возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности. Инфантилизм проявляется как реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, избыток оценки и вмешательства. Синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным вниманием к делам ребенка. Ребенок создает видимость самостоятельности, когда длительное время что-то делает, но действия его остаются скудными и однообразными [8, стр. 25].

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение [3, стр. 82].

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа.

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий [32, стр. 53].

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

По мнению А. С. Спиваковской, выделяют также три спектра отношений, определяющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность. Сочетание этих аспектов отношений разрешает описать некоторые типы родительской любви.

Поэтому общение подростков и юношей со взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности [22, стр. 165].

Педагоги могут оказать огромное влияние на подростков. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаи­мопонимании, их общение глубоко и разносторонне. Учитель ста­новится для ученика одним из самых уважаемых людей, служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование его самосознания, целей и устремлений. Для учи­теля в подростковых классах особенно необходима эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, уравновешенность. Такие лично­стные особенности позволяют учителю быть открытым, строить от­ношения с учениками на основе понимания, истинного душевного тепла, терпимости и уважения. Подростки любят учителей вообще по-человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных (Ф. Райс).

Общение со сверстниками приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость. Это период, когда - потребность в обще­нии со сверстниками становится одной из центральных, а ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Благополу­чие в отношениях со сверстниками очень важно для подростка, для его психического развития. Отрочество сензитивно для развития средств общения. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с ми­ром. Известно, что те школьники, которые в 12—14 лет были ориен­тированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юноше­ском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимо­отношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных.

Иногда подростка привлекают ценности и установки одного че­ловека, а не целой группы. Этот человек — значимый другой — может быть близким другом, любимым учителем, звездой кино или спорта либо кем-то еще, чье мнение очень ценно для подростка. Здесь проявляется так называемая реакция имитации — подража­ние определенному лицу или образу. Влияние значимого другого обладает наибольшей силой именно в отрочестве, когда подросток активно ищет модели для подражания.

В подростковом периоде начинают формироваться сексуальные влечения, которые вначале могут характеризоваться определенной недифференцированностью (сексуальные переживания могут быть направлены на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола) и повышенной возбудимостью. Множество проблем подрост­кового периода связаны с ранним пробуждением сексуального чув­ства и первым сексуальным опытом подростков. Устойчивый и силь­ный интерес к сексуальным вопросам может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка (как реальных, так и вообража­емых), наличии у него переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками, интенсив­ном половом созревании. В таких случаях, тем более в тех, когда подросток рано приобретает сексуальный опыт, требуется особая помощь со стороны родителей, педагогов и психологов, заключа­ющаяся в первую очередь в установлении доверительных отноше­ний, нормализации отношений со сверстниками, нахождении сфер самоутверждения, развитии и укреплении чувства собственного до­стоинства, самоуважения.

1.2. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

В психическом развитии юноши определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Полученные в ходе исследований данные позволяют нам говорить о том, что современный юноша, в целом сохраняет эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, имеет место тенденция к некоторой отгороженности юноши от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей.

Как справедливо отмечает М. Кле, семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя их этого, становится очевидной взаимосвязь между социально-культурными изменениями и ослаблением референтной функции семьи. Таким образом, у современного подростка, по сравнению с подростком 70-80-х г., в большей мере затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации.

Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением с взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно. Круг взрослых ограничен у старшеклассников учителями, родителями, родственниками, соседями, родителями сверстников. Это объективно ограничивает возможности в удовлетворении стремления к общению со взрослыми, особенно на том уровне доверительности и интенсивности, который делает общение интимно значимым. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, информацию, связанную с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Очевидно, одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность (14, 5 – 17) В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности, в интимной реакции. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. С возрастом от 14 к 17 годам потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Главным образом понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания.

Взрослеющий ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. Но только при условии, что родитель не навязывает себя.

Итак, в процессе развития юношей их отношения с родителями изменяются, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, развитие когнитивных навыков приводит к тому, что юноша начинает иначе воспринимать своих родителей – он более (чем младшие дети) способен распознать в родителях обычных людей (с присущими им потребностями и чувствами), а не только те роли, которые они играют, выполняя свои обязанности в качестве матери и отца. Во-вторых, юноша меньше времени проводит с родителями. В-третьих, юноша начинают иначе воспринимать своих родителей и меньше времени проводить с семьей, повышается конфликтность их отношений с родителями.

Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в подростковом возрасте

2.1. Организация и методики исследования

Исследование проходило среди подростков и родителей из полных и неполных семей.

В соответствии с целью и задачами исследования подростки были разделены на 2 группы: 15 подростков из полных семей, 15 подростков из неполных семей, возраст испытуемых 14-15 лет, из них 17 мальчиков и 13 девочек. Исследование проходило на базе школы № 70.

В ходе исследования родители также были разделены на две группы, в первую группу вошли родители подростков из полных семей, во вторую группу – родители подростков из неполных семей (всего 30 человек), в возрасте от 36 до 45 лет, из них 10 мужчин и 20 женщин.

Целью исследования является отношение подростков к родителям из неблагополучных семей.

Задачами исследования стали:

  1. изучить теоретические аспекты детско-родительских отношений;
  2. на основе анализа выявить особенности взаимоотношений подростков к родителям из неблагополучных семей.

Гипотеза исследования основана на том, что отношения подростков к родителям из неблагополучных семей имеет свои особенности и специфику.

Согласно выдвинутой в исследовании гипотезы и поставленным задачам, были отобраны следующие методики:

Для исследования детско-родительских отношений были выбраны следующие параметры методики:

  1. Гиперпротекция (Г+)
  2. Гипопротекция (Г-)
  3. Потворствование (У+)
  4. Игнорирование потребностей ребенка (У-)
  5. Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+)
  6. Недостаточность обязанностей ребенка (Т-)
  7. Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+)
  8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-)
  9. Чрезмерность санкций (С+)
  10. Минимальность санкций (С-)
  11. Неустойчивость стиля воспитания (Н)
  12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)
  13. Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК)
  14. Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН)
  15. Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)
  16. Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)
  17. Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК)

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

В результате исследования по данной методике мы определим ьских чувств (РРЧ) ачами исследования

я рензультатов.елены на 2 группы: 15 подростков из полных семей, 15 подростко установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

На третьем этапе был проведен анализ и интерпретация полученных результатов.

2.2. Анализ результатов исследования

Анализируя результаты в группе родителей подростков из неполных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. были получены следующие данные:

Данные исследования родителей из неполных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.

Читайте также: