Социально бытовая неустроенность доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа- интернат ст. Спокойной. Учитель СБО Прудченко Людмила Ивановна.

Из опыта работы учителя

Через активную организацию

жизни в школе ученик придет

к умению войти в жизнь.

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально- бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания .

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети:

не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

у них не хватает самостоятельности;

низкий уровень знаний об окружающей среде;

специфические потребности в общении;

не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей;

им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков;

неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;

неструктурированное восприятие социального мира;

Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример , поэтому роль школы в организации системы социально- бытовой адаптации и ориентации умственно отсталых детей крайне велика.

Повышать социально- психоло-

гическую компетентность

\способность эффективно взаимодей-

ствовать с окружающими людьми \

учить применять полученные знания на практике;

осуществлять работу по конкретизации жизненных планов;

приучать к самообслуживанию и обслуживающему труду.

Расширять бытовой и социальный

\ приближать учебный процесс к реаль-

ным жизненным условиям \

моделировать жизненные и производственные ситуации;

включать учащихся в процесс активной практической деятельности;

создавать условия для эмоционального, ситуативно- делового общения со взрос.

Основные направления формирования

социальной компетентности учащихся в

условиях школы- интерната.

Формировать у школьников адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих

\ найти себе достойное применение в жизни и бесконфликтно существов \

поднимать самооценку учащихся;

развивать уверенность в своих силах;

умение правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.

В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать , взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально- бытовом воспитании и обучении таких детей. Целью социально- бытовой подготовки воспитанников коррекционной школы является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Поэтому возникла необходимость говорить о компетентности умственно отсталого ребенка в социально- бытовых вопросах. Что подразумевает:

знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);

умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений

( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);

экономико- бытовые умения;

умение организовывать свой досуг;

представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;

эмоционально- положительное отношение к окружающим,

развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

Ряд ученых ( В.Ф.Мачихина, К.П.Павлова, Е.И.Разуван, Т.Н.Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы , которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в социально- бытовой адаптации . Особая роль при этом отводится курсу социально- бытовой ориентировки ( СБО ) в специальной \ коррекционной \ школе УШ вида.

Коррекционные занятия по социально- бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации.

Материал для изучения подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания , ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Исходя из опыта своей работы сделала вывод, что одним научением , подражанием и повторением социально- бытовая адаптация , у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Новые пути формирования социально- бытовой адаптации детей в условиях школы- интерната видятся мне следующим образом.


Социально-бытовая дезадаптация – это понятие, которое означает неспособность человека вести полноценную жизнь в обществе и обслуживать себя в бытовом плане. Информированность об этом явлении может помочь как самим пациентам, так и их родственникам и близким, чьими подопечными они являются.

Описание явления

Наличие социально-бытовой дезадаптации у человека почти всегда означает наличие статуса инвалидности, который присваивается пациентам социально-медицинской комиссией. Если человек не способен к самообслуживанию и ведению социальной жизни, то также неспособен и к трудовой деятельности, что накладывает на государство обязательства по его финансовой поддержке.

Дезадаптация может наступать в силу различных причин:

  • Вследствие тяжелого соматического заболевания. Последствия, вызывающие неспособность к полноценному самообслуживанию – это утрата сенсорных способностей (зрения, слуха), конечностей, способности к передвижению, сильный болевой синдром и т.д.
  • По причине психического расстройства. Не каждое психическое заболевание влечет за собой полную дезадаптацию, и не при каждом расстройстве человек ограничен в трудоспособности постоянно: некоторые из болезней имеют течение, где наблюдаются определенные подъемы и спады. Чаще всего инвалидность присваивается пациентам с шизофренией, прогрессирующей эпилепсией, слабоумием или деменцией.
  • В силу преклонного возраста. Старость сама по себе не означает полную потерю способности к самообслуживанию, однако ей часто сопутствуют различные заболевания, душевные потрясения (смерть близких, уход с работы, смена места жительства и т.д.). Многие пожилые люди оказываются неспособны перенести эти тяготы жизни, вследствие чего происходит социально-бытовая дезадаптация.

Уход за дезадаптированными людьми

Уход за человеком с социально-бытовой дезадаптацией должен быть составлен индивидуально и обсуждаем с лечащим специалистом. Отдельные меры помощи должны избираться в соответствии с конкретной патологией и индивидуальным состоянием организма подопечного. Как правило, даже при наличии тяжелых болезней у человека остаются сохранные функции психики, которые необходимо стимулировать во избежание усугубления ситуации. Всем пациентам нужно общение (в силу доступных им навыков коммуникации), досуг, интеллектуальный труд в меру их способностей (чтение, просмотр или прослушивание книг, разгадывание загадок и т.д.).

Пансионат для пожилых людей предлагает постояльцам комфортные и безопасные условия для проживания и оздоровления. Специалисты пансионата помогут подобрать эффективную схему лечения и реабилитации, чтобы вернуть гостей к активной, полноценной и приятной жизни.

Семья, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей, постоянно находится в группе риска: ей свойствен психологический надрыв, нередко подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае влияние на неблагополучную семью начинают оказывать работники школы, социальные педагоги, специалисты разных центров социальной защиты и т.д. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними.

Смотрите также статьи:
Статистика:

В 2015 году следователями Следственного комитета расследовано почти девятнадцать с половиной тысяч преступлений, совершенных в отношении детей.

    Из них:
  • 484 убийств;
  • 1 645 изнасилований;
  • свыше 5300 фактов насильственных действий сексуального характера.

В суды направлено почти десять с половиной тысяч уголовных дел, что на 25% больше, чем в 2014 году.

Поведение родителей в неблагополучных семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Часто родители в такой семье — это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

Можно разделить неблагополучные семьи
на три группы:

Классификация:

Превентивные

семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространённым в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

В данной работе я поставила перед собой цель:

1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.

2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.

Социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. играют позитивную роль. Негативные формы девиаций (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом.

Прежде всего, необходимо отметить разнообразие в подходах к изучению девиантного поведения. Существует три основных подхода для объяснения девиантного поведения:

1. Биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон).

2. Психологический подход (З. Фрейд, А. Адлер).

3. Социологический подход (Г.Беккер, С. Селлин, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.)[7].

Таким образом, в первых двух подходах утверждается, что человеку от рождения свойственна предрасположенность к девиации. С точки зрения социологического подхода девиантное поведение является следствием усвоения им негативного социального опыта.

Содержание и понятия отклоняющего поведения

Под девиантным поведением принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Под девиантным поведением принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Психологические теории

Суть: основные причины девиантного поведения лежат в области психики.

Психодинамическая

В основе — психоанализ Фрейда. Основной источник девиантного поведения — конфликт между бессознательным и сознательным. Причём в основе первых лежат сексуальные влечения. Правда, неофрейдисты уже не акцентируют на нём внимания и отдают пальму первенства дефициту эмоционального контакта, чаще всего — отсутствию близкого общения с матерью.

Поведенческая

Классический бихевиоризм рассматривает девиантные поступки как результат воздействия на личность окружающей среды. По их мнению, если ребёнка изначально достаточно строго наказывать за проступки, в дальнейшем боязнь будет останавливать его совершать их. Большое внимание бихевиористы уделяют методам коррекции отклонений, к которым относят негативное подкрепление, эмоционально-негативное обусловливание и оперантное угашение реакции.

Когнитивная

Согласно теории американского психотерапевта, профессора психиатрии и создателя когнитивной психотерапии Аарона Бека и американского психолога, когнитивного терапевта, автора рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса причины девиантного поведения — в неадаптивных мыслительных схемах, которые запускают неадекватные чувства и действия[8].

Проявления

Основные признаки девиантного поведения, которые используются в педагогике и психологии для диагностики:

  • несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • их нарушение;
  • негативная оценка со стороны окружающих, применяемые санкции;
  • нанесение реального ущерба окружающим и себе;
  • устойчивость — многократное иди длительное повторение одних и тех же поступков, направленных против норм общества;
  • общая направленность самой личности — разрушающая;
  • социальная дезадаптация.

В жизни проявление девиантного поведения не ограничивается этим набором признаков. Оно слишком многогранное, чтобы очертить круг всех его форм. В разных ситуациях к нему могут относиться:

  • агрессивность;
  • неуправляемость;
  • скрытность;
  • склонность к жестокости, отсутствие чувства жалости;
  • резкая смена настроения;
  • стремление к неформальным группировкам;
  • сознательное несоблюдение правил и ограничений, действующих в данном обществе на данный момент времени;
  • нарушение законов.

Заключение

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешён. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определённо ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В., Гилинский Я. В. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. - СПб., 1995.- 55 с.

2. Бачинин В.А. Антропология анормативного поведения // Общественные науки и современность. – 2001. - № 3.С – 21.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. - 1991. - № 4. С - 3-6.

4. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 6.- С. 11

5. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2000. – 25- 39 с.

7. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.

8. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. - С. 5- 6

9. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

10. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // СоциС. 1992. № 34.

11. Обучение и воспитание детей "группы риска ": Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996.

12. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. - 1998. - № 9.- С.- 12- 14

13. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. ; Воронеж: МОДЭК, 1996.- 49- 53 с.

Контрольная работа

Работу выполнила: Тищенкова Д.Д

Студентка: 5 курса

Курс (группа): П/б-16-1-з

Преподаватель: доц. Пономаренко И.Л.

Проверка контрольной работы

Дата регистрации работы на кафедре
Дата передачи работы на проверку преподавателю
Отметка о зачёте и оценка
Подпись преподавателя

Севастополь 2021 г.

Содержание

1.Содержание и понятия отклоняющего поведения……………………………5

2.Генезис отклоняющего поведения……………………………………………..9

3. Причины девиации и виды социальных отклонений……………………….12

Список использованной литературы…………………………………………18

Введение

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространённым в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

В данной работе я поставила перед собой цель:

1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.

2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.

Социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. играют позитивную роль. Негативные формы девиаций (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом.

Прежде всего, необходимо отметить разнообразие в подходах к изучению девиантного поведения. Существует три основных подхода для объяснения девиантного поведения:

1. Биологический (Ч. Ломброзо, У. Шелдон).

2. Психологический подход (З. Фрейд, А. Адлер).

3. Социологический подход (Г.Беккер, С. Селлин, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.)[7].

Таким образом, в первых двух подходах утверждается, что человеку от рождения свойственна предрасположенность к девиации. С точки зрения социологического подхода девиантное поведение является следствием усвоения им негативного социального опыта.

Содержание и понятия отклоняющего поведения

Под девиантным поведением принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Под девиантным поведением принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: