Социальное равенство и право доклад

Обновлено: 20.05.2024

В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он, верно определил требования рынка. Это создает сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества.

В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает ее экономическую зависимость. В связи с этим в обществе одни выступают как работодатели, а другие – как наемные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, автоматически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.

Под социальной справедливостьюследует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.

Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определенном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики.

Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами.

Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения – необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости.

Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.

Социальное равенство – это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам, как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.

Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует ее расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).

Рыночная экономика деформирует принципы социальной справедливости и социального равенства.

Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца.

Коэффициент Джини

Какая бы система распределения ни была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов населения. Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называютсядифференциацией доходов.

Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет многочисленного среднего класса, имеет социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту.

Общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений.

Для количественной оценки дифференциации доходов в экономической теории используется кривая Лоренца. Это показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (рис. 9.1).


Рис. 9.1. Кривая Лоренца

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % – 40 %, а 60 % – 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Такое идеальное распределение доходов разрушает систему мотивации к труду у работников и предпринимателей, снижает эффективность производства.

В реальной действительности доходы распределяются неравномерно, причем, как правило, меньшей доле населения принадлежит большая часть доходов страны. Фактическое распределение доходов показывает кривая Лоренца ОАBСДЕ. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, тем выше степень неравенства в распределении доходов.

Еще одним показателем, используемым для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения в различные периоды времени, или в разных странах, или между различными группами.

Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя. Главный контраргумент заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объем распределяемого дохода.

В настоящее время почти во всех развитых странах сложившееся соотношение между доходами бедных и богатых слоев общества не превышает 1:10.

Общество не является однородной диффузной массой, в нем всегда присутствуют многочисленные дифференцирующие признаки, ведущие к различению субъектов. Это ведет к рассмотрению равенства и неравенства как принципов социальных взаимоотношений. Древние и средневековые мыслители подменяли естественное неравенство физических, нравственных и духовных способностей людей неравенством происхождения, неравенством статуса, принадлежностью к определенной группе. В Новое время формируется иной подход к пониманию равенства между людьми, основанный на общей для всех природе человека. Требование равенства в общественных отношениях получило широкое распространение в эпоху буржуазных революций. Эти идеи, шедшие вразрез с традицией и разделявшиеся первоначально лишь меньшинством, медленно, но неуклонно пробивали себе дорогу. Последовала целая эпоха расширения сферы равенства и придания ему реального содержания. Она вписывается в контекст борьбы за демократию и права человека: от радикальных требований XVII–XVIII вв. до Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта о правах человека и гражданина 1966 г. общество пройдет длительный путь. Под лозунгом равенства вводилось всеобщее избирательное право, признавалось равноправие женщин и расширялась их социально-политическая активность, защищались интересы этнических, религиозных и других меньшинств.
Глава 1. Юридическое и фактическое равенство

Равенство рассматривается как понятие, которое отражает отношения между объектами и субъектами и означает их одинаковость, взаимное соответствие в данном отношении и в данных условиях. В обществе равенство всегда связывают с жизнедеятельностью человека.

По мере исторического развития представление о равенстве менялось от простого дележа материальных благ до равенства в правах и обязанностях и, наконец, полного равенства в экономической, политической и духовно-культурной сферах жизни общества.

Все буржуазные революции XVII–XVIII вв. проходили под лозунгами свободы и равенства. Считалось, что провозглашение равенства перед законом обеспечит подлинную справедливость, а отмена законодательно закрепленных феодальных сословных привилегий способно создать общее благополучие.

Но стоило только этот принцип равенства перед законом провозгласить, как выяснилось, что этого явно недостаточно, поскольку богатство, особенно созданное не собственным трудом, также является привилегией. Оно также способно превратить юридическое равенство в фикцию, миф. В противоположность равенству юридическому, формальному была выдвинута идея фактического, реального равенства.

Эти идеи Ж.Ж. Руссо в последующем были подхвачены и развиты основоположниками марксизма. С их точки зрения, ни экономическое, ни политическое, ни духовное равенство невозможно без уничтожения частной собственности на средства производства и ликвидации эксплуататорских классов.

Более умеренное выражение идеи недостаточности равенства перед законом в XIX в. получили в либеральном направлении общественно-политической мысли. Характерна в этом отношении позиция английских либералов И. Бентама, Дж. Милля и др., считавших, что наибольшее равенство и счастье достигается тогда, когда ресурсы распределяются равномерно между большинством людей.

Равенство не может быть полным в силу объективных неравных оснований. Неравенство будет определяться трудолюбием, способностями, а не привилегиями, исходящими из богатства и социального статуса. Таким образом, фактическое равенство станет уживаться с естественным неравенством и будет ограничивать социальное неравенство.

Современные исследователи (Х. Перельман и др.) соотношение равенства и неравенства связывают с представлениями о правах человека и социальным государством.

Глава 2. Либертарно-юридический подход к равенству

Либертарно-юридический подход признает лишь формальное равенство как сущностное свойство права.

Формальное равенство представляет собой абстрагирование от всех различий уравниваемых субъектов, признавая за каждым лишь равную меру свободы. Таким образом, основанием (критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая в форме его правоспособности и правосубъектности. Принцип правового (формального) равенства различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут различными (неравными) в силу различий самих субъектов.

Таким образом, формальное (правовое) равенство противостоит фактическому (социальному) равенству.

В социальной сфере равенство – это, по мнению В.С. Нерсесяна, всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства. Всегда правовое равенство, как и всякое равенство, абстрагировано от фактических различий и поэтому носит формальный характер.

Формы проявления равенства как специфического принципа правовой регуляции носят социально-исторической характер, т.е. в каждую эпоху проявляются по-разному.

История права – это история прогрессирующей эволюции меры формального равенства как принципа любой системы права. Разным этапам исторического развития человечества присущи свой масштаб и своя мера свободы, свой круг субъектов и отношений свободы и права, словом, свое содержание принципа формального равенства. Исходя из этого, на наш взгляд, краеугольного положения об историческом изменении содержания принципа формального равенства, исторически изменяющейся сферы и меры его регулирования, закономерно приходим к выводу об отсутствии у него такого качества, как универсальность. Он достаточно изменчив и приспосабливается к способу производства. Так, в рабовладельческом обществе принцип формального равенства имеет соответствующее содержание (специфическая равная мера в свободе и такая же справедливость), т.е. своеобразную, присущую рабовладельческому способу производства сферу и меру регуляции. По аналогии с рабовладельческим обществом своеобразно применение этого принципа в феодальном, капиталистическом обществах.

Таким образом, либертарно-юридическая теория признает принцип формального равенства как собственно правовой, отражающий фактическое равенство. Думается, более логична и справедлива позиция тех авторов (И.В. Мартышин, В.Г. Градский, Г.В. Мальцев и др.), которые считают, что принцип формального равенства следует дополнять фактическим равенством.

Глава 3. Право, как формальное равенство

Правовое равенство следует рассматривать как явление права, состоящее не только из нормативно закреплённых норм и правил регулирования данного института, а также как феномен в сфере права, который охватывает широкий спектр изучаемых проблем: вопросы возникновения, формирования и развития юридического равенства в динамике.

Исходя из того, что правовое равенство является составным компонентом социального равенства можно заключить определённое свойство, выражающееся в том, что благодаря наличию системы норм, регулирующей общественных отношения происходит функционирование субъектов права в системе правоотношений на равных основаниях.

При анализе соответствующей литературы, посвященной исследованию социального равенства, можно прийти к выводу, что его предмет составляют некоторые области общественного мировоззрения, системы нормативно-ценностного регулирования поведения людей и их общественной практики. В связи с этим целостное представление о равенстве предполагает его исследование и как общественного регулятора и в качестве реально функционирующего принципа организации жизнедеятельности людей, который имеет тенденцию состоять из системы определённых требований.

Если рассматривать правовое равенство в динамике его развития, то очевидным становится тот факт, что оно формируется в процессе образования правовых систем. Большинство правовых школ занималась изучением проблем данного правового феномена. К примеру, школа естественного права является элементом, выполняющим важную функцию в развитии представлений различных учёных о юридическом равенстве.

С позиции нормативизма фактически не производится установления чётких различий между право и правовым равенством как отдельных институтов юридической науки. Г. Кельзен писал: "Принцип равенства есть только тавтологическое выражение принципа, согласно которому общие нормы права должны применяться во всех случаях, в которых по их содержанию они должны применяться. Вот почему принцип юридического равенства, если он ничего не означает кроме формальной законности, совместим с фактическим неравенством".

Для того, чтобы рассмотреть сущность правового равенства во всём его многообразии следует обратиться к исследованию взаимодействия формально-юридического и фактического равенства. Формальное юридическое равенство не включает в себя фактические различия людей и в связи с данным наблюдением, носит лишь формальный характер.

В то же время, формальное равенство как один из основных элементов структуры правового равенства, является лишь фактическим способом осуществление прав на владение тем или иным имуществом, приобретения различных благ, а не на равномерное распределение их между всеми субъектами общественных отношений.

Суммировав данные положения, приходим к выводу, что фактическое равенство представляет собой признание равной правоспособности граждан, но не включает в себя признание прав на уже приобретённые конкретные блага равномерными.

Правовое равенство и правовое неравенство (равенство и неравенство в праве) — одно порядковые (предполагающие и дополняющие друг друга) правовые определения и характеристики и понятия, в одинаковой степени противостоящие фактическим различиям и отличные от них. Принцип правового равенства различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому основанию и общей норме.

Признание различных индивидов формально равными — это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т. д., но это не означает равенства уже приобретенных конкретных прав на индивидуально-конкретные вещи, блага и т. д. Формальное право — это лишь правоспособность, абстрактная свободная возможность приобрести — в согласии с общим масштабом и равной мерой правовой регуляции — свое, индивидуально-определенное право на данный объект. При формальном равенстве и равной правоспособности различных людей их реально приобретенные права неизбежно (в силу различий между самими людьми, их реальными возможностями, условиями и обстоятельствами их жизни и т. д.) будут неравными: жизненные различия, измеряемые и оцениваемые одинаковым масштабом и равной мерой права, дают в итоге различия в приобретенных, лично принадлежащих конкретному субъекту (в этом смысле — субъективных) правах. Такое различие в приобретенных правах у разных лиц является необходимым результатом как раз соблюдения, а не нарушения принципа формального (правового) равенства этих лиц, их равной правоспособности. Различие в приобретенных правах не нарушает и не отменяет принципа формального (правового) равенства.

Сравним для иллюстрации три разные ситуации. Допустим, в первой ситуации право приобрести в индивидуальную собственность землю или мастерскую имеют лишь некоторые (докапиталистическая ситуация), во второй ситуации — все (капиталистическая ситуация), в третьей ситуации — никто в отдельности (социалистическая ситуация). В первой и второй ситуациях все, кто наделены соответствующим правом, являются формально (юридически) равными, обладают равной правоспособностью независимо от того, приобрели ли они в действительности право собственности на соответствующие объекты, стали ли они реально собственниками какого-то определенного участка земли, конкретной мастерской или нет. Одно дело, конечно, иметь право (правоспособность) что-то приобрести, сделать и т. д., другое дело — реализовать такую формальную, абстрактно-правовую возможность и приобрести реальное право на определенное благо. Но право — это лишь равный для различных людей формализованный путь к приобретению прав на различные вещи, предметы, блага, а не раздача всех этих вещей и благ поровну каждому.

Но в правовом упорядочении различий по единому основанию и общему масштабу как раз и присутствует признание формального (правового) равенства и свободы всех тех, на кого распространяется данная правовая форма отношений. Так, во второй ситуации все формально равны и свободны, хотя реально приобретенные права на соответствующие объекты (средства производства) у разных лиц различны. В первой (докапиталистической) ситуации в соответствующую сферу правового равенства и свободы допущены лишь некоторые; отсутствие же у остальных соответствующего права (правоспособности) означает непризнание за ними формального (правового) равенства и свободы. Здесь, в первой ситуации, само право (формальное равенство, правоспособность, пользование правовой формой и т. д.), а вместе с ней и свобода представляют собой привилегию для некоторых индивидов против остальной части общества.

В третьей (социалистической) ситуации нет ни правовых привилегий (права-привилегии) первой ситуации, ни различий в правах на соответствующие объекты, поскольку в отношении к этим объектам как средствам производства никто вообще, не имеет права (ни правоспособности, ни тем более реально приобретенного права) на индивидуальную собственность. Отсутствие у индивида определенного права — это вместе с тем отсутствие и соответствующей индивидуальной свободы. Здесь, следовательно, в рассматриваемом отношении вообще отсутствует правовой принцип формального равенства и свободы индивидов, и общество в данной третьей ситуации не конкретизируется на индивидов—субъектов права. Общественные (в том числе и хозяйственные) отношения регулируются здесь иными (неправовыми) средствами и нормами.

Формы проявления равенства как специфического принципа правовой регуляции носят социально-исторический характер. Этим обусловлены особенности таких форм в различных социально-экономических формациях, на разных этапах исторического развития права, изменения объема и содержания, места и роли принципа правового равенства в общественной жизни.

Вместе с тем данный принцип — при всем историческом многообразии и различии его проявлений: — имеет универсальное значение для всех исторических типов и форм права и выражает специфику и отличительную особенность правового способа регулирования общественных отношений свободных индивидов. Везде, где действует принцип формального равенства, там есть правовое начало и правовой способ регуляции: где действует право, там есть данный принцип равенства. Где нет этого принципа равенства, там нет и права как такового. Формальное равенство свободных индивидов тем самым является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще.

Исходя из вышеизложенного можно выделить позицию английских либералов И. Бентама, Дж. Милля и др., считавших, что наибольшее равенство и счастье достигается тогда, когда ресурсы распределяются равномерно между большинством людей.

Равенство не может быть полным в силу объективных неравных оснований. Неравенство будет определяться трудолюбием, способностями, а не привилегиями, исходящими из богатства и социального статуса. Таким образом, фактическое равенство станет уживаться с естественным неравенством и будет ограничивать социальное неравенство.

Формальное равенство права раскрывается через единство трех его принципов: равная мера, свобода, справедливость. В обществе равенство, свобода и справедливость могут иметь только правовой характер (всеобщий и равный для всех). Как составные моменты принципа формального равенства (а поэтому и компоненты правовой формы отношений) все элементы данного триединства в рамках развиваемого академиком В.С.Нерсесянцем правопонимания носят абстрактно-всеобщий, формальный (формализованный) характер. Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений. Важно также отметить, что названные элементы не только дополняют, но и предполагают, подразумевают друг друга, ибо являются лишь различными проявлениями (разными аспектами и формами проявления) единого правового начала – принципа формального равенства.

Основанием правового уравнения различных людей является свобода индивидов в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом состоит специфика правового равенства и права вообще. Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности, эквивалентности в отношениях между свободными индивидами как субъектами права. Правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, общей норме равной меры.

Формальное (правовое) равенство - это то, что отрицается фактическим равенством. Однако, если рассматривать фактическое равенство, то оказывается, что оно существует рационально только как отрицание. В качестве утверждения - это иррациональная, вербальная конструкция, подразумевающая нечто иное, чем равенство. Именно благодаря своей формальности равенство может стать и реально становится средством, способом, принципом регуляции фактического, формальным своеобразным и формализованным измерителем всей фактической действительности. Так обстоит дело и с формально-юридическим равенством. Принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющимся содержанием. В целом историческая эволюция содержания объема, сферы действия принципа формального равенства не отвергает, а наоборот, подкрепляет значение данного принципа в качестве отличительной особенности права в его соотношении с другими социальными регуляторами. С учетом этого можно сказать, что право - это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Право как форма регуляции отношений по принципу равенства, конечно, не уничтожает и не может уничтожать исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные формальные в формально определенные неравные права свободных, независимых друг от друга личностей. В этом по существу состоят специфика и смысл, границы (и ограниченность) и ценность правовой формы опосредования, регуляция и опосредования общественных отношений.

1. Право как равная мера

Всеобщая равная мера - один из необходимых составных компонентов принципа формального равенства и одно из сущностных свойств права. В качестве такого компонента равная мера предполагает и другие компоненты правового принципа формального равенства - свободу и справедливость. Поэтому равная мера - это равная мера свободы и справедливости.

При этом под равной мерой имеется в виду не только всеобщий масштаб и единая для всех норма правовой регуляции, но также и соблюдение эквивалента соразмерности и равномерности в отношениях между самими субъектами права.

Как уже отмечалось, правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере.

Правовое равенство - это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права, и на них принцип правового равенства не распространяется.

В социальной сфере равенство - это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства. Ведь правовое равенство, как и всякое равенство, абстрагировано (по собственному основанию и критерию) от фактических различий и потому с необходимостью и по определению носит формальный характер.

По поводу равенства существует множество недоразумений, заблуждений, ошибочных и ложных представлений. В их основе в конечном счете лежит непонимание того, что равенство имеет рациональный смысл, логически и практически возможно в социальном мире именно и только как одинаковая для всех мера правового (формально-правового, формального) равенства.

История права - это история прогрессирующей эволюции масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. Разным этапам исторического развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свой масштаб и своя мера свободы, свой круг субъектов и отношений свободы и права, словом - свое содержание принципа формального (правового) равенства. Так что принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции.

В целом такая историческая эволюция сферы, масштаба и меры формального равенства не опровергает, а наоборот, подкрепляет значение данного принципа (и конкретизирующей его системы норм) в качестве отличительной особенности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной и т.д.).

Исходные фактические различия между людьми, рассмотренные (и урегулированные) с точки зрения абстрактно-всеобщей равной меры, предстают в итоге в виде неравенства в уже приобретенных правах (неравных по их структуре, содержанию и объему прав различных индивидов-субъектов права). Правовое равенство и правовое неравенство (равенство и неравенство в праве) - однопорядковые (предполагающие и дополняющие друг друга) правовые определения, характеристики и понятия, в одинаковой степени противостоящие фактическим различиям и отличные от них. Равная мера регуляции отношений различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому масштабу и равной мере.

2. Право как свобода

С принципом формального равенства связано и понимание права как всеобщей и необходимой формы свободы людей. Как выражение формального равенства право представляет собой всеобщую форму общественных отношений независимых друг от друга субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Такая независимость субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы.

Правовая форма свободы, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы.

Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. Воля в праве - свободная воля, которая соответствует всем сущностным характеристикам права и тем самым отлична от произвольной воли и противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их воли. Этот волевой момент (в той или иной, верной или неверной, интерпретации) присутствует в различных определениях и характеристиках права в качестве волеустановленных положений (Аристотель, Гроций и др.), выражения общей воли (Руссо), классовой воли (Маркс и марксисты) и т.д.

Всемирная история представляет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей (представители все новых слоев и классов общества) признаются формально равными субъектами права.

Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права - формального (правового) равенства - первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопорядка.

Между тем повсеместно довольно широко распространены представления о противоположности права и свободы, права и справедливости, права и равенства. Они обусловлены во многом тем, что под правом имеют в виду любые веления власти, законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер.

В этих и сходных противопоставлениях свободы и равенства данным явлениям и понятиям по существу придается (в силу ошибки, социальных интересов и т.д.) произвольное значение.

Исторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств производства. Собственность является не просто одной из форм и направлений выражения свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву для свободы и права. Где полностью отрицается право индивидуальной собственности на средства производства, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода и право.

В логике таких взаимосвязей собственности, свободы и права коренятся глубинные причины несовместимости социализма (всеобщий запрет частной собственности, ее обобществление и т.д.) с правом и свободой. Этой же логикой определяется фундаментальное значение десоциализации собственности во всем процессе перехода от тоталитарного социализма к началам правового равенства и свободы.

3. Право как справедливость

Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также и справедливость.

В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.).

Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона - это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая же постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире.

Более того, только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.

Для всех тех, чьи отношения опосредуются правовой формой, - как бы ни был узок этот правовой круг - право выступает как всеобщая форма, как общезначимый, одинаково справедливый для всех субъектов права (различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т.д.) масштаб и мера регуляции. В целом всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно - меры равенства, свободы и справедливости) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга).

По смыслу и по этимологии справедливость (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость.

Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

Какого-либо другого принципа и другой формы выражения, кроме правовой, справедливость не имеет. Отрицание же правового характера и смысла справедливости неизбежно ведет к тому, что за справедливость начинают выдавать какое-нибудь неправовое начало - требования уравниловки или привилегий, те или иные моральные, нравственные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, социальные, национальные, экономические и т.п. представления, интересы, требования. Тем самым правовое (т.е. всеобщее и равное для всех) значение справедливости подменяется неким отдельным, частичным интересом (индивидуальным, групповым, партийным, классовым и т.д.) и произвольным содержанием, партикулярными притязаниями.

Отрицание правовой природы справедливости по существу означает утверждение вместо нее какой-либо версии неправовой (антиправовой или внеправовой) справедливости. По логике такого подхода получается, что право как таковое (право вообще, а не только антиправовой закон) несправедливо, а справедливость исходно представлена в том или ином внеправовом (социальном, политическом, религиозном, моральном и т.п.) начале, правиле, требовании.

Здесь, следовательно, справедливость права, если таковая вообще допускается, носит производный, вторичный, условный характер и поставлена в зависимость от подчинения права соответствующему внеправовому началу. И поскольку такие внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и т.д.), они неизбежно оказываются во власти субъективизма, релятивизма, произвольного усмотрения и частного выбора (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т.д.). Отсюда и множественность борющихся между собой и несогласуемых друг с другом внеправовых представлений о справедливости и праве, односторонних претензий того или иного частного и частичного начала на всеобщее, присущее праву и справедливости.

В пространстве всеобщности и общезначимости принципа правового равенства и права как регулятора и необходимой формы общественных отношений свободных субъектов именно правовая справедливость выступает как критерий правомерности или неправомерности всех прочих претензий на роль и место справедливости в этом пространстве. Воздавая каждому свое, правовая справедливость делает это единственно возможным, всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу.

Взаимосвязь и смысловое единство всех трех компонентов принципа формального равенства состоят в следующем. Правовой тип (форма) взаимоотношений людей - это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере (норме) дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Этот тип взаимоотношений людей включает в себя: 1) формальное равенство участников (субъектов) данного типа взаимоотношений (фактически разные люди уравнены единой мерой и общей формой); 2) их формальную свободу (формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере, действие по единой общей форме); 3) формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех мера и форма дозволений, запретов и т.д., исключающая чьи-либо привилегии).

Везде, где действует принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права.

В науке равенство обычно трактуется как результат сознательного абстрагирования от различий, присущих сравниваемым объектам с помощью определенного критерия уравнивания. Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивида в обществе, признаваемая в форме его правоспособности и правосубъектности. Это означает, что правовое равенство представляет собой равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу.

Правовое равенство может быть только формальным, так как оно достигается за счет абстрагирования от фактических различий. Именно благодаря своей формальности правовое равенство может служить средством регуляции социальных отношений. Подчеркнем, что оно не является фактическим равенством. Любые формы осуществления фактического равенства людей (уравниловка, эгалитаризм) неизбежно ведут к отказу от права и от государства. Примером может служить марксистская теория отмирания права и государства.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

2. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.

3. Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социологические исследования. 2001. N 10.

4. Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М., 1996.

5. Соловьев В.С.. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990.

[1] См. подробнее: Нерсесянц В. С. Право - математика свободы. М., 1996.

[2] См.: Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 68, 75, 128, 131.

[3] Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. С. 3

[4] Соловьев В.С.. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. С. 454.


Первым государством, которое начало внедрение различных социальных льгот, стала Германия. Именно там в 1871 году было впервые введено социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Данная практика была положительно воспринята другими европейскими государствами, и уже в 1887 году Австрия переняла этот опыт, как и многие другие страны. В Российской империи создавались школы для малоимущих и детей сирот, а также многие занимались благотворительностью, постепенно проводились социальные реформы во всех областях: образовании, промышленности и т. д.

Социальное равенство — это одна из основных составляющих социального государства, и заключается оно в том, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности, а главное — возможности для реализации своих способностей и достижения своих целей. Разумеется, достичь этого крайне сложно, и на то есть разные причины: финансовое состояние государства, наличие каких-либо полезных ископаемых, развитость инфраструктуры в городах и сельских местностях, уровень развития информационных технологий, уровень медицины и т. д. Не во всех странах эти показатели на достаточно высоком уровне для того, чтобы в кратчайшие сроки улучшить жизнь населения, которое иногда превышает не только сотни тысяч, но и десятки миллионов человек [6].

На территории нашего государства запрещены любые ограничения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также, в статье 3 Трудового кодекса РФ закреплено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. [3] В статье 136 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплена ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения [4].

Существует также множество международных актов, которые содержат в себе положения о социальных правах и их защите. В первую очередь, нельзя не сказать о Всеобщей декларации прав человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года. В ней содержатся ключевые права и свободы каждого человека на нашей планете, независимо от страны. Также следует упомянуть Конвенцию о правах ребенка, которая подтверждает защиту от всех видов дискриминации и посягательств для детей, и Европейскую социальную хартию, непосредственно закрепляющую право на социальную защиту всех членов общества. Все они созданы для улучшения жизни каждого человека на нашей планете, чтобы никогда не подвергался насилию или посягательству ни один из нас. Так какие же государственные органы ответственны за нарушение наших социальных прав и свобод?

В первую очередь, в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. [1] Именно у него есть функция надзора за соблюдением всеми органами и должностными лицами наших прав. Для реализации данных полномочий, Президент РФ использует право вето и право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Конституционный суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле [2].

Правительство РФ также выполняет важную роль в защите социальных прав человека и гражданина. Именно нормативно-правовыми актами правительства детализируются основные положения, касающиеся вышеупомянутых прав, и данный вид актов вступает в силу с момента их официального опубликования.

Также существует множество других органов, главной целью работы которых является благополучие населения. Ярким примером является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС). Основной задачей МЧС является выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России [7]. Сотрудники данного ведомства постоянно подвергают свою жизнь опасности ради защиты наших прав на здоровье, медицинскую помощь и благоприятную окружающую среду. Их деятельность помогает сократить количество пострадавших от различных катаклизмов, а также максимально быстро восстановить нормальную обстановку в отдельной местности и на территории страны в целом.

1) здравоохранение — повысить качество оказываемых медицинских услуг, обеспечение государственных гарантий в данной области и др.;

2) физическая культура и спорт — развитие системы массового физического воспитания и т. д.;

3) образование — обеспечение инновационного характера базового образования и повышение его доступности и др.;

4) культура — обеспечение максимальной доступности для граждан РФ культурных благ и т. д. [8]

Также предусматриваются нововведения и во многих других областях.

В заключение, хочется отметить, что в Российской Федерации имеется достаточная нормативно-правовая база для реформирования нынешней социальной системы, которая является основой социальной безопасности страны. Социальная безопасность — это состояние защищенности личности от нарушения ее законных прав и свобод. Она предусматривает проведение государством определенных мер по защите данных прав, а также развитие социальной структуры и системы жизнеобеспечения. Главной целью, которую следует преследовать для обеспечения социальной безопасности — это охрана конституционных прав и свобод каждого проживающего человека на территории нашей страны, а также уменьшение разницы между бедными и богатыми, и увеличение уровня доступности материальных благ для всех в равной степени. Социальная безопасность — залог стабильности общества. А без этого невозможно существование ни одного государства. В условиях усложнившихся внешнеполитических отношений нашему государству крайне необходима благоприятная атмосфера в обществе, так как социальная нестабильность может не только привести к внутренним конфликтам, которые способны ослабить государство, но и может поспособствовать ухудшению внешних отношений с нашими партнерами на мировой арене. Все это указывает на то, что необходимо двигаться по направлениям, указанным в социальной политике РФ, и стараться как можно скорее создать равные условия жизни для всех граждан нашей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, социальное государство, уровень коррупции, государство, гражданин, защита, свобода человека, социальная безопасность, главная цель, гражданская оборона.

Читайте также: