Сми 21 века доклад

Обновлено: 14.05.2024

Функции современной российской журналистики.

С.Н.Корконосенко функциями журналистики называет совокупность ее социальных ролей. Сущность ролевой характеристики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Эти обязанности она выполняет в различных системах: экономике, политике, социальной жизни и духовной жизни. И в каждой из этих систем журналистика функционирует по законам этой системы.

Петербургская школа журналистики выделяет следующие функции:

- Производственно-экономическую,

- Регулирующую,

- Информационно-коммуникативную,

- Духовно-идеологическую.

Роли тесно взаимосвязаны и объединены в единый общественный организм. Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе (определение Е.П.Прохорова).

Московская школа журналистики выделяет следующие функции:

Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций),

Идеологическаякультурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории СМИ на научном уровне миропонимания),

- Рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне - журналистика помогает человеку организовать свой быт),

Рекреативная (эмоциональную сферу человека);

Организаторская (подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты).

Эрик Фихтелиус выделяет следующие функции:

1. Информационная функция.
СМИ должны предоставлять информацию, необходимую для того, чтобы граждане страны могли определить свою позицию в общественно важных вопросах. Народные избранники, в свою очередь, должны иметь возможность с помощью СМИ регулярно
получать информацию о мнении отдельных людей или организаций по различным политическим вопросам.

Комментирующая функция.

СМИ должны либо в качестве рупора организованных интересов общества, либо, представляя совершенно независимые интересы, комментировать происходящее в стране и мире.

Контрольная функция.

Средствам массовой информации, представляющим интересы общественности, следует проверять и контролировать работу органов власти.

Связующая функция.

СМИ должны способствовать коммуникации внутри и между политическими, профсоюзными и общественными организациями в стране.

Печатные медиа в системе СМК.

Средства массовой информации незаменимы в работе организации с широкой общественностью. Чем крупнее и/или известнее организация (персона), тем больше и чаще ей приходится работать со СМИ. Систематическая и успешная работа со СМИ требует достаточно развернутых знаний специфики массовых коммуникаций.

Массовые коммуникации — важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции:

4) идеологического и политического влияния,

5) поддержания социальной общности,

6) организации, информирования, просвещения и развлечения.

Пресса

Пресса — это массовые периодические печатные издания — газеты и журналы. В Москве выходит около 600 периодических изданий.

Классификация прессы.

По периодичности обновления: постоянное; ежедневное, еженедельное; ежемесячное; раз в 2-3 месяца; более 3 месяцев.

По распространению:

· Международные издания, кот распространяются в одном виде по всему миру (только проф издания)

· Международные-синдикативные (космо, форбс и тд)

· Национальные (по всей территории страны без изменений = например Русский репортер)

· Региональные (распространяются в рамках нескольких городов)

· Общественно-политические (издания повестки дня = качественная/деловая и желтая пресса)

· Издания выходного дня (Афиша, досуг)

· Lifestyle (возрастные-гендерные)= мода, домоводство, мужские, молодежные

· Научно-популярные (вокруг света; наука и жизнь)

· Потребительские (-тематические =деньги, авто,финансы; -корпоративно-потребительские =аэрофлот, промсвязь)

Тип распространения: Платные (доля распространения по побписке), бесплатные

У каждой газеты — своя аудитория определенного размера (в зависимости от тиража), профессионального и социально-демографического профиля.

Радиовещание в системе СМК.

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Классификация.

Ограничения: Основное время слушания радио приходится на утро и день, что также способствует забыванию Информация, полученная перед сном запоминается лучше в 6 раз. Высокодоходные группы населения являются более активными радиослушателями, чем телезрителями.

Радиовещание: эфирное, проводное, интернет.

Круглосуточное, имеющее диапазон вещания.

Территория:

· Трансграничное (голос россии, англоязычное вещание ввс)

· Национальное (на всю страну и один контент)

Формат вещания:

· Взрослые (без чёткой музыкальной направленности)

· Городские (музыка+разговоры = Серебряный дождь)

· Ностальгия (нет современной музыки)

Чтобы охватить всю аудиторию радиостанции, неободимо до 4х выходов в день.

На радио важно не только то, чтосказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы:

– дело радио – информировать;

– дело телевидения – демонстрировать;

– дело газеты – анализировать и объяснять.

В принципе такая точка зрения имеет право на существование, если, разумеется, не забывать о том, что ни одна из перечисленных формул в чистом виде не реализуется, а все они существуют в неразрывных связях на каждом из каналов. Но, тем не менее, указанная триада позволяет говорить о приоритетах в практике каждого из каналов.

Периодизация.

С 1928 – 1945 – 1970 – тоталитаризм вещания на всю страну.

1960 г. – круглосуточное вещание (77 часов 15 мин).

1970-1985 – застой/Лапин/тематическое направление.

1985-1991 гг. – перестройка.

Радио – достаточно дешевый способ создать нишевый продукт. ТВ преобладает только 3,5 часа (его смотрят дольше, чем слушают радио). Радио слушают 22% аудитории. Радио – опиум для народа (Луначарский).

Принципы радио.

Широкий эфирный спектр.

Открытый источник информации.

Можно работать без журналистов.

77% аудитории удовлетворены работой радиостанций.

Радио – самое вербальное средство СМК. Радиоязык: речь артикулирована; Музыка - язык чувств; шум – язык мира. Высокая проникающая способность.

Как сказал -> Что сказал

Типы слушания: поисковое, фоновое, селективное, сосредоточенное

+ риторика, гомолетика, ортология, орфоэпия

Сегодня. Госвещания: радио России (1990), Голос России (иновещание), Маяк, Юность, Маяк 24, 89 региональных ГТРК, 110 региональных радиотелецентров. На местах власти делают с радио все, что хотят.

Холдинги: Медиа Мост, Газпром Медиа, РМГ, Проф-медиа, New media, Arnold Prize Group, Медиа Холод.

Классификация.

Форматы: real radio/запись или LIB (Live internet Broadcasting). Прайм-тайм для радио: 8.30-10.00, 12.00-14.00 и вечером.

Звуковой образ – совокупность звуковых элементов (речь, музыка, шум), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном, жизненном событии. + монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена (кто главный, тот у микрофона; кто менее главный – тот дальше) + реверберация/ техзвукообразование + тишина

Радио – первая виртуальная коммуникация. Радио – это другое образное мышление, это звуковое мышление. Слово очень важно, точно и честно; точная интонация; парадокс повтора; диалогичность. Читать вслух = готовиться к эфиру.

+ верить в то, что вы говорите + послушать ВВС.

Музыка и шумы.

Артакустика – те шумы, которые записываются в студии и имитируют реальные шумы. Стилеобразующие средства:

- планы у микрофона;

- голосовой грим (возможность изображать живых персонажей);

- звуковая монтажная фраза = сценарный эпизод.

Жанр – форма организации материала для решения конкретной творческой задачи. Жанры:

- информационные (интервью, репортаж, обзор печати);

- аналитические (комментарий, беседа);

- документально-художественные (радио-драма, радиоочерк).

Как сделать? – достоверность, присутствие, сопереживание, честность + яркое начало


Оригинал статьи
Статья переведена с личного разрешения автора.

Перевел Максим Саломатин

В дефиците не информация, а наше время, которое требуется для её переработки, осознания, действия на её основе.

Качество против количества

До сих пор многие новостные медиа входят в изменившуюся медиа-среду просто увеличивая объём работы своих журналистов. Требуют делать подкасты, делать фото, вести блоги, следить за социальными сетями, форумами и видео-хостингами, заводить аудиторию, вовлекать её в производство.

Я выделил 6 ролей журналистов в зависимости от 3 ключевых источников информации, с которой они имеют дело в сетевой среде. Может быть, вы предложите свои роли или типы информации. Это ни в коем случае не исчерпывающий список.

Три источника информации

Шесть ролей журналистов

В традиционных ньюсрумах редакторы являются промежуточным звеном между результатом труда журналиста и читателем. В СМИ 21-го века всё наоборот. В мире информационной перегрузки умения редактора направлены на сбор информации (агрегация), отбор полезного и релевантного материала (фильтрация), публикацию (социальные закладки и блоги), избежание конфликтов с законодательством.

Иными словами, редактор делает то, что уже многие годы делают блогеры — достают интересную информацию и публикуют её. Поэтому на данную должность можно нанять толкового блогера, платить ему на почасовой основе или за использование его контента. И ещё — желательно всё-таки поднатаскать его предварительно в нужной теме.

Кроме того, редактор-агрегатор может быть полезен тем, что подскажет полезные темы журналистам или будет наполнять виджеты качественными подборками фидов.

Мобильный журналист (MoJo)

Поскольку новостные медиа всё больше стремятся к эффективности использования своих ресурсов, репортёрам иногда бывает очень трудно доказывать целесообразность своей работы за пределами офиса. Редакции всё больше полагается не на живые показания свидетелей события, а на пресс-релизы и телефонные комментарии. Забавно, что новые технологии (3G/Wi-fi) при этом позволяют журналисту полноценно выполнять свою работу именно за пределами офиса.

Если вам интересно, что именно входит в обязанности добытчика данных, то вы можете посмотреть, что спрашивала у соискателей этой должности газета Chicago Tribune, и чего ждала от него Roanoke Times.

Мультимедиа продюсер мыслит именно в этом ключе и умеет работать с аудио, видео, графикой, блогами, использовать базы данных, карты и смешивать XML- данные (mashup). Возможно, не всю работу они выполняют сами. Например, разрабатывать приложение для работы с базой данных будут программисты, а нужный кусок видео привезёт мобильный журналист. Но мультимедиа продюсеры имеют видение. У них есть внутренняя картина того, что вообще можно сделать.

Это — специализированный репортёр 21-го века. Для этого недостаточно быть экспертом в своей области и знать основные имена. Для этого нужно светится в данной области, вести блог, видео-блог, делиться социальными закладками, комментировать в своей теме по всей блогосфере.

Такие успешные блоги, как Mashable, TechCrunch, Daily Kos, Boing Boing, TPM — яркие примеры этой сферы. Они не только сообщают о том, что происходит, но и вовлекают, способствуют распространению и взаимодействию, они — как регулируемые дорожные перекрёстки.

Я сказал ранее, что новые технологии ставят коммуникацию с обществом на новую основу и в новых масштабах. Источники стали сотрудниками, соавторами и распространителями, а роль редактора сообщества заключается в том, чтобы строить сообщество, помогать начинать и поддерживать дискуссию, удерживать от грубости, отвечать на вопросы, объяснять, помогать им в отдельных проектах. Таких журналистов уже много. Например, Шейн Ричмонд (Shane Richmond) в Telegraph, Джоана Гери (Joanna Geary) в Birmingham Post and Mail, Эндрю Роджерс (Andrew Rogers) в Reed Business Information.


Общество не раз замечало, насколько велико влияние современных средств массовой информации. Телевидение, газеты и журналы, радио и интернет – все это настолько привычно каждому из нас, что мы склонны доверять любому написанному слову. В свою очередь, люди, которым необходима поддержка публики, делают все, чтобы это слово звучало как можно выгоднее.

Работа в СМИ

В мире бытует мнение о том, что лидер – это человек, который владеет информацией. Можно ли тогда предположить, что каждый из нас имеет возможность стать таким человеком? Отнюдь нет. А все потому, что владеть информацией и принимать к сведению написанное журналистами – две разные вещи.

К сожалению, сегодняшние тенденции склонны не к развитию когда-то редкого и необычного ремесла – журналистики, а, наоборот, к использованию данной профессии в корыстных целях.

Кстати говоря, написание различных статей, съемки реклам и других маркетинговых роликов, эфиры на радио могут работать вовсе не для того, чтобы снабдить людей важной информацией. Чаще всего они существуют, чтобы определенный продукт покупали как можно больше. По сути, журналистика вполне легко может отойти от средства информации к сфере пропаганды и рекламы. Впрочем, именно это сейчас можно наблюдать весьма часто.

Эффективность

Роль СМИ в современном обществе достигла довольно высокой планки. Никакая фирма, ни один политический деятель, предприниматель не становится успешным без влияния СМИ. Доверие людей заслуживается через многочисленные статьи и эфиры. Сознанием практически каждого современного человека владеет некая сила, которая заставляет верить, идти голосовать, поддерживать того или иного представителя.

Виды СМИ

Влияние политики на СМИ

С большой легкостью можно заметить, что люди выбирают определенную категорию средств информации. Каждый из нас использует один-два источника, которым мы доверяем и которые предпочтительнее для нас. Почему так происходит?

Информационные же потребности гораздо проще определить. Это простые новостные каналы, городские или сельские паблики и страницы в социальных сетях. Они направлены на то, чтобы ежедневно подавать вам информацию о том, что происходит или не происходит у вас в городе или в вашей стране. Кроме того, с помощью подобных информационных источников можно узнать о событиях со всего мира. Таким образом, мы снова видим, насколько роль СМИ в современном обществе увеличивается с каждым годом.

Источник знаний

СМИ в современном обществе

Сегодняшнюю систему информационных технологий сложно недооценить, согласитесь. Тяжело представить жизнь без интернета, телевидения или популярных журналов. Однако можно ли использовать СМИ в пользу себе?

Век технологий довел нас до того, что для изучения любого языка мира мы может не тратить денег и времени на репетиторов. Именно онлайн-порталы, электронные ресурсы помогают нам выучить что-то или найти нужную информацию.

Что уж говорить о возможностях различных курсов и программ, о которых мы узнаем именно через средства массовой информации? Естественно, не всегда мы получаем знания именно от СМИ, однако именно благодаря им мы можем это делать самыми разнообразными путями.

Влияние на поведение

Вы когда-нибудь замечали, насколько средства массовой информации меняют психику людей? Стоит уделить внимание видео или постам любимого блогера, как он становится объектом подражания, его привычки становятся общепринятыми, поведение пытаются копировать и даже покупают такие вещи, как у него.

Можно легко сделать вывод из этого о том, что как СМИ, так и электронные информационные источники имеют огромное влияние на психику человека. Его становится легко подчинить и заставить купить рекламируемый продукт, подражать кумиру, а в некоторых плачевных ситуациях средства информации (чаще интернет-источники) становились причинами трагедий.

Какова роль СМИ в современном обществе и на что именно они влияют? Прежде всего, информация воздействует на мировоззрение каждого человека. От того, что именно он прочитает, услышит, просмотрит, зависит то, как он будет вести себя в жизни. Это можно вполне легко сравнить с поведением ребенка. Ведь те привычки, которые присутствуют у родителей, практически всегда перенимаются их детьми.

Что действительно важно отметить в данной ситуации, так это то, что мировоззрение напрямую влияет на будущее решение, которое человек принимает, помогает определить, как двигаться в жизни и в каком направлении идти.

Проявление в обществе СМИ

Влияние на общество

Три проявления роли СМИ в современном обществе в том, чтобы давать достоверную информацию, развлекать людей и формировать у них мнение.

Итак, давайте же разберем, через какие источники СМИ так сильно влияет на наше мировоззрение:

  • Прежде всего это газеты, журналы, брошюры и прочее. Конечно, современное общество не привыкло так много читать газеты (да и читать в принципе), как делали это наши дедушки и бабушки. Однако они по-прежнему являются средством донесения определенной информации.
  • Радио. Бывает, мы просто готовим ужин или занимаемся любыми другими делами, а на фоне играет радио. Однако хоть мы в основном не обращаем внимания на него, к некоторым новостям ненароком прислушиваемся.
  • Ну и куда же без телевидения и интернета? Рекламы, клипы, фильмы, сериалы, новостные каналы, каналы развлекательного и научного характера. Практически любая информация мира доходит к нам из этих источников. Вот только в каком именно варианте?

Причина влияния СМИ

воздействие сми

Да, довольно многие люди не поддаются на провокации средств массовой информации, не смотрят телевизор и вообще не интересуются современными масс-медиа. В чем же тут дело?

А дело в том, что роль СМИ в жизни современного общества настолько возросла, что они начинают играть на эмоциях и чувствах. Уже вполне естественно, если вы чувствительный, сентиментальный, к тому же доверчивый человек, то внушить информацию про автокатастрофу, в которой виноват именно этот политический деятель будет легче.

И наоборот, рационально оценивая ситуацию, основываясь только на реальных показаниях очевидцев или официальной статистике, можно сделать свои выводы, не навязанные средствами информации.

Прекрасный совет, который можно дать особо доверчивым, да и обычным людям тоже: вся информация, которую вы получаете через средства массовой информации, говорится и фильтруется людьми, которые для вас чужие. Стали бы вы доверять тем, кого совершенно не знаете?

Ведь в современном обществе огромную роль приобретают СМИ не потому, что они обладают уникальной информацией или способом ее подачи, а потому что заставляют людей верить, даже путем навязывания ложных стереотипов.

Психическое здоровье

Работа журналиста

Ю. И. Полищук активно говорит о том, что СМИ крайне негативно влияют на психическое здоровье людей.

Он обеспокоен тем, что население России, к примеру, и так подвержено заболеваниям. Большой процент людей ежегодно страдает от различных психических, и не только, расстройств. Это и есть пример роли СМИ в современном обществе.

Также указывалась необходимость противодействия тем СМИ, которые вредят моральному и психологическому здоровью граждан.

Достоинства

Давайте все же обсудим и плюсы роли СМИ в современном обществе. Как уже упоминалось выше, средства информации делятся на газеты, радио, интернет и телевидение. Каждое из них имеет определенные достоинства, поэтому давайте соединим их и определим свои плюсы СМИ:

  1. Возможность вернуться к прочитанному, увиденному, прослушанному еще раз, будь то статья в газете, которую можно вырезать или эфир новостей, который легко скачать в интернет-ресурсах.
  2. Доступность. В любое время в любом месте.
  3. Если характеризовать роль СМИ в современном обществе кратко, то это возможность получать любую информацию в независимости от того, насколько вы заняты. Как упоминалось выше, это может быть банальное радио, которое играет в машине.
  4. Оперативность. Не пройдет и часа после какого-либо происшествия, как об этом "затрезвонят" все возможные СМИ.

При этом необходимо помнить, что каждое вышеперечисленное достоинство имеет обратную сторону, поэтому однозначно говорить о вреде или пользе средств информации нельзя.

СМИ в политике

Журналистика и СМИ

Политические деятели продвигают свою программу и методы не только через телевидение, газеты и журналы, интернет и радио. Они умудряются это делать даже с помощью кинематографа. Попросту говоря, политические фильмы сейчас отнюдь не редкость. Да даже в художественных фильмах можно вполне легко встретить фразу с определенной подоплекой.

Таким образом, выйдя из дома, мы получаем массу информации о том, что происходит в мире современной политики, кто баллотируется на предстоящие выборы, а кто уже проводит свою агитацию.

И все же, каким образом политические деятели используют наши средства массовой информации? Данный метод называется политическое манипулирование.

Политическое манипулирование – методы, которые применяют в целях донести определенного рода информацию, подвигнуть жителей к определенным действиям, проводят своеобразную пропаганду. Особенно часто это случается в преддверии выборов от тех, кто баллотируется на какой-нибудь пост и проводит агитационную программу. Того и гляди, найдете в своем почтовом ящике буклет-другой.

Однако помимо невинных буклетов и заказных статей существует целый ряд действий, на которые готовы политики. Тут-то мы и видим, насколько велика роль СМИ в политической жизни современного общества:

  1. Применение лживой информации о себе и своих действиях (в том числе обещаниях).
  2. Частые подтасовки фактов.
  3. Распространение недостоверной информации.

Используя данные приемы, многие политики действительно достигают вершин с помощью манипуляцией фактами.

Роль СМИ в обществе

На тему информации можно писать довольно много статей, публикаций, снимать бесконечные репортажи и задавать детям в школах эссе. Роль СМИ в современном обществе - это воздействие на мнение людей.

Можно с легкостью сделать множество выводов насчет сегодняшних средств информации. То, какое влияние на нас оказывают телевидение, журналы и газеты, радио, даже кинематограф, действительно производит впечатление.

А то, что с помощью СМИ можно с легкостью управлять сознанием людей и внушать им различные мысли, вести к определенным поступкам, даже иногда пугает. Многие журналисты считают, что больше всего доверяют любой информации пожилые люди. Они не склонны думать, что в этом кроется обман просто потому, что в их годы юности СМИ не было развито так активно.

Понадобится довольно много времени, чтобы подумать над технологиями, достижениями человечества и охарактеризовать роль СМИ. В современном белорусском обществе, к примеру, все средства информации представляют собой единую систему. И хоть это не помогает облегчить иногда пагубное влияние данных средств на людей, информация находится в такой же систематизации.

Именно поэтому, прежде чем доверять сказанному по телевизору, услышанному по радио или прочитанному в газете, помните, что ни один человек, кроме действительных свидетелей, не сможет дать вам точные данные и факты, а ведущие всего лишь вводят в вас в поверхностный курс дела.

Гост

ГОСТ

Основной тенденцией развития средств массовой информации во всем мире является движение к информационному обществу. Это связано в большей степени с появлением новых технологий.

Век для стран разный

В XXI веке, как российская, так и западная журналистики стоят на пороге нового уровня: цифровое телевидение. Теперь человек получает уникальную возможность смотреть вечером фильмы и передачи, показанные в эфире утром. Спутники, выведенные на орбиту Земли готовы предложить пользователю более 150 тысяч мировых фильмов и порядка 200 тысяч программ самого разного направления. Что касается бумажной журналистики, то новых технологий не появляется, а продолжается активное развитие жанров и стилей.

Журналистика, как информационное общество делит людей на профильные сферы. Часть населения занимается производством информации, часть обработкой. Некоторые занимаются управлением информацией, а остальные будут активизироваться в процессах обмена информации. Прискорбно заметить, но для современных средств массовой информации присуще явление под названием замена. Повсеместно происходит замена качественной репортерской работы обычным переписыванием сводок, полученных из информационных агентств. Замена, как правило, происходит под новым авторским именем.

Современная журналистика

В 2009 году прошло заседание Совета СМИ в российском министерстве по связям с общественностью и массовым коммуникациям, на котором говорилось о важности авторства. Участники отметили пренебрежение авторским правом, проявляющиеся в копировании конкретного текста. Наиболее часто данные нарушения проявляются в интернет – изданиях и газетах.

Готовые работы на аналогичную тему

XXI век отличается от своих предшественников. Во-первых, более широкими возможностями для реализации в работе. Во-вторых, разделением специфики работы внутри профессии. В-третьих, отсутствием должного образования у представителя профессии.

По данным Олега Панфилова главы Центра экстремальной журналистики с начала 1990-х годов в России погибло 300 журналистов. К сожалению, только в 10 процентах случаев можно говорить, что они погибли во время рабочего процесса. Довольно при странных обстоятельствах погибли Владислав Листьев, Анна Политковская, Иван Сафронов и Юрий Щекочихин.

Отметим, что подобных инцидентов в сфере журналистики не было даже во время жестко введенной цензуры XVIII – XIX веков. Современная журналистика не только интересна, технологична и многогранна, но и крайне опасна в ряде случаев. Политические и военные журналисты по сей день остаются в группе риска. Можно даже говорить о том, что журналисты, работающие в современном информационном обществе схожи с военными из горячих точек.

Сегодня следует констатировать, что в системе СМИ на рубеже ХХ и ХХ1 вв. происходят значительные изменения.

Возможности целевой доставки рекламы – и медийного содержания в целом – неизмеримо возрастают в связи с развитием интерактивности электронно-сетевых коммуникаций, позволяющей точно предопределить возможные реакции аудитории на различные виды содержания и форматы его презентации. С одной стороны, это способствует более основательному выявлению запросов и предпочтений потребителей медийной информации, с другой – предоставляет недобросовестным коммуникаторам новые беспрецедентные возможности для более изощренного и эффективного политического и коммерческого манипулирования аудиторией.




Интерактивность масс-медиа.Свойственная новейшим коммуникациям интерактивность изменяет сущность взаимоотношений коммуникаторов и получателей информации. Особенно наглядно демонстрирует это интерактивное ТВ, внедрение которого началось в Великобритании и других странах Запада в середине 1990-х. Телезритель превращается из пассивного наблюдателя всего, что видит на экране, в соучастника происходящего, в соавтора разворачивающегося телевизионного действа. Зритель интерактивного ТВ может выводить на экран дополнительную текстовую информацию, изменять ракурс съемки отображаемого события, выбирая картинку с той или иной телекамеры, установленной на месте события, изменить план кадра, применить повтор интересующих его фрагментов передачи, участвовать в электронных опросах и голосованиях по проблемам, затронутым в передачах.

Подавляющее большинство информационных агентств, телекомпаний и радиостанций обзавелись Web-узлами. Одним из пионеров в этой области была компания CNN, создавшая к 2001 г. набор из 14 специализированных по содержанию сайтов. Одним из самых крупных и посещаемых в мире стал сайт CNN. com., введенный в строй в 1995 г. и оснащенный огромным количеством разнообразных информационных ресурсов.

Рубеж веков стал периодом перелома во многих странах Европы, где происходил взрывообразный рост количества пользователей Интернетом, а также порталов и сайтов, принадлежащих медийным организациям. Так, в Италии количество сайтов, созданных газетами и журналами, возросло всего за один год на 44%, одновременно численность итальянских электронных журналов в Сети увеличилась на 87%.

Реальностью стали Интернет-трансляции радиопередач и телевизионных программ. В 1996 г. стартовало сетевое радиовещание Би-Би-Си, а в декабре 1997 г. было объявлено об официальном открытии информационного сайта корпорации ВВС Online, переименованного впоследствии в BBCi. К 2002 г. этот сайт, в обширнейшем содержании которого сочетаются тестовые ресурсы и интернет-вещание, стал самым посещаемым в Европе. Одновременно корпорация поддерживает несколько других популярных сайтов.

Коммерциализация журналистики.Под коммерциализацией понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок, в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя.

Концентрация собственности в медийной сфере.Одной из основных тенденций развития средств массовой информации в индустриально развитых стран мира является их возрастающее сосредоточение в собственности немногих гигантских концернов. В основе концентрации и образования многоотраслевых конгломератов лежит стремление существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности и обеспечить уровень капитализации компании, гарантирующий ее от поглощения конкурентами. На современном высококонкурентном медийном рынке укрупнение компаний с включением в них внемедийных подразделений зачастую является единственным способом их выживания.

В условиях усиливающейся активности транснациональных медиакорпораций на мировом информационном рынке ряд государств мира и их национальные медийные организации стремятся выработать альтернативу растущему конкурентному давлению. В некоторых странах приняты законодательные меры по защите внутреннего рынка. Так, во Франции телекомпании, превысившие установленную законом квоту на показ американских фильмов, подвергаются штрафам. Но в условиях декларируемой ныне свободы международной торговли закрытие рынков или ограничение внешних конкурентов могут оказаться неэффективными мерами. Учитывая это, руководство КНР после недавнего вступления Китая во Всемирную торговую организацию, поощряющую свободу международной торговли и открытость внутренних рынков, решило ответить на грядущий конкурентный вызов извне, сконцентрировав ведущие вещательные системы страны в рамках гигантской медиакорпораций. Образованное в 2002 г. государственное объединение призвано противостоять широкомасштабному вторжению иностранных конкурентов на внутренний информационный рынок Китая и конкурентному давлению транснациональных конгломератов на внешних рынках. В его состав вошли Центральное телевидение, две ведущие радиостанции (Национальное радио и Международное радио Китая) и крупная компания, выпускающая видеопродукцию. Финансовое руководство китайским медиаконгломератом с ожидаемым годовым оборотом в объеме 1,34 млрд. дол. поручено Главному управлению радиовещания, кинематографии и телевидения, идеологический контроль остался за отделом пропаганды ЦК КПК.

Кризисные явления в международной журналистике.Несмотря на развитие процессов глобализации в информационной сфере, после окончания холодной войны международная журналистика впала в состояние отчетливо выраженного кризиса. Об этом свидетельствует существенное уменьшение количества корпунктов многих медийных организаций в зарубежных странах, расширение практики использования в СМИ зарубежной информации, полученной из вторичных источников, повсеместное уменьшение объема разделов и рубрик международной жизни на газетных полосах и соответствующих передач на ТВ и радио – вплоть до их полного исчезновения. Так, если 30 лет назад международная информация занимала 45% эфирного времени, отводимого телекомпаниями США на передачи новостей, то на рубеже XX и XXI вв. ее доля сократилась до 15,5%. Во многих странах наблюдается заметное снижение общего профессионального уровня публикаций на международные темы.

Сама по себе информация имеет мало ценности, если не преобразуется в знание. В современной коммуникационной среде существенно возрастает значение подготовленности аудитории к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания. Множественность каналов, способов и форм презентации медиатекстов создает дополнительные сложности в оценке и усвоении реципиентами медийного содержания, усиливает тенденцию фрагментирования содержания СМИ. Это препятствует формированию у потребителей медийной информации целостного представления о социальной действительности, системных знаний о ней. Важность развития новой общественной культуры общения со СМИ диктует потребность не только в распространении технических умений пользования новейшими СМИ, но и в развитии способности искать и находить необходимые информационные ресурсы, анализировать и оценивать получаемую информацию, превращая ее в достоверное знание, систематизировать полученные сведения и находить им практическое применение.

Готовить к жизни в современных информационных условиях призвано медиаобразование –современное направление в педагогике и культурно-просветительской деятельности, имеющее целью непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных материалов, самостоятельного анализа и оценки деятельности средств массовой информации. Речь идет об информационной культуре, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия.

5 вопрос:

Сегодня следует констатировать, что в системе СМИ на рубеже ХХ и ХХ1 вв. происходят значительные изменения.

Возможности целевой доставки рекламы – и медийного содержания в целом – неизмеримо возрастают в связи с развитием интерактивности электронно-сетевых коммуникаций, позволяющей точно предопределить возможные реакции аудитории на различные виды содержания и форматы его презентации. С одной стороны, это способствует более основательному выявлению запросов и предпочтений потребителей медийной информации, с другой – предоставляет недобросовестным коммуникаторам новые беспрецедентные возможности для более изощренного и эффективного политического и коммерческого манипулирования аудиторией.

Интерактивность масс-медиа.Свойственная новейшим коммуникациям интерактивность изменяет сущность взаимоотношений коммуникаторов и получателей информации. Особенно наглядно демонстрирует это интерактивное ТВ, внедрение которого началось в Великобритании и других странах Запада в середине 1990-х. Телезритель превращается из пассивного наблюдателя всего, что видит на экране, в соучастника происходящего, в соавтора разворачивающегося телевизионного действа. Зритель интерактивного ТВ может выводить на экран дополнительную текстовую информацию, изменять ракурс съемки отображаемого события, выбирая картинку с той или иной телекамеры, установленной на месте события, изменить план кадра, применить повтор интересующих его фрагментов передачи, участвовать в электронных опросах и голосованиях по проблемам, затронутым в передачах.

Подавляющее большинство информационных агентств, телекомпаний и радиостанций обзавелись Web-узлами. Одним из пионеров в этой области была компания CNN, создавшая к 2001 г. набор из 14 специализированных по содержанию сайтов. Одним из самых крупных и посещаемых в мире стал сайт CNN. com., введенный в строй в 1995 г. и оснащенный огромным количеством разнообразных информационных ресурсов.

Рубеж веков стал периодом перелома во многих странах Европы, где происходил взрывообразный рост количества пользователей Интернетом, а также порталов и сайтов, принадлежащих медийным организациям. Так, в Италии количество сайтов, созданных газетами и журналами, возросло всего за один год на 44%, одновременно численность итальянских электронных журналов в Сети увеличилась на 87%.

Реальностью стали Интернет-трансляции радиопередач и телевизионных программ. В 1996 г. стартовало сетевое радиовещание Би-Би-Си, а в декабре 1997 г. было объявлено об официальном открытии информационного сайта корпорации ВВС Online, переименованного впоследствии в BBCi. К 2002 г. этот сайт, в обширнейшем содержании которого сочетаются тестовые ресурсы и интернет-вещание, стал самым посещаемым в Европе. Одновременно корпорация поддерживает несколько других популярных сайтов.

Коммерциализация журналистики.Под коммерциализацией понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок, в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя.

Концентрация собственности в медийной сфере.Одной из основных тенденций развития средств массовой информации в индустриально развитых стран мира является их возрастающее сосредоточение в собственности немногих гигантских концернов. В основе концентрации и образования многоотраслевых конгломератов лежит стремление существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности и обеспечить уровень капитализации компании, гарантирующий ее от поглощения конкурентами. На современном высококонкурентном медийном рынке укрупнение компаний с включением в них внемедийных подразделений зачастую является единственным способом их выживания.

В условиях усиливающейся активности транснациональных медиакорпораций на мировом информационном рынке ряд государств мира и их национальные медийные организации стремятся выработать альтернативу растущему конкурентному давлению. В некоторых странах приняты законодательные меры по защите внутреннего рынка. Так, во Франции телекомпании, превысившие установленную законом квоту на показ американских фильмов, подвергаются штрафам. Но в условиях декларируемой ныне свободы международной торговли закрытие рынков или ограничение внешних конкурентов могут оказаться неэффективными мерами. Учитывая это, руководство КНР после недавнего вступления Китая во Всемирную торговую организацию, поощряющую свободу международной торговли и открытость внутренних рынков, решило ответить на грядущий конкурентный вызов извне, сконцентрировав ведущие вещательные системы страны в рамках гигантской медиакорпораций. Образованное в 2002 г. государственное объединение призвано противостоять широкомасштабному вторжению иностранных конкурентов на внутренний информационный рынок Китая и конкурентному давлению транснациональных конгломератов на внешних рынках. В его состав вошли Центральное телевидение, две ведущие радиостанции (Национальное радио и Международное радио Китая) и крупная компания, выпускающая видеопродукцию. Финансовое руководство китайским медиаконгломератом с ожидаемым годовым оборотом в объеме 1,34 млрд. дол. поручено Главному управлению радиовещания, кинематографии и телевидения, идеологический контроль остался за отделом пропаганды ЦК КПК.

Кризисные явления в международной журналистике.Несмотря на развитие процессов глобализации в информационной сфере, после окончания холодной войны международная журналистика впала в состояние отчетливо выраженного кризиса. Об этом свидетельствует существенное уменьшение количества корпунктов многих медийных организаций в зарубежных странах, расширение практики использования в СМИ зарубежной информации, полученной из вторичных источников, повсеместное уменьшение объема разделов и рубрик международной жизни на газетных полосах и соответствующих передач на ТВ и радио – вплоть до их полного исчезновения. Так, если 30 лет назад международная информация занимала 45% эфирного времени, отводимого телекомпаниями США на передачи новостей, то на рубеже XX и XXI вв. ее доля сократилась до 15,5%. Во многих странах наблюдается заметное снижение общего профессионального уровня публикаций на международные темы.

Сама по себе информация имеет мало ценности, если не преобразуется в знание. В современной коммуникационной среде существенно возрастает значение подготовленности аудитории к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания. Множественность каналов, способов и форм презентации медиатекстов создает дополнительные сложности в оценке и усвоении реципиентами медийного содержания, усиливает тенденцию фрагментирования содержания СМИ. Это препятствует формированию у потребителей медийной информации целостного представления о социальной действительности, системных знаний о ней. Важность развития новой общественной культуры общения со СМИ диктует потребность не только в распространении технических умений пользования новейшими СМИ, но и в развитии способности искать и находить необходимые информационные ресурсы, анализировать и оценивать получаемую информацию, превращая ее в достоверное знание, систематизировать полученные сведения и находить им практическое применение.

Готовить к жизни в современных информационных условиях призвано медиаобразование –современное направление в педагогике и культурно-просветительской деятельности, имеющее целью непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных материалов, самостоятельного анализа и оценки деятельности средств массовой информации. Речь идет об информационной культуре, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия.

Читайте также: