Советская эстрада 50 70 годов доклад

Обновлено: 25.04.2024

9 мая 1945 года война была закончена. Страна начала восстанавливать и развивать народное хозяйство, залечивать нанесенные веяной раны. Со­ветский народ во главе с Коммунистической партией приступил к мирному ч^идатэлт ^ому груду, к строительству развитого социалистического

период (1945—1952) перед всем советским искусством м в частности, встали задачи, связанные с переходxti к мир- f жнеи;. с необходимостью быстрой и решительной пер .строчки. На по-повседневный трудовой героизм советских людей, и

i ' уорялjcb персонажи, сюжеты, конфликты.

новых приемов для их воплощения не отменял опыта, г ^г^ч'р^хг 'iioi о з готворное влияние на развитие нашего общества, па уг в ских норм партийной жизни. Исторические успехи и на получили отражение в новой Программе партии Пр н| с тем его значение было намного шире: оно явилось признания высоких заслуг советской эстрады — искусстт

родного, утверждающего передовые идеи социалистически

В 60-е годы страна вступила в новый исторический nopi ванный построением развитого социалистического общестип грамма, принятая партией (1961), провозгласила курс ип коммунизма, на создание его материально-технической On

Среди множества важнейших проблем, поставленных i особое место отводится роли искусства в формировании чо/ нистического общества: «Советская литература и иокуестип, оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими рают большую идейно-воспитательную роль, развиниют человеке качества строителя нового мира. Они призшшы 1 ,— со свойственной ему страстностью утверждал Смирнов-Сокольский^

В целях дальнейшего развития эстрадного искусства в 1954 году вновь открывается Московский государственный театр эстрады. Укреплению авторитета эстрадных артистов и популяризации их программ способст­вовали передачи Всесоюзного радио. Могучим средством пропаганды эст­радного искусства становится и телевидение, все глубже входящее в жизнь.

Обновлению песенного репертуара во многом способствовала деятель­ность молодых талантливых композиторов А. Петрова, М Таривердиева, А. Пахмутовой, А. Островского, А. Эшпая, О. Фельцмана, Э. Колманов- ского, А. Бабаджаняна, а также обращение к песне поэтов Р. Гамзатова,Р. Рождественского, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, К. Мигу шежевой, К. Ваншенкина. Пристальное внимание сонетек ляют такие выдающиеся композиторы, как Т. Хреимикип, вич, Г. Свиридов.

I пи таких еще не решенных до конца проблем остается подготовка артистов. В течение ряда лет она велась лишь Всесоюзной твор- н'терской эстрадного искусства. А с 1961 года эстрадных артис-

0 готоиить Государственное училище циркогого искусства 4 J м'трпдмые отделения появились в Ленинградской консерватории, рмфичееком училище имени А. Вагановой и Институте театра, л кино; в Государственном институте театрального искусства

И. Луначарского была создана кафедра эстрадной режиссуры, нее :пч1 учебные заведения разрабатывают методику, эксперимент ни тетраде по-прежнему остро ощущается недостаток новых к имен, слабая подготовка артистов, прежде всего в области речеиых и вокальных жанров. «Главная наша беда — отсутствие

I и иррмшп оно стало называться Государственное училище циркового и эстрадного • г им 1 / 2 1 2 > Следующая > >>

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.
Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.

Оглавление
Файлы: 1 файл

эстрада 60-70 годов.docx

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии

культуры и искусств

кафедра режиссуры эстрады и театрализованных представлений

Эстрада 60-70 годов

Глава 1. Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)..5

1.1. Эстрадная музыка, как вид развлекательного музыкального искусства. 8

1.2. Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) на эстраде………………10

Глава 2. Развитие Рок-музыки и вокально-инструментальных ансамблей в России в 70-80-х годах………………………………………………………….. 16

Список используемой литературы…………………………………………….. 48

Актуальность выбранной темы. Одновременно с официальной советской эстрадой в 60-70-е гг. под влиянием творчества группы “Битлз” появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Они имели социальную направленность, что не давало им возможности существования в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя все проблемы организации концертов подобных ансамблей.

Основным местом проведения концертов были кафе. Развивается студийная деятельность, совершенствуется студийный аппарат.

Изыскиваются возможности неофициальной записи групп и распространения кассет. Учитывая возросший интерес к рок-культуре со стороны молодого поколения, государственные концертные организации приглашают на договорной основе подобные коллективы.

На базе же филармонических и государственных организаций создаются

ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), использующие репертуар советских композиторов и поддающиеся строгому репертуарному цензу со стороны государства.

Эстрада вступает в мир бизнеса. А для этого ей необходимы профессионалы, люди, умеющие организовать дело так, чтобы оно приносило прибыль не только артисту, группе, фирме, но и государству (в виде налогов).

Таким образом, возникший шоу- бизнес в нашей стране впитал в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по

правилам рыночных отношений.

Тема курсовой работы: Эстрада 70-80-х годов. ВИА на эстраде.

Объект исследования: Музыкальная эстрада 70-80-х годов.

Предмет исследования: становление советской эстрады.

Гипотеза исследования: заключается в том, что изучение творчества, истории образования и дальнейшей деятельности, эстрадных ВИА, рок-групп и эстрадных коллективов, так или иначе связанных с музыкальной деятельностью в будущем может помочь в организации различных музыкальных фестивалей, эстрадных концертов и непосредственно в деловом общении с менеджерами приглашаемых коллективов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Изучить творчество эстрадных ВИА 70-80-х годов.
  2. Рассмотреть этапы развития деятельности эстрадных ВИА.
  3. Рассмотреть специфику творчества отдельных эстрадных и рок коллективов как социально- культурный пласт, имеющий большое влияние на общество.

Методологическую основу исследования составляют концепции ,гипотезы ,опыт таких известных музыкальных критиков как Артемий Троицкий и Александр Житинский.

Методы исследования: литературный метод, системный метод, понятийно- терминологический метод, литературно- исторический.

Научная новизна исследования, заключается в том, что данная тема ещё никем не рассматривалась, хотя, я считаю, что мне как будущему специалисту необходимо глубоко погрузиться в творчество и историю эстрадных ВИА 70-80-х годов.

Достоверность исследования : В процессе изучения Эстрады 70-80-х годов. ВИА на эстраде, могу смело заявить, что исследование проделанное в данной курсовой работе достоверно. Настоящая курсовая работа вобрала в себя студенческую теорию а так же бесценный опыт известных деятелей музыкальной индустрии.

Теоретическая значимость исследования, заключается в том, что положения и выводы сделанные используемые в данной работе могут в дальнейшем применятся в теоретических работах другого масштаба, а так же на практике.

Практическая ценность исследования: Работа определена тем, что её положение и выводы могут применяться на практике. Собранный практический материал, теоретические положения и выводы рассчитаны на самый широкий круг лиц, интересующихся данной темой.

База исследования: Кафедра режиссуры эстрады и театрализованных представлений Восточно-Сибирской Государственной Академии Культуры и Искусств.

Основные положения, выдвигаемые на защиту курсовой работы:

  1. основными чертами советских ВИА являются: морализм, позитивность, простота мелодий, лёгкость.
  2. Отличительными свойствами советских ВИА являются: наличие широкой слушательской аудитории, развлекательный характер, лёгкодоступность.
  3. Основные различия между ВИА и Рок коллективами: ВИА создавались на базе Дворцов Культуры и поддавались жёсткому цензу со стороны правительства ( исполняли музыку советских композиторов и накладывали на неё стихи советских поэтов).
  4. Социально-культурная ценность ВИА как явления заключается в положительном влиянии на аудиторию, развитии морально- нравственных качеств, ну и наконец, её развлекательный характер.
  5. Основные функции творчества ВИА: развлекательная, мировоззренческая, морально- нравственная и поучительная.

Структура курсовой работы: Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Эстрадная музыка и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)

Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.

ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.

Несмотря ни на что, музыка в Советском Союзе была. Причем, с экранов телевизоров лилась одна музыка, а в подвалах и подворотнях звучала совсем другая. Эта, другая, несла в себе какой-то странный, пьянящий дух свободы, хотя сейчас уже не очень понятно, чем человек, слушающий Битлз, свободнее того, который слушает Аллу Пугачеву.




По ценности для меломанов и коллекционеров пластинки в то время делились на несколько внятных категорий. Первая, самая легкодоступная, это советская эстрада. Вторая, чуть посложнее, это музыка социалистических стран. Третья – издаваемая в СССР западная музыка, например, необъяснимо популярная в наших широтах немецкая группа Boney M. Потом – снова соцлагерный, но уже рок.


И пятая – запередельно недоступные западные группы, осуждаемые в советской печати, например, Led Zeppelin или Pink Floyd. И вот для первых двух категорий – советской и, скажем так, чешско-польской эстрады, существует магазин. Если изловчиться, в нем же можно купить, допустим, Boney M в русском дизайне. Для покупки дисков последних двух категорий надо было приложить некоторые усилия.







Здесь проблемы были те же: надувательство продавцов и милиция. Здесь, в отличии от центра, не было иностранцев, и органы уже не церемонились. Продавцов пластинок, этих тонких ценителей прекрасного, даже травили собаками, как матерых преступников.


Все стало меняться именно в 70-ые, тогда советская промышленность начала выпускать по миллиону магнитофонов в год. А магнитная лента это не пластинка, если пластинка стоила от 10 рублей до 100 и выше, то катушка с копией пластинки максимум 5 рублей, а то и вовсе ничего.







1970 стал годом, когда окончательно распались Битлз. История рок-музыки завершила этап формирования и приступила к активным боевым действиям, в том числе и на территории СССР. Появляются первые советские рок-группы. В маленькой кладбищенской церкви на Алабяна, в 1972 году действовал рок-клуб.


Это был разрешенный комсомолом и КГБ, может быть, для удобства наблюдения, островочек рок-музыки. Попасть туда на концерты было не реально. Машина Времени, тогда еще совсем юная, добилась выступления там с целью стать участником рок-клуба. Выступление их было чудовищным, сгорел басовый усилитель, но оно состоялось.


10 лет спустя, в 1981 году, в Ленинграде открылся Ленинградский рок-клуб. И до сих пор претендует на первенство. Никто с этим и не спорит, Ленинградский рок-клуб это действительно первый ленинградский рок-клуб в истории.


Перейдем к авангарду. Сталинский партийный идеолог Андрей Жданов говорил, что музыка в СССР должна быть такая, чтобы ее можно было напевать. А если не напевать, то и не музыка. В те, послесталинские годы с любыми экспериментами в искусстве было туго, вернее, никак.




С этого момента вся советская авангардная музыка попадает в полуопалу. Совсем запретить ее нельзя, но постепенно выдавить – можно. Получается, что в Советском Союзе есть какая-то несоветская музыка, которая не запрещена, но послушать ее невозможно. Зато вместо нее можно послушать музыку традиционную и очень всем надоевшую.


На Ленинском проспекте находится ФИАН (Физический институт Академии наук), в стенах которого работало наибольшее число нобелевских лауреатов. Советские физики всегда были самыми просвещенными и передовыми людьми страны, и живо интересовались искусством. В 1974 году в ФИАНе организуется Клуб камерной музыки.


В маленьком зале ФИАНа звучат самые передовые звуки, написанные лучшими русскими композиторами эпохи. Начальство собиралось эту лавочку сразу прикрыть, но задумалось, это же лучшие физики, они бомбу делают, а чтобы бомба получилась лучше, надо дать им возможность слушать музыку, которую нельзя напевать.




Так и жила Москва 70-ых, у всего было две стороны, как у пластинки. Диски, которые продают в магазине, и которые у магазина. Джаз, который музыка бедных, и он же музыка богатых. Рок, который нельзя, но если в подвале, то можно. Авангард, который не запрещен, но нигде не звучит. Потом кончился СССР, пришла свобода и все группы зазвучали изо всех углов. А потом кончилась музыка.


Исторический обзор развития популярной музыки в период 70-80-х годов. Новации в телевидении. Творчество исполнителей и музыкальных коллективов. Рассмотрение отрицательных и положительных явлений и их влияния на современную отечественную популярную музыку.

Рубрика Культура и искусство
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 15.06.2017
Размер файла 103,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ПОП-МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

популярная музыка новации телевидение

1. 70-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

1.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 70-х годов

1.2 Музыкальное телевидение 70-х годов

2. 80-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

2.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 80-х годов

2.2 Новации в музыкальном телевидении 80-х годов

ВВЕДЕНИЕ

Тематика данной работы посвящена последнему, завершающему периоду развития популярной музыки в СССР.

Актуальность исследования периода 70-х и 80-х годов прошлого столетия определяется многообразием и неоднозначностью происходящих в нем явлений. Среди многочисленных книг, статей и очерков, написанных критиками, музыкантами и журналистами, можно найти работы, посвященные различным коллективам, музыкальным направлениям и личностям того времени, однако трудно обнаружить достаточно объективные исследования всего периода, отражающие все, как положительные, так и отрицательные моменты.

Неоднозначность происходивших в то время музыкальных явлений заключается в сочетании несовместимых, на первый взгляд, вещей, таких как: музыкальная культура тоталитарного государства, пропагандирующая социалистическую идеологию, оригинальный и самобытный андеграунд, и протестное, почти диссидентское творчество бардов. По отдельности все эти тенденции советской музыки описаны в многочисленной литературе, но только в последнее время появляются попытки рассмотреть в них одно неразрывное целое в эволюции отечественной популярной музыки.

По прошествии периода полного отрицания всего того, что происходило в легкой музыке советского времени, у многих возникает огромный интерес к ней и желание переосмыслить ее роль.

Объектом исследования работы является популярная музыка 70-х 80-х годов во всех ее наиболее популярных в то время жанрах. Исследование выполнено в виде исторического обзора, кратких обобщений и выводов, описанных событий.

Предметом исследования выступает творчество исполнителей и музыкальных коллективов, а также рассматриваются музыкальные телепрограммы и конкурсы, имевшие наиболее важное значение.

Основной целью исследования является установление взаимосвязей в развитии популярной музыки в данный период.

Главная задача работы заключается в рассмотрении отрицательных и положительных явлений и их влияния на современную отечественную популярную музыку.

Теоретическая значимость раскрывается в хронологической систематизации описываемых событий и явлений в легкой музыке данного периода. Практическая значимость отражена в создании краткой информационной базы о легкой популярной музыке того периода для людей, интересующихся и занимающихся данной тематикой.

Работа состоит из:

Первая глава посвящена развитию советской популярной музыки в 70-е годы. Первая подглава - обзор творчества исполнителей и музыкальных коллективов, вторая подглава - некоторые аспекты музыкального телевидения 70-х годов.

Вторая глава включает в себя первая подглаву, посвященную развитию советской поп - музыки в 80-е годы, вторая подглава - наиболее значимые явления в музыкальном телевидении 80-х годов.

1. 70-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

1.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 70-х годов

Развитие любого периода в музыкальной культуре тесно взаимосвязано с социальными и политическими явлениями, происходящими в обществе, а так же с понятием моды в данный период времени. Советская поп - культура с конца 60-х и 70-е годы 20 - го века отражала все происходившие в то время явления в стране. Необходимо отметить, что на ход ее развития повлияли не только события, происходившие в стране, но и серьезные изменения в эстрадной культуре, произошедшие в США и Западной Европе.

Так же с этим периодом связано появление английских рок групп The Beatles и The Rolling Stones, повлиявшее на тенденции в музыкальной поп индустрии. На смену индивидуалистическому творчеству солистов пришло коллективное творчество группы единомышленников, отражавшее не только настроения молодых людей того времени, но и служившее определенным протестом против консерватизма старшего поколения.

На развитие отечественной поп культуры всегда влияли два фактора, такие как: модные тенденции, приходящие с запада и традиции, сложившиеся под влиянием идеологии внутри СССР.

В начале 70-х годов в СССР появилось огромное количество вокально - инструментальных ансамблей, так как у большинства молодых людей это ассоциировалось с творчеством группы The Beatles и многих других западных групп. Советское руководство активно поддерживало развитие ВИА, так как сама идея легко вписывалась в концепцию коллективизма. Поскольку в то время исполнители не могли исполнять собственные песни, основу репертуара официальных коллективов составляли произведения членов союза композиторов. Тематика разрешенных для исполнения песен часто носила патриотический характер (песни о войне, о комсомоле, строительстве БАМ и т.д.). Исполнение лирических и танцевальных песен строго регламентировалось художественными советами, существовавшими при филармониях и других концертных организациях, дающих право гастролировать по стране.

Для 70-х годов характерна появление музыкальных коллективов, отражавших стремление и вкусы молодежи того времени, и представлявших зарождающийся андеграунд. Это направление подпольных и полу - подпольных групп существовало параллельно с официальными коллективами, разрешенными властью.

Творчество таких групп часто начиналось с самодеятельных школьных ансамблей или творчества студентов различных вузов. Еще в конце 60-х годов появились такие коллективы как: Цветы, под руководством Стаса Намина, Скоморохи - созданная Александром Градским, характерной чертой для которых являлась попытка соединить индивидуальное творчество и традиции русской эстрадной музыки.

Необходимо отметить, что Стас Намин (это его творческий псевдоним) являлся внуком известного партийного и государственного деятеля сталинских времен Анастаса Микояна. Вероятно, эта его негласная принадлежность к золотой молодежи того времени давала ему чуть большую возможность знакомится с зарубежной музыкой и иметь более широкий музыкальный кругозор.

Его коллектив исполнял не только замечательные лирические песни, которые стали своеобразной классикой жанра и дожившие до наших дней, но и произведения популярных зарубежных исполнителей. Многие исследователи музыки того периода считают, что работа над исполнением зарубежных песен, а также над вокальными аранжировками, позволила зародиться традициям инструментального джазового пения, являющимися новыми для отечественной музыки.

Многие считают его одним из первых профессиональных рок - исполнителей на отечественной сцене. Обладая уникальным, сильным голосом, он вызывал огромный интерес у публики, несмотря на то, что исполнял песни, идущие в разрез с общепринятыми нормами советской песни.

Все это негативно повлияло на его официальную карьеру, так как его телевизионные и концертные выступления не приветствовались официальной властью.

Феномен Градского заключается в том, что не исполняя хитов и не стремясь к саморекламе в поп - музыке, его известность у любителей музыки сохранилась до наших дней.

«Многие советские композиторы - и маститые, и молодые - охотно доверяют свои песни ансамблю. С легкой руки "Самоцветов" получили широкую известность такие песни, как "Увезу тебя я в тундру", "У деревни Крюково" М.Фрадкина, "Не повторяется такое никогда", "Через две зимы, через две весны" В.Шаинского, "Мой адрес - Советский Союз" Д.Тухманова, "Горлица" О.Иванова, "Все, что в жизни есть у меня" В.Добрынина и другие… С первых дней создания ансамбля мы поставили себе целью пропагандировать только песни советских композиторов, - рассказывает художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист Удмуртской АССР Юрий Маликов. - Сначала это были в основном молодежные песни. Восемь лет назад вокально-инструментальные ансамбли только зарождались, и песни для них сочиняли лишь немногие композиторы. В большинстве своем - молодые. Отсюда и тематическая направленность песен.

Подпольная популярность этого коллектива была настолько велика в 70-е годы и растиражирована на любительских магнитофонных бабинах, что ее можно было сравнивать с популярностью появившейся в 1975 году Аллы Пугачевой. Ни одна школьная и студенческая вечеринка не обходилась без прослушивания их записей. Индивидуалистическое начало в тематике песен Макаревича привлекало молодежь и вызывало огромный интерес к закрытым выступлениям. В последующем благодаря сотрудничеству с различными режиссерами, музыкантами, а также записям песен к кинофильмам группе удалось получить статус официального коллектива.

«…В создаваемых ими образах переливались все перечисленные выше геральдические цветы хиппизма. Прежде всего, это предельная возвышенность, аллегоричность и романтизм. Программы Машины Времени, талантливейшей группы этого поколения, похожи на настенный гобелен: замки и корабли с парусами не оставляют там практически никакого места для атрибутов реальной жизни. Из местоимений доминирует "ты". "Скромный вождь и учитель", лидер группы Андрей Макаревич с философской точки зрения оценивает своего современника: Ты можешь ходить, как запущенный сад, А можешь все наголо сбрить. И то, и другое я видел не раз - Кого ты хотел удивить?

«Когда слышишь слова "авторская песня", то вспоминаются три имени - Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. Совершенно различные как по стилю, так и по тематике своей поэзии, они подняли авторскую песню до уровня самостоятельного поэтического жанра.

Поэты, однако, живут не в безвоздушном пространстве. На творчество любых, даже самых самобытных из них, в большей или меньшей степени оказывает влияние поэзия других авторов, как правило, старшего поколения.

Предавая огромное значение творчеству ВИА, не правильно было бы не упомянуть о творчестве солистов в эстрадной песне того времени. Традиции проникновенного личностного исполнения песни имеют глубокие корни в отечественной исполнительской культуре. Достаточно вспомнить творчество таких звезд советской эстрады 30 - 50ых годов, как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Вадим Козин. В конце 50-х и 60-е годы появилось огромное количество отечественных исполнителей советской песни: Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Гелена Великанова, Тамара Миансарова, Лев Лещенко.

За несколько лет ее популярность в советском союзе достигла невиданных масштабов. Ее концертные выступления сопровождались конной милицией, поскольку вызывали невиданный ажиотаж. Совершенно не характерным для советской эстрады было обращение в творчестве к внутреннему миру женщины, ее чувственным переживаниям. Эта внутренняя свобода и раскрепощенность, а так же полный отказ от исполнения патриотических песен вызывали нескрываемое раздражение властей. Несмотря на огромную популярность, Пугачевой практически не предоставляли крупных концертных площадок, но ее редкие телевизионные эфиры были неизбежны, поскольку публика заваливала музыкальные редакции письмами с просьбами о ее выступлении. Говоря о творчестве Пугачевой, следует отметить, что она одна из первых привнесла в свои концертные выступления элемент шоу программы, законченного театрализованного действия, построенном на личности исполнителя. Ее манера пения также была необычной и представляла из себя синтез западной манеры пения, опирающейся на блюз, рок, и отечественных исполнительских традиций, опирающихся на народную песню и романс. Все исполняемые ею песни мгновенно становились хитами и звучали из окна каждого дома.

1.2 Музыкальное телевидение 70 - х годов

С момента своего возникновения музыкальное телевидение во всех странах было тесно взаимосвязано с популярной музыкой. Советский Союз, несмотря на существовавшие идеологические запреты и социальные нормы, не являлся исключением. Более того, можно сказать, что многие телевизионные форматы были заимствованы у западных стран.

К началу 70-х годов сложились устойчивые традиции в показе легкой музыки на телевидении. Бурные молодежные движения, возникшие на западе в 50 - 60ые годы, в 70-е отразились на модных предпочтениях советской молодежи.

Несмотря на консервативность советского телевидения, руководство было вынуждено придумывать новые формы телевизионных программ, которые привлекали бы молодых телезрителей. Все эстрадные исполнители нашей страны стремились попасть на любую музыкальную передачу, так как в то время это была единственная возможность моментально получить широкую известность.

Особой любовью телезрителей пользовались появившиеся в 70-е годы авторы - исполнители, которые были профессиональными композиторами, но при этом имели хорошие вокальные данные и исполнявшие свои собственные песни. Говоря об авторах - исполнителях, необходимо отметить творчество Евгения Мартынова, Юрия Антонова, Владимира Мигули, чьи песни были особенно популярны.

Юрий Антонов, например, сочинял лирические песни в современных ритмах, которые были популярны не только на большой сцене, но и исполнялись в музыкальных программах практически всех ресторанов страны. Авторские отчисления от многочисленных исполнений его произведений позволили ему стать одним из первых официальных рублевых миллионеров Советского Союза. Необыкновенный мелодизм его песен, а также качественные тексты позволили его творчеству дожить до наших дней.

Особой любовью и популярностью пользовалась украинская певица София Ротару, обладавшая красивой внешностью и голосом. Она не только великолепно исполняла эстрадные трактовки украинских и молдавских народных песен, но и сочинения советских композиторов, которые обретали неповторимое и оригинальное звучание. Для создания сценического образа она часто использовала национальные костюмы. Многие исполненные ею песни стали всесоюзными хитами: Червона рута, Водограй, Смуглянка и другие.

2. 80-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

2.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 80-х годов

Развитие популярной музыки в 80-е годы сильно отличается от всех предыдущих периодов не только благодаря более глубокому проникновению в нашу страну западных музыкальных тенденций и возросшей осведомленности и эрудиции слушателей, но и благодаря огромному количеству общественных и политических событий внутри страны.

Значимым событием, сравнимым с международным фестивалем молодежи и студентов 1957 года, стало провидение Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Несмотря на предпринятые советским руководством меры по ограничению граждан от возможного общения с иностранцами, люди имели возможность посещать многочисленные концерты в рамках культурной программы Олимпийских игр.

В этом период нашу страну посетили многие популярные певцы из Франции, Италии, Германии и других стран. В многочисленных парках и открытых концертных площадках Москвы проходили концерты не только отечественных, но и зарубежных артистов.

Несмотря на продолжающуюся эпоху застоя и попытки государства строго регламентировать деятельность музыкальных коллективов, в начале 80-х годов в Советском союзе стали появляться многочисленные исполнители и группы, не вписывавшиеся в идеологические рамки советской культуры.

Ярким событием начала 80-х годов стало появление рок - групп, которые пользовались большой популярностью у молодежи и постепенно стали вытеснять многочисленные вокально - инструментальные ансамбли, доминировавшие на сцене в 70-е годы.

Появление и концертное продвижение многих рок - коллективов было бы невозможным без поддержки единомышленников. Огромную роль в истории становления и развития рок - движения в Советском Союзе сыграл Ленинградский рок - клуб, возникший в 1981 году.

С началом перестройки в Советском Союзе, которую провозгласил новый генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев, в стране начался настоящий бум в поп - музыке.

Появлением коммерческой легкой музыки, необремененной каким-либо глубоким смыслом, стало совершенно новым явлением. Хотя официально предпринимательская деятельность еще не была разрешена, в стране появилось большое количество предприимчивых людей, которые, прикрываясь какой - либо официальной работой, начали заниматься продвижением музыкальных коллективов и исполнителей. Впервые в Советском Союзе стало широко использоваться пение под фонограмму. Так как многие исполнители этих коллективов не только не имели музыкального образования, но часто не обладали даже музыкальным слухом.

«…Но феномен в данном случае оказался другим. Ажиотаж, поднятый вокруг группы, привел к такой ситуации, что при росте популярности, полностью отсутствовала информация в прессе, и коллектива как бы не существовало для телевидения. Этим не преминули воспользоваться разного рода дельцы - на чужом успехе, как на дрожжах, возникло множество двойников, которые использовали оригинальную запись и, выступая по стране, именовались "Миражом".

В 1987 году первый "двойник" сделал всем теперь известный Андрей Разин. Он взял какую - то танцовщицу и сделал дискотеку - шоу "Мираж". Прикрытием было то, что это лишь дискотека, пародирующая оригинальный состав. Помните сюжет во "Взгляде", когда администратор "Ласкового мая" Аркадий Кудряшов пел во Владивостоке за Шатунова? Прикрытием было то же самое - без паники, мы лишь хотим показать, как работает "Ласковый май". Остальные "двойники" работали от случая к случаю, гастролируя по маленьким городам. Их довольно быстро ловили, и они с позором удалялись.

Почему группу не афишировали? Может быть, если рассматривать вопрос с позиций сегодняшнего дня, это было ошибкой. Тогда же музыканты были убеждены, что если бы в газетах появились фотографии и ролики бы крутили по телевизору, то интерес к группе мог бы резко упасть. Именно тем, что "Мираж" никто и никогда не видел, объяснялся огромный интерес зрителей к нему. Всем хотелось посмотреть, что же такое "Мираж". А отсюда и постоянные аншлаги. Но может быть и другoe - кому-то было просто выгодно, чтобы "Мираж" на телевидение не попал и тем самым имел как бы "подпольную" популярность.

К середине 80-х годов очень ярко проявлялись общественные настроения, недовольства устройством советской жизни, которые отчасти перекликались с диссидентством, которое существовало в СССР со времен хрущевской оттепели. Часто эти настроения не носили политический характер и были связаны с более романтическими настроениями внутренней свободы и самовыражения. Это социальное явление стало благодатной почвой для развития творчества, существовавшего внутри Ленинградского рок - клуба и возникших чуть позже Московской рок - лаборатории (1985) и Свердловского рок - клуба (1986).

Читайте также: