Слухи в политике доклад

Обновлено: 07.07.2024

Мы помещаем лишь отрывки из объёмной статьи психолога, культуролога и писателя А.П. Назаретяна „ СЛУХИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И КАК ОРУДИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ”.

Многолетними полевыми наблюдениями, исследованиями и экспериментами выявлены три характерные тенденции преобразования фабулы в процессе распространения слуха.

Первая — сглаживание — состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче и функциональнее.

Внешность и одежда участников конфликта, как говорилось, могут остаться за порогом внимания и запоминания. Но, если такие детали демонстрируют принадлежность к различным расовым, этническим, религиозным или сословным группам, а отношения между этими группами в данный период напряжены, то цвета кожи, глаз, волос, качество костюмов, марки автомобилей и прочее заслонит всё остальное. Каким бы поводом ни был вызван конфликт, он будет интерпретирован массовым сознанием как национальный, конфессиональный или классовый, а это уже может дать импульс соответствующим продолжениям; фабула циркулирующего слуха воплотится в действия людей.

Третья тенденция — приспособление : под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета, без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким образом, что это решительно изменяет психологическое содержание информации.

Данный феномен удалось изящно смоделировать в экспериментальной лаборатории. Для участия в эксперименте приглашались группы испытуемых — белых граждан южных штатов США. Первому из вошедших в комнату предъявлялся фотокадр, на котором дерутся два молодых человека — белый и черный, причем у белого в руке открытая бритва. Кадр экспонировался на экране в течение трёх секунд и больше не появлялся. Испытуемый, видевший фотографию, пересказывал её содержание следующему, после чего выходил из комнаты, второй пересказывал услышанное третьему и т.д.

В процессе трансляции оставались неизменными драка, количество и цвет кожи её участников и бритва. Не происходили ни сглаживание, ни заострение: драка не превращалась в беседу, не устранялось расовое различие, не возникало массовое побоище и даже ни разу вместо бритвы не появился, например, револьвер. Зато стабильно (эксперимент проводился неоднократно) срабатывал один и тот же эффект — бритва перескакивала из руки белого в руку черного противника, согласуя тем самым информацию со стереотипом агрессивного негра. Эффект, регулярно повторявшийся у взрослых, не имел места в экспериментах с детьми…

Итак изменения фабулы в русле какой-либо одной, двух или всех трёх указанных тенденций практически исключает возможность того, чтобы слух оставался полностью достоверным.

Слухи как орудие предвыборной кампании
Известный журналист из Москвы решил баллотироваться в Государственную Думу через избирательный участок отдаленного провинциального района. На продвижение кандидата, подготовку предвыборных листовок, газетных статей, радио— и телепередач было затрачено много денег, и опросы показывали, что шансы на победу велики.

Но в ночь перед выборами городок был обклеен листовками за подписью вдовы другого очень популярного в народе журналиста, трагически погибшего в Москве двумя годами ранее. В листовках высказывалась просьба к избирателям не голосовать за этого кандидата, потому что он причастен к тому памятному всем убийству.

То, что в провинциальной кампании удалось задействовать правительственную газету, стало, конечно неожиданностью: в вероятностном сценарии предполагалось, что будет использована одна из соседних областных или районных газет. Но в целом к такому развитию событий консультанты кампании были полностью готовы. На протяжении всего предвыборного процесса ветераны ненавязчиво вспоминали эпизод с аварией, городские газеты опубликовали несколько статей, в которых не выпячивалась, но вскользь упоминалась роль кандидата.

…По отдаленному провинциальному округу баллотировался в Думу бывший государственный чиновник очень высокого ранга. Его конкурент, тоже бывший чиновник (рангом пониже) пользовался всемерной поддержкой крупного столичного политика, знаменитого своей невоздержанностью и полным пренебрежением к доказательной базе широковещательных заявлений.

Посудите сами, какую гадость можно сказать про высокого российского чиновника с ходу и не заботясь о доказательствах? Конечно, вор, взяточник, в прокуратуре заведено дело… Именно так и было заявлено в интервью сразу по прибытии столичного политика в аэропорт.

Но, вопреки его ожиданиям, это вызвало только улыбку и у присутствующих, и у телезрителей. Потому что днём ранее местный журналист, рассказывая о будущем визите и имитируя характерный голос этого политика, в популярной радиопередаче произнес приблизительно такие же фразы. В итоге эффект провокации оказался противоположным замыслу…

С точки зрения существующих в организованном обществе институтов слухи играют ненужную и даже враждебную роль. В качестве особых, неформальных коммуникационных процессов они выступают как способ самоуправления и само­организации масс, неизбежно противостоящий официальным массовым ком­муникациям. Социально-политические институты всегда озабочены проблемами противостояния такой стихийной (несанкционированной, неконтролируемой) информации независимо от степени ее достоверности. Это объективно неизбеж­ная конкурентная борьба за информационные механизмы организации сознания и поведения людей, за овладение механизмами, стимулирующими то или иное массовое политическое поведение.

В конечном счете основной вопрос прост: чем будут руководствоваться люди? Официально декларируемыми по официальным каналам нормами или неофи­циально распространяющимися посредством слухов эмоциями? Особой актуаль­ностью эти вопросы отличаются в тоталитарных обществах. Демократические общества спокойнее относятся к слухам и альтернативным каналам информации, хотя упорядоченная природа организованного общества, всегда противостоящего неорганизованным массам, берет свое: и демократия не любит слухов. Однако если ПРИ тоталитаризме слухи запрещаются, а их распространение карается, то в демо­кратических условиях используются более мягкие методы, которые подразделя­тся на две группы. Во-первых, это профилактические мероприятия. Во-вторых, активные контрмеры.

Профилактика появления и развития слухов имеет сверхзадачу общего воздей­ствия на население и создания такой эмоциональной атмосферы, которая исклю­чает возможность распространения слухов и/или приводит к их быстрому угаса­нию. Это включает создание и поддержание в должном состоянии эффективной системы средств массовой информации, надежной и достоверной в глазах населения. Она должна предусматривать наличие устойчивой обратной связи между аудито­рией и источником информации, чтобы реагировать на информационные запросы, потребности и ожидания людей.

Важным для профилактики слухов считается поддержание эффективного руководства и управления на всех уровнях. При усилении циркуляции и обо­стрении характера слухов, когда возникает особая необходимость в разъяснении непонятных населению вопросов и ситуаций, именно лидеры становятся наибо­лее надежными источниками информации. Опыт показывает, что доверие к ли­дерам, их авторитет помогают массам быть более устойчивыми к разнообразным слухам. Известно, что в преодолении Великой депрессии в США, сопровождав­шейся психологическим кризисом, большую роль в профилактике появления слухов, ведущих страну к хаосу, сыграли еженедельные радиовыступления пре­зидента Ф. Д. Рузвельта. Обладая большим личным авторитетом, президент рас­сказывал, что происходит в стране, что и когда намерено делать правительство и т.д. Такие психотерапевтические беседы помогли стране сохранить психоло­гическую устойчивость и преодолеть кризис. Это был особый антикризисный политический PR.




Активные меры борьбы со слухами используются в критических ситуациях, когда вследствие войны или социальных потрясений влияние политических институтов ослабевает, а роль стихийно возникающих слухов стремительно на­растает.

В целом же наиболее оптимальный способ противодействия слуху — его быстрое подавление удобными для вас фактами. Ведь если слух распространяется, значит, в массах есть потребность в информации на данную тему. Эту потребность надо удовлетворить, разъяснив официальную точку зрения на дискуссионные вопросы. Поэтому эффективным считается, не упоминая о факте существования слуха (иначе вы примете участие в его распространении), заполнить информационный вакуум убедительной информацией. Публикация фактов, противоречащих слухам, — лучшее средство их подавления.

С точки зрения существующих в организованном обществе институтов слухи играют ненужную и даже враждебную роль. В качестве особых, неформальных коммуникационных процессов они выступают как способ самоуправления и само­организации масс, неизбежно противостоящий официальным массовым ком­муникациям. Социально-политические институты всегда озабочены проблемами противостояния такой стихийной (несанкционированной, неконтролируемой) информации независимо от степени ее достоверности. Это объективно неизбеж­ная конкурентная борьба за информационные механизмы организации сознания и поведения людей, за овладение механизмами, стимулирующими то или иное массовое политическое поведение.

В конечном счете основной вопрос прост: чем будут руководствоваться люди? Официально декларируемыми по официальным каналам нормами или неофи­циально распространяющимися посредством слухов эмоциями? Особой актуаль­ностью эти вопросы отличаются в тоталитарных обществах. Демократические общества спокойнее относятся к слухам и альтернативным каналам информации, хотя упорядоченная природа организованного общества, всегда противостоящего неорганизованным массам, берет свое: и демократия не любит слухов. Однако если ПРИ тоталитаризме слухи запрещаются, а их распространение карается, то в демо­кратических условиях используются более мягкие методы, которые подразделя­тся на две группы. Во-первых, это профилактические мероприятия. Во-вторых, активные контрмеры.

Профилактика появления и развития слухов имеет сверхзадачу общего воздей­ствия на население и создания такой эмоциональной атмосферы, которая исклю­чает возможность распространения слухов и/или приводит к их быстрому угаса­нию. Это включает создание и поддержание в должном состоянии эффективной системы средств массовой информации, надежной и достоверной в глазах населения. Она должна предусматривать наличие устойчивой обратной связи между аудито­рией и источником информации, чтобы реагировать на информационные запросы, потребности и ожидания людей.

Важным для профилактики слухов считается поддержание эффективного руководства и управления на всех уровнях. При усилении циркуляции и обо­стрении характера слухов, когда возникает особая необходимость в разъяснении непонятных населению вопросов и ситуаций, именно лидеры становятся наибо­лее надежными источниками информации. Опыт показывает, что доверие к ли­дерам, их авторитет помогают массам быть более устойчивыми к разнообразным слухам. Известно, что в преодолении Великой депрессии в США, сопровождав­шейся психологическим кризисом, большую роль в профилактике появления слухов, ведущих страну к хаосу, сыграли еженедельные радиовыступления пре­зидента Ф. Д. Рузвельта. Обладая большим личным авторитетом, президент рас­сказывал, что происходит в стране, что и когда намерено делать правительство и т.д. Такие психотерапевтические беседы помогли стране сохранить психоло­гическую устойчивость и преодолеть кризис. Это был особый антикризисный политический PR.

Активные меры борьбы со слухами используются в критических ситуациях, когда вследствие войны или социальных потрясений влияние политических институтов ослабевает, а роль стихийно возникающих слухов стремительно на­растает.

В целом же наиболее оптимальный способ противодействия слуху — его быстрое подавление удобными для вас фактами. Ведь если слух распространяется, значит, в массах есть потребность в информации на данную тему. Эту потребность надо удовлетворить, разъяснив официальную точку зрения на дискуссионные вопросы. Поэтому эффективным считается, не упоминая о факте существования слуха (иначе вы примете участие в его распространении), заполнить информационный вакуум убедительной информацией. Публикация фактов, противоречащих слухам, — лучшее средство их подавления.

Файлы: 1 файл

слухи.docx

1. Механизм происхождения и распространения слухов, их классификация и борьба с ними

Механизмы порождения и распространения слухов рассматриваются в современной науке как правило с двух точек зрения: социологической и психологической. Социологи обращают особое внимание на роль слухов в жизни больших и малых социальных групп, психологи - на то, какое место занимают слухи в процессе удовлетворения индивидуальных человеческих потребностей. Эти подходы являются скорее дополняющими, нежели исключающими друг друга, поскольку рассматривают механизмы порождения слухов на различных уровнях социальной организации: групповом и индивидуальном.

Важнейшим фактором, способствующим интересу к слухам является наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Только в таком состоянии человек будет искать и передавать недостоверную информацию.

Другой причиной возникновения слухов является значимость темы для человека. Например, мало кто из москвичей будет обсуждать слухи о повышении цен на северных оленей. Нередко действие данного фактора приводит к тому, что слух циркулирует в достаточно ограниченных аудиториях, не затрагивая более широкие слои населения. Но порой значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны распространять слухи, малозначимые для них.

Еще одной переменной, влияющей на интерес к слухам является уровень тревожности индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают. Взаимосвязь тревожности (или уровня возбуждения) и слухов носит не однонаправленный линейный характер, а имеет вид реципторного взаимодействия: слухи, способствуя росту тревоги, в дальнейшем становятся фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой информации).

Вера в истинность слуха также способствует его распространению. Человек, передавший слух, который оказался недостоверным, может навлечь на себя упреки лиц. поверивших этому слуху. Поэтому люди склонны воздерживаться от трансляции чрезмерно недостоверных слухов. На передачу слуха влияет и оценка его содержания с точки зрения возможных последствий описываемого события. Слух, воспринимаемый как нe имеющий последствий, распространяется менее активно, чем слух, который, по мнению собеседников, имеет последствия.

В процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются разного рода трансформациям. Выделяются три типа процессов: сглаживание, заострение, уподобление. Сглаживание состоит в том, что фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. При заострении происходит увеличение значимости деталей, которые представляются существенными. Оценка существенности или несущественности субъективна и зависит от потребностей и интересов человека, передающего слух. При уподоблении происходит приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории. Однако есть данные, что указанные закономерности действуют не всегда, уступая место более сложным и непредсказуемым трансформациям, таким, например, как усложнение структуры слуха.

Существует несколько принципов классификации слухов. Основные - по происхождению, эмоциональной характеристике и уровню циркуляции.

По происхождению слухи бывают:

По эмоциональной характеристике выделяют три вида слухов:

По уровню циркуляции слухи делятся на:

Слухи можно также классифицировать по содержанию (политические, экономические, экологические), по временной opиентации (касающиеся прошлого, предсказывающие будущее), по отношению к реальности (рациональные, фантастические), по степени достоверности (абсолютно недостоверные, просто недостоверные, достоверные и близкие к ействительности), по результатам влияния на сознание и поведение людей (будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения, вызывающие антиобщественное поведение известной части населения, разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки).

Согласно классификации Ю. Рождественского, для слуха характерна однократная воспроизводимость. Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается.

Борьба со слухами

Если слух уже возник, следует не только опровергнуть и привести достоверные факты, но и обязательно снять ту тревожность, которую он породил или которая является его причиной.

Более сложной является задача активного противодействия уже возникшим слухам. Пресечение слухов предполагает осуществление разноплановых мероприятий, направленных на снижение заразительности, распространяемости и живучести. Здесь могут быть использованы следующие мероприятия и приёмы:

- Опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется уважением и доверием у аудитории, а также когда опасный слух явяляется довольно абсурдным. Тогда нужно прямо указать на содержание слуха, его причину и изложить альтернативную версию событий. Без дополнительных мероприятий этот метод редко бывает эффективен. Прежде всего, это связано с психологическими особенностями восприятия человека: разрушить создавшийся стереотип значительно сложнее, чем создать новый.

- Дискредитация автора. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая информация. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба.

- Устранение причин. Наиболее эффективное средство борьбы против слухов - устранение поводов, их вызывающих.

Возможна также схема борьбы со слухом, которая включает в себя несколько методов приведенных выше. Пошагово она выглядит следующим образом:

1. Учесть слух. Обязательно нужно узнать, выявить слух и принять его во внимание.

2. Политические слухи - инструмент или результат?

Политические слухи, как и слухи вообще, явление официально малопочтенное. Тем не менее, они существовали всегда и повсюду, и, вероятно, не найти страны, где их объем, роль и качество были бы такими существенными, как в России. Тому есть множество причин - ментальных, исторических и психологических.

Одна из важнейших особенностей российского ума - способность любое явление сделать предметом размышления и частью какой-нибудь умозрительной теории. Любой малозначительный факт, став объектом нашего внимания, немедленно обрастает контекстом, состоящим из причин, следствий, предположений и натяжек. Например, пришел президент страны к началу пасхальной службы в Храм Христа Спасителя - всем сразу стало ясно, что отношения глав Церкви и государства потеплели. А когда он через полчаса уехал, многие так и поняли сразу, что Патриарху конец. Или вот, увидела страна по телевизору печальное лицо Лужкова на фоне горящего Манежа, и в ту же минуту решила: московскому мэру тюрьмы не миновать. Рассуждать о том, кто эти слухи выдумал и кому они выгодны - просто смешно. Они относятся к категории естественных, то есть родились сами, благодаря нашей бессознательной уверенности в том, что у президента в пасхальную ночь не может, к примеру, болеть живот, а все, что происходит в Москве, от строительства домов до таянья снегов, экономически выгодно градоначальнику.

Существуют определенные условия, которые способствуют зарождению слухов. Главный стимул фантазий, связанных с политикой - неудовлетворенность потребности в качественных новостях и недостаточность информации, необходимой для понимания меняющейся политической ситуации. То есть, чем более управляемы СМИ, тем больше естественных слухов рождается в общественном сознании.

Дефицит качественной информации о политике приводит общество в состояние невротической доверчивости и будоражит воспаленную фантазию. Однако не все политические слухи являются плодами этой фантазии. Часть из них все-таки не спонтанны, а преднамеренны. То есть их придумывают профессионалы и запускают в общественное сознание с целью повлиять на общественное мнение. Отличить спонтанный слух от преднамеренного не всегда просто, тем более что хорошо придуманный искусственный слух, как правило, быстро обрастает естественными дополнениями и гармонично вживляется в общественную картину мира.

Слухи как устное распространение информации по неофициальным каналам. Механизм происхождения и распространения слухов. Мероприятия профилактического и противодейственного характера как методы борьбы со слухами. Политические слухи и "массовые разговоры".

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.10.2013
Размер файла 23,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

слух политический массовый разговор

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1. Механизм происхождения и распространения слухов

1.1 Классификация слухов

1.2 Борьба со слухами

2. Политические слухи

Список используемой литературы

1. Механизм происхождения и распространения слухов

Механизмы порождения и распространения слухов рассматриваются в современной науке, как правило, с двух точек зрения: социологической и психологической. Социологи обращают особое внимание на роль слухов в жизни больших и малых социальных групп, психологи - на то, какое место занимают слухи в процессе удовлетворения индивидуальных человеческих потребностей. Эти подходы являются скорее дополняющими, нежели исключающими друг друга, поскольку рассматривают механизмы порождения слухов на различных уровнях социальной организации: групповом и индивидуальном.

Важнейшим фактором, способствующим интересу к слухам является наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Только в таком состоянии человек будет искать и передавать недостоверную информацию.

Еще одной переменной, влияющей на интерес к слухам является уровень тревожности индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают. Взаимосвязь тревожности (или уровня возбуждения) и слухов носит не однонаправленный линейный характер, а имеет вид реципторного взаимодействия: слухи, способствуя росту тревоги, в дальнейшем становятся фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой информации).

Вера в истинность слуха также способствует его распространению. Человек, передавший слух, который оказался недостоверным, может навлечь на себя упреки лиц поверивших этому слуху. Поэтому люди склонны воздерживаться от трансляции чрезмерно недостоверных слухов. На передачу слуха влияет и оценка его содержания с точки зрения возможных последствий описываемого события. Слух, воспринимаемый как нe имеющий последствий, распространяется менее активно, чем слух, который, по мнению собеседников, имеет последствия.

В процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются разного рода трансформациям. Выделяются три типа процессов: сглаживание, заострение, уподобление. Сглаживание состоит в том, что фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. При заострении происходит увеличение значимости деталей, которые представляются существенными. Оценка существенности или несущественности субъективна и зависит от потребностей и интересов человека, передающего слух. При уподоблении происходит приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории. Однако есть данные, что указанные закономерности действуют не всегда, уступая место более сложным и непредсказуемым трансформациям, таким, например, как усложнение структуры слуха.

1.1 Классификация слухов

Существует несколько принципов классификации слухов. Основные - по происхождению, эмоциональной характеристике и уровню циркуляции.

По происхождению слухи бывают:

По эмоциональной характеристике выделяют три вида слухов:

По уровню циркуляции слухи делятся на:

Слухи можно также классифицировать по содержанию (политические, экономические, экологические), по временной opиентации (касающиеся прошлого, предсказывающие будущее), по отношению к реальности (рациональные, фантастические), по степени достоверности (абсолютно недостоверные, просто недостоверные, достоверные и близкие к её действительности), по результатам влияния на сознание и поведение людей (будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки явно выраженного асоциального поведения, вызывающие антиобщественное поведение известной части населения, разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки).

Согласно классификации Ю. Рождественского, для слуха характерна однократная воспроизводимость. Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается.

1.2 Борьба со слухами

Если слух уже возник, следует не только опровергнуть и привести достоверные факты, но и обязательно снять ту тревожность, которую он породил или которая является его причиной.

Более сложной является задача активного противодействия уже возникшим слухам. Пресечение слухов предполагает осуществление разноплановых мероприятий, направленных на снижение заразительности, распространяемости и живучести. Здесь могут быть использованы следующие мероприятия и приёмы:

- опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется уважением и доверием у аудитории, а также когда опасный слух является довольно абсурдным. Тогда нужно прямо указать на содержание слуха, его причину и изложить альтернативную версию событий. Без дополнительных мероприятий этот метод редко бывает эффективен. Прежде всего, это связано с психологическими особенностями восприятия человека: разрушить создавшийся стереотип значительно сложнее, чем создать новый.

- дискредитация автора. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая информация. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба.

- устранение причин. Наиболее эффективное средство борьбы против слухов - устранение поводов, их вызывающих.

Возможна также схема борьбы со слухом, которая включает в себя несколько методов приведенных выше. Пошагово она выглядит следующим образом:

1. Учесть слух. Обязательно нужно узнать, выявить слух и принять его во внимание.

2. Политические слухи

Политические слухи, как и слухи вообще, явление официально малопочтенное. Тем не менее, они существовали всегда и повсюду, и, вероятно, не найти страны, где их объем, роль и качество были бы такими существенными, как в России. Тому есть множество причин - ментальных, исторических и психологических.

Одна из важнейших особенностей российского ума - способность любое явление сделать предметом размышления и частью какой-нибудь умозрительной теории. Любой малозначительный факт, став объектом нашего внимания, немедленно обрастает контекстом, состоящим из причин, следствий, предположений и натяжек. Например, пришел президент страны к началу пасхальной службы в Храм Христа Спасителя - всем сразу стало ясно, что отношения глав Церкви и государства потеплели. А когда он через полчаса уехал, многие так и поняли сразу, что Патриарху конец. Или вот, увидела страна по телевизору печальное лицо Лужкова на фоне горящего Манежа, и в ту же минуту решила: московскому мэру тюрьмы не миновать. Рассуждать о том, кто эти слухи выдумал и кому они выгодны - просто смешно. Они относятся к категории естественных, то есть родились сами, благодаря нашей бессознательной уверенности в том, что у президента в пасхальную ночь не может, к примеру, болеть живот, а все, что происходит в Москве, от строительства домов до таянья снегов, экономически выгодно градоначальнику.

Существуют определенные условия, которые способствуют зарождению слухов. Главный стимул фантазий, связанных с политикой - неудовлетворенность потребности в качественных новостях и недостаточность информации, необходимой для понимания меняющейся политической ситуации. То есть, чем более управляемы СМИ, тем больше естественных слухов рождается в общественном сознании.

Дефицит качественной информации о политике приводит общество в состояние невротической доверчивости и будоражит воспаленную фантазию. Однако не все политические слухи являются плодами этой фантазии. Часть из них все-таки не спонтанны, а преднамеренны. То есть их придумывают профессионалы и запускают в общественное сознание с целью повлиять на общественное мнение. Отличить спонтанный слух от преднамеренного не всегда просто, тем более что хорошо придуманный искусственный слух, как правило, быстро обрастает естественными дополнениями и гармонично вживляется в общественную картину мира.

Предвыборная клевета - детский лепет по сравнению с настоящим информационным выбросом, цель которого - изменение общественного сознания. Кроме того, случаются выбросы и не столь глобальные, но зато крайне выгодные кому-нибудь экономически.

Но все-таки большинство политических слухов - не стихийные и не преднамеренные. Чаще всего слухи рождаются в результате неумирающей привычки нашего народа читать между строк, принимать политический прогноз за свершившийся факт и воспринимать вопросительное высказывание, как утвердительное. В основе таких слухов часто лежит мнение специалиста, измененное до неузнаваемости любителями интерпретировать факты.

По каналу слухов в обществе постоянно циркулирует различная политическая информация. Население активно использует этот канал, прежде всего потому, что политическая сфера всегда остается для обывателя относительно закрытой и, следовательно, привносит в его мироощущение элементы неопределенности и непредсказуемости, что усиливается и хроническим недоверием к политикам. Многих из них хоть раз уличали, если не во лжи, то в утаивании информации.

Недоверие к официозу усиливается идеологическими установками, которые мешают адекватно воспринимать информацию, исходящую от политического или государственного деятеля, придерживающегося иных идейно-политических взглядов. Вместе с тем действия государственных должностных лиц, принимающих решения, затрагивают интересы многих людей, будь то пенсионное обеспечение, коммунальная реформа, приватизация, деноминация денежных знаков и многое другое. Чем важнее для населения событие, тем интенсивнее будут распространятся вокруг него различные, подчас взаимоисключающие слухи.

Канал слухов привлекателен тем, что анонимность источника информации позволяет запускать в оборот недостоверную информацию, в основном направленную на компрометацию политического противника, с уверенностью в безнаказанности, в невозможности привлечения к ответственности за клевету. Кроме того, информация по каналам слухов может запускаться в качестве “пробного шара”, т.е. с целью выявления реакции населения на какое-либо политическое решение.

Учитывая всё вышеперечисленное, а также природу слухов (слух передается при условии, что события, которые он раскрывает, имеют какую-либо значимость для людей, а информация, содержащаяся в нем, является недостаточной или неопределенной), можно прийти к одному простому правилу. А именно - чтобы управлять слухом, нужно либо уменьшить его значимость для слушателя, либо устранить неопределенность в его содержании. Устранение неопределенности особенно важно, если слух на самом деле является полностью выдумкой. Но даже если в нем смешались правда и ложь, то устранение неопределенности в ложной части слуха перенесет его в плоскость реальных событий. Затем можно попробовать уменьшить степень значимости его для слушателя, тем самым замедляя распространение слуха.

Таким образом, слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе информационно-психологического противодействия политических, военных и других сил. Слухи могут приносить пользу, а могут нанести непоправимый ущерб. Однако, они становятся не страшны, когда мы знаем, как им противодействовать.

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. , Социальная психология, М., 2004.

4. Конецкая В.П., Социология коммуникации. - М., 2006.

5. Робинс С.П., Коултер М. Менеджмент. - М., 2002.

7. Чумиков А.Н., Связи с общественностью, М., 2000.

Подобные документы

Распространение информации в современном обществе посредством слухов. Виды слухов, их классификация, основные пути появления и способы использования в повседневной жизни, формировании имиджа личности или организации. Введение оппонента в заблуждение.

реферат [15,4 K], добавлен 16.05.2010

Механизмы управления и приемы конструирования новостной информации, профессия "спин-доктор", сущность массовой коммуникации. Продвижение новостей, оптимизация формы и стиля подачи новостного материала. Слухи, их особенности и факторы распространения.

реферат [33,0 K], добавлен 07.10.2009

Типологическое деление массовой еженедельной периодики Германии. Еженедельники общего интереса. Общественно-политические еженедельники. Еженедельники для семейного чтения. Бульварно-развлекательные еженедельники. Массовые специализированные издания.

реферат [15,3 K], добавлен 16.12.2002

Возникновение первичных способов, средств, методов и систем передачи и распространения информации. История газет, их эволюция и основные типы во второй половине ХІХ в. "Массовые" универсальные газеты. Проблематика газеты "Россия", анализ содержания.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 04.12.2012

Массмедиа как участники политических диалогов. Социальные и политические роли американской прессы, освещение предвыборной кампании Трампа. Формирование и использование медиа-образа политического лидера. Анализ публикаций об избирательной кампании.

дипломная работа [444,8 K], добавлен 15.06.2017

Специфика стран африканского континента, причины и характер конфликтов между ними, социальные проблемы. Тенденции развития глобализации. Социально-политические предпосылки глобальных реформ и трансформаций, их описание в средствах массовой информации.

магистерская работа [104,6 K], добавлен 09.08.2011

Понятие о средствах массовой информации, их политические функции. Артикуляция и интеграция. Правила отбора материалов. Задачи и значение фактора манипуляции в политике. Роль общественного мнения, формируемого СМИ, в деятельности государственной думы.

Введение

Анализ электорального поведения невозможен без учёта особенностей российского политического пространства. В последнее время в российском обществе укоренились такие атрибуты демократии как свобода слова, СМИ, выборность органов власти, и так далее. Одновременно с различными свободами появилось такое явление как манипулирование общественным сознанием. Вопрос манипулирования общественным сознанием особенно остро возникает в период избирательных кампаний различных уровней. Воздействие на избирателей принято связывать с работой СМИ, так как они освещают выборы, информируют избирателей о кандидатах, их взглядах и программах. Но не менее важное воздействие на избирателей оказывает неформальная коммуникация, и её влияние на поведение избирателей нельзя недооценивать.

Слухи — это социальное явление. В отличие от молвы, которая даёт только оценку тому или иному событию, слух содержит большую долю рационального элемента. Данный феномен межличностной коммуникации существует как канал распространения и как форма существования общественного мнения, он содержит информацию о социально значимом событии, требующем принятия решения.

Специфической особенностью слуха выступает анонимность его источника, создающая видимость достоверности и тайны сообщаемых сведений. Тем не менее, передаваясь по неформальным каналам, он способен изменить настроение электората и сместить предпочтения избирателей, при условии, что данная информация будет значима для большого количества людей. Воздействие слухов подобно цепной реакции — восприятие слухов избирателем вызывает потребность в его дальнейшем распространении. Дело в том, что логическая структура слуха не позволяет прояснить ситуацию и ставит перед избирателем новые вопросы, заставляя обсуждать слух с другими людьми.

Характеристики слухов

Слухи восполняют дефицит именно значимой для людей информации: предстоящая инфляция, недоброкачественные продукты, сокращение штата на родном предприятии, повышение пенсий. В такой ситуации для получения необходимых сведений подходят любые способы: подслушанный разговор, небрежно оброненная фраза, рассказ случайного попутчика и так далее. При этом люди настолько настроены на получение желанной информации, что воспринимают даже абсолютно противоречивые сведения и тут же пересказывают их другим.

Искусственно созданный слух в результате своего коммуникационного движения обрастает дополнительными подробностям детализирующего характера, что может увести его немного в сторону от поставленной задачи, но резко повышает его достоверность.

Согласно мнению Т. Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределённостью. Если событие не важно и не обладает неопределённостью, то слухов по его поводу и не будет.

В факторе распространения слухов важно то, что если ситуация имеет однозначный характер, они не смогут составить конкуренцию достоверно известным фактам. То есть, там, где возник слух, есть недосказанность, таинственность и непредсказуемость. События, попадающие в сферу слуха, как правило, касаются базовых человеческих ценностей. Живой интерес у людей вызывают такие темы как жизнь, смерть, любовь, безопасность, свобода, деньги, жилье, семья и так далее.

Слух чаще всего является продуктом ситуации, нежели чьей-то личной инициативой. Это означает, что в определённой ситуации и при соответствующей мотивации в передаче слухов может принять участие любой человек. В силу амбивалентности нашего бессознательного, функционирование абсолютно противоположных друг другу слухов ни сколько не противоречит эффективности воздействия на толпу.

Поскольку слух — это мощное средство воздействия на людей, необходимо учитывать следующие его характеристики:

Слухи представляют значительный интерес специалистов по PR и избирательных технологов, поскольку они позволяют передавать самую разную по содержанию информацию. Например, в избирательной кампании, описанной нами в одной из статей 16 , конкуренты взяли под свой контроль почти все СМИ. Слухи для нас остались одним из основных способов передачи информации избирателям. И мы успешно воспользовались этим каналом информации, что позволило нам выиграть выборы. Но надо отметить, что без учёта политической ситуации, а так же характеристик самих слухов работа не всегда приводит к желаемым результатам. Приведём примеры некоторых типичных ошибок в избирательных кампаниях. Запускается слух и не просчитываются его негативные последствия; запускается негативный слух про конкурента, а он начинает работать на его рейтинг; запускается слух с расчётом его максимальной эффективности к определённой дате, а он или успевает затихнуть или не достигает пика своего распространения и так далее. Эти ошибки говорят о том, что механизм распространения слухов достаточно сложен, и он не является универсальным в любой избирательной кампании, так как каждые выборы проходят в уникальной социально-политической ситуации.

Типология слухов. Классификация

На сегодняшний момент не существует чёткой и исчерпывающей типологии слухов. Но мы предлагаем рассмотреть типы слухов, которые, с нашей точки зрения, играют важную роль в избирательной кампании. Именно эти слухи чаще всего отслеживаются и используются специалистами на выборах.

Сначала мы выделим два основных параметра, по которым классифицируются слухи — эмоциональный и информационный.

Эмоциональный параметр. По экспрессивному параметру различают три типа: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.

Кроме того, ситуации негативных настроений стимулируется типичными для таких обстоятельств слухами о имеющихся разногласиях, борьбе за власть, коррупции. Примеров таких слухов множество в истории новой России, Украины и многих странах СНГ. Основной задачей, распространения подобной информации является запугивание населения, усиление хаоса, нарушение социального спокойствия.

По мнению Д. В. Ольшанского 6 агрессивные слухи являются продолжением слухов-пугал. В основе сюжетов подобной информации лежит агрессия, строятся они отрывочно, короткими фразами о конкретных фактах.

Информационный параметр. По информационному параметру различаются четыре типа слухов.

  1. Абсолютно недостоверные слухи.
  2. Слухи недостоверные, с элементами правдоподобия.
  3. Слухи достоверные, с элементами неправдоподобия.
  4. Относительно близкие к действительности слухи.

Независимо от природы возникновения слуха, информационная характеристика является его основой, определяющей степень его достоверности. В процессе циркуляции сюжет слуха претерпевает определённые изменения, вследствие чего степень его достоверности снижается, по этой причине подобная классификация довольно условна. Бывают и исключения: попадая на благодатную почву, адекватность слуха может повыситься, что может стать причиной действий людей.

Достаточно часто слухи отождествляют с недостоверной информацией. Те сведения, которые передаются по неформальным каналам, но при этом вызывают доверие, уже не квалифицируются как слух. Но достоверность неофициальной информации — это относительная характеристика. В большинстве случаев всё зависит от источника передачи информации.

Существуют и другие основания для классификации слухов. Например, Сергей Беззубцев 1 классифицирует слухи по следующим позициям:

По степени опасности. Последствия слухов могут носить различный характер и обладать как позитивным, так и негативным эффектом. Но чаще слухи носят негативный характер, что является следствием нарастания недовольства, повышенной тревожности и настороженности.

По пространственным характеристикам. По масштабам территориального пространства, которое охватывает слух, можно говорить о локальных, региональных, национальных и межнациональных уровнях функционирования слуха.

К локальным слухам относятся все потоки неформальной коммуникации, ограниченные относительно небольшой социальной группой. К ним можно отнести информацию, циркулирующую в рамках малых групп; корпоративные слухи (в рамках организации); слухив бизнес-среде (то, чем живёт вся отрасль, рынок); глобальные (слухи, попадающие в поле организации извне, из макросоциума, в который включена компания). На каждом уровне механизмы возникновения слухов могут быть одни и те же. Однако по мере укрупнения пространственной единицы всё большее значение начинают играть не личные, а массовые коммуникации — информационные агентства, средства массовой информации, теле- и радиопередачи, Интернет и так далее.

В социальном пространстве в одно и то же время, на одной и той же территории слухи оказывают избирательное воздействие на разные социальные слои. Причина здесь может быть в том, что представители различных социальных слоёв могут жить относительно обособленно друг от друга и не вступать между собой в неформальное взаимодействие. Поэтому, являясь актуальным и интенсивно распространяемым в одной аудитории, слух не будет распространён в другой.

По временным характеристикам. Актуальность как временная характеристика слухов, может измеряться одной или несколькими ситуациями. В связи с этим, информацию можно разделить:

Открытые слухи имеют для аудитории повышенную значимость, они одновременно актуальны практически для всех участников социума.

Согласно П. Сорокину, слухи можно также классифицировать в зависимости: от количества и качества взаимодействующих индивидов; от характера актов; от характера проводников.

Возможна и классификация слухов исключительно по числу участников процесса их циркуляции. Тогда выделяются слухи, циркулирующие:

  • между двумя индивидами;
  • между одним и многими;
  • между группами индивидов.

Действительно, количество участвующих в производстве и функционировании слухов прямо и значительно влияет на их интенсивность, долговременность и территориальную распространённость. Разумеется, на характер слухов влияют индивидуальные особенности обменивающихся ими индивидов. Например, мужчины скорее, чем женщины, производят, распространяют и принимают именно политические слухи.

Рассматривая типологию слухов, связанных с потребностями людей, можно выделить:

  1. Слухи, уменьшающие неопределённость.
  2. Слухи, ориентированные на действие, связанные с попыткой изменить текущую ситуацию.
  3. Деструктивные слухи, возбуждающие враждебность.
  4. Позитивные слухи, возбуждающие симпатии.
  5. Слухи, актуализирующие страх.
  6. Слухи, возбуждающие желания.
  7. Порочащие слухи.
  8. Прославляющие слухи.
  9. Защищающие слухи.
  10. Соболезнующие слухи.

Надо отметить, что чем точнее содержание слуха соответствует какому-либо из типов, тем он будет иметь большее влияние на массовое сознание. Эти типы слухов объясняют те сознательные и бессознательные намерения, набор которых представлен практически у всех людей. Поскольку организуемые, целенаправленные или запускаемые слухи возникают в чьих-то интересах, их механизм, аудитория и сюжет чаще всего продуманны.

Изучение слухов в избирательной кампании

Длительное время слухи не вызывали большого интереса со стороны учёных. В 1920– годы западные исследователи оценили роль слухов в формировании психологии масс и управлении их поведением и стали изучать закономерности их распространения.

П. Лазарсфельд впервые стал проводить систематические исследования факторов, влияющих на формирование электорального поведения. Он впервые измерил влияние информации об избирательной кампании на процесс голосования во время президентских выборов США 1940 года пришёл к выводу, что СМИ не являются единственным источником информации, межличностное общение здесь не менее важно. Кроме того, заключил, что политические предпочтения избирателей объясняются с помощью социально детерминированных характеристик, таких как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность, а средства массовой информации лишь усиливают их.

Слухи как явление вызывают большой интерес среди политтехнологов, маркетологов и специалистов по связям с общественностью. По оценкам специалистов, информационное воздействие на население с помощью слухов стоит сегодня в одном ряду с влиянием прессы, радио и телевидения.

Длительное время слухи использовались во внутриэлитной борьбе как инструмент интриг, со временем они обрели массовый характер. Официальные коммуникации и средства массовой информации превратились в новый канал их распространения. В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей как внутри социальных групп, так и между ними.

Сегодня специалисты по связям с общественностью целенаправленно используют слухи для создания и поддержания своей популярности или популярности компании. Здесь мы хотели бы представить наши практические наработки и рекомендации по изучению слухов в рамках избирательных кампаний.

Основным методом, которым мы пользуемся для изучения слухов, является выборочное интервью. К дополнительным методам относятся фокус — группы, наблюдение, беседа, мониторинг СМИ.

Специфика исследования заключается в том, что после заготовленных (закрытых) вопросов интервьюер должен переходить к вопросам, имеющим отношение к персонам (объектам исследований). Вся процедура отрабатывается на группе в тренинговом режиме. Подбор респондентов производится в соответствии с генеральной совокупностью.

Исследования слухов дают нам большой массив материала для анализа. Например, в одной избирательной кампании по результатам исследования было выявлено, что кандидат перевёл из бюджета несколько миллионов долларов на счета своих родственников за границу, или, что у него лучший друг — криминальный авторитет в области. Наряду с этим, в результатах исследований люди говорили, что кандидат — вор и лжец. В одном исследовании были выявлены слухи и одновременно оценки, которые сформировались после того, как сам слух стирался и вытеснялся из памяти. Изучение этих сформировавшихся оценок и суждений не менее важно, чем изучение самих слухов. Часто бывает трудно их разделить и решить, что именно является актуальным слухом, а что мнением, сформированным с помощью слуха. Отсюда первый практический вывод, что помимо выявления актуальных слухов, исследование даёт нам не менее важную информацию о кандидате, которая проявляется в оценках, настроениях, мнениях, суждениях, иллюзиях, убеждениях и так далее.

Анализируя результаты исследований, мы задавались вопросом, с какими же темами, связаны эпизоды, случаи, истории, оценки их жизни политика, о которых нам рассказывали респонденты. По результатам ряда исследований 3 мы все высказывания респондентов (для простоты их использования) сгруппировали в различные категории. У нас получились десять основных тем, вокруг которых, в жизни политика, образуется наибольшее количество слухов.

  1. Личностные характеристики (характерологические особенности, внешние данные, возраст и так далее).
  2. Профессиональные характеристики (профессиональные качества, образование, опыт, компетентность).
  3. Финансы и имущество (дома, квартиры, дачи, машины, доходы и так далее).
  4. Семья (жена, дети, родители, родственники).
  5. Биография (происхождение, национальность, детство, юность и так далее).
  6. Окружение (друзья, знакомые, коллеги по работе).
  7. Предвыборная программа (программа кандидата, цели, планы, политические симпатии, идеология и так далее).
  8. Отношения с противоположным полом (отношения с женой, любовницами, подругами).
  9. Хобби (привычки, пристрастия в проведении свободного времени, спорт и так далее).
  10. Здоровье (болезни, сила, работоспособность, состояние психики).

Последняя задача, которая ставилась интервьюерам — выяснить, что именно респондент знает о персоне именно из средств массовой информации. И, какие СМИ (названия) являлись носителем этой информации. Зачастую, информация, которую респондент узнает о политике из СМИ, значительно отличается от информации, полученной по каналам не формальной коммуникации.

Результаты исследований слухов имеют богатый материал для анализа. Они позволяют:

  • сравнить степень известности кандидата и его конкурентов в сознании избирателей;
  • определить, какие характеристики кандидата и конкурентов, наглядно представлены в сознании избирателей, а какие не представлены;
  • определить позитивные и негативные характеристики политиков;
  • оценить, какие характеристики кандидата и конкурентов в большей степени соответствуют идеальному образу, а какие — нет;
  • определить, какие характеристики кандидата подлежат коррекции в сознании избирателей;
  • определить, какие характеристики конкурентов необходимо использовать в контрпропаганде;
  • определить степень доверия к тем или иным характеристикам кандидата и конкурентов;
  • выявить наиболее значимые каналы, по которым распространяется информация о кандидате и конкурентах;
  • выявить степень влияния СМИ на распространение информации.

К основным результатам исследований можно отнести: содержание слухов, частота встречаемости слухов, эмоциональное отношение к слуху, степень достоверности и каналы распространения слуха. Помимо этого мы получаем количественные и качественные оценки о различных характеристиках политиков, которые облегчают нам задачу разработки концепции имиджа кандидата.

Таким образом, анализ закономерностей и форм неформальной коммуникации в избирательной кампании заслуживает пристального внимания и изучения. В теоретическом плане он может внести существенный вклад в разработку теории неформальной коммуникации, объяснить причины прихода к власти определённых политических сил, помочь понять психологию масс, а в практическом — разрабатывать стратегию и тактику избирательных кампаний.

Библиография

Публикации по теме

Новые статьи

Популярные статьи

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.

Читайте также: