Смысловое чтение как основа функциональной грамотности презентация и доклад

Обновлено: 20.05.2024

Процессы информатизации современного общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации различной направленности, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации, трансформации и скорости переработки поставили как методистов, так и педагогов-практиков перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Перед современной школой стоит непростая задача научить обучающихся ориентироваться в безграничном информационном пространстве, использовать его для решения своих познавательных и жизненных потребностей, отличать достоверную информацию от заведомо ложной, искажающей факты действительности, то есть создавать своё информационно-познавательное пространство, которое будет изменяться на протяжении всей жизни. Одна из проблем современного образования – необходимость переработать большое количество информации, выделить главное, нужное для решения той или инной задачи. Комплексному решению этой проблемы способствует и формирование у современного школьника навыков смыслового чтения. Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Таким образом, современное образование ставит непростые задачи как перед учениками, будущими полноправными членами общества, так и перед учителями, которые должны помочь своим подопечным достичь поставленных во ФГОС результатов. Нетрудно сделать вывод, что каждый предмет учебного плана образовательной организации, курсы внеурочной деятельности на всех уровнях образования должны реализовать возможности обучающихся для формирования и развития читательской грамотности. Особое значение в формировании универсального действия смыслового чтения имеют предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература.

Перед педагогическим коллективам любой образовательной организации стоит задача создание такой образовательной среды, которая способствовала бы формированию навыков смыслового чтения и помогала бы, следовательно, решать вышеуказанные задачи. Поэтому особое внимание при создании такой образовательной среды в каждой школе имеет

  • выбор учебных пособий, в которых авторы делают акцент на формирование умений работать с текстом;
  • использование современных технологий обучения продуктивному чтению;
  • использование различных стратегий работы с информацией;

Включение в урок различных по форме и содержанию текстов;

Работая в школе в качестве учителя русского языка и литературы. я определила следующие проблемы:

  • дети, которые приходят в 5-й класс после начальной школы, имеют достаточно низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий, не успевают познакомиться с нужным учебным и художественным материалом на уроке;
  • зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, выделить ключевые слова и по ним определить тему текста и основную мысль;
  • затрудняются кратко пересказать содержание,
  • при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания;
  • редко обращаются к текстам познавательного характера.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий. Для работы с текстом на каждом из этапов я выбираю определённые стратегии. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. И конечно же, на каждом уроке стараюсь научить овладеть этими стратегиями школьников должен.

В своей работе над текстом на уроках литературы я, как правило, использую три этапа работы с текстом. Несмотря на то, что этот подход достаточно традиционен, результаты не заставят себя ждать, если следовать требованиям.

  • 1 этап. Работа с текстом до чтения.
  • 2 этап. Работа с текстом во время чтения.
  • 3 этап. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, работа с названием, эпиграфами, сносками, использование личного опыта ученика, выстраивание ассоциативного ряда по названию)

Как вы думаете, кто является главным героем рассказа?

Где будет происходить действие?

Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ, можете ли предположить его содержание?

Очень интересный приём предтекстового восприятия - создание ассоциативного ряда. Когда ученики в группах или парах выстраивают смысловое поле слов, входящих в название рассказа (синонимы, антонимы, фразеологизмы)

Второй этап включает в себя:

  1. Первичное чтение текста.
  2. Перечитывание текста.
  3. Анализ текста

Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

Ещё один из приёмов работы с текстом – это выделение в тексте смысловых частей, умение озаглавить их, выделить самое существенное, в том числе найти для этого слова автора (цитатный план).

Часто на уроках литературе в основной школе я применяю такие приёмы, как работа с ключевыми словами и ведение диалога с читателем.

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Большое внимание уделяю работе, в ходе которой обучающиеся учатся задавать вопросы к художественным текстам. Учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов. Таким образом, учитель сможет оценить уровень формирования навыка составления вопросов, позволяющих понять текст, главную мысль текста.

Работа с текстом после чтения. Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)

Широко использую творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Это и создание иллюстраций к отрывку из произведения, обложка книги либо подбор цитат к иллюстрациям художников (оформить обложку сборника стихов В. Маяковского), сочинения-размышления над поступками героев, характерами, названиями художественных произведений.

Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но определять главную информацию в тексте, выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку полученной информации, оценивать поступки героев произведения. Школьники, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст.

Можно сделать вывод, что работа с текстом на любом уроке, занятии по внеурочной деятельности научит школьника максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, научными, публицистическими текстами. Это способствует формированию читательской грамотности обучающихся, так необходимой современному человеку.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Одним из способом по формированию функциональной грамотности является смысловое

чтение. Особое значение в формировании смыслового чтения имеют предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература.

Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Работая в школе учителем русского языка и литературы, я заметила, что в последнее время большинство детей, которые приходят в 5-й класс из начальной школы, имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашнего задания. Зачастую, они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильной интонации, не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, ключевые слова и по ним определить тему текста и основную мысль; затрудняются кратко пересказать содержание прочитанного.

На своих уроках я, как правило, использую всем хорошо известные три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, работа с названием, эпиграфами, сносками, использование личного опыта ученика, выстраивание ассоциативного ряда по названию)

Как вы думаете, кто является главным героем рассказа?

Где будет происходить действие?

Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ, можете ли предположить его содержание?

Приём предтекстового восприятия даёт возможность создания ассоциативного ряда, когда ученики в парах выстраивают смысловое поле слов, входящих в название рассказа, используя например, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

Ещё один из приёмов работы с текстом – это выделение в тексте смысловых частей , умение озаглавить их, выделить самое существенное, в том числе найти для этого слова автора, т. е. составить цитатный план.

Часто на уроках литературы применяю такие приёмы, как работа с ключевыми словами и ведение диалога с читателем.

Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)

Широко использую творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Это и создание иллюстраций к отрывку из произведения, обложка книги либо подбор цитат к иллюстрациям художников (оформить обложку сборника стихов В. Маяковского), сочинения-размышления над поступками героев, характерами, названиями художественных произведений.

Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но определять главную информацию в тексте, выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку полученной информации, оценивать поступки героев произведения. Школьники, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст.

Можно сделать вывод, что работа с текстом на любом уроке научит школьника максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, научными, публицистическими текстами. Это способствует формированию читательской грамотности учащихся, так необходимой современному человеку.

Хочу познакомить вас ещё с одним интересным приёмом, который я недавно стала использовать на уроках литературы. Это Приём "Кубик Блума" - один из популярных приемов мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Это достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа. Его можно использовать на всех этапах урока, любого цикла.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u252737/t1551811969aa.jpg

Кубик представляет собой объёмную фигуру.

На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов будет задано, тем дети лучше усвоят изучаемый материал.

Здесь нужно просто изложить суть текста, самые важные детали. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения мысленно или делая пометки в блокноте.
Это не анализ или оценка и даже не пересказ отдельных фрагментов текста.

Итак, что можно назвать?

1. Когда происходили описанные события?

2. Фамилии персонажей

3. Географические объекты, упомянутые в тексте.

1. Почему герой сделал так, а не по-другому?

2. Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом.

3. Почему герой не принял помощь окружающих ?

Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так ребята лучше запомнят прочитанное.

Время проявить креативность и фантазию. Детям предстоит найти лучшие пути развития сюжета или решения проблемы.

На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга .

По мнению многих, использование фантазии не поможет в работе с текстом. Но на самом деле это не так. Чтобы придумать свое продолжение сюжета, нужно не только хорошо понять прочитанное. Нужно почувствовать его, найти взаимосвязь между отдельными частями текста.

1. Придумай, как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся?

2. Придумай другие названия сделанным открытиям.

3. Придумай, о чем говорили бы главные герои, если бы встретились лично.

Задавайте себе такие вопросы по ходу чтения.

Теперь вопросы касаются самих учащихся. Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент.
Ассоциации в этом случае помогут детям запомнить материал, а вызванные эмоции

1. Опиши. Нужно либо просто сказать, что это за предмет/явление, либо описать его цвет, форму.

2. Сравни. Найти сходства и различия.

3. Предложи ассоциацию. Ребенок должен сказать, какие ассоциации вызывает в нем объект.

4. Проведи анализ. Нужно сказать как, из чего изготовлен предмет.

5. Используй. Здесь следует рассказать, как предмет пригодится в жизни.

6. Оцени. Нужно перечислить достоинства и недостатки.

В 9 классе применение этого приема не вызвало никаких затруднений, т.к. учащиеся умеют включать в свою деятельность разные варианты смыслового чтения; переработку информации, анализ текста; умеют формулировать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы.

Приём уникален т.к. с его помощью можно составить вопросы самых разных видов и уровней сложности.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Первый слайд презентации: Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 2

Н.Ф. Виноградова Функциональная грамотность

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 3

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты. Кто участвует. Участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Когда проходит. PIRLS проходит циклично — раз в пять лет (2016) В PIRLS оценивают два вида чтения: • чтение для приобретения читательского литературного опыта; • чтение для освоения и использования информации. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка: находить информацию; формулировать выводы; интерпретацию и обобщение информации; анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: PIRLS, TIMSS, PISA

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 4

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Слайд 6

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Стратегическая задача: глобальная конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Конкурентоспособность образования – один из важнейших факторов конкурентоспособности страны, определяется в первую очередь качеством и доступностью образования. Конкурентоспособность страны - это способность выдержать конкуренцию в овладении новыми технологиями, способность граждан адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, труда и жизни.

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 7

Цель программы - качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS ); повышением позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е От 26 декабря 2017 г. N1642 МОСКВА Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 8

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ компоненты ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 9

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 10

СПЛОШНЫЕ НЕСПЛОШНЫЕ 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). 1) вербальные фрагменты; 2) графики; 3) диаграммы; 4) таблицы; 5) карты, схемы; 6) рисунки, фотографии, 7) формы (анкеты и др.); 8) информационные листы и объявления. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 11

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ Нахождение и извлечение информации из текста Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) Находить и извлекать одну или несколько единиц информации:  расположенных в одном фрагменте текста  расположенных в разных фрагментах текста Определять наличие/отсутствие информации

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 12

Интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) информации Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.). Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста). Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 13

Осмысление и оценка содержания и формы Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора. Оценивать форму текста, целесообразность использованных автором приемов. Понимать назначение структурной единицы текста. Оценивать полноту, достоверность информации. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Слайд 14

Использование информации из текста Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 15

ООП НОО. ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста ; делить тексты на смысловые части, составлять план текста ; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; понимать информацию, представленную разными способами : словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста ; использовать различные виды чтения : ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

Слайд 16

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую ; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод ; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 17

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ Выпускник научится: высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте ; подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 18

Слайд 19

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 20

Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

Слайд 21

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Смысловое чтение: рабочая тетрадь. - Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение

Нажмите, чтобы узнать подробности

По стилю: научные, деловые, художественные, технические, публицистические и другие.

Сплошные тексты : описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, отчёт, репортаж); объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация); аргументация (комментарий, научное обоснование); инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы).

Сплошные тексты :

Несплошные тексты : графики, диаграммы, таблицы, карты, формы (налоговые, визовые, анкеты и др.), информационные листы и объявления.

Таким образом, грамотность чтения - это способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. ( Определение Pisa).

Слово "грамотность" подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

Возрастные нормы 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины; 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Возрастные нормы

1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;

7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;

9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Способы смыслового чтения Аналитический, или структурный. Цель чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Синтетический, или интерпретационный. Цель способа — выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Критический, или оценочный. Цель его — оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

Способы смыслового чтения

Цель чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

  • Синтетический, или интерпретационный.

Цель способа — выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.

Цель его — оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

Приемы понимания ( осмысления ) учебного текста.

Приёмы понимания учебного текста: " Ассоциативный куст" Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциа- ции, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Антиципация . Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения. Разновидности антиципации: а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Антиципация . Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения. Разновидности антиципации: а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996.

2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г.Асмолов.- М: Просвещение, 2010.

3.Бондаренко, С.М. Как учить работать с книгой / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева.- М.: Просвещение, 1995.

4.Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева. – М.: Просвещение, 2011.

5.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981.

6.Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б.С. Гершунский. – Киев: Вища школа, 1986.

7.Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы /Г.Г. Гецов. - М.: Книга, 1984.

Читайте также: