Совершенствование акробатической комбинации развитие гибкости доклад

Обновлено: 17.05.2024

Тема:Развитие физических качеств на уроках гимнастики посредством нестандартного оборудования. Совершенствование акробатического упражнения.

- совершенствование техники выполнения акробатического упражнения;

- совершенствование комплекса упражнений по профилактике нарушений осанки;

Развивающая: развивать гибкость, выносливость, силовые, скоростно-силовые , координационные способности;

Оздоровительные: укрепление здоровья, ориентировать учащихся на ЗОЖ;

Воспитательная: воспитание трудолюбия и чувства коллективизма, способствовать эстетичному воспитанию, проявление волевых качеств во время выполнения упражнений, настойчивости и умение преодолевать трудности, воспитывать у учащихся поддержку, взаимодействие с партнером, взаимопомощь.

Методы проведения: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный

Наглядность:презентация, памятка последовательности выполнения комплекса ОРУ

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 45 минут

Этапы урока

Содержание учебного материала

Организационно – методические рекомендации

I часть

Подготовительная часть

Проверить наличие и опрятность спортивной формы. Обеспечить конкретность задач, доступность понимания их учащимися

Нацелить на выполнение заданий в основной части.

Четкость выполнения команд.

2.Инструктаж по технике безопасности во время занятий в гимнастическом зале.

Обратить внимание на дисциплину, страховку .

3.Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)

В норме показатели ЧСС - 70-80 ударов/ мин

Ученица встает спиной к стене, плечи развернуты, живот подтянутый.

При правильной осанке стены должны касаться 5 точек: затылок, лопатки, ягодицы, голени, пятки.

Отходя от стены стараться сохранять такое же положение.

Выполнение команд на месте:

Следить за четким выполнением поворотов и команд.

-на носочках, руки на пояс;

- ходьба с махом ноги вперед;

В обход по залу, дистанция – 2 - 3 шага.

Следить за осанкой.

Спину держать прямо подбородок поднять.

Руки точно на пояс.

Выполнять легко, изящно.

Бег и ходьба выполняются под музыкальное сопровождение синхронно

- приставными шагами левым (правым) боком.

Перекат с носка на всю ступню, незначительно сгибая ногу в коленном суставе, минимальное нагибание по вертикали.

Выполнять легко, изящно. Спину держать ровно.

8.Ходьба с восстановлением дыхания в движении.

1). И. п.: о. с. парашют держим двумя руками, руки опущены.

1 – поднимаем руки вверх, ноги на носках, выполняем взмах руками, образуя купол;

2) И. п.: стоим боком, держим парашют левой рукой, правая рука на поясе, ноги вместе.

- повернуться в другую сторону и выполнить тоже упражнение с другой ноги и с другой рукой.

3.)И.п. – о.с., двумя руками внизу держаться за парашют.

1 – поднять на вдохе руки вверх, правую ногу назад на носок.

2 – на выдохе руки вниз, приставить правую ногу в и.п.

3 – поднять на вдохе руки вверх, левую ногу на носок.

4.)И. н ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

5.)И. п.: стоим боком, держим парашют левой рукой, правая рука вверх – в сторону, ноги на ширине плеч.

- повернуться в другую сторону и выполнить тоже упражнение с другой ноги и с другой рукой.

7.) И.п - ноги врозь, руки опущены вниз.

1- присед, руки вперед.

1 – поднимаемся на колени , поднимаем руки вверх. Прогибаемся в спине, образуя купол;

Темп спокойный. Сохранять равновесие.

Руки вверху прямые в локтевых суставах.

Упражнения выполнять с максимальной амплитудой.

При наклонах ноги не сгибать.

Упражнения выполнять с максимальной амплитудой.

Наклон выполнять точно в сторону

Движения делать изящно.

Выпад делать глубже

Нога сзади в коленном суставе прямая

Спина прямая, дыхание не задерживать

Прыжки выполнять легко.

Темп выполнения упражнения замедлять постепенно. Следить за правильным дыханием.

Игра для концентрации внимания , быстроты движений и ускорения.

Упражнения выполняются под музыкальное сопровожде-

ние, максимально синхронно.

II часть

Основная часть

2. Переход группы к месту занятий. Деление на два отделения по 5 человек.

По сигналу группы меняются местами

3. Совершенствование комбинации акробатического упражнения:

- переход в упор присев;

- два кувырка вперед в упор присев;

- встать, руки на поясе;

- 1 кувырок вперед в упор присев;

- стоика на лопатках (фиксация 3 секунды);

прыжком в упор присев;

-основная стойка, руки в стороны.

Выполнять равновесие в течение 3 секунд с прямыми ногами, прогнутым телом и положением поднятой ноги не ниже уровня плеч.

Выпад правой (левой ) ногой выполняется так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу

Кувырок вперед выполнять из упора присев с опорой руками впереди стоп на 30-40 см, выпрямляя ноги перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя вперед голову, оттолкнуться ногами и , переворачиваться через голову, сделать перекат на лопатки. Опираясь лопатками, резко согнуть ноги и взять группировку. Принять упор присев.

Следить за группировкой: колени плотно прижаты к плечам. Каждая рука держится за одноименную ногу.

Стойку на лопатках выполнять с перекатом назад с разгибанием ног в стойке, сохранять вертикальное положение тела. Ноги вместе, прямые, носки оттянуты на одной прямой с туловищем. Стойку держать 3 секунды. Не следует рано ставить руки под поясницу и широко разводить ноги.

Из стойки лопатках, согнув одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене, скользя сделать полушпагат.

После окончания упражнения шаг в сторону.

встать сбоку лицом к выполняющемуВо время выполнения поддерживать со стороны под спину у лопаток и под поясницу.

Страховка: встать сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой - за ноги.

Стоя сбоку поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

-Лежа на спине, руки выпрямить в стороны и постараться поднять голову. При этом носки как можно больше натянуть на себя.

-Лежа на спине, согнуть ноги в коленях на 90 градусов. Руки вытянуть вдоль тела. Прижать поясницу к полу и напрягите мышцы пресса

-Лежа на спине, согнуть ноги на 90 градусов. Руки вытянуть вдоль тела, подбородок прижать к груди. Подниматься вверх и вперед до тех пор пока плечи не оторвутся от пола.

-Лежа на животе. Не прогибаясь очень сильно, приподнимите верхнюю часть тела на руках, согнутых в локтях, при этом предплечья могут оставаться на полу. Затем снова вернуться в исходное положение.

-Встаньте на колени, упор на выпрямленные руки, ладони находятся прямо под плечами. Мышцы живота и спины напряжены. Вытяните вперед левую руку и одновременно с ней поднимите правую ногу. Затем повторите с противоположенной рукой и ногой.

- Лежа на спине, руки вдоль туловища. Через сторону не отрывая руки от пола завести их за голову, носки ног максимально на себя. Вернуться в исходное положение.

В таком положении оставаться несколько секунд. Сделать 5 подходов с небольшим интервалом.

Задержаться в таком положении 5 секунд и расслабиться.

Сделать 5 подходов с небольшим интервалом.

Дальше подниматься не нужно. Задержаться в этом положении 3-5 секунд и расслабиться.

Руки при этом должны находиться на одном уровне с телом. Вы как будто тянетесь ладонями к ступням.

Сделать 5 подходов с небольшим интервалом.

Выполните упражнение 10 раз.

Старайтесь, чтобы рука и нога находились на одном уровне.

Выполните упражнение 10 раз на каждую сторону.

В таком положении оставаться несколько секунд. Сделать 5 подходов с небольшим интервалом.

III часть

Заключительная часть

Измерение ЧСС за 10 сек.

В норме показатели ЧСС – 120 ударов/мин.

Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Подведение итогов урока

Оценить уровень выполнения заданий урока. Определить лучших учениц.

-Усвоить упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата;

-прыжки со скакалкой (100 раз);

-Составить и выполнить комплекс упражнений для развития гибкости (5-7 упражнений)

Акробатика является одним из видов гимнастики со спортивной направленностью. Она включает в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку.

Целевая направленность акробатики дает возможность успешно решать основные задачи физического воспитания.

Основой акробатических упражнений является мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры. Например, такие элементы акробатики, как вращение тела, сохранение равновесия в разнообразных условиях опоры, используются во многих видах спорта. Акробатические упражнения составляют сложную и очень важную часть вольных упражнений.

В последнее время хореография стала неотъемлемой частью подготовки спортсменов во многих видах спорта, так как она воспитывает культуру движений, совершенствует музыкальность занимающихся. Возросшие требования к спортивному мастерству в акробатике способствовали углубленной специализации тренеров, что привело к возникновению бригадного метода работы.

Акробатикой разрешено заниматься с 4 лет. Эта физическая нагрузка не только укрепляет тело ребенка и способствует гармоничному физическому развитию, но и помогает воспитать характер. Трудолюбие, настойчивость, уверенность в себе, ответственность — это только малая часть того что дает этот вид спорта для детей. Очень важно, перед тем как начать заниматься акробатикой, пройти полный медицинский осмотр ребенка и проконсультироваться с врачом на предмет противопоказаний и каких-либо ограничений.

Еще совсем недавно акробатика была доступна только детям или взрослым спортсменам, которые начали заниматься еще в юном возрасте. В настоящее время все гораздо проще и во многих городах можно найти секции акробатики для взрослых. Конечно, на таких тренировках вряд ли получится стать профессионалом, но заниматься для себя вполне реально. Кроме того, существует много видов спорта и танцев, доступных для людей разного возраста, в которых разучиваются и используются различные акробатические элементы.

Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности.

Изображения на сохранившихся сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен уже в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.

Занимались акробатическими упражнениями в Древней Греции и на Крите.

В конце XVIII века в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX веке акробатические упражнения начинают включаться в национальные системы гимнастики. К этому времени, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.

Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.

Профессиональное направление в акробатике развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.

Второе направление в развитии акробатики — спортивное — связано с возникновением кружков любителей акробатики (в том числе и в России).

Акробатические упражнения развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве и являются отличным средством тренировки вестибулярного аппарата.

Упражнения широко представлены в основной гимнастике для детей школьного возраста, используются в массовых гимнастических выступлениях. Для занятий акробатическими упражнениями не требуется сложного оборудования.

Акробатику можно разделить на следующие виды:

2.1. Спортивная акробатика. Отдельный вид спорта. В спортивной акробатике существует несколько видов программ: прыжковая, парная и групповая. В прыжковой акробатике спортсмен выполняет акробатические прыжки на специальной дорожке длиной 30 метров. В парной и групповой акробатике спортсмены выполняют акробатические упражнения различной сложности парами или группами. Пары и группы могут быть мужскими, женскими или смешанными.

2.2. Цирковая акробатика. Включает в себя несколько жанров циркового искусства: воздушная акробатика, прыжковая акробатика, силовая акробатика и другие.

2.3. Специальная акробатика. Этот вид акробатики применяется для тренировки спортсменов различных видов спорта или разных направлений танцев. То есть по сути это различные акробатические элементы (прыжки, перекаты, сальто, падения и другие), используемые в том или ином виде спорта или танцев.

Акробатические упражнения разделяются на две группы.

К первой относятся динамические упражнения (преимущественно), связанные с частичным или полным переворачиванием спортсмена через голову в различных направлениях, ко второй — статические (преимущественно), связанные с удержанием тела в равновесии в различных положениях.

К динамическим упражнениям относятся перекаты, кувырки, повороты, движения дугой, сальто, выполняются как в одиночку, так и с партнером, могут применяться снаряды – трамплин, подкидная доска, подкидная сетка.

Статические упражнения – это стойки, мосты, шпагаты, выполняемые в одиночку, в парах, в группах.

К акробатическому снаряжению относятся:

— маты квадратной формы со стороной 12 метров, производимые из войлока толщиной 15 мм;

— акробатическая дорожка для выполнения прыжков, имеющая габариты 1,5 х 25 м, войлочное покрытие и разметку;

— тренировочные снаряды (ручные и потолочные лонжи), используемые для отработки сложных комбинаций в паре или в группе.

Одежда спортсменов-акробатов — гимнастические купальники для девушек и гимнастические брюки с майкой для юношей. В качестве обуви используются специальные гимнастические тапочки.

Занятия по акробатике всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности и не допускающих возникновения травм у занимающихся. Для этого, прежде всего, необходимо вести систематический контроль за местами, где проводятся занятия. Содержание мест занятий, оборудования и инвентаря в хорошем состоянии, соблюдение санитарно-гигиенических норм имеют большое организующие и воспитательное значение для успешной работы с занимающимися.

  1. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕЙСТВА.

В зависимости от состава и количества участников в спортивной акробатике проводятся соревнования по следующим видам:

Программа соревнований по акробатике может состоять из обязательных и произвольных упражнений, либо только из произвольных упражнений или только из обязательных.

Произвольные упражнения составляются с учетом требований к их содержанию, изложенных в Правилах, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации.

Программа в личных квалификационных соревнованиях, многоборье и в командных соревнованиях включает в себя выступления спортсменов в парах и группах в каждом виде программы за выполнение упражнений: — балансовое, темповое, комбинированное.

Положение о соревнованиях составляется организацией, проводящей соревнования, в строгом соответствии с упомянутыми Правилами. Положение определяет программу, характер, цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, организаторов соревнований, требования к участникам соревнований, условия их допуска, программу соревнований, условия подведения итогов, порядок награждения победителей, условия финансирования.

Положением могут быть предусмотрены спортивные соревнования:

— финальные соревнования в многоборье;

— финальные соревнования в отдельных упражнениях.

Квалификационные соревнования могут быть: для командных соревнований, предварительных соревнований в многоборье, финальных соревнований в многоборье, финальных соревнований в отдельных упражнениях.

Соревнования проводятся в следующих возрастных категориях:

— мужчины — 18 лет и старше,

— женщины — 16 лет и старше,

— юниоры -14-17 лет,

— юниорки -13-15 лет,

— девушки — 9-12 лет,

— мальчики -7-10 лет,

— девочки — 6-8 лет.

На всех соревнованиях присутствуют:

— председатели судейских бригад,

— судьи по трудности,

— судьи по исполнению,

— судьи по артистизму,

— судья при участниках,

Максимальное количество баллов за выступление – 10, за каждую ошибку производятся сбавки по установленной шкале. Оценивается техника выполнения упражнений, их трудность и артистизм выполнения.

Применение акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает широкий размах. Установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.

Акробаты отличаются правильной осанкой, гармонично развитой мускулатурой. Их действия характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик.

Наряду с этим польза акробатики для здоровья несомненна:

— акробатика прекрасно тренирует все группы мышц, развивает силу и выносливость, делает тело гибким;

— укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает координацию движений и ориентацию в пространстве;

— акробатика благоприятно влияет на работу практически всех органов и систем организма;

— способствует укреплению иммунитета;

— улучшает работу сердечно-сосудистой системы;

— улучшает обмен веществ в организме;

— как и другие виды физической активности, акробатика помогает держать свою фигуру в прекрасной форме и не позволяет набираться лишнему весу; красивая осанка и подтянутость всего тела — отличительная черта акробатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценить технику выполнения акробатических соединений.

Обучение самостоятельному подбору и выполнению упражнений под музыку,включая базовые элементы аэробики.

Адекватную самооценку личности.

Оборудование:

Учитель: Кузясов Б.Т.

.Общеразвивающие упражнения а).Бег-обычный

б).Выпады в движении

Корпус тела держать прямо,вперед не наклоняться,ноги сзади в колене не сгибается.

базовые движения руками:

  1. и.п.-руки вниз.Поднимать руки поочередно или одновременно вперед,в стороны,вверх.
  2. и.п.-руки нак пояс.Разгибание рук вперед,в стороны,вверх,вниз и в промежуточные положения,одновременно или поочередно.
  3. и.п.-руки на пояс.Разгибание рук вперед,в стороны,движения предплечьями вниз-вверх.
  4. и.п.-руки в стороны.Поочередные или одновременные круговые движения кистями,согнутыми руками или прямыми.

Возможные ошибки:переразгибание в локтевом суставе,разведение рук в стороны более чем на 180 градусов,при подъеме вверх заведение их дальше вертикальной оси туловища.

Спину держать прямо,не сутулиться.Шаги выполнять четко,в такт музыки.

Ноги в коленях не сгибаются,руками тянуться вперед.

Колено маховой ноги не сгибается,туловище прямое

Маховая нога не сгибается,голову вниз не опускать.

Дыхание ровное, выпрямляя руки голову отклонять назад.

При прогибании в спине - вдох, возвращаясь в И.П. - выдох

Б) Акробатические упражнения

Плечи вперед не опускать, нога сзади прямая.

Обратить внимание на упор на руки, на выполнение группировки.

Обратить внимание на выполнение группировки в стойке туловище прямое.

Равновесие – кувырок вперед –перекат назад – стойка на лопатках

Комплекс выполнять спокойно, равновесие фиксировать по 2 сек.

В) Упражнения на пресс.

Руки за головой, от пола отрываются только плечи, ноги согнуты в коленях на ширине плеч.

Сосредоточить внимание на дыхании.

Г) отжимания от пола

От 1 до 5, от 5 до 1

Туловище прямое, руки сгибать до прямого угла и ниже.

Дыхание не задерживать.

А) Упражнения на восстановление дыхания:

Б) Подведение итогов урока.

Выполнять плавно, без рывков. Формирует осанку. Снимает утомление, развиваются дыхательные функции.

Домашнее задание: Упражнения на гибкость.

Конспект урока по физкультуре на тему:” Совершенствование акробатических упражнений”

Оценить технику выполнения акробатических соединений.

Обучение самостоятельному подбору и выполнению упражнений под музыку,включая базовые элементы аэробики.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния акробатических упражнений на развитие гибкости старшего дошкольника.
Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.
Предмет исследования: развитие гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений.
Гипотеза: акробатические упражнения будут эффективно влиять на развитие гибкости старшего дошкольника, если:
-регулярно использовать акробатические упражнения на физкультурных занятиях;
-у ребёнка будет сформирована положительная мотивация.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
1.1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей 5
1.2. Особенности развития гибкости старшего дошкольника 13
1.3. Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника 19
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений
2.1.Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника 25
2.2 Экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты 31
Заключение 40
Литература 42
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

Тема:Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений

1.1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей 5

1.2. Особенности развития гибкости старшего дошкольника 13

1.3. Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника 19

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений

2.1.Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника 25

2.2 Экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты 31

Модернизация образования на всех уровнях призвана решить задачу по обеспечению гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Важнейшим средством в решении поставленной задачи является развитии физических качеств, к которым относятся сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Уровень развития физических качеств определяет физическую подготовленность, которая является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

О влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей человека и оздоровление всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые: В.В.Белинович, Ж.Демени, Э.А.Городниченко, П.Ф.Лесгафт, Э.Я.Степаненкова и др.

Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А.Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других физических качеств, недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребёнка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.

В исследованиях М.Ф.Иваницкого, А.Н.Крестовникова, Л.Е.Лебедянской, А.А.Маркоросяна, Н.А.Пилосян и др. подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения сложными двигательными действиями в разных видах спорта и в процессе трудовой деятельности.

Несмотря на значимость гибкости для жизнедеятельности человека, особенности развития этого физического качества у старших дошкольников мало изучены. С одной стороны, физиологами В.А.Арслановым, Н.А.Бернштейном, С.И.Гальпериным, Ю.И.Данько, И.П.Павловым, И.М.Сеченовым доказано, что гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от врожденных биологических факторов. С другой, Б.А. Ашмариным, Е.Н.Вавиловой, доказано - при целенаправленном систематическом воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие гибкости.

При этом, по мнению В.И.Ляха, при развитии этого физического качества не следует стремиться к достижению сверхгибкости. Это не оправдано, во-первых, тем, что чрезмерное развитие подвижности в суставах ведёт к перераспределению мышечных волокон и связок, а зачастую ещё и к деформации суставных структур, особенно у детей. Во-вторых, это оборачивается нарушением гармонии физического развития.

Проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время, так как большинство используемых физических упражнений лишь косвенно влияют на это физическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния акробатических упражнений на развитие гибкости старшего дошкольника.

Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.

Предмет исследования: развитие гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений.

Гипотеза: акробатические упражнения будут эффективно влиять на развитие гибкости старшего дошкольника, если:

-регулярно использовать акробатические упражнения на физкультурных занятиях;

-у ребёнка будет сформирована положительная мотивация.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности развития гибкости старшего дошкольника

3.Раскрыть роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника

4.Подобрать и апробировать комплекс занятий с использованием акробатических упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Структура квалификационной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

База исследования: г. Оренбург, МДОУ № 201, старшая группа.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений

    1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей

    Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.

    Следовательно, в целях совершенствования системы физического развития и образования дошкольников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.

    Развитие физических качеств, важнейшим из которых является гибкость — необходимое условие полноценного физического развития.

    Гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений. Ее измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).[37]

    В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы. [28]

    По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других физических качеств.[3]

    Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости.

    Некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями. В связи с этим была поставлена цель: выявить особенности развития гибкости у детей шестого года жизни.

    Гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого психофизического качества.

    Исследования В.С. Фарфеля, К. Освальда, С. Баско показали специфическое воздействие статических упражнений на развитие гибкости. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц [ 41].

    В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок.[41]

    В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости нужно целесообразно использовать статические упражнения.

    Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

    Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных для взрослых и направленных на совершенствование физических и психических возможностей человека. Самая древняя из них — хатха-йога, в которой статические упражнения являются средством развития гибкости.

    Польский ученый Г. Прошацка считает, что в структуре гибкости наиболее важными компонентами могут быть координация деятельности больших мышечных групп и мелких движений, дифференцировка и воспроизведение мышечных усилий, скорость и амплитуда движения.

    Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека. Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.[43]

    Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу.

    Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.

    Возможный предельный размах движений обусловливается не только формой сустава и соответствием сочленяющихся поверхностей друг другу, но и другими индивидуальными особенностями суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказывают существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

    Читайте также: