Сми и социализация роль стереотипов российской рекламы в социализации молодежи доклад

Обновлено: 20.05.2024

В статье рассматривается положение о том, какую роль играют средства массовой информации для такой социальной группы, как молодежь. Также в статье показана статистика, представленная по итогам опроса курсантов Вологодского института права и экономики ФСИН России, влияния различных видов СМИ в жизни общества.

Ключевые слова

Текст научной работы

СМИ являются агентом приобщения личности к обществу, поэтому деятельность масс-медиа в процессе социализации весьма значима.

Становление личности происходит под постоянным воздействием получаемой информации, которая оказывает влияние на ценности, установки и поведение молодежи. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что среди таких социальных факторов, как семья, образование, окружение друзей, СМИ имеют довольно большое значение.

Проблемы влияния СМИ на молодежь изучаются учеными во всем мире весьма активно, т.к. именно молодые люди более чувствительны к информации. Ведь молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию различного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

СМИ задают характерные для современной массовой культуры совершенные личностные нормы поведения, которые отражаются на молодежной субкультуре и тем самым присваиваются подростками, формируя их определенные ценности, установки и культурное поведение. В этой области особый интерес вызывает анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, распространяющиеся по каналам СМИ, т.к. это имеет прямое отношение к пониманию содержательности контекста и механизмов социализации подростков.

На сегодняшний день существует множество теорий о влиянии СМИ на развитие молодежи и ее поведение. Рассмотрим некоторые из них:

Обобщая подходы, которые мы только что рассмотрели можно описать процесс влияния СМИ на массовое сознание следующим образом. Социальные институты и средства массовой коммуникации, взаимодействуя с аудиторией, создают у людей различные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает влиять на то, где, в какой области человек будет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

Многие курсанты считают, что информация, получаемая посредством СМИ, полезна(76%), но несмотря на этот результат большинство курсантов используют СМИ для общения (27%) и развлечения (36%). А вот самообразованием посредством получения информация из СМИ никто не занимается (0%). Остальные курсанты пользуются СМИ именно в учебных целях (36%).

Что касается печатных изданий, то, как юноши (83%), так и девушки (73%) не читают прессу вообще. Неудивительно, что женские глянцевые журналы интересны исключительно для девушек (20%). Научные же журналы интересны лицам обоего пола, но в малой степени (юноши — 10%, девушки — 16%). А вот интернет журналы не интересны никому(0%) несмотря на то, что Интернет является легкодоступным и наиболее распространенным СМИ на сегодняшний день.

Влияние СМИ на социализацию молодежи значительно. Между тем, необходимо подчеркнуть положительный характер влияния СМИ на общество в целом и молодежь в частности. Именно СМИ впитывает в себя опыт и традиции различных видов искусства, печати и радио, отражает различные стороны социально-экономической, политической, культурной жизни современного общества, оказывает непосредственное и достаточно активное влияние на социокультурные, учебные и воспитательные процессы.

Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по повышению качества социализации молодежи, воспитания ее культурных, интеллектуальных и гражданских качеств. Наиболее актуальным в этой связи является воспитание молодежи в духе высокой нравственности и патриотизма, усиление духовной составляющей в общественном сознании общества в целом. Большое значение для решения этой проблемы отводится повышению образовательного уровня молодежи. В этой связи необходимы меры по организации обучающих ювенальных СМИ, способствующих решению насущных молодежных проблем: содействующих выбору профессии, получению образования, развивающих и повышающих ее духовный и интеллектуальный уровень. Средства массовой информации являются значимым фактором социализации молодежи. Молодежь как активно социализирующаяся категория остро нуждается в повышении эффективности работы институтов СМИ.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Влияние современных средств массовой информации на поведение молодежи


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Темой данной научно-исследовательской (проектной) работы является анализ влияния современных средств массовой информации на поведение молодежи. В эпоху бурного развития информационных технологий и средств массовой информации проблема степени их воздействия на людей, особенно на молодежь, становится очень актуальной. Каждый современный человек постоянно сталкивается с различными средствами массовой информации. Они настолько прочно обосновались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Сегодня средства массовой информации, массмедиа – это не только печатная пресса, кино, радио и телевидение, но и социальные сети, интернет-блоги, и другие современные средства распространения информации.

Средства массовой информации (СМИ) оказывают большое влияние на формирование общественного мнения, образа жизни, поведения и даже внешнего вида людей. При этом именно молодежь наиболее сильно подвержена влиянию СМИ.

В настоящее время происходит увеличение влияния массмедиа на формирование образа для подражания у молодежи: стиль поведения, их поступки и взаимоотношения с родителями и сверстниками, внешний вид и стиль одежды, отношение к собственному телу и в целом их образ жизни во многом определяют современные СМИ. Причём сейчас скорость распространения и сила такого воздействия стала намного выше, чем это было 10–15 лет назад.

При этом в настоящее время всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии СМИ на молодежь, которое может выражаться, например, в неадекватном внешнем виде или нестандартном поведении в обществе. Действительно ли это так, действительно ли подражание образу жизни и внешнему виду своего кумира и тому, что распространяется СМИ столь неоднозначно или даже, как правило, плохо?

Объект исследования – СМИ как источник воздействия на молодежь.

Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию молодежи.

Сформулируем гипотезу исследования: СМИ оказывают существенное влияние на социализацию молодёжи, это влияние носит неоднозначный характер, т.е. может быть как негативным, так и позитивным при выполнении определённых условий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

определить характерные особенности современных СМИ, описать их виды и функции;

раскрыть позитивные и негативные стороны влияния СМИ на молодежь, как фактора социализации личности;

провести анкетирование среди учащихся для выявления характера и степени влияния СМИ на молодежь;

выявить степень влияния СМИ на молодежь;

проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

– теоретический анализ научных источников;

– метод статистической обработки результатов.

Практическая значимость результатов. Результаты исследования помогут расширить научное знание о характере и степени влияния СМИ на молодежь. Данное исследование может быть использовано для разработки рекомендаций по работе с молодежью.

1. Средства массовой информации как фактор социализации молодежи.

1.1 Средства массовой информации: понятие, особенности, виды.

Таким образом, законодательно определяются виды СМИ и их характерные особенности, такие как периодичность распространения и постоянство названия источника информации. При этом возникновение новых способов передачи информации, таких как интернет, лишь приводит к появлению новых видов СМИ, таких как, например, социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook), или просто добавляет новые возможности старым СМИ (размещение электронных версий газет и журналов на соответствующих веб-сайтах, онлайн телевидение и т.п.), не меняя принципиально сущность этого понятия – передача, распространение информации, ориентированной на большое количество людей.

Тем не менее это действительно очень близкие понятия и неудивительно, что классификация видов СМК в целом совпадает с видами СМИ. Так, англоязычная Википедия [19] предлагает следующую классификацию массмедиа:

звуко- и видеозаписи,

1.2 Влияние средств массовой информации на социализацию современной молодёжи.

В условиях, когда непосредственное общение между людьми, в том числе между подростками и их родителями, постоянно снижается, когда большую часть своего свободного времени молодые люди проводят в интернете (по данным опросов, проведённых ВЦИОМ, 97% людей в возрасте от 18 до 24 лет пользуются интернетом ежедневно, при этом 71% проводит в интернете более 4 часов [16]), влияние современных СМИ, массмедиа на социализацию молодёжи становится очень значимым.

Итак, влияние СМИ, особенно современных видов массмедиа, на социализацию молодежи весьма значительно. При этом в литературе в основном отмечается негативное и даже деструктивное воздействие СМИ на формирование личности и развитие молодых людей.

2. Исследование степени и характера влияния средств массовой информации на молодёжь.

В целом согласившись с выводами первой главы я, тем не менее, поставила задачу провести собственное исследование степени и характера влияния средств массовой информации на молодёжь, проведя анкетирование среди учеников 10-х классов своей школы (см. Приложение 1). В опросе приняли участие 28 человек.

90% респондентов искренне считают, что желание быть похожим на своего кумира оказывает на них положительное воздействие; 10% затруднились с ответом на этот вопрос.

Практически все респонденты собираются изменить свой образ жизни (или, может быть даже более вероятно, что уже находятся в процессе перемен).

И все ответившие единогласно заявили, что никогда не замечали признаков манипулирования их сознанием.

Не претендуя на качественную полноту данного исследования в связи с небольшим количеством респондентов, на основании анкетирования можно сделать выводы, что из современных средств массмедиа по степени влияния на молодежь уверенно лидирует интернет, а вовсе не телевидение. Степень этого влияния очень высока – если судить по процентному соотношению тех, кто указал на наличие кумира и тех, кто желает измениться для достижения сходства с ним.

Таким образом, подтверждая сформулированную в введении гипотезу, можно сделать вывод, что влияние массмедиа на молодежь является сильным, при этом носит неоднозначный характер, т.е. может быть как негативным, так и позитивным – в зависимости от того, насколько совпадёт направление развития подростка, стремящегося, как и поколения до него, стать таким же, как и его герой, с принятыми здесь и сейчас в семье и обществами нормами.

По итогам проведенного исследования можно сделать выводы, что влияние средств массовой коммуникации на современную молодежь чрезвычайно велико, причем наибольшее влияние оказывает интернет. Извечная потребность молодых выбрать себе объект для подражания совместно с возможностями интернета привела к выбору в качестве кумиров предлагаемых в этом ресурсе объектов, чаще всего не очень высокого морального и культурного уровня. При этом количество желающих отождествить себя с объектом преклонения очень высоко.

Из положительных сторон можно отметить высокий уровень толерантности к чужому мнению и выбору. Если раньше выделяющийся из общей массы людей одеждой, поведением или высказываемыми идеями молодой человек подвергался общей критике и даже наказаниям, то теперь это всего лишь (почти) обычный способ найти себя, подобрать себе личную модель поведения и способ взаимодействия с обществом. И, наверное, это не так уж и плохо, что в настоящее время существует бесконечное множество доступных для этого вариантов.

Список использованных источников и литературы

Головатый, Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций [Текст] / Н.Ф. Головатый. – К.: МАУП, 1999.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) "О средствах массовой информации" [Текст].

Зейтунян, М.А. Проблема социализации молодёжи в информационном обществе: теоретическое осмысление [Текст] / М.А. Зейтунян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. - №2. - С. 1-5.

Иконникова, С.Н. Молодежь как социальная категория. Доклад на VII Всемирном социологическом конгрессе, Варна, 1970 [Текст] / С.Н. Иконникова, И.С. Кон. – М. 1970.

Ильченко, C. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией [Текст] / C. Ильченко, Д. Пучков. – СПб.: Питер, 2019.

Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием-2 [Текст] / С.Г. Кара-Мурза, С.В. Смирнов. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2009.

Комарова, Н.С. Роль СМИ в социализации молодежи в современном обществе [Текст] / Н.С. Комарова // Вестник уральского института экономики, управления и права. – 2011. - № 1. - С. 44.

Лернер, Р. Справочник по психологии подростков [Текст] / Р. Лернер, Л. Стайнбергс. – Нью-Йорк: Wiley, 2009.

Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2007.

Назаров, Б.Н. Массовая коммуникация и общество [Текст] / Б.Н. Назаров. – М.: Либроком, 2014.

Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации [Текст] / Т.В. Науменко. – М.: Кнорус, 2019.

Петченко, Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи [Текст]: дис. … к-та соц. наук / Т.С. Петченко. – Ставрополь, 2007.

Селезнёва, М.К. Социализация молодёжи в современном обществе [Текст] / М.К. Селезнёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №40. - Т. 16. - С. 239-243.

Социология молодёжи [Текст]: коллектив авторов; под ред. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.

Приложение 1. Анкета

1.Есть ли у вас кумир, на кого вы хотели бы быть похожим?

- у меня несколько образцов для подражания

2.Этот образ для подражания является

- представитель масс-медиа – певец, актер

- персонаж, существующий в интернет-пространстве – напр., видео-блоггер

3. Откуда вы в основном получаете сведения о своем кумире?

- из печати (журналы, газеты);

- при помощи телевидения;

4. Считаете ли вы, что ваше желание быть похожим на своего кумира оказывает на вас положительное воздействие?

5.Насколько увлечение своим кумиром способно отвлечь вас от реальной жизни?

Туманова Екатерина Вячеславовна

ВложениеРазмер
vliyanie_sotsialnoy_reklamy.docx 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования г. Улан-Удэ

XXII Городская научно- практическая конференция школьников

Выполнила: Раскина Елизавета Викторовна

Руководитель: Туманова Екатерина

Вячеславовна, учитель истории и

высшая квалификационная категория.

Введение ………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Что такое социальная реклама.
1.1. Основные отличия социальной рекламы………………………………………. 5
1.2. Функции и группы социальной рекламы……………………………………..….6
1.3. Советская и современная социальная реклама………………………..………….9

Глава 2. Социальная реклама и молодежь.
2.1. Профилактика и коррекция девиантного поведения молодежи с помощью культурной символики в социальной рекламе………………………………………..……………..12
2.2. Влияние социальной рекламы на формирование здорового образа жизни у подростков..………….…………………………………………………………………….13
2.3. Ключевые показатели отношения россиян и подростков Физико-математической школы№56 к социальной рекламе……………………………………………………. 16
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список источников и литературы………………………………………………. 20
Приложения

Влияние социальной рекламы – это достаточно тонкий вопрос. По большому счету, любая информация может оказать влияние, если она грамотно и продуманно преподнесена, тем более на детей и молодежь, которые обладают повышенной восприимчивостью. Если над этой информацией трудились специалисты разных направлений, и при этом преследующих одинаковую цель.

Гипотеза: социальная реклама может оказывать эффективное влияние на подростков при систематическом использовании ее ценностных ориентиров.

Глава 1. Что такое социальная реклама.
1.1. Основные отличия социальной рекламы.

Конкурс проводится в рамках V Всероссийского фестиваля социальных программ, который является масштабной презентацией социальных инициатив регионов, НКО и социально ориентированного бизнеса, площадкой для обмена мнениями по актуальным темам социальной политики и защиты социальных прав граждан.

Важно учитывать, что социальная реклама в корне отличается от агитации и пропаганды, от прямой лобовой атаки тем, что она должна создавать доверительные отношения с получателем, отличаться привлекательностью, эмоциональностью, глубоко волновать, но при этом быть яркой, радикальной. Она должна быть предметной, четко обозначать, с одной стороны, наличие общественной проблемы, а с другой стороны - давать эталон прогрессивной модели поведения. Она должна мотивировать молодых людей к конкретным действиям, иметь адресную целевую аудиторию, распространяться по каналам, которые кратчайшими путями ведут к адресату.
Очевидно, что для исполнения обозначенных требований социальная реклама должна разрабатываться и распространяться высококвалифицированными профессионалами. Рекламные компании должны быть заинтересованы в создании социальной рекламы. Это должна быть отдельная отрасль, хорошо финансируемая и способная конкурировать с коммерческой рекламой, так как зачастую ее продукт должен быть противовесом негативному и разлагающему воздействию коммерческой рекламы.
Меры эффективного воздействия государства на воспроизводство и активизацию социального потенциала молодежи должны быть представлены довольно широким спектром необходимых и целесообразных воздействий стратегического государственного планирования и составления пакета государственных программ в области воспроизводства и активизации социального потенциала молодежи на всех уровнях государственного и муниципального управления, выделением необходимого для этого финансового обеспечения. При этом необходима эффективная разработка механизмов управленческого воздействия на активизацию социального потенциала молодых людей, ориентированного на конкретный результат, среди которых социальная реклама должна занимать далеко не последнее место.

При составлении социальной рекламы для подростков необходимо опираться на ряд правил :
- первичная пропаганда того, что является здоровой альтернативой зависимостей, того, что дает настоящие и сильные ощущения;
- не употребляй лишний раз того, с чем борешься, не вводи эту мысль в сознание;
- если можешь, не опровергай, выстраивай параллельную, более сильную картину реальности;
- в создании нужной реальности не оставайся в рамках проблемы;
- не пытайся затормозить человека, идущего не туда, направь его в другую, нужную сторону.

По приведенным в анкете вопросам были получены следующие результаты: 60 % молодежи в основном доверяют социальной рекламе, 49 % считают социальную рекламу эффективным способом профилактики проблем современного общества, при этом полностью доверяют социальной рекламе только 2 % респондентов, а 6 % не доверяют совсем (Таб. 1).

Гост

ГОСТ

Средства массовой информации как фактор социализации

Средства массовой информации (СМИ) – это различные технические средства (телевидение, радио, компьютерные сети, печать и др.), осуществляющие распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.

Средства массовой информации выполняют ряд функций:

  • закладывают нормативные базы,
  • дают представление о главных моделях социального поведения,
  • определяют нормы поведения и современного языка,
  • способствуют развитию кризисной ситуации.

СМИ влияют на процессы социализации путем изменения сознания индивида, его потребностей и интересов, ценностных ориентаций, нравов и морали.

СМИ могут выступать разными факторами социализации:

СМИ оказывают влияние на стихийную социализацию:

СМИ оказывают относительно направляемое воздействие на социализацию:

  • влияют на усвоение широкого спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций в сфере идеологии, права, политики и экономики;
  • являются системой просвещения, неформального образования различных слоев населения.

Готовые работы на аналогичную тему

СМИ и социально контролируемая социализация

В качестве социально контролируемой социализации можно рассматривать воспитание. Особое значение в сфере социального образования отводится медиаобразованию.

Медиаобразование – это изучение закономерностей массовой коммуникации. Задачи медиаобразования:

  • подготовить молодое поколение к восприятию информации, к жизни в информационных условиях;
  • научить осознавать последствия воздействия информации на психику;
  • освоить способы общения с помощью технических средств на основе невербальных форм коммуникации.

Влияние СМИ на социализацию

Процесс социализации проходит в течение всей жизни индивида. Основная цель развития личности – как можно более полная реализация своих возможностей и способностей, самораскрытие и самовыражение. Специфичная особенность общества в современном мире – значительное влияние СМИ и информационных технологий на все сферы жизни:

  • общественно-политическую,
  • социально-культурную,
  • бытовую,
  • учебную,
  • трудовую,
  • досуговую.

Современные средства массовой информации – это источник знаний, позволяющий индивиду ориентироваться в событиях и окружающем мире, получать свежую информацию, узнавать о случившемся на другой стороне планеты за доли секунды.

Отражением материального отношения людей друг к другу, к природе является общественное сознание. Воздействуя на общество, СМИ оказывают влияние на каждого отдельного человека, при этом формируя одинаковые действия и эмоции. Формируется общественное мнение – особое состояние массового сознания, включающее отношение разных социальных общностей к событиям и проблемам действительности.

Позитивное воздействие СМИ:

Негативное воздействие СМИ:

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10 08 2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: