Социальный педагог в спо доклад для коллег
Обновлено: 01.07.2024
1.2 Цель реализации программы
Для реализации поставленной цели в процессе освоения дополнительной профессиональной программы решаются следующие задачи:
— осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации;
— своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся и родителям;
— принятие мер по социальной защите, помощи и поддержки обучающихся;
— профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья учащихся;
— координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, заменяющихся их), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся;
— социальная диагностика семей и проблем учащихся;
— профилактика правонарушений среди подростков.
— психолого-педагогическое сопровождение учащихся, детей, состоящих на ВШК;
— осуществление контроля над посещаемостью учащихся;
— активизация работы с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи;
— внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся;
— социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
1.3 Область профессиональной деятельности
Областью профессиональной деятельности является воспитание и сопровождение детей в СПО.
Объекты профессиональной деятельности: задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей в условиях реформирования образования и внедрения ФГОС СПО; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями и их заменяющими лицами) по вопросам воспитания в рамках реализации ФГОС СПО.
1.4 Виды экономической деятельности
1.5 Уровень квалификации
1.6 Планируемые результаты обучения
В ходе освоения программы, обучающиеся готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
— профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
— защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
— организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
По окончанию освоения программы обучающийся должен:
- знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; историю развития направлений и школ психологии; исторический контекст становления технологий, приемов и методик оказания психологической помощи населению; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы.
- уметь: организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; организовывать и осуществлять контроль и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению и формированию универсальных учебных действий; оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями студентов; взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; дифференцировать литературные и научные источники по их значимости для изучения истории развития психологии; анализировать и оценивать психологические теории возникновения и развития психики в фило- и онтогенезе.
- владеть: навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; устойчивым и достаточным знанием исторического материала развития психологии как области знания для организации просвещения населения.
1.7 Категория слушателей
Программа предназначена для:
— социальных педагогов и психологов СПО;
— руководителей и методических работников СПО;
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются:
— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.8 Трудоемкость обучения
1.9 Форма обучения
Формы обучения, предусмотренные Программой, могут быть следующие:
— с отрывом от работы;
— без отрыва от работы;
— с частичным отрывом от работы.
Форма обучения устанавливается при наборе группы слушателей и фиксируется в договорах с заказчиками на оказание образовательных услуг.
Применяются электронное обучение и электронные образовательные технологии.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Роль социального педагога в системе СПО.
Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей, жизненных ценностей – вот цель работы социального педагога.
*Социальный педагог – это прежде всего посредник, связующее звено между подростком и государственно-общественными службами. Он – защитник интересов ребенка, его и законных прав.
* Социальный педагог работает как с детьми, так и с их семьями. Он должен по возможности стремиться предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различных негативных явлений, отклонений в поведении подростка, создать доверительный психологический климат между педагогами, школьниками и их родителями. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с членами педагогического коллектива, с психологом, различными социальными службами.
Принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет разные социальные корни. В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка социальному педагогу следует применять конкретную методику.
психологические факторы: нервно-психические заболевания, психопатия, неврастения, повышенная возбудимость нервной системы, обусловливающая неадекватное поведение;
социально-экономические: социальное неравенство, расслоение общества, безработица;
условия жизни, отношения сверстников, педагогическая запущенность и т.д.
социально-психологические факторы: выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации. Причинами отклонений в психосоциальном развитии могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, ведущие к формированию отклоняющегося поведения подростков. Поэтому невозможно отделять проблемы подростка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:
подключение к процессу реабилитации подростка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства;
тесное взаимодействие с семьей;
Доверительность отношений социального педагога с подростком и работа с его семьей предполагает соблюдение конфиденциальности. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, следовательно, - отказа от принципа неразглашения информации. ( Из моей практики таким примером может быть случай, когда девочка обратилась с просьбой помочь ей объяснить матери свое частое отсутствие дома. Из беседы выяснилось, что она стала жить с молодым человеком, без согласия матери. Свое отсутствие дома объясняла тем, что работает в ночной смене. В данном случае я не имела права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей, т.к. именно на родителей, согласно семейному кодексу РФ, возлагается преимущественное право на воспитание детей. Поэтому я избрала вариант совместного с девочкой визита к матери и объяснения ей сложившейся ситуации с соблюдением деликатности и предосторожностей. Результатом явилось принятие компромиссного решения: девочка заканчивает курс обучения и выходит замуж за своего молодого человека, а до тех пор живет дома, с мамой. ).
Своевременный диагноз поможет поставить социально-педагогическая характеристика на каждого подростка группы риска.
Благодаря социально-педагогической характеристике социальный педагог может быть координатором-посредником между клиентом и службами социума, такими, как, психологическая, медицинская, правоохранительная.
Для получения необходимой информации социальному педагогу необходимо пользоваться различными видами диагностики, адаптируя их с учетом собственных целей и задач.
Психологическая диагностика. Социальный педагог изучает познавательную активность, поведенческие реакции, склонность к дивиантному поведению с учетом возрастных особенностей психики через личностные опросники, различные тесты.
Социальная диагностика. Это процесс изучения и выявления взаимоотношений в обществе, вникания в конкретную жизненную ситуацию, отношения в семье, с окружением, через наблюдения в урочной и внеурочной деятельности, посещения уроков, посещения семей на дому, кружковых занятий, анкетирования, опросы.
Педагогическая диагностика - это изучение личности клиента, ее проявления в педагогическом процессе (успеваемости, заинтересованности, увлечений) через классные журналы, беседы с преподавателями-предметниками, педагогические консилиумы, посещения уроков.
Социально-педагогическая характеристика включает 9 основных блоков:
Общие сведения об учащемся
- Место учебы, с какого времени учится, класс (№ группы, курс )
- Домашний адрес, контактный телефон
- здоровье: патологии, хронические болезни, дефекты речи, слуха, зрения
Сведения о родителях и лицах их заменяющих учащегося, состав семьи
- Ф.И.О родителей или лиц их заменяющих
- Место работы родителей или лиц, их заменяющих, образование, профессия, телефон
- количество детей в семье
- другие родственники (бабушка, дедушка)
Жилищно-бытовые условия жизни учащегося
- С кем проживает
- жилищные условия (общежитие, съемная квартира, частный дом, отдельная квартира)
- условия проживания (есть ли своя комната, угол, место для отдыха, выполнения домашних заданий)
Характеристика отношений семьи учащегося
- образ жизни семьи (здоровый, выпивает, скандалит один (или оба) из родителей, у родителей частые запои, семейные скандалы, наличие судимости у родителей)
- Эмоциональные отношения родителей с детьми (взаимопонимание, поддержка, дружба, напряженные, холодность, отчужденность, равнодушие, конфликтные (насилие, побои)
- участие родителей в учебной деятельности ребенка (помощь, интерес к успехам, отношение к неудачам)
- как сами родители воспринимают своего ребенка, оценивают его достижения и неудачи
Учебная деятельность учащегося
- проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем в равной степени, выделяет отдельные предметы, нелюбимые предметы)
- особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроке, старательность, готовность домашних заданий)
- развитие речи (словарный запас, владение устной и письменной речью, умение пересказывать, эрудированность, начитанность)
- По каким предметам наиболее существенны пробелы в знаниях? Причины?
- Испытывает ли трудности в учении, какие и как сам учащийся их объясняет
- Как часто пропускает? Количество пропусков по уважительной и без уважительной причинам, как часто опаздывает на уроки, нарушает ли правила поведения, характерные нарушения правил
- отношение к отметкам, к одобрению или замечанию педагога
- особенности поведения в школе (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях, различных школьных ситуациях)
Общественная деятельность
- какие общественные обязанности выполняет, какие хотел бы иметь
- принимает ли участие в школьных и классных мероприятиях (уклоняется, активно участвует, пассивный исполнитель, организатор)
Взаимоотношения учащегося
- положение в классе (лидер, исполнитель, отверженный, пользуется вниманием, уважением)
- наличие друзей (преимущественно своего возраста, младше, старше, своего и противоположного пола)
8. Личность учащегося
- интересы (перечислить чем интересуется, его хобби)
- что и сколько читает
- где и как проводит свободное время
- какой религиозной веры придерживается, входит ли в какие-либо религиозные организации, секты
- чувство самоуважения (в какой мере оно развито, отвечает или нет реальным возможностям)
- наиболее ярко выраженные черты характера (волевые качества)
9.Заключение
- основные направления работы с данным учащимся.
На основании данной социально-психологической характеристики мною разработана адаптированная к системе среднего профессионального образования, в частности Профессионального лицея №4, где я работаю социальным педагогом, характеристика или социально-педагогическая карта. Хочу отметить, что заполнение характеристики требует определенного времени и не может быть регламентировано по срокам заполнения. Блоки, несущие объективную статистическую информацию заполняются сразу. Сбор информации по некоторым пунктам сопряжен с необходимостью ознакомиться непосредственно с семьей исследуемого, с его образом жизни. При составлении или заполнении социально-педагогической характеристики необходимо проявление всех профессиональных качеств социального педагога: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы и т.д. Показатели социального развития подростка проявляются в процессе бесед как непосредственно с самим подростком, так и со всеми, кто составляет его социальное окружение. При наличии противоречивых оценок необходимо разобраться в существе этих противоречий, отражающих, в сущности, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами.
Приложение №1
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Дата рождения ________________________________________ Пол _______________________
Дата поступления в лицей___________ на базе _______ Кл. Другое _______________________
№ группы ______________________ курс _____________________________________________
Место учебы до поступления в лицей________________________________________________
Адрес проживания _______________________________________________________________
Контактный телефон _____________________________________________________________
Проезд на учебу (вид транспорта)___________________________________________________
Сведения о состоянии здоровья(наличие хронических заболеваний, патологии в развитии, различных дефектов, инвалидности и т.п.)____________________________________________
Сведения о родителях и лицах, их заменяющих.
Ф,И,О. отца, место работы, образование, контактный телефон_____________________________
Ф.И.О.матери отца, место работы, образование, контактный телефон_______________________
Ф.И.О.опекунов (попечителей),место работы, контактный тел._______________________________
С какого времени (возраста) сирота или лицо оставшееся без попечения родителей _________________________________________________________________________________
Указать причины (смерть одного из родителей, лишение род.прав, нахождение в местах заключения) ______________________________________________________________________
Указать стаусоустанавливающие документы:___________________________________________
Количество детей в семье с указанием возраста и рода занятий __________________________
Жилищно-бытовые условия
С кем проживает ________________________________________
(общежитие, съемная квартира, частный дом, отдельная квартира)
Условия (есть ли своя комната, угол, рабочее место) _______________
Семья Образ жизни семьи(здоровый образ жизни, склонность выпивкам, скандалам)
Доход семьи ____________________________________________
Эмоциональные отношения с ребенком (взаимопонимание, дружелюбие,доверительность, непонимание, скандалы, ссоры, рукоприкладство и т.п.)________________________
Кто занимается воспитанием в семье __________________
Принципы воспитания(строгое, мягкое, авторитарное подчинение взрослым)___________________
Учебная деятельность
Общая успеваемость _______________________________________________________________
Любимые предметы _______________________________________________________________
По каким предметам не успевает______________________________________________________
Развитие речи, словарный запас ______________________________________________________
Поведение на уроках, готовность к урокам ______________________________________________
Пропуски уроков(причины) ________________________________________________________
Реакция на оценки ________________________________________________________________
Реакция на замечания учителей _____________________________________________________
Отношения с однокурсниками (есть ли друзья в группе)_________________________________
Положение в группе(лидер, сторонний наблюдатель, исполнитель)
Взаимоотношения с педагогами ____________________________________________________
Общественная деятельность
Общественные обязанности _____________________________________________________________
Отношение к общественным поручениям _________________________________________________
Какую общественную работу хотел бы выполнять _____________________________________ _____
Участие в мероприятиях ________________________________________________________________
Участие в кружках дополнительного образования (указать) ___________________________________
Взаимоотношения учащегося
Наличие друзей (преимущественно своего возраста, младше, старше, своего и противоположного пола)
Личность учащегося
Интересы (перечислить чем интересуется, его хобби)_______________________________________
Где и как (с кем )проводит свободное время ____________________________________________
Какой религиозной веры придерживается, входит ли в какие-либо религиозные организации, секты
Есть ли чувство самоуважения (в какой мере оно развито, отвечает или нет реальным возможностям)____________________________________________________________________
Способность к самокритичности, самоанализу__________________________________________
Наиболее ярко выраженные черты характера ___________________________________________
Преобладающее психическое состояние(активен, угнетен, веселый, грустный) _________________
Заключение. Рекомендации социального педагога ________________________________________
Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.
Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_sotsialnogo_pedagoga_v_kolledzhe_s_detmi-sirotami_i_detmi_ostavshimisya_bez_popecheniya_roditeley.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
социальный педагог ГБПОУ ГАК с. Московское
Справочно: за последние три года число детей-сирот снизилось на 52%, а процент устройства детей в семьи достиг 116% от вновь выявленных детей-сирот. За 10 месяцев 2015 года выявлено 565 детей-сирот, но при этом 657 детей устроено в замещающие семьи.
Сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.
Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.
Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.
Согласно психологическим исследованиям, дети-сироты не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Выявлены такие проблемы как недостаточная сформированность картины мира, пониженный уровень развития абстрактно-логического мышления, снижен уровень вербально-логического мышления. Симптомами нарушений служат: повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность.
Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация в образовательном учреждении деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения, ведь в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки.
Главной особенностью социально-педагогической деятельности в колледже является адаптация детей-сирот, ориентированная на познание, общение и овладение нормами поведения и деятельности в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.
Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание обучающимся комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного обучающегося, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются, возрастной категорией обучающихся, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.
Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.
Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.
Специалистами выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:
– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями обучающегося;
– завышенная или заниженная самооценка;
– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;
– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);
– недостаточность финансовых ресурсов;
– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;
– неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.
Перечисленные факторы позволили специалистам выделить следующие актуальные направления работы с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
–профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;
– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг;
– обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание комнат в общежитии, дома, приготовление пищи и др.);
– развитие коммуникабельности, дружелюбия;
– побуждение к трудовой деятельности;
– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;
– формирование активной жизненной позиции.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Важной стороной, обеспечивающей адаптацию обучающегося в коллективе, является общение. Особое значение для социального развития обучающегося имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального и духовного порядка. Причины возникновения трудностей вхождения обучающегося в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами требований, которые предъявляет окружающий социум.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях профессиональных образовательных учреждений.
Социальный педагог осуществляет деятельность по оказанию различных видов помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:
При этом осуществляется взаимодействие с представителями ОДН муниципальных районов, КДН и ЗП, участковыми инспекторами, работниками краевого психологического центра, представителями церкви, врачом-наркологом.
Е жегодно в колледже проводится мониторинг вовлечённости обучающихся ГБПОУ ГАК с. Московское в употребление ПАВ, алкогольных и табачных изделий, который показал, что проблемы наркотизации обучающихся в колледже нет.
Ежегодно в колледже в начале учебного года социальным педагогом составляется социальный паспорт колледжа. На основании полученных данных на 1 сентября 2015 г. обучающиеся колледжа составляют 620 человек, из них 40 человек - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Сразу после поступления в колледж социальный педагог выявляет детей-сирот и лиц из их числа путем изучения личных дел обучающихся нового набора, ведет личные дела сирот и осуществляет деятельность по обеспечению условий для их успешной социальной адаптации в учебном заведении. С оциальным педагогом проводится диагностика обучающихся и законных представителей с целью выявления проблем в сфере обучения, воспитания и общения. Совместно с руководителями учебных групп проводятся различные диагностики обучающихся нового набора, направленные на: определение уровня адаптации и социализации; определение круга интересов; выявление жестокого обращения с детьми; определение мотивов учебной деятельности, анализ результатов которой показал, что мотивация к учёбе у детей-сирот - средняя.
Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в колледже. Это выражается в отклонении эмоционально-волевой сферы, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, самостоятельности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.
Взаимодействие с обучающимся начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка.
На основе полученных данных социальный педагог совместно с педагогом-психологом анализирует результаты диагностики, вырабатывает единые условия оказания обучающемуся необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуального плана работы с обучающимся.
Для успешной адаптации обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно привлекаются к участию в работе кружков и в деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий.
31 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают активное участие в работе кружков и секций; 13 % являются участниками коллектива художественной самодеятельности; 26 % активно занимаются физической культурой и спортом; 5% входят в состав бракеражной комиссии; 10% входят в состав студенческого самоуправления.
Однако, несмотря на все мероприятия по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимые в колледже, в настоящее время существует множество проблем. Основными проблемами являются:
- проблема воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу индивидуальных особенностей обучающихся;
- проблема здоровья (как физического, так и психического);
-проблема неподготовленности к семейной жизни: отсутствие у девушек и юношей ответственного отношения к вопросу создания семьи, сохранению репродуктивного здоровья;
- проблема недостаточного уровня нравственного развития личности, проявляющегося чаще всего в совершении краж, проявлении безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, отсутствии способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений; проблема в обучении;
- проблема низкого уровня учебных и познавательных способностей.
Самое сложное для детей-сирот – оценка самого себя. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора обучающихся, затрудняют процесс их профессионального самоопределения. Важно своевременно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность и делать это необходимо еще во время их пребывания в интернатном учреждении. Это поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущей взрослой жизни.
В результате работы в составе краевой инновационной площадки педагогическому коллективу колледжа удалось выделить наиболее актуальные для организации профессионального образования направления воспитательной деятельности: гражданское и правовое воспитание; формирование профессиональной ответственности; деятельность по подготовке молодых людей к семейной жизни; деятельность по предупреждению вовлечения молодёжи в деструктивные религиозные секты и экстремистские движения. Кроме того, деятельность социального педагога в области работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стала системной, обрела черты четкого планирования, моделирования и проектирования; обеспечена постоянным мониторингом и аналитической работой. Это позволяет четко определить планируемые результаты работы. Работа социального педагога колледжа с усвоении учебного материала, является системной и позволяет надеяться на ее определенную эффективность.
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую профилактическую программу, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
Роль социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.
Молодой специалист должен научиться направлять движение, помогать подростку, преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Социальный педагог в ходе организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде решает следующие задачи: диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный).
Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.
В основном склонность к правонарушениям у подростов из-за упущений семейного воспитания.
Неблагополучные семьи – это не только семья где конфликтная атмосфера и где преобладает грубость, жестокость и неуважение к детям, но и семьи с попустительским типом воспитания, на проблемы и поведение ребёнка просто напросто закрывают глаза, родители проявляют нежелание воспитывать своих детей. Также к категории неблагополучных семей можно отнести семьи, где ребёнку всё дозволено, родители потакают каждому капризу подростка.
Читайте также: