Система подготовки к егэ по биологии доклад

Обновлено: 30.06.2024

Я работаю учителем биологии и химии уже 30 лет. За время существования ЕГЭ и ОГЭ универсального метода нет. За эти годы перепробовано много методик, приемов изучено много литературы. Но главной целью моей профессиональной деятельности, связанной с образованием учащихся, является развитие положительной мотивации к учению, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания для осмысления и решения современных проблем, формировать основы здорового образа жизни. Также свою миссию как учителя вижу в том, чтобы учащиеся достигали высоких предметных и мета предметных результатов в освоении образовательной программы и, как следствие этого, высоких результатов на ОГЭ и ЕГЭ. Работа над популяризацией знаний биологии и химии и их практической направленности - неотъемлемая часть моего педагогического труда.

Актуальность .

Данная разработка создана с учетом спецификации экзамена по биологии и химии в 11 классе профильного уровня. Главное назначение разработки – обеспечение гарантий получения обучающимися необходимого объема знаний по предметам для успешной сдачи ЕГЭ.

На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов. А учащимся 9 класса для получения аттестата необходимо сдать два экзамена по выбору. Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ и ОГЭ.

ЕГЭ и ОГЭ по биологии и химии предусматривает участие выпускников, выбравших биологию в качестве профильного предмета. В моей методике подготовки к экзамену основной акцент делается на освоение понятий биологии и способности применять знания для объяснения биологических процессов и явлений решать цитологические и генетические задачи работать с биологической информацией, в виде таблиц, текстов, рисунков, схем, диаграмм. По химии больше уделяю внимание решению нестандартных задач и проведению эксперимента. Каждый ученик мечтает хорошо сдать ЕГЭ и ОГЭ, получить высокие баллы и поступить в вуз. В последние три года на переход новых стандартов ФГОС учащиеся сталкиваются с трудными вопросами ЕГЭ , по разделам генетики и цитологии (решение задач). Реакции подтверждающие взаимосвязь органических соединений и установление молекулярной и структурной формулы вещества . Поэтому приходится использовать современные педагогические технологии и методы .

Цели и задачи методической разработки – это повышение качества образования, повышение профессионального мастерства педагога, обеспечение достижения учащимися результатов освоения содержания образования на базовом и повышенном уровне, обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования.

Современные педагогические технологии на уроках химии и биологии.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения.

Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ предусматривает наряду с традиционными технологиями, использование современных технологий, таких как:

1. Тестовые технологии

2. Групповые технологии

3. Информационно-коммуникационные технологии

4. Технология дифференциации

5. Здоровьесберегающие технологии

Основная часть

1.Системный подход.

Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать активность учащихся при решении практических и теоритических задач по генетике . Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.

Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении .

2. Информационно-коммуникационные технологии.

Использование компьютера на этапе объяснения нового материала.

t1596659612aa.jpg
t1596659612ab.jpg

ИКТ также играет не мало важную роль в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Я активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке ,как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых ИКТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.

Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов :

На этапе объяснения нового материала можно использовать следующие виды учебной деятельности:

1. Цветные рисунки и фото. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.

2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.

3.Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.

Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке.

4. Анимации , виртуальные лаборатории по химии, видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, по химии различные способы получения веществ.

5. Интерактивные модели и рисунки, схемы. Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, фрагменты коротких анимации.

6. Мультимедийные презентации.

На этапе закрепления материала можно использовать следующие виды учебной деятельности.

1.Работа с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.

3. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.

t1596659612ac.jpg
t1596659612ad.jpg

4. Работа с интерактивными заданиями – задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В своей работе я использую индивидуальный и дифференцированный подход в к подготовке к ЕГЭ. Использую внутреннюю ( уровневую дифференциацию) - различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс) и внешнюю ( профильную дифференциацию)- обучение разных групп учащихся по программам, о тличающимся глубиной и широтой изложения материала. Цели дифференцированного обучения:

Для 1-й группы учащихся:

пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для 2-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством.

t1596659612ae.jpg

Разно уровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышения познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня.

Индивидуальная работа с обучающимися .

Решению химических задач также уделяю большое внимание, начиная с 8 класса, так как считаю это умение важнейшим критерием эффективности усвоения химических знаний.

Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе.

- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде,

- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;

- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

В учебном процессе при подготовке к экзаменам целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.

1.Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны имеют еще и ___________(А). Полужидкое содержимое клетки_____________(Б). В ней находятся различные ____________(В). Генетический аппарат-важнейшая часть клетки. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружен мембраной и называется __________(Г). В нем расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом______(Д).

1) Вакуоли 2)Цитоплазма 3)Клеточная мембрана 4)Ядро 5)Хромосомы 6)Клеточная стенка 7)Органоиды .

2.В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

1) хромопласт 2) вакуоли 3) хлоропласт 4) хлорофилл 5) митохондрии 6) целлюлоза 7) гликоген 8) глюкоза.

В старших классах при подготовке к ЕГЭ я практикую зачёты по биологии и химии где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания).

Ф.И. ученика__________________________ СОШ № _____ класс

Задание1. Выберите три правильно названных свойства генетического кода .

A) Код характерен только для эукариотических клеток и бактерий

Б) Код универсален для эукариотических клеток, бактерий и вирусов

B) Один триплет кодирует последовательность аминокислот в молеку­ле белка

Г) Код вырожден, так аминокислоты могут кодироваться несколькими кодонами

Д) Код избыточен. Может кодировать более 20 аминокислот

Е) Код характерен только для эукариотических клеток

Задание 2 . Постройте последовательность реакций биосинтеза белка.

A) Снятие информации с ДНК

Б) Узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНК

B) Отщепление аминокислоты от т-РНК

Г) Поступление и-РНК на рибосомы

Д) Присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента

Задание 3. Постройте последовательность реакций трансляции.

A) Присоединение аминокислоты к т-РНК

Б) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

B) Присоединение и-РНК к рибосоме

Г) Окончание синтеза белка

Д) Удлинение полипептидной цепи

Задани 4. Найдите ошибки в приведенном тексте.

1. В некоторой молекуле ДНК на долю нуклеотидов с Тимином приходится 14%. Определите процентное содержание нуклеотидов с Гуанином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число______________

2. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число_____________

3. Сколько кодонов кодируют фрагмент полипептида, состоящий из 367 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число______________

4. В двух цепях молекулы ДНК насчитывается 3000 нуклеотидов. Информация о структуре белка кодируется на одной из цепей. Подсчитайте сколько закодировано аминокислот на одной цепи ДНК. В ответ за­пи­ши­те только со­от­вет­ству­ю­щее количеству аминокислот число_____________

5 . Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на и-РНК?______________

6. Сколько нуклеотидов во фрагменте матричной цепи ДНК кодируют 55 аминокислот во фрагменте полипептида? В ответе запишите только соответствующее число_____________

7. Какой процент составляют нуклеотиды с Тимином в молекуле ДНК, если нуклеотиды с гуанином и Цитозином вместе составляют 24 %? В ответе запишите только соответствующее число_____

8. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число_______

9 . В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с Тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число___

10. В двух цепях молекулы ДНК насчитывается 3000 нуклеотидов. Информация о структуре белка кодируется на одной из цепей. Подсчитайте сколько закодировано аминокислот на одной цепи ДНК. В ответ за­пи­ши­те только со­от­вет­ству­ю­щее количеству аминокислот число____

Задание 5 Известно, ч то в се в иды Р НК синтезируются н а Д НК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли т -РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь смысловая, нижняя транскрибируемая). 5’-ТАЦГАТЦГАТЦГЦАТ-3’

Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5’ и 3’ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5’ конца соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. Генетический код (и-РНК)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология является одним из востребованных предметов для сдачи экзамена по выбору в формате ОГЭ, ЕГЭ наравне с такими предметами, как обществознание и география.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ

1.Первое направление это внеурочная работа с учащимися на консультациях.

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора.

2. Второе направление это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы.Так же я провожу различные формы текущего контроля, используя задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.

3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, созданные мной и другими учителями-биологами, авторские разработки, а так же материалы, рекомендованные ФИПИ.

Для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов я использую различные учебные пособия, а так же пользуюсь материалами различных сайтов.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ?

Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 6 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого (т.к. экзамен в новой форме по структуре близок к ЕГЭ) и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.

Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов.

Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.

Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ОГЭ.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала.Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

С 8 класса больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями, соответствующими уровню С. Такие задания первоначально выполняются на уроке на этапе закрепления в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаю в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то использую и для контроля знаний.

В КИМах ОГЭ в 9 классе используются текстовые задания, которые требуют прочтения тематического биологического текста и краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений. Подобное задание проверяет следующие умения:

- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу;

- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;

- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;

- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

Сформулированный ответ вносится в графы предложенной таблицы.

В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь детей.

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ЕГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

В сентябре выявляю учащихся 11-ого и 9-ого класса, выбравших биологию для ЕГЭ или ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Провожу групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время, заранее согласованное с администрацией школы.

Доклад по теме:

Мои учащиеся сдают ЕГЭ по биологии .Вначале испытывали трудности: с чего начинать? как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ накоплен определенный опыт работы, который может быть полезен учителям биологии, только начинающим эту работу.

Для того чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную структуру и особенности тестовых заданий.

Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают у выпускников знания базового и повышенного уровня, предусмотренные существующим образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Федеральным агентством по образованию РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Это надо делать с самых первых уроков биологии в 6-м классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11-го класса необходимо переходить к детальному повторению.

Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы: назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На этой основе формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно-измерительных материалов (КИМов).

Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы для проверки основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые вносятся в текущем учебном году.

Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала (См. Приложение). Очень хорошо, если в 11-м классе будет выделен 1 ч групповых занятий для подготовки к ЕГЭ. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объем материала поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса. Для этого составляется диагностическая карта на каждого обучающегося.

На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.

Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. Интенсивно давать КИМы следует к концу учебного года, а в начале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему.

В начале 11-го класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в нее включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределен в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.

Готовясь к выступлению думала, какой опыт я могу показать тем, кто из года в год готовит всех без исключения к ЕГЭ. Мой предмет выбирают чаще всего мотивированные дети.

Один из факторов — время. Полноценная подготовка к ЕГЭ по биологии — это год серьезной ударной работы, лучше 2 года.

Некоторые считают, что биологию можно зубрить, что задач в ней нет. Однако на экзаменах вам поможет только глубокое понимание, осмысление биологии. А задачи — и самые разнообразные! — встречаются в ЕГЭ, причем их формулировки часто неоднозначны.

Обычной школьной подготовки, разумеется, недостаточно. Ведь биология включает в себя ряд взаимосвязанных разделов — ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию. Каждый раздел имеет свою специфику, свои сложности. И весь этот непростой и содержательный материал в большинстве школ ученику предлагается чаще всего освоить при одном уроке в неделю. Однако парадокс в том, что и при 3-х часах в неделю времени на повторение материалов 6-8 классов в урочной системе нет. Спасают доп.занятия.

Исходя из рекомендаций методистов и собственной практики, для повышения эффективности усвоения программного материала, можно рекомендовать сделать акценты на следующие направления работы учителя биолога.

1. Более подробно разбираю наиболее значимые и трудные вопросы. Их мне помогает сформулировать участие в проверке работ ЕГЭ и ГИА. Чаще всего это вопросы, на изучение которых отводится мало времени в школьном курсе

2. Разгружать учебный материал за счет сокращения описательного и второстепенного компонентов.- опорные конспекты

РАССКАЗ ОБ ОПРНЫХ КОНСПЕКТАХ

3. Вести словарь биологических терминов с их четкими определениями, но не просто тупо записывать туда терминологию, а учитывая, что один термин может быть обозначен разными терминами. В этом случае необходимо представлять учащимся все терминологические варианты обозначения того или иного понятия, поскольку в контрольных измерительных материалах могут использоваться различные термины, обозначающие одно и то же понятие.

· Работа в этом направлении предполагает использование словарей, энциклопедий, при этом возрастает внимание к русскому языку, формируется интерес к языку биологической науки, актуализируется языковой опыт учащихся, развивается их устная и письменная речь, наиболее эффективно формируются коммуникативные умения учащихся.

· Постоянно задействовать различные виды памяти учащихся, увереннее использовать приемы мнемотехники, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или иное происхождение.

Тропизмы (греч.тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д.

Учащиеся, услышав перевод, начинают вспоминать, что растения тянутся к свету, а корни растут вглубь почвы

4. Использовать сквозной подход – экологический, эволюционный, функциональный. Эволюция систем органов

5. При проведении занятий по общей биологии широко использовать знания из области ботаники и зоологии, привлекать их для иллюстрации и конкретизации биологических законов и выведения общих закономерностей. (Не просто говорю о путях эволюции, а показываю это на конкретных примерах из ранее изученных курсов

Широко использую рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать никто пока не отменил. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения

На одном слайде использую англоязычные и русскоязычные картинки, т.к. найти рисунки без подписей в интернете трудно

При проведении контрольных мероприятий использовать задания, требующие составления схем, рисунков, пиктограмм и таблиц – многие используемые сейчас пиктограммы придумали бывшие выпускники

Решать задачи на применение биологических знаний в различных практических ситуациях;

Использовать задания, требующие четкого и лаконичного письменного ответа – задания С5 и С6.

Для освоения техники тестирования, в процессе преподавания биологии необходимо широко использовать тестирование с разнообразными видами тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. При этом особое внимание уделять трудным видам тестовых заданий.

Ученикам химико - биологического класса предлагается выполнить конспекты по определенным темам курсов, используя учебную и дополнительную литературу и поделиться своими трудами с другими учениками, получив взамен готовые конспекты. Конспекты составляются по определенному плану, их содержание контролируется учителем.

Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов.

Подобный подход к повторению давно пройденных тем позволяет, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках.

И, наконец, что бы ученики познакомились со структурой экзамена в форме ЕГЭ, промежуточная и итоговая аттестация в 10 и 11 класса проводится так же в форме ЕГЭ, во втором полугодии 11 класса ученики несколько раз решают пробный экзамен, который проводится с соблюдением практически всех процедурных особенностей, по результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий

Зная любовь современных школьников к планшета и айфонам, я составила комплекты учебных пособий для просмотра именно в этих гаджетах.

Ну и самое последнее, можно выучить и понять материал в учебниках, можно научится работать с таблицами , схемами и графиками, но нельзя говорить о биологии не владея визуальным представлением о ее объектах.

Сталкиваюсь постоянно с проблемой не знания внешнего вида разных биологических объектов (растений, животных из разных систематических групп) и т.д Решая эту проблему пытаюсь создать иллюстрированный словарь живой природы.

Ведущая идея опыта: создание эффективных педагогических условий для успешной подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Содержимое публикации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

с. Новоромановского Арзгирского района Ставропольского края

Обобщенный педагогический опыт работы

учителя биологии

Булавиной Светланы Васильевны

Ведущая идея опыта: создание эффективных педагогических условий для успешной подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Одна из ведущих тенденций развития образования во всем мире и в нашей стране – создание независимой системы оценки образовательных достижений учащихся. Оценка качества образования должна соответствовать международным стандартам и способствовать интеграции в общеевропейскую систему образования. ЕГЭ является формой, которая обеспечивает единство требований к качеству подготовки выпускников и создает равные возможности для получения высшего профессионального образования вне зависимости от особенностей региона и школы.

С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников, хотя учителя всё ещё с настороженностью и даже страхом относятся к новой форме итоговой аттестации как в 11 классе, так и в 9 классе.

ЕГЭ выпускники нашей школы начали сдавать с 2003 года, а биологию с 2007 года; девятиклассники также сдают экзамен в новой форме с 2007 года.

Подготовка к ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

Прежде всего, учителю необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, рассмотреть демо-версию.

Технология опыта

Курс биологии — это огромное количество фактического материала. Определения, новые понятия, законы и взаимосвязи между явлениями… Как же готовиться к ЕГЭ по биологии?

Известно, что процесс обучения делится на четыре этапа:
• постановка цели,
• действия по ее достижению,
• контроль,
• завершение процесса.

С действиями – уже сложнее.
Некоторые много раз повторяют само слово, зубрят определение, ничего не представляя, не визуализируя. Они попусту тратят время.

Другие ярко представляют хроматиды, задают много вопросов о том, как они выглядят, где располагаются. Они хотят увидеть образы, раскрывающие смысл понятия. Эта стратегия эффективна в связи с тем, что она визуальная. Ее надо развивать.

О контроле. Как ученик понимает, что он усвоил понятие? — Отвечает на устные вопросы, в любых заданиях и тестах применяет новое знание.

Как завершается процесс освоения понятия? В итоге понятие должно быть логично встроено в систему знаний ученика. В сознании выстраиваются связи нового понятия — с другими, уже известными.

Я показываю ученикам наиболее эффективные стратегии запоминания. Результат — целостная картина и твердое знание предмета.

Знаете ли вы, что лучше всего запоминается? Правильно — то, что имеет эмоциональную окраску.

Поэтому на занятиях я организую яркие мозговые штурмы, дискуссии, интересные ситуации. Я выбираю лучшие задачи и задания по биологии, конструирую собственные методики активизации ученика, создаю атмосферу глубокой системной тренировки знаний.
Более того, ученики эмоционально воспринимают то, что они создали сами. Лучше всего запоминаются те таблицы и схемы, которые ученик создал сам. Как же гордятся ученики своими материалами!
Если сложный теоретический материал не только прочитан дома, но и преобразован в таблицу, схему — к нему особое отношение. Такие знания являются понятными, близкими, так как задействована личность ученика.

В биологии есть свой язык, своя терминология. Чтобы успешно сдать экзамен, надо уметь говорить с использованием биологических понятий.

Просто решать тесты — это вообще не подготовка к ЕГЭ, а самообман. Мы ориентированы на самые высокие результаты, поэтому на занятиях учимся аргументировать свое мнение, давать развернутые ответы на вопросы.

Часть I включает задания разного типа.

преобразование у растений корней в присоски

редукция органов чувств у бычьего цепня

превращение листьев в колючки

наличие лопатообразной передней конечности укрота

отсутствие органов пищеварения у червей-паразитов

редукция шерстного покрова у китов

Ответ: 125

Задания на установление соответствия
Задания этого типа требуют знания характеристик биологических объектов, их свойств, признаков, установления связи между типами животных и характерными для них признаками, между факторами среды и их характеристиками, между признаками обмена веществ и его этапами, между видами изменчивости и их характеристикой. В этих заданиях каждому понятию или определению из правого столбца, обозначенному цифрой, должен соответствовать правильный ответ, обозначенный буквой из левого столбца. Например, в ниже следующем задании необходимо установить соответствие между фактором среды и его характеристикой.

А) вырубка леса

1) абиотический

Б) увеличение численности

2) биотическийконсументов

В) постоянство газовогосостава атмосферы

Г) симбиоз гриба и водоросли

Д) таяние снега

Согласно инструкции выбранные буквы нужно записать в таблицу, которая есть в тексте задания.

Ответ: 12121

Задания со свободным развернутым ответом
С заданиями этого типа выпускники имели дело на уроках биологии, устно или письменно отвечая на вопросы. На ЕГЭ все задания части II требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно и четко излагать свои мысли, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения, отбора необходимого для ответа материала. Успешность выполнения заданий с развернутым ответом во многом зависит и от того, насколько выпускник умеет применять полученные знания в новых ситуациях, делать выводы и обобщения, обосновывать собственные взгляды, аргументировать ответ. Примеры таких заданий:

В Красную книгу России включены 65 видов млекопитающих и 122 вида птиц. Объясните, какие антропогенные факторы привели к резкому сокращению их численности в настоящее время.

В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т-РНК с антикодонами УГА, АУГ, АТУ, ГГЦ, ААУ. Определите последовательность нуклеотидов участкакаждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т), цитозин (Ц) в двухцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните ,какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика.

Подобные вопросы требуют конкретных знаний определенных тем: первое задание — о влиянии деятельности человека на среду обитания организмов, второе задание — о пластическом обмене и свойствах генетического кода, а третье — о гигиене сердечно-сосудистой системы человека. Необходимо, чтобы в ответе были такие элементы знаний, которые конкретно будут отвечать на поставленный вопрос.

Варианты ЕГЭ включают задачи по генетике, которые требуют знания законов, генетических закономерностей, механизмов передачи наследственной информации и изменчивости у живых организмов. Для их решения необходимы умения анализировать и обобщать фактические материалы, логически рассуждать. В листе ответа необходимо представить ход решения задачи и правильный ответ.

Перед учителем также стоит вопрос: когда начинать подготовку к ЕГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 6 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого (т.к. экзамен в новой форме по структуре близок к ЕГЭ) и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.

Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов.

Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.

Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ОГЭ в 9 классе.

Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Но перегружать урок тестами не следует. Оптимальное их количество в 6-7 классах – 5-7 за урок. Задания пишу заранее на доске, печатаю на карточках или создаю мультимедийные слайды.

Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

В 6-7 классах учащиеся легко справляются с рисуночными заданиями на узнавание биологических объектов. С 8 класса больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями, соответствующими уровню С. Такие задания первоначально выполняются на уроке на этапе закрепления в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаю в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то использую и для контроля знаний.

В КИМах ОГЭ в 9 классе используются текстовые задания, которые требуют прочтения тематического биологического текста и краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений. Подобное задание проверяет следующие умения:

- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу;

- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;

- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;

- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

Сформулированный ответ вносится в графы предложенной таблицы.

Многие утверждают, что задания в форме ЕГЭ не способствуют развитию речи учащихся. Я с этим не согласна, ведь задания части 2 направлены на проверку умения выпускников строить монолог, доказывать своё мнение, рассуждать.

В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь детей.

В системе подготовки к ЕГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Для этого раздаю индивидуальные дидактические карточки, использую рабочие тетради на печатной основе. Ученикам, имеющим дома компьютер и выход в интернет, по электронной почте рассылаю тексты домашней работы. Проверку заданий провожу либо фронтально на уроке, либо собираю тетради для проверки и исправляю ошибочные ответы, а ученики при этом получают возможность провести работу над ошибками.

С целью подготовки учащихся к ЕГЭ я более широко стала применять тестовые формы контроля по всем курсам биологии, используя многообразный дидактический материал, который накапливается и обновляется ежегодно.

Все текущие и тематические контрольные работы провожу в форме, приближенной к ЕГЭ. В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.

На выполнение тематической контрольной работы обычно отвожу целый урок. Проверенные работы и тесты раздаю ученикам на дом для выполнения работы над ошибками, а на следующем уроке отвожу время для разбора наиболее сложных вопросов, вызвавших у большинства затруднения. Если такую работу проводить в системе, школьники быстро привыкают к ней, такие контрольные становятся для них привычными, и у ребят уже нет страха перед тестами и ЕГЭ.

В сентябре выявляю учащихся 11-ого и 9-ого класса, выбравших биологию для ЕГЭ или ОГЭ. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Провожу групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время, заранее согласованное с администрацией школы.

Считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому при организации повторения придерживаюсь обычной последовательности программы и оглавления действующих учебников и учебных пособий.

Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ разбиваю на блоки по содержанию материала (темы) и провожу по следующей схеме:

1 занятие – лекционный обзор темы или блока тем;

2 занятие – фронтальная работа по разбору тестов;

3 занятие – семинар и разбор заданий с развернутым ответом;

4 занятие – контрольное тестирование по теме.

С КИМами работаем только в конце учебного года, когда все темы повторим, и знания будут приведены в систему.

В проведении пробных экзаменов помогают КИМы тренировочных и диагностических работ Московского института открытого образования, размещаемых в системе дистанционной подготовки Статград.

Читайте также: