Содержание деятельности по обеспечению безопасности доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев.

Рассмотрим, какие же негативные факторы могут действовать на человека (преподавателя, ученика, техперсонал) в школе, а также как с этими факторами можно и нужно бороться.

1. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Направление: пожарная безопасность.

Для обеспечения пожарной безопасности учебно-образовательном учреждения оборудуются:

пожарными сигнализациями, датчиками дыма и огня;

щитами с противопожарным инвентарем;

пожарными рукавами и кранами;

ящиками с песком и т.п.

Загорания и пожары могут быть предупреждены и значительно ослаблены благодаря проведению профилактических мероприятий. Проводиться они должны постоянно, быть в поле зрения не только руководителей, но и всего состава образовательного учреждения. Это очистка от горючего мусора территории, отказ от деревянных построек, применение негорючих материалов, возведение огнестойких преград, обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам, незахламление запасных выходов и т.п. К мероприятиям профилактики можно отнести также проведение объектовых тренировок.

Главное – это соблюдение мер пожарной безопасности, тогда возможность загорания и пожара сводится к минимуму.

2. Защита личности, общества и государства от терроризма, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, является важной составляющей национальных интересов России.

Направление: противодействие терроризму.

Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в различных формах: взрыв, поджог, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых веществ; уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или других объектов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захват заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лицам путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иные преднамеренные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба.

В качестве предупредительных мер необходимо:

ужесточить режим пропуска на территорию организации,

ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов,

тщательно проверять поступающее имущество, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и.т.д.,

иметь план эвакуации персонала и учащихся,

подготовить средства оповещения личного состава,

организовывать подготовку сотрудников учреждения совместно с правоохранительными органами путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма,

освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки,

обеспечить регулярное удаление из здания отходов,

контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта,

довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного действия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, ущерб окружающей природной среде.

Направление: предупреждение и ликвидация ЧС. С этой целью в образовательном учреждении разрабатывается и реализуется (по введению режима ЧС) специальные приказы на период ЧС, создаются местные КЧС, штаб и оперативные формирования и команды, проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

4. Период военных действий, состояния войны.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этого.

Защита осуществляется по двум направлениям: в мирное время, в военное время.

Можно выделить мероприятия:

обучение работников учреждения способам защиты от опасностей, возникающих во время или вследствие военных действий,

разработка специальных планов и мероприятий по ГО,

строительство и обслуживание укрытий различного назначения,

предоставление средств индивидуальной защиты,

аварийно-спасательные и другие неотложные работы и т.п.

5. Иные неблагоприятные факторы, которые формируются в ходе учебного процесса.

Направления: санитарно-гигиеническое, психологическое, инженерное.

Требования с целью обеспечения условий безопасности организации учебного процесса:

к размещению образовательного учреждения,

к участку, где находится указанное заведение,

к зданию (например, определенное количество этажей),

к помещениям (глубина стены не более 6 метров, тона классной комнаты – светлые, окраска столов и стульев – зеленая, светло-синяя, цвета дерева),

к воздушно-тепловому режиму (влажность 40-60%, температура +18..+20 С, в спортзале +16..+18С, аналогично в мастерских),

к естественному и искусственному освещению (естественное левостороннее освещение в классных кабинетах, общее освещение 500 люкс, индивидуальное – 300 люкс, светильники должны располагаться параллельно светонесущей стене),

к водоснабжению и канализации,

к режиму (расписание, рабочий график),

к организации медобслуживания,

к организации питания,

к санитарному состоянию здания,

к зеленым насаждениям (эстетическое значение, уменьшение запыленности территории, снижение уровня шума, обогащение воздуха кислородом) и т.п.

Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – Ростов-на-Дону, 2005.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент РФ; реализуются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом безопасности и утверждаемых Президентом РФ. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

  • соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
    приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

  • прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
  • определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
  • правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
  • организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
  • координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
  • финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
  • международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
  • осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

  • защита суверенитета и территориальной целостности РФ;
  • защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
  • укрепление отношений со стратегическими партнерами РФ;
  • участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
  • развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
  • содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.
  • рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ федеральные законы в области обеспечения безопасности;
  • утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

  • участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
  • формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
  • устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
  • организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
  • осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства РФ в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности формируется и возглавляется Президентом РФ. Положение о Совете Безопасности РФ утверждается Президентом РФ.

Основными задачами Совета безопасности являются:

  • обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
  • формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за её реализацией;
  • прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка Президенту РФ предложений:
  • о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
  • о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;
  • о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;
  • о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;
  • об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;
  • формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
  • оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями Совета безопасности являются:

  • рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, в том числе строительства и развития Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, планирования их применения, вопросов оборонного производства, мобилизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  • анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
  • разработка и уточнение стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
  • осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
  • рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, отнесённым к ведению Совета безопасности;
  • подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
  • организация научных исследований по вопросам, отнесённым к ведению Совета Безопасности.

Президент РФ может возложить на Совет безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством РФ. В состав Совета безопасности входят Председатель Совета безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета безопасности РФ; постоянные члены Совета безопасности и члены Совета безопасности.

Постоянные члены Совета безопасности входят в состав Совета безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом РФ. Секретарь Совета безопасности входит в число постоянных членов Совета безопасности. Члены Совета безопасности назначаются Президентом РФ в порядке, им определяемом, и члены Совета безопасности принимают участие в заседаниях Совета безопасности с правом совещательного голоса.

Секретарем Совета безопасности, постоянными членами Совета безопасности и членами Совета безопасности могут быть граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Секретарь Совета безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет безопасности задач и функций, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, которому подчиняется непосредственно и руководит аппаратом Совета безопасности.

Деятельность Совета безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний, и порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета безопасности определяется Президентом РФ. Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета безопасности в порядке, определяемом Президентом РФ, и вступают в силу после их утверждения Президентом РФ. Вступившие в силу решения Совета безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

· координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

· финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

· международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

· осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. [8]

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ

Историю зарождения, становления и развития знаний о безопасности можно условно разделить на три периода.

I период. Зарождение и накопление знаний по отдельным вопросам безопасности (до начала XX столетия).

II период. Развитие специальных и становление интегрирующих знаний по вопросам безопасности (с 1918 до1990 г.).

III период. Дальнейшее развитие специальных, интегрирующих знаний по безопасности, становление общей теории безопасности (с1990 г. и до настоящего времени).

I период. Зарождение и накопление знаний по отдельным вопросам безопасности (до начала XX столетия)

I период - зарождение, накопление знаний об опасностях по мере их воздействия на людей и реализация соответствующих защитных мер для уменьшения травматизма и заболеваемости. Прежде всего решались вопросы личной защиты человека от природных опасностей.

Некоторые вехи истории развития отдельных вопросов безопасности:

в трудах ученых Древней Греции и Древнего Рима - Гиппократа(460-377 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Галена (200-130гг. до н.э.), Плиния, и других ученых - были рассмотрены условия труда рабов;

в 1725 г. при царствовании Петра I в России появляются законодательные документы, ограничивающие продолжительность рабочего дня в горном и металлургическом производстве до 11 часов в дневное и 10 часов в ночное время. С течением времени человечество накапливало информацию о потенциальных опасностях, которые приводили к травмам, заболеваниям, авариям, пожарам и другим неблагоприятным последствиям.

Становление пожарной безопасности

В основу управления пожарной безопасностью заложен детерминированный метод управления

Детерминировать [лат] – определять, обусловливать. Нормативная база пожарной безопасности составляет около 1500 документов.

Печальная статистика• Ежегодно в России происходит примерно 260 тыс. пожаров• Ежегодно на пожарах погибает примерно 20 тыс. человек• Ежегодно на пожарах погибает 750-800 детей.

Основными причинами пожаров являются:• неосторожное обращение с огнем (до 50%)• неисправность электрооборудования и приборов (до 20%)• неисправность печного отопления (10-11%)• шалость детей с огнем (до 10 %)• поджоги (5-7%)Причины гибели людей:• 80% всех погибших – жертвы токсичных продуктов горения• примерно 15% погибает от действия высокой температуры15000 школ в России работают с нарушениями правил пожарной безопасности.

Из истории пожарного дела в России• Москва сгорала полностью в 1238, 1335, 1337 и 1356 годах.•

Становление охраны труда

Задачи обеспечения информационной безопасности сложились исторически, и в любой момент жизни общества принимают определенные организационные и законодательные формы. Информационное право, как отрасль права перед легализацией – эта проблема отражается в институте государственных тайн, а также в институтах других тайн. Основное внимание было уделено проблемам сохранения определенной информации в режиме ограниченного доступа и создания определенных средств защиты для данной цели субъектом, который обладал такой информацией. В административном и уголовном законодательстве эти проблемы были частично рассмотрены в правовом аспекте.

На сегодняшний день вопросы информационной безопасности отличаются, как независимый правовой институт в информационных дисциплинах. В Российской Федерации созданы и действуют 10-ки отделов информационной безопасности. Центральным учебным заведением по подготовке сотрудников в данной области считается Московский инженерно-физический институт (МИФИ), в структуре которого по дисциплинам также существует вопрос правового обеспечения информационной защищенности. В основе данных научных учреждений исполняется специальная подготовка важных сотрудников в области обеспечения информационной защищенности по всему фронту национальной безопасности.

Трудность обеспечения информационной безопасности плотно связана с иными институтами информационного права. Деятельность по информационной защищенности (ОИБ) осуществляется в процессе установления правового статуса информационных ресурсов и информационных технологий, структурирования типов сетей связи, обеспечения правовых режимов отдельных видов информации и ответственности за нарушения правил информационной защищенности.

Деятельность по обеспечению информационной безопасности

Деятельность по обеспечению информационной безопасности используется всеми субъектами, в той или иной мере участвующими в отношениях по поводу создания, формирования, использования информационных ресурсов, информационных технологий, создания и использования любых средств связи. При всем этом реализуются общие принципы и требования к обеспечению безопасности: защищая собственный интерес и добиваясь его реализации, действуя так, чтоб не нанести вред другому и не нарушить безопасность государства и общества в целом.

Вместе с совместными требованиями к выполнению правил защищенности в информационной сфере, адресованных всем участникам информационных процессов, существуют правила для субъектов и структур, которые обеспечивают информационную защищенность в отношении их профессиональной деятельности. На уровне федеральных государственных органов аналогичное мероприятие производит Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, структурами Совета безопасности Российской Федерации, Федеральная служба защищенности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др. федеральные органы исполнительной власти, а еще органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Под информационной безопасностью понимается такая деятельность, результатом которой считается постоянный набор правовых, организационных, технологических и технических услуг и условий, обеспечивающих безопасную работу всех объектов информационной инфраструктуры и взаимодействие информационных систем государственных органов, органов регионального самоуправления, различные корпоративные и частные структуры, а также реализация информационных прав граждан на информационном сайте Российской Федерации и в массовых информационных сетях, в том числе в сети Интернет.

Предметными областями информационной безопасности считается как минимум 3 направления:

  • обеспечение безопасности информации, предоставляемой отдельными информационными объектами, информационными ресурсами, сформированными в виде информационных баз данных, информационных банков или информационных систем;
  • обеспечение защищенности субъектов от информации, которая имеет возможность быть квалифицирована как социально-опасная либо вредная, нелегальная законодательством для распространения, технически вредная для функционирования компьютерных систем (таких, как спам, вирусы и т. д.);
  • обеспечение защиты прав и интересов субъектов – пользователей и распространителей информации в сети Интернет и внутренних сетях – при несогласованном доступе сведениям, программному обеспечению и средствам связи.

Безопасность и соблюдение правового режима ИКТ и прав участников информационных отношений

Читайте также: