Оптический телеграф шаппа доклад

Обновлено: 04.07.2024

Но в сегодняшнем рассказе мы не будем обсуждать современные технологии, как и не будем углубляться в далёкое прошлое. Сегодня мы поговорим про такое интересное изобретение, как оптический телеграф .

Поклонники Александра Дюма конечно же вспомнят его знаменитейший роман "Граф Монте-Кристо", в котором автор упоминает про это изобретение. А так же припомнят про баг в телеграфе, который устроил граф, подкупив одного из операторов башни телеграфа. В результате депеша, переданная телеграфом была искажена, что привело к панике на финансовой бирже. И в результате этой паники барон Данглар потерял миллион. Но сейчас не об этом.

Так что-же такое оптический телеграф? Это устройство для передачи информации на дальние расстояния при помощи световых сигналов.

В оптических телеграфах для передачи информации использовались либо огни, либо специальные механизмы с подвижными частями, которые представляли из себя линейки и круги. Их было видно на большом расстоянии. Главным изобретателем оптического телеграфа с подвижными частями считается английский естествоиспытатель Роберт Гук. В 1684 году он впервые продемонстрировал свой сигнальный аппарат.
Позже, в 1702 году, оптический телеграф с подвижными планками показал французский механик и физик Гийом Амонтон.
Изобретения Гука и Амонтона были лишь зарождением оптического телеграфа.

Оптический телеграф активно применяли до середины 19 века. Главным недостатком этого вида связи была зависимость от погоды. Депешы нельзя было передать при сильном ливне или тумане.

В 1798 году, в Испании был построен первый международный оптический телеграф . Он соединял Кадис и Мадрид. Его строительством руководил испанский учёный Августин Бетанкур . Он применил собственную систему оптической связи, которую признали лучшей в Европе.

А что же в России?
А в России, в 1794 году изобретатель Иван Кулибин построил прибор, который назвал "дальнеизвещающая машина". Это был семафор, в котором использовались зеркала, а также фонари с отражающими зеркалами, которые изобрёл лично Кулибин.

Такой оптический телеграф можно было использовать ночью, и даже при лёгком тумане. Кулибин использовал французскую раму семафора, но с оригинальным приводным механизмом. При этом был применён упрощённый код. Этот код сводился в таблицу, которая ускоряла передачу и расшифровку депеш.

Кулибинский оптический телеграф был встречен с восторгом, вот только денег на постройку линии в Академии Наук не нашлось. В результате "дальнеизвещающую машину" законсервировали, и сдали в Кунсткамеру. Господа учёные, вам это знакомо?

В 1808 в Россию переехал Августин Бетанкур. Возможно это стало толчком к постройке в Петербурге первого оптического телеграфа в России. В 1824 году было завершено строительство первой линии. Она соединяла Петербург и Шлиссельбург. На этой линии применяли систему Бетанкура. В 1833 построили вторую линию между Петербургом и Кронштадтом. В 1835 были сооружены сразу две линии: Петербург - Царское Село и Петербург - Гатчина.

В 1839 году началось строительство самой длинной в мире линии оптического телеграфа. Этот телеграф соединял Петербург и Варшаву. Его длина была 1200 километров! На линии применялось 149 станций-башен высотой 15-17 метров. На данном оптическом телеграфе применялись зеркала и светильники. Что бы передать 45 сигналов, в хорошую погоду требовалось 22 минуты. Своё начало данный оптический телеграф брал в Зимнем дворце.

Воспользоватся оптическим телеграфом могли обычные люди. Вот только стоило это очень дорого, и поэтому горожане практически не пользовались данным видом связи.

В середине 19 века повсеместно стал использоваться электрический телеграф, и оптический телеграф стал не нужен.

В июне 1789 г. в Париж приехал некий священник Клод Шапп. Через несколько дней у заставы Этуаль он продемонстрировал свой телеграф, который был им назван “семафором”. Передача на 15 км была произведена удачно. Но Парижу тех дней, кануна великого взрыва французской буржуазной революции, было не до изобретателя и его телеграфа: первые опыты прошли совершенно бесследно, а принадлежности телеграфа были украдены.

Это не обескуражило Шаппа. Вернувшись с братьями, помогавшими ему производить опыты, на родину, в городок Брюлон, на юге Франции, он принялся за усовершенствование своего “семафора”. Но и здесь его ожидала неудача.

Крестьяне видели сооружения из каких-то досок, то поднимающихся” то опускающихся, и заподозрили священника, владельца машины, в тайных сношениях с врагами революции.

Возбужденные крестьяне уничтожили телеграфные постройки, а братьям Шапп пригрозили смертью, если те вздумают повторить свои подозрительные махинации.

Клод Шапп и тут не падает духом. Он снова приезжает в Париж и благодаря старшему брату, Урбану Шаппу, депутату Законодательного собрания, получает разрешение на постройку трех телеграфных станций: в Менильмонте, Экуане и Сен-Мартен дю Тер.

Расстояние между смежными станциями составляло 3 мили.

В числе депутатов оказался Г. Ромм, любитель физики и механики. Прочитав описание телеграфа Шаппа, он был восхищен его идеей и в своем докладе Конвенту от имени военного ведомства и комитета народного просвещения писал:

Новый изобретатель предлагает очень остроумный способ писать в воздухе, выставлять немногочисленные буквы, простые. как прямая линия, из которой они составлены, ясно различаемые одна от другой и передаваемые быстро и верно на больших расстояниях”.

Конвент отпустил средства на постройку телеграфной линии Париж—Лилль длиною в 210 км. Линия эта была готова к июлю 1794 г.

На линии было устроено 20 промежуточных станций. Каждая из них была оборудована вертикальной мачтой, напоминающей железнодорожный семафор. К концу мачты были прикреплены подвижные линейки. При помощи шнуров и блоков линейки могли принимать 196 различных положений, изображая не только все буквы, но я целые наиболее употребительные слова. Каждая станция обслуживалась одним или двумя работниками. Они наблюдали за соседней станцией в подзорную трубу и воспроизводили на своей мачте те сигналы, какие им передавал сосед.

Отсюда сигналы передавались дальше, и буква за буквой, слово за словом от одной станции к другой передавались депеши по всей линии.

Идея такого телеграфа не нова, еще римский военный писатель Вегеций Флавий описывает способ передачи известий при помощи поднимаемых и опускаемых балок. Около середины XVII в. по приказу английского адмирала герцога Йоркского (впоследствии английского короля Якова II) между морскими судами была установлена сигнализация флагами.

Заслуга Шаппа, однако, заключалась в том, что, взяв за основу идею оптического телеграфа, он разработал все детали, сконструировал и построил остроумную машину, которая точно и сравнительно быстро меняла подвижные линейки на мачтах. Шапп выработал условную азбуку, лично руководил постройкой линий, тянувшихся на сотни километров, и обучал обслуживающий персонал. Сходство между оптическим телеграфом Клода Шаппа и семафором римлян времен Вегецня Флавия ограничивается чисто внешними признаками.

1 сентября 1794 т. в Париже получили первую депешу по новому оптическому телеграфу Шаппа. Из Лилля извещали Национальный конвент: армия французской республики одержала победу над австрийцами. 210 км депеша прошла в 3 часа. Такая быстрота, невиданная для XVIII в., произвела на Конвент и на все общество огромное впечатление (впоследствии передача депеш из Бреста в Париж длилась 7 минут, из Кельна в Берлин — 10 минут). Национальное правительство создало в Париже телеграфное управление, назначив его главным начальником Шаппа, который получил звание телеграфного инженера.

Несколько лет спустя вновь построенными линиями телеграфа Шаппа воспользовался Наполеон. В апреле 1809 г., когда австрийцы заняли Баварию и осадили Мюнхен, в Париж было сообщено об этом по оптическому телеграфу. Наполеон быстро явился на выручку баварцев и очистил их страну от неприятеля.

О том, какое впечатление производил телеграф Шаппа на современников, свидетельствует печатаемый нами отрывок из романа Александра Дюма “Граф Монте-Кристо”. появившегося в 1845 г, когда оптический телеграф доживал последние годы.

“Мне иногда приходилось в яркий день, — говорил граф Монте-Кристо чете Вильфор, — видеть на краю дороги, на пригорке, эти вздымающиеся кверху черные коленчатые руки, похожие на лапы огромного жука, и всякий раз я глядел на них с волнением, уверяю вас, потому что я думал о том, что эти странные знаки, так четко рассекающие воздух и передающие за 300 миль неведомую волю одного человека, сидящего за столом, другому человеку, сидящему в конце линии за другим столом, вырисовываются на серых тучах или голубом небе только силой желания этого всемогущего властелина. ”

Телеграф Шаппа имел, конечно, много недостатков: станции приходилось строить слишком близко одну от другой, при передаче на большие расстояния текст искажался.

Но главным недостатком оптического телеграфа была его зависимость от погоды: телеграф работал только в ясные дни.

И все же, несмотря на все свои недостатки, телеграф Шаппа произвел переворот в средствах связи. Он получил быстрое распространение не только во Франции, но и в других странах. В 1795 г. оптический телеграф был построен в Швеции, в 1796 г.—я Англии, в 1802 г.— в Дании, в 1832 г.—в Пруссия, в 1835 г.—в Австрии.

В России телеграф Шаппа с некоторыми усовершенствованиями был введен в 1833 г. и соединял Петербург с Варшавой. Эта линия работала довольно успешно. Для передачи небольшой депеши на расстояние 1 тыс. км требовался один час. Просуществовала эта линия около двадцати лет, когда была заменена линией электрического телеграфа Сименса.

Уже через год после открытия линии Париж—Лилль в Москве появилась брошюра “Полное и подробное описание телеграфа, или новоизобретенной дальнопишущей машины”. В ней высоко расценивалось “великое проворство” телеграфа Шаппа.

Оптический телеграф Шаппа существовал в Европе примерно до 40-х годов прошлого столетия. Им пользовались на первых порах и появившиеся в 30-х годах железные дороги, работа которых без быстрых сношений вдоль линии была немыслима. Да и нынешние семафоры являются упрощенной разновидностью того же оптического телеграфа Шаппа.

Когда Шапп был занят опытами, он был окружен всеобщими насмешками. Когда же его “семафор” получил, наконец, признание, нашлись люди, которые оспаривали первенство изобретения Шаппа, напоминая, что оптические сигналы применялись всеми культурными народами. Эти выпады сильно подействовали на впечатлительного Шаппа, и 23 июня 1805 г. труп его был найден в колодце. “Я решил покончить с собой, — писал Шапп,—чтобы избавиться от удручающего меня состояния духа. Я ни в чем не могу себя упрекнуть”.

Оптический телеграф Шаппа просуществовал около полувека и был вытеснен электрическим телеграфом. И. Будовниц. "Семафор Шаппа". "Техника молодёжи" 4 . 1937 год.


2 марта 1791 года французский механик Клод Шапп провел первое успешное испытание своего изобретения - оптического телеграфа. Механизм Шаппа, который он назвал семафором, представлял собой три прямоугольные деревянные или металлические пластины, шарнирно скрепленные концами и укрепленные на вертикальной мачте. С помощью веревок эти пластины могли вращаться, принимая десятки различных положений, каждое из которых обозначало какую-либо букву, цифру или иной условный знак.

Слева: Клод Шапп демонстрирует французам свое изобретение. Справа: одна из разновидностей оптического телеграфа в морском порту.

Таким образом на передачу одного знака от начальной до конечной станции уходило не более двух минут, а за несколько десятков минут передавался короткий текст. Конному курьеру даже при наличии сменных лошадей требовалось, как минимум, двое суток, чтобы преодолеть этот путь. Неудивительно, что очень скоро вся Франция, а затем и вся Европа покрылась сетью линий оптического телеграфа, несмотря на серьезные недостатки этого средства передачи информации, главный из которых - неспособность работать ночью и в плохую погоду.

За первые десятилетия XIX века в Европе были построены сотни телеграфных башен, хотя, нередко в этом качестве использовались замковые донжоны, колокольни или иные высокие здания. Семафоры Шаппа и их аналоги на время стали повсеместными атрибутами европейских пейзажей. Однако эпоха семафорной связи оказалась недолгой. С начала 1840-х годов оптический телеграф стал быстро вытесняться электрическим, а еще через 20 лет последние линии телеграфных башен были выведены из экслуатации. Но довольно много этих любопытных сооружений сохранилось до наших дней, а часть из них до сих пор находится в работоспособном состоянии.


Семафорная башня в разрезе, действующая сувенирная модель оптического телеграфа и упрощенная мобильная модификация семафора для передачи простейших сигналов.


Слева: пульт управления оптическим телеграфом. Справа: телеграфисты за работой.


Телеграфная надстройка на башне Гедемина в Вильно и башенка центральной российской станции оптического телеграфа на Зимнем дворце. После ликвидации станции на ней вместо семафора установили скульптурное изображение государственного герба.

Далее - телеграфные башни, сохранившиеся до нашего времени в различных европейских странах.



На линии было устроено 20 промежуточных станций. Каждая из них была оборудована вертикальной мачтой, напоминающей железнодорожный семафор. К концу мачты были прикреплены подвижные линейки. При помощи шнуров и блоков линейки могли принимать 196 различных положений, изображая не только все буквы, но и целые наиболее употребительные слова.

Оптический телеграф Клода Шаппа

Каждая станция обслуживалась одним или двумя работниками, которые наблюдали за соседней станцией в подзорную трубу и воспроизводили на своей мачте те сигналы, какие им передавал сосед. Отсюда сигналы передавались дальше по всей линии.

Интересно, что еще римский военный писатель Вегеций Флавий описывал способ передачи известий при помощи поднимаемых и опускаемых балок.
А около середины XVII в. по приказу английского короля Якова II между морскими судами была установлена сигнализация флагами.

Шапп, взяв за основу идею оптического телеграфа Флавия, построил машину, которая точно и быстро меняла подвижные линейки на мачтах, выработал условную азбуку, лично руководил постройкой линий, и обучал обслуживающий персонал.

Так выглядела азбука, с помощью которой передавались телеграммы семафором Шаппа.

Телеграфная азбука Шаппа

1 сентября 1794 г. в Париже получили первую депешу по новому оптическому телеграфу Шаппа. 210 км депеша прошла за 3 часа. Такая быстрота, невиданная для 18 века, произвела на Конвент огромное впечатление. В Париже было создано телеграфное управление, его главным начальником – телеграфным инженером стал Шапп.

Главным недостатком оптического телеграфа была его зависимость от погоды: телеграф работал только в ясные дни.

Однако телеграф Шаппа произвел переворот в средствах связи и получил быстрое распространение во многих странах: Франции, Швеции, Англии, Дании, Пруссии, Австрии.

Через несколько лет этот домик на крыше Зимнего дворца был заменен телеграфной башенкой с золоченым шаром наверху, которая стоит и поныне.

В настоящее время музее связи им. А. С. Попова в Санкт-Петербурге хранится модель оптического телеграфа Шато, уменьшенная в 10 раз.

Оптический телеграф Шаппа существовал в Европе примерно до 40-х годов 19 века, а затем был вытеснен электрическим телеграфом.

Читайте также: