Скифия история географического образа доклад

Обновлено: 09.05.2024

  • Где жили скифы?
  • Происхождение народа
  • Расцвет и упадок скифской цивилизации
  • Культура и искусство
  • Религия скифов
  • Военное дело

Костюмы, особый декор и особенности генотипа доказали гипотезу.

Где жили скифы?

Царские скифы (кочевники первой волны, ранее прочих уже впитавшие обычаи эллинов);

Алазоны (вероятно, дети от браков скифов с протославянами);

Агафирсы (потомки от смешения скифов и фракийцев);

Гелоны (потомки будинов и греческих колонистов, изучает таких скифов история 6 класса);

Фиссагеты (многие историки считают, что это потомки от браков скифов и ранней мордвы);

Тавры (потомки скифских кланов и намного более древнего населения полуострова);

Исседоны (народ степей Южной Сибири, возможно результат смешения с монголоидами).

ВАЖНО: Видимо, к этническому объединению, которое греки окрестили Σκύθης, относились еще саки, массагеты, йирки, распространенные в заволжской степи, в пустошах Средней и Цент. Азии.

культура древних скифов

Происхождение народа

Археологические и генетические следы очень широкого этнического объединения ведут к кочевникам Бронзового Века, проживавшим в Южной Сибири. Звериный стиль точно отсюда. В рамках этого предположения язык протоскифов остается загадкой. Возможно, он был частью алтайской лингвистической семьи. Люди, говорящие на ее языках, проживают вокруг курганов.

Расцвет и упадок скифской цивилизации

Придя в Причерноморские степи в VII в. до нашей эры, первые представители обсуждаемой исчезнувшей народности стали теми Σκύθης, от которых греки узнавали про всех кочевников.

Заняв киммерийские степи, холмистые пустоши и лесостепную полосу Причерноморья, ираноязычные племенные лиги стали соседями древнегреческих полисов, самые первые из которых возникали одновременно с появлением как скифов, так и родственных им тавров. В это столетие никто из них еще не становится земледельцем. Они постоянно воюют, вставая на сторону то одной, то другой древней империи. Чаще от них доставалось как раз Персидской державе. А в определенный момент еще и поздней Ассирийской (раздел о военном деле ниже).

племена скифов

Наибольшего расцвета скифские объединения достигли в V в до н.э. Тогда многие из племен ведут исключительно оседлый образ жизни. На смену политическим союзам, основанным на военной демократии, возникают степные оседлые квазигосударства с потомственной аристократией у власти. Цари часто выбираются из членов одной и той же династии. Скифы активно начинают участвовать в торгово-экономической жизни черноморской ойкумены, становятся потребителями эллинских вин и иных продуктов сельского хозяйства. В частности, города Боспорского царства в начале 5 в – тавроскифские и эллинские. Тут пользовались причудливыми украшениями, прогрессивной амуницией, золотыми монетами (статерами).

В 4 столетии до н.э. чистых скифов уже не найти. Только их потомков от брачных связей с представителями соседних наций. Значительная часть скифского населения оседает в городах, становится грамотной. Лишь север и восток обозначенного в 1 главе ареала сохраняет родоплеменные отношения. В плане хозяйства люди становятся аграриями, скотоводами. Те, кто проникли глубоко в лес, практикуют собирательство, рыбную ловлю и охоту. Смешиваются с варварами-северянами. Часть завоевателей растворяется в народах Анатолийского полуострова.

Наконец, в 3 веке до нашей эры последние скифы исчезают как этнос. Их постепенно ассимилируют или загоняют в глухие горные территории сарматы – народ с похожей речью.

Культура и искусство

скифы история 6 класс

В чем особенности указанного стиля в получившем высокое развитие ремесленном искусстве? Все сюжеты – вплетенные в растительный узор копытные (особенно олени с ветвистыми рогами – основной тотем сибирских племен скифов) и хищные животные (изображенные даже в момент атаки). Скифо-сибирские каноны металлообработки были удивительно качественными. Изделия 5-го века до новой эры имели и изображения самих скифов. Так мы узнали об их одеянии и лицах.

Что касается костюма, конники носили короткие рубахи, а сверху распашные куртки косого раскроя, отороченные меховым кантом. Зимой на ногах у них были высокие войлочные сапоги. На головах колпаки фригийского типа (чаще тоже из войлока – он защищал от жары и холода, а иногда и от удара бронзового меча). В южных степях куртку одевали сразу на голое тело и мехом не оторачивали. На ногах, разумеется, был уже не войлок, а короткие кожаные сапожки. К слову, именно конные азиаты занесли в Европу моду на штаны (за Доном они были из толстой ткани).

Религия скифов

история древних скифов

Военное дело

Племена скифов, в первую очередь, плодили воинов – чтобы любое из них могло забрать у соседей все, что ему могло понадобиться. Ведь это позже (в эпоху появления аристократии) люди расслабились.

Но высококачественная амуниция народа – дело доказанное (находками из раскопов). Начиная с 6-5 вв. до н.э. скифы старались носить металлические шлемы (часто продолжающиеся на лице полумаской – как у коринфян), наручи, поножи, панцири с металлической чешуей, нашитой на плотную кожаную основу. В военных кампаниях они вооружались копьем, колчаном со стрелами, а позже еще и ножом. Бытовал у любых ираноязычных всадников легкий серповидный щит, не мешающий управлять конем. В момент обстрела сзади, им закрывали от стрел спину. Кстати, о лучниках. Луков было 2 типа – для стрельбы в пешем строю и для обстрела с лошади. Позже у скифов появилось и длинное копье. Обязательная часть снаряжения – богато отделанный металлом кожаный пояс, запахивающий куртку.

У женщин имелись высокие головные уборы (чем выше статус, тем больше колпак и богаче отделка дорогими украшениями). Самые обычные девицы обходились налобными повязками.

Вместо эпилога приведем еще одно немаловажное сведение, касающееся затронутой темы. В скифских могильниках обнаруживаются останки людей, намекающие не только о европеоидном типе степного населения Железного Века, но уже о всех его возможных миксах с монголоидами. Последние из указанных разновидностей найдены к востоку от Урала. Нордические типы преобладали западнее и юго-западнее (в Европе, на границе с Кавказом и Ближним Востоком).

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифов

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Скифы

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура

скифы

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Искусство

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Скифское ожерелье

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Искусство скифов

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

скифское звериное искусство

Военное дело

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Скифы в бою

Религия

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.

Античные авторы - в отличие от многих современных - правильно оценивали силу и мощь Скифской империи, ее глубокое внутреннее единство, ее преемственность с предшествующей эпохой бронзового века. Как писал римский историк Помпей Трог:

Скифы, как и другие близкородственные им народы, обитавшие в I тыс. до н.э. в евразийских степях, не имели своей письменности, и потому их социальную и политическую историю приходится воссоздавать преимущественно на основе сведений, сохраненных в инокультурных источниках, и по археологическим данным.

Язык

Некоторые этапы истории скифов

Приход в Причерноморье

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

Скифы в Передней Азии

На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

Скифская культура

Переосмысленные в духе собственно скифских концепций, эти образы закрепились в скифской культуре. По не вполне еще понятным исследователям причинам наибольшую популярность в Скифии приобрели различные изображения животных, послужившие основой для формирования знаменитого скифского звериного стиля — наиболее интересного и самобытного элемента скифской культуры. Для этого искусства характерно воплощение строго определенных образов — по преимуществу копытных животных, прежде всего оленей, а также кошачьих хищников и птиц, — изображаемых в нескольких каноничных позах. Эти мотивы служили главным образом для украшения предметов воинского снаряжения, конского убора, ритуальных сосудов. Совершенно очевидно, что все эти изображения имели в глазах скифов некое важное содержание, но вопрос о семантике скифского звериного стиля до сих пор составляет предмет дискуссий.

Одни исследователи придерживаются мнения, что в его основе лежат магические представления — стремление обеспечить обладателя этих изображений теми выдающимися качествами, которые присущи воплощаемым животным. Другие связывают их со скифской мифологией, полагая, что скифы мыслили своих богов как имеющих зооморфный облик. Иногда звериный стиль рассматривают как своего рода символическую знаковую систему, призванную воплощать общие представления о строении мироздания. Вопрос о смысловой нагрузке скифского анималистического искусства требует еще углубленной разработки. Как бы то ни было, искусство звериного стиля, сложившееся на основе синтеза древнеиранских представлений о мире и древневосточной иконографии, превратилось в наиболее яркое и самобытное явление скифской культуры.

Сосуд из кургана Куль-Оба. Золото. Крым.

Фольклор скифов

Совершенно иной характер имело другое событие из истории взаимоотношений скифов с древним Востоком — их борьба против вторжения в их земли войск персидского царя Дария I. Нашествие огромных полчищ грозило Скифии большими несчастьями. Как это, однако, ни парадоксально, данный эпизод представляет для нас интерес прежде всего не как важная страница политической истории скифов, а с точки зрения исследования скифской культуры. Дело в том, что подробный рассказ об этой войне, сохраненный античными авторами (в первую очередь Геродотом), восходит, судя по целому ряду его особенностей, к собственно скифскому устному эпическому преданию. Фольклор любого народа отражает важнейшие аспекты истории его культуры, и его исследование чрезвычайно важно. Фольклор же скифов почти бесследно утрачен, и представления о нем можно составить лишь по скудным инокультурным его пересказам.

Согласно сохраненной Геродотом традиции, Дарий, переправившись через Дунай, в течение двух месяцев продвигался по причерноморским степям вслед за скифами, которые уходили, не принимая боя. Попытка персидского царя вызвать скифов на решающее сражение не принесла успеха. Скифы мотивировали свой отказ тем, что, не имея ни городов, ни обработанных земель, которые стоило бы защищать от врага, они не видят необходимости в активной борьбе, но просто продолжают вести обычный для них кочевой образ жизни. Тем не менее они постоянно тревожили персов мелкими набегами, нанося им существенный урон. В итоге войско Дария, пройдя по всей Скифии и некоторым соседним с нею землям, вынуждено было бежать из Причерноморья, понеся большие потери.

О реальных событиях скифо-персидской войны этот рассказ, судя по всему, содержит сведения весьма скудные. Даже описанный в нем маршрут не столько отражает истинный ход военных действий, сколько призван воплотить идею тотального характера конфликта и продиктован ритуально-магическими концепциями древних ираноязычных народов. Зато это повествование содержит интереснейшие данные о скифских обычаях, представлениях, культурных моделях. Примечательна описанная в нем величественная фигура вождя скифов царя Иданфирса — мудрого правителя и военачальника, — типичная для древнего эпоса.

Скифские курганы

После отражения персидского нашествия для Скифии наступает почти двухсотлетний период расцвета. Именно к этому времени относится абсолютное большинство исследованных археологами скифских памятников. Это по преимуществу погребальные курганы. Их размеры колеблются в значительных пределах: над погребениями рядовых воинов сооружались небольшие насыпи, которые теперь — после многовековой распашки и выветривания — едва возвышаются над уровнем земли; зато над могилами племенных вождей или царей сооружались гигантские земляные холмы, порой с применением и каменных конструкций.

Пектораль. Курган Толстая могила. Золото. Нижнее Приднепровье.

Так, один из самых известных царских курганов Скифии — Чертомлык — накануне раскопок имел высоту более 19 м. и окружность основания 330 м., а высота другого кургана — Александропольского — превышала 21 м. Под насыпью кургана размещалась могила. Чаще всего это так называемая катакомба — своеобразная пещера простой или усложненной конфигурации, вырытая под одной из боковых стенок глубокого (до нескольких метров) входного колодца. В погребениях знати таких камер могло быть несколько.

Религиозные представления скифов

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Евразийский степной пояс

Войлочные фигурки лебедей из V Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Необходимо кратко коснуться и культуры тех частей евразийского степного пояса, которые располагались к востоку от Скифии. Материальная их культура в результате раскопок сотен и тысяч курганов. Именно произведенные раскопки позволили выявить культурную близость обитателей евразийских степей и причерноморских скифов, хотя каждый из народов этого круга обладал и специфичными, лишь ему присущими культурными чертами. Курганы упомянутых племен были исследованы в низовьях Сырдарьи и в Центральном Казахстане, на Тянь-Шане, Памире и Алтае, в Минусинской котловине и даже в Восточном Туркестане.

Пожалуй, наибольшего внимания заслуживают памятники так называемой пазырыкской культуры, обнаруженные в Горном Алтае. Климатические условия, характерные для зоны распространения пазырыкских памятников, и особенности конструкции присущих им погребальных сооружений привели к образованию в подкурганном пространстве локальных линз вечной мерзлоты. Это обеспечило сохранение в могилах Пазырыка и некоторых других могильников данного региона предметов, изготовленных из органических материалов, обычно в земле бесследно разрушающихся. Среди них — одежда погребенных, украшения и утварь из резного дерева, войлочные и ворсовые ковры и т. д. Даже тела самих похороненных здесь людей, украшенные замысловатой татуировкой, хорошо сохранила вечная мерзлота.

С каждым поколением, даже с каждым полевым сезоном знания о жизни, быте, культуре давно исчезнувших народов неуклонно пополняются.

Новейшие замечательные находки связаны с исследованием памятников Кубани. Обитателями этого региона в I тыс. до н.э. были племена меотов, которые относятся к иберо-кавказской языковой семье. Первые упоминания о меотах античными авторами датируются VI в. до н.э. Судя по Геродоту, Страбону, многочисленным эпиграфическим памятникам Боспорского царства, эти племена обитали в Восточном Приазовье и на Кубани.

В 1982-83 гг. в Закубанье, близ адыгейского аула Уляп, Кавказская археологическая экспедиция ГМИНВ (Государственный музей искусства народов Востока) под руководством А. М. Лескова исследовала ряд меотских курганов и грунтовый могильник VI-IV вв. до н.э. Особый интерес представляют несколько меотских святилищ IV в. до н.э., сооруженных на уже существовавших насыпях бронзового века. В святилище уляпского кургана № 1 среди многочисленных костей животных и человека оказалось большое число различных находок (бронзовые котлы, античные амфоры и бронзовые сосуды, орудия труда, детали конского убора, предметы вооружения, разнообразные золотые украшения). Наибольший интерес представляют две крупные золотые пластины в виде фигур шагающих оленей. Голова, прямо посаженная на могучей шее, увенчана ветвистыми рогами, удивительно пропорциональное туловище на длинных стройных ногах как бы устремлено вперед. Таковы уляпские олени — замечательный образец скифо-меотского звериного стиля, где сочетаются реалистическая трактовка фигур этих благородных животных с условно переданными рогами в виде причудливого сочетания стилизованных головок грифонов.

Самыми значительными находками из первого уляпского святилища являются два скульптурных навершия. Одно из них в виде лежащего на поджатых ногах кабана с вытянутым вперед рылом. Скульптура сделана из двух массивных штампованных серебряных пластин, крепившихся между собой на деревянной основе из орешника с помощью серебряных гвоздиков, на каждый из которых напаяна золотая шляпка. На пластинах имеются обрамленные рельефами вырезы для клыков, глаз и ушей. Они закрыты золотыми вставками, крепившимися на деревянной основе под серебряными пластинами. Нижние края пластин, хотя и загнуты под прямым углом к плоскости с изображением кабана и имеют отверстия для крепления к основе, не сходятся между собой. Этот факт свидетельствует о том, что скульптура кабана служила навершием, надевавшимся на плоскую основу, выступавшую ниже основания пластин. Видимо, эта основа и крепилась на шесте.

Пластины со стилистически близкими изображениями кабана известны в скифском искусстве (степи Украины и Придонья). Однако круглая скульптура кабана, при создании которой были использованы разные материалы и виды техники (штамповка, гравировка, пайка), встречена в скифо-меотском искусстве впервые. Навершия в виде кабана также не были известны ранее. Второе навершие в виде скульптуры оленя восстановлено лишь частично (серебряная пластина туловища еще находится в реставрации). Удалось восстановить голову оленя, посаженную на стройную длинную шею. Скупыми, лаконичными средствами (продолговатыми вдавлениями отмечены ноздри и рот животного, несколько сложнее изображены глаза) мастер добивается редкой выразительности. Завершенность образу придают массивные ветвистые серебряные рога. Скульптурная голова уляпского оленя, созданная без всякого схематизма, условности и стилизации, может быть поставлена в один ряд с лучшими образцами раннего скифо-меотского искусства.

Великолепный комплекс находок обнаружен на ритуальной площадке, расположенной на вершине уляпского кургана № 4, вокруг которого располагался грунтовый могильник IV в. до н.э. Здесь были обнаружены человеческий череп, три античных бронзовых сосуда, серебряная фиала, золотые гривна и бляшки, а также два ритона — золотой и серебряный. Золотой ритон в месте перегиба опоясывает пластина, все поле которой украшено проволочными накладками в виде буквы S со свернутыми спиралью концами. На основание ритона надет наконечник в виде трубочки, украшенной четырьмя плетеными поясками и завершающейся скульптурным изображением головы пантеры. Ее уши, имеющие треугольную, сердцевидную форму, помогают определить место производства ритона. Подобная трактовка уха восходит к древностям хетто-хурритского круга и Нуристана. Позднее такая форма уха встречается в наиболее ранних изображениях пантеры, выполненных в скифском зверином стиле (клад из Зивие).

Уже с середины VI в. до н.э. в памятниках скифо-античной торевтики такое изображение уха не встречается, а значит, имеются все основания считать этот ритон привезенным из Ирана или Малой Азии. Второй серебряный ритон на стройной рюмкообразной ножке имеет прямое высокое тулово с чуть отогнутым краем. Венец сосуда изнутри и снаружи опоясывает накладная золоченая пластина, украшенная снаружи пальметами и стилизованными цветами лотоса, выполненными тиснением и гравировкой. Ниже по тулову сосуда размещены ряд накладных позолоченных пальмет и частично сохранившаяся фигурка Сатира. Плавно изгибаясь, ритон завершается протомой крылатого коня Пегаса, мощную шею которого венчает голова с золоченой гривой. Приподнятые уши, большие глаза, некогда инкрустированные янтарем, чуть приоткрытые губы, сквозь которые видны зубы и золоченый язык, раздутые ноздри, рельефно выделенные вены — таким представлялся мастеру божественный конь. Богатое золочение верхней части, а также могучие золоченые крылья, грива, ремни оголовья и поводок, ярко выделяющиеся на фоне серебра, придают ритону торжественный вид, достойный царственного стола.

Судя по иконографии персонажей, изображенных на фризе, ритон был создан не позднее середины V в. до н.э., в эпоху высшего расцвета античного искусства и культуры. Именно тогда творил безвестный мастер прикладного искусства, подаривший миру этот шедевр. Уляпский ритон с протомой Пегаса по праву входит в число уникальных произведений древнего искусства, открытых отечественной археологией.

Заключение

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Список использованной литературы

1. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М; 1974г.

2. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа 4 – 10 века. Л. 1979 г.

3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа 10 – 13 века .СПБ. 1994 4. История народов Северного Кавказа м древнейших времён до конца 18 века .М; 1988г

Скифы - блестящий период нашей древней истории. Именем этого народа назван период, охватывающий около пяти веков, это время совпадает с воз­никновением и развитием античных государств Греции, сыгравших огромную роль в сложении европейской циви­лизации.

Скифы были тесно связаны с греческим миром. Од­нако след в нашей истории они оставили не только по­тому, что были посредниками в распространении грече­ской культуры на нашей территории. Они сами создали высокую для того времени культуру, влияние которой сказалось на огромных пространствах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Скифская держава, вклю­чавшая не только степи Северного Причерноморья и Крым, но и племена, населявшие лесостепную область, явилась звеном культурных и торговых связей между Передней и Средней Азией и Европой.

Скифы вовлекли в жизнь того времени, приобщив к передовым цивилизациям древности, даже Средний и Северный Урал и Приуралье. Скифское государство, втягивая окрестные племена в торговые связи, содействовало и развитию общественных отношений и культуры. Культурные связи возникли несколько раньше в эпоху поздней бронзы и в киммерий­ское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких око достигло при скифах. Может быть, покажется парадоксальным, но походы ски­фов с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию строя военной демо­кратии, выделению и укреплению положения племенной аристократии у ряда народов.

Среди учёных внесших значительный вклад в изучении теории происхождения скифов, являются такие авторы, как Мурзин В.Ю. , который в своей работе о проблеме происхождения скифов анализирует данные античных источнико, современные теории о проблеме происхождения скифов Северного Причерноморья, определяет время и этапы формирования скифского этноса[5]. Мозолевский Б.Н. и Мурзин В.Ю. в своём сборнике статей о скифах Северного Причерноморья, анализируют работы Тереножкина А.И., Рыбакова Б.А., Гракова Б.Н. Они акцентирует внимание на Времени формирования скифской народности, на проблеме происхождения скифов, на географии Скифии и на классификации племён скифов[4]. Граков Б.Н. в своей работе преимущественно анализирует античные источники и на их основе составляет географическую карту Скифии[2]. Петрухин В.Я. и Раевский Д.С. также делают акцент на анализе античных источников[6].

Цель данной работы заключается в раскрытии проблемы происхождения скифской народности, проживающей в границах Северного Причерноморья.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть современные и античные источники о проблеме происхождения скифов

2. Проанализировать теории о происхождении скифов Северного Причерноморья

3. Определить время формирования скифской народности.

Глава 1. Происхождение скифов Северного Причерноморья по данным античной историографии

Необычайный интерес античного мира к скифам объясняется преж­де всего тем, что именно с ними наиболее тесно контактировали посе­лившиеся в Северное Причерноморье греки. Практически одновре­менно с основанием первых эллинских колоний греки столкнулись со скифами и у себя на родине, поскольку в том же VII в. до н. э. скиф­ские отряды, вторгшиеся в Переднюю Азию, дос­тигли Восточного Средиземноморья и оказались в поле зрения жителей городов Ионии. На протяжении ряда последующих столетий скифы и греки жили в Северном Причерноморье бок о бок. Следствием их многообразных контактов явилось пристальное внимание эллинского мира к этому народу и достаточно полное освещение его истории и обычаев в греческой литературной традиции[6,73-74].

У Аристея из геллеспонтского города Проконнеса были сведения о торговом пути на северо-восток, упоминались народы и их нравы, и, наконец, он сообщал о последнем вторжении скифов в земли киммерийцев и об изгнании их. Его сведения может быть легли в основу многого в трудах позднейших логографов (сочинителей в прозе) и историков, хотя в них, судя по различию с Аристеем, отразились другие не дошедшие до нас источники. Некоторый взрыв интересов к далёкой Скифии на рубеже этих двух столетий имеет прямое касательство к тому, что именно в это время основывались первые колонии на Северном берегу Понта и что тогда же происходили последние вторжения киммерийцев в Малую Азию, достигшие её ионийско-лидийского побережья[2, 6].

Сношения со скифским севером никогда не прекращались в античное время, но они вспыхивали сильнее и больше отражались в те периоды средиземноморской истории, когда скифы играли или могли сыграть в ней какую-ту роль. Поэтому новая вспышка интересов к Скифии и скифам возникает в связи с греко-персидскими войнами, во время которых скифы рассматривались как возможные союзники, а шедший с берегов Скифии хлеб лишь спорадически перехватывался персами в проливах и играл видную роль в продовольствовании Эллады[2, 6].

Геродот из Галикарнасса (около 484-425 гг. до н.э.), касаясь истории скифов, в разных местах своего труда о греко-персидских войнах, а особенно в IV книге детально освещает географию и границы Скифии, происхождение Скифов, их обычаи и религию, торговый путь на северо-восток и нравы более северных народов, живших близким к скифскому бытом, но иных по языку и не входивших в Скифское царство. Всё это изложено в связи с походом Дария в Скифию в 515/14 гг. до н.э. У Геродота отражены также события ранней истории скифов, их походов в Переднюю Азию и вплоть до границ Египта в конце VII и в начале VI в. до н.э. [2, 7].

Вторая версия, как и первая мифологическая, но рассказанная Геродоту греками. В ней рассказывается миф о том, что родоначальниками скифского этноса были дети Геракла и мифического существа женщины – змеи.

Третья версия о происожодении скифов, которой придерживается Геродот, гласит о том, что кочевые племена скифов появились на Северном Причерноморье из Азии, в результате миграции, причиной которой послужило давление массагетов.

Глава 2. Происхождение и формирование скифов в современной историографии

Стойкий интерес к истории скифов зародился в отечественной науке еще в XVIII в. К скифской проблеме об­ращались многие известные исследо­ватели того времени, в том числе рус­ский энциклопедист М. В. Ломоносов, историк В. Н. Татищев, поэт и ученый В. К. Тредиаковский. Общим для их работ, основанных на письменных ис­точниках, были исследование скиф­ской истории в рамках изучения древ­нейших славян и их генезиса.

§1. Теории о происхождении скифов

Практически каждый из исследова­телей, в той или иной степени сопри­касавшийся с историей и археоло­гией скифов, высказывал — хотя бы вскользь—свои соображения относи­тельно этногенеза скифов. Большинство точек зрения относи­тельно происхождения скифов в основе своей примыкает к одной из двух традиционно противопоставляемых кон­цепций.

Близких взглядов придержи­вался и Иессен А. А., который писал, что в его представлении киммерийцы возглавляли первое крупное объедине­ние племен, а затем они, очевидно, около рубежа VIII и VII вв. до н. э. частично были вытеснены из Северного Причерноморья пришельцами с востока, после чего на юге и сложилось скифское объединение. Вместе с тем несомненно то, что нельзя говорить о полной смене всего населения в это время. Многие племена и группы насе­ления, входившие в киммерийское объ­единение, сохранились на месте и после его распада [4, 13].

Несмотря на кажущуюся несовме­стимость рассмотренных теорий о происхождении скифов, во взгля­дах их сторонников наблюдается оп­ределенное единство. Суть его заклю­чается в том, что большинство архео­логов, независимо от того, какой кон­цепции они придерживаются, все же считают, что формирование скифов произошло в результате взаимодейст­вия как местных, так и пришлых, ко­чевых племен.

Подводя итог вышеизложенных теорий о происхождении скифов, противоречия между двумя основными концепциями можно свести к двум основным моментам:

1. К различной оценке удельного веса местных и пришлых компонентов в составе скифского этноса;

2. К различному определению территории, послужившей исходной точкой в движении мигрантов с востока.

§2. Понимание проблемы происхождения скифов

§ 3 . Основные этапы и время формирования скифского этноса

Этапы формирования скиф­ского этноса можно разделить на следующие периоды:

1. Начало — первая половина VII в. до н. э.— продвижение с востока на территорию степей Северного Кавказа и Северного Причерноморья протоскифских племен привело к взаимо­действию пришлого и местного протоскифского населения, что явилось исходной точкой этногенеза скифов;

2. VII — начало VI вв. до н. э.— сло­жение в период походов в Переднюю Азию этносоциальной структуры скиф­ского объединения, основанной на по­корении протоскифами киммерийского населения. Эксплуатация покоренных осуществлялась в рамках трехчленной раннеполитической структуры, закреп­лявшей этносоциальную стратифика­цию внутри скифской кочевой орды;

3. VI в. до н. э.— образование северо­причерноморской Скифии в пределах Степи и Лесостепи под эгидой ирано­язычных кочевников, осуществлявших коллективную эксплуатацию земле­дельцев Лесостепи;

4. Конец VI—V в. до н. э.— формиро­вание скифского этноса в результате ускорения объединительных этногенетических процессов внутри кочевой орды[3,78].

Говоря об этногенезе та­кого определенного исторического на­рода, каким были скифы, необходимо помнить, что этнические про­цессы, приведшие к его формирова­нию, начались задолго до того, как имя скифов появилось в письменных источниках. Продолжались они и по­сле того, как скифы сошли с истори­ческой арены, поскольку отдельные группы скифских племен участвовали и сложении других, более поздних на­родов, т. е. их развитие длилось на про­тяжении многих веков. В этническом развитии кон­кретных народов существуют особые, переломные моменты, среди кото­рых наиболее важны начальный мо­мент этногенеза определенного наро­да и его конечный момент, с которого этнос может считаться практически сложившимся.[5, 15]

Хазанов Л.М. считает, что рассказан­ный Геродотом эпизод об изгнании по­следними киммерийцев относится ско­рее всего к VIII в. до н. э. Основным аргументом в пользу этого вывода яв­ляется следующее за­ключение: скифы впервые упоминают­ся в анналах Асархаддона, датируе­мых 70-ми годами VII в. до н. э., сле­довательно, к северу от Глазного Кав­казского хребта они должны были по­явиться на несколько десятилетий раньше. Однако на примере более поздних ко­чевых народов мы убеждаемся, что столь длительного времени для про­никновения через Кавказ в Закавказье и Переднюю Азию номадам не требовалось. Практически сразу после по­явления в степях Северного Кавказа они устремлялись на юг, в Переднюю Азию. Поэто­му подобные подсчеты можно объяснить лишь стрем­лением в любом случае, даже вопреки фактам, отождествить носителей новочеркасской культуры со скифами.[3,27].

Глава 3. География расселения скифов Северного Причерноморья в трудах Гракова Б.Н. И Рыбакова Б.А.

С самого начала географическое положение Скифии определяет­ся главным образом пределами степей Украины между Ду­наем и Доном. Ассиро-вавилонские источники и греческие сведения VII—VI вв. до н. э. связывают со Скифией иногда Кавказ, что, несомненно, заключает в себе долю исто­рической правды. Больше столетия скифы стремились в эту сторону, поражая своими набегами Ассирию, Урарту и Мидию. Соответственно именно степные районы Кубани дали до сих пор наиболее роскошные инвентари меотских курганов VII—VI вв. до н. э., содержащие импортные изделия и следы отчетливого влияния Передней Азии.

Греческие авторы V и IV вв. до н. э. сокращают границы Скифии. Геродот, Гиппо­крат, псевдо-Скилак отчетливо и согласно друг с другом помещают Скифию от Дуная до Дона, не называя Кавказ Скифией; а встречающееся иногда наименование скифами племен Средней Азии всецело базируется на сходстве быта. Сведения после Геродота от Гиппократа и псевдо-Скилака до псевдо-Скимна указывают на переход савроматских племен, позднее называвшихся сарматами, уже на правый берег Дона. Это еще более сократило границы Скифии. Страбон, повторяя концепцию Посидония, дает сложившую­ся ко второй половине II в. до н. э. картину, в которую, однако, херсонесская надпись в честь Диофанта, полководца Митридата Великого, вместе с монетами царя поздней Ски­фии Скйлура вносит существенные изменения. Во второй половине II в. до н. э. скиф­ские владения еще распространялись на северный Крым и соседние степи Нижнего Приднепровья. После поражения скифов Диофантом эти земли немного сократились, но в целом остались близки прежним до III в. н. э. В начале следующего столетия иа-зиги и роксоланы, привлеченные сюда скифами как союзники, заняли приазовские украинские степи. Термин Скифия с этого времени все больше терял свое самостоятель­ное значение будучи распространен на остальные племена степей: скифы в собственном смысле этого слова населяли до III в. н. э. степной Крым и самые низовья Днепра и Буга.

Геродот представляет Скифию в виде квадрата: южная сторона — побережье Чер­ного моря от устьев Истра (Дунай) до киммерийского Боспора (Керченский пролив), восточная — образована Меотийским озером (Азовское море) и Танаисом (Дон), север­ная сторона — от Танаиса до Истра, западная — Истр. Каждая сторона его равна 20 дням пути, или 4000 стадий, т. е. около 700 км. Строго геометрическое построение фигуры страны и равенство всех ее границ не позволяют серьезно оперировать с таким представлением.[2,15].

Рыбаков Б.А., в своей статье о расселении основных племён скифов, опирается на данные Геродота и составляет карту расселения скифов Северного Причерноморья.[см. Приложение]

Прежде всего, конечно, о сколотах-земледельцах в лесостепи между Дне­стром и Днепром. Такого племени или группы племен Геродот в Скифии не знал. Они воссозданы автором исследо­вания, с одной стороны, из скифов-па­харей, которых Геродот указывал в правобережной Лесостепи, и скифов-земледельцев, которых он прочно лока­лизовал только к востоку от Днепра. Невероятность появления на карте Скифии особых сколотов-земледельцев, помимо невозможности слияния в их составе правобережных и левобережных оседлых племен, заключается, конечно, в том, что для Геродота сколотами на­зывали себя сами скифы царские: его свидетельство об этом непререкаемо[4, 5-6]. В статье Б.А. Рыбакова основной миф о происхождении скифских царей и родов, или племён скифов царских, оказался перенесенным на оседлых земледельцев, часть которых, прежде всего скифы – пахари, очевидно, скифами были только по своему названию, так как являлись автохтонами, ведущими начало от белогрудовцев и чернолесцев кон­ца эпохи бронзы и доскифской поры железного века. От Таргитая, сына Зев­са и дочери реки Борисфена, как гово­рится в мифе, родился первочеловек Таргитай, имевший трех сыновей. «И вот,— как пишет древний автор,— от Липоксая-де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Арпоксая — те, что называются катиарами и траспиями; а от младшего, царя, те, что называются паралатами; общее же название всех их — сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины [1,6].

Главный аргумент, пользуясь кото­рым Б. А. Рыбаков перенес генеалоги­ческий миф скифов царских на земле­дельцев, заключается в том, что в со­ставе небесных даров, по данным этого мифа, были, помимо секиры и чаши, плуг и ярмо — предметы земледельче­ские. Следовательно, и сам миф должен был принадлежать земледельцам, что и позволяет перенести именно на них на­звание сколотов. Доводы Рыбако­ва Б. А. Мозсводятся к следующему, плуг с ярмом поставлен среди священных да­ров на первое место, что и заставляет связывать данную легенду прежде всего с земледельческой лесостепой зоной Скифии. Священное золото цари обе­регают и чтут ежегодными обильными жертвоприношениями под открытым небом. Еще раз мы можем убедиться в том, что Геродот четко различал соб­ственно скифов и скифов-сколотов — их празднества и жертвоприношения он описал раздельно, и там, где описыва ются божества скифов-кочевников, при­несение жертв в безлесной степи, там не упоминается почитание золотого плуга и ярма, а говорится о поклонении мечу и заклании пленников. Страна почитателей пахотной упряжки земле-дельцев-сколотов находится не в южной степи, севернее которой живут пахари. Она находится на северном пределе досягаемости, на рубеже заснеженных пространств[4,6].

По счастью, он нашел нужным все же дать окончательное разъяснение, пере­числив земли потомков Таргитая и ска­зав, что всем им в совокупности имя сколоты, а скифами (очевидно, по ана­логии с окружавшими греков действи­тельными скифами) их называли гре­ки-колонисты. Итак, мы получили пра­во именовать днепровско-днестровский массив земледельческих культур скиф­ского времени и скифского облика его самоназванием — сколотами[7, 216 - 217].

Во всем изложенном о сколотах-земледельцах можно обнаружить только убежденность, но не убедительность, не доказательства. Вынужден повторить, что предание о происхождении скиф­ских царей и скифов царских, называв­шихся, по Геродоту, сколотами, ника­ким образом приписать земледельче­ским оседлым племенам нельзя, Геродот ничего не знал о земледельцах-сколотах: в его записях сколоты — ко­чевые скифы царские.[2,6]

Рассмотрев географию расселения скифов Северного Причерноморья, можно сказать, что современные исследователи не пришли к единому мнению о расселении скифов Северного Причерноморья

Каждый народ проходит свой исторический путь. Путь скифов не был короток – история отмерила им более тысячи лет. Долгое время они представляли господствующую политическую силу на обширной территории между Доном и Дунаем. В середине III в. до н. э. Скифия превращается в безлюдную пустыню в результате нашествия сарматов. Однако ко II в. до н. э. происходит возрождение государства скифов. В III в. скифское царство было уничтожено готским нашествием.

1. К различной оценке удельного веса местных и пришлых компонентов в составе скифского этноса;

2. К различному определению территории, послужившей исходной точкой в движении мигрантов с востока.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема происхождения скифов, несмотря на то, что существуют античные источники, а так же различные теории их происхождения, все-таки мало изучена, мало подкреплена научными данными, сказать что-то определенное еще рано. Проблема скифов так и остается открытой, а значит, возможно нас еще ждут новые открытия.

2. Граков Б.Н. Скифы: Научно-популярный очерк.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1971г.

3. Куклина И.В.Этногеография Скифии по античным источникам, Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985

8. Д.С. Раевский. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., "Наука", 1977

Читайте также: