Слезы людские о слезы людские доклад

Обновлено: 07.06.2024

Знаменитая тютчевская миниатюра “Слезы людские, о слезы людские…” написана в конце 1840-х годов. Историю ее создания рассказал литератор и один из лидеров славянофильского движения в Российской империи Иван Сергеевич Аксаков. С Федором Ивановичем его связывали дружеские отношения.

В частности, в 1866 году Аксаков женился на дочери поэта – фрейлине Анне Федоровне, в браке с которой прожил до самой смерти. Кроме того, его перу принадлежит очерк “Биография Ф. И. Тютчева”, написанный в 1874 году. По словам Ивана Сергеевича, в один

Вышедшей ему навстречу дочери он сказал, что по дороге сочинил несколько стихотворений. Пока его раздевали, поэт продиктовал проникновенную миниатюру “Слезы людские, о слезы людские…”, состоящую всего из шести строк.

В лирике Тютчева не встречается изображение социальных низов, так как Федор Иванович редко с ними сталкивался и практически ничего об их быте не знал в отличие от того же Некрасова, общепризнанного “певца народного горя”. Тем не менее, это совсем не значит, что поэт равнодушно

относился к страданиям простого русского народа. Достаточно хотя бы взглянуть на стихотворение “Слезы людские, о слезы людские…”. Конечно, здесь напрямую ничего не говорится о Российской империи и тяжелой доле большей части населяющих ее людей, но боль за родную страну затаилась между строк.

Важную роль в тексте играет анафора – четыре раза в шести строках поэт повторяет глагол “льетесь”, в пятый раз он употребляет его словоформу – “льются”. Для усиления эмоционального воздействия на читателей используются красочные эпитеты, которыми характеризуются слезы, – “безвестные”, “незримые”, “неистощимые”, “неисчислимые”. В финале появляется сравнение несколько банальное, но от этого не менее точное, – слезы поэт сопоставляет с дождевыми струями, льющимися осенней ночью.

Получается, безысходность людского горя словно погружается в “тоскливое рыдание самой природы” над своими сынами. Стихотворение “Слезы людские, о слезы людские…” – по сути, представляет собой то, каким Тютчев увидел мир во время сильного осеннего дождя, как воспринял его. Миниатюра проникнута гуманизмом, сочувствием к несчастьям всех людей на земле, а не только к тяжелой жизни простого народа в Российской империи эпохи правления Николая I.

Понимание радостных образов в искусстве как награды за преодоление невзгод и трудностей, как результат жизненной борьбы.

Осознание музыки как вида искусства, передающего разноплановые, контрастные образы во всём их многообразии.

Понимание и анализ образов печали, скорби, тоски и одиночества в музыке.

Форма проведения занятия:

  1. Урок-беседа об образах печали, скорби, страдания в разных видах искусства на примере музыки.

Виды деятельности учащихся:

Что музыка? Она одна
Нас утешает бесконечно,
Так сладостна, так гармонична…
В ней наша видится судьба.
И, муки наши отражая,
Она нам всё же обещает
Слияние с законом вечным
И с поколений чередой,
И укрощает нашу боль…

Как бы ни были разнообразны оттенки радости, передаваемые музыкой, всё же подлинное своё величие она обретает в воплощении образов объёмных, сложных, глубоких.

Мы уже писали о том, что настроения незамутнённой радости редко посещают наш мир: наверное, по-настоящему они знакомы только детям. Любая другая радость достаётся нам чаще всего в награду за усилия, за преодоление невзгод.

И всякий раз, когда великая музыка пронзает нас своей ослепительной радостью, мы знаем, что долог путь восхождения к этим сияющим высотам - независимо от того, кто был её создателем. Ибо в настоящей музыке выражена вся глубина мира с его неизбывными печалями, вечными, как сам мир, и такими же вечными его радостями.

Так маленькая детская пьеса становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие осенние листья, и горькие человеческие потери.

И хоть это грустный закон, в нём есть и светлая сторона. Ведь когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья… Так и человеческая жизнь – потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.

- Кукла Маша заболела.
- Врач сказал, что плохо дело.
- Маше больно, Маше тяжко!
- Не поможешь ей, бедняжке.
- Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…

Снег на земле и на сердце снег.
Кукла, родная, прощай навек.
Больше, дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.
Лучшею куклою ты была.
Как же тебя я не сберегла?
Как же такое случилось с тобою?
Куда и зачем от меня ты ушла?
Снег на земле и на сердце снег.
Маша, родная, прощай навек.
Больше, дружочек, любимый мой,
Мне не играть с тобой.

Пьесу пронизывает характерный ритм типичного похоронного марша, однако эта черта не делает из пьесы действительно похоронный марш. Порой в литературе можно встретить утверждение, что здесь Чайковский воспроизвёл звучание хора. Нам кажется, что эту музыку скорее можно представить себе в оркестровом, а не хоровом, варианте. Но как бы то ни было, и при исполнении, и, слушая эту пьесу, не стоит всё воспринимать слишком всерьёз. Всё-таки, композитор звуками создаёт впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.

Хорошая, искренняя музыка естественно и доверительно обращается даже к самому маленькому ребёнку. Именно не фальшиво-бодрые, а печальные произведения для детей обнаруживают бережную уважительность к детской душе, способной страдать и переживать не меньше, чем взрослая.

Мы видим, что грустные настроения совсем не редкость в музыкальном искусстве, что они звучали в музыке всех времён, выражая одно из коренных свойств человеческой природы.

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой.
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Ф. Тютчев. Слёзы людские, о слёзы людские…

И тогда приходит музыка с её ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая, примиряющая. Конечно, музыка не в силах избавить нас от наших печалей, но она открывает перед нами бесконечный мир других печалей, таких же безвестных и незримых, как и наши собственные.

Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придёт никогда, - заклинаю, - помните!
(Р. Рождественский. Реквием)

Вопросы и задания:

С поэзией Тютчева все мы знакомимся в начальных классах, читая его произведения о природе. Чуть позже, примерно в средних классах, на ум пытливому читателю приходит мысль, что этот поэт не просто рисует природу, главное для него – ее осмысление. Становясь еще старше, мы знакомимся с философскими стихотворениями поэта, своеобразным размышлением о смысле жизни, об устройстве мира и места человека в нем. Самый увлекшийся поэзией Тютчева читатель обратит внимание и на его религиозные стихи, занимающие особый пласт среди философских мыслей.
Исчерпав все возможности, которые представляет Природа, Тютчев стремительно движется навстречу религии. По его мнению, есть всё же не Природа, а нечто Иное, Что человеку не так легко понять. К этому нужно идти, стремиться, лишь человек, имеющий жизненный опыт за плечами, может осознать это Иное.

Тютчев восхищается природой, он выражает свой восторг, вызванный деталями, которые дарует человеку природа в обыденной жизни: красота и манящий аромат плодов, созревших на деревьях, пурпур свежего вина в бокале, ощущение наступления весны, когда мир начинает просыпаться после долгого сна, запах распустившейся розы.

Но большее внимание Тютчев уделяет слезам, каплям, в которых хранится вся чистота и непорочность. Автор испытывает к ним почти божественное чувство: они чисты и ни с чем не сравнимы. В них преломляется свет, они очищают душу, останавливают течение времени — лишь, когда человек перестает плакать, все в мире продолжает для него идти своим чередом.

Автор считает, что слезы даны человеку для очищения души. Человек по Тютчеву существо низкое, но не падшее и слезы, капающие из глаз в минуты страданий или восхищения как будто сами по себе, тому доказательство.

Психологизм лирики Ф. И. Тютчева

Психология — это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа Достоевского “Преступление и наказание”, который был искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова, разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет мыслями о ней. Чуть ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности. Эта тема очень волновала поэта. А теперь рассмотрим психологизм лирики Тютчева на конкретных примерах. Наиболее часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром мы, изучая поэму Гоголя “Мертвые души”, говорили о том, что сад — это метафора души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы — состояние поэта. В качестве примера мы можем взять стихотворение “Тени сизые смесились. ”:

Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул. Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном.

В этом отрывке упоминается мотив полета, мотив бабочки, а бабочка — это душа, поэтому мы можем говорить о полете души. В этом отрывке с точки зрения эвфонии преобладает звук “у”, что создает настроение тоски.

Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, темный, благовонный, Все залей и утиши.

Эта строфа, по сравнению с вышеприведенными строками, более спокойна, все становится на свои места, сумрак поглощается. Душа все утихомиривает, спасает мир. Здесь преобладают такие звуки, как “т”, “и”, “у”, что создает ощущение гнева, зависти и в то же время нежность, ласку. Тютчев, как и любой творческий человек, был неуравновешенным. Это состояние поэта наложило свой отпечаток на его творчество, в особенности на психологические стихотворения. Например, стихотворение “Еще земли печален вид. ”:

Душа, душа, спала и ты. Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты.

В этом примере душа изображается очень беспокойной, можно предположить, что в тот момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его не была на месте, что-то ее волновало, тревожило. Человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не может находиться в покое. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы, в его голове всегда формулируются какие-либо странные мысли. Душа человека всегда терзается и при жизни ее носителя, и после смерти. Мотив души, психологизм наиболее часто встречаются в стихотворениях о временах года. Самым печальным временем является осень. Осень — это не только время года, но и этап в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение “Осенний вечер”, где можно увидеть мотив души:

Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.

Здесь нет конкретного упоминания о душе и даже нет слова “душа”, но ее присутствие мы видим в “кроткой улыбке увяданья”. В этом отрывке душа тоже страдает. Страдания, боль, тоска всегда являются причиной, по которой люди души роняют слезы. Самыми горькими и мучительными слезами являются слезы горя:

Слезы людские, о, слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой. Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, — Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую порою ночной.

В этом стихотворении Ф. И. Тютчева “слезы людские” льются из-за мучений, терзаний “в осень глухую” — пору тоскливую, пору, когда терзаются души. С точки зрения поэтической техники в этом стихотворении мы встречаем такие приемы, как анафора.

Это нам указывает на мучительные страдания, здесь слезы — не просто капли из глаз, а слезы, как “струи дождевые”. Это стихотворение окружено печалью, горестью, быть может, это и есть типичное состояние Ф. И. Тютчева. Хотя душа такая же несчастная, как и мы — люди, но все же душа безжалостна по отношению к нам. Например, стихотворение “Она сидела на полу. ”:

Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Человек не умирает, это просто душа покидает его тело. Жизнь человека обречена на смерть. Он не может жить вечно, а душа, покинувшая тело, продолжает существовать. В этом отрывке можно предположить, что душа смеется над “брошенным телом”. Эти строки заключают в себе великое пространство, гнев, зависть, печаль, боязнь. Завершить наше путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением “Видение”. В этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает вопрос: “Почему душа относится к хаосу?”В хаосе все неопределенно, как писал Лаврецкий: “Хаос, по Тютчеву, — бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, бурная основа Мира”. В душе тоже все сумбурно, непонятно. В душе человека всегда присутствует смятение, непонятость. Поэтому душа, как хаос — что-то бесформенное и беспорядочное.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах, Беспамятство, как Атлас, давит сушу; Лишь Музы девственную душу В пророческих тревожат боги снах!

В этом стихотворении “Видение” душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как младенец, который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и в то же время великолепием, великим пространством. Таким образом, рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы можем сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние, через мотив времен года и состояние самого человека, через мотив двойного бытия, а также через полет, полет души. Лаврецкий писал о Тютчеве: “Личное, как хрупкое, как совершенно нереальное, по сравнению с вечной материей, — нечто противоположное ей, непреходящей и всемогущей”. То есть противопоставляется личное, хрупкое Ф. И. Тютчева хаосу, которого поэт боится.

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Некрасова “Надрывается сердце от муки”

В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт настоящим ударом для поэта, который после смерти ее законного супруга уже готов был идти под венец с женщиной, которая фактически была его женой на протяжении 16 лет. Тем не менее, Авдотья Панаева, которой любовный треугольник доставлял огромное удовольствие, вдруг осознала, что отношения с Некрасовым утратили для нее былую привлекательность и остроту.

Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой…

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

Слёзы людские

Умом Россию не понять >>

краткое содержание других презентаций

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Т.А. ЗЛОБИНА, г. Москва

Читаем стихи

Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой. Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, – Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной.

Это стихотворение написано более 150 лет назад. Но время не коснулось его: не устарели слова, не устарели мысли и чувства, живущие в них. И завораживает музыка стиха. Совершенство его формы таково, что уже и непонятно, в чем оно заключается, где его секрет, – так все естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой – и оно остается в вашей памяти надолго, если не навсегда.

Эти шесть строчек по своей композиции соответствуют всем музыкальным и поэтическим канонам: тема – ее развертывание – кульминация – завершение.

. которое задает и тему, и – главное – настроение: оно ведет нас в область глубоких человеческих переживаний (характер определения
людские
сразу исключает ассоциации со
слезами радости
или
благодарности
); оно получает тяжелое звучание: инверсия заставляет нас произнести его с особым ударением, особой силой (сравните:
людские
слезы
и слезы людские
). К тому же ведь это – обращение, которому тоже свойственна выделительная интонация. Повтор словосочетания и коротенькая частица
(о слезы людские)
в пределах одной строки создают явственно ощущаемое нарастание напряжения, волнения.

Потом короткая интонационная передышка во второй строке. Она начинается словом льетесь

Новой интонацией выделены третья и четвертая строчки: каждая распадается на две симметрично построенные части с паузой-цезурой посредине. Эта пауза, выделяющая очень важные определения, почти сказуемые (льетесь безвестные

Гармоничность этого стихотворения поражает тем больше, что по сути оно трагическое. Ведь не о слезах оно – слезы

и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.

традиционный прием олицетворения – обращения к неодушевленному предмету – играет в этом стихотворении совсем особую роль. Мы и не замечаем, что обращаются не к нам, что нам ничего не объясняют, не советуют, нас не учат. Нам позволяют просто быть рядом, слышать внутренний монолог, и наша воля – услышать, почувствовать, проснуться – или нет. И такая сдержанность сильнее самых громких слов.

Картинка к сочинению анализ стихотворения Слезы людские

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

— …Хороши ваши стихи, скажите сами? – Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще. – Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают! — Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Назовите тему урока?

Микаэл Таривердиев автор музыки

Автор музыки Андрей Петров

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 470 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.02.2019 2788
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 254 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кравцова Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: