Скиннер теория социального научения доклад

Обновлено: 08.07.2024

Типичная модель Скиннера имеет след. компоненты: различаемый стимул, реакцию индивида и подкрепление. Различаемый стимул обычно сигнализирует индивиду о наступлении научения. В кач. различа-х стимулов использовались световые и звуковые сигна­лы, слова. Реакцией служит появление оперантного поведения (повед., к-е возникает и закрепляется благодаря последствиям совершенных действий). Скиннер назвал свой тип обусловливания оперантным обусловливанием, т.к. реакция индивида приводит в действие мех-м подкрепления. В завершение подкрепляющий стимул подается за адекватной реакцией. Поэтому подкрепление увеличивает вероятность послед-го оперантного поведения. Это означ., ­что в присутствии данного различаемого стимула данный индивид будет склонен повторять данную реакцию.

Н-р, 3-хлетний реб. рассматривает (ре­акция) книжки (стимул). Для увелич. вероятности такого поведения в будущем необх., чтобы за реакцией последовало подкрепл. (похвала, интересная картинка или наклейка, к-ю дают ребенку, когда он рассматр. книжку).

Оперантному поведению можно также научить путем обусловливания избеганием, когда подкрепление состоит в прекращении воздействия непри­ятного стимула (шума, яркого света).

Режимы подкрепления: систематическое с фиксированным промежутком времени; систематич. С фикисрованно частотой; несисмематич.; поэтапное. Виды подкрепления: материальное (конфеты, деньги), социальное (похвала, улыбка), поведенческое (возм-ть осущ. деят-ть), символическое (очки в комп. игре, баллы).

При программир. обуч. с помощью комп. применяются многие из этих принц-в научения.

3. Социально-когнитивное научение (а.Бандура).

В повседн.жизни люди осознают последствия своих действий, т.е. они замечают, какие действия приводят к успеху, а какие — к неудаче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое по­ведение. Наблюдая за послед-ми ре­акций, они получают инф-ю, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление. Люди способны предполагать, какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий. В от­личие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением.

Люди учатся не только на непоср. опыте последствий своего поведения, но и наблюдая за повед. др. людей и последствиями их поведения. Из этих наблюд. они также выводят осн. принципы повед. и формулируют правила действий - под­ражать этим действиям или избегать их.

Бандура расширил и усо­вершенствовал свою теорию соц. научения, к-й он дал название социальной когнитивной теории. Познание подразумевает мышление; произошел перенос акцента на мышление как на часть научения. Теоретики социального научения по-прежнему говорят о вознагражде­нии и наказании, но при этом признают, что дети наблюд. и за своим собств. повед., и за повед. окружающих, и за последствиями своего и чужо­го поведения. Дети могут предвидеть последствия на основе своего прошл. опыта. Они формир. мнения о себе и об окружающих, а затем ведут себя т. обр., чтобы их поведение не противоречило этим мнениям. Такой перенос акцента привел к тому, что сторонники социального научения ото­шли от изучения только наблюдаемых форм поведения и приблизились к психоло­гам когнитивного направления.

Фактор развития – научение. Показатель развития – количество приобретенных навыков.

Когнитивные теории развития.

Представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Согласно мнению теоретиков-когнитивистов, люди не просто получают, но и обрабатывают информацию. Каждый человек является мыслителем и творцом своей реальности. Люди не просто реагируют на стимулы, они структурно организуют их и придают им определенный смысл.

Психологи-когнитивисты изучают стадиальные, или качественные, изменения в поведении, к-е происходят по мере роста и созре­вания индивидуума. Они исследуют качеств. изменения путем наблюд. за процессом решения задач (в широком смысле слова) в переходных точках развития.

Структурализм (Ж.Пиаже, Д. Бруннер, Х.Вернер).

Жан Пиаже: интеллект, как и любая др. живая структура, не просто реагирует на раздражители: он растет, меняется и адаптир. к миру. Генетическая эпистемология Пиаже объединила биологию с эпистемологией (обл. философии, изучающей происхождение знания), возродив биологич. модель в психологии.

Исследования Пиаже начались с его совместной работы с Симоном и Бине, где ученый занимался усовершенствованием стандарти­зир-х версий созданной ими шкалы интеллекта. Франц. правительство поручило этим 2м психологам создать стандартизир. тест для опред. ур. интеллекта школьников. Анализируя рез-ты тестир. детей, Пиаже заинтересовался закономерностями, обнаруженными им в неправильных ответах и предположил, что различия между детьми и взрослыми не ограничиваются объемом знаний, но включают также раз­личия в способе познания. Мышл. детей отлич. от мышления взрослых как количественно, так и качественно. С этого момента Пиаже начал отходить от количественного (тестологического) подхода к изучению интеллекта.

Стандартизир. вопросы приводят к стереотипн. и неинтересным от­ветам. Пиаже предложил использ. методику клинического или зонди­рующего интервью, когда ребенок должен отвечать на вопросы или манипулиро­вать стимульным материалом. Такой подход направлен скорее на выявл. про­цессов мышления, используемых при ответе на вопрос, чем на выявл. конкр.знаний, накопленных ребенком. Рез-ты этих интервью привели Пиаже к выводу: для описания развития интегрир-х процессов мышления у детей можно использ. Логич. модели.

Из эксперимента с переливанием жидкости из одного сосуда в другой Пиаже заключил, что до достиж. опред. стадии развития, дети фор­мируют свои суждения, опираясь в большей степ. на перцептивные, чем на логи­ч. Процессы, т.е. они верят своим глазам. Младшие дети видят, что ур. жидкости выше в высоком стакане, и потому считают, что там жидко­сти больше. Дети шести лет и старше отвечают на поставленный Пиаже вопрос, едва взглянув на стаканы. Они и так знают, что количество жидко­сти остается одинаковым, независимо от размера или формы стакана, в который она налита. Когда дети демонстрируют такую спос-ть, психологи говорят, что им доступно понятие сохранения. Эти дети не основываются в своих суждениях исключительно на восприятии, но используют логику. Их знание исходит настоль­ко же изнутри, насколько и из внешних источников.

Виды схем: 1) сенсомоторные (действия человека), 2) когнитивные (в основе лежат понятия). Развитие схем идет через два основных процесса: ассимиляция и аккомодация.

Ассимиляция – включение нового опыта, исходя из существующих ментальных структур без их изменения.

Аккомодация – изменение существующих ментальных структур для объединения старого и нового опыта.

Интеллект всегда стремится к уравновешиванию процессов ассимиляции и аккомодации. Уравновешивание ведет к адаптации. Процесс развития интеллекта – схемы организуются в операции; различные комбинации операций соответствуют различным стадиям когнитивного развития.

Брунер Д. (американский детский психолог, род. в 1916г.). работы Брунера основаны на синтезе целого ряда идей, почерпнутых из психологических работ Выготского и Пиаже.

Брунер совместно с И. Калныньш продемонстр., что 3хмес. младенцы могут научиться синхронизировать ритм сосания с опред. паттерном вспышек на кукольном персонаже, показанном через диапроектор, если любое рассогласование в ритме сосания и вспышек ухудшало четкость изображения на экране. Рассматривая такие моторные навыки как дотягивание и схватывание, З. Фрайберг полагал, что дотягивание у слепых основывается на замещении зрения слухом: младенцы способны дотянуться до объектов, которые они слышат. Эти данные привели Дж. Брунера к заключению, что овладение навыком дотягивания состоит в усилении произвольного контроля над существующей к этому времени координацией глаза и руки. Совместно с Б. Козловски Брунер заметили, что при появл. объекта в поле зрения двухмесячных младенцев те производили руками хватательные движения, но им не удавалось протянуть руки по направлению к объекту. В другой раз они протягивали руки, но им не удавалось схватить объект. Брунер и Козловски предположили, что младенцы испытывают трудности в упорядочивании необходимых действий в соответствующую целенаправленную последовательность. Т.обр., составной частью процесса формир. навыка является установление послед-ти действий, к-я бы обеспечивала эффективное дотягивание и схватывание объекта. Дж. Брунер установил, что 6-месячные младенцы дотягиваются до показанного им объекта и схватывают его, но если затем предложить им др. объект, они роняют первый, т.к. могут контролировать одноврем. только действия с одним объектом.

Структурализм Брунера заключается в иерархической интеграции действия и памяти при взаимодействии с множеством зрительных объектов.

Дж. Брунер привел факты, к-е показывают, что промышленно развитые общества проводят достаточно четкую границу между игрой юных и работой взрослых, тогда как в традиционных обществах, например, у африканских пигмеев, игра помогает смоделировать взрослый стиль жизни. Дети играют в охоту и собирание, и, по мере их взросления, эти игров. действия постеп. переходят в разряд реальных. Игра всегда включает ориентацию на реальность. В символич.игре когнитивные процессы создают воображ. реальность. Вовлекаясь в игру, обычные предметы постепенно начинают использоваться взамен чего-то другого.


Беррес Фредерик Скиннер был одним из самых известных психологов своего времени. Именно он стоял у истоков направления, которое сегодня в науке называется бихевиоризмом. Даже сегодня его теория научения играет важную роль в психологии, педагогике, менеджменте.

Беррес Фредерик Скиннер

Эксперименты ученого

крыса в опыте Скиннера

У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг – посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, – не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.

Формирование поведения по Скиннеру

Оператная реакция в теории Скиннера является произвольным и целенаправленным действием. Но Скиннер определяет эту целенаправленность в терминах обратной связи. Иными словами, на поведение воздействуют определенные последствия животного.

Скиннер был согласен со взглядами ученых Уотсона и Торнадайка на двоякую природу психического развития. Они считали, что на формирование психики оказывают влияние два типа факторов – социальные и генетические. При оперантном обучении подкрепляются особые операции, которые совершаются субъектом. Иными словами, генетические данные выступают основой, на которой выстраивается социально обусловленное поведение. Поэтому развитие, полагал Скиннер, представляет собой научение, обусловленное определенными стимулами внешней среды.

Скиннер также считал, что оперантное обусловливание может использоваться не только для осуществления контроля за поведением других субъектов, но и в отношении собственного поведения. Самоконтроля можно добиться посредством создания особых условий, в которых желательное поведение будет подкрепляться.

голуби играют в пинг-понг

Положительное подкрепление

виды поощрений

Последовательное и пропорциональное подкрепление

Но голубь не может научиться игре в пинг-понг, если экспериментатор не будет формировать у него данное поведение путем дискриминационного научения. Это означает что отдельные действия голубя подкрепляются ученым последовательно, избирательно. В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени – зарплата – способствует тому, что человек остается на определенной службе.

Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи. В отличие от подкрепления поведения, наказание является отрицательным подкреплением. С помощью наказания невозможно научить новой поведенческой модели. Оно только заставляет субъекта постоянно избегать известных операций, за которыми следует наказание.

Наказание

Применение наказания, как правило, имеет негативные побочные эффекты. В теории научения Скиннера обозначены следующие следствия наказания: высокий уровень тревожности, недоброжелательность и агрессивность, уход в себя. Иногда наказание вынуждает индивида прекратить вести себя определенным образом. Но его недостаток заключается в том, что оно не способствует формированию положительного поведения.

процесс наказания

Наказание нередко вынуждает субъекта не отказаться от нежелательной модели поведения, а только лишь трансформировать его в скрытую форму, которая не подвергается наказанию (например, это может быть распитие спиртных напитков на работе). Разумеется, есть немало случаев, когда наказание представляется единственным методом подавления социально опасного поведения, которое угрожает жизни или здоровью других людей. Но в обычных ситуациях наказание является малоэффективным средством воздействия, и его необходимо по возможности избегать.

Скиннер - автор теории научения в психологии

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

  • Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
  • Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
  • Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.

Минусы теории Скиннера:

  • Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
  • Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях. Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
  • Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
  • Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Концепция мотивации

Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.

мотивация по Скиннеру

Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.

Личность и концепция научения

формирование поведения

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, – одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии. Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения. Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека. Подкрепление из окружающей среды – это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения. Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.

Сохранение. Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.

Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.

Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Теория социального научения: когнитивный вызов

Теория социального научения

Теория социального научения Предисловие В этой книге я предпринял попытку ввести анализ человеческого мышления и поведения в унифицированные теоретические рамки. Ведь то, какие именно аспекты психологического функционирования подвергаются более тщательному

Врожденные механизмы научения

Врожденные механизмы научения Признание существования некоторых различий между той степенью легкости, с которой усваиваются различные реакции и условия окружающего мира, уже превратилось в трюизм. Некоторые различия объясняются физиологическими ограничениями

Теория социального научения

Теория социального научения Теория социального научения, предложенная в 1977 году, – одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии. Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления,

Виды научения

Виды научения Классическое обусловливаниеОсновы классического обусловливания были созданы в начале XX века И. П. Павловым. В опытах Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что

Изменение поведения в результате социального научения

Изменение поведения в результате социального научения Теоретики научения, в том числе покойный Б. Ф. Скиннер, долгое время отстаивали идею о том, что ситуационные стимулы — окружающие нас события — напрямую влияют на наше поведение одним из двух способов. Будучи

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения Биографический очерк Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались,

Джулиан Роттер: теория социального научения

Джулиан Роттер: теория социального научения В то время, конец 1940–х — начало 1950–х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории личности. По мнению Роттера, оба этих подхода

Теория социального научения: основные концепции и принципы

Теория социального научения: основные концепции и принципы В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти

Глава 24. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения

Глава 24. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения Д. ЧернышевТеория Джулиана Роттера основана на предположении, что когнитивные (cognitive) факторы способствуют формированию реакции человека на воздействия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию

Применение теории социального научения

Применение теории социального научения Трактовка нарциссизма с позиций теории социального научения, изложенная Миллоном (Millon, 1969), не связана с гипотезой лишения материнской заботы и сосредоточена прежде всего на чрезмерно высокой оценке ребенка родителями. Согласно

УРОВНИ И ВИДЫ НАУЧЕНИЯ

УРОВНИ И ВИДЫ НАУЧЕНИЯ Конечная цель всей мыслительной (умственной, или интеллектуальной) деятельности человека состоит в успешном решении разнообразных практических задач, которые ставит перед ним производственная и общественная жизнь. Для этого идеальные решения,

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА

Оперантное обусловливание Скиннера

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.
  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

    ;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.

Содержание

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Рассмотрим данный принцип на примере.
Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.
В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.
Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Читайте также: