Сквернословие среди подростков причины и методы устранения доклад

Обновлено: 19.05.2024

Сквернословие – это лексика, одновременно запрещаемая и активно используемая обществом. Нет (и никогда не было) общества, в котором не существовало бы запрещенной лексики, как нет общества, не ведущего с такой лексикой борьбу. В последние десятилетия проблема сквернословия, как известно, приобрела в России - и не только в ней - особое значение. В жизни самых крупных культур – в русской, английской, китайской - сквернословие настолько распространилось, что оставаться равнодушным к этому явлению общество уже не имеет права.

Назначение брани состоит, прежде всего, в понижении говорящим социального статуса соперника (ведь высмеиваться, подвергаться оскорблению могут самые главные моральные ценности: дом, мать, семья, умственные способности и религиозные убеждения человека).

В современном обществе брань рассматривается обществом как оружие слабых, как некое подобие компенсации своего эмоционального равновесия, как невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами.

Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Сквернословие стало печальным знаком нашей речи, зачастую исполняющее роль заменителей пауз в разговоре.

Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас и наше подсознание. Известны случаи, когда, находясь под наркозом, ругаются интеллигентные люди.

Формируется общество, лишенное крепких традиций, которые были бы способны цементировать любую нацию.

Гипотеза – профилактика ненормативной лексики в подростковой среде будет эффективной, если:

- активно вести пропаганду здорового образа жизни;

- ориентировать подростков на нормативную лексику через создание ими рэперских текстов, перевод и исполнение этих текстов на иностранных языках;

- привлекать подростков к участию в массовых РЭП – культурных мероприятиях (творческие встречи, РЭП-фестивали, конкурсы);

- проводить тренинги по использованию нормативной лексики.

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме и обосновать необходимость профилактики сквернословия в молодёжной среде;

2) диагностировать проблему среди воспитанников уссурийского суворовского военного училища;

3) выяснить отношение суворовцев к ненормативной лексике и молодежной субкультуре;

4) разработать и реализовать программу профилактики ненормативной лексики в подростковой среде, включающую условия гипотезы.

Истоки и причины сквернословия.

Согласно лингвистическим исследованиям (Земская Е.А., Ильясов Ф.Н., Сидоров В.), брань берет свое начало уже в истоках цивилизации, т.е. с первобытного общества. Уже тогда, во время ритуальных обрядов, она широко использовалась как средство выражения эмоций первобытного человека. Через бранные слова люди выражали гнев, страх, агрессию, и т.д.

В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Исследования сквернословия учёными

Многие ученые уже долгие годы заняты исследованием влияния нецензурной речи на наше здоровье (Геннадий Чеурин, Масару Эмото)

Наверное, мало кому известно, какой губительной силой является мат. В институте квантовой генетики кандидаты биологических наук П.П.Горяев и Г.Т.Тертышный, в течение трех лет проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит с родом человеческим? С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном. Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо "программой самоликвидации". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолевать эту беду.

Рекомендуемый план мероприятий для классных руководителей.

Сквернословие - употребление неприличных, непристойных слов, выражений.

Толковый словарь С.И. Ожегова

Сквернословие - речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань .

Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Почему подростки сквернословят?

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие
- это проявление независимости , способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости ;
- подражание молодежным кумирам;
- принадлежность к группе сверстников, речевой моды .
Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Для чего используется мат?

- для повышения эмоциональности речи;
- эмоциональной разрядки;
- оскорбления, унижения человека;
- для демонстрации агрессии;
- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
- демонстрации принадлежности к определенной группе людей;
- для связки слов из-за неразвитого словарного запаса.

Как борется с ненормативной лексикой закон?

Статья 5. 61 (Оскорбление) Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях - то есть унижение чести и
достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной
тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до
тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста
тысяч рублей.


Рекомендации для родителей.

Следить за собственной речью.

Устанавливаем границы дозволенного.

Объясняем, почему сквернословие неприемлемо.

Научить справляться с отрицательными эмоциями.

Научить использовать приемлемые синонимы.

- Подумайте вместе с ребенком о поиске
замещающих слов, которые никого
не оскорбят и не навлекут на него беду.
- Хвалите ребенка каждый раз, когда он
пользуется нормативной лексикой.

Установите за сквернословие штрафные санкции. Применяйте их спокойно и последовательно.

Важно то, что нецензурная брань не только способствуют снижению интеллекта, провоцирует и само по себе является преступлением, она обворовывает людей духовно, унижает и оскорбляет, калечит людские судьбы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если задать вопрос "Что есть бич XXI века?", можно услышать разные ответы: алкоголизм, наркомания, ВИЧ, интернет, социальные сети, игромания… Почему-то сквернословие в этот список включают крайне редко. А ведь с каждым годом проблема сквернословия становится всё актуальнее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выступление на МО

Проблема сквернословия

среди подростков

Составила: Вишневская Л.Ю.

воспитатель

I категория

"Речь – это показатель ума"

(Сенека)

Если задать вопрос "Что есть бич XXI века?", можно услышать разные ответы: алкоголизм, наркомания, ВИЧ, интернет, социальные сети, игромания… Почему-то сквернословие в этот список включают крайне редко. А ведь с каждым годом проблема сквернословия становится всё актуальнее. С ним мы сталкиваемся ежедневно - на улице, в транспорте, в общественных местах. Можно сказать, этот недуг поразил все слои нашего общества; сквернословят и взрослые, и дети.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, - "Сквернословие — это речь, на­полненная скверными, непристойны­ми словами".

Исторические факты говорят, что сквернословие зародилось еще в древние времена. Тогда оно использовалось в ритуальных обрядах для выражения страха, гнева, агрессии и считалось исключительно мужской прерогативой. Женщины и дети в подобных ритуалах не участвовали, а за употребление бранных слов несли жестокое наказание. В России до середины XIX века за брань была предусмотрена уголовная ответственность.

Сквернословие в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него.

Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения.

Основные причины употребления мата подростками.

Широкое использование матерных выражений родителями. Большинство обучающихся коррекционной школы – интерната из неблагополучных семей, где часто родители дома используют ненормативную лексику.

Гормональные изменения в подростковом возрасте. Гормональные изменения в организме, обуславливают рост возбудимости, эмоциональную неустойчивость, что в итоге провоцирует большее количество стрессов и трудностей во взаимоотношениях с окружающими. И если ранее ребёнок один раз в день вступал в какие-либо конфликтные отношения, то в период гормональных изменений количество конфликтов увеличивается в день в несколько раз.

Восприятие употребления нецензурных выражений как атрибута взрослой жизни. Очень часто взрослые дают понять ребенку, что сквернословие – это атрибут только взрослой жизни и только взрослые имеют право их произносить.

Стремление казаться "рубахой-парнем", "своим" в определенном кругу. Чтобы почувствовать свою принадлежность к этому кругу, подросток начинает сквернословить, и брань постепенно укореняется в его лексиконе.

Создание видимости раскованности и пренебрежительного отношения к запретам. Подросток ошибочно считает, что сквернословие делает его взрослым.

Стремление показать отсутствие страха. В этом случае за неприличными словами подросток скрывает свои страхи и (или) комплексы, которых он стыдится.

Демонстрация агрессии, желание оскорбить и унизить кого-либо. Если нет возможности адекватно ответить обидчику, то зачастую он употребляет брань в качестве последнего аргумента.

Для эмоциональной разрядки, для повышения эмоциональности речи. На смену "словам-паразитам" приходит матерщина. Все чаще и чаще мат служит связкой между словами и заполняет паузы в речи.

Низкий уровень языковой культуры в обществе. Отсутствие языковой цензуры облегчило проникновение нецензурной лексики в СМИ. Произошла замена понятий "свобода слова" ("говори, что хочешь") на "свобода речи" ("говори, как хочешь").

Низкий словарный запас. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами, а также недостаточное чтение художественной литературы приводит к формированию ограниченного словарного запаса.

На самом деле причин употребления мата гораздо больше, и случай с каждым подростком нужно рассматривать индивидуально.

Ни в коем случае не следует игнорировать сквернословие, услышанное от детей и подростков. Таким образом вы даете понять, что это нормально. Педагог должен внушить обучающимся как аксиому: сквернословие – это плохо.

Для преодоления сквернословия необходимо:

придерживаться только нормативной лексики, ни при каких обстоятельствах не опускаться до сквернословия;

терпеливо, последовательно и настойчиво помогать обучающимся избавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыслей и переживаний;

помогать усваивать образцы, "штампы" вежливого, культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;

наглядно, доходчиво и убедительно показывать, как можно выразить свои чувства красиво, без сквернословия и ругательств;

на конкретных примерах убеждать, что приятное слово действует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;

убеждать обучающихся, что к ругательствам прибегают только самые слабые и ограниченные люди, которым нечего сказать обыкновенными словами;

формировать непривлекательный образ человека, употребляющего к месту и не к месту бранные слова, нецензурные выражения;

подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у плохо воспитанных людей непривлекательное будущее, что именно сквернословие не позволило многим достичь успеха в жизни;

формировать непринятие сквернословия как способа выражения мыслей и чувств;

проводить специальные тренировочные упражнения для обучающихся, чья речь засорена косноязычными штампами.

Проблема сквернословия преодолима при целенаправленной и систематической работе. Но всё же, какие бы профилактические беседы не вели педагоги, без участия родителей эта борьба будет бесполезной.


Проектная деятельность в неурочное время. Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Поэтому наш класс обратился к этому вопросу. Нас тревожит проблема сквернословия, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России. Считаем, что словесная брань – это не только невоспитанность, дурная привычка, но и унижение себя, неуважение и даже оскорбление тех, в чьем присутствии оно звучит.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

Исследовательская работа

Выполнили: учащиеся 6а класса

Руководитель: педагог – психолог

Малова Екатерина Николаевна

г. Новотроицк, 2017г.

1.1. Почему люди сквернословят?

1.2. Сквернословие и здоровье. Исследование ученых о влиянии бранных слов на человека.

2. Мое исследование среди учащихся нашей школы.

3.Как бороться со сквернословием.

Актуальность нашей работы

Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Поэтому наш класс обратился к этому вопросу. Нас тревожит проблема сквернословия, особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России. Считаем, что словесная брань – это не только невоспитанность, дурная привычка, но и унижение себя, неуважение и даже оскорбление тех, в чьем присутствии оно звучит.

Считаем, что мат делает нашу речь отвратительной. К сожалению, такие выражения неприятно слушать и слышать.

Мы взялись за эту тему, потому что в наше время проблема сквернословия является очень актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему люди, учащиеся используют в разговорах такие слова и с какой целью.

Цель проекта: изучить проблему употребления в своей речи сквернословия у подростков, способствовать искоренению сквернословия из своей речи.

Изучить историю возникновения сквернословия;

Выяснить влияние сквернословия:

А) научная точка зрения;

Б) влияние на душевное состояние человека;

Рассмотреть проблему сквернословия среди подростков, проведя исследование среди учащихся 6,7 классов;

- Разработать правила избавления от сквернословия;

Вывести своеобразное кредо избавления от сквернословия.

Объект исследования: речь учащихся школы.

Предмет исследования: бранные слова.

Участники исследования: учащиеся 6, 7 классы.

Гипотеза исследования: Возможно, скверные слова появляются в речи школьников потому, что они подражают старшим.

Ожидаемые результаты:

- Снижение частоты использования сквернословия в своей речи;

- Выработка отрицательного отношения к сквернословию.

1 этап нашей работы – сбор информации по данной теме.

Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Историческая справка. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

1.1. Почему люди сквернословят?

В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости.

Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Сквернословие и здоровье. Исследование ученых о влиянии бранных слов на человека.

Мы нашли информацию, что с научной точки зрения сквернословие имеет огромное влияние на организм человека. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое.

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

этап нашей работы – практическая часть.

Наше исследование среди учащихся нашей школы.

В своей школе наш класс провел социологический опрос (анкетирование) среди подростков 6, 7 классов.

Цель: узнать, какой процент учащихся разных возрастных групп использует нецензурную лексику.

Получены следующие результаты. (см. на слайде)





Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия?

Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвертое. Сквернословие – не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабиться – это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. А еще можно принять ванну, сделать массаж. Да, вообще, чаще занимайтесь каким – нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой или посадите цветы или дерево.

По результатам проведенного исследования видно, что большинство опрошенных школьников нашей школы часто употребляют в своей речи бранные слова. Существенных различий в ответах мальчиков и девочек нет. Ненормативную лексику они употребляют, когда злятся и ссорятся, подражая старшим и половина участников эксперимента не знают, что делать, чтобы не использовать в своей речи эти слова.

Язык больше, чем одежда, говорит о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно сквернословное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя другого человека, посылая проклятия ему, мы тем самым навлекаем беду на себя.

Подрастающее поколение понимает, что сквернословие означает грязь, ущербность, деградацию.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно.

Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я — исключение, моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

Использованная литература:

Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное писание. - Москва: Астрель: АСТ, 2007 .

Нецензурная брань, ее пагубная сущность. -М., Благо, 2000 .

Ожегов С. И. Словарь русского языка. - Москва, ОНИКС, Мир и образование, 2007.

Универсальный словарь русского языка для школьников.- Екатеринбург: У – Фактория, 2007 .

Читайте также: