Социальный педагог в спо доклад для коллег

Обновлено: 01.07.2024

1.2 Цель реализации программы

Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:

— осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации;

— своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся и родителям;

— принятие мер по социальной защите, помощи и поддержки обучающихся;

— профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья учащихся;

— координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, заменяющихся их), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся;

— социальная диагностика семей и проблем учащихся;

— профилактика правонарушений среди подростков.

— психолого-педагогическое сопровождение учащихся, детей, состоящих на ВШК;

— осуществление контроля над посещаемостью учащихся;

— активизация работы с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи;

— внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся;

— социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.

  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

1.3 Область профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности является воспитание и сопровождение детей в СПО.

Объекты профессиональной деятельности: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей в условиях реформирования образования и внедрения ФГОС СПО; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам воспитания в рамках реализации ФГОС СПО.

1.4 Виды экономической деятельности

1.5 Уровень квалификации

1.6 Планируемые результаты обучения

В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

— профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

— защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

— организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

По окончанию освоения программы обучающийся должен:

  • знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; историю развития направлений и школ психологии; исторический контекст становления технологий, приемов и методик оказания психологической помощи населению; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы.
  • уметь: организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; организовывать и осуществлять контроль и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению и формированию универсальных учебных действий; оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями студентов; взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; дифференцировать литературные и научные источники по их значимости для изучения истории развития психологии; анализировать и оценивать психологические теории возникновения и развития психики в фило- и онтогенезе.
  • владеть: навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; устойчивым и достаточным знанием исторического материала развития психологии как области знания для организации просвещения населения.

1.7 Категория слушателей

Программа предназначена для:

— социальных педагогов и психологов СПО;

— руководителей и методических работников СПО;

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.8 Трудоемкость обучения

1.9 Форма обучения

Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:

— с отрывом от работы;

— без отрыва от работы;

— с частичным отрывом от работы.

Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.

Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль социального педагога в системе СПО.

Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей, жизненных ценностей – вот цель работы социального педагога.

*Социальный педагог – это прежде всего посредник, связующее звено между подростком и государственно-общественными службами. Он – защитник интересов ребенка, его и законных прав.

* Социальный педагог работает как с детьми, так и с их семьями. Он должен по возможности стремиться предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различных негативных явлений, отклонений в поведении подростка, создать доверительный психологический климат между педагогами, школьниками и их родителями. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с членами педагогического коллектива, с психологом, различными социальными службами.

Принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет разные социальные корни. В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка социальному педагогу следует применять конкретную методику.

психологические факторы: нервно-психические заболевания, психопатия, неврастения, повышенная возбудимость нервной системы, обусловливающая неадекватное поведение;

социально-экономические: социальное неравенство, расслоение общества, безработица;

условия жизни, отношения сверстников, педагогическая запущенность и т.д.

социально-психологические факторы: выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации. Причинами отклонений в психосоциальном развитии могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, ведущие к формированию отклоняющегося поведения подростков. Поэтому невозможно отделять проблемы подростка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:

подключение к процессу реабилитации подростка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства;

тесное взаимодействие с семьей;

Доверительность отношений социального педагога с подростком и работа с его семьей предполагает соблюдение конфиденциальности. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, следовательно, - отказа от принципа неразглашения информации. ( Из моей практики таким примером может быть случай, когда девочка обратилась с просьбой помочь ей объяснить матери свое частое отсутствие дома. Из беседы выяснилось, что она стала жить с молодым человеком, без согласия матери. Свое отсутствие дома объясняла тем, что работает в ночной смене. В данном случае я не имела права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей, т.к. именно на родителей, согласно семейному кодексу РФ, возлагается преимущественное право на воспитание детей. Поэтому я избрала вариант совместного с девочкой визита к матери и объяснения ей сложившейся ситуации с соблюдением деликатности и предосторожностей. Результатом явилось принятие компромиссного решения: девочка заканчивает курс обучения и выходит замуж за своего молодого человека, а до тех пор живет дома, с мамой. ).

Своевременный диагноз поможет поставить социально-педагогическая характеристика на каждого подростка группы риска.

Благодаря социально-педагогической характеристике социальный педагог может быть координатором-посредником между клиентом и службами социума, такими, как, психологическая, медицинская, правоохранительная.

Для получения необходимой информации социальному педагогу необходимо пользоваться различными видами диагностики, адаптируя их с учетом собственных целей и задач.

Психологическая диагностика. Социальный педагог изучает познавательную активность, поведенческие реакции, склонность к дивиантному поведению с учетом возрастных особенностей психики через личностные опросники, различные тесты.

Социальная диагностика. Это процесс изучения и выявления взаимоотношений в обществе, вникания в конкретную жизненную ситуацию, отношения в семье, с окружением, через наблюдения в урочной и внеурочной деятельности, посещения уроков, посещения семей на дому, кружковых занятий, анкетирования, опросы.

Педагогическая диагностика - это изучение личности клиента, ее проявления в педагогическом процессе (успеваемости, заинтересованности, увлечений) через классные журналы, беседы с преподавателями-предметниками, педагогические консилиумы, посещения уроков.

Социально-педагогическая характеристика включает 9 основных блоков:

Общие сведения об учащемся

- Место учебы, с какого времени учится, класс (№ группы, курс )

- Домашний адрес, контактный телефон

- здоровье: патологии, хронические болезни, дефекты речи, слуха, зрения

Сведения о родителях и лицах их заменяющих учащегося, состав семьи

- Ф.И.О родителей или лиц их заменяющих

- Место работы родителей или лиц, их заменяющих, образование, профессия, телефон

- количество детей в семье

- другие родственники (бабушка, дедушка)

Жилищно-бытовые условия жизни учащегося

- С кем проживает

- жилищные условия (общежитие, съемная квартира, частный дом, отдельная квартира)

- условия проживания (есть ли своя комната, угол, место для отдыха, выполнения домашних заданий)

Характеристика отношений семьи учащегося

- образ жизни семьи (здоровый, выпивает, скандалит один (или оба) из родителей, у родителей частые запои, семейные скандалы, наличие судимости у родителей)

- Эмоциональные отношения родителей с детьми (взаимопонимание, поддержка, дружба, напряженные, холодность, отчужденность, равнодушие, конфликтные (насилие, побои)

- участие родителей в учебной деятельности ребенка (помощь, интерес к успехам, отношение к неудачам)

- как сами родители воспринимают своего ребенка, оценивают его достижения и неудачи

Учебная деятельность учащегося

- проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем в равной степени, выделяет отдельные предметы, нелюбимые предметы)

- особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроке, старательность, готовность домашних заданий)

- развитие речи (словарный запас, владение устной и письменной речью, умение пересказывать, эрудированность, начитанность)

- По каким предметам наиболее существенны пробелы в знаниях? Причины?

- Испытывает ли трудности в учении, какие и как сам учащийся их объясняет

- Как часто пропускает? Количество пропусков по уважительной и без уважительной причинам, как часто опаздывает на уроки, нарушает ли правила поведения, характерные нарушения правил

- отношение к отметкам, к одобрению или замечанию педагога

- особенности поведения в школе (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях, различных школьных ситуациях)

Общественная деятельность

- какие общественные обязанности выполняет, какие хотел бы иметь

- принимает ли участие в школьных и классных мероприятиях (уклоняется, активно участвует, пассивный исполнитель, организатор)

Взаимоотношения учащегося

- положение в классе (лидер, исполнитель, отверженный, пользуется вниманием, уважением)

- наличие друзей (преимущественно своего возраста, младше, старше, своего и противоположного пола)

8. Личность учащегося

- интересы (перечислить чем интересуется, его хобби)

- что и сколько читает

- где и как проводит свободное время

- какой религиозной веры придерживается, входит ли в какие-либо религиозные организации, секты

- чувство самоуважения (в какой мере оно развито, отвечает или нет реальным возможностям)

- наиболее ярко выраженные черты характера (волевые качества)

9.Заключение

- основные направления работы с данным учащимся.

На основании данной социально-психологической характеристики мною разработана адаптированная к системе среднего профессионального образования, в частности Профессионального лицея №4, где я работаю социальным педагогом, характеристика или социально-педагогическая карта. Хочу отметить, что заполнение характеристики требует определенного времени и не может быть регламентировано по срокам заполнения. Блоки, несущие объективную статистическую информацию заполняются сразу. Сбор информации по некоторым пунктам сопряжен с необходимостью ознакомиться непосредственно с семьей исследуемого, с его образом жизни. При составлении или заполнении социально-педагогической характеристики необходимо проявление всех профессиональных качеств социального педагога: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы и т.д. Показатели социального развития подростка проявляются в процессе бесед как непосредственно с самим подростком, так и со всеми, кто составляет его социальное окружение. При наличии противоречивых оценок необходимо разобраться в существе этих противоречий, отражающих, в сущности, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами.

Приложение №1

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Дата рождения ________________________________________ Пол _______________________

Дата поступления в лицей___________ на базе _______ Кл. Другое _______________________

№ группы ______________________ курс _____________________________________________

Место учебы до поступления в лицей________________________________________________

Адрес проживания _______________________________________________________________

Контактный телефон _____________________________________________________________

Проезд на учебу (вид транспорта)___________________________________________________

Сведения о состоянии здоровья(наличие хронических заболеваний, патологии в развитии, различных дефектов, инвалидности и т.п.)____________________________________________

Сведения о родителях и лицах, их заменяющих.

Ф,И,О. отца, место работы, образование, контактный телефон_____________________________

Ф.И.О.матери отца, место работы, образование, контактный телефон_______________________

Ф.И.О.опекунов (попечителей),место работы, контактный тел._______________________________

С какого времени (возраста) сирота или лицо оставшееся без попечения родителей _________________________________________________________________________________

Указать причины (смерть одного из родителей, лишение род.прав, нахождение в местах заключения) ______________________________________________________________________

Указать стаусоустанавливающие документы:___________________________________________

Количество детей в семье с указанием возраста и рода занятий __________________________

Жилищно-бытовые условия

С кем проживает ________________________________________

(общежитие, съемная квартира, частный дом, отдельная квартира)

Условия (есть ли своя комната, угол, рабочее место) _______________

Семья Образ жизни семьи(здоровый образ жизни, склонность выпивкам, скандалам)

Доход семьи ____________________________________________

Эмоциональные отношения с ребенком (взаимопонимание, дружелюбие,доверительность, непонимание, скандалы, ссоры, рукоприкладство и т.п.)________________________

Кто занимается воспитанием в семье __________________

Принципы воспитания(строгое, мягкое, авторитарное подчинение взрослым)___________________

Учебная деятельность

Общая успеваемость _______________________________________________________________

Любимые предметы _______________________________________________________________

По каким предметам не успевает______________________________________________________

Развитие речи, словарный запас ______________________________________________________

Поведение на уроках, готовность к урокам ______________________________________________

Пропуски уроков(причины) ________________________________________________________

Реакция на оценки ________________________________________________________________

Реакция на замечания учителей _____________________________________________________

Отношения с однокурсниками (есть ли друзья в группе)_________________________________

Положение в группе(лидер, сторонний наблюдатель, исполнитель)

Взаимоотношения с педагогами ____________________________________________________

Общественная деятельность

Общественные обязанности _____________________________________________________________

Отношение к общественным поручениям _________________________________________________

Какую общественную работу хотел бы выполнять _____________________________________ _____

Участие в мероприятиях ________________________________________________________________

Участие в кружках дополнительного образования (указать) ___________________________________

Взаимоотношения учащегося

Наличие друзей (преимущественно своего возраста, младше, старше, своего и противоположного пола)

Личность учащегося

Интересы (перечислить чем интересуется, его хобби)_______________________________________

Где и как (с кем )проводит свободное время ____________________________________________

Какой религиозной веры придерживается, входит ли в какие-либо религиозные организации, секты

Есть ли чувство самоуважения (в какой мере оно развито, отвечает или нет реальным возможностям)____________________________________________________________________

Способность к самокритичности, самоанализу__________________________________________

Наиболее ярко выраженные черты характера ___________________________________________

Преобладающее психическое состояние(активен, угнетен, веселый, грустный) _________________

Заключение. Рекомендации социального педагога ________________________________________

Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.
Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.

ВложениеРазмер
sistema_raboty_sotsialnogo_pedagoga_v_kolledzhe_s_detmi-sirotami_i_detmi_ostavshimisya_bez_popecheniya_roditeley.docx 25.74 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

социальный педагог ГБПОУ ГАК с. Московское

Справочно: за последние три года число детей-сирот снизилось на 52%, а процент устройства детей в семьи достиг 116% от вновь выявленных детей-сирот. За 10 месяцев 2015 года выявлено 565 детей-сирот, но при этом 657 детей устроено в замещающие семьи.

Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.

Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.

Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.

Согласно психологическим исследованиям, дети-сироты не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Выявлены такие проблемы как недостаточная сформированность картины мира, пониженный уровень развития абстрактно-логического мышления, снижен уровень вербально-логического мышления. Симптомами нарушений служат: повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность.

Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация в образовательном учреждении деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения, ведь в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки.

Главной особенностью социально-педагогической деятельности в колледже является адаптация детей-сирот, ориентированная на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.

Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание обучающимся комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного обучающегося, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются, возрастной категорией обучающихся, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.

Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.

Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.

Специалистами выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями обучающегося;

– завышенная или заниженная самооценка;

– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;

– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

– недостаточность финансовых ресурсов;

– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;

– неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.

Перечисленные факторы позволили специалистам выделить следующие актуальные направления работы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

–профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг;

– обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание комнат в общежитии, дома, приготовление пищи и др.);

– развитие коммуникабельности, дружелюбия;

– побуждение к трудовой деятельности;

– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;

– формирование активной жизненной позиции.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Важной стороной, обеспечивающей адаптацию обучающегося в коллективе, является общение. Особое значение для социального развития обучающегося имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального и духовного порядка. Причины возникновения трудностей вхождения обучающегося в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами требований, которые предъявляет окружающий социум.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях профессиональных образовательных учреждений.

Социальный педагог осуществляет деятельность по оказанию различных видов помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

При этом осуществляется взаимодействие с представителями ОДН муниципальных районов, КДН и ЗП, участковыми инспекторами, работниками краевого психологического центра, представителями церкви, врачом-наркологом.

Е жегодно в колледже проводится мониторинг вовлечённости обучающихся ГБПОУ ГАК с. Московское в употребление ПАВ, алкогольных и табачных изделий, который показал, что проблемы наркотизации обучающихся в колледже нет.

Ежегодно в колледже в начале учебного года социальным педагогом составляется социальный паспорт колледжа. На основании полученных данных на 1 сентября 2015 г. обучающиеся колледжа составляют 620 человек, из них 40 человек - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сразу после поступления в колледж социальный педагог выявляет детей-сирот и лиц из их числа путем изучения личных дел обучающихся нового набора, ведет личные дела сирот и осуществляет деятельность по обеспечению условий для их успешной социальной адаптации в учебном заведении. С оциальным педагогом проводится диагностика обучающихся и законных представителей с целью выявления проблем в сфере обучения, воспитания и общения. Совместно с руководителями учебных групп проводятся различные диагностики обучающихся нового набора, направленные на: определение уровня адаптации и социализации; определение круга интересов; выявление жестокого обращения с детьми; определение мотивов учебной деятельности, анализ результатов которой показал, что мотивация к учёбе у детей-сирот - средняя.

Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в колледже. Это выражается в отклонении эмоционально-волевой сферы, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, самостоятельности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Взаимодействие с обучающимся начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка.

На основе полученных данных социальный педагог совместно с педагогом-психологом анализирует результаты диагностики, вырабатывает единые условия оказания обучающемуся необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуального плана работы с обучающимся.

Для успешной адаптации обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно привлекаются к участию в работе кружков и в деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий.

31 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают активное участие в работе кружков и секций; 13 % являются участниками коллектива художественной самодеятельности; 26 % активно занимаются физической культурой и спортом; 5% входят в состав бракеражной комиссии; 10% входят в состав студенческого самоуправления.

Однако, несмотря на все мероприятия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимые в колледже, в настоящее время существует множество проблем. Основными проблемами являются:

- проблема воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу индивидуальных особенностей обучающихся;

- проблема здоровья (как физического, так и психического);

-проблема неподготовленности к семейной жизни: отсутствие у девушек и юношей ответственного отношения к вопросу создания семьи, сохранению репродуктивного здоровья;

- проблема недостаточного уровня нравственного развития личности, проявляющегося чаще всего в совершении краж, проявлении безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, отсутствии способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений; проблема в обучении;

- проблема низкого уровня учебных и познавательных способностей.

Самое сложное для детей-сирот – оценка самого себя. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора обучающихся, затрудняют процесс их профессионального самоопределения. Важно своевременно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность и делать это необходимо еще во время их пребывания в интернатном учреждении. Это поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.

В результате работы в составе краевой инновационной площадки педагогическому коллективу колледжа удалось выделить наиболее актуальные для организации профессионального образования направления воспитательной деятельности: гражданское и правовое воспитание; формирование профессиональной ответственности; деятельность по подготовке молодых людей к семейной жизни; деятельность по предупреждению вовлечения молодёжи в деструктивные религиозные секты и экстремистские движения. Кроме того, деятельность социального педагога в области работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стала системной, обрела черты четкого планирования, моделирования и проектирования; обеспечена постоянным мониторингом и аналитической работой. Это позволяет четко определить планируемые результаты работы. Работа социального педагога колледжа с усвоении учебного материала, является системной и позволяет надеяться на ее определенную эффективность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую профилактическую программу, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.

Роль социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.

Молодой специалист должен научиться направлять движение, помогать подростку, преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Социальный педагог в ходе организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде решает следующие задачи: диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.

В основном склонность к правонарушениям у подростов из-за упущений семейного воспитания.

Неблагополучные семьи – это не только семья где конфликтная атмосфера и где преобладает грубость, жестокость и неуважение к детям, но и семьи с попустительским типом воспитания, на проблемы и поведение ребёнка просто напросто закрывают глаза, родители проявляют нежелание воспитывать своих детей. Также к категории неблагополучных семей можно отнести семьи, где ребёнку всё дозволено, родители потакают каждому капризу подростка.

Читайте также: