Социальная и межличностная роль стиль исполнения роли доклад

Обновлено: 02.06.2024

Разнообразие статусов в обществе. Основные социальные роли: институционализированные и конвенциональные и их характеристика. Социальные и межличностные роли и их влияние на отношения в обществе. Основное влияние социальной роли на развитие личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.02.2015
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Понятие социальной роли и её основные характеристики

Выполнила: студентка 4к.406гр.ФЗО

Содержание

1. Разнообразие статусов

3. Виды социальных ролей

4. Основные характеристики социальной роли

5. Влияние социальной роли на развитие личности

Статус (от лат. status -- положение, состояние) -- положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

статус социальный роль личность

1. Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным "весом", чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином "ранг".

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй -- низкий;

- когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах -- среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

2. Роль

Социальная роль (франц. Role -- образ, воплощенный актером) -- это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли -- это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль -- это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль -- действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

- фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

- общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

- поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

- обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

- устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;

- совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

- социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

- существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;

- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

- набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

3. Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина -- это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

4. Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая -- размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой -- отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае -- покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, -- только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми -- чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

5. Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам -- вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом. Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения -- имиджетерапия (имидж -- образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Список используемой литературы

2. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального. Учебник. - М. : Омега-Л, 2006.

3. Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.

4. Общая социология : учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2007.

5. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Люди сложны. Поступки одного человека отличаются от поступков других людей; в различных ситуациях люди также ведут себя различным образом.

Мы ведем себя отнюдь не одинаково с близкими друзьями и едва знакомыми людьми. Мы по-разному обращаемся с маленьким ребенком и своими родителями. Наше общение с любимым человеком совершенно непохоже на наши контакты с коллегами по работе.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение. Американка китайского /72/ происхождения может быть фармацевтом, дочерью, подругой и танцовщицей, но скорее всего ее общественное положение будет определяться тем, что она азиатка. Часто главный статус человека обусловлен его работой.

Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: "Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?" Ответ на данный вопрос многое говорит о нем. Среди других главных статусов: бывший заключенный, проститутка, бывшая "мисс Америка" и т.д.

Некоторые статусы даны от рождения. Например, человек с черным цветом кожи приобретает статус негра с момента появления на свет. Кроме того, статусы обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения, фамилией семьи. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретенный) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа - после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остается навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит. по: Мертон, 1957). Роль музыканта полностью определяет его поведение, связанное с установленными правами и обязанностями музыканта. К ним относятся исполнение музыкальных произведений на определенном уровне мастерства, репетиции по нескольку часов в день и проявление должного уважения к дирижеру.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Мертон, 1957).

Каким образом мы усваиваем роли? Как мы узнаем в 4-й главе, усвоение различных ролей - значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, /73/ что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они "не выполняют" свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными - например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, - но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. За нападение на другого человека преступника признают виновным и отправляют в тюрьму. Тот, кто паркует автомобиль в неразрешенном для стоянки месте, может быть оштрафован на 10 долл.; если этот штраф не будет выплачен в течение 11 дней, он может подскочить до 15 долл. Мы привели примеры формальных наказаний. Другие наказания менее формальны. Мужчина, который напивается на вечеринке и оскорбляет хозяйку дома, не попадет в тюрьму, но его больше не пригласят в этот дом. Более того, некоторые наказания выражаются в очень завуалированной форме. Неуместное замечание может быть встречено холодным молчанием, заставляющим говорящего понять, что он допустил ошибку в разговоре. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации (Гуд, 1960).

ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛЕЙ

В обществе существует великое множество формальных ролей. Как уже сказано, женщина может играть многие роли - жены, матери, учительницы, музыканта, члена профсоюза, /74/ избирателя. Как найти наилучший способ классификации этого огромного множества ролей?

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своим клиентам. /75/ Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как она усваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамками секса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов в соответствии с принятыми правилами - за определенный вид услуг установленная плата. Проститутки работают для собственной выгоды - сексуальные услуги ради личного обогащения.

Мы рассмотрим некоторые особенности неформальных ролей в 5-й главе.

ВЫБОР РОЛИ

Обязательно следует отметить, что любая формальная или неформальная роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение соответствует ожиданиям других. Люди не автоматически реагируют на воздействие ролевых ожиданий. Они проявляют более активный подход. Поведение человека является продуктом уникального, свойственного только ему способа толкования и оценки ролевых ожиданий. Люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют. Это означает, что зависимость между поведением индивида и ролевым ожиданием имеет неустойчивый характер; она не укладывается в рамки жестко фиксируемой, предсказуемой схемы. Некоторые социологи, сторонники символического интеракционизма и этнометодологии (см. 5-ю главу), придают особое значение изменчивости системы "ожидание - поведение". Например, Гарфинкель (1972) критически относится к исследователям, полагающим, что индивид "одурманен культурой" и автоматически реагирует на ролевые ожидания. Аарон Сикорель (1972) отмечает, что люди не исполняют свои роли по заданному сценарию. В действительности они импровизируют по ходу действия. Сикорель приводит следующий пример. Новый преподаватель приходит в колледж, где он намерен работать. Секретарь сопровождает его в кабинет, обращаясь к нему "мистер" или "доктор". Но как он сам должен обращаться к секретарю? Когда он встречает своих коллег (с большинством из них он уже познакомился на приеме), перед ним встает другая дилемма: как им следует обращаться друг к другу? Должны ли они называть друг друга по имени или фамилии? Упоминать звание или говорить "мистер"? Как отвечать на телефонные звонки и подписывать письма? Ответы на эти вопросы обусловлены едва уловимыми ожиданиями окружающих, /76/ которые бывает очень трудно истолковать. Они связаны с тем, принят ли новый преподаватель на постоянную или временную работу, с возрастными различиями между ним и другими преподавателями, а также с различиями по занимаемой должности. Наверное, вначале новому преподавателю придется импровизировать, прежде чем он определит, как ему следует себя вести, чтобы соответствовать ожиданиям.

РОЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций (в семье, среди друзей, в какой-либо общности, в обществе), между ролями всегда существуют конфликты. Например, если мать наказывает своего сына, запретив ему пользоваться автомобилем, отцу может показаться, что наказание слишком сурово. Отсюда для отца возникает дилемма: исполняя роль мужа, он должен поддерживать решения своей жены, но как отец он должен заботиться о сыне. Какую роль следует ему играть?

Ролевой конфликт и ролевая напряженность

Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, называется ролевым конфликтом (Мертон, 1957). Это - обычное явление для высокоорганизованных обществ вроде США, где каждый человек исполняет огромное множество ролей. Подросткам (тинэйджерам) приходится иметь дело с противоположными ожиданиями их родителей и сверстников. Работающие родители "разрываются" между требованиями, предъявляемыми к ним на работе, и стремлением удовлетворить потребности своих детей. Руководящие работники должны вести себя по-разному с начальниками и подчиненными. Ролевой конфликт может возникать также при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.

Штайн и Хоффман (1978) исследовали ролевые конфликты, наблюдающиеся среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Они обнаружили, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и стремление к победе, не соответствовали ожиданиям женщин, с которыми они встречались. Женщинам были неприятны излишняя жесткость и другие черты, которые вызывали одобрение среди /77/ спортсменов. Их больше привлекли бы искренность, глубина чувств и способность к сопереживанию.

Иногда возникает конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от работника социальной сферы ожидаются доброжелательность и отзывчивость. Однако необходимость иметь дело с бюрократами от социального обеспечения требует напористости и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.

Способы преодоления ролевого конфликта

Каким образом люди преодолевают ролевой конфликт? Мертон (1957) считает, что имеются несколько способов его ослабления. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие. В нашем обществе на первом плане обычно находятся семья и работа, поэтому люди с пониманием относятся к человеку, который говорит: "Мы бы с удовольствием пришли, но моя жена сегодня неважно себя чувствует" или "Это звучит заманчиво, но мне надо выполнить работу, которую я взял домой".

Поскольку семья и работа являются основными приоритетами, легко понять, каким образом между ними может возникнуть конфликт. Большинство людей преодолевают его благодаря тому, что работу и дом отделяют друг от друга. Это отделение имеет две цели. Во-первых, как правило, мы более продуктивно трудимся в конторе или на заводе, чем дома. Во-вторых, члены нашей семьи не видят, как мы ведем себя на работе, а большинство сотрудников не знают, что происходит в домах их коллег. Разделение между этими двумя системами ролей ослабляет конфликт между ними. Возникновение конфликта может вызвать неприятности дома и на работе. Например, в фильме "Крамер против Крамера" служащий, которого покинула жена, обязан выполнять требования, предъявляемые ему на работе, и одновременно заботиться о сыне. Начальник вызывает его, чтобы обсудить какую-то ситуацию, а в это время звонит по телефону его маленький сын и просит разрешения посмотреть телевизор лишний час. Начальник кипит от злости, пока незадачливый молодой служащий договаривается с сыном.

Существуют и другие, более тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является шутка. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам, скажем, если муж приходит ночью домой пьяный или постоянно ворчит свекровь. В шутках "сочетаются наше /78/ дружелюбие и в то же время наше неодобрение тех или иных поступков; они помогают преодолеть враждебность, обычно возникающую в конфликтных ситуациях" (Брэйн, 1976. С. 178).


У каждого из нас есть социальная роль, и не одна. Например, мы можем угадать социальные роли читателя этой статьи: дочь или сын, а еще — школьник. Давайте узнаем, какие еще бывают социальные роли и что вообще означает этот термин.

О чем эта статья:

8 класс, 10 класс

Определение понятия социальная роль

Социальная роль — это динамическая характеристика социальной позиции, которая выражается в наборе моделей поведения. Те, в свою очередь, согласуются с социальными ожиданиями, которые задаются специальными нормами, обращенными от соответствующей группы к человеку с определенной социальной позицией.

Можно немного сократить это определение:

Социальная роль — это совокупность ожиданий, которые общество предъявляет к людям, когда они занимают определенные социальные позиции в иерархии.

У одного и того же человека могут быть разные роли. Например, в семье — мать или отец, а на работе — начальник или подчиненный.

Чем больше ролей у одного человека, тем интереснее и насыщеннее его жизнь.

Понятие социальной роли можно разделить на такие элементы:

  • поведенческие реакции — действия, речь, поступки;
  • внешний вид — врач должен носить халат, полицейский — униформу;
  • мотивация человека — члены социальной группы одобряют или порицают действия и поступки человека на основании его мотивации.

Характеристики социальной роли

Американский социолог Толкотт Парсонс выделил такие характеристики социальной роли, как масштаб, способ получения, формализация и мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. То есть чем шире диапазон, тем больше масштаб.

Например, у социальной роли супруга большой масштаб, так как между мужем и женой существует широкий диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, которые базируются на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и их даже можно назвать формальными. Участники такого социального взаимодействия интересуются разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены.

В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, между продавцом и покупателем), взаимодействие происходит только по определенному поводу (например, покупка). В таком случае масштаб роли сводится к ограниченному кругу вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом и не требуют особых усилий для их приобретения. В этой ситуации проблема может быть только в контексте соответствия своей роли, которая уже существует как данность.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий. Например, роль студента, аспиранта, ученого и другие роли, связанные с профессией и достижениями.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают только формальные отношения между людьми с регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Например, отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.

Формальные отношения зачастую сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. В качестве мотивации может выступать личная прибыль, общественное благо и др. Когда родители заботятся о благе своего ребенка, они руководствуются чувством любви и заботы, а руководитель трудится во имя дела.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Виды социальных ролей

Существует несколько классификаций социальных ролей. Рассмотрим некоторые из них.

По типу общественных отношений

  • Профессиональные роли — связаны со статусом человека, его профессиональной деятельностью. Для таких ролей свойственно обезличивание и независимость от исполнителя (продавец, строитель, учитель, водитель).
  • Общественно-политические роли — политический лидер, авторитетная личность, гражданин.
  • Семейно-бытовые роли — муж, жена, дочь, сын, отец, мать.
  • Ситуационные роли — возникают в рамках изменяющихся обстоятельств, в ходе совместной деятельности (пассажир, пешеход, зритель).

По типу общественных ценностей

  • Представляемые социальные роли — ожидания человека и членов его социальной группы.
  • Субъективные социальные роли — представления человека о его отношении к другим людям.
  • Играемые социальные роли — поведенческие установки, зависимые от положения человека в обществе.

По типу получения роли

  • Социальные роли, предписанные общественным институтом (женщина — мать, дочь, жена, бабушка).
  • Конвенциональные социальные роли — являются результатом принятия общественного соглашения на добровольной основе (профессиональные).

Социальная роль и социальный статус

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое соответствует его возрасту, полу, профессии, происхождению и семейному положению.

Для достижения определенного статуса человеку необходимо придерживаться того или иного типа поведения, соответствовать роли, то есть выполнять конкретные действия.

Например, тренер баскетбольной команды — это авторитетный статус в спортивном обществе. Чтобы привести команду к победе, ему нужно тренировать и обучать спортсменов. Таким образом, социальная роль представляет собой полный спектр действий для достижения общественного положения и поддержания его в дальнейшем.

Делаем вывод: социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.

Виды социальных статусов

В коллективах большого размера: представители профессии, конфессии, нации.

В малых социальных коллективах: семья, трудовой коллектив.

На длительное время и определяет социальное положение человека в обществе.

На короткое время и в определенной ситуации: пассажиры транспорта, пешеходы и т.д.

После каких-либо событий: зять, невестка и т.д.

Достигаемый (приобретенный) статус

В результате личных стремлений и труда человека: мастер спорта, призер олимпиады и т.д.

Теория социальных ролей

Американский социолог Мертон первым обратил внимание на то, что у любого социального статуса есть целый набор социальных ролей. Это открытие легло в основу его теории.

В настоящее время в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Предполагается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. Если у человека небольшое количество ролей, то в этом случае можно говорить о сильной изоляции от общества.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.

Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.

Суть ролевого конфликта

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.

Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.

Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой.

Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.

Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.

Например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.

Гост

ГОСТ

Понятие социальной роли

В социологии понятие социальной роли впервые ввел Р. Линтон. Он считал, что роль – это обусловленное статусом человека ожидаемое поведение. Любая социальная организация или группа подразумевает наличие разных ролей.

Социальная роль – это модель поведения, определяемая нормами и правами, ориентированная на определенный статус.

  • не зависит от личности и ее желаний;
  • обладает своими поведенческими особенностями.

Каждый социальный статус включает несколько социальных ролей.

Связанные с социальной ролью нормативные требования, как правило, участникам ролевого взаимодействия известны, поэтому вызывают ролевые ожидания: участники общения ожидают друг от друга определенного, вписывающегося в контекст социальных ролей, поведения.

Ролевые нормативные требования специфичны, являются элементом системы общественных норм и действительны только по отношению к тем лицам, которые занимают конкретную социальную позицию.

В состав социальной роли входят:

  • ролевое ожидание;
  • ролевое исполнение.

Между ролевыми ожиданием и исполнением нет полного совпадения. Качество исполнения социальной роли зависит от соответствия роли интересам, потребностям, индивидуальным особенностям личности.

Ролевые ожидания могут быть:

  • формальные (законы, правила, предписания);
  • неформальные (правила этикета, вежливости, стиль одежды и др.).

Любую социальную роль можно охарактеризовать при помощи признаков:

  • масштаб,
  • эмоциональность,
  • мотивация,
  • формализация,
  • способ получения.

Классификация социальных ролей

Разнообразные социальные группы, их деятельность и отношения, в которые включен индивид определяют вид социальной роли. В зависимости от социальных отношений выделяют:

Готовые работы на аналогичную тему

  • социальные роли, связанные с социальным статусом, видом деятельности, профессией; это безличные, стандартизированные роли, которые выстраиваются на основе норм и обязанностей;
  • межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями.

Различают следующие виды социальных ролей:

  • общественно-политические;
  • профессиональные;
  • семейно-бытовые.

Социальные роли подразделяют на:

  • институционализированные (институт семьи, брака – социальные роли жены, матери, дочери);
  • конвенциональные, то есть те, которые принимаются по соглашению.

В зависимости от модели поведения, присущей определенному статусу различают следующие виды роли:

  1. Психосоматическая роль. Поведение предопределено биологическими потребностями и культурой индивида.
  2. Психодраматическая роль. Поведение индивида зависит от требований социального окружения.
  3. Социальная роль. Индивид ведет себя в соответствии с ожиданиями окружающих.

Теория набора социальных ролей Р. Мертона

Р. Мертон указал, что каждый социальный статус имеет несколько социальных ролей. Поэтому, индивиды – носители определенных статусов в социальных отношениях всегда выполняют несколько социальных ролей одновременно.

Ролевой набор –это совокупность социальных ролей, соответствующих определенному социальному статусу.

Множественность ролей – совокупность социальных ролей, соответствующих набору статусов, которыми обладает индивид.

Поведение члена той или иной социальной группы не строго регламентировано выполняемой роли, допускается некоторая свобода действий. Индивид выполняет несколько социальных ролей одновременно. Помимо роли в семье, у него есть роль в трудовом коллективе, в кругу друзей; он - сосед, член партии и т.д.

Освоение ролей происходит в процессе социализации личности, поэтому их число постоянно растет.

Ролевой плюрализм – это совокупность ситуативных, временных ролей и долгосрочных ролей.

Читайте также: