Скульптуры из мрамора доклад

Обновлено: 17.05.2024

С самого детства нас учат представлять скульптора с молотком и зубилом.

Кто не слышал фразу Микеланджело Буонарроти о куске мрамора, от которого надо отсечь все лишнее.

Латинское слово sculpo - вырезаю, отсекаю.

Сколько же мрамора ушло на изготовление скульптур, ваз, колонн и других шедевров, которыми мы любуемся сегодня, а у древних - это были атрибуты их жизни.

Есть целые дворцы, например Мраморный дворец в Питере, отделанный плитами из мрамора.

Сколько на это ушло мрамора, еще нужно прибавить мрамор, который был испорчен, если вдруг дрогнула неопытная рука. Ведь были же у мастеров ученики? И должны быть испорченные изделия.

И при этом, любой мрамор не годился. Отбирался по оттенку и качеству.

Музеи любого государства заполнены шедеврами из мрамора. А сколько их спрятано от посторонних глаз в частных коллекциях и запасниках музеев.

Это ж, какая работоспособность была у древних скульпторов?

Или может у них были свои, неизвестные нам технологии?

Как древние делали эти скульптуры?

Почему сегодня никто не может повторить эти шедевры.

Посмотрите на эту скульптуру Франческо Квироло "Избавление от чар", 1757г., г. Неаполь, Капелла Сан Северо.

Разве можно сплести из мрамора такую сеть?

Многие туристы проходят мимо этой скульптуры, думая, что на скульптуру наброшена настоящая сеть. И только когда узнают, что сеть вырезана из мрамора, осознают всю невероятность мастерства скульптора.

А вот скульптура Джованни Лоренцо Бернини "Похищение Прозерпины"или "Плутон и Прозерпина" .

Создана эта скульптура была предположительно в 1621-1622, г. Рим Галерея Боргезе.

И что удивительно, скульптору на тот момент было всего 23 года.

Когда этот молодой человек смог постичь все секреты такого невероятного мастерства?

Посмотрите, как пальцы отпечатались на бедре Прозерпины.

Как такое можно создать?

Как будто мрамор, из которого делали такие шедевры, вовсе не камень, а мягкий пластичный материал типа воска.

А работы итальянских мастеров в технике мраморной вуали.

Рафаэль Монти, еще один гений скульптуры.

И что характерно, он жил уже в 19 веке (1819-1881). Всего каких-то 140 лет назад.

В 1838 году - в 19 лет! он выиграл свою первую золотую медаль за скульптурную группу "Александр укрощает Буцефала".

Но прославился этот гений своими работами в технике мраморной вуали.

Серия его работ под названием "Весталки" появляется в Англии, начиная с 1847 года.

И в этот же период он успевает повоевать в Италии, на стороне итальянской революции 1848 года.

У него хватает сил одновременно на скульптуру и на революцию!.

Он воюет, и в этот же год продает свою работу "Весталки"в Англию, герцогу Девонширскому, который становится покупателем почти всех его работ.

В 1948 году Монти, проиграв революцию, бежит в Англию, где продолжает работать.

"Дама под вуалью", "Весталка" 1860 год, "Сон скорби и радость мечты", 1861 год - эти работы выполнены в технике мраморная вуаль.

А далее он работает у Ротшильда в Бакингемшире, и, как и все гении, умирает в нищете.

Официальное объяснение такого мастерства очень консервативно - молоток, зубило и гений мастера.

А при создании вуали, объяснение такое. Творили эти шедевры из двух кусков мрамора. Один твердый кусок внизу, а сверху, тот что помягче.

Потом верхний кусок мрамора полировали до тех пор, пока он не приобретал прозрачность шелка.

Вот такое объяснение. Но повторить никто не может.

Рафаэль Монти был последним, кто знал тайну мраморной вуали. Но секрет не оставил.

Хотя есть теория, что и Р. Монти не знал этого секрета, он просто вывез из Италии творения мастеров предыдущих эпох. И потихоньку продавал их.

А скульптуры без рук и голов. Нам говорят, что так автор видел и задумал.

Но логичнее предположить, что эти статуи пострадали во время каких-то катаклизмов или военных событий.

Есть теории, что скульптуры отливали из мрамора, предварительно выполнив форму в воске для заливки мрамора.

В старых книгах есть записи, что при нагревании мела получали жидкий мрамор, который заливали в форму.

И почему все эти мастера собрались в солнечной Италии. Может климат Италии располагает к появлению таких гениальных мастеров.

Но сегодня даже Италия не рождает таких мастеров.

Наша проблем в том, что мы придумываем всякие неправдоподобные объяснения тем фактам, которые не можем объяснить.

Слово мрамор - это современное слово. Раньше говорили мармор, говорят, что просто поменяли местами буквы.

"Мор" или "мар" означает смерть или остановка жизни.

Может этот материал позволял запечатлеть остановку живого человека.

А почему бы просто не признать, что вся история выдуманная, мы почти ничего не знаем о том периоде, когда жили такие мастера. Мы не обладаем теми технологиями и знаниями, которые были в тот период. Ведь и дворцы, в которых стоят эти скульптуры, это тоже шедевры, и мы ничего подобного построить не можем, как не стараемся.

"Разобравшись" в технике работ гениальных мастеров древности, мы создаем сегодня свои шедевры.

Вот такие шедевры создают сегодня итальянские мастера.

яндекс картинки. Cadillac Coupe de Ville выпуска 1952 года из цельного блока каррарского мрамора. Вес блока 70 тонн.

яндекс картинки. Cadillac Coupe de Ville выпуска 1952 года из цельного блока каррарского мрамора. Вес блока 70 тонн.

Вероятно, наиболее популярным материалом, используемым в скульптуре, является мрамор. Прочность и оптические свойства материала привлекали многих величайших скульпторов: мраморные произведения создавали Фидий, Поликлет, Донателло, Микеланджело, Бернини и другие. Мрамор использовался в равной степени для создания архитектурных фризов и отдельных статуй. Использование мрамора в качестве распространенного материала для создания скульптур стало возможным во многом благодаря изобретению металлических инструментов в бронзовую эпоху.

Аполон и Дафна. Бернини.

Аполлон и Дафна. Бернини.

Характеристики мрамора

Также при работе с мрамором стоит учитывать различные его сорта и разновидности, которые могут отличатся цветом, текстурой, химическим составом и так далее.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Создание скульптуры

  • Греческий скульптор, в среднем, затрачивал на создание своего произведения год, поочередно выполняя ряд этапов.
  • Художник, как правило, вначале делает небольшой макет композиции из воска или глины. Затем создается модель в натуральную величину, в которой отмечаются все ключевые опорные точки. Стоит отметить, что иногда скульпторы пропускали некоторые подготовительные этапы.
  • Затем начинается традиционная обработка куска мрамора, включающая в себя сбив крупных фрагментов камня с использованием молотка, долота или аналогичных инструментов.
  • После того, как сформирована общая форма статуи, резчик использует другие инструменты для создания более точных очертаний фигур. На этом этапе греческие мастера использовали стамески и рашпили, но со временем арсенал инструментов расширялся, и к 20-му веку в распоряжении скульпторов были различные камнерезы, сверла и другие орудия.
  • Окончательным этап создания описывался шлифовкой шероховатых поверхностей, абразивной обработкой или полировкой наждачной бумагой. Иногда на скульптуру наносятся вещества, улучшающие отражающие свойства камня.

С эпохи раннего классицизма греческая скульптура не считалась завершенной, пока не была окрашена. Цветовая гамма, применяемая художником, изменялась в зависимости от назначения и расположения статуй. Менее заметные фризы окрашивались в более яркие и неестественные цвета, в то время как скульптуры, расположенные непосредственно вблизи от возможных зрителей, имели более реалистичную расцветку. Иногда кожа героев скульптур окрашивалась, иногда нет, но глаза, брови, веки, ресницы и волосы неизменно нуждались в доработке художника.

Поцелуй. Роден.

История мраморной скульптуры

Пьета. Микеланджело.

Пьета. Микеланджело.

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Загадки истории преподносят нам сюрпризы там, где мы порою не замечаем обыденных вещей. Это касается скульптур мраморных, гранитных или другого очень твердого камня. Находясь в музее, мы любуемся скульптурным великолепием древних умельцев и читаем заготовленные для нас описания. Но если приглядеться, то на некоторых мраморных скульптурах можно увидеть очень тончайшие детали, текстуру ткани, тонкие кружева, вены, оспинки и даже поры на коже. Древние мастера ещё не так давно умели создавать из камня такие удивительные вещи, что кажется мрамор или гранит был у них в руках пластилином.

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Тончайшие детали на мраморных скульптурах древних мастеров

Сегодня Ватикан приоткрыл двери своих сокровищ, а сколько ещё скрыто в запасниках, стоит только догадываться, но и за это спасибо.



Фортуна Камень

г. Москва, ул. Старокачаловская, дом 1Д

(5 минут от метро Бульвар Дмитрия Донского)

пн-пт с 10:00 до 18:00

cб с 10:00 до 16:00

Звоните пожалуйста перед визитом!


Современные скульпторы по граниту и мрамору

Красота и свойства мрамора и гранита не могли оставить равнодушными художников и скульпторов во все времена.

Энергетика и возможности камней безграничны – они способны вдохновлять на свершения. С мрамором и гранитом работали великие мастера, шедеврами которых мы можем наслаждаться и поныне.

Но, все же, начиная обзор работ современных скульпторов по граниту и мрамору, невозможно не вспомнить восхитительные шедевры мастеров прошлого, умевших видеть красоту, спрятанную в бесформенной глыбе, открывать внутренний мир камней, создавать свою тайную историю…

Секреты великих статуй

К примеру, долгое время мы были уверены, что древнеримские и древнегреческие скульптуры, создаваемые из белого мрамора, были бесцветными. И только сравнительно недавно ученые доказали факт раскрашивания античных статуй в довольно широкую цветовую гамму. Просто со временем, под действием света и воздуха, краски выцвели.

Восхищает застывшая чувственная красота Данаиды – дочери царя Даная.







Да, и знаменитая Венера Милосская изначально была создана с руками. Правой рукой богиня придерживала свои ниспадающие одежды, а в левой держала яблоко. Но, при грубой транспортировке древней статуи, обнаруженной на греческом острове Милос, руки откололись, оставив богиню в том виде, в котором мы сегодня ее и лицезреем.

Потрясающие высокохудожественные мраморные надгробия, созданные знаменитыми итальянскими скульптурами.



Однако, вернемся к мастерам современности.

Чудеса современной скульптуры

Гранит и мрамор используются повсеместно, что обусловлено такими факторами, как легкость обработки, долговечность и великолепная эстетическая составляющая. Эти камни дружелюбны и в то же время строги. Не зря именно они украшают храмы и гробницы, тронные залы и площади, из них созданы легендарные памятники и дворцы.

И сегодня эти камни остаются королями созидания, поражают удивительной реальностью современных скульптур.

Так, произведения непревзойденного мастера портретной скульптуры француза Филиппа Фаро отличает тонкое внимание к мельчайшим деталям, ярко выраженная реалистическая направленность.


Получив ученую степень в искусстве резьбы по дереву, Филипп создавал изящную мебель, а затем стал заядлым путешественником, изучая культуру стран Африки, Азии, Карибского бассейна. В итоге этот опыт стал решающим в его последующих работах в портретной живописи. Переехав жить в США, скульптор, начав с моделирования голов из глины и небольших фарфоровых статуэток, стал создавать памятники из камня и бронзыПосмотрите, какие удивительные фигуры рождают руки мастера, умеющие оживлять камень, как поразительно объемно ему удается передать нюансы человеческих эмоций.




Лондонский скульптор Майкл Джеймс Талбот, вдохновленный греческой мифологией, создает необычные, удивительно выразительные скульптуры – удлиненные силуэты прекраснейших женщин. Порой он творит, соединяя в своих работах прекрасные женские тела и удивительные абстрактные формы.














Скульптуры, украшающие города мира

К сожалению, о современных мастерах, работающих с камнем, знают немногие. А между тем, современные скульпторы приложили руку и фантазию к довольно известным проектам, украшающим города земного шара.

Так, во многих городах мира установлена серия скульптур итальянца Лоренцо Куин, изображающая женщину, удерживающую земной шар лентой из ткани.


Американец Марк Ньюман занимается скульптурой вот уже 20 лет, советуя начинающим скульпторам практиковаться в рисовании от руки.

Согласитесь, скульптуры Ньюмана впечатляют глубиной человеческих эмоций и выразительностью поз.




Признан крупнейшим мастером современности и скульптор из Британии – Генри Мур. Его работы не только хранятся во многих музеях, но и украшают известные площади и главные сооружения Европы – здания Парламента в Лондоне, офис ЮНЕСКО в Париже. Оригинальное творчество мастера не перестает волновать умы людей.

Скульптор стремился, чтобы его творения сливались с природой, казались вечными, естественными, словно стояли веками, меняясь лишь под напором стихий.





Творчество российских скульпторов

Говоря о российских скульпторах, нельзя не вспомнить о мощном таланте таких мастеров советской эпохи, как Дмитрий Цаплин и Георгий Попандопуло.

Дмитрий Цаплин – крестьянский самородок, создавший свой, особый метод работы с камнем и свою скульптурную школу. Работы Цаплина завораживают особой простотой, нарочитой грубостью, своеобразной формой, которую мастер ощущал каким-то магическим, врожденным чутьем.


Жаль, что своеобразная манера мастера была далеко не всем близка и понятна, а сам скульптор жил в своем времени и пространстве, так и оставшись одиноким до самого конца.

Георгий Попандопуло – человек, о котором говорили, что он до краев наполнен добротой. Георгий Николаевич стал известен, как скульптор анималист, а впоследствии занимался еще и парковой скульптурой.

Почерк современного скульптора Владимира Буйначева узнаваем по традиционным русским образам. Мастера отличает бережное отношение, стремление сохранить индивидуальность камня, приблизиться к сокровенным тайнам существования форм в пространстве.



Обладающий яркой художественной индивидуальностью скульптор Виктор Корнеев с его тонким пониманием канонов классической скульптуры и обостренным чувством пластики.







Георгий Франгулян – мастер, работающий в различных жанрах, в зависимости от ощущений, настроения, возможности выразить свою идею.

Стараниями Георгия Вартановича был создан мраморный монумент Борису Ельцину в Екатеринбурге, а также надгробие на Новодевичьем кладбище из белого мрамора, синей византийской мозаики и красного порфира.

И если создавать застывшую красоту люди начинали, используя самые примитивные инструменты, то современные технологии и вовсе позволяют творить чудеса, а возможности скульпторов не ограничены.

Необычные проекты в современной скульптуре и архитектуре

Не заметить эти скульптурные и дизайнерские шедевры категорически невозможно.

К таким, необычным проектам можно отнести творение итальянских скульпторов Silvio Santini, Paolo Grassi и Mario Fruendi, создавших модель Cadillac Coupe de Ville выпуска 1952 года из цельного блока каррарского мрамора. Вес блока 70 тонн.

Мрамор использует в своих работах и дизайнер из Канады – Jingu Kim. Например, создавая каменные стулья.



А ведущий дизайнер Великобритании – Lee Broom, используя такое свойство каррарского камня, как полупрозрачность, изготовил декоративные светильники.


Идея создания такой необычной мебели, как мраморная полка, которую выпилили из цельного куска мрамора из Каррары, принадлежит промышленному дизайнеру Marc Newson.



А эти вазы необычной формы, выполненные из цельного куска мрамора, созданы ирако-британским архитектором и дизайнером Zaha Hadid и представлены итальянской компанией Citro.


Как видите, возможности гранита и мрамора, равно, как и фантазия людей, не признают границ, норм и правил. И люди научились открывать миру внутренний мир, душу и вековое звучание каменных глыб.

Читайте также: