Социология п сорокина доклад

Обновлено: 18.06.2024

В реферате на тему: Социология Питирима Сорокина рассмотрены основные положения социологических теорий, раскрыты основные моменты из биографии ученого.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

  1. Биография и истоки творчества П. Сорокина
  2. Социологические взгляды Питирима Соркина
    • Социальная система П. Сорокина и социальная динамика
    • Теория стратификации Питирима Сорокина

Заключение
Список использованной литературы

Введение

В данной работе рассмотрены основные положения социологических теорий, раскрыты основные моменты из биографии ученого.

1. Биография и истоки творчества П. Сорокина

В 1955 г., когда П. Сорокину исполниось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всх постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П. Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству [1].

В историю мировой социологии П. Сорокин вошел как крупнейший социолог половины ХХ в., создатель интегральной социологии, теории социальной мобильности и социального пространства, теории социокультурной динамики.

Творчество П. Сорокина в географическом плане подразделяют на два периода: российский — до сентября 1922 г., когда он был вынужден покинуть историческую родину; и американский — с 1923 г., когда он после краткого пребывания в Чехословакии окончательно обосновался в США. В содержательном аспекте, т.е. с учетом эволюции теоретических взглядов социолога, в его творчестве выделяют уже три периода: до середины 20-х годов; до конца 30-х годов; 40 — 60-е годы.

На формирование его творческой индивидуальности большое влияние оказали два всемирно известных тогда ученых — Е.В. Де-Роберти и М.М. Ковалевский (секретарем которого стал Сорокин), открывшие кафедру социологии в столичном Психоневрологическом институте, в который поступает П. Сорокин. Через год Сорокин переводится на юридический факультет университета, где обучается при непосредственном участии выдающегося российского правоведа начала века Л.И. Петражицкого. Анализируя духовные истоки своего мировоззрения, П. Сорокин называл среди наиболее значимых для него теории Н. Михайловского, П. Лаврова, М. Ростовцева, П. Кропоткина, Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и др. Особенно близок ему по образу мышления и по методу анализа социальных явлений Э. Дюркгейм. С ним П. Сорокин вел переписку (по всей вероятности, по протекции М.М. Ковалевского, знакомого с французским социологом).

После окончания университета П. Сорокин был оставлен на кафедре уголовного права и судопроизводства и уже в январе 1917 г. получил звание приват-доцента Петроградского университета. Он стоял у истоков первого в России факультета социологии в Петроградском университете. В ряде учебников его считают создателем и деканом этого факультета, однако последние исследования свидетельствуют, что в этот период факультет еще не существовал, а была организована социологическая кафедра на социально-экономическом отделении, которое вошло в состав факультета общественных наук. Был создан также Социологический институт при университете. Во главе этих начинаний стоял П. Сорокин, который в 1920 г. он первым был возведен в звание профессора кафедры социологии факультета общественных наук (52, с. 295).

2. Социологические взгляды Питирима Соркина

Социальная система П. Сорокина и социальная динамика

П. Сорокин выделял разного рода связи, возникающие в обществе:

П. Сорокин критиковал господствовавшую в США эмпирическую тенденцию в социологии с ее преимущественным интересом к отдельному индивиду и рассматривал социальную действительность с позиций социального реализма. Для него исходным моментом было постулирование существования сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Он считал, что интегральная социология должна охватить в своем исследовании все социологические аспекты широко понятой культуры. Он не сводил социальное целое только к структурно-функциональным связям [4].

Таким образом, в общественной жизни П. Сорокин выделял:

  • социальное — формы человеческой деятельности (роль, статус, группа, институт);
  • культурное — результаты и условия человеческой деятельности (мир ценностей, значений и символов). Социальное и культурное в интегральной социологии П. Сорокина предполагают друг друга и сливаются в социокультурные единства — социокультурные системы.

П. Сорокин выделял несколько типов социокультурных суперсистем, имевших место в мировой истории:

В различные периоды истории эти суперсистемы находятся в различных стадиях своего развития. Господствующее в обществе мировоззрение и организованная вокруг него социокультурная система постепенно исчерпывают свои возможности для познания реальности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений.

Изменения в обществе, считал П. Сорокин, происходят ритмически и периодично, что он стремился показать на огромном фактическом материале. Для завершения работ, под которые Гарвардский университет выделил колоссальный по тем временам гранд в размере десяти тысяч долларов, Сорокин привлек многих из русских ученых-эмигрантов и своих гарвардских учеников, среди которых был и Р. Мертон. В целях подтверждения своих гипотез эмпирическими фактами он собрал коллектив известных ученых. Здесь были специалисты по истории живописи, скульптуры, зодчества, музыки, литературы, естественных наук, философии, экономики, религии, этики, права, войн, революций.

Для подтверждения своих гипотез Питирим Сорокин приводит в этой работе сотни таблиц, каждой из которых обобщала длинные временные ряды исторических данных по многим социокультурным процессам. Никому из своих экспертов, как об этом пишет Сорокин в своей автобиографии, он не сообщал, для чего ему необходимы статистические таблицы и выкладки фактов по тем или иным социокультурным процессам. На основе обобщения эмпирического материала П. Сорокин пытался выявить и объяснить ритмическую закономерность социокультурных изменений (в том числе изменения профилей стратификации).

Длительность динамических циклов в социокультурных процессах у него больше, чем у конъюнктурных волн известного русского экономиста Н. Кондратьева. В своей четырехтомной работе П. Сорокин стремился показать на историко-эмпирическом материале, что процесс перехода от одной суперсистемы к другой сопровождается культурным кризисом: радикальным изменением социальных институтов, ценностей и норм, что, естественно, влияет на поведение людей. Согласно П. Сорокину, первая мировая война и Октябрьская революция явились результатом колоссальных переворотов в социокультурной системе западного общества.

Обобщая все сказанное о сложной и противоречивой личности и творчестве американского социолога русского происхождения П. Сорокина, можно отметить, что

  • социология П. Сорокина справедливо получила название интегральной: уже в ранних работах он сформулировал принципы, которым следовал все последующие годы; его исследование включало в актив социологического анализа все лучшие достижения гуманитарных дисциплин того периода времени;
  • хотя научная система П. Сорокина основывалась на общих интегральных идеях, она претерпела существенные изменения — от традиционного для социальной мысли рубежа веков исследования в духе неопозитивистско-бихевиористского анализа до глобального макросоциологического анализа более позднего периода, когда исходной единицей исследований социолога становится цивилизация;
  • если в ранней социологии русского периода П. Сорокин выступал с позиций скорее системно-функционального анализа, то в гарвардский период творчества он пополняет свой творческий арсенал социокультурным анализом мира, что выгодно отличало его исследования более богатым видением реальности от школы структурного функционализма Т. Парсонса, занимавшей доминирующие позиции в американской социологии;
  • первым в социологии ХХ в. П. Сорокин предложил системный подход к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности; проанализировал огромный эмпирический материал, характеризующий исторические изменения в этой области; разработал методику измерения социальной стратификации, которая не потеряла своей актуальности до настоящего времени;
  • в то время, когда проблема социальных изменений почти не привлекала внимания западных социологов, П. Сорокин разработал своеобразную модель социальной динамики, в основу которой положил теорию социокультурных измерений; он обратил внимание на нелинейный характер процессов общественного развития, проблемы переходного состояния общества [5].

Теория стратификации Питирима Сорокина

Отличительные особенности социального пространства человеческой жизни, по мнению П. Сорокина, состоят в следующем:

Ориентироваться в сложном переплетении социальных связей, образующих социальное пространство человеческой жизни помогает особая система координат. Исходными точками отсчета положения человека в социальном пространстве П. Сорокин предложил считать:

  • отношение человека к определенным социальным группам, т.е. установление его связей со всеми группами населения;
  • отношение этих групп друг к другу;
  • положение и функции человека в пределах каждой из основных групп.

Социальное пространство, по П. Сорокину, и есть общая совокупность всех перечисленных социальных образований, которые он скрупулезно анализировал уже в петербургский период своего творчества. П. Сорокин дал описание элементарных групп, включающих в себя разнообразные расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные, государственные общности. Предметом специального изучения стали у него семья и профессиональные группировки. Он пытался описывать те группы, которыми русские социологи до него не занимались, — его описание элит стало первым и единственным в российской литературе той поры.

В условиях, когда в западной социологии еще мало занимались эмпирическими исследованиями социальных структур, П. Сорокин разработал методику эмпирического измерения положения человека в социальном пространстве. Хотя он постоянно подчеркивал, что социальное пространство сложнее и многомернее эвклидова геометрического пространства, но предложил в целях его эмпирического измерения условно рассматривать социальное пространство как трехмерное.

Профиль политической стратификаций, считал П. Сорокин, более подвижен и колеблется в более широких пределах, чем профиль экономической стратификации. В любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни, иногда — другие. Когда колебание профиля в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.

Профессиональная стратификация связана с разделением труда, т.е. сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональным образованием. Она проявляется в двух основных формах: межпрофессиональной и внутрипрофессиональной. Исходные посылки, предложенные П. Сорокиным для измерения профессиональной стратификации, сохраняются и в современных социологических исследованиях.

Современным исследователям не представляется убедительным предложенный П. Сорокиным критерий замера профессиональной стратификации, который он определял как уровень интеллекта, необходимый для выполнения данной профессиональной обязанности. Дело в том, что среди существующих сегодня методик измерения интеллекта можно встретить немало весьма противоречивых. Кроме того, они предназначены для измерения — наличного интеллекта конкретного индивида, а не для того, чтобы определить уровень интеллекта, требуемого для исполнения данных профессиональных обязанностей.

П. Сорокин, вслед за М. Вебером, одним из первых обратил внимание на то, что процессы стратификации выступают как исключительно многомерное явление. В действительности, положение каждого человека определяется множеством признаков и является результатом целого ряда факторов и условий жизни. Страта, выделенная по одному критерию, одновременно характеризуется целым рядом других эмпирических показателей. В реальной жизни все эти измерения стратификации тесно переплетены, что позволило П. Сорокину говорить о многомерной стратификации.

Мобильность может быть как индивидуальной, так и групповой, семейной. Различают интергенерационную (между поколениями) мобильность — перемену социального положения от отца к сыну и интрагенерационную (внутри поколения) мобильность — индивидуальную карьеру, связанную с социальным восхождением или нисхождением.

  • горизонтальная мобильность имеет место тогда, когда новое положение человека не изменяет его места в социальной иерархии, т.е. совершается переход из одной социальной группы в другую на одном уровне. Например, переход из токарей во фрезеровщики, перемещение в территориальном плане или изменение географического места жительства, если они не связаны с изменениями социальных условий;
  • вертикальная мобильность означает смену иерархических позиций в обществе. Социальный подъем или спуск из одного социального слоя в другой — это восходящая или нисходящая вертикальная мобильность:

а) восходящая мобильность — продвижение людей к позициям с более высоким престижем, доходом, властью — вверх по социальной лестнице (рабочий — бригадир — начальник смены — директор). Примером восходящей мобильности является успешная социальная карьера. Получение диплома также означает случай восходящей индивидуальной мобильности по критерию формальной квалификации.

Заключение

Таким образом, П. Сорокин, рассматривая стратификацию трех видов — экономическую, политическую и профессиональную, по существу предлагал оценивать расслоение и неравенство в обществе по критериям дохода и богатства, т.е. накопления; по критериям влияния на поведение членов общества (политическая стратификация) и по критериям, связанным с успешным выполнением социальных ролей (профессиональная стратификация). Эти идеи П. Сорокина получили дальнейшее развитие в Гарвардской школе американской социологии, развивавшей идею структурного функционализма.

Список использованной литературы

  1. Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. — СПб., 1997.
  2. Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. — Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова — 1999.
  3. Новикова С. История развития социологии в России. — М., 1996.
  4. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. — М., 1994.

Сноски

[1] Новикова С. История развития социологии в России. — М., 1996. — с.74.

[2] Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. — Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова — 1999.- с.52-53.

[3] Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. — Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова — 1999.- с.53-54.

[4] Новикова С. История развития социологии в России. — М., 1996. — с. 34

[5] Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. — Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова — 1999.- с.55-56.

[6] Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. — Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова — 1999.- с.56-57.

[7] Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. — М., 1994. — с.154.

[9] Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии: Монография. — Могилёв: Изд-во МГУ им. А.А. Кулешова — 1999.- с.57-62.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из гильдий.

Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 - 1902 гг. на останках народнической идеологии.

В 1919 году Сорокин основал социологический факультет, став первым его профессором и деканом. В 1923 году он переезжает в США, где работает профессором в университете Миннесоты, а в 1929 г. его приглашают в Гарвардский университет.

Вообще, следует отметить, что Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации в США. Посещая церковь, публичные собрания, университетские лекции и много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный язык. Затем он объехал друзей в штатах Среднего запада, читая лекции и подыскивая работу. Уже летним семестром 1924 года, благодаря усилиям Росса и Ф.С. Шэпина, он приступает к чтению лекций в Миннисотском университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсене.

С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать.

Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р. Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др.); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году.

В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарвардского университета.

Творческую эволюцию воззрений П.Сорокина можно разделить на три основных этапа.

Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина: каким он был в жизни, каким преподавателем, ученым и просто человеком. Обратимся к воспоминаниям современников и учеников.

2.1.Становление теоретических воззрений

Еще в России Сорокин познакомился с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, он был знаком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее – Зиммеля.

Необходимо учитывать также и ту социально-политическую обстановку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет.

2.2.Система социологии П.Сорокина

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

«…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…

2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…

3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…

2.3. Научные концепции П.Сорокина

- Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества.

- Теория истории и социокультурной динамики.

- Интегрализм - парадигмальная основа мировоззрения ученого.

- Теория социальной любви и творческого альтруизма.

Стержнем созданной им концепции социальных нарушений являются войны и революции. Следует вкратце охарактеризовать эту концепцию.

В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений. Он выделяет 5 классов нарушений:

· политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;

· социоэкономические нарушения направленные на модификацию социального и экономического порядка;

· национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;

· религиозные нарушения – дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессий и т.п.;

Этот массив информации собирался и предварительно обрабатывался многими людьми: специалистами по военной социологии, по праву, культурологами и т.д., в основном из ученых русского зарубежья.

Безусловно, по объему данных этот анализ беспрецедентен.

Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных комбинаций, так как все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого ряда факторов.

Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, идеационального и интегрального) при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.

Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать границы исследования рамками названных теоретических направлений.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

1. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. 1999.- № 7.

2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М.: Онега, 1995.

3. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2000. -№ 4.

4. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996.

5. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.-СПб., 1997.

6. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества // СОЦИСС. 1999.- № 11.

7. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999.- №6.

8. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером) // СОЦИСС. 1996.- №1.

9. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989.- №2.

10. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990.- №2.

13. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992.- №10.

14. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990.- №3.

16. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИСС. 1996.- №5.

17. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993.

18. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.

19. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, этики и права и соц. Отношений. (Фрагменты подг. к печ. и предисл. З.В. Каганова, П.Е. Сивококова) //Вестн. Мос. ун-та. Сер.7. Философия.1993. - № 1.

20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

21. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.

22. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2000.

23. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989.- №6.

24. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3

25. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС. 1989.- №3.

26. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992.- №10.

27. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991.- №8, №9.

28. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990.- №2.

29. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС. 1993.- №8.

30. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб.: РХГИ, 1999.

31. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИСС. 1998.- №12.

32. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999.- №5.

33. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999.- №7.

34. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС 2001.- № 5.

35. Теория интерактивного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. Уфа, 1997.

[1] Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992.- №10, с.133.

[2] Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990 №2, с. 120.

[3] Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.-СПб., 1997, с.196.

[4] Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990 №2, с. 127.

[6] Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П.Сорокина (переписка с С.Харпером) //СОЦИС. 1996. №1, стр.125

[7] Сорокин П.А. Система социологии М., 1993, Т1,стр.39

[8] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992, с.14

[9] Мертон Р. Фрагменты воспоминаний // СОЦИС. 1992.- №10.

[10] Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени //СОЦИС. 1999. №7, с.139.

[11] Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19 – 20 веков. М.: Онега, 1995, с.257

[12] Сорокин П.А. Система социологии. Т 1, с.56

[13] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество., с.531

[14] Сорокин П.А. Система социологии, Т 1, с.56

[15] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество., с.532 - 533

[17] Сорокин П.А. Система социологии, Т 1.

[20] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество., с.533-534

[21] Сорокин П.А. Система социологии, Т1.

[22] Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС. 2000. №4, с.109.

[23] Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. // СОЦИС. 1999.- №6, с.19

[24] Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС.1998. - №12, с.3

[25] Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тендениции нашего времени //СОЦИС. 1999. - №6, с.16.

[26] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество., с.20-23.

[27] Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени, с.16

[29] Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм //СОЦИС, 1992, №10, стр.134

Питирим Сорокин (1889-1968) – выдающий социолог XX века, живший в России и США. На взгляды Сорокина большое влияние оказали труды социологов Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, М. М. Ковалевского и других.Сам Сорокин считал себя учеником М. М. Ковалевского, в последние годы его жизни Сорокин был его личным секретарем.

Интегральная социология Питирима Сорокина. Социальная стратификация и социальная мобильность.Типы общностей и культурные системы

Питирим Сорокин является автором 40 книг, которые много раз переиздавались в Европе и Америке. Также его труду принадлежит большое количество статей и очерков. Работы Сорокина были переведены на 48 языков мира.
Знаменитыми работами русского периода жизни Сорокина были "Главнейшие теории прогресса в современной социологии" (1911), "Границы и предмет социологии" (1913), "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Национальность, национальный вопрос и социальное равенство" (1917), "Социальная аналитика и социальная механика: краткое содержание цикла лекций" (1919), "Общедоступный учебник по социологии" (1920), двухтомная "Система социологии" (1920) и другие.
Величайшими трудами американского периода были работы "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928),"Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947), "Американская сексуальная революция" (1956) и другие.

Общество как надорганическая система

Всю существующую реальность Сорокин разделил на три мира:

  • неорганический;
  • органический;
  • надорганический.

В надорганическом мире, по мнению Сорокина, сознание и мышление находятся в своей "развитой форме".Общество – это надорганическая система, которая представляет собой "совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом".

Главная задача социолога – изучать статистические и динамические стороны взаимодействия людей, а также явления, которые вытекают из этого процесса. Основой теории социокультурной динамики Сорокина являются аксиологические (ценностные) социальные взаимодействия людей.

Сорокин считал, что социология достаточно близка к естественным наукам по своей объективности, и он определил ее как "социальную химию", в отличие от О. Конта, который называл социологию - "социальной физикой", и Г. Спенсера, который предложил считать социологию - "социальной биологией".

Объективизм, опора на факты при изучении социальных явлений и процессов, по мнению Сорокина, должны стать постоянными составляющими социологического метода.
Сорокин стал одним из первых американских социологов, который стал использовать количественные методы обработки эмпирических данных.

Направления интегральной социологии

Сорокин пытался создать интегральную социологию, определить ее предмет и границы. От социолога О. Конта Сорокин взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля - идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия. Так он создал интегральную социологию, в которой общество является процессом и результатом социального взаимодействия.

"Интегрализм" социологии, по мнению Сорокина, проявляется в следующих аспектах:

  • интегральная социология генерализирует знание о социокультурных явлениях и процессах, имеет свою методологию и отражает в своем содержании открытия других социальных наук;
  • интегральная социология изучает все сферы социокультурного пространства, исследуя их отдельные элементы;
  • интегральная социология учитывает множество факторов при объяснении социальной реальности;
  • интегральная социология исследует статику и динамику общественной жизни.

Интегральная социология Питирима Сорокина имеет следующие ведущие направления работы:

  • "космосоциологическое" направление, объясняющее социальные явления и процессы географическими факторами;
  • "биосоциологическое" направление, рассматривающее общество как биологический организм;
  • "социомеханическое" направление, в котором общество рассматривается как механический агрегат, основами функционирования которого считаются механические законы;
  • "социопсихологическое" направление, которое обусловливает социальные процессы и явления состояниями человеческой психики;
  • "социокультурное" направление, которое рассматривает развитие и функционирование общества в виде процесса "цикличности" или "круговорота" различных культуры.

Сорокин отдавал предпочтение социокультурному направлению, т.к. оно "дает нам действительную социологию в точном значении понятия".

Интегральная социология делилась Сорокиным на две части:

  • теоретическая (общая) социология;
  • практическая (прикладная).

Теоретическая социология включала в себя следующие разделы:

  • социальная аналитика (рассматривает простейшие социальные явления и сложные социальные единства);
  • социальная механика (изучает социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия);
  • социальная генетика (анализирует эволюцию общественной жизни).

Социальное взаимодействие

Сорокин трактовал социологию как науку о поведении людей, находящихся в социальном взаимодействии.
Социальное взаимодействие, по Сорокину, представляет собой социальную связь между индивидами и социальными группами, которая имеет психическую природу.

Социальное взаимодействие имеет следующие компоненты:

  • субъекты взаимодействия (индивиды, социальные группы);
  • объективированные ценности (предметы материальной культуры);
  • ценностные значения и нормы (образцы поведения индивидуального или группового сознания);
  • "проводники" взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, деньги, произведения искусства и т.д.

Сорокин классифицировал социальные взаимодействия по следующим основаниям:

1. По субъекту взаимодействия:

  • между двумя индивидами;
  • между индивидом и социальной группой;
  • между социальными группами.

2. По характеру взаимодействия:

  • односторонние и двусторонние;
  • индивидуальные и массовые;
  • организованные и спонтанные;
  • простые и сложные;
  • стандартные и шаблонные;
  • мгновенные и продолжительные;
  • слабые и интенсивные;
  • солидаристические и антагонистические;
  • идейные и волевые.

3.В зависимости от природы проводника:

  • механические, тепловые;
  • звуковые,светозвуковые.

Сорокин считал, что социальные взаимодействия позволяют объяснять социальные отношения, социальные явления и процессы. В основе социального взаимодействия находятся социальные акты. Социальные акты определяются базовыми инстинктами людей (сексуальными, пищеварительными, инстинктом собственника, инстинктом самосохранения, инстинктом самовыражения).

Сорокин разделил социальные акты на:

Сорокин изучал различные поступки и поведение людей и пришел к выводу, что одни и те же поступки в обществах в различные исторические эпохи оценивались по-разному и требовали различных санкций, иногда прямо противоположных. Общественным санкциям Сорокин отводил одну из главных ролей в социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы.

Сорокин полагал, что понять причины возникновения социального целого можно только при непосредственном учете факторов, которые объединяют людей в целое общество. Наиболее важными механизмами социальной интеграции являются следующие факторы:

  • биолого-физиологическая социализация (импульсы, инстинкты, потребности и стимулы). Эта социализация заставляет людей вступать во взаимодействие;
  • космическо-географическая социализация индивидов (климат, территория), которая является определяющей в отношении человеческого взаимодействия в обществе;
  • психологическая социализация (подражание, внушение, эмоционально-интеллектуальные контакты).

По мнению Сорокина данные факторы в своей совокупности представляют собой объединяющую силу всех общественных явлений. Но в некоторых случаях приводят к распаду коллективов. Основой социальной интеграции является единство вокруг норм, группового разума, ценностей, национального духа, целей, сознания рода и др.

Типы общностей

Сорокин различал три типа социальных общностей в социальной структуре общества:

  • Первый тип - "элементарные" группы. Они образуются в межиндивидуальных взаимодействиях, которые основаны на биологических и психологических импульсах. Такие группы выделяются по общему признаку ( пола, возраста, дохода и т.д.)
  • Второй тип - комбинации элементарных групп. Это взаимодействия, которые обусловлены географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами социализации.
  • Третий тип - "кумулятивные" группы. Взаимодействие в этих группах определено совокупностью нескольких социальных признаков.

По мнению Сорокина, общество – комплекс, состоящий из элементарных и кумулятивных групп. Человек оказывается членом сразу нескольких групп.

Социолог разделил элементарные и кумулятивные группы на:

  • закрытые (пол, раса, нация);
  • открытые (партия, научные, религиозные и т.д.);
  • полузакрытыми (класс, сословие).

Кумулятивные группы способны создать элиту, которая будет заниматься управлением общественной жизни. Социальная история, по Сорокину, представляет собой господство элиты над массами, которое носит фатальный характер. Именно поэтому, по мнению социолога, невозможно объяснить историческую действительность через борьбу классов за власть.
На примере пролетариата П. Сорокин указал, что класс представляет собой "кумулятивную" группу, которая объединяет в себе профессиональную, экономическую и правовую элементарные группы.

Сорокин выделил четыре основных класса:

  • крестьяне;
  • пролетариат;
  • землевладельцы;
  • капиталисты.

Классы он объединил в две кумулятивные группы:

  1. класс привилегированных + богатых + носителей интеллектуального труда;
  2. класс обделенных + бедных + носителей физического труда.

Социальная мобильность и социальная стратификация

Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей.

Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности:

  • горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли);
  • вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая).

Социальную мобильность регулируют социальные "ситы" ("фильтры") и социальные "лифты" ("каналы социальной циркуляции"). Так, с помощью социальных фильтров проводится отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности.

Социальная стратификация, по Сорокину, определялась как дифференциация совокупности людей (населения) в иерархическом ранге, которая выражалась в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния.

П. Сорокин утверждал, что нет нестратифицированных обществ, потому что коллективная жизнь требовала наличие социальной стратификации, т.к. положение людей в обществе не равно и люди имеют свои биопсихические различия.

Сорокин предложил свою классификацию социальных групп:

  • простые - объединение людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, и т.д.);
  • сложные – объединение людей на основе нескольких признаков (имущественный, профессиональный, правовой и т.д.).

Социальные революции и реформы

Под социальной революцией Сорокиным понимается быстрое развитие общества, которое основывается на процессе насилия одного класса над другим.

Он проанализировал социологический феномен революции, изучив 70 революций, в том числе Февральскую и Октябрьскую революции (1917 г.) в России. Социолог считал революцию худшим способом изменения жизни. Революция несет разрушения, способствует дезинтеграции общества, культивирует вражду и агрессию, идеалы революции иллюзорны. Сорокин сформулировал закон "социального иллюзионизма", который свойственен социальной революции (Пример: В революциях 1917 года в России выдвинутый лозунг "ликвидировать социальное неравенство" не осуществили, обещание всем хлеба обернулось голодом и вымиранием населения).

Революция, по Сорокину, имеет две стадии: революционную и контрреволюционную.

Социальные реформы - более приемлемый способ изменений общественной жизни, по мнению Сорокина. Социальные реформы – это мирные способы осуществления изменений социальной жизни, имеющие созидательную направленность. Социолог утверждает, что только социальные реформы могут привести к прогрессу, революции же, наоборот, несут в себе разрушающий характер.

Культурные системы

Социолог противопоставлял культуру природе, считая, что все природные явления социально значимы только при наличии у них культурных качеств. Главным культурным качеством являются ценности, среди которых универсальными являются истина, красота, добро и польза (по Платону).

Сорокин выделял три типа доминантных культурных сверхсистем:

  1. Чувственная культурная сверхсистема. В основе формирования культурных качеств лежит чувственное познание, господствуют "истины чувств" и материальные потребности, атеизм, прагматизм и гедонизм.
  2. Идеациональная (рациональная) культурная сверхсистема. В основе лежит - рациональное познание, господствуют разум и Бог, духовность, аскетизм и альтруизм.
  3. Идеалистическая (интегральная) культурная сверхсистема - синтез двух предыдущих систем.

В каждый исторический период какая-то сверхсистема занимает лидирующее положение:

Исторические периоды Тип культурной сверхсистемы
до VIII в. до н.э. Чувственная
с VIII в. до н.э. по IV в. до н.э. Рациональная
с IV в. до н.э. по III в. до н.э. Интегральная
со II в. до н.э. по V в. н.э. Чувственная
с VI в. по XII в. Рациональная
с XIII в. по ХIVв. Интегральная
с XV в. по XX в. Чувственная

К чувственному типу Сорокин относил современную Западную культуру, которая находилась в состоянии кризиса.

Таким образом, суть интегральной социологии Сорокина заключается в следующем:

Интегральная социология П.А. Сорокина [14.12.13]

Одним из ярких представителей социологической мысли, внесшим значительный вклад в её развитие, является П.А. Сорокин (1889-1968 гг.).

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций

2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиции нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм;

5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М.М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Вся социология делится Сорокиным на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

По мнению П.А. Сорокина, между стратами нет непроходимых границ, но между восхождением и нисхождением существует некая асимметрия. Восхождение по социальной лестнице является добровольным, как правило, и осуществляется часто не свободно, а с преодолением некоторых барьеров или выполнением определенных условий, которые высший слой выставляет социальным объектам, осуществляющим данный переход. Нисхождение обычно принудительное.

Социальная мобильность измеряется показателями:

1) дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам);

2) объём мобильности (число объектов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определённый период времени).

Степень социальной мобильности является показателем уровня развития общества, чем выше этот уровень, тем больше социальных ступеней и позиций представляет общество социальным объектам для их перемещений .

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина

Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками:

1) тем или иным пониманием реальности;

2) природой потребностей;

3) степенью удовлетворения потребностей;

4) способом их удовлетворения.

Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Интегрируясь, он соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

Но это не означает окончательной победы данной тенденции, а лишь подтверждает отмеченную П. Сорокиным закономерность: в начальный период великих кризисов превалирует негативная поляризация, на последнем этапе и после его завершения - позитивная. Анализируя тенденции кризисного перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, можно ожидать, что в первой четверти XXI века силы позитивной поляризации возобладают и сделают оптимистический глобальный прогноз П. Сорокина долгожданной реальностью (хотя и в будущем сохранятся социокультурные циклы с кризисными переходными фазами и изменениями соотношения негативной и позитивной поляризации).

Таким образом, можно сделать вывод, что закон, сформулированный П. Сорокиным, справедлив, более того, он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися личностными качествами, которые смогут стать костяком, поддерживающим социум в локальных или глобальных катаклизмах.

Заключение

П. Сорокин — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на её развитие в XX в. Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

П. Сорокин определял структуру социологии в следующем виде: теоретическая социология (общее учение об обществе, cоциальная механика, cоциальная генетика) и практическая социология (социальная политика).

П. Сорокин полагал, что общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции.

Центральной темой в творчестве П.А. Сорокина является проблема социокультурной динамики. В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Учение о социокультурном строе и его движущих мотивах и факторах, о цикличной смене типов социокультурного строя является стержнем учения интегрализма, основы которого разработаны П. Сорокиным и которые, по нашему мнению, станет одной из главных фундаментальных черт постиндустриальной парадигмы общественных наук, придя на смену либерализму и марксизму как двум разновидностям индустриальной парадигмы обществоведения.

Список литературы

1. Сорокин П.А. Система социологии. Т 1. – М.: Астрель, 2008.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Знание, 1992.

3. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.

4. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2010.

6. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2007.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: