Софья палеолог и иван 3 доклад

Обновлено: 04.07.2024

Москва. Красивый старинный город – столица Родины. Это звучит привычно и сложно представить, что так было не всегда. Любопытны и непредсказуемы загадки истории. В те времена правил Русью Иван III. Именно благодаря его стараниям произошло такое важное событие, как объединение земель, где центром государства стал град Москва. А русский народ наконец-то полностью освободился от ханского ига.

Первой супругой князя являлась Мария Борисовна, которая родила ему сына Ивана. Эта женщина отличалась краткостью и послушанием, но Бог отвёл ей короткий жизненный путь, и она скончалась в возрасте 30 лет.

Её тело похоронили в Кремле, но муж на погребение приехать не успел.

Прошло несколько лет, и Иван III принял решение жениться, только в этот раз его брак должен был сыграть важную роль в судьбе всей Руси. Папа римский сделал выгодное предложение, в котором предлагал в супруги византийскую царевну.

Девушку звали Софьей, и она в свой юный возраст имела витиеватый жизненный путь. Её дяди были императорами, но после падения Византии скончались. Отец с тремя маленькими детьми вынужден был бежать, чтобы сохранить им жизнь, он даже перешёл в католическую веру.

Девочка подросла и со временем превратилась в прекрасную девушку. Её ум и темперамент выдавали жгучие глаза, а аристократическое происхождение белоснежная кожа и изысканные манеры.

Ватикан в тот период нуждался в союзниках. Он намеревался затеять крестовый поход, поэтому было бы хорошо получить поддержку от расположенных в Европе государств. А что можно было придумать лучше и надёжнее, чем бракосочетание? К тому же кардиналу было известно о стремлении Ивана III приобщиться к византийским василевсам.

В случае, если русский князь решился бы на сватовство, то папа обещал ему безоговорочную поддержку со своей стороны. Будущий царь ещё не видел свою невесту и не мог знать каков её характер, но его соблазнили знатное имя и слава предков.

1472 году в Рим отправились послы из русских земель, где были весьма гостеприимно приняты новым папой. С собой они привезли подарок – 600 штук самых лучших шкурок соболя.

Дело быстро уладилось, поскольку каждая из сторон преследовала свой интерес. Софью папа отдавал в невесты с особой заботой, словно свою собственную дочь. Он наградил её подарками и большой суммой денег. Рим представлял себе, что с помощью этой девушки можно будет привести на Русь католическую веру.

Но этим надеждам было суждено разбиться вдребезги. Как только молодая особа оказалась в Москве, она тут же приняла православие. Софья позабыла о своём католическом воспитании и вернулась к вере предков. Русский народ горячо приветствовал это решение. Находясь в церкви, иноземка прилаживалась к иконам и крестилась по православному.

1472 год 21 ноября в деревянной церквушки возле Успенского собора произошло венчание Софьи и Ивана III.

Следует заметить, что девушка до этого момента ещё не видела своего мужа, и к счастью, он оказался весьма красив собой. А отличала супруга особая стать. Он слыл грозным и властным повелителем.

То, что столь юная девушка решилась на длительное путешествие, чтобы связать свою судьбу с русским князем, говорило о её смелости и решительности. И как показала история, подобные выводы имели своё подтверждение.

В летописях хранятся сведения и о приданном, которое Софья привезла собой. Одно из них – библиотека, известная, как библиотека Ивана Грозного.

После процесса венчания муж получил герб с двухглавым орлом. Одна из которых смотрела на Запад, а вторая на Восток, соответственно на Европу и Азию. Это означало единство, светскую и духовную власть. Есть сведения, что Софья для своего супруга привезла особый трон, выделанный из слоновьей кости с библейскими сюжетами.

Образовавшийся союз привлёк в Россию выходцев из Греции и Италии. Они выполняли дипломатические задания, привозя группы ювелиров, врачей, архитекторов.

Но развёрнутая бурная деятельность не пришлась по душе аристократии. Реформы, которые проводила супруга царя, не принимались закостенелой аристократией. У Софьи появились недоброжелатели, она постоянно была вынуждена отстаивать своё право.

В те времена безоговорочным способом утвердить своё положение было рождение наследника. Но в этом супругам не везло. Рождались только девочки и к тому же они умирали в самом раннем возрасте.

Женщина не переставала молится о том, чтобы Господь послал ей сына. И Бог смилостивился. Ей даже было видение о рождении мальчика. Нарекли младенца Василием. Именно так величали деда. Но для матери он оставался Гавриилом.

Затем на свет появлялись ещё дети, среди которых были и мальчики. Иван III дорожил своей семьёй в момент нашествия хана отправил своих близких в безопасное место. Он тосковал в отсутствии Софьи, что было совершенно несвойственно столь волевому и грозному человеку.

Важно, что главным достоинством этого брака на политической арене стало то, что Москва была провозглашена Третьим Римом, надеждой и защитой христианства. Государь всея Руси был признан всей Европой.

Но для самого царя существовала ещё одна нелегкая задача, решение которой было бы в любом случае проигрышным. И вопрос касался только того, каков окажется выбор.

Главным наследником трона оставался его первый сын.

И Иван Васильевич осознавал, что в случае его смерти на вторую жену и детей будет неизбежное гонение. Понимала это и Софья, но не могла изменить сложившиеся обстоятельства и негодовала.

В 1490-м году наследник внезапно заболел. Для его лечения был выписан врач из Венеции. Лекарь заявил, что непременно поставит больного на ноги, но не сдержал обещание. Иван Иванович скончался. Доктора ждал смертельный приговор. Недоброжелатели считали, что наследника умышленно отравили, но никаких подтверждений данной версии не было найдено.

Год 1498 принёс коронацию княжича – сына покойного Ивана.

Это решение повлекло за собой полное отчаяние супруги царя. Она томилась, изнывала и плакала, муж плакал вместе с ней. Позже он пожалел о том, что содеял, понимая, что целый мир ему не мил без этой единственной женщины. Она была его единомышленником и соратником, в ней он черпал силы.

София любила своего сына и желала видеть его наследником только его.

Царь был вынужден выбирать между первой или второй семьёй. Он выбрал вторую. Мать Дмитрия Елена и он сам были по его приказу заточены в тюрьму. А Василию пожаловано Владимирское и Московское княжества.

Супруга посоветовала отпустить мать Ивана Ивановича к отцу в Молдавию. Этот был одновременно и милосердный и политический шаг – нужны были дружеские отношения с соседним государством.

А первый сын царя скончался в заточении.

Ровно через 12 месяцев умерла и сама Софья. Это событие просто убило Ивана, того, кого все вокруг считали грозным.

В свои последние годы он отправился по монастырям, чтобы замолить грехи. Лишившись надёжной опоры в лице жены, он лишался и последних сил. Его разбил паралич. Умер великий реформатор в 65 лет, из них процарствовав ровно 43 года.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Брак Ивана III и Софьи Палеолог

КУРБСКИЙ ГРОЗНОМУ О ЕГО БАБКЕ

Но изобилие злобы твоего величества таково, что уничтожает не только друзей, но вместе с опричниками твоими всю святую землю русскую, разграбитель домов и убийца сыновей! Да сохранит тебя Бог от этого и не попустит быть этому Господь, царь веков! Ведь уже и то все как по лезвию ножа идет, потому что если не сыновей, то единокровных и близких по рождению братьев ты погубил, переполняя меру кровопийцев - отца твоего и матери твоей и деда. Ведь отец твой и мать - всем известно, сколько они убили. Точно так и дед твой, с бабкой твоей гречанкой, отрекшись и забывши любовь и родство, убил своего замечательного сына Ивана, мужественного и прославленного в геройских предприятиях, рожденного от его первой жены святой Марии, княжны тверской, а также родившегося от него своего боговенчанного внука царя Димитрия вместе с матерью, святой Еленой, - первого смертоносным ядом, а второго многолетним заключением в темнице, а потом удушением. Но этим он не удовлетворился.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Ведь Византия, надеясь получить от Европы военную помощь в борьбе с турками, подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола. Фома Палеолог смог вывезти величайшие святыни христианского мира, в том числе и главу святого апостола Андрея Первозванного. В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола.

В феврале 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона с письмом великому князю, в котором ему предлагалось сочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского. В письме между прочим упоминалось, что Софья (имя Зоя дипломатично заменили на православное Софья) уже отказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам - французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика.

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью, достойной византийской принцессы.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.

Рассмотрение особенностей жизни З. Палеолог до замужества. Характеристика брака с великим князем Иваном, польза для русского государства. Поразительное приданное Софьи, появление символа царской власти - двуглавого орла. Новшества Софьи и семейная жизнь.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.05.2015
Размер файла 34,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Кафедра истории Отечества

студентка I курса, 110 группы

г. Санкт - Петербург

Глава 1. Жизнь Зои Палеолог до замужества

Глава 2. Венчание

Глава 3. Приданное Софьи

Глава 4. Новшества Софьи

Глава 5. Семейная жизнь

Глава 1. Жизнь Зои Палеолог до замужества

Однако заключительный переход был несколько омрачен. Дело в том, что папский представитель Антонио Бонумбре вез в голове обоза большой католический крест. Весть об этом дошла до Москвы, что вызвало небывалый скандал. Митрополит Филипп заявил, что если крест ввезут в город, то он немедленно покинет его. Попытка открытой демонстрации символа католической веры не могла не беспокоить и великого князя. Русские летописи, которые умели при описании щекотливых ситуаций находить обтекаемые формулировки, на этот раз были единодушно откровенны. Они отметили, что посланец Ивана III, боярин Федор Давыдович Хромой, исполняя поручение князя, просто-напросто силой отнял "крыж" у папского священника, встретив обоз невесты за 15 верст от Москвы. Как видим, жесткая позиция главы русской церкви в отстаивании чистоты веры тогда оказалась сильнее традиций дипломатии и законов гостеприимства. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Напрасно Рим возлагал надежды на этот брак. Софья вовсе не собиралась окатоличивать Русь. Некоторые историки предполагают, что ей было всё равно какую веру исповедовать. Другие полагают, что воспитанная в детстве афонскими старцами, в глубине души была православной.

Вывод : Жизнь Зои Палеолог была нелёгкой. Вынужденный побег с родины, приводит в Рим. Тут она с жадностью познаёт различные науки, вызывая восхищения современников. Она как будто готовится к будущей жизни полной борьбы за свою жизнь, за жизнь своих детей, за право своего сына Василия занять место своего отца. Брак с Иваном 3 даёт возможность ей царствовать, а не прозибать остатки лет в монастыре. Попав на русскую землю она предстаёт православной правительницей, несмотря на наказы Ватикана. Софья ведёт свою политику, необходимую для её блага.

Глава 2. Венчание

Ранним утром 12 ноября 1472 года Софья Палеолог прибыла в Москву. Сначала она посетила церковь и получила благословение митрополита, потом отправилась к матери Ивана, где в первый раз увидела Ивана. И в тот же день во временной деревянной церкви государь обвенчался с ней. Великий князь был молод всего 32 года, хорош собой, статен и высок. Особенно замечательными были его глаза, женщины падали в обморок от его страшного взгляда. И раньше Иван Васильевич отличался крутым характером, а породнившись с византийскими монархами, превратился в грозного и властного государя. И в этом была немалая заслуга его молодой жены. Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением. Но этот династический брак не принес Риму ощутимых результатов ни в решении религиозных вопросов, ни в привлечении Московии в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью. Проводя вполне самостоятельную политику, Иван III увидел в контактах с итальянскими городами-республиками лишь источник передовых идей в различных областях культуры и техники. Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Вывод: Этот брак принёс большие блага лишь Ивану, а Ватикан напрасно возлагал надежды. Софья показала себя православной, а война с турками Ивану была не нужна.

Глава 3. Приданное Софьи

Вывод: Приданное Софьи поразило, особенно её библиотека. Появился символ царской власти - двуглавый орёл.

палеолог софья приданное двуглавый

Глава 4. Новшества Софьи

Ум Софьи, её полезные советы очень помогали Ивану 3 в самых важных государственных делах. Она впервые, в роли царицы принимала иностранных послов. Став великой княгиней она сразу активно включилась в важнейшие дела страны. Она убеждала Ивана в необходимости разгрома хана Ахмата, упрекала мужа в нерешительности и медлительности. С тех пор Россия больше не поклонялась ни одному хану. 1480 год стал датой освобождения от монголо-татарского ига. Убеждённость Софьи в необходимости расширения и укрепления московского государства, помогла Ивану 3 овладеть зазнавшимся Новгородом. Мало по малу в Москве стали появляться новые обычаи. Иван 3 стал себя держать величаво, в отношениях с иностранцами титуловаться царём, послов стал принимать с пышной торжественностью, установил обряд целования царской руки в знак особенной милости. Затем появляются придворные чины: ясельничий, конюшенный, постельничий. Иван 3 стал жаловать в бояре за заслуги. Бояре бывшие советниками обращаются в покорных слуг его. Милость государя может возвысить их, гнев - уничтожить. Не по душе боярам эти перемены, но никто не смел высказать это. Царь был суров и наказывал жестоко.

По совету Софьи Иван 3 стал вербовать себе на службу разных мастеров и знающих людей с Запада. Великокняжеские послы в 1490году привезли в Москву лекаря, мастеров стенных, палатных, пушечных, серебряных и даже органного игреца. Иноземные рудокопы нашли в Печорском крае серебреную и медную руду. В Москве стали чеканить мелкую монету из русского серебра. При дворе иностранные мастера работали над разными золотыми и серебряными изделиями. Из Западной Европы были вызваны художники и зодчие для украшения дворца и столицы.

С той же поры начинаются отношения Москвы с западными дворами по разным государственным делам: с германским императором, с королём венгерским, с Данией, с Венецией.

Начало правления Иван 3 ознаменовал выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена великого князя Ивана и его сына Ивана Молодого, наследника престола.

Заветной целью деятельности Ивана 3 было собирание земель вокруг Москвы, покончить с остатками удельной разобщённости ради создания единого государства. Софья всячески поддерживала желание мужа расширить Московское государство и укрепить самодержавную власть. При помощи дипломатии и силы Иван 3 подчинил себе и другие удельные княжества: Ярославское, Ростовское, Тверское, Вятские земли. Москва и Литва часто воевали из-за русских земель, находящихся под Литвой и Польшей. По мере усиления власти великого государя всё больше русских князей со своими землями переходили от Литвы к Москве. В итоге войны 1501-1503 года великий государь московский принудил Ливонский орден платить дань. За время своего правления предпринимал несколько попыток подчинить Казанское царство. В 1470 году Москва и Казань заключили мир, а в 1487 году Иван 3 взял Казань и возвёл на престол хана Махмет-Аминя, который 17 лет был верным послушником московского государя.

Вывод: Бесспорно, влияние Софьи на Ивана было велико. И благодаря ей до наших дней дошли великолепные архитектурные строения. Впервые появляются отношения с иностранными государствами.

Глава 5. Семейная жизнь

Но главное в браке дети, они ждали наследника, а трое первенцев - это дочери.18 апреля 1474 г. Софья родила первую (быстро умершую) дочь Анну, затем еще одну дочь (также умершую столь быстро, что ее не успели окрестить). Разочарования в семейной жизни компенсировались активностью во внедомашних делах. Муж советовался с ней в принятии государственных решений (в 1474 г. им была выкуплена половина Ростовского княжества, заключен дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем). Барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Василии II, наслушавшись боярских толков, написал о Софье в своих записках, что это была женщина необычайно хитрая, имевшая большое влияние на князя.

Софья отправляется пешком из Москвы на молитву в Троицкую обитель. Там она имела видение, ей явился Святой Сергий с младенцем на руках. После этого она родила первенца- Василия, будущего царя Всея Руси, затем ещё четырёх сыновей. Всего у Софьи и Ивана было девять детей. Василия она родила 25 марта в день Благовещения. Сын по традиции при рождении получил имя Гавриил, память которого празднуется в этот день. Имя Василий он получил через десять дней при крещении. Жизнь супругов не была безмятежной. В 1483 г. Авторитет Софьи пошатнулся: она неосмотрительно подарила принадлежавшее ранее Марии Борисовне, первой жене Ивана III, драгоценное родовое ожерелье своей племяннице, жене верейского князя Василия Михайловича. Муж же предназначал дорогой подарок невестке Елене Степановне Волошанке, жене своего сына Ивана Молодого от первого брака. В возникшем конфликте Иван 3 требовал возврата ожерелья в казну, но Василий Михайлович предпочел сбежать вместе с ожерельем в Литву. Воспользовавшись этим, московская боярская верхушка, недовольная успешностью централизованной политики князя, выступила против Софьи, считая именно ее идейной вдохновительницей нововведений Ивана, ущемлявших интересы его детей от первого брака.

Софья начала упорную борьбу за обоснование права на московский престол за своим сыном Василием.

Противники Софьи искали всяческий способ отдалить её от мужа. В1490 году сын великого князя Иван заболел подагрой. Софья выписала из Венеции лекаря Леона, который пообещал Ивану 3 вылечить сына, однако все старания оказались напрасны. 7 марта молодой Иван скончался, врач был казнён, по Москве поползли слухи об отравлении. В это время сыну Софьи Василию было всего 11 лет, а у умершего сына Ивана был сын Дмитрий, любимый внук государя. Так как умерший молодой Иван уже был объявлен великим князем, Дмитрий являлся наследником не по деду, а по отцу. У Дмитрия и его матери Елены была сильная поддержка со стороны бояр, недовольных усилением влияния Софьи. Но у сына Софьи - Василия - тоже были не малые преимущества- он был потомок царского греческого рода и ему, а не Дмитрию, принадлежал герб Римской империи. При царском дворе сложились две группировки.

Враги Софьи доложили Ивану, что к ней приходили ворожеи с зельем, в 1497 году доносчики обвинили княгиню в попытке отравления наследника Дмитрия, внука Иоанна. И Софье довелось испытать силу княжеского гнева. Окружение царицы разбросали по тюрьмам. А окружавших ее знахарок утопили в Москве-реке. Но лично княгиню гонения не коснулись. Сохранив жизнь, Софья в скором времени вернула и власть. Этому способствовали дворцовые интриги на религиозной почве. Умело манипулируя супругом, Софья не только приблизилась к нему, но и ликвидировала конкурентку в лице невестки Иоанна - Елены. Эта интрига стала одной из последних.

Поссорившись с Софьей Иван 3 решил объявить наследником своего внука Дмитрия. Венчание на царство прошло торжественно в Успенском соборе Кремля 4 февраля 1498 года, а в январе 1499 года Дмитрий был отстранён от власти. В опалу попали боярские роды Патрикеевых и Ряпольских, которые всеми силами боролись против Софьи и её сына Василия. На Дмитрия и его мать была наложена опала. Василий сначала был объявлен великим князем Новгорода и Пскова. Позже, чтобы не было усобицы между внуком и сыном и чтобы не дробить вновь собранное несколькими поколениями государство российское, объявил великим князем и единственным наследником сына Василия.

В браке с Иваном 3 Софья прожила 30 лет. Умерла Софья летом 1503 года, оставив мужа во второй раз вдовцом. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле, а в 1929 году саркофаг с останками перевезли в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. После смерти Софьи он стал терять силы и здоровье. Стал посещать святые места в лавре Святого Сергия, в Переславле, в Ростове, прося дать ему исцеление или смерть. Умер царь 25 января 1505 года на 67 году жизни.

Софья запомнилась современникам как женщина волевая, властная, спустя время её назовут интриганкой, обвинят в смерти пасынка Ивана. Однако этот брак будет самым значимым в истории для российского государства.

Вывод: Мы не можем сказать счастлива ли была Софья в браке с Иваном. Хотя Иван обходится без неё и без её советов не мог. Она смогла убедить его, что он царь, его должны почитать и бояться. Она смогла добиться, чтобы её сын Василий стал наследником, вопреки династическому праву. Вся её жизнь - борьба. Она жила этой борьбой, а когда Василий был назначен наследником, её жизнь стала спокойной и Софья вскоре угасла.

Подобные документы

Деятельность Софьи Палеолог в закулисной жизни Московского двора. Софья Палеолог - племянница византийского императора Константина, жена Ивана III Васильевича. Способность Софьи плести придворные интриги. Привлечение в Москву врачей и архитекторов.

эссе [31,1 K], добавлен 12.02.2011

Политическое значение брака Ивана III с византийской царевной Софьей Палеолог. Процесс объединения земель, образование единого государства. Свержение ига Орды. Усиление власти великого князя, возрастание влияния дворянства, появление аппарата управления.

реферат [135,6 K], добавлен 25.02.2015

История происхождения и назначение герба - символического изображения, которое показывает исторические традиции государства или города. Наскальное изображение двуглавого орла, схватившего зайцев. Появление у Российской империи герба, его трансформация.

презентация [8,4 M], добавлен 05.05.2014

Детство, юность и первые годы правления Ивана III. Женитьба на Софье Палеолог. Поход московских полков на Казань. Победа над Новгородом. Стояние на реке Угре и падение татаро-монгольского ига. Включение Тверского княжества в состав Русского государства.

реферат [28,0 K], добавлен 09.12.2009

Формування ідеології єдиної Московської держави, період князювання великого князя Івана III. Одруження на Софьї Палеолог. Процес "збирання земель" Північно-східної Русі, боротьба з Казанню. Похід "миром" на Великий Новгород, кінець вічової республіки.


Софья Палеолог или Зоя Палеологиня – Великая Московская княгиня, вторая супруга Ивана III Великого, мама императора Василия III, родная бабушка Ивана Грозного.

Детство

Точная дата рождения Зои Палеолог неизвестна, ученые предполагают, что это произошло в 1455 году, в Мистре. Ее отцом был деспот Морейский Фома Палеолог, дядей – последний император Византии Константин XI Палеолог. Для Византии наступили не лучшие времена, империя находилась на грани распада.

После того, как Константинополь пал под натиском турецкого султана Мехмеда II и погиб император Константин, Фома Палеолог забрал жену Екатерину Ахайскую и детей и сбежал на Корфу. После поселился в Риме, вынужденно стал католиком. Фомы не стало в мае 1465 года. Жена Палеолога умерла несколькими месяцами ранее. Зоя с братьями – пятилетним Мануилом и семилетним Андреем поселились в Риме после того, как умерли родители.

Софья Палеолог

Воспитание осиротевших детей легло на плечи греческого ученого, униата Виссариона Никейского, кардинала при папе Сиксте IV (это он заказал в свое время прославленную Сикстинскую капеллу). Греческая принцесса Зоя и ее братья воспитывались в соответствии с католической верой. Благодаря заботе кардинала они получили достойное содержание и приличное образование.

Папа позволил Виссариону Никейскому оплачивать двор молодым Палеологам, состоящий из прислуги, доктора, переводчиков, священника, двух профессоров по греческому языку и латыни. По тем временам Софья была достаточно образованной девушкой.

Правление княгини

Софья стала совершеннолетней, пришло время задуматься о поисках для нее достойного мужа. Первым кандидатом на руку и сердце знатной девушки должен был стать король Кипра – Жак II де Лузиньян. Но он не решился заключать этот брак, слишком большим был риск вступить в конфликт с оттоманской империей. В 1467 году папа Павел II попросил Виссариона сосватать Софью за итальянского князя Караччиоло. Обряд обручения провели очень торжественно, но бракосочетание отменили. По какой причине расстроился этот союз, история умалчивает.

Существует мнение, что в круг общения Софьи входили афонские старцы, встречи с которыми носили тайный характер. Девушка придерживалась православья. Ей очень не хотелось иметь мужа-иноверца, и византийская красавица старалась под любым предлогом расстроить предлагаемые ей союзы.

Софья Палеолог

Кардинальные перемены в биографии Палеолог случились в том же, 1467 году. Как раз тогда овдовел князь Московский Иван III, у него умерла жена – Мария Борисовна, родившая князю единственного сына Ивана Молодого. Павел II прилагал много усилий, чтобы католицизм распространялся повсеместно, он рассчитывал, что брак овдовевшего государя всея Руси и Софьи Палеолог поможет ему пропагандировать католическую веру в Москве.

Переговоры длились на протяжении трех лет. Иван III никак не решался связывать свою судьбу с греческой принцессой, он обращался за советом к матери, боярам, митрополиту Филиппу, пока наконец-то согласился на брак. Представители папы умолчали о том, что Софья приняла католическую веру, мало того, они уверили Ивана, что Палеологиня – православная христианка. Они даже предположить не могли, что на самом деле так и было.

Иван III и Софья Палеолог заочно обвенчались в Риме летом 1472 года. Вскоре после этого обоз с невестой отправился в Москву. Софья ехала в сопровождении своего постоянного наставника – кардинала Виссариона.

Софья Палеолог

Если верить болонским летописцам, Софья имела привлекательную внешность. 24-летняя византийская красавица имела белоснежную кожу и очень выразительные глаза. Ее рост не превышал 160 см, девушка была достаточно плотной, но не толстой.

Есть данные, что Софья Палеолог привезла с собой в качестве приданого не только одежду и драгоценности, но и много уникальных книг, ставших основой библиотеки ее внука – Ивана Грозного. Библиотека таинственным образом исчезла, а вместе с ней и неизвестные никому поэмы Гомера, трактаты Аристотеля и Платона.

Маршрут следования невесты оказался неимоверно долгим, позади остались Германия и Польша. Провожатые девушки из Рима вскоре поняли, что никакого сближения католицизма и православия не произойдет. Софья только оставила Рим, а уже дала всем понять, что имеет желание вернуть веру предков – христианство. Иван III и Софья Палеолог обвенчались в московском Успенском соборе 12 ноября 1472 года.

Софья Палеолог

Главная заслуга Софьи, которая принесла большое облегчение России, состоит в том, что ей удалось уговорить супруга отказаться от уплаты дани Золотой Орде. Благодаря ее поддержке российский государь наконец-то решился на смелый поступок, и отказал в уплате оброка татаро-монгольскому игу, длившемуся веками. Князья и местная элита боялись, что это решение царя приведет к жестокому кровопролитию, и настаивали на дальнейшей уплате дани.

Читайте также: